Румынские мультфильмы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Прежде всего я мультипликатор, а уж потом — всё остальное… По-моему, мультипликационное кино ещё не раскрыло всех богатств своей галактики. »
— Ион Попеску-Гопо

Румынские мультфильмы — как известные советскому/российскому телезрителю, так и нет. Если вы не знаете румынских мультфильмов, которые показывали в СССР/России, смело лезьте в румынские интернеты.

Полнометражка «Кто смеётся последним», выпущенная на VHS и переведённая на английский язык. К сожалению, на австралийский нациолект, так что могут возникнуть проблемы с пониманием.

Полнометражки[править]

  • «Мария, Мирабела» — самый известный в нашей стране румынско-советский мультфильм. Строго говоря, это не мультфильм, а игровой фильм с мультипликационными вставками.
    • Потом к нему вышел сиквел «Мария и Мирабела в Транзистории», но там анимации совсем мало.
  • «Потрясающие приключения мышкетёров» — весьма лулзовая смесь «Тома и Джерри» и «Трёх мушкетёров» Дюма 1987 года производства. В версии для советского проката отсутствуют несколько эпизодов (азартные игры, излишняя жестокость) — полная версия с аматорским переводом сейчас доступна.
  • «Космическая миссия Дельта» (рум. Misiunea spațială Delta, реж. Виктор Антонеску, Мирча Тоя, Кэлин Казан, композитор Родион Роска) — научно-фантастический мультфильм 1984 года. Позднее на его основе сделали четврёхсерийный мультсериал, который выложен на Ютуб-канале режиссёра.
  • «Новачести» (рум. Novăceștii — Новэчешти) — полнометражка 1988 г., повествующая о славных юнаках — Новачести (это слово вообще склоняется?), сыновьях сербского гайдука Старины Новака, боровшихся, как и их отец, против османского ига. В Румынии, а также на своей родине они (а также старший сын/племянник Груя Новак и побратим Радивой) считаются национальными героями.
  • «Улица милосердия» (англ. Mercy Street, рум. Strada Speranţei, 2016 г.) — первый полнометражный компьютерный трёхмерный (CGI) мультфильм Румынии, вышедший совсем недавно — в 2016 году. Правда трёхмерные только задники, сами персонажи — нарисованные, и соответственно, двухмерные. Повествует он о мальчике Лоренце, открывшем параллельный мир. Там он обнаруживает, что Маркус, владелец горнодобывающей компании, где инженером работает его отец, хочет украсть всю музыку мира, чтобы использовать его как бесконечный источник энергии для достижения собственного бессмертия. Помогают Лоренцу его же батёк и трое друзей — негров-музыкантов.
  • «Фрам — полярный медведь» (Fram, ursul polar, 2020) — находящийся в производстве мультфильм совместного с Китаем производства по мотивам одноимённой повести Чезара Петреску. Повествует о смышлёном и талантливом цирковом белом медведе Фраме, вдруг переставшим выходить на сцену из-за тоски по родине, Арктике. Несмотря на то, что его ещё медвежонком подобрали эскимосы, а затем увезли в цирк, его всё-таки привозят обратно в Арктику, хотя Фрам в силу обстоятельств почти ничего не знает о жизни в Арктике.
    Авторы проекта, компания Deveo Media из Клуж-Напоки ставит своей целью не только возродить румынскую анимацию, но и сделать Фрама таким же популярным персонажем среди румын, как и Микки Маус. Для этого им и пришлось переговариваться с китайскими продюсерами, так как бюджет мультфильма, составляющий 3 миллиона евро — это фактически неподъёмная сумма по меркам такой бедной страны, как Румыния, а денег, выделенных режиссёром «Улицы милосердия» и румынским аналогом Фонда Кино хватит лишь на 15-минутный пилотный мультфильм. Также создатели заявляют о возможном запуске полноценного мультсериала в новом 2021 году, разумеется в том случае, если деньги, конечно найдутся.

Корометражки[править]

Циклы и сериалы[править]

  • «Бэлэнел и Мяунел» (Balanel şi Miaunel) — сериал 1975-84 годов о похождениях щенка и котёнка соответственно. Является уникальным в своём роде, так как здесь впервые в истории румынского кинематографа собаки и кошки не враждуют, а дружат между собой. Партия одобряет.
    • В трудные для румынской анимации нулевые они вернулись на экран. Но, думаю, если у вас боязнь покалечить свою психику, не советую смотреть то, что под спойлером! Они появились в короткометражке «Ещё одна лав-стори» («Un alt fel de Love Story», первоначальное название — «SIDA — intrarea oprită», СПИД — вход закрыт), где обучали безопасному сексу и предупреждали о венерических заболеваниях.
  • «Михаэла» — мультсериал про веселую девчушку и её пса за авторством карикатуриста Нелла Кобара. Как и в «Кроте» Зденека Миллера и в мультфильмах Гопо, в нём никто не разговаривает.
  • «Квадратик» (Pătratel). Протагонист — неугомонный маленький мальчик в кепке с квадратным козырьком. Он постоянно влипает в какие-то смертельно опасные неприятности — как правило, по собственной глупости. Мультфильмы про Квадратика откровенно дидактичны: не будь груб!.. не будь зол!.. не будь чёрств!.. не будь нетерпелив!.. Но у героя сюжетная броня, и этот троп шутливо подсвечен: ближе к концу каждого выпуска волшебным образом появляется нечто, спасающее Квадратику жизнь (например, подушки, когда он падает с большой высоты).
  • «Приключения Ионуца» (Peripețiile lui Ionuț) — образовательный мультсериал из конца 80-х про собственно мальчика Ионуца, раскрывающего зрителям базовые понятия мира сего. «На подхвате» у этого мальчика — уже знакомые зрителю пёс Бэлэнел и кот Мяунел, а мешает всему этому тоже знакомый зрителю Пуси. Как и упомянутый «Кто смеётся последним», был дублирован на английский и выпущен на VHS-кассетах, но в сети доступно лишь пять выпусков с английским дубляжом.
  • «Оакэ и Боакэ» (1974 г.) — мультсериал про двух мальчиков-соперников от Боба Кэлинеску. К сожалению, не шедевр, «не Ефим Гамбург» — в первую очередь потому, что динамика какая-то неживая.
  • «Дикси и Доби» (Dixy și Doby; 1968—1970 гг.) — мультсериал о похождениях двух друзей: ковбоя и индейца соответственно.
  • «Пенелопа» (1976-начало-сереидна 1980-х) — мультицкл про похождения стереотипного древнего грека с почему-то римским именем Улисс (древнеримское имя царя-путешественника Одиссея), который все мультфильмы с переменным успехом пытается наладить отношения со своей девушкой, а затем с женой, чьё имя и вынесено в название цикла. Пенелопа, как и её прототип из «Одиссеи», спокойна, терпелива, женственна, нежна и снисходительна к Улиссу, она готова простить его за любые его проступки. В качестве рассказчика текст читает знаменитый актёр Тома Караджиу, которого после смерти в 1977 году заменил Октавиан Котеску. Как и в «Астериксе», «Шреке» или «Трёх богатырях» от Мельницы, античность изображена довольно условно, и изобилует анахронизмами вроде телевизоров и телефонов среди колонн и кариатид. Но поднимаемые в мультфильмах этого цикла проблемы вроде кризиса среднего возраста, непонимания в семье, излишней жеманности и мужественности, честолюбия и желания везде быть лидером, капризов моды или старческого брюзжания вроде «я-то в советские времена о-о-о-о!» вечны.
  • «Хочу знать» (Vreau Să Ştiu, 1984 г.) — 13-серийный образовательный мультсериал о мальчике, желающем, соответственно, всё знать, и сопровождающего в этом нелёгком пути белом существе по имени Всезнайка (Ştie-Tot).
  • «Последняя миссия» (Ultima misiune, 1985 г.) — мультсериал, схожий по стилистике с «Космической миссией Дельта», так как снимали его те же люди, за исключением Антонеску. В 1988 году был перевыпущен в виде полнометражного мультфильма «Сын звезды» (Fiul stetelor). Наряду с «Приключениями Ионуца» и «Кто смеётся последним», переведён на английский, но в сети также доступен не полностью.
  • «Doi Degeaba» (с 2015 г.) — веб-мультсериал о похождениях двух румынских тинейджеров-студентов. По стилистике и содержанию чем-то напоминает эстонскую «Школу № 13». На данный момент у сериала пять сезонов.
  • «Мишу и Ионика» (Mișu și Ionică, с 2015 г.) — очередной веб-мультсериал, на этот раз повествующих о бытовухе знаменитых румын и идущий под слоганом «Приключения Миши и Ионики, не очень известные публике»[1]. Сеттинг внешне представляет из себя типичную средневековую Румынию, но переполнен такими мелкими деталями из современности, как сигареты, ночные клубы, и, да, ВеЩеСтВа. В общем, «Шрек» romanian edition, но без огров и прочих шкажошных существ. Главными героями, как уже ясно из названия, являются Ион Крянгэ и Михай Эминеску, солнца румынской (и молдавской) литературы. А во второй части новогоднего спешала появляется САМ не кто иной, как Влад Дракула.
  • «RObotzi» (с 2011 г.) — веб-мультсериал студии «Creative Monkeys», повествующий о похождениях двух приятелей-роботов, разумеется, с румынским колоритом. «RObotzi» — это один из немногих румынских мультфильмов, где присутствует обсценная лексика (пускай и запиканная), если вообще не единственный. Кроме того, все роли озвучивают собственно создатели — Кодин Поп (мужские) и Рамона Кордош (женские). На данный момент мультсериал насчитывает 5 сезонов.

Персонажи[править]

  • Петушок с гитарой — пародия на Элвиса, появляется в некоторых мультфильмах.
  • Кот Пуси — полосатый котяра, отличающийся ленью и противным характером. Он чаще всех других персонажей появлялся в румынских мультфильмах, показывая плохой пример зрителям. Причём с каждым мультфильмом вредность его характера прогрессирует: если в первых мультфильмах с его участием Пуси является просто милым котёнком-плохишом, то в мультфильмах 1980-х Пуси — уже вполне себе взрослый кот и неисправимый жлоб по характеру, а в полнометражке «Кто смеётся последним» стал подельником главного злодея (и что характерно, своего «кумэтру», кума и крёстного отца) волка Вольфа.
  • Доверчивый и неразговорчивый, но храбрый и справедливый бульдог Маноле. В мультсериале «Месть бульдогов» и полнометражке «Кто смеётся последним» стал моряком и охотником за сокровищами. Также у него есть сын/племянник — его уменьшенная копия.
  • Голый Человечек Гопо — символ румынской анимации. Один может изобразить практически всё человечество, что и было показано в «Краткой истории» 1956 г.
  • Пингвин Пин-Пин — персонаж, созданный Луминицей Казаку. История его появления довольно необычна: сначала сняли группу наиболее общительных пингвинов (наверное, в Бухарестском зоопарке), затем на основе ротоскопирования некоторых особей и был создан Пин-Пин. Первоначально появился в одноимённом мультсериале 1986-90 годов, где путешествовал по свету и налаживал контакт с местными зверьми. В 1990 году на основе мультсериала был создан полнометражный мультфильм.

Личности[править]

  • Ион Попеску-Гопо — пожалуй, самый известный за пределами страны румынский аниматор. Его мультфильмы с голым человечком (который стал своеобразным символом румынской анимации), такие как «Краткая история» (1956), «Семь исскуств» (1958), «Homo Sapiens» (1960), «Алло, алло!» (1962), антивоенный «Три яблока» (1979), «Камо грядеши, Homo Sapiens?» (1982), завоевавшие множество наград (в том числе и Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм на Каннском фестивале), получили признание во всём мире. Именно Попеску-Гопо создавал мультипликационные вставки к «Марии, Мирабеле». Кроме того он сыграл в ней роль Короля Часов, а Кваки, Омиде и её папашу — короля гусениц озвучили соответственно Мария Виноградова, Клара Румянова и Георгий Вицин.
  • Боб Кэлинеску — один из первых румынских режиссеров мультфильмов, наряду с Гопо. Но он, по большей части, предпочитал создавать кукольные, а не рисованные мультфильмы. А его рисованные произведения как-то фигово анимированы — сразу видно, что автор привык иметь дело с куклами.
  • Флорин Анджелеску — создатель сериалов «Квадратик» и «Приключения Бобо».
  • Бужор Штефэнеску — с 1982 года работает в Мадриде.

История и национальная специфика[править]

Первым румынским мультфильмом был «Пэкалэ на луне» (Пэкален — герой румынских и молдавских юмористических сказок и анекдотов, трикстер и прохиндей, часто фигурирует с своим товарищем Тындале) 1920 года производства Аурела Петреску. В 1924 году был выпущен сиквел — «Păcală amorezat» («Влюблённый Пэкале»), выполненный в технике перекладки. Оба они не сохранились. Помимо мультфильмов о Пэкале, Петреску создал мультфильмы «Мужчины от Адама до наших дней» и «Женщины от Евы до наших дней», а также мультцикл «День» (D-ale zilei), своеобразную пародию на киножурналы (дотелевизионные аналоги новостных программ вроде «Вестей»), а всего — около 70 мультфильмов. К сожалению, все они также утрачены. Правда, в 1947 году Петреску приступил к экранизации румынской народной сказки «Коза и три козлёнка» (местная версия «Волка и семерых козлят»[2]), которая даже частично сохранилась (фрагменты можно невозбранно посмотреть по этой ссылке), но работа над ней так и не была окончена, так как через год Петреску умер. Экранизация стала самым первым румынским мультфильмом, где персонажи были нарисованы на листах целлулоида и помещались на фон. Такой принцип, изобретённый Уолтом Диснеем, являлся основным для рисованной мультипликации вплоть до перехода в цифру.

Первый же сохранившийся мультфильм вышел в 1927 и назывался «Haplea» (примерно переводится как «дурачина»). Он был основан на одноимённой серии комиксов, выходивших в детском журнале «Dimineața copiilor». Как и в случае с другими восточноевропейскими странами период 1920-40-х для анимации — период малокартинья, где большинство мультфильмов были рекламными, завершившийся лишь с приходом к власти коммунистов. Однако вплоть до 1970-х румынская анимационная индустрия не имела своей специфики и ничем не выделялась среди других соцстран. Исключение составляли мультфильмы Попеску-Гопо. В 1964 он, на основе реорганизации объединения мультипликации Бухарестской киностудии, основал собственную мультстудию «Анимафильм», помимо собственно мультфильмов, также производившую и диафильмы. В 1970-е начали создаваться первые румынские мультсериалы (как раз в 1973 после командировки нескольких работников телевидения во Францию была запущена телепередача «Gala desenului animat» длительностью примерно час, в которой изначально демонстрировались дублированные на румынский/с румынскими субтитрами диснеевские и некоторые другие американские мультфильмы из бухарестского киноархива, а затем, помимо них и мультфильмов соцстран вроде «Болека и Лёлека» — отечественные).

Так в чём же их особенность? — спросите вы. Во-первых, они создавались по западным лекалам, так как социалистическая Румыния наладила отношения не только с СССР и другими соцстранами, но и с Западом (правда, в начале 1980-х из-за огромного внешнего долга импорт был сокращён и начала проводиться политика импортозамещения), и румынам приходилось адаптировать свои мультфильмы под международный рынок (они, кстати, составляли до 40 % дохода за счёт экспорта)[3], например, придумывать англизированные имена (Так, имя кота Пуси происходит от английского «pussy» — женская пипися котик, кошечка), делать мультфильмы без диалогов и речи и переводить названия в открывающих титрах на иностранные языки. Во-вторых, ориентированность на приключения, например, поиски сокровищ, путешествия в дальние страны или на другие планеты. В третьих, не мультфильмы создавались вместе с персонажами, а персонажи для мультфильмов. Те же Пуси, Маноле, Ионуц, Михаэла, Бэленел и Мяунел появлялись не только в «своих» мультфильмах, но и в сотни других и повсюду тиражировались. (Хотя, подобное имело место и в советской анимации, так может быть это не специфика анимации румынской?) Также была нередка практика переделывания мультсериалов в полнометражные мультфильмы и наоборот.

Конечно, «Анимафильм» не миновала цензура и слежка «Секуритате» (румынская спецслужба в 1948-89): в начале 1980-х многие мультсериалы были закрыты под напором пропаганды Чаушеску, длительность «Gala desenului animat» неумолимо сокращалась, достигнув к концу 1980-х 15 минут, а мультфильмы, демонстрируемые в ней, могли нещадно резаться и подвергаться купюрам. В конце 1970-х в студии провели чистку и внедрили агентов «Секуритате» — в «Анимафильм» работали родственники бежавшего в Америку генерала Иона Пачепы. Первая румынская полнометражка «Робинзон Крузо и людоеды», созданная совместно с итальянцами в 1973, была запрещена до 1990 из-за одной расистской сцены.

Но 28 ноября 1989а Гопо умер, а через месяц случилась румынская (контр)революция. Стало не до мультиков, и студия «Анимафильм» пришла в упадок. Несмотря на то, что с 2004 она фактически ничего не производит (до этого с 1990 она создала всего 15 мультфильмов, в том числе и несколько рекламных роликов), что в 2010 она вообще обанкротилась, что многие из аниматоров покинули страну в поисках лучшей жизни — она существует до сих пор. «Gala desenului animat» закрылась в 1992. Что касается остальных студий, то, несмотря на то, что после румынской революции разных мультстудий появилось целое множество, на данный момент мультфильмы из-за большой дороговизны практически не производятся. По данным Виктора Антонеску (нет, он не родственник кондукатора Румынии в 1930-х годах, просто однофамилец), если в период 1980-90 производилось около 50 мультфильмов в год, то в период 2009-18 были сняты 2 документалки в стиле анимации и столько же среднеметражных мультфильмов (если не считать «Улицу милосердия»)[4]. Из современных мультфильмов можно отметить работы Анки Дамиан, вроде «Крулик: дорога в загробную жизнь», тот же вышедший в 2016 полнометражный мультфильм «Улица милосердия» и находящийся в производстве «Фрам — полярный медведь».

Тем не менее из-за кризиса полноценной анимации, как и в постсоветских странах, в Румынии бурным темпом развивается веб-анимация. И вышеупомянутые «Doi Degeaba» и «Мишу и Ионика» тому пример.

Примечания[править]

  1. МИХАЙ ЭМИНЕСКУ Наше всё и даже немного больше
  2. Кстати, в сказке присутствует довольно недетский момент: Волк убил двух козлят из трёх, обглодал головы и поставил черепушки по окнам, чтобы Коза подумала, увидев их издалека, что козлята ждут её. Не прокатило — и сам Волк умер не менее жестоко
  3. Например, румынские мультики, наряду с венгерскими и югославскими, демонстрировались на канале Nickelodeon в самом-самом начале его существования.
  4. ANIMATIA ROMANEASCA ….INCOTRO ? (2)

Ссылки (все на румынском)[править]