Бемби: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{DISPLAYTITLE:Бемби}} {{WIP}} '''«Бемби»''' (нем. ''Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde'', «Бемби. Биография из леса») — роман австрийского писателя '''Феликса Зальтена''' (псевдоним; наст. имя — Зигмунд Зальцманн), опубликованный в 1923 г. Роман рассказыва...»)
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Бемби}}
{{DISPLAYTITLE:Бемби}}
{{WIP}}
{{WIP}}
'''«Бемби»''' (нем. ''Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde'', «Бемби. Биография из леса») — роман [[Замки, вальсы и штрудели|австрийского]] писателя '''Феликса Зальтена''' ([[псевдоним]]; наст. имя — Зигмунд Зальцманн), опубликованный в 1923 г. Роман рассказывает о жизни [[Протагонист-ребёнок|мальчика]]-[[Прекрасный олень|оленёнка]] Бэмби (в оригинальном рассказе — самца '''косули'''): о его детстве, потере матери, обретении друга, уроках, которые он получает от своего отца, и опасностях в лице охотников.
'''«Бемби»''' (нем. ''Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde'', «Бемби. Биография из леса») роман [[Замки, вальсы и штрудели|австрийского]] писателя '''Феликса Зальтена''' ([[псевдоним]]; наст. имя — Зигмунд Зальцманн), опубликованный в 1923 г. Роман рассказывает о жизни [[Протагонист-ребёнок|мальчика]]-[[Прекрасный олень|оленёнка]] Бэмби (в оригинальном рассказе — самца '''косули'''): о его детстве, потере матери, обретении друга, уроках, которые он получает от своего отца, и опасностях в лице охотников.


Роман приобрёл большую популярность, был переведён более чем на 30 языков мира, считается классическим и одним из первых произведений, призывающих к защите окружающей среды. Позже Зальтен написал менее известные произведения — продолжение «Дети Бемби» (Bambis Kinder. Eine Familie im Walde, 1939) и ещё две книги из условного цикла «Лес Бемби»: «Жили-были пятнадцать зайцев» (Fünfzehn Hasen. Schicksale in Wald und Feld, 1929) и «Белочка Перри» (Die Jugend des Eichhörnchens Perri, 1938). Но эта популярность не помешала (а возможно, даже способствовала) решению Гитлера запретить роман в 1936. Возможно, причиной было [[Пейсы, кашрут и день субботний|происхождение автора]], а возможно — нежелание фюрера терпеть конкурентов по любви к белочкам.
Роман приобрёл большую популярность, был переведён более чем на 30 языков мира, считается классическим и одним из первых произведений, призывающих к защите окружающей среды. Позже Зальтен написал менее известные произведения — продолжение «Дети Бемби» (Bambis Kinder. Eine Familie im Walde, 1939) и ещё две книги из условного цикла «Лес Бемби»: «Жили-были пятнадцать зайцев» (Fünfzehn Hasen. Schicksale in Wald und Feld, 1929) и «Белочка Перри» (Die Jugend des Eichhörnchens Perri, 1938). Но эта популярность не помешала (а возможно, даже способствовала) решению Гитлера запретить роман в 1936. Возможно, причиной было [[Пейсы, кашрут и день субботний|происхождение автора]], а возможно — нежелание фюрера терпеть конкурентов по любви к белочкам.


История получила ещё большую известность благодаря мультипликационной адаптации [[Disney]], вышедшей в 1942 г. Традиционно [[Я пишусь через «Э»|название книги транслитерируется на русском через Е, а мультфильма — через Э]], и в статье будет соблюдаться это правило.
История получила ещё большую известность благодаря мультипликационной адаптации [[Disney]], вышедшей в 1942 г. Традиционно [[Я пишусь через «Э»|название книги транслитерируется на русском через Е, а мультфильма — через Э]], и в статье будет соблюдаться это правило.


== Персонажи ==
== Персонажи ==


* '''[[Протагонист|Бемби]]''' — главный герой.
* '''[[Протагонист|Бемби]]''' главный герой.
* '''[[Мама-медведица|Мать Бемби]]'''. Очень осторожна и умна, всеми силами старается защитить Бемби от возможной опасности, но погибает от рук Человека, отдав жизнь за своего сына
* '''[[Мама-медведица|Мать Бемби]]'''. Очень осторожна и умна, всеми силами старается защитить Бемби от возможной опасности, но погибает от рук Человека, отдав жизнь за своего сына
* '''[[Папа-волк|Великий Король/Великий Принц/Старый Вождь/Старый Вожак]]''' — [[ментор]] и [[Родитель-одиночка|отец]] главного героя, самый мудрый олень в лесу. Он учит сына, помогает ему постигнуть суровые законы лесной жизни, чтобы по возможности обезопасить себя и прочих лесных жителей от [[Плохие люди|людей]]. В самом конце повести он прощается с сыном и [[А теперь я умру|уходит умирать]], а позже Бемби [[Новый, точно такой же|стал новым Старым Вожаком]], [[Светлый властелин|живой легендой леса]].
* '''[[Папа-волк|Великий Король/Великий Принц/Старый Вождь/Старый Вожак]]''' [[ментор]] и [[Родитель-одиночка|отец]] главного героя, самый мудрый олень в лесу. Он учит сына, помогает ему постигнуть суровые законы лесной жизни, чтобы по возможности обезопасить себя и прочих лесных жителей от [[Плохие люди|людей]]. В самом конце повести он прощается с сыном и [[А теперь я умру|уходит умирать]], а позже Бемби [[Новый, точно такой же|стал новым Старым Вожаком]], [[Светлый властелин|живой легендой леса]].
** [[Рыцарь в ржавых доспехах]]/[[Козёл с золотым сердцем]] — он замкнут, немногословен и временами грубоват. При этом учит своего сына жизни в дикой природе и искренне любит его.
** [[Рыцарь в ржавых доспехах]]/[[Козёл с золотым сердцем]] он замкнут, немногословен и временами грубоват. При этом учит своего сына жизни в дикой природе и искренне любит его.
** [[Вождь благородных дикарей]] в зверином варианте. Его задача — охранять лесных обитателей от Человека. Лучше всех лесных жителей знает повадки людей, по возможности предостерегает от них не только других оленей, но и остальных жителей леса, чтобы им было что противопоставить людскому могуществу.
** [[Вождь благородных дикарей]] в зверином варианте. Его задача — охранять лесных обитателей от Человека. Лучше всех лесных жителей знает повадки людей, по возможности предостерегает от них не только других оленей, но и остальных жителей леса, чтобы им было что противопоставить людскому могуществу.
* '''[[Девчушка-попрыгушка|Фалина/Фэлин]]''' — троюродная сестра, подруга и возлюбленная Бемби.
* '''[[Девчушка-попрыгушка|Фалина/Фэлин]]''' троюродная сестра, подруга и возлюбленная Бемби.
* '''[[Злодей|Человек]]''' — главный антагонист книги и мультфильма.
* '''[[Злодей|Человек]]''' главный антагонист книги и мультфильма.
* '''Ронно''' — молодой олень-самец, соперник Бемби за внимание Фалины/Фэлин.
* '''Ронно''' молодой олень-самец, соперник Бемби за внимание Фалины/Фэлин.
* '''[[Дети в финале|Оленята]]''' — собственно, дети Бемби (в книге неочевидно, в мультфильме играется напрямую).
* '''[[Дети в финале|Оленята]]''' собственно, дети Бемби (в книге неочевидно, в мультфильме играется напрямую).


=== Встречающиеся только в книге ===
=== Встречающиеся только в книге ===
* '''Эна''' — двоюродная тётя Бемби и мать Фалины.
* '''Эна''' двоюродная тётя Бемби и мать Фалины.
* '''[[Лютик|Гобо]]''' — брат-близнец Фалины, которого ей [[Обманул смерть, но всё равно помер|довелось потерять дважды]]. Первый раз — во время большой охоты, когда погибла мать Бемби и многие другие обитатели леса, он провалился в глубокий сугроб, отстав от матери и сестры, и уже готовился умереть, о чём честно сказал прибежавшему Бемби. Однако один из охотников решил его не убивать, а отнёс домой и приручил. Впоследствии Гобо сбежал в лес, однако [[Наивный идеалист|он уже привык доверять людям]], и вскоре [[Разделённые смертью близнецы|попал под смертельный выстрел]], выбежав охотнику навстречу другому охотнику.
* '''[[Лютик|Гобо]]''' брат-близнец Фалины, которого ей [[Обманул смерть, но всё равно помер|довелось потерять дважды]]. Первый раз — во время большой охоты, когда погибла мать Бемби и многие другие обитатели леса, он провалился в глубокий сугроб, отстав от матери и сестры, и уже готовился умереть, о чём честно сказал прибежавшему Бемби. Однако один из охотников решил его не убивать, а отнёс домой и приручил. Впоследствии Гобо сбежал в лес, однако [[Наивный идеалист|он уже привык доверять людям]], и вскоре [[Разделённые смертью близнецы|попал под смертельный выстрел]], выбежав охотнику навстречу другому охотнику.
** [[Драматическая болезнь]] — у Гобо, возможно, врождённый порок сердца: когда он нервничает, начинается «сердцебиение», да и от своей сестры Фалины он [[Хрупкий цветок|отстаёт и в росте, и в силе, и в общем жизненном тонусе]].
** [[Драматическая болезнь]] у Гобо, возможно, врождённый порок сердца: когда он нервничает, начинается «сердцебиение», да и от своей сестры Фалины он [[Хрупкий цветок|отстаёт и в росте, и в силе, и в общем жизненном тонусе]].
* '''[[Наивный идеалист|Марена]]''' — самка косули, подруга Гобо.
* '''[[Наивный идеалист|Марена]]''' самка косули, подруга Гобо.
* '''[[Старый козёл|Неттла]]''' — старая самка косули, приёмная мать Бемби, [[чайлд-фри]].
* '''[[Старый козёл|Неттла]]''' старая самка косули, приёмная мать Бемби, [[чайлд-фри]].
** Если бы она была чайлд фри, то не взяла бы Бемби на воспитание.
** Если бы она была чайлд фри, то не взяла бы Бемби на воспитание.
  {{q|pre=1|
  {{q|pre=1|
Строка 32: Строка 32:
И тётя Неттла, притворяясь рассерженной, отвечала резко:
И тётя Неттла, притворяясь рассерженной, отвечала резко:
— Да, и притом злые…|}}
— Да, и притом злые…|}}
Она не чайлдфри.И встречается в фильме.В фильме она уже слишком старая ,чтоб наново беременеть и растить детей.потому и не хочет плодить новых оленят.
* '''Карус''' ещё один самец косули и соперник Бемби.
* '''Карус''' — ещё один самец косули и соперник Бемби.
* Симпатичные [[Озорница-белка|белочки]].
* Симпатичные [[Озорница-белка|белочки]].
* Иногда в сказке и продолжениях появляются [[Сохатый|лоси]], старшие и более крупные родственники оленей. Олени чаще всего боятся лосей из-за их роста и [[Зловещая долина|карикатурного сходства]] и ведут себя, как могли бы люди при встрече со [[Йети|снежным человеком]]. Бемби однажды хотел было пообщаться с одним встретившимся лосем, но так и не осмелился с ним поговорить. Лось же на самом деле тоже к оленям относился со всем уважением, и хотел бы пообщаться, но не знал, как начать. Так и разошлись, не поняв друг друга.
* Иногда в сказке и продолжениях появляются [[Сохатый|лоси]], старшие и более крупные родственники оленей. Олени чаще всего боятся лосей из-за их роста и [[Зловещая долина|карикатурного сходства]] и ведут себя, как могли бы люди при встрече со [[Йети|снежным человеком]]. Бемби однажды хотел было пообщаться с одним встретившимся лосем, но так и не осмелился с ним поговорить. Лось же на самом деле тоже к оленям относился со всем уважением, и хотел бы пообщаться, но не знал, как начать. Так и разошлись, не поняв друг друга.
Строка 43: Строка 42:
== Тропы в книге ==
== Тропы в книге ==
{{Note|Описание облавы|
{{Note|Описание облавы|
<br />Внезапно олени тесно сбились в кучу. То был Он!
&lt;br />Внезапно олени тесно сбились в кучу. То был Он!
<br />Волна невыносимого запаха плыла сквозь чащу, дурманила голову, ужасом холодила сердце.
&lt;br />Волна невыносимого запаха плыла сквозь чащу, дурманила голову, ужасом холодила сердце.
<br />Взбудораженный лес наполнился движением, щебетом, писком. В ветвях шныряли синицы — сотни маленьких пушистых комочков — и пищали изо всех силёнок:
&lt;br />Взбудораженный лес наполнился движением, щебетом, писком. В ветвях шныряли синицы — сотни маленьких пушистых комочков — и пищали изо всех силёнок:
<br />— Вперёд! Вперёд!
&lt;br />— Вперёд! Вперёд!
<br />С паническим криком пронесся чёрный дятел. Сквозь тёмную сетку обнажённого кустарника было видно, как на снегу метались узкие, длинные тени. То были фазаны. Посреди них мелькало что-то красное, вероятно лиса. Но никто теперь не боялся её. Тяжкий, невыносимый запах тёк сквозь лес, примиряя всех его обитателей в общем страхе, в общем стремлении спастись во что бы то ни стало.
&lt;br />С паническим криком пронесся чёрный дятел. Сквозь тёмную сетку обнажённого кустарника было видно, как на снегу метались узкие, длинные тени. То были фазаны. Посреди них мелькало что-то красное, вероятно лиса. Но никто теперь не боялся её. Тяжкий, невыносимый запах тёк сквозь лес, примиряя всех его обитателей в общем страхе, в общем стремлении спастись во что бы то ни стало.
<br />Этот таинственный, давящий запах пронизывал лес с такой неслыханной, небывалой силой, что все поняли: на этот раз Он не один. Он идёт с себе подобными.
&lt;br />Этот таинственный, давящий запах пронизывал лес с такой неслыханной, небывалой силой, что все поняли: на этот раз Он не один. Он идёт с себе подобными.
<br />Не двигаясь, смотрели олени на встрёпанных, растерянных синиц и дроздов, на белок, отчаянно скачущих со ствола на ствол, и думали, что всем этим малюткам, в сущности, нечего бояться. И всё же олени понимали их: ведь и эти малютки чуяли Его, а ни одно лесное существо не может вынести Его приближение…
&lt;br />Не двигаясь, смотрели олени на встрёпанных, растерянных синиц и дроздов, на белок, отчаянно скачущих со ствола на ствол, и думали, что всем этим малюткам, в сущности, нечего бояться. И всё же олени понимали их: ведь и эти малютки чуяли Его, а ни одно лесное существо не может вынести Его приближение…
<br />Вот прискакал друг-приятель заяц, на миг остановился и поспешно заскакал дальше.
&lt;br />Вот прискакал друг-приятель заяц, на миг остановился и поспешно заскакал дальше.
<br />— Что там происходит? — крикнул ему вдогон Карус.
&lt;br />— Что там происходит? — крикнул ему вдогон Карус.
<br />Друг заяц присел, но лишь повёл глазами, говорить он не мог.
&lt;br />Друг заяц присел, но лишь повёл глазами, говорить он не мог.
<br />— К чему спрашивать? — сумрачно проговорил Ронно.
&lt;br />— К чему спрашивать? — сумрачно проговорил Ронно.
<br />Друг заяц глотнул воздуха.
&lt;br />Друг заяц глотнул воздуха.
<br />— Мы окружены, — прошептал он беззвучно. — Выхода нет. Всюду Он!
&lt;br />— Мы окружены, — прошептал он беззвучно. — Выхода нет. Всюду Он!
<br />И в тот же миг все услышали Его голос. Десять, двадцать, тридцать раз подряд Он прокричал:
&lt;br />И в тот же миг все услышали Его голос. Десять, двадцать, тридцать раз подряд Он прокричал:
<br />— Хо-хо-хо-хо! Ха-ха-ха-ха!..
&lt;br />— Хо-хо-хо-хо! Ха-ха-ха-ха!..
<br />Это звучало сокрушительно, как буря или ураган. Он колошматил по стволам деревьев, заставляя их громко стонать. Это было ужасно. Шорох и свист раздвигаемых кустов, стон деревьев, гром и треск ломаемых сучьев сопровождал каждый Его шаг.
&lt;br />Это звучало сокрушительно, как буря или ураган. Он колошматил по стволам деревьев, заставляя их громко стонать. Это было ужасно. Шорох и свист раздвигаемых кустов, стон деревьев, гром и треск ломаемых сучьев сопровождал каждый Его шаг.
<br />Он шёл сюда, в самую чащу.
&lt;br />Он шёл сюда, в самую чащу.
<br />Там, откуда Он шёл, послышались короткие, свистящие трели, всхлопы широких крыльев — это поднялся фазан. Секунду или две было слышно, как набирает он высоту, и тут раздался резкий удар грома. Тишина. Затем глухой удар о землю.
&lt;br />Там, откуда Он шёл, послышались короткие, свистящие трели, всхлопы широких крыльев — это поднялся фазан. Секунду или две было слышно, как набирает он высоту, и тут раздался резкий удар грома. Тишина. Затем глухой удар о землю.
<br />— Он убит, — трепеща, сказала мать Бемби.
&lt;br />— Он убит, — трепеща, сказала мать Бемби.
<br />— Первая жертва, — добавил Ронно.
&lt;br />— Первая жертва, — добавил Ронно.
<br />Марена, юная девушка, почти ребёнок, сказала:
&lt;br />Марена, юная девушка, почти ребёнок, сказала:
<br />— В этот час погибнут многие из нас. И я буду среди них.
&lt;br />— В этот час погибнут многие из нас. И я буду среди них.
<br />Но сейчас было не до неё, над всем господствовал страх. Бемби пытался понять происходящее, но всё нарастающий шум путал его мысли. Гремело, свистело, трещало, громыхало со всех сторон, и в этом сумбуре звуков Бемби слышал, как бьётся его сердце.
&lt;br />Но сейчас было не до неё, над всем господствовал страх. Бемби пытался понять происходящее, но всё нарастающий шум путал его мысли. Гремело, свистело, трещало, громыхало со всех сторон, и в этом сумбуре звуков Бемби слышал, как бьётся его сердце.
<br />Время от времени мать говорила ему: «Будь подле меня». Она говорила громко, почти кричала, но в окружающем гуле казалось, что она шепчет.
&lt;br />Время от времени мать говорила ему: «Будь подле меня». Она говорила громко, почти кричала, но в окружающем гуле казалось, что она шепчет.
<br />Это «будь подле меня» давало Бемби какую-то опору. Слова матери приковывали его будто цепью, иначе бы он давно кинулся наутёк. Но всякий раз, когда он терял над собой власть, слышал он эти слова.
&lt;br />Это «будь подле меня» давало Бемби какую-то опору. Слова матери приковывали его будто цепью, иначе бы он давно кинулся наутёк. Но всякий раз, когда он терял над собой власть, слышал он эти слова.
<br />Бемби осмотрелся. Вот проскочила чета ласок: две узенькие, извивающиеся полоски, едва уловимые глазом. Ёж жадно прислушивался к каждой новости, которую, запинаясь, сообщал ему вконец отчаявшийся заяц. Вертелась лиса в сутолоке мельтешащихся фазанов. Они не обращали на неё никакого внимания, сновали под самым её носом, но и лисе было не до них. Вытянув шею, насторожив уши, она вовсю работала носом, пытаясь что-нибудь понять во всей этой суматохе. Рыжим пушистым хвостом она часто колотила себя по ногам.
&lt;br />Бемби осмотрелся. Вот проскочила чета ласок: две узенькие, извивающиеся полоски, едва уловимые глазом. Ёж жадно прислушивался к каждой новости, которую, запинаясь, сообщал ему вконец отчаявшийся заяц. Вертелась лиса в сутолоке мельтешащихся фазанов. Они не обращали на неё никакого внимания, сновали под самым её носом, но и лисе было не до них. Вытянув шею, насторожив уши, она вовсю работала носом, пытаясь что-нибудь понять во всей этой суматохе. Рыжим пушистым хвостом она часто колотила себя по ногам.
<br />Торопливо подбежал фазан. Он выскочил из самого пекла и был вне себя.
&lt;br />Торопливо подбежал фазан. Он выскочил из самого пекла и был вне себя.
<br />— Только не подниматься! — кричал он своим. — Только не подниматься! Бежать, бежать и бежать!
&lt;br />— Только не подниматься! — кричал он своим. — Только не подниматься! Бежать, бежать и бежать!
<br />Он без конца твердил одно и то же, будто хотел убедить самого себя, но едва ли сознавал, что говорит.
&lt;br />Он без конца твердил одно и то же, будто хотел убедить самого себя, но едва ли сознавал, что говорит.
<br />— Хо-хо-хо!.. Ха-ха-ха!.. — прозвучало совсем рядом.
&lt;br />— Хо-хо-хо!.. Ха-ха-ха!.. — прозвучало совсем рядом.
<br />— Только не подниматься! — крикнул фазан и тут же, с громким треском расправив крылья, взлетел.
&lt;br />— Только не подниматься! — крикнул фазан и тут же, с громким треском расправив крылья, взлетел.
<br />Бемби следил, как прямо и круто взмыл он между деревьев, шурша крыльями, мерцая синим и коричневым в золото глянцем своего роскошного убора, чудесного, как драгоценность. Шлейф его длинных хвостовых перьев гордо распространялся по воздуху. Резко прозвучал короткий удар грома. Фазан сложился, перевернулся через голову, будто желая ухватить клювом собственные ноги, и тяжело рухнул наземь. Он упал посреди фазаньей сутолоки и больше не двигался.
&lt;br />Бемби следил, как прямо и круто взмыл он между деревьев, шурша крыльями, мерцая синим и коричневым в золото глянцем своего роскошного убора, чудесного, как драгоценность. Шлейф его длинных хвостовых перьев гордо распространялся по воздуху. Резко прозвучал короткий удар грома. Фазан сложился, перевернулся через голову, будто желая ухватить клювом собственные ноги, и тяжело рухнул наземь. Он упал посреди фазаньей сутолоки и больше не двигался.
<br />Пять или шесть фазанов одновременно поднялись в воздух, громко шурша крыльями.
&lt;br />Пять или шесть фазанов одновременно поднялись в воздух, громко шурша крыльями.
<br />— Не подниматься! — кричали остальные, бросившись врассыпную.
&lt;br />— Не подниматься! — кричали остальные, бросившись врассыпную.
<br />Гром ударил пять или шесть раз, и взлетевшие фазаны бездыханными упали на землю.
&lt;br />Гром ударил пять или шесть раз, и взлетевшие фазаны бездыханными упали на землю.
<br />— Теперь идём! — сказала мать.
&lt;br />— Теперь идём! — сказала мать.
<br />Бемби обернулся. Ронно и Карус уже ушли. Исчезла и тетя Неттла. Лишь одна Марена осталась с ними. Они двинулись вперёд: Бемби рядом с матерью, позади скромно выступала Марена.
&lt;br />Бемби обернулся. Ронно и Карус уже ушли. Исчезла и тетя Неттла. Лишь одна Марена осталась с ними. Они двинулись вперёд: Бемби рядом с матерью, позади скромно выступала Марена.
<br />Бушевало, ревело, трещало, гремело со всех сторон. Мать оставалась спокойной. Она, правда, не могла унять дрожь, но сохраняла ясный разум.
&lt;br />Бушевало, ревело, трещало, гремело со всех сторон. Мать оставалась спокойной. Она, правда, не могла унять дрожь, но сохраняла ясный разум.
<br />— Бемби, дитя моё, — говорила она, — об одном прошу: держись всё время возле меня. Мы отсюда выберемся, только не надо торопиться.
&lt;br />— Бемби, дитя моё, — говорила она, — об одном прошу: держись всё время возле меня. Мы отсюда выберемся, только не надо торопиться.
<br />А канонада всё нарастала. Десять-двенадцать раз подряд прогремел гром, который Он извлекал из своих рук.
&lt;br />А канонада всё нарастала. Десять-двенадцать раз подряд прогремел гром, который Он извлекал из своих рук.
<br />— Спокойно, — повторяла мать. — Только не бежать! Когда мы найдём лаз, тогда беги, беги изо всех сил. И помни, дитя моё: ты не должен обращать внимания на меня. Что бы ни случилось со мной… даже если я упаду… помни одно: бежать, бежать изо всех сил!  
&lt;br />— Спокойно, — повторяла мать. — Только не бежать! Когда мы найдём лаз, тогда беги, беги изо всех сил. И помни, дитя моё: ты не должен обращать внимания на меня. Что бы ни случилось со мной… даже если я упаду… помни одно: бежать, бежать изо всех сил!  
<br />Мать расчётливо, шаг за шагом, продвигалась вперед, не обращая внимания на то, что творилось вокруг.
&lt;br />Мать расчётливо, шаг за шагом, продвигалась вперед, не обращая внимания на то, что творилось вокруг.
<br />Взад и вперёд носились фазаны, с размаху зарывались в снег, тут же выпрастывались и мчались дальше. Вычерчивая зигзаги, прискакала вся зайчиная семья, присела и враз дружно заскакала дальше.
&lt;br />Взад и вперёд носились фазаны, с размаху зарывались в снег, тут же выпрастывались и мчались дальше. Вычерчивая зигзаги, прискакала вся зайчиная семья, присела и враз дружно заскакала дальше.
<br />Никто не произносил ни слова. Измученные страхом, оглушённые непрерывными раскатами грома, лесные обитатели словно утратили разум.
&lt;br />Никто не произносил ни слова. Измученные страхом, оглушённые непрерывными раскатами грома, лесные обитатели словно утратили разум.
<br />Лес немного проредился, и впереди, в плетении кустарника, засияла светлая щель. А позади, приближаясь с каждой секундой, раздавался барабанный постук по стволам деревьев, треск ломаемых сучьев, раскатистое «Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!..»
&lt;br />Лес немного проредился, и впереди, в плетении кустарника, засияла светлая щель. А позади, приближаясь с каждой секундой, раздавался барабанный постук по стволам деревьев, треск ломаемых сучьев, раскатистое «Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!..»
<br />Дорогу оленям перескочил друг-приятель заяц с двумя сородичами.
&lt;br />Дорогу оленям перескочил друг-приятель заяц с двумя сородичами.
<br />Бум-та-ра-рах! — прогремел гром. Бемби увидел, как заяц на бегу перекувырнулся, показав светлое брюшко, и остался лежать. Он дёрнулся раз, другой и затих. Бемби в страхе остановился. Но тут раздался чей-то крик:
&lt;br />Бум-та-ра-рах! — прогремел гром. Бемби увидел, как заяц на бегу перекувырнулся, показав светлое брюшко, и остался лежать. Он дёрнулся раз, другой и затих. Бемби в страхе остановился. Но тут раздался чей-то крик:
<br />— Они идут!.. Прочь отсюда!.. Скорее прочь!..
&lt;br />— Они идут!.. Прочь отсюда!.. Скорее прочь!..
<br />Громкий шорох широко распластанных крыльев, свист, рыдание, шелест оперенья — это всей стаей поднялись фазаны. А громовые удары рвали воздух в клочья. Было слышно, как глухо шлёпались на землю сбитые птицы, как отряхивались те из них, кому удалось спастись.
&lt;br />Громкий шорох широко распластанных крыльев, свист, рыдание, шелест оперенья — это всей стаей поднялись фазаны. А громовые удары рвали воздух в клочья. Было слышно, как глухо шлёпались на землю сбитые птицы, как отряхивались те из них, кому удалось спастись.
<br />И вдруг Бемби услышал чью-то незнакомую поступь и оглянулся. То был Он. Он возникал изо всех кустов, ближних и дальних. Отовсюду, куда ни кинешь взгляд, круша всё на своем пути, барабаня по стволам деревьев, ломая кустарник, со всех сторон надвигался Он…|}}
&lt;br />И вдруг Бемби услышал чью-то незнакомую поступь и оглянулся. То был Он. Он возникал изо всех кустов, ближних и дальних. Отовсюду, куда ни кинешь взгляд, круша всё на своем пути, барабаня по стволам деревьев, ломая кустарник, со всех сторон надвигался Он…|}}
* [[Зелёная басня]] и [[Человек — это звучит жутко]] — эталонный пример из Палаты мер и весов. Такого описания душераздирающего, всеобъемлющего ужаса, как в сцене [[охотник|облавы, во время которой погибает]] мать Бемби, трудно найти где-либо ещё (см. отрывок). И совершенно напрасно автор в продолжении придал Ему конкретные характеристики — браконьер, лесничий… Атмосфера ужаса улетучилась, поэтому продолжения мало кому интересны.
* [[Зелёная басня]] и [[Человек — это звучит жутко]] эталонный пример из Палаты мер и весов. Такого описания душераздирающего, всеобъемлющего ужаса, как в сцене [[охотник|облавы, во время которой погибает]] мать Бемби, трудно найти где-либо ещё (см. отрывок). И совершенно напрасно автор в продолжении придал Ему конкретные характеристики — браконьер, лесничий… Атмосфера ужаса улетучилась, поэтому продолжения мало кому интересны.
** Гораздо изящнее поступил Нагибин: в сцене, где Бемби и Старый Вожак находят тело погибшего Его, переводчик единственный раз (намеренно!) прямо называет его БРАКОНЬЕРОМ, тем самым именно что ещё больше развенчивая демонически-божественный образ Человека.В мультфильме"Красавица и Чудовище"от Диснея у Гастона на стене вист голова ,напоминающая голову...матери Бемби,что отождествляет Гастона с Ним.А Гастон-браконьер и почти что бандит
** Гораздо изящнее поступил Нагибин: в сцене, где Бемби и Старый Вожак находят тело погибшего Его, переводчик единственный раз (намеренно!) прямо называет его БРАКОНЬЕРОМ, тем самым именно что ещё больше развенчивая демонически-божественный образ Человека.
* [[Знаменитые последние слова]] — «Здесь мы расстанемся. Каждый должен в одиночестве встречать свой последний час. Прощай, мой сын… я очень любил тебя» — папа Бемби.
* [[Знаменитые последние слова]] «Здесь мы расстанемся. Каждый должен в одиночестве встречать свой последний час. Прощай, мой сын… я очень любил тебя» — папа Бемби.
* [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] — неромантический пример: Гобо и Фалина.
* [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] неромантический пример: Гобо и Фалина.
** В продолжении их повторяют другие брат и сестра — дети Бемби и Фалины, Кено и Гурри. Кено осторожен, задумчив и робок, Гурри — дерзкая и взбалмошная.
** В продолжении их повторяют другие брат и сестра — дети Бемби и Фалины, Кено и Гурри. Кено осторожен, задумчив и робок, Гурри — дерзкая и взбалмошная.
* [[Роман мая с декабрём]] — родители главного героя. Отец — старейший из оленьего племени, мать же совсем молодая, судя по тому, что Бемби — её первый детёныш (и последний).
* [[Роман мая с декабрём]] родители главного героя. Отец — старейший из оленьего племени, мать же совсем молодая, судя по тому, что Бемби — её первый детёныш (и последний).
** В советской экранизации разница в возрасте особенно заметна.
** В советской экранизации разница в возрасте особенно заметна.
* [[Осторожно, злая собака!]]. Здесь она, как и положено, друг человека. Но поскольку [[Плохие люди|люди — враги всего живого в лесу]] и несут смерть и горе всем обитателям, то и охотничья собака — [[пёс злодея]]. И не просто служит ему, но и [[Религиозный фанатик|обожествляет его]]: «Вы! — крикнула она. — Чего вы хотите? Что вы знаете? О чём говорите? Всё, всё принадлежит Ему! Я тоже принадлежу Ему. И я люблю Его, я молюсь на Него, я служу Ему! Вы что же, хотите восстать против Него, всесильного, вы — убогие! Знайте же, Он царит над всем и над всеми! Всё, что есть у вас, — от Него! Всё, что растёт и дышит, — от Него! — Собака тряслась от возбуждения». Даже Бемби, в ту пору — уже почти взрослый, испугался. «Собаки — это самое страшное в мире. Их пасть полна крови, их голос полон гнева, они не ведают сострадания».
* [[Осторожно, злая собака!]]. Здесь она, как и положено, друг человека. Но поскольку [[Плохие люди|люди — враги всего живого в лесу]] и несут смерть и горе всем обитателям, то и охотничья собака — [[пёс злодея]]. И не просто служит ему, но и [[Религиозный фанатик|обожествляет его]]: «Вы! крикнула она. Чего вы хотите? Что вы знаете? О чём говорите? Всё, всё принадлежит Ему! Я тоже принадлежу Ему. И я люблю Его, я молюсь на Него, я служу Ему! Вы что же, хотите восстать против Него, всесильного, вы — убогие! Знайте же, Он царит над всем и над всеми! Всё, что есть у вас, от Него! Всё, что растёт и дышит, от Него! Собака тряслась от возбуждения». Даже Бемби, в ту пору — уже почти взрослый, испугался. «Собаки — это самое страшное в мире. Их пасть полна крови, их голос полон гнева, они не ведают сострадания».
* [[Друг всему живому]] («Белочка Перри») — маленькая девочка Анерле, дочка егеря.
* [[Друг всему живому]] («Белочка Перри») маленькая девочка Анерле, дочка егеря.
** [[Магией владеют дети]] — Анерле умеет говорить со всеми зверями и птицами, и те приходят к ней без страха. Увы, в конце книги она подросла и утратила эту способность. «Что и говорить, ужасно жалко!» {{Q|pre=1|
** [[Магией владеют дети]] Анерле умеет говорить со всеми зверями и птицами, и те приходят к ней без страха. Увы, в конце книги она подросла и утратила эту способность. «Что и говорить, ужасно жалко!» {{Q|pre=1|
Она была в том предрассветном возрасте, когда дети существуют как бы независимо от взрослых, и у них нет никакого стремления повзрослеть. Кажется, что в их жизни ничего не меняется, что они живут по таинственным законам природы, и всё в них — и податливость, и терпеливость, и доброта, и преданность — от изначальной сути, когда человек жил в мире и согласии с природой и со всеми зверями и птицами на земле.
Она была в том предрассветном возрасте, когда дети существуют как бы независимо от взрослых, и у них нет никакого стремления повзрослеть. Кажется, что в их жизни ничего не меняется, что они живут по таинственным законам природы, и всё в них — и податливость, и терпеливость, и доброта, и преданность — от изначальной сути, когда человек жил в мире и согласии с природой и со всеми зверями и птицами на земле.
И кажется, что в младенческих душах ещё живы воспоминания об этой давным-давно минувшей и счастливой поре, и, ещё не умея толком говорить, они, непостижимо как, понимают язык растений и животных — и запросто общаются с ними, и понимают друг друга.
И кажется, что в младенческих душах ещё живы воспоминания об этой давным-давно минувшей и счастливой поре, и, ещё не умея толком говорить, они, непостижимо как, понимают язык растений и животных — и запросто общаются с ними, и понимают друг друга.
Но приходит время, и библейское утро младенческой жизни сменяется житейским суетным днём, — и всё забывается…|}}
Но приходит время, и библейское утро младенческой жизни сменяется житейским суетным днём, — и всё забывается…|}}
* [[Детям это смотреть нельзя!/Фольклор и литература|Детям это смотреть нельзя!]]. Те, кто критикует экранизацию Диснея за мрачные моменты, явно не знакомы с оригиналом — изложенная там история взросления оленёнка в разы жёстче, суровей и даже полна кровавых подробностей о жизни обитателей леса.
* [[Детям это смотреть нельзя!/Фольклор и литература|Детям это смотреть нельзя!]]. Те, кто критикует экранизацию Диснея за мрачные моменты, явно не знакомы с оригиналом — изложенная там история взросления оленёнка в разы жёстче, суровей и даже полна кровавых подробностей о жизни обитателей леса.
* [[Канонический переводчик]] — Юрий Нагибин ([[Право переводчика|авторизированный перевод]]). Другие, более точные не производят и половины того ошеломляющего впечатления, да ещё и страдают [[канцелярит]]ом.
* [[Канонический переводчик]] Юрий Нагибин ([[Право переводчика|авторизированный перевод]]). Другие, более точные не производят и половины того ошеломляющего впечатления, да ещё и страдают [[канцелярит]]ом.


== Адаптации ==
== Адаптации ==
Строка 116: Строка 115:
==== Персонажи появилось в мультфильме ====
==== Персонажи появилось в мультфильме ====
[[Файл:Skunk-bambi.jpg|240px|thumb|right|Первое знакомство]]
[[Файл:Skunk-bambi.jpg|240px|thumb|right|Первое знакомство]]
* '''Цветочек''' (Flower) — скромный и застенчивый [[Вонючий скунс|скунс]], друг Бэмби.
* '''Цветочек''' (Flower) скромный и застенчивый [[Вонючий скунс|скунс]], друг Бэмби.
** Одна из самых известных сцен в истории западной мультипликации: едва научившийся ходить-говорить и ещё незнакомый с окружающим миром Бэмби обнаруживает среди цветов скунса и называет его тоже цветком. Тот ничуть не возражает и впоследствии сам так себя называет. За весь фильм Цветок ни разу не воспользовался своей способностью… так что Бэмби вполне мог и остаться в неведении, что же это за зверь такой.
** Одна из самых известных сцен в истории западной мультипликации: едва научившийся ходить-говорить и ещё незнакомый с окружающим миром Бэмби обнаруживает среди цветов скунса и называет его тоже цветком. Тот ничуть не возражает и впоследствии сам так себя называет. За весь фильм Цветок ни разу не воспользовался своей способностью… так что Бэмби вполне мог и остаться в неведении, что же это за зверь такой.
** Во время Второй мировой войны компания «Дисней» создавала эмблемы подразделений для американской армии. Изображение Цветочка использовалось для подразделений химзащиты.
** Во время Второй мировой войны компания «Дисней» создавала эмблемы подразделений для американской армии. Изображение Цветочка использовалось для подразделений химзащиты.
* '''Топотун''' (Thumper) — храбрый, энергичный и самостоятельный [[Братец-кролик|кролик]], ещё один друг Бэмби и [[Сестра пяти братьев|брат четырёх сестёр]].
* '''Топотун''' (Thumper) храбрый, энергичный и самостоятельный [[Братец-кролик|кролик]], ещё один друг Бэмби и [[Сестра пяти братьев|брат четырёх сестёр]].
* [[Добродушный толстяк|Друг]] '''[[Мудрая сова|Филин]]'''.
* [[Добродушный толстяк|Друг]] '''[[Мудрая сова|Филин]]'''.


==== Тропы появилось в мультфильме ====
==== Тропы появилось в мультфильме ====
* [[Закон Осмозиса Джонса]] — [[аверсия]]: авторы пытаются оставить животных животными со свойственным им поведением и укладом жизни.
* [[Закон Осмозиса Джонса]] [[аверсия]]: авторы пытаются оставить животных животными со свойственным им поведением и укладом жизни.
* [[Девчушка-попрыгушка]] — Фалина в детстве.
* [[Девчушка-попрыгушка]] Фалина в детстве.
* [[Дети в финале]] — ''«[[The Lion King|Король-Лев]]»! Фильм начинается с представления звериному народу новорождённого Симбы, а заканчивается аналогичной церемонией уже для его наследника. «[[Колесо Сансары|Круг Жизни]]» замкнулся. За полвека до «Короля-Льва» то же самое было проделано в «[[Bambi|Бэмби]]». Поясните, как было с Бэмби.''
* [[Дети в финале]] ''«[[The Lion King|Король-Лев]]»! Фильм начинается с представления звериному народу новорождённого Симбы, а заканчивается аналогичной церемонией уже для его наследника. «[[Колесо Сансары|Круг Жизни]]» замкнулся. За полвека до «Короля-Льва» то же самое было проделано в «[[Bambi|Бэмби]]». Поясните, как было с Бэмби.''
** Фильм начался с новорожденного олененка (Бэмби) возле матери, и закончился с двумя новорожденными оленятами (детьми Бэмби) возле матери.
* [[Диснеевская смерть]] Ронно в ходе драки с Бэмби падает в реку. [[Субверсия]], ибо выжил. И Ронно не столько злодей, сколько просто [[козёл]], хоть и олень.
* [[Диснеевская смерть]] — Ронно в ходе драки с Бэмби падает в реку. [[Субверсия]], ибо выжил. И Ронно не столько злодей, сколько просто [[козёл]], хоть и олень.
* [[Несовместимая с жизнью трусость]] куропатки прячутся от охотников в высокой траве, но одна паникует, взлетает и тут же получает заряд дроби от охотника.
* [[Несовместимая с жизнью трусость]] — куропатки прячутся от охотников в высокой траве, но одна паникует, взлетает и тут же получает заряд дроби от охотника.
* [[Пропавшая мама/Мультипликация|Пропавшая мама]] Бэмби.
* [[Пропавшая мама/Мультипликация|Пропавшая мама]] Бэмби.
* [[Снег означает смерть]] — оленёнок ходит по тёмному заснеженному лесу в поисках мамы, а потом узнаёт от отца, что она уже больше никогда не вернётся…
* [[Снег означает смерть]] оленёнок ходит по тёмному заснеженному лесу в поисках мамы, а потом узнаёт от отца, что она уже больше никогда не вернётся…
* [[Сюжетный буревестник]] — [[Человек — это звучит жутко|Человек]] перечеркивает всю беззаботность мультфильма.
* [[Сюжетный буревестник]] [[Человек — это звучит жутко|Человек]] перечеркивает всю беззаботность мультфильма.
* У Зальтена олень Ронно был хромоножкой — охотники ранили; в мультфильме он не только [[Выздороветь в адаптации|выздоровел]], но и [[Изменить возраст в адаптации|помолодел]].
* У Зальтена олень Ронно был хромоножкой — охотники ранили; в мультфильме он не только [[Выздороветь в адаптации|выздоровел]], но и [[Изменить возраст в адаптации|помолодел]].
* [[Детям это смотреть нельзя!/Мультфильмы|Детям это смотреть нельзя!]] — сколько детей пролило слёзы на моменте смерти матери?
* [[Детям это смотреть нельзя!/Мультфильмы|Детям это смотреть нельзя!]] сколько детей пролило слёзы на моменте смерти матери?
* [[Кроссовер]] — мультсериал от MONDO-TV «Король-Лев Симба» («Симба — царь зверей»). Настоящая трэш-мешанина из персонажей РАЗНЫХ мультфильмов от Disney: [[The Lion King|Симба]], Бэмби, [[The Jungle Book|Шерхан с Балу]] и многие другие, собранные в одну среду обитания. Бэмби был другом Симбы, Симбу воспитывали Багира и Балу, а их врагом был Шер-Хан.Кстати,в"Красавице и Чудовище"намекаетсяЮчто маму Бэмби убил ...Гастон.
* [[Кроссовер]] мультсериал от MONDO-TV «Король-Лев Симба» («Симба — царь зверей»). Настоящая трэш-мешанина из персонажей РАЗНЫХ мультфильмов от Disney: [[The Lion King|Симба]], Бэмби, [[The Jungle Book|Шерхан с Балу]] и многие другие, собранные в одну среду обитания. Бэмби был другом Симбы, Симбу воспитывали Багира и Балу, а их врагом был Шер-Хан.
* [[Любимый фанский пейринг]] — Бэмби и Ронно.
* [[Любимый фанский пейринг]] Бэмби и Ронно.
* [[Отомщено временем]] — публика не сразу оценила мультфильм (недостаточно смешной, слишком философский). Впрочем, следует ещё учитывать, что он вышел в самый разгар Второй мировой. Неудивительно, что мультфильм прошел мимо зрителей — в такое время совсем не до приключений оленёнка.
* [[Отомщено временем]] публика не сразу оценила мультфильм (недостаточно смешной, слишком философский). Впрочем, следует ещё учитывать, что он вышел в самый разгар Второй мировой. Неудивительно, что мультфильм прошел мимо зрителей — в такое время совсем не до приключений оленёнка.
* [[Теперь БАНАНОВЫЙ!]]: есть мнение, что [[Король-Лев]] — это аниманга [[w:Kimba the White Lion|Кимба]] + «[[Гамлет]]» + «Бэмби».
* [[Теперь БАНАНОВЫЙ!]]: есть мнение, что [[Король-Лев]] это аниманга [[w:Kimba the White Lion|Кимба]] + «[[Гамлет]]» + «Бэмби».
* [[Эффект «Реквиема по мечте»]] — Уолт Дисней не снимал «Бэмби» (как и («[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежку]]», «[[Пиноккио]]», «[[Dumbo|Дамбо]]»). Он был продюсером.
* [[Эффект «Реквиема по мечте»]] Уолт Дисней не снимал «Бэмби» (как и («[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежку]]», «[[Пиноккио]]», «[[Dumbo|Дамбо]]»). Он был продюсером.
* [[Получилось страшно]] — заставка MTV начала 2000-х: Бэмби, выжигающий лучами из глаз логотип MTV на дереве.
* [[Получилось страшно]] заставка MTV начала 2000-х: Бэмби, выжигающий лучами из глаз логотип MTV на дереве.


==== Тропы появилось в мидквеле ====
==== Тропы появилось в мидквеле ====
* [[Драко]] — Ронно.
* [[Драко]] Ронно.
* Ворчливый и раздражительный [[Ёжики и дикобразы|Дикобраз]].
* Ворчливый и раздражительный [[Ёжики и дикобразы|Дикобраз]].
* [[Правда Кассандры]] — Ронно хвастается Бэмби и Фалине, как он тайно наблюдал за человеком и видел у него [[Звукоимитатор|штуку, которая подражает голосу оленя]]. Герои ему не поверили и назвали врунишкой. Неизвестно, правда ли Ронно наблюдал за человеком, но вот историю про манок не выдумал (хотя мог услышать её от других) — Бэмби едва не погиб, когда услышал голос мамы, а это охотник дул в манок.
* [[Правда Кассандры]] Ронно хвастается Бэмби и Фалине, как он тайно наблюдал за человеком и видел у него [[Звукоимитатор|штуку, которая подражает голосу оленя]]. Герои ему не поверили и назвали врунишкой. Неизвестно, правда ли Ронно наблюдал за человеком, но вот историю про манок не выдумал (хотя мог услышать её от других) Бэмби едва не погиб, когда услышал голос мамы, а это охотник дул в манок.
* [[Слёзы творят чудеса]] — Великий Принц Леса проливает слезу по своему раненому сыну, который быстро оживает.
* [[Слёзы творят чудеса]] Великий Принц Леса проливает слезу по своему раненому сыну, который быстро оживает.
* [[Я уже мёртв]] — при виде собак у главного героя как раз случается [[ГЭС]], и спасает его только отец, в самый последний момент. Неправильность такого поведения им [[Подсветка|подсвечивается]].
* [[Я уже мёртв]] при виде собак у главного героя как раз случается [[ГЭС]], и спасает его только отец, в самый последний момент. Неправильность такого поведения им [[Подсветка|подсвечивается]].


==== Сюжет мультфильма ====
==== Сюжет мультфильма ====
Строка 152: Строка 150:


=== Прочие адаптации ===
=== Прочие адаптации ===
* «Бэмби встречает Годзиллу» (1969) — очень короткометражный чёрно-белый рисованный мультфильм, большую часть которого идут титры, на фоне которых Бэмби ест травку, а от Годзиллы в конце видеоряда появляется только огромная лапа{{spoiler|, которая раздавливает Бэмби}}.
* «Бэмби встречает Годзиллу» (1969) очень короткометражный чёрно-белый рисованный мультфильм, большую часть которого идут титры, на фоне которых Бэмби ест травку, а от Годзиллы в конце видеоряда появляется только огромная лапа{{spoiler|, которая раздавливает Бэмби}}.
** Сиквел «Сын Бэмби встречает Годзиллу» (1999) — Годзилла запугивает мирно поедающего травку оленёнка, топая вокруг; в это время рядом с оленёнком открывается шахта, из которой появляется ракетная установка, и ракета летит в Годзиллу.
** Сиквел «Сын Бэмби встречает Годзиллу» (1999) Годзилла запугивает мирно поедающего травку оленёнка, топая вокруг; в это время рядом с оленёнком открывается шахта, из которой появляется ракетная установка, и ракета летит в Годзиллу.
** Существует [[ремейк]] первого мультфильма от 2020, выполненный в цвете и с использованием 3D-графики.
** Существует [[ремейк]] первого мультфильма от 2020, выполненный в цвете и с использованием 3D-графики.
** На ютубе можно отыскать цветной [[ремейк]] GODZILLA vs. BAMBI: The Rematch, который начинается с похожей сцены, но дальше идёт противостояние двух заглавных героев.
** На ютубе можно отыскать цветной [[ремейк]] GODZILLA vs. BAMBI: The Rematch, который начинается с похожей сцены, но дальше идёт противостояние двух заглавных героев.
* Советская дилогия «Детство Бемби» (1985) и «Юность Бемби»(1986). [[Инверсия]] тропа [[озвереть в адаптации]] — всех животных в фильме изображают люди, и только в нескольких кадрах они показаны как реальные животные, а герои-люди остаются за кадром.
* Советская дилогия «Детство Бемби» (1985) и «Юность Бемби»(1986). [[Инверсия]] тропа [[озвереть в адаптации]] всех животных в фильме изображают люди, и только в нескольких кадрах они показаны как реальные животные, а герои-люди остаются за кадром.
** [[Альбинос]] — альбиносами сделали Гобо и его подругу Марену. В книге вроде бы оба выглядели обычно, об их окрасе ничего не говорится. Белыми их сделали, видимо, чтобы показать, что оба они «[[Житель Страны Эльфов|не от мира сего]]».
** [[Альбинос]] альбиносами сделали Гобо и его подругу Марену. В книге вроде бы оба выглядели обычно, об их окрасе ничего не говорится. Белыми их сделали, видимо, чтобы показать, что оба они «[[Житель Страны Эльфов|не от мира сего]]».
** [[Гуси-лебеди]] — [[Блестящий неканон|добавлен]] не существующий в книге эпизод с четой лебедей, очень красивый и [[Слезогонка|очень трагичный]], когда умирает раненая выстрелом лебедиха, а её овдовевший муж впадает в [[Голубой экран смерти|прострацию]] и тоже чуть не умирает вслед за ней.
** [[Гуси-лебеди]] [[Блестящий неканон|добавлен]] не существующий в книге эпизод с четой лебедей, очень красивый и [[Слезогонка|очень трагичный]], когда умирает раненая выстрелом лебедиха, а её овдовевший муж впадает в [[Голубой экран смерти|прострацию]] и тоже чуть не умирает вслед за ней.
** [[Детям это смотреть нельзя!/Кино|Детям это смотреть нельзя!]]. На первый взгляд, перед нами красивая сказка. Но не спешите с выводами, ибо прекрасными выглядят лишь около 4/5 продолжительности первого фильма. Итак, что же происходит ближе к концу? Человек подстрелил лебедь-мать, нам крупным планом показывают огнестрельное ранение, а сама несчастная умирает на руках своего супруга. Маленький оленёнок в буквальном смысле умирает от усталости. Смерть мамы Бемби не оставлена за кадром — напротив, нам показывают, как её подстрелили и как она слёзно умирает на руках у Бемби и его отца. [[Сиквел]] вышел [[светлее и мягче]], но и в нём есть откровенно недетские моменты. Например, зубр, рассказывающий героям, что всех его сородичей перебили охотники. Зубра, кстати, в итоге застрелили. Соловей, умирающий от горя. Ну и самый шик — лес, выжженный натуральной [[Ядерная война|ядерной войной]]. А на одном из камней в этом лесу очертания человеческого тела, похожие на тени Хиросимы.
** [[Детям это смотреть нельзя!/Кино|Детям это смотреть нельзя!]]. На первый взгляд, перед нами красивая сказка. Но не спешите с выводами, ибо прекрасными выглядят лишь около 4/5 продолжительности первого фильма. Итак, что же происходит ближе к концу? Человек подстрелил лебедь-мать, нам крупным планом показывают огнестрельное ранение, а сама несчастная умирает на руках своего супруга. Маленький оленёнок в буквальном смысле умирает от усталости. Смерть мамы Бемби не оставлена за кадром — напротив, нам показывают, как её подстрелили и как она слёзно умирает на руках у Бемби и его отца. [[Сиквел]] вышел [[светлее и мягче]], но и в нём есть откровенно недетские моменты. Например, зубр, рассказывающий героям, что всех его сородичей перебили охотники. Зубра, кстати, в итоге застрелили. Соловей, умирающий от горя. Ну и самый шик — лес, выжженный натуральной [[Ядерная война|ядерной войной]]. А на одном из камней в этом лесу очертания человеческого тела, похожие на тени Хиросимы.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
&lt;references />


{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Disney}}
{{Nav/Disney}}
{{Nav/Cartoons}}
{{Nav/Cartoons}}

Версия 21:59, 27 марта 2022

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.

«Бемби» (нем. Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde, «Бемби. Биография из леса») — роман австрийского писателя Феликса Зальтена (псевдоним; наст. имя — Зигмунд Зальцманн), опубликованный в 1923 г. Роман рассказывает о жизни мальчика-оленёнка Бэмби (в оригинальном рассказе — самца косули): о его детстве, потере матери, обретении друга, уроках, которые он получает от своего отца, и опасностях в лице охотников.

Роман приобрёл большую популярность, был переведён более чем на 30 языков мира, считается классическим и одним из первых произведений, призывающих к защите окружающей среды. Позже Зальтен написал менее известные произведения — продолжение «Дети Бемби» (Bambis Kinder. Eine Familie im Walde, 1939) и ещё две книги из условного цикла «Лес Бемби»: «Жили-были пятнадцать зайцев» (Fünfzehn Hasen. Schicksale in Wald und Feld, 1929) и «Белочка Перри» (Die Jugend des Eichhörnchens Perri, 1938). Но эта популярность не помешала (а возможно, даже способствовала) решению Гитлера запретить роман в 1936. Возможно, причиной было происхождение автора, а возможно — нежелание фюрера терпеть конкурентов по любви к белочкам.

История получила ещё большую известность благодаря мультипликационной адаптации Disney, вышедшей в 1942 г. Традиционно название книги транслитерируется на русском через Е, а мультфильма — через Э, и в статье будет соблюдаться это правило.

Персонажи

  • Бемби — главный герой.
  • Мать Бемби. Очень осторожна и умна, всеми силами старается защитить Бемби от возможной опасности, но погибает от рук Человека, отдав жизнь за своего сына
  • Великий Король/Великий Принц/Старый Вождь/Старый Вожакментор и отец главного героя, самый мудрый олень в лесу. Он учит сына, помогает ему постигнуть суровые законы лесной жизни, чтобы по возможности обезопасить себя и прочих лесных жителей от людей. В самом конце повести он прощается с сыном и уходит умирать, а позже Бемби стал новым Старым Вожаком, живой легендой леса.
    • Рыцарь в ржавых доспехах/Козёл с золотым сердцем — он замкнут, немногословен и временами грубоват. При этом учит своего сына жизни в дикой природе и искренне любит его.
    • Вождь благородных дикарей в зверином варианте. Его задача — охранять лесных обитателей от Человека. Лучше всех лесных жителей знает повадки людей, по возможности предостерегает от них не только других оленей, но и остальных жителей леса, чтобы им было что противопоставить людскому могуществу.
  • Фалина/Фэлин — троюродная сестра, подруга и возлюбленная Бемби.
  • Человек — главный антагонист книги и мультфильма.
  • Ронно — молодой олень-самец, соперник Бемби за внимание Фалины/Фэлин.
  • Оленята — собственно, дети Бемби (в книге неочевидно, в мультфильме играется напрямую).

Встречающиеся только в книге

«

Но кто действительно умел оживлять беседу, так это старая тётя Неттла. Она была личностью крайне своеобразной и обо всём имела особое мнение. — Нет, — говорила она, — детьми я сыта по горло. С меня довольно этих шуток. — Но почему? — спрашивала Фалина. — Разве это шутки? И тётя Неттла, притворяясь рассерженной, отвечала резко: — Да, и притом злые…

»
  • Карус — ещё один самец косули и соперник Бемби.
  • Симпатичные белочки.
  • Иногда в сказке и продолжениях появляются лоси, старшие и более крупные родственники оленей. Олени чаще всего боятся лосей из-за их роста и карикатурного сходства и ведут себя, как могли бы люди при встрече со снежным человеком. Бемби однажды хотел было пообщаться с одним встретившимся лосем, но так и не осмелился с ним поговорить. Лось же на самом деле тоже к оленям относился со всем уважением, и хотел бы пообщаться, но не знал, как начать. Так и разошлись, не поняв друг друга.
    • В советской экранизации лося заменили зубром, в антропоморфной версии изображённым великаном, в несколько раз крупнее людей-«оленей».

Сюжет

Тропы в книге

  • Зелёная басня и Человек — это звучит жутко — эталонный пример из Палаты мер и весов. Такого описания душераздирающего, всеобъемлющего ужаса, как в сцене облавы, во время которой погибает мать Бемби, трудно найти где-либо ещё (см. отрывок). И совершенно напрасно автор в продолжении придал Ему конкретные характеристики — браконьер, лесничий… Атмосфера ужаса улетучилась, поэтому продолжения мало кому интересны.
    • Гораздо изящнее поступил Нагибин: в сцене, где Бемби и Старый Вожак находят тело погибшего Его, переводчик единственный раз (намеренно!) прямо называет его БРАКОНЬЕРОМ, тем самым именно что ещё больше развенчивая демонически-божественный образ Человека.
  • Знаменитые последние слова — «Здесь мы расстанемся. Каждый должен в одиночестве встречать свой последний час. Прощай, мой сын… я очень любил тебя» — папа Бемби.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — неромантический пример: Гобо и Фалина.
    • В продолжении их повторяют другие брат и сестра — дети Бемби и Фалины, Кено и Гурри. Кено осторожен, задумчив и робок, Гурри — дерзкая и взбалмошная.
  • Роман мая с декабрём — родители главного героя. Отец — старейший из оленьего племени, мать же совсем молодая, судя по тому, что Бемби — её первый детёныш (и последний).
    • В советской экранизации разница в возрасте особенно заметна.
  • Осторожно, злая собака!. Здесь она, как и положено, друг человека. Но поскольку люди — враги всего живого в лесу и несут смерть и горе всем обитателям, то и охотничья собака — пёс злодея. И не просто служит ему, но и обожествляет его: «Вы! — крикнула она. — Чего вы хотите? Что вы знаете? О чём говорите? Всё, всё принадлежит Ему! Я тоже принадлежу Ему. И я люблю Его, я молюсь на Него, я служу Ему! Вы что же, хотите восстать против Него, всесильного, вы — убогие! Знайте же, Он царит над всем и над всеми! Всё, что есть у вас, — от Него! Всё, что растёт и дышит, — от Него! — Собака тряслась от возбуждения». Даже Бемби, в ту пору — уже почти взрослый, испугался. «Собаки — это самое страшное в мире. Их пасть полна крови, их голос полон гнева, они не ведают сострадания».
  • Друг всему живому («Белочка Перри») — маленькая девочка Анерле, дочка егеря.
    • Магией владеют дети — Анерле умеет говорить со всеми зверями и птицами, и те приходят к ней без страха. Увы, в конце книги она подросла и утратила эту способность. «Что и говорить, ужасно жалко!»
«

Она была в том предрассветном возрасте, когда дети существуют как бы независимо от взрослых, и у них нет никакого стремления повзрослеть. Кажется, что в их жизни ничего не меняется, что они живут по таинственным законам природы, и всё в них — и податливость, и терпеливость, и доброта, и преданность — от изначальной сути, когда человек жил в мире и согласии с природой и со всеми зверями и птицами на земле. И кажется, что в младенческих душах ещё живы воспоминания об этой давным-давно минувшей и счастливой поре, и, ещё не умея толком говорить, они, непостижимо как, понимают язык растений и животных — и запросто общаются с ними, и понимают друг друга. Но приходит время, и библейское утро младенческой жизни сменяется житейским суетным днём, — и всё забывается…

»

Адаптации

Диснеевский мультфильм «Бэмби»

Мультфильм начинается с момента рождения заглавного героя, белохвостого оленя, и в первой половине показано его детство, а во второй он, его друзья и возлюбленная уже взрослые. Чтобы заполнить эту лакуну и показать приключения героя в подростковые годы, в 2005 сняли очень неплохой (по мнению видевших) мидквел «Бэмби 2» (Bambi II), действие которого разворачивается на временно́м отрезке между началом и концом «Бэмби».

Персонажи появилось в мультфильме

Первое знакомство
  • Цветочек (Flower) — скромный и застенчивый скунс, друг Бэмби.
    • Одна из самых известных сцен в истории западной мультипликации: едва научившийся ходить-говорить и ещё незнакомый с окружающим миром Бэмби обнаруживает среди цветов скунса и называет его тоже цветком. Тот ничуть не возражает и впоследствии сам так себя называет. За весь фильм Цветок ни разу не воспользовался своей способностью… так что Бэмби вполне мог и остаться в неведении, что же это за зверь такой.
    • Во время Второй мировой войны компания «Дисней» создавала эмблемы подразделений для американской армии. Изображение Цветочка использовалось для подразделений химзащиты.
  • Топотун (Thumper) — храбрый, энергичный и самостоятельный кролик, ещё один друг Бэмби и брат четырёх сестёр.
  • Друг Филин.

Тропы появилось в мультфильме

Тропы появилось в мидквеле

  • Драко — Ронно.
  • Ворчливый и раздражительный Дикобраз.
  • Правда Кассандры — Ронно хвастается Бэмби и Фалине, как он тайно наблюдал за человеком и видел у него штуку, которая подражает голосу оленя. Герои ему не поверили и назвали врунишкой. Неизвестно, правда ли Ронно наблюдал за человеком, но вот историю про манок не выдумал (хотя мог услышать её от других) — Бэмби едва не погиб, когда услышал голос мамы, а это охотник дул в манок.
  • Слёзы творят чудеса — Великий Принц Леса проливает слезу по своему раненому сыну, который быстро оживает.
  • Я уже мёртв — при виде собак у главного героя как раз случается ГЭС, и спасает его только отец, в самый последний момент. Неправильность такого поведения им подсвечивается.

Сюжет мультфильма

Прочие адаптации

  • «Бэмби встречает Годзиллу» (1969) — очень короткометражный чёрно-белый рисованный мультфильм, большую часть которого идут титры, на фоне которых Бэмби ест травку, а от Годзиллы в конце видеоряда появляется только огромная лапа, которая раздавливает Бэмби.
    • Сиквел «Сын Бэмби встречает Годзиллу» (1999) — Годзилла запугивает мирно поедающего травку оленёнка, топая вокруг; в это время рядом с оленёнком открывается шахта, из которой появляется ракетная установка, и ракета летит в Годзиллу.
    • Существует ремейк первого мультфильма от 2020, выполненный в цвете и с использованием 3D-графики.
    • На ютубе можно отыскать цветной ремейк GODZILLA vs. BAMBI: The Rematch, который начинается с похожей сцены, но дальше идёт противостояние двух заглавных героев.
  • Советская дилогия «Детство Бемби» (1985) и «Юность Бемби»(1986). Инверсия тропа озвереть в адаптации — всех животных в фильме изображают люди, и только в нескольких кадрах они показаны как реальные животные, а герои-люди остаются за кадром.
    • Альбинос — альбиносами сделали Гобо и его подругу Марену. В книге вроде бы оба выглядели обычно, об их окрасе ничего не говорится. Белыми их сделали, видимо, чтобы показать, что оба они «не от мира сего».
    • Гуси-лебедидобавлен не существующий в книге эпизод с четой лебедей, очень красивый и очень трагичный, когда умирает раненая выстрелом лебедиха, а её овдовевший муж впадает в прострацию и тоже чуть не умирает вслед за ней.
    • Детям это смотреть нельзя!. На первый взгляд, перед нами красивая сказка. Но не спешите с выводами, ибо прекрасными выглядят лишь около 4/5 продолжительности первого фильма. Итак, что же происходит ближе к концу? Человек подстрелил лебедь-мать, нам крупным планом показывают огнестрельное ранение, а сама несчастная умирает на руках своего супруга. Маленький оленёнок в буквальном смысле умирает от усталости. Смерть мамы Бемби не оставлена за кадром — напротив, нам показывают, как её подстрелили и как она слёзно умирает на руках у Бемби и его отца. Сиквел вышел светлее и мягче, но и в нём есть откровенно недетские моменты. Например, зубр, рассказывающий героям, что всех его сородичей перебили охотники. Зубра, кстати, в итоге застрелили. Соловей, умирающий от горя. Ну и самый шик — лес, выжженный натуральной ядерной войной. А на одном из камней в этом лесу очертания человеческого тела, похожие на тени Хиросимы.

Примечания

<references />