Вождь благородных дикарей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сидящий Бык, вождь и национальный герой индейцев Сиу.

В массовой культуре с давних пор популярны произведения, где показаны со всей симпатией и уважением благородные дикари. Их изображают массово во многих отношениях лучше цивилизованных людей. Они храбры — им приходится быть такими, живя в трудных условиях, доблестны — трусам среди них делать нечего, честны, если только не поддаются развращающему влиянию цивилизации, следуют принятому у них кодексу чести. Читая о них, нельзя им не отдать должное.

А каким же тогда должен быть выдающийся по их меркам человек?! О, тут уж будет поистине выдающаяся личность, уровня мифологических героев (которые, если разобраться, при жизни вполне могли этому тропу также соответствовать). Ему припишут все мыслимые и немыслимые достоинства, дальше некуда. Что, говорите? Неграмотный варвар в шкурах, с каменным топором? Пусть так; но по своим личным качествам он будет воплощать все лучшие качества Человека, как бы давно не довелось ему действовать. Сын своей эпохи, он будет, разумеется, жить сообразно своему времени, но мы не усомнимся, что перед нами человек по-настоящему выдающийся. Он не раз сам благополучно выкрутится в самых трудных обстоятельствах и выручит других, проявляя как мужество, так и рассудок. Он обыкновенно принимает правильные решения и не жалеет себя ради других. Он меньше подвержен суевериям, чем его сородичи, полагается обычно на себя, а не на высшие силы. Может, если показано время совсем уж дремучее, придумать парочку полезных изобретений, что облегчат людям жизнь. Или, если его племя имеет дело с более развитой цивилизацией, наш герой может перенять у неё часть полезных умений — чтобы, не исключено, своих цивилизованных противников потом и побить.

Одним словом, у этого человека хватило бы способностей на что угодно. Доведись ему действовать на широкой политической арене, он бы вполне мог стать и крутым королём, и искусным государем, и тем и другим сразу. Но он родился среди не особо цивилизованного, а то и вовсе первобытного племени.

В общем-то, обоснуй для такого идеалистического представления есть. У примитивных народов ведь власть чаще всего не передавалась по наследству, а вожди жили не в укреплённых дворцах, их от врагов и возможного недовольства народа не охраняла армия. Поэтому глупый и неумелый вождь вряд ли мог надолго задержаться во главе племени. Опять же, в первобытных условиях, где все сородичи ведут одинаковый образ жизни, и все друг друга прекрасно знают, личные достоинства каждого очевидны, и ошибиться в выборе затруднительно.

Чаще всего в художественных произведениях такими качествами наделяется вождь племени, действующий или будущий. Реже — шаман, там, где он не представлен отрицательным героем. Остальные герои, даже если показаны с явной симпатией — все-таки уже просто благородные дикари, не столь выдающиеся. Нередко именно вождь герой бывает и протагонистом, ещё чаще — его наставником, если главный герой — ребёнок или юноша. В последнем случае повзрослевший герой вполне может занять его место во главе племени и в нашем тропе.

Возможен и отрицательный вариант выдающегося дикаря: наделённый всеми превосходными качествами, но развивший у себя замыслы, до каких обычные люди на его стадии цивилизации ещё не додумываются. Такой человек в более развитой стране мог бы стать основателем монархии, тираном, завоевателем. Но на своём уровне он разве что воодушевит племя подмять пару соседских стойбищ. Затем, если сил на большее не хватит, а самого его не убьют, скорее всего, будет сожалеть всю жизнь: «Эх, королевство небольшое, разгуляться мне негде…»

Итак, наш троп описывает выдающихся представителей (чаще всего вождей) благородных дикарей — будь то первобытные люди или представители отсталых народов, чаще всего индейцев, но можно и других.

Под троп подходят и персонажи-животные, но только если у них показаны взаимоотношения, близкие к человеческим: сознательная война, политика, а не просто борьба за выживание, как в природных условиях реального мира. Герой-зверь должен мыслить сознательно, а не следовать инстинктам. То есть, например, Акела из «Книги джунглей» подходит, а обычный, даже самый лучший волчий вожак из более реалистического произведения — нет: он таков, каким его создала природа.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Джеймс Фенимор Купер:
    • «Цикл о Кожаном Чулке»: вождь могикан Чингачгук — эталонный пример выдающегося по меркам индейцев человека. И его сын Ункас (жаль, что погиб совсем молодым). А в последней книге цикла, «Прерия», не менее выдающимся показан молодой вождь пауни, Твёрдое Сердце. Он напомнил одряхлевшему Натти Бампо друзей его молодости. Под покровительством Твёрдого Сердца главный герой пенталогии и дожил свои дни.
    • В гораздо менее известной трилогии о Литтлпейнджах действует бывший вождь племени онондаго, Сускезус, в молодости покинувший своё племя из-за несчастной любви. Сускезус тоже показан во многом благороднее большинства белых людей.
  • Майн Рид, «Оцеола, вождь семинолов» — заглавный герой наделён всеми выдающимися качествами дальше некуда. Правда, он, по авторской версии, метис, то есть от белых перенял не меньше, чем от индейцев, хоть своим народом считает лишь семинолов.
  • «Книга джунглей» — вождь волков Акела в самом деле воплощает троп в его зверином варианте.
  • Феликс Зальтен, «Бемби» — аналогично Старый Вожак, отец Бемби. Лучше всех лесных жителей знает повадки людей, по возможности предостерегает от них не только других оленей, но и остальных жителей леса, чтобы им было что противопоставить людскому могуществу. Своему любимому сыну он передал свои навыки, и в менее известных продолжениях уже Бемби играет ту же роль в лесу.
  • Карл Май, «Виннету» — заглавный герой и его папа Инчу-Чуна. Да и большинство вождей враждебных племён — сиу и команчей — таковы же. Выбивается из ряда вон разве что предводитель кайова Тангуа, но и у того есть порядочный сын Пида.
  • Клод Сенак, «Пещеры красной реки» — именно как вождь таким показан Куш, отец главного героя. Сумел сохранить племя после землетрясения, готов был оставить прирученного волка, хоть племя и воспротивилось. А также по-своему не менее незаурядной личностью показан мудрый шаман Абахо. И, пожалуй, сам Нум в перспективе.
  • Эдуард Шторх, «Охотники на мамонтов» — Сын Мамонта на всё готов был ради своего племени ещё до избрания вождём, так же действовал и после. И с пещерным медведем в темноте дрался упорнее всех, и, будучи больным, ослабевшим, сам пошёл похитить огонь у другого племени, и в снежный буран, когда племя сидит без еды, кто, как не вождь, обязан идти на охоту?..
  • Йоханнес Вильгельм Йенсен, «Ледник» — Дренг и Видбьёрн первоначально не столько вожди, сколько главы патриархальных семей, в изгнании вынужденные начинать жизнь сначала и открывать много нового. Но семьи у них такие, что смело могут считаться началом новых племён. Да и другим людям их начинания оказываются весьма полезны.
  • В. Ф. Вейнланд, «Руламан» — главный герой, мальчик-подросток, сын вождя истреблённого племени, первым подумал о том, чтобы перенять навыки более развитых калатов и побить тех их же оружием. Этого не удалось, зато он заключил союз с их молодым вождём Кандо, и в перспективе будет вместе с ним править калатами.
  • Сергей Писарев, «Повесть о Манко смелом» — Ахин, вождь Береговых Людей и наставник Манко, показан как идеал вождя. Можно не сомневаться, что Манко, став вождём после его гибели, справится ещё лучше.
  • «Будь проклята, Атлантида!» — здесь в основном подобному образу соответствуют женщины — матери племен и отдельных родов. О них говорится: «Разве мать пожалеет жизнь за своих детей?», и каждая из них этого звания заслуживает. Среди мужчин-вождей отдельного слова заслуживает Промеат. У него нет своего племени, но всё огромное и разношёрстное войско бунтовщиков и освобождённых рабов для него в самом деле как сородичи, и он действительно ради них отдал жизнь.
  • «Коты-Воители» — среди кошачьих предводителей встречаются в самом деле незаурядные личности. В первую очередь, конечно, Огнезвёзд — хотя ему, как главному герою, так и положено. Так же Синяя Звезда и Метеор, среди персонажей основного цикла. Но больше всех, пожалуй, запоминается Звёздный Луч, предводитель племени Ветра. Его племя страдало от напастей, как никакое другое, было всегда самым слабым из них, но он всегда для них находил правильные решения, не считаясь с тем, что легче. Так и кажется, перед нами Арагорн или Агуил в кошачьем облике.
  • Хосе Мурильо, Анна-Мария Рамб, «Последние олени Анд», так сказать, южноамериканский ответ «Бемби». Три поколения вожаков андийских оленей, действующих в повести. Пеуэн не только осторожно увёл свое стадо подальше от охотников-людей, сохранив всех в безопасности, но отбил нападение пум и принудил их к миру. Его сын Калель тоже подходит, хоть и предводительствовал племенем недолго, погиб вместе с вождём рыжих оленей Тором. И, наконец, главный герой, юный Ренанко, с помощью своих друзей — чуть ли не всех окрестных зверей и птиц, сумел изгнать рыжих оленей, одержал окончательную победу.
  • Обитатели холмов — Орех сумел проделать со своими спутниками долгий и опасный путь, никого не потеряв, основал с ними новую кроличью колонию, прекрасно устроился на новом месте, организовал похищение крольчих из Эфрафы, а затем и придумал, как разбить врага окончательно, и сумел научить уцелевших эфрафцев мирной жизни.
  • Олег Микулов, «Закон крови» — да почти все показанные в романе вожди. Арго, вождь рода Мамонта, и его сын Дрого, хоть ему и не довелось пережить отца. Вуул, который, судя по всему, станет вождём после их гибели. Вожди других родов, насколько можно видеть, тоже мудро правят своими племенами.
    • И даже действующий в прологе вождь неандертальцев Аш, первым заключивший союз с кроманьонцами-«Длиннотелыми». Ведь согласился, будучи им захвачен в плен, понял, как полезны предлагаемые ими новшества.
  • Александр Рудазов, цикл «Архимаг» — вождь клана Огненной Горы Хабум Молот и его сын Индрак. Дэвкаци вообще весьма достойные личности — ни один из этого народа за весь цикл ни разу не выступает хотя бы эпизодическим антагонистом (кадавр-медбрат Мурока не в счёт), хотя за кадром, разумеется, бывает всякое. А вождя они выбирают на общем тинге, и вполне логично, что кого попало племя, где все всех знают, не выкликнет.

Кино[править]

Видеоигры[править]

  • Warcraft III — Тралл. Пожалуй, тот пример данного тропа в играх, который приходит на ум в первую очередь.
    • В фильме таковым представлен его отец Дуротан.
  • Heroes of Might and Magic V — хан Куньяк, возглавивший восстание орков против Империи Сокола и освободивший их от рабства. А также хан Готай, главный герой орочьей кампании аддона «Повелители Орды».

Неблагородные вожди[править]

  • Джеймс Фенимор Купер, «Прерия» (цикл о Кожаном Чулке) — вождь сиу Матори, умный и храбрый, не подверженный суевериям, но честолюбивый и жестокий человек. Это о нём говорится, что в более развитом обществе он стал бы тираном. Причём он ещё и популист — подчёркнуто щедр со своими воинами, всю добычу раздаёт им, чтобы они его почитали.
  • «Коты-Воители» — ярчайший пример, великий и ужасный Звездоцап. Его возможности, конечно, переоценить трудно, но и желания у него совсем не на уровне скромных четырех племен лесных котов, окружённых людскими владениями. Интересно, если бы ему удалось завоевать все четыре племени, он бы хоть на этом угомонился, или и тогда бы мечтал о большем, хотя ни силы, ни ресурсы не позволяют? Такое ощущение, что душу какого-то могущественного завоевателя засунули в тело дикого кота, рассчитывая, что хоть в таком облике он ничего не сможет сделать? Но только «Чёрный Мамонт ничуть не изменился».
  • Хосе Мурильо, Анна-Мария Рамб, «Последние олени Анд» — Тор, вождь рыжих оленей. Привезённый со своими сородичами людьми из-за океана, он организовал побег своему стаду и с ним отправился завоёвывать окрестности большого озера в горах. Среди рыжих оленей самыми ценными качествами считаются сила и свирепость, но Тор, помимо этих качеств, ещё и очень умён. Для своего племени он, конечно, преследует благородные цели, освобождает их из-под власти людей, которые их привезли, чтобы охотиться на оленей. Но местные-то олени почему из-за них страдать должны?
    • Откровение у холодильника: и ведь, перечитав эту повесть во взрослом возрасте, понимаешь, что имеется в виду европейская колонизация Америки, а местные олени и другие животные означают племена индейцев.
  • Обитатели холмов — генерал Дурман. Он, конечно, сделал всё, чтобы его колония не подвергалась опасностям со стороны людей и хищных животных, но, в итоге, сам стал для своего племени тираном хуже любого «элиля».
  • Кир Булычёв, «Подземелье ведьм» — завоеватель Октин Хаш, «местный Аттила».
  • Александр Рудазов, цикл «Архимаг» — лидеры ингарских мамонтоводов (СФК чукчей). Вождь вождей Айюки — не злодей, но корыстный реальный политик и алибабаевич, ИЧСХ, именно он убил вышеупомянутого Хабума, протоптавшись по нему боевым мамонтом. Вождь Тоньголе — высохший, щуплый, подлый и злобный. Вождь Лщаледа — громадного роста, толстопузый и безмозглый, зато лучший воин всего Ингара. А вот появляющаяся в эпилоге Инкайён, дочь Айюки и аватара Кедамны — серьёзная заявка на прямой отыгрыш тропа с амбициями будущей объединительницы тундры.
  • Warcraft — Гул-Дан же!