Синяя птица (мультфильм)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« *тихий незнакомый голос из трубки* Нет ли у вас синей птицы? »
— Спокойной ночи, детишки!

«Синяя птица» — советский полнометражный мультфильм Василия Ливанова (да, того самого) по мотивам (это ещё мягко сказано) пьесы Мориса Метерлинка, увидевший свет в 1970 году. Как и книга, отличается огромным количеством важных жизнеутвердающих, философских и моральных аллегорий и символов. Снято на достойном уровне, но неоднородно по стилю - однако колорит получился весьма сильным, как и нравоучительный мотив.

Персонажи[править]

  • Мальчик (в книге — Тильтиль) — главный герой без сильно выраженной индивидуальности, обыкновенный ребёнок школьного возраста в капиталистическом городе. В поисках еды на рынке спасает бездомного пса от злого продавца — именно за этот поступок он и получает от старушки-феи Синюю птицу. Впоследствии от умерших бабушки и дедушки узнаёт, почему никто не должен владеть этим символом счастья — и в борьбе с Богачом совершает второй достойный поступок, не позволяя накормить Птицей Войну, но при этом погибая… во сне.
  • Сестра (в книге — Митиль) — просто сестра мальчика, не играющая большой сюжетной роли и нужная, очевидно, лишь для изображения некоего тропа «дети (обоих полов) против зла». Иногда боится всяких ужасов и прячется за спину мальчика, таким образом позволяя протагонисту окрутевать всё больше и больше по ходу повествования.
  • Фея (совмещает в себе функции книжной Бирилюны и Души Света) — обычно ходит в облике старушки. Изначально у неё откуда-то есть Синяя Птица, но она решает наградить ей за доброе дело мальчика. Для боя с силами зла дала детям в помощь трёх своеобразных стихийных аватаров — Воду, Огонь и Хлеб. Предупреждает, что если Богач бросит Синюю Птицу в пасть Войне, на Земле случится непоправимая беда.
  • Пёс (в книге — Тило) — бездомный пёс, эдакий Шарик из «Собачьего сердца» — но совсем не циничный и живущий отнюдь не в нэповском СССР… Преданно следует за детьми, уберегает их от опасностей, и вообще хорошее животное, именно что Друг Человека. Единственная слабость — ЕДА, особенно МЯСО, ибо животное, голодное и обездоленное.
  • Толстый Богач (в книге аналога нет, разве что какое-нибудь Удовольствие объедаться, и то с прикрученным фитильком) — могущественный, опасный, но очень вежливый и даже интеллигентный капиталист. Действительно толст. Носит костюм и очки, но шляпу не надел… Меняет цвет в зависимости от эмоций. Напоминает автору правки какого-то знаменитого политика, непонятно какого — возможно, в этом и заключается гениальность образа, ставшего собирательным для злых политиков и буржуинов. Имеет Монету — символ власти денег. Во время первой встречи с героями теряет её, в отчаянии рыщет, чтобы её отыскать, с диким и страшным «А-ГАА!» бросается за случайно нашедшими её детьми, дерётся с псом, фейлит — но мольбами возвращает обратно, после чего меметично говорит: «Я доволен… Я доволен. Я — ДОВОЛЕН» (отсылка к «Трём сёстрам» Чехова). В благодарность детям, нашедшим Монету, приглашает их с собой покататься на шикарной тачке с невидимым водителем, после чего сначала показывает детям свои наполеоновские планы, а затем довозит до роскошного стола, где соблазняет обездоленных изысканными яствами. Таким образом, пусть и зол, и привык решать деньгами все проблемы, не совсем беспринципен — да и сделки как таковые явно уважает.
    • Монета нужна ему для сделки с Ночью, которая непонятно для чего хочет выменять на деньги Синюю Птицу (возможно, это аллегория «тёмных делишек» как таковых). А Птица ему нужна потому, что «генералы, которых я себе купил, советуют мне накормить мою малютку Синей Птицей. И тогда она вырастет невиданно огромной и завоюет мне ВЕСЬ МИР». Малютка эта — будущая Третья Мировая война.
  • Ночь (в книге она есть, хоть и в более царственном масштабе) — весьма необычная дама, одетая как эти ваши западные готичненькие противненькие поп-звёзды. Особенно бросаются в глаза очки, скрывающие её глаза — только они впоследствии от Ночи и остаются. С помощью своего слуги Кота она задумала похитить Птицу и продать её Богачу.
  • Кот (в книге — кошка Тиллета, спутница детей, между прочим!) — тот самый слуга Ночи, чей страшный голос вынесен в эпиграф. Ловок и искусен в воровстве. Также служит парламентёром Ночи на переговорах с Богачом. Судьба его плачевна — котёнка утопили в море слёз Воды…
  • Война (в книге — множество скрывающихся за дверью в Царстве Ночи Распрей и Войн) — точнее, Третья Война, поскольку ранее «две самые большие ИЗДОХЛИ». «Малютка» Богача, которую тот пестует, кормит и лелеет. Для неё уже созданы все условия — генералов Богач купил, оружие и солдат и подавно, но для эскалации военного конфликта не хватает самого главного — гибели Счастья. Имеет облик кроваво-красной фигуры человека, под неестественные вопли расползающейся по всему земному шару.
  • Бабушка и дедушка (в книге есть, в Стране воспоминаний) — давно почившие старики, родственники детей. Вероятные моральные резонёры автора: «Как же ты можешь быть счастлив, если другие несчастны?». Эта их позиция является, судя по всему, полной противоположности идеологии Богача. Именно эти призраки прошлого говорят о том, что Синяя птица не должна никому принадлежать, как будто какая-то вещь — она должна свободно летать над Землёй.
  • Огонь (в книге гораздо более антропоморфен) — здесь напоминает чуть ли не херувима — несколько пылающих конечностей-щупалец, в центре — угольное лицо. Весьма эффектно и под зловещий голос вызывается Феей. Сопровождает детей в их походе, причём удивительно, что никто из них не спалился — Огонь весьма горяч, а ещё он демаскирует любую стелс-миссию потрескиванием и свечением. Собственно, именно последнее и загоняет в угол саму Ночь, символизируя победу укрощённого человеком Огня над враждебными силами природы.
  • Вода (в книге также антропоморфна и плаксива) — тоже элементаль, бродячий поток-водопад. Помогает расправиться с Котом — превращается в мощное наводнение и топит животное.
  • Хлеб (он и в Африке Хлеб) — меметичный дружелюбный толстяк. На глазах детей благодаря магии Феи родился из теста. Единственный дух, что-либо сказавший, да ещё и весьма пафосно: «Спеши, Человек! Мы все пойдём за тобой, потому что ты несёшь Свет!» (ага, особенно Богач). Несмотря на обличье увальня, довольно силён — проломил собой дверь, понёс на себе уставшую девочку. Дольше всех сопровождал детей, когда Огонь и Вода уже разбили большую часть злодеев. А ещё он фактически появлялся ранее в сцене с Рабочими, в противовес всем соблазнам и деликатесам Богача, у которых душа так и не проявилась.
  • Рабочие (в книге незаметны, ибо Метерлинк про марксизм-ленинизм был не в курсе) — шахтёры капиталистического мира. К ним дети попадают после того, как отказываются от искушающих яств Богача. Работяги угощают детей самым обыкновенным хлебом — и он, взятый из рук честных и хороших людей, кажется мальчику с девочкой самым вкусным на свете.

Тропы об адаптации[править]

  • Ошибка позиционирования — на одном из DVD он продаётся с вполне себе детским мультфильмом «Мария, Мирабела».
  • Теперь в современности! — судя по упоминанию «двух больших войн», действие перенесено в Франглиспанию времён Холодной войны.
  • Антиутопия — многими (а в советское время, может быть, и большинством) таковой считается сам город, где разворачивается действие — шахтёры работают в поте лица и перекусывают лишь хлебом, Богач почти всесилен, вот-вот разразится военный конфликт, повсюду хмурые равнодушные лица, бездомные собаки…
    • Война - это кошмар — при этом настоящая антиутопия рискует начаться, если Богач осуществит свой план и опрокинет мир в пучину Третьей Войны — момент его влажно-гитлеровских фантазий, растянутый постоянно повторяемыми словами «ВЕСЬ МИР», проиллюстрирован многочисленными кадрами из реальных войн, так знакомых Советскому Союзу.
    • Буржуазно-коричневая сволочь — образ Богача явно намекает на сабж.
  • Детям это смотреть нельзя! — это на редкость страшный советский мультфильм, который подходит, пожалуй, для взрослого зрителя (да и то не для слабонервного). Конечно, до «Большого Тылля» он не дотягивает, но пугающую атмосферу создаёт мастерски.
  • Страхи взрослого человека — страх перед Третьей мировой, конечно! Весь мультфильм, по сути, это воплощение страхов человека времён Холодной войны.
  • Я купил этот город — денег Богача хватает не просто на личных водителей, шикарные тачки и более чем плотные ужины, но и найм множества генералов и иных военных сил.
  • Торгаш — это плохо — образ капиталиста-Богача как таковой.
  • Богатые тоже плачут — с фитильком — Богач хныкает и жалуется лишь когда теряет то, что делает его Богачом — Монеты. В случае же крушения плана-максимум он скорее впадает в бешеный гнев.
  • Оммаж/Бонус для гениев — любители и знатоки кино увидят здесь явную дань уважения творчеству Фрица Ланга (а также Полю Гримо и его мультфильму «Король и птица»).
    • А сцена, где злодеи (в том числе чёрный Кот) разбегаются кто куда — уж не отсылка ли к одной из первых глав «Мастера и Маргариты»?
  • Мы тебя уже где-то видели — здешний Кот кажется вам знакомым? Вам не показалось: его рисовал тот же художник, что создал образ Кота из «Бременских музыкантов». Ливанов, к слову, был его сценаристом.
  • Темнее и острее — с прикрученным фитильком. Сама сказка уже достаточно мрачная (ядерной войны там, понятное дело, не было, но всё же) и поднимает сложные философские темы, но юный зритель, скорее всего, был знаком с ней по пересказам и детским экранизациям и постановкам, где всё, разумеется, было светлее и мягче.
    • Но на фоне других полнометражек «Союзмультфильма» советского периода (да чего уж там, и российского) выглядит достаточно мрачно.
  • Сменить пол в адаптации — Кот вместо Кошки. И, в отличие от оригинала, он не живёт с детьми в доме.

Другие экранизации[править]

Совместный фильм СССР и США, где вместе играли Элизабет Тейлор и Георгий Вицин.