Смешарики. Начало

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Всегда, даже самому геройскому герою нужен тот, кто придёт и хотя бы на чуть-чуть, на миллиметрик, на миллиграммик, самую капельку… поможет. »
— Крош
Smesharikinachalo.jpg

«Смешарики. Начало» (первоначальное название — «Долгая дорога домой») — российский мультфильм в формате 3D-анимации, вышедший 22 декабря 2011 года. Приквел к мультсериалу «Смешарики», снят студиями «Петербург» (где и появилось оригинальное шоу), «Рики» и «Базилевс», при финансовой поддержке «Фонда кино». Это первый отечественный полнометражный мультфильм в Full 3D.

В 2016 году вышел сиквел «Легенда о Золотом Драконе», в 2018-м — «Дежавю».

Сюжет[править]

Тихая и размеренная жизнь смешариков, регулярно поддерживающих работу маяка, была нарушена, когда Крош и Ёжик нашли в подземной пещере телевизор. Неискушённые герои увлеклись телесериалом о приключениях храброго защитника города Люсьена и решили, что ему нужна их помощь. Они отправляются в большой мегаполис за морем, не зная о том, что их там ждут вещи страшнее, чем происки доктора Калигари…

Персонажи[править]

Жители Долины:

  1. Крош. Неугомонный и жизнерадостный голубой кролик.
  2. Ёжик. Спокойный и рассудительный лучший друг Кроша, также является POV-персонажем. В фильме он снова теряется: как в тумане, так и в большом городе. Показал свою наивность из незнания городской жизни, в результате чего был несправедливо обвинён и оказался в тюрьме. Первый из смешариков Долины, кто подружился с Пином.
  3. Нюша. Розово-красная симпатичная хрюшка с характером. Практичная, приземлённая, но благородная девушка. В мегаполисе после освобождения работала официанткой.
  4. Бараш. Сиреневый баран, тонко чувствующая и ранимая натура. В мультфильме показан как самый рассудительный смешарик в компании, не верящий в происходящее на экране. Ему «досталась» по жребию миссия найти Люсьена. В течение всего времени пытался признаться в любви Нюше, даже работал для этого ведущим передачи прогноза погоды.
  5. Лосяш. Жёлтый лось с коричневыми рогами. Самый умный и образованный смешарик в долине, но в его случае ум не синонимичен мудрости.
  6. Кар-Карыч. Ворон, один из старейших жителей Долины. Имеет большой авторитет среди смешариков. Он мудр, артистичен, имеет лидерские качества, но хитёр, ленив и эгоистичен. Тем не менее, и ему не хватило ума отличить телешоу от реальности.
  7. Совунья. Фиолетовая сова с полосатой шапочкой на голове. Для младших смешариков выступает в роли бабушки. В фильме показано, что она умеет водить транспорт. Для спасательной операции Совунья связала всем по синей маске, объясняя выбор цвета стереотипом, что «чёрные же носят злодеи». Она также легко поверила в то, что «Шоу Люсьена» настоящее.

Жители Мегаполиса:

  1. Люсьен/Копатыч. Оранжевый медведь, некогда танцор диско. Главный герой мультфильма. Актёр, снимающийся в главной роли телесериала «Шоу Люсьена». Устроил скандал на студии и ушёл, даже если это означало потерю всего имущества и переезд в жалкую коммунальную квартиру. Основной посыл, который несёт Копатыч, заключается в том, что рано или поздно что-то делается впервые и «по-настоящему».
  2. Пин. Пингвин с сильным немецким акцентом, сторож городского музея. Католик, жестянщик и временами невезучий изобретатель. Вместе с Ёжиком угодил в тюрьму по обвинению в краже экспонатов. Уничтожение маяка и крушение дирижабля намекают на происхождение его дома и свалки в Долине.
  3. Верблюд. Жёлтый смешарик с щетиной и срощенной на переносице бровью, мусульманин. Водит причудливое такси. В основном разговаривает на тарабарщине, но иногда и на русском. Воплощение стереотипа о гастарбайтерах в России, прибывших из Кавказа или Центральной Азии в поисках лучшей жизни. Женат.
  4. Носор. Режиссёр, сценарист и продюсер «Шоу Люсьена» и «Шоу Жюльена». Похоже, он также управляет телестудией Шаростанкино, так как ему пришла в голову идея предложить Барашу работу синоптика. Очень вспыльчивый и жадный; для публики строил из себя борца за нравственность. Именно он оказался главным антагонистом мультфильма, хотя ему противостояли только Копатыч и Бараш. В результате случайно включённой камеры последним был разоблачён в прямом эфире как криминальный барон, использующий простую схему быстрого обогащения — отвлекать как можно больше граждан своим сериалом, пока грабители совершают налёты на дома, банки и музеи.
  5. Фламинго. Секретарь Носора и сценарист. По его шоковому состоянию к финалу понятно, что он не знал о преступных связях своего начальника.
  6. Доктор Калигари/Гусен. Актёр, известный по роли злодея Доктора Калигари в «Шоу Люсьена» (а играл он очень убедительно). Очень богатый; после закрытия сериала поселился в особняке Копатыча. Вопреки созданному образу, Гусен в жизни — порядочный и добрый смешарик. Вдохновлённый своим опытом и операцией по спасению Ёжика, он занял активную гражданскую позицию, выдав грабителей закону по схеме из эпизода «Объятия Железной Няни».
  7. Грабители. Дуэт преступников из коричневого и розового смешариков (их видовые принадлежности неизвестны, но у первого есть жёлтые глазные яблоки), которые в последнее время беспокоят Мегаполис серией грабежей. Их случайно заметил Ёжик (или это они его?), и, не зная ничего об уголовном праве, стал их косвенным сообщником. Как оказалось, они связаны с Носором.
  8. Начальник береговой охраны. Он задержал прибывших из Долины Смешариков, объясняя им всё просто и ясно: «Никому в этом городе не понятно, кто вы, откуда, зачем сюда приплыли и с какими болезнями. Здесь своих клоунов хватает».
  9. Медсестра неизвестной видовой принадлежности. Разговаривает на суржике. Она проверяла главных героев на болезни.
  10. Петух-певец, который ненадолго появлялся во время съёмок первого эпизода «Шоу Жюльена». Внешностью копирует Элвиса Пресли. Он исполняет песню «Хорошо!». Явно срисован с Шантеклера из «Рок-Кукареку».
  11. Жюльен. Смешарик неизвестного вида (внешне чем-то напоминает собаку-дворнягу), которого подобрали на быстром кастинге для замены Копатыча. Также говорит на суржике.
  12. Лис-телеведущий. Он дважды брал интервью у Носора. Он также появлялся в м/с «Пин-код».
  13. Три канарейки-танцовщицы в стиле кабаре. Работницы студии, которые выступают на разных телепрограммах.
  14. Крокодил-охранник. Безответственный работник, так как много читает журналов и упал в обморок от разбившей окно двери (которую выбросил Копатыч, как когда-то Люсьен в «Побеге из Башни Смерти»).
  15. Бомж. Неизвестной видовой принадлежности смешарик, передвигающийся по улицам с тележкой, наполненной мусором. Когда Ёжик спросил, куда направляются все приезжие, он пошутил: «Куда-куда, в музей». И похоже, что он не ошибся.
  16. Шериф Бульдог. Гнался за Барашем по городу вплоть до съёмочного павильона в Шаростанкино, потому что тот нарушил правила дорожного движения.
  17. Лемуры-контролёры. Невысокого роста звери. Стоят на пропускных пунктах в Шаростанкино, один из них попытался задержать Бараша.
  18. Доктор Свин. Работает в больнице, где обследовали Смешариков Долины. Его речь по телефону состоит только из «Да» и «Нет».
  19. Морж-судья. Проводил заседание по делу Ёжика и Пина, в результате чего приговорил их к заключению.
  20. Три панды, китайские туристы в конических соломенных шляпах, которые сфотографировали, как Шериф Бульдог погнался за Барашем.
  21. Кошка-актриса. В одном из эпизодов «Шоу Люсьена» играла возлюбленную главного героя Марию, которая скончалась во время крушения «Титаника». Её можно заметить среди присутствующих в зале суда.
  22. Горилла-охранник. Работник Шаростанкино. Один из немногих, кто приветствовал Люсьена/Копатыча, когда тот уволился.

Тропы[править]

Амплуа и архетипы[править]

« Тебе захотелось домой? Пожалуйста, только имей в виду… У ТЕБЯ — БОЛЬШЕ — НЕТ — ДОМА! »
— Носор
    • В самом «Шоу Люсьена» это была слабость доктора Калигари. Крош обсуждает это на собрании: «Ага, а ещё [твои планы рушились] из-за того, что ты любил поговорить, прежде чем нажать на смертоносную кнопочку!».
  • Нежданный любимец публики — Калигари/Гусен очень понравился зрителям, и многие хотели бы видеть, как он навещает смешариков в их Долине, если не переедет к ним насовсем.
  • Новая подружка Бонда — в «Шоу Люсьена» главный герой периодически меняет спутниц. Увы, Мария была только одной из многих.
  • Полное чудовище — Носор.
    • Он, серьёзно? Он слишком мало всего сделал за фильм.
    • Разве что в сравнении с другими персонажами. И учитывая тот факт, что это первый полноценный злодей франшизы. В общем, всё спорно.
      • Ну, не совсем первый; все же помнят Клона Лосяша?
  • Разбитый идол — субверсия: Копатыч сам «разбивает» в себе Люсьена постепенно, на глазах преданных фанатов из Долины. Кульминация этого действия наступает, когда Смешарики просят его о помощи, находясь в его грязной квартире с протекающим потолком. Бараш, для которого прежде всё было просто и ясно, проходит через разбивание кумира намного легче и сам добивает героический образ («Вам же, ненормальным, объясняют, что у него такая профессия — играть роли. И он… он не отвечает за то, что мы там себе напридумывали. Это как… театр»). После того, как Бараш, наконец, объясняет друзьям, что Копатыч всего лишь актёр (действие мультфильма происходит ДО основного сериала), все смешарики уходят восвояси выручать Ёжика своими силами. Но позже Копатыч помогает смешарикам вызволить Ёжика из тюрьмы (он попал туда из-за обманувших его воров), после чего он вместе с ними стал жить в их долине, а основные смешарики стали его друзьями.
  • Чересчур вовлечённый зритель — собственно главные герои в полном составе (за исключением Копатыча и Пина, в то время не живших в Долине Смешариков). Со временем Бараш, единственный нормальный из компании, первым понял всю нереальность увиденного по телевизору, а позже объяснил друзьям то же самое.
  • Улыбашка — у Носора есть несколько слэшерских улыбок:
    • Когда он узнаёт, что у Копатыча огромные долги за особняк в центре города, он фырчит по-носорожьи: «Он наш»;
    • Перед тем, как Носор начал унизительную тираду в адрес Копатыча (со злорадствующим смешком);
    • Он снова хищно улыбается, когда поручает Фламинго предложить Барашу работу диктора на прогнозе погоды.
  • Оборотни в погонах — Полицейский, который дал Ёжику еду в камеру, имел тот же голос, что и один из воров.
  • Мета-пророчество - главных героев не выпускают в город без обязательной вакцинации, а бык и его помощник при общении с ними носят маски. Ясное дело, что авторы не хотели этим ничего сказать, но с высоты нашего времени смотрится совсем по другому.

Аллюзии[править]

(link)

Пародия на MK
  • Имя злодея доктора Калигари из «Шоу Люсьена» — отсылка к немому фильму «Кабинет доктора Калигари».
  • Один из трейлеров к предстоящей премьере мультфильма юмористически переосмысливает книгу и её экранизацию «Гарри Поттер и философский камень»: Ёжик осваивает заклинание «Виноградиум Лимоносо» (произносится «Вингардиум ЛевиОса», дорогой!) и случайно поднимает в воздух Нюшу и учебники.
  • Для демонстрации освоения 3D-анимации был снят 45-секундный ролик с участием Кроша, который пародирует новогоднее обращение президента Бориса Ельцина, когда тот сказал «Я ухожу».
  • Также в преддверии премьеры был снят ролик, пародирующий «Mortal Combat». Причём пародия оказалась верной первоисточнику. Со сценами крови.
  • Снятый во флеш-анимации ролик «Angry Balls» пародирует «Angry Birds». В нём Копатыч, Совунья и Кар-Карыч вызволяют своих друзей из клеток, созданных доктором Калигари.
  • В чемодане Кроша есть рисунок с Нюшей и Барашем. Надпись «А он праспал» отсылает к эпизоду «Кто первый?».
  • Крош плюётся от просроченного попкорна так же, как в эпизоде «День рождения Нюши» от кактуса.
  • Во время свидания Бараша и Нюши у водопада звучит фоновая песня «О Нюша…», которая прежде исполнялась в серии «Куда приводят желания», лишь в другом исполнении.
  • Одними из врагов Люсьена выступают смешарики, сильно похожие на Черепашек-Ниндзя. Их официальное наименование — Черепашарики-Ниндзя.
  • В конце заставки «Шоу Люсьена» звучит рингтон, который играл в серии «Большие гонки».
  • Если прокрутить сцену с летучими мышами и маяком, можно заметить, что эти существа имеют маски Бэтмена.
  • Скорее всего, имя Мария и сюжетная роль с «Титаником» отсылаются на игру «Sonic Adventure 2». Там Мария Роботник — лучшая подруга ежа Шедоу, который после убийства Марии сотрудниками G.U.N хочет отомстить человечеству.
  • Во время шторма плот со смешариками ненадолго поднимается выше облаков так же, как в фильме «Матрица».
  • В эпизоде с Ёжиком, снова попавшим в туман, звучит песня «Ниточка», вдохновлённая «Песней о Родине» из х/ф «Семнадцать мгновений весны».
  • Фраза одного из грабителей «Это мы удачно зашли» является отсылкой к фразе Милославского «Это я удачно зашёл» перед ограблением квартиры Шпака в известной комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Сцена, где друзья плывут по морю и натыкаются на корабль «Titanic», а также эпизод, в котором показывают серию из «Шоу Люсьена», где главный герой говорит с умирающей Марией, являются отсылкой к фильму «Титаник».
  • Когда уволенный Копатыч уходит со студии, мелькают Дарт Вейдер, у которого ломается меч, и один из имперских штурмовиков из «Звёздных войн».
  • В коротких сценах с Ёжиком, смотрящим на город, и полицейским, нацеленным на Пина и Ёжика, есть вывеска «Cool Sho» — отсылка на игру «Cool Shot».
  • В одной из газетных статей про пойманных на месте ограбления Пина и Ёжика есть упоминание об автомате Uzi.
  • Цветок в горшке на подоконнике в съёмной квартире Копатыча/Люсьена — аллюзия на цветок главного героя фильма Люка Бессона «Леон».
  • В гостиной Гусена, где смешарики ждут Копатыча, висит картина Винсента ван Гога «Подсолнухи».
  • Сцена, где друзья обсуждают план по спасению Ёжика из тюрьмы — отсылка к трём известным фильмам: «Миссия невыполнима», «Одиннадцать друзей Оушена» и «Матрица».
    • Как в «Миссия невыполнима», Лосяш делает фотографию целой решётки и прикрепляет её на камеру, чтобы обмануть охранника.
  • Эпизод, в котором Крош, Ёжик, Копатыч и Пин попадают в воздушные трубы, является отсылкой к фильму «Гарфилд».
  • Сообщение о том, что из-за шторма вышли из-под контроля несколько дирижаблей, передаётся по Юмор FM. Во время показа фильма в кинотеатрах также присутствовала сцена с рекламным дирижаблем с символикой радиостанции.
  • В конце есть очень эпичный на тебе!: оказывается, Носор отвлекал внимание жителей Мегаполиса, чтобы его воры могли безнаказанно грабить. Не знаю, как у вас, но у автора правки возникла такая аналогия.
  • Ступая к новому дому, Копатыч танцует под репризу «Ой ты ягода-малинка!», которая исполнялась в эпизоде «Играй, гармония!».
  • В финальных титрах показывают сцены разных серий из основного сериала про Смешариков. Среди них «Ёжик в туманности», «Сомнамбула», «Вестибулярный аппарат», «Балласт», «Полёты во сне и наяву», «Красный день календаря», «Секрет Гудини», «ОРЗ», «Танцор диско», «Футбол», «Метеорология», «Последняя радуга» и др.
    • В конце также звучат песня «От винта!» и цитата Кар-Карыча: «Да, староват я стал для таких… полётов».

Особенности проекта[править]

  • Young adult — основной возрастной рейтинг.
  • Добро и зло — тема мультфильма. По ходу истории также обсуждается соотнесение киношной дилеммы с реальной.
    • Здесь Добро представлено как набор позитивных моральных качеств (нежность, любовь, дружба, взаимовыручка, уважение, доверие, милосердие, сострадание, храбрость, забота об окружающих и вытекающие из неё альтруизм и бескорыстность), помогающий построить ненасильственные и прогрессивные отношения как с людьми, так и с природой (это есть в сцене с Крошем и Ёжиком, когда они ловят лягушек в конце фильма). Героизм считается добродетелью, но, как и в нашем мире, является ограниченным во времени и возможностях, активно проявляется только в экстренной ситуации. Смешарики учат зрителя тому, что отношение к повседневной работе как к подвигу может привести к разным результатам. История Ёжика иллюстрирует то, что добро следует делать с умом, чтобы это не привело к большему злу. Копатыч, который перенял урок городской жизни «каждый сам за себя», приходит к пониманию того, что не только не стыдно просить помощи у других, но и самому предлагать, когда кто-то нуждается. Это противоположно тому факту, что Люсьен в сериале действовал в одиночку, иногда позволяя себе напарника на один эпизод. Есть ещё Доктор Калигари/Гусен, который прямо отображает тот случай, когда «тьма не есть зло».
    • Зло в этом мультфильме воплощено в пороках огромного города: жадность, воровство, насилие (кто-то из береговой охраны поставил Лосяшу синяк под глаз) и т. п. Оно действует как открыто (агрессивно, жестоко, абсурдно и фатально), так и скрыто (ложь, манипуляции). Пренебрегая чувствами окружающих, настоящие злодеи действуют ради удовлетворения личных потребностей, не разбираясь в средствах. В результате этого ломаются судьбы невинных граждан. В мультфильме показано, что в реальном мире на негодяя почти невозможно указать пальцем, так как один человек не бывает виновным во всех бедах хотя бы потому, что он может быть непричастным. Даже судьи несправедливо обвиняют тех, кто случайно оказался на месте преступления, не имея настоящих доказательств. К тому же в искусстве борьба добра и зла выглядит упрощённо. Носор — это пример того, как Зло становится страшнее, когда надевает маску ложной добродетели.
  • Идейный продолжатель — по отношению к "Незнайке на Луне": жители сказочной страны попадают в мир, поразительно похожий на наш реальный, и сталкиваются со всеми его чернушными "прелестями".
  • Музыкальный триппер — каждая песня легко запоминается, и можно в любую погоду напевать «Ступиду-биду-биду-бом!». Но во время титров зрители вспомнят, что В САМОЛЁТЕ ВСЁ ЗАВИСИТ А-А-Т ВИ-ИНТА-А-А-А-А!
  • Нет антагониста — в сравнении с оригинальным мультсериалом это аверсия. Злодеи тут есть — это не Доктор Калигари.
  • Никогда не доверяйте трейлеру — во всех официальных трейлерах присутствуют как ряд удалённых сцен (включая одну большую, в которой смешарики делают добрые дела по всему городу), так и те, которые вошли в фильм, но были переделаны в плане освещения (в трейлерах № 2 и № 3 Совунья в грузовике едет днём, но в конечной версии — дождливым вечером; аналогичным образом изменили освещение и в сцене преследования Смешариками Копатыча).
  • Пародия — «Шоу Люсьена» высмеивает некоторые старые сериалы с развитым мерчендайзом, когда посреди эпизода появлялась реклама (в этом случае — шампунь «Люсьен», подгузники «Люсьен», сухой корм «Люсьен»).
  • Разрыв канвы — случился от серии «Азбуки доброжелательности» «Мораль», в которой Копатыч и Лосяш читают сказку на ночь маленькому Крошу. Но ведь в фильме Крош уже взрослый!
    • В серии основного сериала «Вишнёвый сад» сообщается, что Копатыч посадил вишни 7 лет назад, а Крош тогда был совсем маленький. Как это согласуется с фильмом, где Копатыч прибывает в долину, когда Крош уже вырос?
  • Стоп-кадровый бонус — Копатыч ставит автограф для Таксиста на клочке бумаги с портретом Люсьена и аннотацией к сериалу: «Сколько супергероев уже пытались спасти мир? До сих пор все попытки оказались тщетны. Пока горожане спят, злодеи воплощают свои кошмарные замыслы. Однако бравый супергерой не допустит этого. Знакомьтесь: его зовут Люсьен! Теперь можно спать спокойно, он позаботится о каждом в мире».
  • Удалённая сцена — их тут достаточно, чтобы не только расширить всю историю и устройство мира смешариков, но и показать другие варианты событий. Они включены в фильм «Неизвестное об известных»:
    • После своего освобождения «Непобедимая команда Люсьена» следует за Копатычем по городу, иногда скандируя: «Люсьен!»;
    • Смешарики обращаются в Министерство Маяков, чтобы узнать, что их маяк за 10 лет так и не был демонтирован, потому что корабли перестали заходить на материк. Копатыч, ещё переживающий своё увольнение, предлагает шиншилле пристроить смешариков Долины куда-нибудь;
      • Это косвенно объясняет, откуда пришли смешарики в эту Долину, а также их изоляцию от внешнего мира;
      • Сцена в Министерстве могла стать предзнаменованием того, что в конечном итоге маяк будет разрушен.
    • Главные герои проводят в Мегаполисе операцию «Добрые дела»: Крош расклеивает объявления о пропавшем Ёжике, Нюша регулирует дорожное движение, но в конечном счёте работает официанткой в кафе; Совунья тайком намывает полы или чинит пальто в кинотеатре; Кар-Карыч по ночам накачивает шины автомобилей; Лосяш меняет киноленту про ковбоев на поющих курочек, наряженных под русский народный хор.
      • В конечном варианте показано, что, когда к музею приезжает полиция, Пин в это время смотрит по телевизору тот же фильм про ковбоев.
    • Во время операции по спасению Ёжика Крош и Копатыч заходят в тюремный туалет, где в одной из кабинок собирают сачок. Сопровождающие звуки, как при зарядке автомата, прилагаются.
    • Есть также вариант развития сюжета в стиле Что-то пошло не так: Бараш заклинивает вентилятор в вертикальной шахте, чтобы сбросить верёвочную лестницу, по которой должны были взобраться Крош, Ёжик, Копатыч и, неожиданно, Пин. Только надолго удержать лопасти не получилось… Крош на миг застыл в ужасе. Так как Копатыч не залез в шахту, он и поймал друзей в самый последний момент.
  • Хэппи-энд нужно заслужить — смешарики Долины сталкиваются с большим и сложным миром Мегаполиса, чтобы затем вернуться домой. Заодно они обрели парочку друзей, которые в свою меру пресытились городской жизнью, чтобы получить то, о чём даже не могли мечтать. У Копатыча теперь есть верные друзья, дом и хозяйство в виде сада и огорода. Пин же становится главным механиком и изобретателем Долины.
  • Темнее и острее - нет, не то чтобы сами Смешарики были совсем уж для малышей, но этот фильм поднимает градус серьёзности на новый уровень.

Особенности сеттинга[править]

  • Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры — Верблюд и его супруга. Тюбетейка/тюрбан, речь как смесь кавказских языков и пренебрежительное отношение к жене прилагаются.
  • Бластер вместо огнестрела — агаспецназ здесь вооружён вполне нормальными дробовиками и винтовками.
  • Коронная фраза:
    • Бараш говорит «Не лезь ко мне» сначала в адрес Фламинго, а затем Копатычу.
    • «Держись, синоптик» — Нюша.
    • У Копатыча: «По-настоящему» и «Укуси меня пчела!», конечно же.
    • У Носора их две: «Вы ещё не соскучились? Тогда мы возвращаемся к нашему герою!» и «Так, поехали-поехали, время — деньги, что стоим? Шоу должно продолжаться!».
    • У коричневого грабителя: «Это мы удачно зашли».
  • Лоскутная география — во вселенной Смешариков появился Мегаполис, расположенный за морем. Из Долины показаны только луга, опушки, озеро с водопадом, подземная пещера, морское побережье с пляжем и дома Кроша, Совуньи, Кар-Карыча, Лосяша и… Копатыча.
  • Пейзажное гуро — два слова: тюрьма и свалка за Мегаполисом.
  • Пейзажное порно — такой эффект получила Долина Смешариков в 3D-анимации.
  • Приглаженная помойка — Мегаполис с морского побережья привлекает глаз высокими небоскрёбами, летающими дирижаблями и башней Шаростанкино. В городе есть музеи, банки, кафе, рестораны, больницы, метро и даже железнодорожный вокзал. Да только если приглядеться получше, можно встретить в нём нищету, криминал, гастарбайтеров, жадных до наживы ублюдков и других сомнительных персон. Помимо прочего, в глубине материка расположены супертюрьма и городская свалка. Хорошо, что это только часть мира…
  • Шоу внутри шоу — «Шоу Люсьена» и «Шоу Жюльена».

Остальные[править]

  • Ай, молодца, Ёжик!
  • Во лошаки! — всем здешняя тюрьма хороша, да охранник нерадивый попался…
  • Героизм в адаптации — внутримировой пример: Крош собирался закопать свои рисунки для потомков. Среди них есть упоминание его спора с Ёжиком, останется ли он на ночь на маяке. С его точки зрения, остался.
    • В принципе, и история Копатыча с Пином раскрыта более подробно. По сериалу было ясно, что и у пингвина-инженера, и у медведя-крестьянина есть богатый жизненный опыт и некоторые крутые навыки — но тут всё становится ещё понятней и круче.
  • Героический красный — резиновая шапочка Люсьена.
  • Героический синий — маска Люсьена, а также связанные спицами маски главных героев для операции по спасению Ёжика.
  • Глубокие тёмно-синие глаза — такой цвет закрепился у Кар-Карыча.
  • Горизонт отчаяния — всё действительно плохо: смешарики из Долины потеряли Ёжика. Сначала они не знали, где его искать, а потом — как его вызволить из тюрьмы. Доказательств его вины нет, но закон не на его стороне. Копатыч, бывший Люсьен, оказался ненастоящим героем, отказывает им в просьбе помочь, так ещё и лекцию читает о том, что понятия добра и зла в реальности не такие, как в кино. Смешарикам пришлось бы вытаскивать друга своими усилиями, если бы не… Копатыч, который обрёл второе героическое дыхание.
  • Гроза — во время спасения Ёжика (и неизвестного его друзьям Пина) погода начала ухудшаться так, что несколько дирижаблей было сбито. Один из них и встретился героям…
  • ГЭС - что-то подобное происходит с Носором, когда его разоблачают.
  • И часовню тоже он! — ещё один внутримировой пример: Гусен в разговоре с Копатычем рассказал, что из-за Ёжика его вызывали в суд («Он такое несёт! Добро, зло, мир, друзья, Люсьен… Калигари!»).
    • В принципе, упрощения ради: шоу Люсьена настолько популярно, что оно и неудивительно — устами Копатыча подсвечено, что для жителей Мегаполиса Калигари — вешалка для собак, объяснение всех бед и пороков города в форме шоу, а Люсьен — персонализация надежды. Тем более Гусен с Копатычем — актёры одной роли, так что поневоле зрителями амплуа хоть немного, но будет связываться с личностью актёра. Столько раз играл злого гения, а тут такое… а вдруг правда?
  • Красное зло — момент, когда Носор кричит Копатычу, что тот лишается всего в случае ухода из сериала, сопровождается красным освещением в павильоне. Больше всего света падает на самого режиссёра, как бы намекая, кто здесь настоящий негодяй.
  • Крутая шляпа — у Гусена/Калигари.
  • Ложь во благо — Пин сказал Ёжику, что никогда не спит, чтобы тот не стеснялся занять его кровать.
    • Впрочем, это может быть и правдой: Пин действительно не может нормально спать в неподходящих условиях. Недаром в Долине он спит исключительно в холодильнике.
  • Надвигающаяся буря — смешарики попали в шторм на море, пока плыли на встречу к Люсьену.
  • Не было бы счастья... — Вероятно, Носор бы продолжил поддерживать воров, если бы Бараш случайно не включил камеру в нужный момент.
  • Невинные голубые глаза — такими стали глаза Кроша и Копатыча. Бараш, Лосяш и Пин тоже голубоглазые, но они уже с характером.
  • Негодяйский моральный стриптиз — Носор. Когда мы впервые видим его на интервью, он производит ощущение хорошего парня. Затем он появляется вживую и устраивает психологическую пытку Копатычу за то, что из-за него «Шоу Люсьена» начинает скатываться. Теперь мы знаем, что он — козёл (как бы это странно ни звучало с биологической точки зрения), для которого бизнес превыше всего. Но он законопослушный, верно? А вот фиг вам! Массовые ограбления в мегаполисе устроил именно он, а «Шоу Люсьена» — его прикрытие.
  • Нечаянное пророчество — Бараш заступается за Люсьена/Копатыча перед Носором в пафосной манере: «Ты пришёл из тьмы и солнца не узнал! Так пусть же ветры соберут все грозовые тучи, и вспышки молний осветят твою оплошность!». Он так и не узнал, что разоблачил его преступную деятельность.
  • Ой, бл...
    • Смешарики (а особенно Крош), когда на них накатывается «девятый вал».
    • Медсестра со шприцем: «Ну шо, готов, птенчик?». Дохихикался Карыч…
    • Крош, Ёжик, Пин и Копатыч попадают в вентиляционную шахту и сначала бегут от опасности быть перерубленными лопастями. После вмешательства Пина в технику они пугаются уже от того, что вентилятор направляет воздух в обратную сторону. Крик Ёжика «О нет, нет, нет!» прилагается.
    • Режиссёр Носор, когда вместо нового эпизода «Шоу Жюльена» на большом экране показана снятая на студии видеозапись… Где он встречается с бандитами, чтобы получить «товар». Вот это фиаско!
  • Ашыпка нарошна — Крош развешивает по всему мегаполису объявления «Прапал ЕжиГ!». Сам ёж нарисован по-детски неаккуратно.
  • Перейти на КРИК — Карыч: «А зачем это вы лица повязками закрыли? ДУМАЕТЕ, МЫ ПОТОМ ВАС ПО ГЛАЗАМ НЕ УЗНАЕМ?!».
    • Носор таким способом унижает уходящего из шоу Люсьена/Копатыча.
  • Побить битой — Гусен подумал, что к нему вломились грабители, схватил биту и уже был готов нанести удар. Пока не понял, что к нему по делу зашёл Копатыч.
  • Повержен я во прахУчасть Носора. Хоть он и остался жив, но навсегда потерял авторитет в глазах жителей города.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — «Далее в программе: интриги, расследования и прогноз погоды».
    • Пин на интервью даёт только одну реплику: «В тюрьме нас кормили три раза: первый — в понедельник, второй — в четверг. (с улыбкой) И компо-о-от».
  • Сёма, шоб ты сдох! — отчасти деконструкция. Вопреки ожиданиям и плану, Ёжик отказывается уходить из тюрьмы без нового друга Пина. Копатыч от возмущения говорит: «Как вы мне все… дороги!».
  • Сцена после титров — сообщники Носора арестованы благодаря действиям Гусена/Доктора Калигари. Когда его спросили, как ему это удалось, тот коротко отвечает: «Шестьсот тридцать седьмая серия — «Объятия Железной Няни»!» (отсылка на нашего знакомого робота из мультсериала). Верблюд смотрит это по телевизору и переключает канал.
    • В фильме «Неизвестное об известных» к Михаилу Черняку (актёру, озвучивающему Лосяша, Копатыча и Пина), который играет здесь журналиста, подходит Крош и дарит ему VHS-кассету с эпизодом «Скамейка».
« У меня этого материала ещё на двести серий! »
— Крош даром время не терял.
  • Темнее и острее — гораздо более мрачный и суровый сюжет, чем в мультсериале.
  • Тёплые карие глаза — у Совуньи.
  • Ты всё-таки вернулся! — Копатыч, чувствуя вину за то, что не смог ничем помочь в освобождении Ёжика, всё же решает сделать это и просит о помощи своего коллегу.
  • У главгада лишь пара подручных — У Носора. И хотя режиссёр был опозорен и взят под стражу, а тех грабителей схватили позднее, неизвестно, сколько всего у Носора было таких подручных.
  • Удар ниже пояса — судя по хрусту и выражению морды, Копатыч после перелёта через стены, окружающие тюрьму, приземлился на нежное место.
  • Ужас у холодильника — учитывая, что фильм является каноном в истории шоу и на самом деле является приквелом к основному сериалу, Долина Смешариков, контактирующая с внешним миром для заказа продуктов и приглашенных звёзд на большие мероприятия, выглядит довольно странно, учитывая тот факт, что они все являются (непреднамеренными) преступниками, которые незаконно пересекли границу, а Пин и Ёжик даже были обвинены в деянии, которого они не совершали, и посажены в тюрьму. А в «Пин-коде» был эпизод, посвящённый тому, как Смешарики проводят перепись населения, поэтому их Долину можно считать официальным поселением. Но по сути, они все — разыскиваемые преступники и выдают своё местоположение.
    • Обоснуй: поскольку выяснилось, что Пин и Ёжик не совершали преступления, их (а заодно и их друзей) оправдали.
  • Фиолетовые глаза уникальности обрёл Ёжик. Если быть точнее, они у него имеют красноватый оттенок.
  • Хороший плохой конец — финал фильма: смешарики не смогли лично поквитаться с Носором и грабителями, да и Копатыч лишился своей карьеры, а Пин — работы охранника. Но они вернулись в свою Долину все вместе и теперь счастливы, а злодеи получили по заслугам и попали в тюрьму.
  • Я убил Гвен Стейси — внутримировой пример: Мария для Люсьена.
  • Ярко-зелёные изумрудные глаза — субверсия: только в этом 3D-мультфильме у Нюши глаза болотного цвета. В остальных проектах (фильмы-сиквелы, «Новые приключения» и «Пин-код») её глаза просто ярко-зелёные.