Имитация бурной деятельности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Если офицер слоняется, значит, он работает; сел почитать — занимается ерундой. »
— Александр Покровский, «Кубрик»

Имитация бурной деятельности (ИБД[1]; симбурде = симуляция бурной деятельности; на рубеже двадцатых годов для имитаторов бурной деятельности появилось в интернетах меткое название суетолог) — изображение активного трудового усердия, непропорционального полученным результатам. В качестве аудитории, как правило (но не обязательно), выступает начальство, инвесторы, избиратели или иные лица, тем или иным способом уполномоченные оценивать труд работника и вознаграждать его.

Беда только в том, что эти «оценщики» мерилом работы считают усталость ©, суету и шум. В их глазах оператор робоманипулятора, дёргающий пальчиком контроллер, пока машина таскает тяжёлые контейнеры — лентяй и первый кандидат под сокращение, а неумытый реднек, таскающий те же контейнеры на собственном горбу — герой труда, который получит премию по итогам месяца, путёвку в Сочи и интервью в заводской стенгазете. Несмотря на то, что за один и тот же день работы манипуляторщик перетаскал этих контейнеров пятьдесят, а реднек — пять.

На достаточно высоком уровне ИБД всегда сопровождается распилами и откатами. Также ИБД является важной частью ряда военных хитростей и гамбитов: противник уверен, что мы копошимся и надрываемся — каково же будет его удивление при встрече с нашими ВНЕЗАПНО свежими и отдохнувшими войсками!

В пределе своём ИБД превращается в пугание крокодилов. Но путать их не следует: ИБДшник занимается в целом нужной и полезной деятельностью (только излишне шумно и не забывая подчеркнуть свою наиважнейшую роль), тогда как «крокодилы» представляют собой более или менее явные ветряные мельницы.

Где встречается

« При передвижении по офису Имитатор БД всегда несет в руке какую-нибудь бумагу или папочку. Неумственнотрудящийся таскает любую тяжёлую х*йню. »
— Лурк на тему

Литература

  • Жорж Блон, «Флибустьерское море» — комендант испанского форта оценил количество и вооружение окруживших его пиратов и понял, что крепость не отстоит. Флибустьеры, в принципе, готовы были принять его сдачу и выпустить испанцев восвояси с имуществом, оружием и знамёнами — но за такое самому коменданту грозила кара. Поэтому он, потолковав с пиратскими парламентёрами, устроил… натуральную ролёвку: воюющие стороны разрядили пушки и ружья, вместо сабель и шпаг взяли палки и под грохот канонады благополучно передали форт от осаждённых осаждающим.
    • Ещё один момент, позже цельнопотыренный Рафаэлем Сабатини: Генри Морган со своей флотилией оказался заперт в озере Маракайбо, соединённом узким проливом с Карибским морем. Пролив перекрывал форт. Целый день испанцы наблюдали, как пираты переправляются с кораблей на берег на шлюпках, и поспешили перенацелить орудия в ту сторону, откуда должен был появиться враг. С наступлением ночи флибустьеры подняли паруса и спокойно прошли мимо форта, обезоруженного собственными защитниками. А что же десантная группа? А её и не было: на обратном пути сидевшие в шлюпках пираты просто залегали на дно, создавая иллюзию, что в них нет никого кроме гребца.
  • Очень много у Ильфа и Петрова:
    • «КЛООП» — как именно расшифровывается эта аббревиатура и чем именно занимается это учреждение не знают даже работающие там занимающиеся кипучей деятельностью сотрудники, вплоть до председателя.
    • «Хотелось болтать» — вместо того, чтобы просто начать собирать использованную пробку, время и средства потратили на художественный фильм о переломе в душе старьёвщика-единоличника, на многократное колебание эфира музыкальной фразой: «Богаты пробкой станем мы», печатанье боевой повести Валерьяна Молоковича, — на что угодно, кроме пробки. Единственный, кто собирал пробки — школьник. И потом не мог их сдать.
    • «Кипучая жизнь» — редколлегия литературного журнала, собранная с соблюдением всех и всяческих процентов (процент женщин, процент нацменов, процент беспартийных дарований…) занимается склоками и интригами. Всю работу делает один-единственный технический редактор.
    • В дилогии об Остапе Бендере — навалом, особенно во второй части:
      • «Химическая» артель (один из способов незаконного обогащения среди многих, которые пускал в ход А. И. Корейко), весь процесс производства в которой состоял из переливания содержимого нижней бочки (вода) в верхнюю (соединённую с нижней бочкой трубой).
      • «Геркулес», где давно никто не помнит, что контора должна заниматься лесозаготовками. «Когда Полыхаев находил вдруг у себя на столе бумажку, касающуюся экспортных кедров или диктовых листов, он так поражался, что некоторое время даже не понимал, чего от него хотят».
      • На их фоне «Рога и копыта», созданные для прикрытия сбора компромата на Корейко — мелочь, не стоящая упоминания, несмотря на то, что стали кодификатором.
  • Станислав Лем, :
    • "Кибериада" рассказ "Путешествие второе, или Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу" конструкторы одновременно должны были создать опасного зверя, чтоб позабавить царя, и скрывать свою деятельность от царской службы безопасности. Итогом стал троп: куча расчетов, несколько прототипов и уйма лишних требований для выполнения работы, призванная отвлечь внимание от настоящей разработки. В числе прочего бдительным стражам были явлены опилки, после обработки ничуть не изменившиеся (и даже снабжённые биркой «Это мы, опилки») и готовая робомышь, пишущая хвостом. Хотя монстр получился необычный.
    • «Сказки роботов», в сказке "Три электрорыцаря" местный мудрец устраивает игру в догонялки с третьим захватчиком-электрорыцарем и подаёт ему тайные знаки. Которые не значат ничего секретного и просто содержат изображение плана на победу, который реализуется во время их демонстрации. Вся суть была в том, что местная природа столь хладолюбива, что даже малейшие крохи тепла, которые выделят схемы электрорыцаря при обдумывании жестов мудреца, неизбежно растопят породу под ногами незадачливого захватчика, и из ямы тот уже не выберется. Не важно, над чем будет думать враг — и потому бурная имитация какой-то враждебной деятельности сама по себе является атакой. Плюс, для всех трех электрыцарей оно того не стоило - куда им девать драгоценные камни из замерзших газов вне этой холодной планеты?
  • Братья Стругацкие, «Сказка о Тройке» — чтобы получить от Тройки нужные Необъяснимые Явления, четвёрка молодых магов догадались организовать громадный поток заявок на никому не нужные экспонаты, и из них собрали «Подкомиссию по малым делам в количестве четырех человек с правом предварительной рационализации и утилизации малых дел» и доверили заняться теми НЯ, на которые было меньше всего заявок… т. е. нужные им, на которых было по 1 заявке.
    • Собственно, сама деятельность Тройки является такой имитацией: она очевидно некомпетентна, бесполезна и даже вредоносна, но исполняется со всей серьёзностью и старанием. Тот случай, когда занятые ИБД сами себе ни за что не признаются, чем является их деятельность. И неудивительно, поскольку это сатира на бюрократию, занятую изобретением чрезвычайно полезных справок о том, что нужна справка, ИБД, пуганием крокодилов, карьерными интригами и поиском материальных благ для себя любимой, но ни к какой осмысленной созидательной деятельности не способную.
  • Филип Фармер, «Божественный промысел» (aka «Божье дело»). Как и в случае «Сказки о Тройке», болтологи сами искренне уверенны в полезности своих раскопок, которые они ведут дни и ночь. На самом деле их «карта» — схема нервной системы человека, а на настоящий ключ, который избавил бы их от проклятия, они не раз натыкались, но отказывались признать его смысл. Да и стали они болтологами именно потому, что попытались заниматься ИБД в качестве самозваных пророков новой религии при живом боге. Вот только с настоящим божеством такие фокусы не проходят.
  • «Заражение» и «Цена алчности» — руководство Ареала делает деньги на его уникальных артефактах — и потому крайне не заинтересовано в повторении эффекта в лабораторных условиях. Но и оставлять учёных с такими наработками ни с чем тоже не хочет: оставшись совсем без перспектив, они и из страны уехать могут. Как бы убирать не пришлось. В итоге Прокопенко организует троп: лично и не раз беседует с учёной делегацией об их нуждах (и это прямой ставленник Лазинского, который напрямую перед президентом отчитывается!), ставит курировать их своего человека, выделяет помещение рядом с аномальной зоной и организует ремонт, организует поставку дорогой и дефицитной нефти тип-Х… Однако всё это делается так, что лаборатория оказывается то без света, то залита водой, то занята ремонтниками, а то её, из-за близости к аномальной зоне, эвакуируют… В общем, время идёт, а из оборудования в помещении работают только подслушивающие жучки. Зато деятельность не прекращается ни на минуту, и «крутой» офицер постоянно кому-то названивает.
  • Росоховатский — рассказ, где робот-начальник, увидев, что на заводе работают лишние роботы (один, например, ставил печати, а инженер-проектировщик-человек был болен, и ставить печати было негде), заставил этих роботов заниматься сабжем. Остальные пошли читать сказку детям больного инженера…
  • «Секретное оружие израильской армии»:
«

…Одинокий солдат, поймавший взгляд расара, останавливается на всем скаку, театрально хлопает себя по лбу, громко восклицает что-нибудь вроде «Блин, как же я забыл-то?!», разворачивается на 180 градусов и с озабоченным видом уносится стремительным галопом.

Если солдат двое или больше, то самый авторитетный из них устраивает остальным короткий неразборчивый инструктаж, в конце коего выкрикивает (так, что расару слышно) что-нибудь вроде «И быстрее, быстрее, мать вашу! Это нужно закончить еще вчера! Пошел!», после чего участники этюда деловито разлетаются в максимально разнообразных направлениях. Чтоб у расара глаза разбежались…

»
  • Джо Аберкромби, «Лучше подавать холодным» — Никомо Коска и Монцкарра Меркатто, в бытность командирами Тысячи Мечей, любили отыгрывать данный троп. Разделяли свой отряд на две части и нанимались с ними к обеим враждующим сторонам. Затем создавали имитацию бурной деятельности по разгрому противника (на самом деле не сражаясь друг с другом) и доили своих нанимателей, пока не надоедало. А потом работодатель по совету брата Маркатто предложил ей большую сумму за настоящий бой. С понятными последствиями.
  • Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга» — подсвечено Африканом, когда тот объясняет Анчутке, что кампании по борьбе с чём-то затеваются совсем не для того, чтобы это что-то искоренить.

Кино

  • Киноальманах «Исключения без правил» (фильм второй, «Скрепки») — именно этим занимается замдиректора (по совместительству — подхалим и приспособленец) Ящеров. Услышав самую простейшую (вроде «скрепки понадобились») просьбу начальства, мгновенно разворачивает бурную агитационную кампанию с развешиванием наглядной агитации, внутриучрежденческими митингами и детским хором.
  • «Мои счастливые звёзды». Эй, Дубина [ему сказали так не чтобы оскорбить — это прозвище слабоумного персонажа, на которое он охотно откликается], что это ты делаешь? зачем ты таскаешь один и тот же ящик с места на место? — Я не хочу работать, но меня не оставляют в покое, иногда проверяют. Поэтому я хочу выглядеть так, будто работаю.

Телесериалы

  • «Улицы разбитых фонарей», первый сезон, первая серия «Кошмар на улице С.» — имитацией бурной деятельности, когда дело доходит до приема у населения заявлений о пропаже собак и кражах шапок, занимается все отделение, в котором работают главные герои. Особенно показателен капитан Казанцев, который то и дело незаметно выдергивает из сети телефон, чтобы сделать вид, будто и в самом деле командует отправить на задержание или поиски опергруппу.

Реальная жизнь

  • При оплате труда за отработанное время или по окладу ИБД возникает почти всегда. Потому что не каждый начальник умеет распределять работу так, чтобы процесс шёл равномерно, а не путём пафосных превозмоганий накануне дедлайна. Да и не каждый считает это нужным — загнанного, как савраска, работника легче контролировать.
    • Да и при сдельщине тоже возможно, когда результатом ударного труда оказывается не больший заработок, а срезанные (ибо не дело это, чтобы какое-то быдло зарабатывало больше чем господин начальник) расценки.
    • Ну и типичное, если выполнил одно задание, то сразу получишь второе. Поэтому выполнение первого как можно сильнее затягиваем. А чтобы не выглядеть бездельником, носим с собой папки, бумажки и проч. Можно еще и за консультацией бегать в противоположный угол здания. И выражение лица серьезное, занятое, частично уставшее. И т.п.
  • Многочисленные случаи укладки асфальта в лужи. И речь не только об освоении финансов: при работе в плохих погодных условиях положен повышающий коэффициент к оплате. Бригаде тупо выгоднее работать в дождь/снег. Да и положенный на снег асфальт скоро ведь чинить придётся той же бригаде за отдельную денюжку.
    • Педаль в пол — когда сначала обновляют разметку, а потом меняют асфальт.
    • Педаль в котлован — когда летом ремонтируют школу (деньги осваивать надо), а осенью сносят (на её месте будут строить новую).
    • Педаль тоже в котлован: положить асфальт, затем через неделю начать перекладывать трубы водоснабжения и отопительных систем. В конце ноября!
      • Увы, обычная неорганизованность: дорожники послали письмо, что тогда-то там-то будут вскрывать асфальт, пока письмо дошло, пока пробилось сквозь семь кругов бюрократического ада, пока составили план работ, выделили средства, людей и технику, пока всё это по всем семи кругам согласовали — дорожники уже не только всё вскрыли, но и обратно закатали: у них тоже сроки, если на два месяца оставить котлован, по головке не погладят. А средства уже выделены, работы уже в плане, вот и приходится асфальт заново вскрывать, а затем так же спешно укладывать обратно, оставляя уродливые и не по ТУ положенные заплатки.
  • Народная армейская мудрость: хочешь, чтобы к тебе не придирались — носи на плече лопату. Солдат с лопатой не вызывает вопросов «куда это он идёт» или «почему в неурочное время», желания его остановить, проверить, наказать или занять каким-нибудь очень важным делом, он уже занят. Солдат, который курит, опираясь на лопату, вызывает не возмущение, а понимание: умаялся, перекур у человека. В некоторых случаях лопата в сочетании с утомлённым службой лицом может послужить даже пропуском за КПП: понятно же, что просто так в самоволку человек с лопатой не пойдёт, явно кто-то из офицеров посылал за шанцевым инструментом, так что связываться себе дороже выйдет.
  • Писали про жену репрессированного, которая благодаря хитрости смогла избежать ареста: с наступлением ночи брала папку и ходила быстрым шагом туда-сюда по городу, утром возвращалась. У самого Сталина была привычка работать по ночам, так что спешащая куда-то женщина с папкой вопросов не вызывала. Зато каждый раз, когда приезжал «чёрный воронок», дома никого не было.
  • Собственно, священная война против очередной «Доки-2», вспыхивающая после каждой пострелушки в школе, подросткового самовыпила или очередного подвига маленьких гадёнышей, в какой-то мере является именно сабжем. Ибо быдло требует от правительства (а от кого же ещё?) немедленных мер. А сколь-нибудь действенные меры вроде повышения зарплат родителям (чтобы могли меньше тратить времени на отработку ипотеки, а больше — на воспитание своих личинок) и учителям (чтобы имели стимул нести разумное-доброе-вечное, а не тупо отбивать часы), спонсирования школьных психологов, а также всеразличных кружков и секций требуют денег. Больших денег. Гораздо легче и дешевле изображать титаническую борьбу с ужасными видеоиграми и японскими комиксами на радость люмпенам. Особенно с учётом отечественных горе-киноделов, певцов и прочих. И в квадрате особенно с учётом того, что некоторые гэги из отечественных говнофильмов просачиваются в мангу, как это получилось с прыжками на члене.
  • А еще некоторые работники воспринимают как предмет статьи кого-то из своих коллег. Либо другие отделы. Особенно те, которые что-то требуют, да еще и каждый раз по новой форме.

Примечания

  1. Имеет также много других расшифровок — в частности, Институт благородных девиц и информационная база данных.