Шоу в бутылке: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм. Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве. Минусы...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|BottleEpisode|Bottle Episode}}
Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм.
Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм.


Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве.
Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве.
Строка 6: Строка 5:
Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным.
Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным.


'''Пятиминутка истории:''' несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу [[старше, чем феодализм]]: по сути дела, это аристотелевский [[:w:Три единства|принцип трех единств]], практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв.
'''Пятиминутка истории:''' несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу [[старше, чем феодализм]]: по сути дела, это аристотелевский [[:w:Три единства|принцип трех единств]], практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв.


Если это детектив, то возникает ситуация [[Убийца — один из нас]]. Часто и [[Демографический минимализм|персонажей мало]].
Если это детектив, то возникает ситуация [[Убийца — один из нас]]. Часто и [[Демографический минимализм|персонажей мало]].
Строка 13: Строка 12:


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* Робе́р Тома́, «8 женщин» (в России обычно ставится под названием «Восемь любящих женщин»). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы.
* Робе́р Тома́, '''«8 женщин»''' (в России обычно ставится под названием '''«Восемь любящих женщин»'''). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы.
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Мышеловка» и «Нежданный гость».
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]], '''«Мышеловка»''' и '''«Нежданный гость»'''.
* Рэй Куни, «Номер 13». Действие происходит в гостиничном номере.
* Рэй Куни, '''«Номер 13»'''. Действие происходит в гостиничном номере.
* Валентин Красногоров, «Комната невесты». Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце.
* Валентин Красногоров, '''«Комната невесты»'''. Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Та же Агата Кристи, романы «Убийство в Восточном экспрессе» и «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» — всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный [[замок]] (замок-новодел Ласточкино Гнездо в [[Ханы, виноградники и курорты|Крыму]]), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит…
* Та же Агата Кристи, романы '''«Убийство в Восточном экспрессе»''' и '''«[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]»''' — всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный [[замок]] (замок-новодел Ласточкино Гнездо в [[Ханы, виноградники и курорты|Крыму]]), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит…
* [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» - действие ограничено горным отелем-турбазой в [[Франглиспания|среднеевропейской стране]]
* [[Братья Стругацкие]], '''«[[Отель „У погибшего альпиниста“]]»'''. Действие ограничено горным отелем-турбазой в стране вроде [[Австрия|Австрии]].
* Борис Акунин, «Левиафан» — [[Эраст Фандорин]] расследует совершённое в [[увидеть и умереть|Париже]] убийство, к которому причастны пассажиры первого класса одноимённого парохода.
* Джозефина Тэй, "Дочь времени". Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки.
* Джозефина Тэй, «Дочь времени». Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[12 Angry Men|Двенадцать разгневанных мужчин]]» (оригинал и оба [[ремейк]]а) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных.
* '''«Двенадцать разгневанных мужчин»''' (оригинал и оба [[ремейк]]а) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных.
* Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп («Das Boot», «К-19», «Багровый прилив» и пр.). Ибо «куда ты, блин, с [[подводная лодка|подводной лодки]] денешься?» («Шматрица»).
* Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп ('''«Das Boot»''', '''«К-19»''', '''«Багровый прилив»''' и пр.). Ибо «куда ты, блин, с подводной лодки денешься?» ('''«Шматрица»''').


==== Отечественные фильмы ====
==== Отечественные фильмы ====
* «[[Обыкновенное чудо]]» [[фильмы Марка Захарова|Захарова]] — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется.
* '''«Обыкновенное чудо»''' Захарова — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется.
* [[Фильмы Рязанова]]:
* [[Фильмы Рязанова]]:
** «[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!]]» — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади).
** '''«[[Ирония судьбы, или С лёгким паром!]]»''' — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади).
** «Гараж» — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме.
** '''«Гараж»''' — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме.
** «Дорогая Елена Сергеевна» — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль.
** '''«Дорогая Елена Сергеевна»''' — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль.
* «Ищите женщину» Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже.
* '''«Ищите женщину»''' Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже.
* «Премия» (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. [[Субверсия]] — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами.
* '''«Премия»''' (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. [[Субверсия]] — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами.
* «Мы, нижеподписавшиеся» (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда.
* '''«Мы, нижеподписавшиеся»''' (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда.
* «Кукушка» — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую…
* '''«Кукушка»''' — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую…
* «Коллектор» — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один.
* '''«Коллектор»''' — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один.
* «Окно» — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате.
* '''«Окно»''' — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате.
* «Не было бы счастья» (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол.
* '''«Не было бы счастья»''' (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол.
* «Чисто английское убийство» — единственная дорога завалена снегом. Пополам с [[Убийца — один из нас]].
* '''«Чисто английское убийство»''' — единственная дорога завалена снегом. Пополам с [[Убийца — один из нас]].
* «Хочу вашего мужа» — все действие в одной квартире.
* '''«Хочу вашего мужа»''' — все действие в одной квартире.
* Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм «Громкая связь»: действие происходит на даче. И сиквел этого фильма «Обратная связь»: действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе.
* Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм '''«Громкая связь»''': действие происходит на даче. И сиквел этого фильма '''«Обратная связь»''': действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе.


==== Зарубежные фильмы ====
==== Зарубежные фильмы ====
* «Окно во двор» — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока.
* '''«Окно во двор»''' — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока.
** И его же «Верёвка», «Спасательная шлюпка», «В случае убийства набирайте „М“» … Хичкок любил этот троп.
** И его же '''«Верёвка»''', '''«Спасательная шлюпка»''', '''«В случае убийства набирайте „М“» '''… Хичкок любил этот троп.
* «Клуб „Завтрак“» — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в [[школа обыкновенная|школьной]] [[библиотека|библиотеке]]. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой.
* '''«Клуб „Завтрак“»''' — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в [[школа обыкновенная|школьной]] [[библиотека|библиотеке]]. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой.
* «[[12 разгневанных мужчин]]» — всё действие, кроме открывающей сцены и эпилога, происходит в совещательной комнате присяжных.
* '''«12 разгневанных мужчин»''' — всё действие фильма происходит в суде присяжных.
** Аналогично российский ремейк «12» от Никиты Михалкова.
* '''«Собачий полдень»''' — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег.
* «Собачий полдень» — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег.
* '''«Оскар»''' — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне.
* «Оскар» — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне.
* '''«[[Reservoir Dogs|Бешеные псы]]»''' — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром.
* «[[Reservoir Dogs|Бешеные псы]]» — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром.
** Точно по такому же принципу Тарантино снял и '''«[[Омерзительная восьмёрка|Омерзительную восьмерку]]»'''.
** Точно по такому же принципу Тарантино снял и «[[Омерзительная восьмёрка|Омерзительную восьмерку]]».
* Фильм '''«Резня»''' — действие полностью происходит в одной квартире.
* Фильм «Резня» — действие полностью происходит в одной квартире.
* '''«Кто боится Вирджинии Вульф?»''' — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры.
* «Кто боится Вирджинии Вульф?» — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры.
* '''«Альбино Аллигатор»''' — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре.
* «Альбино Аллигатор» — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре.
* Криминальная комедия '''«Липучка»''' про [[ограбление банка]]. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. [[педаль в пол|Одновременно]].
* Криминальная комедия «Липучка» про [[ограбление банка]]. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. [[педаль в пол|Одновременно]].
* '''«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»''' — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику.
* «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику.
* '''«Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“»''' — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса [[украсть шоу|сносит крышу]].
* «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса [[украсть шоу|сносит крышу]].
* '''«Страна в шкафу»''' — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос.
* «Страна в шкафу» — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос.
* '''«Нервы на пределе»''' — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома.
* «Нервы на пределе» — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома.
* '''«Большая сделка»''' (или '''«Большой вождь»''') — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный [[Сумерки|папа Эдварда]] проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой.
* «Большая сделка» (или «Большой вождь») — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный [[Сумерки|папа Эдварда]] проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой.
* '''«Смерть и девушка»''' Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома.
* «Смерть и девушка» Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома.
* '''«Кордебалет»''' — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене.
* «Кордебалет» — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене.
* '''«1408»''' — по [[Стивен Кинг|Стивену нашему Кингу]]. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился.
* «1408» — по [[Стивен Кинг|Стивену нашему Кингу]]. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился.
* '''«Игра навылет»''' и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию.
* «Игра навылет» и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию.
* '''«Тайная честь»''' — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё?
* «Тайная честь» — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё?
* '''«Телефонная будка»'''. [[То, что написано на упаковке|Вы не поверите…]]
* «Телефонная будка». [[То, что написано на упаковке|Вы не поверите…]]
* '''«Погребённый заживо»''' (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). [[Педаль в пол]]. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком.
* «Погребённый заживо» (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). [[Педаль в пол]]. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком.
* '''«Человек с Земли»''' — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует.
* «Человек с Земли» — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует.
* '''«Клерки»''' — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним.
* «Клерки» — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним.
* '''«Плёнка»''' Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается.
* «Плёнка» Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается.
* '''«Лок»''' — один персонаж в автомобиле и несколько [[голос]]ов по телефону.
* «Лок» — один персонаж в автомобиле и несколько [[голос]]ов по телефону.
* '''«Идеальные незнакомцы»''' — основное действие происходит в одной квартире.
* «Идеальные незнакомцы» — основное действие происходит в одной квартире.
* «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие - на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе... но главная героиня и [[ИИ|ARTI]] находятся в одной-единственной комнате центра управления.
* «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе… но главная героиня и [[ИИ|ARTI]] находятся в одной-единственной комнате центра управления.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Следствие ведут ЗнаТоКи» — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского.
* '''«Следствие ведут ЗнаТоКи»''' — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского.
* «33 квадратных метра» — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз.
* '''«33 квадратных метра»''' — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз.
* «[[Моя прекрасная няня]]» — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных.
* '''«[[Моя прекрасная няня]]»''' — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных.
* «[[Интерны]]» — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации.
* '''«Интерны»''' — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации.
* «Без ума от тебя» — эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью.
* '''«Без ума от тебя»''' эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью.  
* «[[Star Trek|Звездный путь]]», 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» ([[кодификатор]]).
* '''«[[Star Trek|Звездный путь]]»''', 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» ([[кодификатор]]).
* Сериал «[[Friends|Друзья]]», большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе.
* Сериал '''«Друзья»''', большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе.
* Комедийный сериал «Тонкая голубая линия» с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность.
* Комедийный сериал '''«Тонкая голубая линия»''' с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность.
* «Элен и ребята» — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие.
* '''«Элен и ребята»''' — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие.
* «Клубничка» — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится.
* '''«Клубничка»''' — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится.
* «Дежурная аптека» — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне.
* '''«Дежурная аптека»''' — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне.
* «Кенан и Кэл» — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает.
* '''«Кенан и Кэл»''' — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает.
* «Сайнфелд» — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину.
* '''«Сайнфелд»''' — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину.
* «[[Светлячок]]» — восьмой эпизод.
* '''«[[Светлячок]]»''' — восьмой эпизод.
* «[[Во все тяжкие]]» — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось.
* '''«[[Во все тяжкие]]»''' — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось. Эталон откровенного и бездарного [[филлер]]а, бесполезная трата экранного и зрительского времени.
* «[[Brooklyn Nine-Nine|Бруклин 99]]» — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого.
* '''«[[Brooklyn Nine-Nine|Бруклин 99]]»''' — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого.
* «[[X-Files|Секретные материалы]]» — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма».
* '''«[[X-Files|Секретные материалы]]»''' — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма».
* «Убойный отдел» — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном.
* '''«Убойный отдел»''' — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном.
* «[[Последний министр]]» — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке.
* '''«[[Последний министр]]»''' — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке.
* серия сериалов Криминал — все действие проходит в полицейских участках той или иной европейской страны, а львиная часть — в комнате допроса главного персонажа серии.
* «[[iCarly|АйКарли]]» — действие двух серий происходит полностью в квартире Шэев.
* «[[Victorious|Виктория-победительница]]» — серия «Вай-фай в небе» почти полностью происходит в самолёте с сёстрами Вега на борту, лишь иногда отклоняясь в квартиры других главгероев, однако всё действие происходит строго в самолёте.
* «[[The Suite Life of Zack & Cody|Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди]]» — ВЕСЬ 1 сезон и отдельные серии двух последующих происходят строго в гостинице «Тип-топ».
* «[[H2O: Just Add Water|H2O: Просто добавь воды]]» — действие серии «Эффект Сирены» (1 сезон) происходит в большей части в доме Сертори, немногим меньше в кафе JuiceNet, другой основной локации сериала.
* «[[Mr. Robot|Мистер Робот]]» — эпизод «407 Proxy Authentication Required», задействующий всего 6 актёров, действия которого разворачиваются в одной-единственной квартире. В списке лучших эпизодов телесериалов всех времен на IMDb занимает третье место (первое, если не считать аниме-сериалы). Такое широкое признание получил из-за необычной структуры, представляющей собой пять актов, которые символизируют собой стадии принятия протагонистом неизбежного. В этой серии [[Автобус вернулся|вернувшийся в автобусе]] преступник Фернандо Вера похищает Эллиота и его психолога, пытаясь морально сломить первого и наконец-то познакомиться с [[Раздвоение личности|другой его личностью]], в результате чего Эллиот узнаёт страшную правду из своего прошлого, которую «Мистер Робот» так тщательно прятал в его бессознательном.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Fireball]]. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи.
* '''[[Fireball]]'''. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи.


{{Nav/TV}}
{{Nav/TV}}
{{Nav/Кино}}
{{Nav/Кино}}

Версия 16:57, 2 апреля 2022

Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм.

Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве.

Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным.

Пятиминутка истории: несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу старше, чем феодализм: по сути дела, это аристотелевский принцип трех единств, практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв.

Если это детектив, то возникает ситуация Убийца — один из нас. Часто и персонажей мало.

Примеры

Театр

  • Робе́р Тома́, «8 женщин» (в России обычно ставится под названием «Восемь любящих женщин»). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы.
  • Агата Кристи, «Мышеловка» и «Нежданный гость».
  • Рэй Куни, «Номер 13». Действие происходит в гостиничном номере.
  • Валентин Красногоров, «Комната невесты». Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце.

Литература

  • Та же Агата Кристи, романы «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» — всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный замок (замок-новодел Ласточкино Гнездо в Крыму), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит…
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“». Действие ограничено горным отелем-турбазой в стране вроде Австрии.
  • Джозефина Тэй, "Дочь времени". Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки.

Кино

  • «Двенадцать разгневанных мужчин» (оригинал и оба ремейка) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных.
  • Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп («Das Boot», «К-19», «Багровый прилив» и пр.). Ибо «куда ты, блин, с подводной лодки денешься?» («Шматрица»).

Отечественные фильмы

  • «Обыкновенное чудо» Захарова — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется.
  • Фильмы Рязанова:
    • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади).
    • «Гараж» — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме.
    • «Дорогая Елена Сергеевна» — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль.
  • «Ищите женщину» Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже.
  • «Премия» (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. Субверсия — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами.
  • «Мы, нижеподписавшиеся» (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда.
  • «Кукушка» — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую…
  • «Коллектор» — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один.
  • «Окно» — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате.
  • «Не было бы счастья» (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол.
  • «Чисто английское убийство» — единственная дорога завалена снегом. Пополам с Убийца — один из нас.
  • «Хочу вашего мужа» — все действие в одной квартире.
  • Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм «Громкая связь»: действие происходит на даче. И сиквел этого фильма «Обратная связь»: действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе.

Зарубежные фильмы

  • «Окно во двор» — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока.
    • И его же «Верёвка», «Спасательная шлюпка», «В случае убийства набирайте „М“» … Хичкок любил этот троп.
  • «Клуб „Завтрак“» — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в школьной библиотеке. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой.
  • «12 разгневанных мужчин» — всё действие фильма происходит в суде присяжных.
  • «Собачий полдень» — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег.
  • «Оскар» — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне.
  • «Бешеные псы» — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром.
  • Фильм «Резня» — действие полностью происходит в одной квартире.
  • «Кто боится Вирджинии Вульф?» — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры.
  • «Альбино Аллигатор» — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре.
  • Криминальная комедия «Липучка» про ограбление банка. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. Одновременно.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику.
  • «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса сносит крышу.
  • «Страна в шкафу» — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос.
  • «Нервы на пределе» — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома.
  • «Большая сделка» (или «Большой вождь») — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный папа Эдварда проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой.
  • «Смерть и девушка» Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома.
  • «Кордебалет» — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене.
  • «1408» — по Стивену нашему Кингу. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился.
  • «Игра навылет» и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию.
  • «Тайная честь» — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё?
  • «Телефонная будка». Вы не поверите…
  • «Погребённый заживо» (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). Педаль в пол. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком.
  • «Человек с Земли» — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует.
  • «Клерки» — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним.
  • «Плёнка» Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается.
  • «Лок» — один персонаж в автомобиле и несколько голосов по телефону.
  • «Идеальные незнакомцы» — основное действие происходит в одной квартире.
  • «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие - на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе... но главная героиня и ARTI находятся в одной-единственной комнате центра управления.

Телесериалы

  • «Следствие ведут ЗнаТоКи» — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского.
  • «33 квадратных метра» — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз.
  • «Моя прекрасная няня» — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных.
  • «Интерны» — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации.
  • «Без ума от тебя» — эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью.
  • «Звездный путь», 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» (кодификатор).
  • Сериал «Друзья», большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе.
  • Комедийный сериал «Тонкая голубая линия» с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность.
  • «Элен и ребята» — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие.
  • «Клубничка» — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится.
  • «Дежурная аптека» — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне.
  • «Кенан и Кэл» — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает.
  • «Сайнфелд» — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину.
  • «Светлячок» — восьмой эпизод.
  • «Во все тяжкие» — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось. Эталон откровенного и бездарного филлера, бесполезная трата экранного и зрительского времени.
  • «Бруклин 99» — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого.
  • «Секретные материалы» — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма».
  • «Убойный отдел» — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном.
  • «Последний министр» — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке.

Аниме и манга

  • Fireball. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи.