Крутой аналитик

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Крутизна по расчёту»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Awesomeness By Analysis. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Обычно, чтобы достичь серьёзных результатов в каком-либо навыке, необходимо долго и упорно тренироваться. Особенно это касается занятий, требующих физической подготовки, и особенно — спорта или военного дела, где нужные рефлексы оттачиваются годами. И казалось бы, крутой ботан, не имеющий реального опыта, всё же сольёт профессионалу… но не наш герой.

Он настолько крут и настолько ботан, что может успешно заменить ваш опыт и физподготовку своим мозгом. Обширнейшие знания математики, физики, биологии, химии и психологии, наблюдательность и, главное, способность быстро соображать и просчитывать позволяют ему на лету создать в голове модель ситуации и мгновенно вычислить все возможные преимущества. Одного взгляда ему достаточно, чтобы предугадать траекторию полёта пули и момент выстрела, и сделать спокойный шаг в сторону. В драке он по движению вашего тела рассчитает, как именно будет двигаться ваш кулак, в какое время и в каком месте перехватить вашу руку и под каким углом её вывернуть, чтобы вы под собственной инерцией грянулись на асфальт максимально травматичным образом. Он может с точностью расписать, как работает непонятная штуковина, просто покрутив её в руках, и уж конечно же, он уже знает, в каком порядке будет рассыпаться ваша злодейская база после точно рассчитанного пинка во-он по тому креплению. Да и в мирной жизни его способности найдут массу применений — от постройки дома из минимума материалов с максимумом прочности до предугадывания оптимальной траектории мяча в игре или — чем чёрт не шутит — порядка выпадения шариков в лототроне.

Разумеется, тем, кто не родился «живым компьютером», подобным трюкам тоже придётся долго и упорно учиться, так что это в каком-то роде тоже навык, оттачиваемый годами — но навык универсальный, применимый едва ли не всюду. Да и многие профессионалы из тех, что набивали спинномозговые рефлексы, тоже дальше пойдут, если поверх этих рефлексов будут применять и мозги — к примеру, боец спецназа, вычисляющий те самые преимущества. Такая способность обычно именуется в произведениях тактическим анализом и, будучи достаточно прокачан, он мало чем отличается от тактического ясновидения.

Естественный бич нашего героя — стиль дурака: сложно предугадать дальнейшие действия противника, если тот сам понятия о них не имеет. С другой стороны, если «дурак» случайным образом выкинет что-то крутое, но непрактичное, и если «крутой по расчёту» успеет среагировать, то преимущество вновь окажется на его стороне.

  • Разновидность тропа — взгляд Шерлока, где умник вычисляет всю подноготную персонажа по мелким деталям его внешности, едва взглянув на него.
  • Похожий троп — с мануалом на коленях, где персонаж применяет новые для него навыки, просто заглянув в «Инструкцию для чайников».
  • Подтроп — ускоренное обучение.

Примеры[править]

Литература[править]

« И друзья засели за эксперимент. Он состоял в том, что конструкторы смоделировали царя Жестокуса и чудовище, но лишь на бумаге, математическим методом. Трурль управлял первой моделью, а Клапауций – второй. Вот и сшиблись модели-враги на огромных белых листах, покрывающих стол, с такой силой, что лопнули графитовые стержни в карандашах. Неопределенным интегралом яростно извивался монстр под ударами царевых уравнений, и повергался, рассыпанный в несчетное множество неизвестных, и восставал вновь, возведенный в высшую степень, а царь поражал его дифференциалами, да так, что лишь клочья функциональных операторов летели в разные стороны, и возник в результате такой нелинейно-алгебраический хаос, что конструкторы не могли уж разобраться, что стало с царем, а что – с чудовищем, и тот и другое исчезли во мгле перечеркнутых знаков. Встали друзья из-за стола и для подкрепления сил хлебнули из огромной лейденской амфоры, вновь уселись и снова начали бой, стремительный бой, спустив с цепи весь Высший Анализ; прах заклубился на бумаге, и чад пошел от раскаленных графитов. Мчался царь во весь опор свирепых своих коэффициентов, блуждал по лесу символов шестииндексных, возвращался по собственному следу, атаковал монстра до седьмого пота и восьмой равнодействующей, а чудовище распалось на сто многочленов, потеряв один икс и два ипсилона, забралось в знаменатель, вылупилось из кокона, взмахнуло корнями и как ударит математизированную царскую особу по боку, так что содрогнулось все царево уравнение, словно ударом наотмашь пораженное. Но тут Жестокус броней нелинейной прикрылся, бесконечно удаленной точки достиг, мигом вернулся и как ударит чудовище по голове сквозь все скобки, так что логарифм отвалился у монстра спереди, а степень – сзади. Втянуло чудовище щупальца внутрь и ковариантно – лишь карандашики мелькали – бац! бац! – нанесло удар за ударом и еще один – по спине трансформантой, – и вот уже царь, упрощенный, зашатался от числителя и до всех знаменателей и растянулся во весь рост, а конструкторы, вскочив из-за стола, стали смеяться и танцевать и рвать в клочья исписанные листы на глазах у соглядатаев, которые тщетно пытались подсматривать за ними с люстры в подзорную трубу, но, с высшей математикой незнакомые, поняли лишь, что конструкторы кричат один другому: «Победа! Победа!» »
  • «Космоолухи» — основная причина крутизны киборгов, даже выше нечеловеческой силы и живучести. Даже «бракованные», сумевшие из-за дефекта процессора отрастить полноценные мозги и личности, в тяжелой ситуации предпочитают спихнуть большую часть задачи на процессор.
  • Super Powereds — Мистер Числа проводит подсчёты в уме быстрее любого суперкомпьютера. Это также позволяет ему рассчитывать траектории и движения. Это демонстрируется, когда пойманный им человек плюёт ему в лицо. Мистер Числа играючи уходит от плевка, просчитав его траекторию в первую же миллисекунду.
  • А. Громов, трилогия «Вычислитель» — Эрвин Канн, бывший советник президента планеты Хлябь.
  • «Второй Апокалипсис» Бэккера — одна из основных фишек дуниан. В дополнение к тому, что они хладнокровные манипуляторы, читающие ваше лицо, как открытую книгу.
  • Сергей Чичин, «Гнев генерала Панка» — боевые ментаты расы орквудов. «Главным же образом славились орквуды своими боевыми ментатами — мастерами мышления. Настоящий ментат в считанные секунды умел просчитать ход сражения, а посидевши ночь над полевой картой — точно предсказать последующие действия врага, наилучшую для себя стратегию, прогнозируемые потери, реакцию населения, даже внешние факторы вроде ураганов и бурь». В ближнем бою страшны не менее.
  • «Скарамуш» Рафаэля Сабатини. Андре-Луи Моро, став помощником учителя фехтования, быстро прокачивает свой навык владения шпагой не только за счёт практических занятий, но и за счёт изучения теоретических трудов (которые его учитель, будучи человеком совершенно практическим, попросту игнорировал — мол, мало ли что осталось в школе от предшественников).

Сетевая[править]

  • Worm — Числовик, он же Счетовод в другом переводе (Numberman). Аналогично Мистеру Числа из предыдущего раздела. Может просчитать что угодно, от биржи до рукопашного боя. Пожалуй, второй по степени опасности в прямом столкновении паралюдей Котла. Сразу после Контессы.

Театр[править]

  • Макс Фриш, «Дон Жуан или любовь к геометрии» — Дон Жуан благодаря знанию геометрии сумел рассчитать высоту укреплений Кордовы, ориентируясь на отбрасываемую ими тень, а все думают, что он пробрался вплотную к вражеским бастионам и произвел замеры.

Кино[править]

  • «Вычислитель» — собственно, заглавный герой.
  • «Грань будущего» — да, главгерой тысячи раз переживал одни и те же события, но едва ли ему было под силу запомнить всё огромное разнообразие событий до мелочей. Он ведь проверял самые разные сценарии.
  • «Капитан Америка: Гражданская война» — во время боя Старка и Кэпа искусственный интеллект анализирует боевые алгоритмы Кэпа, после чего броня Тони за несколько секунд надирает Кэпу зад.
  • «Матрица» — Нео пару раз тоже проделывал нечто подобное, например, в той знаменитой сцене уклонения от пуль.
  • «Обитель зла: последняя глава» — для разнообразия главгада сделали не супермутантом, а киборгом со встроенным тактическим анализатором.
  • «Робокоп» — компьютеризированная система прицеливания порой творит чудеса.
  • Аналогично и Терминатор. Во втором фильме Т-800 сообщает, что досконально знает человеческую анатомию. Это помогает ему убивать максимально эффективно, но и подштопать союзника после боя — тоже.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — Холмс может просчитать поединок в уме. Равно как и Мориарти.
  • «Эквилибриум» — ган-ката основана на стрельбе в статистически наиболее вероятные места нахождения противника и уходе с наиболее вероятных траекторий пуль. Ну и на правиле крутизны тоже.
  • «DOA: Dead or Alive» — очки Донована рассчитывают вероятный ход поединка и боевой стиль противника, после чего Донован с лёгкостью надирает задницу даже лучшему бойцу мира.
  • «Апгрейд» — несмотря на сугубую фантастичность сюжета, троп отыгран довольно реалистично, поскольку невероятно крутым вычислителем выступают не собственные мозги главгероя, а виртуальный помощник, который вживлён в него с микрочипом. Рукопашный бой под его непосредственным руководством выглядит… ну, это просто надо видеть!
  • «Самогонщики» — комедийный пример. Герой Никулина как будто небрежно и на глазок высыпает в кипящий куб полмешка сахара-рафинада. После чего внимательно сверяется с логарифмической линейкой, спешно открывает крышку котла и добавляет туда ещё один кубик сахара. Что сразу меняет восприятие его предыдущих действий: оказывается, Балбес знает точное число кубиков, упавших из мешка в кипяток!

Телесериалы[править]

  • «Апостол» — попытки обучить главного героя рукопашному бою были провальны, пока ему не описали оный в физических формулах. Также Павел частично повторяет «подвиг» капитана Алёхина (см. выше), но ориентируется не столько по словесному портрету, сколько по привычкам и расположению в казарме и столовой.
  • «Люцифер» — Уриил не самый сильный ангел в семье (хотя человека и даже демона всё равно размажет в лепёшку), но самый хитрый. Пару ударов он пропустит, однако это позволит ему изучить как дерётся противник, после чего больше ударов он не пропустит. А ещё он любит устраивать несчастные случаи, изменив всего одно событие (например: положил скейтборд не в том месте), тем самым вызывая цепочку событий, приводящих к гибели цели.
  • «Универ. Новая общага» — Валя, который почти сразу научился бильярду, изначально не зная даже правил игры.
  • «Библиотекари» — заполучив яблоко раздора, Кассандра стала именно предметом тропа, за несколько секунд победив Ламию. Скорее всего способна на ткакое постоянно, но не пользуется, а яблоко просто сняло моральные ограничения.

Мультфильмы[править]

  • Мультфильм «Самый учёный заяц», Пермьтелефильм, 1973 г. целиком посвящён этому. Когда на пути друзей, например, оказалась река, заяц достал учебник по арифметике, уточнил в нём, что «трижды три девять, четырежды четыре шестнадцать, пятью пять — двадцать пять, всё ясно[1]», соорудил из доски, бревна и тяжёлого камня примитивную катапульту, с помощью которой перебросил на тот берег спутников и перелетел сам. Приговаривая при этом с незабываемой интонацией: «Главное — точный расчот!» Отрицательный персонаж, исполняя песню на тему «сила есть — ума не надо», воспользовался той же конструкцией — и плюхнулся в реку. Автора правки такая реализация басни очень расстраивала в детстве и служила эталоном, как нельзя подавать правильную, казалось бы, мораль. Потому что каждый ребёнок на собственном опыте знает, что простое повторение в воздух таблицы умножения не делает твои прыжки выше. А чтоб зубрёжка и цитирование правил обрели какую-то связь с реальной конструкцией и стали настоящими расчётами, надо как минимум измерять длину досок и взвешиваться. Чего заяц в мультике не делал, как и не рисовал чертежей. Как тогда тогда сценаристы, поленившиеся воспроизвести ход вычислений сами, выполнившие сценку спустя рукава, берутся убедить маленького зрителя выполнять расчёты добросовестно и точно?
  • Советская мульт-экранизация «Острова сокровищ»: капитан Смолетт на глаз рассчитал, когда пираты будут стрелять точно по шлюпке и вовремя дал команду «Табань!».
  • «Angry Birds в кино 2» — Сильвер.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — в одной из серий первого сезона ботанка Твайлайт занимает призовое место в традиционном осеннем забеге, обогнав местных спортсменок, которые над ней подшучивали. А всё благодаря выбору правильной стратегии расходования сил в забеге на длинную дистанцию.
  • Action Man — главный герой обладал способностью «просчитать» свое непосредственное окружение и выстроить цепочку действий, которая бы позволила спасти друзей и остановить злодеев. Увы, только поначалу, ко второму сезону эта абилка выродилась (вместе с фантазией авторов) в «быстро бегать в слоу-мо и пафосно делать банальные вещи».
  • Gravity Falls — в одной из серий Диппер просчитывает траекторию броска мяча. Впрочем, день сурка навряд ли можно считать полноценным проявлением сабжа.
    • Деконструкция пополам с зигзагом — при этом просчитать у него этого так и не получается, несмотря на бесконечное число попыток — даже если он собьет кегли в призовом тире, рикошет обязательно разрушит что-нибудь важное, опрокинет мороженое на его пассию или учинит какую-то еще неприемлемую неприятность. Один-единственный вариант оказался почти идеальным. Ключевое — почти.
  • «Барбоскины» — ботан Генка с помощью знаний физики и быстрых вычислений траектории умудрился почти выполнить на скейте неимоверно крутой и сложный трюк «петушиное сальто»… вообще не умея кататься на скейте
  • Transformers: Prime — Саундвейв крут во многом именно поэтому. Да, он сильнее, чем кажется, но в драке и не только так хорош именно благодаря уму: играючи парировать каждый удар Эрахниды или открыть портал в нужное время в нужном месте с точностью до секунд и сантиметров (притом что Рэтчету для этого нужны сложные расчеты) — да за милую душу.
  • «Аватар: Легенда об Аанге»: Сокка зарядил Огненному Убийце аккурат в лоб бумерангом, брошенным из укрытия по весьма закрученной траектории, не видя цели — вычислил местоположение врага по углам, под которыми прошли мимо его два последних «выстрела».

Комиксы[править]

  • «Хранители»: Озимандия — самый умный человек на свете (после Доктора Манхэттена, хотя Доктор, наверное, уже не совсем человек). В этом и заключается его супергеройская способность — хлюпиком, конечно, его не назовёшь, но отлично дерётся он именно благодаря своим умственным способностям.

Аниме и Манга[править]

  • Boku no Hero Academia — Яойрозу со способностями класса Круто, но трудно. Способность создавать любой предмет, которой девушка может представить звучит офигенно, вот только для этого ей нужны воистину энциклопедические знания физических и химических свойств объекта и внутренней конструкции, иначе её сила ничем не отличается от обычного 3D-принтера, который может воспроизвести только форму объекта.
  • Aldnoah:Zero — главный герой, Кайзуко Инахо. Поначалу очень хорош только за счёт знания физики и грамотного планирования, но не так, чтобы «до сантиметра и до миллисекунды». Во втором сезоне, однако, ему пересаживают искусственный глаз со встроенным вычислителем — и тут пацан уже реально разворачивает сабж по полной программе. Умудряется на равных биться даже со своим архиврагом, который благодаря инопланетной технологии способен предвидеть будущее.
  • «Наруто» — собственно, Шаринган именно это и обеспечивает (до перехода в стадию Мангекё, когда начинает творить ярко выраженные колдунства).
  • City Hunter — удивительно, но Рё Саэба. Однажды так рассчитал выстрел, чтобы выбить одной пулей оружие у сразу нескольких врагов.

Видеоигры[править]

  • Во многих играх (особенно пошаговых) это требуется от игрока.
  • Tales from the Borderlands: Фиона открыла в себе такой талант во время обучения у Афины. Хотя сложно сказать, чем именно это является — предметом статьи или тактическим ясновидением.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота» — Геральт, во время применения ведьмачьего чутья.
  • Helltaker — Лормастер. Именно обширнейшие исследования в области демонов и знания того, что ей могут противопоставить, помогли этой новоиспечённой демонессе захватить Ад и победить ряд высших демонов. Пускай у неё всё складывалось не совсем идеально, так как в процессе борьбы она потеряла обе руки (впоследствии заменила на крутые протезы).

Настольные игры[править]

  • Changeling: The Dreaming : дом Варич. Регалия дома наделяет всех его членов способностью использовать доступное всем подменышам волшебное зрение ещё и для восприятия любых узоров и закономерностей.

Примечания[править]

  1. В принципе, один из названых зайцем квадратов является суммой двух остальных, и, таком образом, имеет отношение к теореме Пифагора. Это могло действительно предполагаться авторами как часть расчётов, но могло быть и простой случайностью.