Крутой вояка, но никудышный командир

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Наш герой крут! Наш герой побъет семерых одним ударом! Он стреляет как ковбой! И бегает как его лошадь! Но ему категорически нельзя доверять командование войсками! В лучшем случае он выполнит задачу, ценой огромных потерь на чистом героизме. В худшем — положит всех во главе с собой о позиции противника.

Другими словами это не генерал-рубака, который лихо скачет во главе своих войск, не теряя нити командования и управляя боем прямо с передовой. Это ближе к генералу Фейлору, который полез командовать, не имея для этого нужной подготовки или навыков. Да, как боец это все еще сильная боевая единица. Вот только кроме мордобития у него — никаких чудес.

Причины подобного могут быть различны:

  • Зеленый лейтенант — у него просто нет нужного опыта или образования, чтобы командовать людьми. Это может быть молодой герой, уже заработавший себе репутации, но командовать которому еще не доводилось. Или крутой поединщик/герой-одиночка, которого впервые выставили во главе крупного соединения. В перспективе он может стать отличным генералом-рубакой. Если доживет.
  • Крутой, но тупой — у героя нет образования и навряд ли появится. Он попросту не понимает все эти тактические схемы и стратегические вопросы, ибо все очки характеристик вкачал в Силу, Ловкость и Выносливость, забив на Интеллект и Мудрость.
  • Фанатик — храмовник или что похуже. В этом случае здравомыслию и грамотному командованию мешает куча религиозны/доктринальных/личных установок, за пределам которых герой мыслить просто не способен. Да, стойкость и презрение к опасности могут изменить ход боя. Но куда чаще все заканчивается бойней, а враг марширует дальше.
  • Призванный из отставки — это реально крутой генерал. Был. Много лет назад. Сейчас он на пенсии, но родина зовет! Он все еще крутой воин. Но совершенно не умеет в современную войну.
  • Что-то пошло не так — персонаж изначально не планировался в командиры. Быть может он был живым знаменем вдохновлявших войска. Или просто злой рок возвел его на пост командира, оставив без компетентных советников. Как и в первом варианте, у героя еще есть шансы набраться опыта. Если что-то вновь не пойдет не так.

Троп часто используется авторами, избегающими создания Мэри Сью. Потому что с одной стороны, это позволяет создать крутого персонажа, с другой — даровать ему ахиллесову пяту, избегая унылой непобедимости. Впрочем, получается увы далеко не всегда.

Противотроп: Слаб в бою, но отличный тактик — когда персонажу недовесили физических характеристик, но стратегическое мышление у него работает на пять с плюсом. Другой вариант — вышеупомянутый генерал-рубака — герой одинаково крутой и как боец и как командир.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
    • Джейме Ланнистер в первых книгах. Один из сильнейших мечников Вестероса, но единственный стиль командования, который он понимает — «за мной! на штаб врага!». На чем его и подловил Робб Старк. Впрочем, плен и скитания пошли Джейме на пользу и к «Танцу Драконов» он уже вполне себе средний командир.
    • Григор «Гора» Клиган — такому отморозку можно доверить только командование эскадроном смерти, для закошмаривания простых крестьян. В нормальном бою, такой командир принесет больше вреда своим, чем врагу.
    • В сериале таким показан Джон Сноу, героически угробивший свою армию о фалангу Рамси. Будет ли такое в книге — поживем-увидим.
  • «Звёздные войны» — генерал Гривус. Этот генерал Фэйлор пролюбил истинно армейским способом столько армий и сверхоружий, что оставался генералом до самой смерти исключительно по воле Палпатина — из нормальной армии такой камень на шее вмиг бы отправили на переплавку. Зато рубака — исключительный, за счёт дополнительных конечностей и машинных рефлексов без проблем побивавший средней руки джедаев и спасавшийся бегством от джедаев выше среднего. Опять же, силы Гривуса, каким бездарным командующим он ни будь, оттягивали на себя республиканские войска, позволяя сделать своё дело более умным командующим на других фронтах.

Литература[править]

  • Юрий Нестеренко , «Приговор» — аристократы намного лучше владеют мечом, но каждая описанная в романе битва скатывается в неорганизованный балаган, итог которого предопределяется какой-нибудь одной хитростью одной из сторон.
  • Троецарствие — Люй Бу, лучший боец во всей Поднебесной, но крайне хуёвый командир, который ничего кроме как махать своей алебардой с коня не умеет.
  • «Хроники странного королевства» — принц-бастард Элмар. Подсвечивается самим Шелларом: «Моему брату категорически нельзя командовать войсками. Он опытный приключенец и тактика одиночки или малой группы у него отработана до совершенства. Но выше — не его уровень». Справедливости ради, сам Элмар отлично знает про свою особенность и в командиры не лезет. Даже в корпусе паладинов он играет роль номинального командира, а вся организационная и командная работа сведена на Второго Паладина, графа Орри.
  • Стюарт Слейд «The Salvation War» — такова почти вся армия Ада. Цепь командования определяется тем, кто круче и сильнее. Отлично работает против армий бронзового/железного века. Вот только против танков и артиллерии такой подход не канает.
    • Роберт Ли. Прославленный командир Гражданской Войны, после спасения из Адской Впадины, где он аки Сизиф толкал здоровенный камень, он немедленно предложил свои услуги «стране и флагу». Вот только первые же учения показали, что этот великий генерал совершенно неспособен осознать масштабы и принципы современной войны. При этом, он все еще крутой рубака, благо все Второживущие сильнее обычных людей и выглядят сильно моложе.
    • В меньшей степени полковник Дэвид Стирлинг. Легендарный командир и основатель САС, все еще крутой воин, самостоятельно сбежавший из огненной реки и сколотивший небольшой отряд таких же беглецов. Но и он с горечью понимает, что те двадцать лет, прошедших после его отставки полностью перевернули военную мысль.
  • «Живые и Мёртвые» — и в книге К. М. Симонова и в фильме, генерал-лейтенант авиации Козырев. Из уст самого автора: «Он впервые в жизни проклинал тот день и час, которым раньше гордился, когда после Халхин-Гола его вызвал сам Сталин и, произведя из полковников прямо в генерал-лейтенанты, назначил командовать истребительной авиацией целого округа. Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом. Это подтвердилось с первого же дня войны самым ужасным образом, и не только с ним одним. Причиной таких молниеносных возвышений, как его, были безупречная храбрость и кровью заработанные ордена. Но генеральские звезды не принесли ему умения командовать тысячами людей и сотнями самолетов.»
    • Его прототип И.И.Копец в первый день войны, узнав результаты боев, просто застрелился. Судя по косвенным данным, руководствуясь примерно теми самыми соображениями, которые изложил Симонов.

Аниме и манга[править]

  • «Berserk» — Адон Бокович. С фитильком, ибо крут он в основном против красных рубашек. Любой сколь-нибудь крутой боец (Гатс или Каска) навешают ему люлей по самое немогу. И вообще, он больше хвастун, чем реально крутой воин.
  • «Code Geass» ― интересный зигзаг: Киосиро Тодо зачастую называется по ходу сериала «Командиром-чудотворцем», нанёсшим британцам поражение при Ицукушиме, из него вышел невероятно умелый мехвод, уступающий по уровню подготовки лишь Каллен и Ли Синьхэ, но стоило лишь ему получить из рук Зеро руководство «Чёрным восстанием», как наш бывший «Чудотворец» был разбит, попал в плен и едва не был казнён.
  • «Kingdom» — ГГ, Ли Синь. Выдающийся мечник, способный пустить на вырезку бойца втрое здоровее и опытнее себя. Но как командир — полный ноль. Имея сильнейший тысячный отряд армии Цинь едва не угробил его некомпетентным командованием. К счастью, его друг, император Иэнь Чжень, быстро спохватился и прислал к нему талантливого стратега.
  • «Дорога в королевство» — главный горой Эгир, без дураков сильнейший мечник, а вот полководец ну очень средне что он сам понимает, и поэтому стремиться окружить себя толковыми подчинёнными.

Настольные игры[править]

  • Warhammer во всех ипостасях — орки, но зигзагом. Для них единственным требованием к командиру является его способность набить рожу любому подчиненному, всё остальное не принципиально — этим, собственно, и объясняется способность отбить целую планету силами СПО и пары полков Имперской Гвардии. Беда в том, что орки растут всю жизнь, то есть самый сильный и жлобный босс, скорее всего, будет в своей банде и самым умным, а равно и сильнее всех фонящим WAAAAGH!-ом. И когда босс дорастает до размеров Газкулла или Наздрега, ему начинает хватать опыта и на тактику, и на стратегию — и вот тут-то всем соседям по вселенной становится очень тревожно. Компашка «прим-орков» под коллективным псевдонимом Зверь вообще чуть не поделила на ноль Империум — и не нынешний, а 32 тысячелетия, при живых примархах и не до конца похеренном наследии ТЭТ.
    • Warhammer 40,000 — у Астартес таковыми являются космодесантники-ветераны и чемпионы. Выдающиеся воители, с сотнями лет боевого опыта, но без командирских задатков. Так как для подавляющего большинства десантуры обязанность служить Ордену и Империуму максимально эффективно заложена на уровне генов, то наверх они не лезут. А почета… почета им и так хватает.
      • Кустодесы таковы почти поголовно. Все дело в крайнем индивидуализме и генетически заложенной недоверчивости. Впрочем, некоторые ломают систему и из них формируют сержантский и офицерский состав.
    • Ангрон, просто Ангрон. Кидался в самую гущу боя с топорами наперевес, начисто забывая, что у него в подчинении легион Астартес. Однажды Леман Русс попытался ему показать разницу между бездумным рубиловом и грамотными слаженными действиями, но Ангрон ничего не понял.
      • Подобные взгляды на лидерство разделяют многие (хотя, вопреки распространённому мнению, не все) кхорнитские командиры
    • Warhammer Fantasy Battles — таковых много. В первую очередь бретонские рыцари (эти ребята привыкли драться в одиночку. Да смотреть на всех окружающих как на говно тоже не помогает в установке связей) и гномы-убийцы (просто потому, что этим рубакам не до командования. Они ищут достойной смерти в бою. И упаси вас боже встать между ним и ею).

Видеоигры[править]

  • Mass Effect 2 — Заид Массани, крутой наёмник, но слишком привык думать только о себе. В командиры группы в самоубийственной миссии не годится, чего не скрывает. Грюнта тоже не надо, у него один метод: «Ай эм Кроган! и башкой стену прошибу».
    • Впрочем, последний с фитильком: в третьей части он дорастает до командования кроганским спецотрядом. Командует не гениально, но и не ужасно, отряд может погибнуть, но это скорее вина обстоятельств и следствие решения Шепарда. А на момент самоубийственной миссии он практически новорождённый, с врождёнными боевыми навыками, но совершенно без опыта командования.
  • «Битва за Средиземье» — в первой части это можно сказать про Эовин, которая крутая леди-воительница, но никаких бонусов войскам не раздаёт, в отличие от своих родственников. Гимли тоже крут и суров, но от его присутствия войскам ни холодно, ни жарко. В сиквеле ту же самую роль уничтожителей вражеских войск или героев без каких-то бонусов для армии помимо этих двоих получили Гэндальф у людей (пассивка на лидерство просто не поместилась на панель способностей), Глоин (сразу видно, в кого сын пошёл) у гномов, назгулы на крылатых тварях у Мордора, Шелоб и Дрогот у гоблинов (впрочем, последние три примера вообще проходят по категории чудовищ), а также, педаль в пол, Саурон и Галадриэль, способные одним ударом раскидывать целые отряды, но не дающие никаких усилений для армии.

Реальная жизнь[править]

В чистом виде почти не встречается, ибо в реальной войне всегда воюют большие батальоны и успешный командир должен иметь не только силу и харизму, но и определенное тактическое мышление,. Ведь недостатки стрельбы можно поправить хитрой тактикой. А вот недостатки тактики, меткой стрельбой не поправишь. Впрочем, близких примеров было навалом.

  • Рыцарские ордена позднего Средневековья. После завершения эры крестовых походов, на роли комтуров, а то и магистров орденов, могли выставить просто знатного буратину с неплохими послужным списком турнирных побед.
  • Король тропа — Иоахим Мюрат. Блестящий кавалерийский генерал, Маршал Франции, но совершенно бездарный организатор. Как охарактеризовал его сам Наполеон: «В поле он был настоящим рыцарем, в кабинете — хвастуном без ума и решительности».
  • Император тропа ― президент Парагвая Франсиско Солано Лопес. Безумно тащился от Наполеона и даже косплеил его в мелочах, отличался личным мужеством, но воевать не умел, и если на верных полководцах ему удалось выдержать блицкриг против Бразилии и Аргентины, то после потери стратегической инициативы не нашёл ничего более подходящего, чем устроить в армии натуральную децимацию, а также репрессии против ближайших сподвижников, включая собственных родственников, которых подозревал в измене. При этом многократно отказывался сдаваться и подписывать мирные соглашения, а когда столицу взяли бразильцы — отправился с сыном и личной гвардией партизанить в горы, где спустя полтора года и погиб по-чапаевски.