Ты меня уважаешь?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Dude, Where's My Respect?, No Respect Guy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Старый конунг, король викингов стоит на скале фьорда и говорит сам себе:

— Я, конунг Олаф, построил два прекрасных города. Но никто не называет меня «Олаф-Градостроитель»! Я, конунг Олаф, имею под своим началом пять тысяч воинов! Но никто не называет меня «Олаф-военачальник»! Я, конунг Олаф, завоевал все земли от Британии до Греции, но никто не называет меня «Олаф-завоеватель»! Однако стоило мне ОДИН РАЗ трахнуть овцу

»
— Анекдот

Итак, герой победил злодея, завалил всех его драконов (возможно, даже парочку настоящих), спас столько принцесс, что хватило бы на гарем китайского императора, и в поединке одолел самого Дьявола… И что?

И ничего! С ним по-прежнему обращаются так, словно он мальчик (ну, или девочка) на побегушках. Городская стража гоняет за малейшую провинность, начальство говорит через губу, а детишки просят спасти котёнка и разобраться с дворовыми хулиганами, что спасителю мира явно не по чину.

В общем, остаётся напиться и приставать ко всем с вопросом, вынесенным в заглавие статьи.

Закономерной причиной отсутствия уважения в народе может являться то, что и на сам процесс разборок со злом всем пофигу, а начальствам разного рода заметить героя мешает сюжетная изоляция. Родственный троп — неблагодарное быдло. Только там ещё хуже — если здесь просто ни во что не ставят, то в том случае реально пытаются навредить.

Противотроп — Кармический Гудини (то есть злодей, который за свои поступки или ничего получил, или получил недостаточно).

Почему так получается?[править]

В видеоиграх — потому что создателям лень прописывать все реплики всех персонажей по два-три раза в зависимости от кармы игрока. Особенно когда речь идёт о репликах всякой мелкой неписи. Нет, есть героические творцы, которые это делают, но, как правило, на этом экономят.

А ещё потому, что если предусмотреть все изменения в отношении общественности к человеку, когда он из безвестного приключенца становится крутым, героем-спасителем, вождём и, наконец, мессией, то это получится совсем другая игра. Что хуже, даже когда разработчикам сделать это вроде бы и не лень, и ресурсы позволяют, никто из них толком не представляет, как эту самую другую игру сделать: слэшер или что-то дьяблоподобное здесь уже не годится, потому что у персонажа к тому моменту будут ресурсы для того, чтобы влиять на ситуацию на стратегическом уровне, а свою лидерскую голову он станет стараться беречь и лично в бой без нужды не пойдёт, но не подходит и стратегический жанр, так как в нём, во-первых, останется слишком уж мало ролевого, а, во-вторых, половину сделанного для игры приключенцем придётся выбросить (ну кому нужно лезть в эти ваши подземелья самому, когда можно нажатием кнопки отправить туда специально обученную и снаряжённую экспедицию?). Впрочем, для той эпохи, когда король сам должен лично сражаться во главе своей армии, личное участие — естественно и вполне ожидаемо.

В других видах и жанрах массового искусства — вы не поверите, потому что это отражает реальную жизнь. В самом деле, репутация человека зависит не столько от его реальных поступков, сколько от общественного мнения, и плохой PR-менеджмент может оставить настоящего героя безвестным, а то и покрытым позором.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Геракл трудился как каторжный ради своего кузена Эврисфея, и каков итог? Микенский престол достаётся Агамемнону из рода Пелопса, а род Персея курит в сторонке.
    • Пореже надо впадать в берсерк и убивать своих детей, вот что. Но в этом, вообще-то, Гера виновата, а не Геракл.
    • С другой стороны, Микены загнулись в ходе катастрофы бронзового века, а в Спарте потомки Геракла правили почти до прихода римлян.

Литература[править]

  • «Властелин Колец»: Арагорн и остатки его народа много лет скитаются, защищая Север от слуг Саурона и разной нечисти. Жители же называют их бродягами, косо смотрят и презирают. Слово Божие гласит, что от них всё время ждали какой-нибудь подлости, вроде воровства или изнасилований (и, разумеется, напрасно).
    • Субверсия: похоже, дунаданы для конспирации осознанно косили под что-то вроде криминальной группировки (не совершая ничего действительно криминального). Но тут больше всё-таки предубеждение местных жителей: «Домов у этих проходимцев нет; семей, по-видимому, тоже; рожи у них бандитские; драться они мастера; ни в какой гильдии не состоят, но нанимаются проводниками, телохранителями и пр. И чтобы при этом не воровали?! Не верится… Как бы чего не вышло».
  • «Гарри Поттер» — зигзагом: Гарри несколько раз вольно и невольно спасает волшебный мир, но стоит ему хоть раз ошибиться, позволить распространить о себе слухи или вообще стать жертвой обмана, как этот самый мир тут же начинает относиться к нему не самым лучшим образом, как минимум в пределах школы. Как максимум — начинается травля на уровне органов госвласти!
    • В «Методах рационального мышления» давится педаль в земную кору: когда Дэвид Монро получил отказ у мелкого чиновника, он взломал его сознание и переиграл ситуацию трижды, причём просителями поочерёдно выступали Дамблдор, Люциус Малфой и Волдеморт. Полученный вывод его ошеломил: поскольку Дамблдор воспринимался всеми как герой и бескорыстный спаситель мира от Гриндевальда, чиновник не считал необходимым выказывать в его адрес РЕАЛЬНОЕ уважение. Зачем? Ведь герои скромны и не унижаются до мести. А вот реакция на аналогичную просьбу Малфоя, который не позволяет пренебрегать своим влиянием, была иной. Что же до Волдеморта… Когда Тёмный Лорд говорит, что что-то нужно сделать, это просто делают, без лишних вопросов.
  • Регулярно случается с ведьмаком Геральтом. Например, его приключения в Блавикене (рассказ «Меньшее зло») закончились именно так.
  • Часто получалось с желающими поправить историю в повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог». В произведении присутствует эффект бабочки, причём во все поля. То есть персонаж отправлялся в прошлое, предотвращал катастрофу, но в его родном времени его не встречали как героя: ход истории менялся, и предотвращённая беда казалась уже маловероятной или вообще абсурдной. А все думали, что он путешествовал с научными/туристическими целями.
  • В повести Чехова «Скучная история» рассказчик — старый профессор — горько думает: «Зачем я, знаменитый человек, тайный советник, сижу в этом маленьком нумере, на этой кровати с чужим, серым одеялом? Зачем я гляжу на этот дешёвый жестяной рукомойник и слушаю, как в коридоре дребезжат дрянные часы? Разве всё это достойно моей славы и моего высокого положения среди людей? И на эти вопросы я отвечаю себе усмешкой. Смешна мне моя наивность, с какою я когда-то в молодости преувеличивал значение известности и того исключительного положения, каким будто бы пользуются знаменитости. Я известен, моё имя произносится с благоговением, мой портрет был и в „Ниве“, и во „Всемирной иллюстрации“, свою биографию я читал даже в одном немецком журнале — и что же из этого? Сижу я один-одинёшенек в чужом городе, на чужой кровати, тру ладонью свою больную щёку… Семейные дрязги, немилосердие кредиторов, грубость железнодорожной прислуги, неудобства паспортной системы, дорогая и нездоровая пища в буфетах, всеобщее невежество и грубость в отношениях — всё это и многое другое, что было бы слишком долго перечислять, касается меня не менее, чем любого мещанина, известного только своему переулку. В чём же выражается исключительность моего положения? Допустим, что я знаменит тысячу раз, что я герой, которым гордится моя родина; во всех газетах пишут бюллетени о моей болезни, по почте идут уже ко мне сочувственные адреса от товарищей, учеников и публики, но всё это не помешает мне умереть на чужой кровати, в тоске, в совершенном одиночестве… В этом, конечно, никто не виноват, но, грешный человек, не люблю я своего популярного имени. Мне кажется, как будто оно меня обмануло».
  • Л. Кассиль, «Великое противостояние»: внутримировой пример. В фильме, съёмкам которого посвящена повесть, главная героиня, крепостная партизанка Устя, после победы над французами остаётся всё такой же бесправной…

Кино[править]

  • «Мстители: Финал» — все детишки мечтают сфотографироваться с Профессором Халком, а когда уязвлённый этим Скотт Лэнг предлагает им сфотографироваться ещё и с Муравьём, те лишь отмахиваются: знать мы не знаем ни про какого Муравья. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то непонятно, чего Скотт вообще ожидал и почему считает себя достойным народной любви: до событий «Финала» он лишь участвовал во внутренних супергеройских разборках, от которых простым смертным были только проблемы и неудобства — за все три фильма он не спас ни одного человека.
  • «Тень, или Может быть, всё обойдётся» — журналист Цезарь Борджиа, чьё имя известно всей стране, по его собственным словам, настолько страдает от безденежья, что вынужден ещё подрабатывать оценщиком в городском ломбарде. Хотя, возможно, это характеризует расценки местных пластических хирургов…

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров»: Баффи годами истребляет нечисть в Саннидейле и окрестностях — и что? Только одноклассники оценили её усилия, подарив ей на выпускной… сувенирный зонтик. А остальные? Учителя считают её хулиганкой, в универе не доучилась, работу смогла найти только в забегаловке типа Макдональдса… Даже родная мама не сразу приняла тот факт, что её дочь — Избранная.
  • «Пацаны» — Подводный работал на Церковь Коллектива в обмен на обещание, что ему помогут вернуться в «Семёрку», и даже привёл в Церковь Поезда-А. В итоге походатайствовали, чтобы в «Семёрку» смог вернуться… но только Поезд-А.

Мультсериалы[править]

  • В My Little Pony: Friendship is Magic в этом аспекте от видеоигр недалеко ушли. Сколько бы Твайлайт ни давали громких титулов и замков, в очереди на такси она стоит вместе со всеми.
  • «Настоящие охотники за привидениями»: в первых сериях после каждого пойманного призрака отважную четвёрку обыватели и власти встречают как настоящих героев. Но потом всё это воспринимается как обыденное явление, и люди не видят разницы между их работой и работой копов. Время от времени им ещё претензии предъявляют или гонорар не выплачивают (либо весь гонорар уходит на возмещение урона).
    • «Экстремальные охотники за привидениями»: а через тридцать лет после того, как Настоящие охотники переловили всю нечисть, многие уже не верят в то, что какие-то призраки когда-то существовали. Это после всех тех случаев, когда Нью-Йорк терроризировали то орды нежити, то злобные призрачные кайдзю, которых только слепой бы не увидел!
    • В кино ещё хуже. В первом фильме охотники победили злого бога Гозера. Спустя пять лет про их подвиги все забыли и считают их психами/шарлатанами. Даже в дурдом отправили на лечение.
  • «Ким Пять-с-плюсом»: главная героиня — неимоверно крутая бой-девка, которая путешествует по миру, сражается с суперзлодеями и при этом совершенно не парится по поводу сокрытия своей личности, обрастая множеством друзей из самых разных стран и слоёв общества, готовых в любой момент примчаться на помощь своей спасительнице. И что же её ждет в родном городе, для которого она, возможно, уже слишком крута? Учителя, которым плевать, что она опоздала, потому что выносила младенцев из горящего приюта, школьная королева из группы поддержки, которая смотрит на Ким сверху вниз, да и прочие ученики ставят её чуть ли не вровень со школьными чудиками-неудачниками. И если поведение семьи Ким можно объяснить тем, что среди Пять-с-плюсом посредственностей в принципе нет, то почему на неё так реагируют остальные — решительно непонятно. Не исключено, что они просто завидуют девчонке, вот и достаётся бедной Кимми за всемирную славу
  • «Охотники на драконов» в этом плане часто радуют реализмом: своей неутомимой деятельностью главные герои регулярно спасают жизни сотням и тысячам людей, но так как всем им не угодить (уж очень разные культура и мораль у этих народов), то создать себе добрую славу стоит парням гигантских трудов (впрочем, они всё-таки заработали себе один весёленький памятник на карантинном острове, а известность их маленькой команды в мире всё же растёт, пусть очень постепенно и с незаметностью для них самих).
  • «Рапунцель: Новая история»: периодически сама Рапунцель. Начиная от ссоры с Монти (допустим, он правдоруб, консерватор и диссидент, но посадить его стоило: за предложенную наследнице трона конфету с пола; или в Короне нет законов, защищающих права потребителя?) и кончая началом второго сезона (ни у одного из жителей города даже не возникло мысли: если нас только что гнобили бандиты, а вот эти ребята их разогнали, может, не стоит хамить им в глаза? а то ведь могут разозлиться и занять место этих самых бандитов…).

Комиксы[править]

  • Человек-паук хлебнул этого полной чашей. Особенно благодаря Дж. Джоне Джеймисону, главному редактору газеты «Ежедневный горн». Кроме того, во второй своей ипоcтаси он всего лишь студент-«ботаник» Питер Паркер, с которым мало кто считается.
    • Но стоило его личину взять на себя Отто Октавиусу, как Паркер превратился в серьёзного и перспективного бизнесмена, а его геройская форма — в объект ненависти других героев, по причине крайне неэтических, но практичных методов борьбы со злодеями. Простому же люду уже сложно было что-то возразить: Отто не особо парило, что там кто думает.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Берсерк — Гаттс. Бедный Гаттс. Казалось бы, человек, оставивший за спиной столько трупов, должен внушать всем почтительный трепет, ан нет: постоянно находятся идиоты, недооценивающие его.
    • Но лишь поначалу, а потом это уже скорее недалёкие, думающие, что «всё это враки», ибо лезут обычно толпой, при оружии и даже с определённым преимуществом. Другое дело, что Гаттс сам по себе любое преимущество нивелирует.
      • В конце концов перерастает в то, что каждый новый противник Гаттса при его виде обильно срёт в штаны, молит богов о спасении, но всё равно лезет в бой и закономерно дохнет. Забавно, что немногие пережившие встречу с «Чёрным мечником» сами не могли потом поверить в свою удачу.
  • Neon Genesis Evangelion — Синдзи же.
  • Fist of the North Star: та же фигня, что и в предыдущем пункте, но ещё терминальнее. Бандиты пытаются наезжать на Кенширо даже после того, как он показывает, на что способен.
  • Kill la Kill — тут тоже вспоминают об инстинкте самосохранения только по очень большим праздникам. Причём наезжают супостаты не только на Матой Рюко, но и на представителей Элитной Четвёрки. Даже удивительно, что они с подобной отвагой не лезут на саму Кирюин Сацуки.
  • Rurouni Kenshin: легендарный хитокири Баттосай, проливший столько своей и чужой крови ради новой Японии, казалось бы, может рассчитывать на респект и уважуху… Какое там. От обычного полицейского с обычной палкой приходится удирать огородами…
    • С другой стороны, такие важные шишки, как, например, генерал Аритомо Ямагата или вовсе фактический правитель Японии Окубо Тосимити действительно оказывают Кэнсину надлежащее уважение.
    • Кроме того, надо понимать, что немногие способны распознать в скромном невысоком рыжеволосом мужчине (который, ко всему прочему, смахивает скорее на юношу) легендарного убийцу, чего тот, собственно, и добивается. Но уж те, кто распознают, чаще всего относятся к Кэнсину достаточно уважительно (даже если стоят по другую сторону его сакабато).
    • Ну а сам Кэнсин упорно отказывается пользоваться старыми связями в личных интересах и предпочитает вести жизнь простого бродяги, хотя, как неоднократно замечалось, в силу былых заслуг он вполне мог бы получить какой-нибудь значительный пост в новом правительстве.
  • В Onepunch-Man над этим поиздевались особенно зло. Сперва Сайтама был неизвестен — при всех своих подвигах, — ибо в Ассоциации героев не состоял. А когда записался — лучше, в общем-то не стало, именно потому, что Сайтама не кривляется, не устраивает превозмоганий и выносит всех с одного тычка. И надо сказать, по отношению к Сайтаме многие персонажи то ли страдают избирательной слепотой, то ли истина для их мозгов слишком невероятна: если некоторые герои хотя бы осознают, что Сайтама, как минимум, не пальцем делан, то большинство же умудряется не воспринимать реальность, даже если он прямо у них на глазах показывает свою крутизну.
    • А ещё потому, что он даже не пытается снизить сопутствующий урон.
  • «Сказания Земноморья» — Терру и не думает благодарить принца Аррена за то, что тот спас её от работорговцев, ибо из-за своего тяжёлого прошлого с опаской относится к любым незнакомцам.
  • «Ублюдок FFF ранга» — герой многократно подчёркивают, что местные жители хоть и призвали героя специально для спасения мира, но вовсе не спешат ему помогать. Король, может, и удостоит приёмом — но вот ни один крестьянин забесплатно молока не нальёт. Хвалить или ругать — запросто, а вот реальной помощи никакой не будет. Позже, оказавшись на стороне зла, протагонист приказывает своим замаскированным приспешникам изводить героев именно в духе тропа: не нападать на вооружённого бойца со спины, а задалбывать его просьбами и придирками, унижать по мелочи (ведь благородный герой не станет нападать на безоружного из-за того, что его заставили постоять в очереди, например).

Видеоигры[править]

  • В общем-то, любой протагонист видеоигры. Особенно весело бывает вернуться в локации, где ты проходил первые уровни и чисто ради экспы и перфекционизма повыполнять квесты типа «А принеси-ка мне мой ночной горшок…»
    • Реплики NPC примерно как в «Сталкере», когда Меченый-мастер в костюме «СЕВА» или экзоскелете и с «ОЦ-14 Гром» в руках приходит на кордон, а там ему некий новичок тыкает «макаровым» в грудь со словами «слышь, волыну убрал быстро!» Ещё смешнее, когда дрыщ в кожанке с «Макаром» называет игрока в вышеуказанном снаряжении «зелёным новичком», который ни черта не понимает в сталкерстве.
    • А вот в «Зове Припяти» есть квест с долгом Вано бандитам, где главарь банды Валет потребует с игрока дополнительный процент. Если на игроке недостаточно серьёзное снаряжение, бандиты нападут в случае отказа. Если достаточно крутое, Валет ответит, что пошутил.
  • Dragon Age II: Хоук разбогател(а) на походе на Глубинные тропы, куда заходили только самые двинутые туристы, стал(а) аристократом, с тремя друзьями отразил(а) нашествие кунари, лично прибил(а) Аришока и удостоился(лась) звания защитника Киркволла, и вообще крутой(ая), как змеевик для самогонного аппарата… И что? И ничего, всё равно, вздумав пройтись по ночному городу, автоматически становится красной тряпкой для любой местной гопоты (надо сказать, что местная гопота может себе это позволить, ибо воистину бесконечна и полностью отморожена на голову).
    • Dragon Age: Origins: в одном из побочных квестов фифа-аристократка называет игрока «крестьянином», что особенно смешно, если играть человеком-аристократом — тейрном (на наши деньги — герцогом, знатнее которого только король и который/ая имеет право на равный брак с особой королевской крови). Или гномом-аристократом, который вообще сын/дочь короля.
      • Справедливости ради, выйдя под небо, гном теряет все права на род и касту, автоматически становясь неприкасаемым и вычёркиваясь из Орзаммарских Хроник. Так что де-юре он не может считаться сыном/дочерью короля, пусть даже де-факто и будет иметь какой-никакой политический вес.
      • Если же играть долийским эльфом, то игрок является сыном\дочерью Хранителя. Конечно, людям и гномам глубоко наплевать на иерархию долийских эльфов, но вот сами долийские эльфы это отмечают.
    • Аверсия: если в начале игры потребовать разговора с королём, то выйдет Логэйн, но только если персонаж аристократ — именно этот довод и надо привести стражнику. Хотя уболтать стражника привести Логэйна может любой Страж с хорошо подвешенным языком, но только аристократ имеет в арсенале этот дополнительный аргумент.
    • Игра с тропом в аддоне Awakening — теперь в ответ на предложение побыть мальчиком на побегушках можно резонно заявить, что с этим обычно пристают к стражникам и посыльным, а Страж-Командор, вообще говоря, стратегией занимается.
  • Коммандер Шепард. Просто… Шепард. Данный троп — проклятие всей его(её) жизни. Начальство, кроме отдельных индивидов, упорно плюёт на его(её) предостережения с высокой колокольни и хамит; а каждый встречный непись просит сделать что-нибудь, невзирая на то, что вы в данный момент, блин, спасаете мир! Прекращается это только в Mass Effect 3, когда даже слепому ясно, что Шепард всё это время был(а) прав(а), и только он(а) может спасти все галактические задницы… Что не удерживает власть имущих от продолжения интрижек, посылания Шепард(а) на мелкие задания и отказов ему в помощи, если коммандер не поступает по их воле.
    • Подсвечено в Mass Effect 3: если Легион выжил во второй игре, то Шепард может спросить у него: «Значит, геты сразу поверили твоим доказательствам про Жнецов?» — на что получает ответ «Конечно» и сокрушается: «Мне бы так…»
  • «Морровинд»: что говорит рядовой ординатор при встрече с Архимагистром магов, Верховным жрецом всех религий, главой всех Гильдий, Наставником всех Великих Домов и вообще, блин, воплощением самого Неревара Индорила? — Правильно, «Мы следим за тобой, ничтожество!»
    • Впрочем, к чести Морровинда, следует заметить, что при максимальном расположении ординаторов к игроку (то есть если он — данмер, патриарх Храма и не состоит ни в каких организациях, Храму враждебных), ординаторы всё-таки не хамят, а вежливо здороваются. Членство Нереварина в доме Тельванни, имперских гильдиях и других религиях вызывает у ординаторов изжогу, и именно поэтому сбор полного комплекта званий и титулов малополезен для завоевания их почтительности.
      • А ведь по главному сюжетному квесту необходимо поссориться с Храмом и стать Наставником Телванни…
    • В аддоне Tribunal, если войти в секретный офис Трелса Вариса, он в весьма дерзкой и угрожающей форме говорит с вами и требует объяснений, что вы делаете в его офисе, в ключе «если мне не понравится твой ответ, то ты покойник», даже если перед ним — лидер всех возможных фракций и Нереварин в придачу. Особенно забавно слушать речи о том, как «придётся отнять у тебя жизнь, но это та цена, которую рискуешь заплатить, вламываясь в чей-то секретный офис», когда ты — весь в даэдрике и обвешан артефактами, как новогодняя ёлка, а твои противники — четверо низкоуровневых НПС, из которых аж у одного есть ножик, а остальные кидаются в атаку фактически с голыми руками. На вооружённого до зубов Нереварина, да.
    • В Oblivion и Skyrim стражники и прочие NPC знают-таки о каких-нибудь особых заслугах протагониста, но всё равно свято чтят девятнадцатую статью Конституции РФ.

      (link)

      Но есть и исключения.
  • Серия квестов о Тексе Мерфи давит педаль в пол. В каждой игре серии Текс неизменно спасает мир от уничтожения, и столь же неизменно в начале каждой следующей части он по-прежнему рядовой частный детектив без гроша в кармане и без спутницы жизни[1], зато с не самой блестящей репутацией. Первая часть, Mean Streets, вгоняет педаль в асфальт — в её конце Мерфи срывает банк по-крупному, вплоть до торжественного приёма спасителя мира у президента США и съёмок голливудского блокбастера в его честь, но на социальном статусе ГГ в следующей игре это не отражается никак.
    • Аналогичная история со старыми Space Quest. Хотя там скорее ирония — дворник-спаситель галактики возвращается к старой профессии и… награждается золотой метлой.
  • Gothic II отыгрывает этот троп с максимальной подсветкой. Неписи плюют на то, что перед ними паладин/маг вовсе не потому, что разработчикам было лень прописывать их реакцию. Напротив, разрабы заморочились и прописали, каким образом разные неписи будут ругать вас, с максимальным ехидством добавляя: «Думаешь, напялил мантию, и я перед тобой кланяться буду? А не пошёл бы ты!»
    • Особенно доставил плотник из Хориниса. Он согласится учить вас вскрывать замки только в том случае, если будет уверен, что вы верно служите Инносу, а значит, не используете навык во зло. Чтобы это ему доказать, нужно в первой части помочь избавиться от долга. Но если вы этого не сделали, то даже становление магом/паладином (то есть высшим служителем Инноса) не удовлетворит этого святошу. А вот вариант, при котором вы крадёте его расписку, вполне устроит! Ну как может воровать человек, который только что украл во славу Инноса?
    • Но всё-же кое-где есть аверсия. Повторный заход на корабль после становления магом/паладином в этом смысле доставляет.
  • Pokémon. Ещё одна педаль в земную кору, ведь протагонист — не профессиональный наёмник или солдат, выполняющий свой долг, а всего лишь ребёнок 10-15 лет. Тем не менее, он самолично одерживает бесчисленные победы над местной мафией на глазах мирных жителей, освобождает заложников, а иногда и вовсе спасает мир от особо опасного покемона, и всё это при полной пассивности полиции и сильнейших тренеров вроде лидеров Стадионов. Стоит ли говорить, что в результате лишь пара ключевых NPC скажут «молодец, возьми конфетку и иди гуляй», а все остальные и вовсе промолчат.
  • Fallout 4 — после становления директором Института протагонист может по-прежнему выполнять задания этого самого института. Да, именно так: главу могущественной организации посылают выполнять «грязную работу» его же собственные подчинённые. Если под аналогичные странности с минитменами можно подвести обоснуй, что генерал у них может быть чисто декоративной должностью, а вся реальная власть — у Престона, то маразм с институтом нельзя оправдать ничем. Ибо прекрасно известно, что авторитет директора там непогрешим.
    • Шон прямым текстом говорит, в чём основная функция директора — быть третейским судьей между отделами, сам он ничего особо не решает, обычный управляющий.
  • Fallout 3. Временами радует, ибо подвиги главного героя щедро освещаются на местном радию. Временами давит педаль в пол.
    • Одинокий Путник, вот негодяй, решил не жертвовать чужой и собственной жизнью, а отправить в кишаший радиацией очиститель того, кому радиация не страшна вообще. Ну и чудовище же он, отказался познать добродетель самопожертвования! Зато вот отец, который, на секундочку, сам бросил проект Чистота ради семьи, а потом эту семью кинул, оставив отпрыска на растерзание всему убежищу, герой, ибо умер. И да, даже диктор в концовке не упустит шанса сказать, какой же Путник плохой. Подумаешь, довёл проект до конца. Подумаешь, спас множество жизней и уничтожил базу Анклава. А вот не захотел пожертвовать собой ради б-г знает чего — всё, враг народа.
  • «Need for Speed» с первого «Underground» по «Carbon» включительно — практически все соперники главного героя (как персонифицированные сюжетные антагонисты, так и обезличенные одноразовые боты) от начала до конца каждой игры при любом удобном случае будут в один голос заявлять, что он всего лишь деревенщина/выскочка/сынок, сидящий за рулём трактора/телеги/колымаги. Даже если игрок безупречно откатывает трассу за трассой и управляет топовым суперкаром/оттюнингованной до состояния ракеты легковушкой, а сам главный герой — абсолютный чемпион уличных гонок нескольких городов и самый разыскиваемый преступник штата.
    • Единственные, кто в этом плане будет вести себя относительно адекватно — свободные «дуэлянты».
    • Всё это можно понять: гонщики-конкуренты абсолютно уверены в своей крутости и в том, что ГГ не сможет справиться с ними даже на самой лучшей тачке. Потому что он не так давно прибыл в город — выскочка он. А ещё они могут посылать оскорбительные СМСки ради того, чтобы вывести его из себя: гнев — не лучший спутник во время гонки.
  • Spore — на этапе Космос не важно насколько сильна империя игрока и насколько вооружен его корабль, воинственные империи будут обращаться также высокомерно, как и в начале, даже если сами по себе они самые слабые.
    • Даже после уничтожения Гроксов невероятно могущественной космической империи, которая является врагом для всех, отношения к игроку не поменяется.

Реальная жизнь[править]

  • Луций Лициний Лукулл — лучший офицер Суллы, талантливый полководец, разгромивший понтийского царя Митридата и царя Армении Тиграна Великого, а также культурный крутой — собрал большую библиотеку, организовал в Риме первый в Европе садово-парковый комплекс, завез с востока вишневые деревья. При этом был непопулярен (и в современном, и в древнеримском понимании термина). На финальном этапе фактически выигранной войны его отстранили от командования, а потом три года мурыжили, прежде чем все-таки разрешить триумф. А сейчас его и вовсе помнят в основном как любителя роскошных пиров.
    • По мнению некоторых античных источников недооценка заслуг Лукулла оказалась смертельной для его политического противника Красса. Тот отправился в свой самоубийственный поход против парфян, считая, что раз Лукулл справился с Понтом и Арменией, то война с ближневосточными царствами — это такая ненапряжная прогулка.
  • Григорий Потёмкин. Полудержавный властелин, победитель Оттоманской империи, основатель кучи городов Новороссии. Знаменит на весь мир главным образом декоративными «потёмкинскими деревнями». Которых на самом деле не делал. Или делал. Но всем пофиг.
  • Наше всё Александр Сергеевич Пушкин. Был знаменит на всю Россию, но не мог ни выпутаться из долгов, ни бросить ненавистную службу, ни отстоять честь жены иным способом, чем тот, который привёл его к гибели.
  • Людвиг ван Бетховен. Никогда не был непризнанным гением и очень быстро завоевал заслуженную славу. Но устроить личную жизнь это не помогло. Вся история отношений Бетховена с женщинами — это трагический путь от одной френдзоны к другой. Одну из своих знакомых композитор умолял даже не о браке — просто о сексе. Всё равно не дала.
  • Говард Хьюз. Запомнился отнюдь не вкладом в авиацию США (довольно весомым вкладом, надо сказать), а своими выходками и скандальными романами с различными голливудскими актрисами. Посему в массовой культуре изображается в виде всяких Варриков и Верзил Говардов.
    • Впрочем, он же послужил прототипом для Тони Старка (aka супергерой Железный Человек) и неоднозначного, но крутого мистера Хауса.
    • Да и байопик «Авиатор» чуть менее чем полностью посвящён именно его заслугам.
  • Типичная участь героев и ветеранов войны после того, как война закончится. А если война идёт где-то на периферии, то и во время её — приехавший с фронта в отпуск или на лечение герой охреневает от того, до какой степени на страдания и жертвы его и его товарищей всем пофиг в столице, жрущей ананасы в шампанском.
    • Особо зло, если война не популярна, тогда отношение среднее между псом режима и уголовником. И случается не только с условным вьетнамом, во время ПМВ это цвело и пахло.
  • На бытовом уровне «ты меня уважаешь?» встречается достаточно часто. Нередко именно это становится поводом для школьных и институтских обид, да и рабочие отношения могут пострадать. В особо запущенных случаях перерастает в троп «неблагодарное быдло».
    • Особенно часто этим страдают отдельные представители т. н. «белых воротничков» (люди интеллектуального труда) по отношению к «синим воротничкам» (представителям рабочих профессий). И ведь иногда первые всерьёз не понимают, почему без вторых не поедут машины, не будут стоять здания, функционировать заводы и смотрят на них свысока. Также сильно не везёт представителям таких, по большому счёту необходимых профессий, как дворники и грузчики: перспективой такого трудоустройства стращают родители своих чад, не желающих грызть гранит науки. Не везёт и клоунам: профессия требующая прекрасной актёрской игры и координации движения для жонглирования и выполнения других цирковых трюков превратилась в синоним жалкого юмора на публику.
  • Рой Бьюкенен, господа. Один из величайших блюзменов в истории, божественный музыкант, которого звали к себе Roling Stones и (неоднократно, в разные проекты) Джон Леннон, нашёл свою смерть в полицейском участке. Причём дежурные не могли взять в толк, о каком великом музыканте у них все спрашивают: ну был у них в камере какой-то подвыпивший бомж, который повесился на собственной рубашке, невелика трагедия. Следы побоев на теле привели судмедэксперта в возмущение, но никаких обвинений добропорядочным офицерам полиции предъявлено не было. Самоубийство. Типичное самоубийство.

Где не встречается[править]

  • Игра «Трудно быть богом»: уважение напрямую зависит от того, кем одет герой. Если он одет дворянином, то будет получать соответствующее Уважение и Почёт, и даже заискивание, а если одет по-другому, то степень уважения зависит от того, какое впечатление он производит.
  • Игры серии Fable: даже внешний вид героя меняется в зависимости от того, позитивная или негативная у него карма. Соответственно, непись реагирует либо лучами респекта и уважухи, либо всеобщим «Фу!» Причём можно щеголять моднявыми рогами, испускать волны зла, но при этом производить впечатление жутко крутого мачо, отчего окружающие всё равно тащатся от персонажа.
    • Хотя напугать торговца до паники тоже можно, в результате оставшись без закупа.
  • Fallout 2: пробегитесь по улицам Нью-Рино, впервые зайдя в город, — а потом сделайте то же самое, став чемпионом по боксу. Сразу почувствуете разницу. Аналогично — с жителями Гекко после того, как вы починили их станцию.
    • Fallout: New Vegas: оказав помощь некоторым поселениям, например, Фрисайду, можно потом всю игру получать небольшие, но приятные подарки от местных заправил.
      • Правда, здесь небольшой зигзаг: НКР и Легион так и не признают Курьера полностью за своего, а Стрип не признаёт его преемником мистера Хауса. Но здесь это обосновано: на протяжении всей игры Курьер является свободным агентом и наёмником, а окончательное вступление во фракцию (должности от НКР, приход к власти в Нью-Вегасе, и т. д.) происходит уже в финальных титрах.
  • Серия Baldur’s Gate: при высокой репутации люди станут намного приветливее к героям, а магазины будут предоставлять щедрую скидку.
  • Mount & Blade, особенно Warband. По мере роста известности и социального статуса героя его начинают признавать за равного себе сначала феодалы, а потом и государи. Для первого нужно встроиться в феодальную лестницу, присягнув кому-то на верность, а для второго (работает только в Warband) — прийти к власти на какой-либо территории с прокачанным «Правом на правление» и получить дипломатические признание от других государей. Задания типа «А доставь-ка письмецо» перестают давать уже на первом этапе. Помимо этого, игрока начнут узнавать в его владениях и тавернах.
  • Infamous: если у игрока хорошая репутация, город его обожает, прохожие на улицах приветствуют и норовят сфотографироваться или попросить автограф, а если ввязаться в драку с бандитами — попытаются помочь, бросая камни в ваших врагов. При плохой репутации камни летят в вас.
  • Final Fantasy XII: там вообще все НПС адекватно реагируют на события, что происходят в мире.
  • В Jagged Alliance 2 отношение НПС к персонажу зависит от показателя, который равен среднему арифметическому между его Лидерством и ценой оружия в руках. Найдя в начале игры миномёт/гранатомёт, можно сразу показывать чудеса дипломатии, а идейно бегая до конца игры с верным Калашниковым — страдать, ибо он, как и положено калашу, обычно недорог.
  • Divine Divinity: многие НИПы приветствуют героя, вспоминая, что он сделал. Правда, частенько они вспоминают плохое, так что тут скорее зигзаг.
  • В Kingdom Come: Deliverance реализована приветливая реакция обывателей на появление протагониста, если он успел прославиться в этой местности добрыми делами. Панство тоже по мере сюжетных успехов Индро относится к нему всё более уважительно. Кроме того, один из трёх вариантов убеждения упирает как раз на возросший социальный уровень сына кузнеца, так что приставших стражников можно отпугнуть фразой вроде «Ах вот как вы поступаете с личным порученцем самого пана Кобылы?!»
  • Tyranny — мы с самого начала играем не за «простого человека», так что этот троп не встречается в принципе. Правда, иногда бандиты пытаются его отыграть (как Бронзовое Братство во втором акте) устами наиболее неадекватных своих представителей… Но недолго.
  • Серия Red Dead Redemption: В благодарность за спасение люди могут дать главному герою какую-нибудь награду или купить вещь в магазине. Кроме того, чем лучше карма главного героя, тем больше будет скидка на товары в магазинах.
  • Greedfall — хорошо показано в DLC: когда злодейка пытается очернить Де Сарде перед правителем, тот, разумеется, верит своему другу и выгоняет посла вон.

Примечания[править]

  1. Этот пункт становится недействительным после четвёртой (!) игры, а два других актуальны до самого конца серии.