Лоуренс Аравийский
Лоуренс Аравийский | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства |
|
Киностудия | Columbia Pictures |
Режиссёр | Дэвид Лин |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 10 декабря 1962 г. |
Продолжительность | 222 минуты |
В главных ролях: | |
Питер О'Тул | Т. Э. Лоуренс |
Омар Шариф | шериф Али |
Алек Гиннесс | принц Фейсал |
Энтони Куинн | Ауда абу Тайи |
Джек Хокинс | генерал Алленби |
« | Воистину, некоторые люди сами пишут свою судьбу. | » |
— шериф Али — Лоуренсу |
« | — Как тебя зовут? |
» |
— Аллюзия в фильме «Цельнометаллическая оболочка» |
«Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia) — эпический фильм Дэвида Лина, один из величайших шедевров мирового кинематографа. Первый в списке лучших британских фильмов по версии журнала «Empire» и третий — по версии Британского института кино. Внесён в Национальный реестр фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса США. Байопик, рассказывающий о жизни английского полковника Т. Э. Лоуренса, сотрудника британской разведки, который во время Первой мировой войны активно работал с арабскими кочевниками, объединил их в общую силу и по сути возглавил партизанскую войну против Османской империи. Сценарий написан на основе автобиографической книги самого Лоуренса «Семь столпов мудрости» плюс на исследованиях биографов.
(link)
Современный трейлерОчень красивый, очень длинный и очень эпический фильм. Однако совершенно не занудный, и если у зрителя хватит яиц терпения, внимания и вдумчивости высидеть все 3,5 часа (можно с перерывом, благо он предусмотрен), его ожидает незабываемое зрелище: живописные арабские пейзажи и закаты, дивно прекрасный молодой Питер О’Тул, снятые с истинно эпическим размахом экшн-сцены с бедуинами, лошадями и верблюдами (всё это без единого компьютерного пикселя, заметьте), плюс немало глубоких философских тем и размышлений. Семь главных «Оскаров» этому фильму дали не зря. Только историю по нему не изучайте — исторических неаккуратностей и неточностей в нём много, отчасти — из-за противоречивых сведений о самом Лоуренсе, отчасти — в угоду зрелищности.
Фильм мгновенно прославил Питера О’Тула, для которого это была первая значимая роль в кино, и по сей день Лоуренс остаётся его самой знаменитой ролью. В списке «100 лучших кинематографических ролей» по версии журнала «Premiere» Т. Э. Лоуренс в исполнении О’Тула занимает первое место. Хотя «Оскара» за эту роль ему не дали — что многие киноманы считают огромной исторической несправедливостью.
«Лоуренс Аравийский» — один из любимых фильмов режиссёров Стивена Спилберга и Ридли Скотта. Спилберг даже утверждает, что именно этот фильм побудил его стать режиссёром.
В 2012 году, к своему 50-летнему юбилею, фильм был отреставрирован в высоком разрешении для современных экранов и выпущен на блю-рэй.
Особо значимые тропы и приёмы[править]
Sabaton o герое
- Антигерой — Лоуренс становится им к концу фильма.
- Бастард — Лоуренс рассказывает Али, что он незаконнорожденный. «Лоуренс» — это вообще, строго говоря, не настоящая фамилия, а псевдоним, под которым жили его не состоящие в браке отец и мать.
- Безумная клёвость — ну догадайтесь сами, кто в этом чемпион.
- Боевой садомазохист — «Фокус, Уильям Поттер, в том, чтобы не обращать внимания на боль».
- Все оттенки серого — в фильме нет однозначно правой стороны.
- Генерал Фэйлор — таким выставили генерала Мюррея. Совершенно несправедливо.
- Гордая и воинственная раса — такими изображены арабы. Пополам с тропом Окрутеть в адаптации — в книге, по которой фильм снят, показаны и миролюбивые арабы тоже, в фильме все они воинственные головорезы.
- Грызть реквизит — о ДА! Нет лучшей театральной сцены, чем пустыня! Особенно отличается сам Лоуренс в исполнении О’Тула, но и другие британские актёры неплохо погрызают. В случае О’Тула это совершенно оправданно: его персонаж и должен так себя вести по жизни.
- Горизонт отчаяния — Лоуренс после Деръа.
- ГЭС — у Лоуренса два раза: после гибели Дауда в зыбучих песках и после очень неприятного, эээ, эпизода в турецком плену.
- Изнасилование — худшее из зол пополам с Пытки портят характер: после Деръа Лоуренс резко поднимает градус цинизма и кровожадности.
- Два в одном и три в одном: шериф Али и мистер Драйден — собирательные образы.
- Из Гасима, спасенного Лоуренсом в пустыне, и Хамеда, казнанного Лоуренсом за убийство, сделали одного персонажа, добавив в сюжет иронию судьбы.
- Делатель королей: благодаря Лоуренсу Фейсал стал королём Сирии, а потом Ирака, а его брат Абдалла — королём Иордании. Их отец Хусейн стал из шерифа Мекки (потомок пророка Мухаммеда) королём Хиджаза, а затем халифом Мекки.
- Кармический Гудини — турецкий бей, который приказал избить и изнасиловать Лоуренса, не понёс никакого возмездия. Может, его и настигла шальная пуля, но это за кадром.
- Конец немного предсказуем — биография Лоуренса Аравийского неплохо документирована. Разумеется, его жизнь и смерть вполне предсказуемы.
- Кнопка берсерка — резня в деревне Тафас для Лоуренса и арабов.
- Крутая похвальба — Ауда абу Тайи мастер этого тропа. Лоуренс не отстаёт: «Ты собираешься пересечь Синай?» — «Как Моисей!»[1]
- Крутой гей — в 60-е годы и помыслить было нельзя открыто показать гомосексуальность Лоуренса, но таки да.
- Крутой в дурацком колпаке — у Лоуренса в бытность штабным офицером репутация клоуна.
- Мы тебя где-то уже видели: инверсия. Советский зритель познакомился с Питером О’Тулом и Алеком Гиннессом по более поздним «Как украсть миллион» и «Звёздным войнам».
- Называть по фамилии — вообще-то героя звали Томас Эдвард Лоуренс, но из фильма вы об этом вряд ли узнаете.
- Несовместимая с жизнью красота — с прикрученным фитильком, так как жив он всё-таки остался, но, не будь Лоуренс так красив, вряд ли люди турецкого бея заметили бы его в Деръа. Тем же Али, шедшим рядом с ним, они не заинтересовались совершенно и отправили его восвояси чуть ли не пинком под зад.
- Несовместимая с жизнью самоуверенность — ну, не то чтобы с жизнью, но в Деръа Лоуренс сильно поплатился за излишнюю самоуверенность и гордость.
- Однохромосомный кастинг — женщины появляются мельком в двух сценах. Ролей со словами у них вообще нет. Впрочем, фильм от этого хуже никак не становится.
- Окрутеть в адаптации — Лоуренс. В книге значительно меньше пафоса и больше иронии в отношении себя самого.
- Арабы как нация, в целом.
- Оркестровая бомбёжка — о да, как и подобает общей эпичности фильма. Саундтрек Мориса Жарра в исполнении Лондонского филармонического оркестра заслуженно считается одним из лучших в истории кинематографа. В фильме даже есть увертюра, как в опере!
- Отбеливание — во все поля, поскольку найти в 1960-е годы хорошего актёра-араба было почти невыполнимой задачей. Единственный представитель арабского (ну, более-менее) этноса в основном составе — египтянин Омар Шариф в роли шерифа Али. Все остальные — европейцы, даже если играют арабов. Справедливости ради, и загримированы они хорошо (Алек Гиннесс в роли Фейсала очень походил на реального Фейсала), и играют отлично.
- Плохой хороший конец: война завершилась победой, Лоуренс возвращается домой… Но у него лютый ПТСР, он не знает, как и зачем жить дальше, а мимо проезжает мотоцикл — предвестие его смерти.
- Профи с причудами — Лоуренс, разумеется.
- Похорошеть в адаптации — не то чтобы настоящий Лоуренс был некрасивым, но, блин, вы просто посмотрите на Питера О’Тула… Драматург Ноэль Кауард даже даже шутил в адрес О’Тула: «Будь он ещё хоть чуточку красивее, фильм надо было бы называть „Флоренс Аравийская“!»
- Реальный Лоуренс гораздо больше был похож на Рэйфа Файнса в «Лоуренсе после Аравии».
- Революция не по-детски — когда арабы захватывают Дамаск, между ними немедленно начинаются раздоры, чем собираются воспользоваться французы, желающие установить над Сирией свой протекторат.
- Рыцарь крови — Лоуренс, внезапно. Ему это в себе не понравилось.
- Ауда абу Тайи, всю дорогу. Вот как раз ему в себе это нравится!
- Стопроцентное внешнее попадание — знавшие принца Фейсала говорили, что Алек Гиннесс в фильме действительно очень на него похож.
- Удар милосердия: Лоуренс вынужден добить раненого Фарраджа, чтобы тот не попал живым в руки турок.
- Файв-о-клок в тумане: главный герой англичанин, со всеми вытекающими.
- Флэшфорвард — фильм начинается со сцены гибели Лоуренса и его похорон, после чего начинается эпическая повесть о его жизни.
- Что за фигня, герой? — получает Лоуренс от журналиста Бентли после резни в Тафасе.
- Чудо одной сцены — Хосе Феррер в роли турецкого генерала-извращенца, к которому Лоуренсу не повезло попасть.
- Шутка-бумеранг — довольно печальная. Английский офицер, гордившийся тем, что пожал Лоуренсу руку, не узнал его в одежде араба и ударил по лицу.
Культурное влияние[править]
Будучи культовой классикой, этот фильм оказал огромное влияние на мировую художественную культуру. И поэтому отсылки и оммажи к данному произведению встречаются во множестве других работ. Например, во многих фильмах и играх, когда происходит странствие героя по пустыне, сопровождающие мелодии напоминают темы пустыни из «Лоуренса Аравийского», например, Quest for Glory II и Gothic III. Сам главный герой Лоуренс — отец семейства Копиркиных, то так, то этак. Часто его прямо упоминают в других художественных произведениях.
- В фильме Ридли Скотта «Прометей» один из главных персонажей, андроид Дэвид, всё время пересматривает фильм и подражает Лоуренсу, даже копирует его причёску и манеру говорить.
- Dune!
- В мультсериале «Ох уж эти детки!» 7 эпизод 4 cезона является шутливой реминисценцией фильма Лина.
- Во втором сезоне аниме Bishoujo Senshi Sailor Moon один из главных героев, Такседо Маск/Мамору Тиба, появляется в образе Рыцаря Лунного Света, внешний облик которого (белое одеяние и плащ, белая куфия, кинжал на поясе) срисован с Лоуренса.
- В видеоигре Battlefield 1 кампания с участием Т. Э. Лоуренса называется «Ничто не предначертано» — это цитата из фильма, хотя в игре Лоуренс изображён как историческое лицо. И мелодия, звучащая в некоторых катсценах, подозрительно напоминает мелодию фильма…
- В третьей части JoJo's Bizarre Adventure в одной из глав присутствует шутливая сцена, где, оказавшись в Саудовской Аравии, Джозеф Джостар обменивает дорогую тачку на верблюдов. Зачем? А чтобы подражать главному герою этого фильма. Правда, Джозеф заснул во время просмотра. Он даже не знает, как правильно оседлать верблюда.
Примечания[править]
- ↑ Учитывая, что у Моисея это мероприятие заняло 40 лет — похвальба так себе.
Биографические фильмы | |
---|---|
Богемская Рапсодия • Гонка • Игры разума • Лето • Лоуренс Аравийский • Прогулка • Русское • Шпионский мост | |
← Кинематограф |