Предсмертное откровение

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Практически в каждом стоящем произведений есть неоднозначные личности. Это и буревестники фанатского сообщества, и козлы с золотыми сердцами, а порой даже полные чудовища. Как правило, чтобы изобразить подобного персонажа, нужны большие старания: на протяжении книги, или цикла, или сериала мы наблюдаем за ним, видим его поступки и слушаем его речи. А когда его линия подходит к концу, то мы считаем, что перед нами обглоданная косточка, и каждая его деталь нами уже полностью рассосана.

Ага, щас!

Когда до смерти нашего героя остаются считанные главы, автор выдает нам: «А он вовсе не такой!». И буревестник становится ещё взрывоопасней на фанатских фэндомах. Автор буквально вскрывает внутренности моральной сущности героя и расставляет все точки над I в его духовном облике. Разгадываются последние загадки. Может, мы понимаем, что герой действительно «вовсе не такой!», а может, мы видим, что он ведь всё это время был хорошим! Или же не то и не то, а просто серо-серая сущность приобретает новые оттенки.

Как правило, от обычной духовной кульминации героя это отличается тем, что троп происходит перед смертью героя, как было сказано. Благодаря чему читатель, который всем своим духом желал смерти ненавистному персонажу, уже будет готов впрыгнуть в вымышленную вселенную и спасти героя от гильотины. Хотя, как было выше сказано, может и быть полностью наоборот.

Именно так многие авторы ставят последнюю точку не только в повествовании его действий, но и в описании его «внутренностей», этакая «точка максимума».

Родственный троп — Засветился перед смертью.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Джованни Боккаччо, «Декамерон» — инверсия. Редкостный мерзавец, находясь вдали от родины, смертельно заболел. Ростовщики, которые его приютили, очень волнуются из-за его смерти: если он скончается без исповеди, его похоронят без отпевания, закопают как собаку. Но если он исповедуется, его грехи такие страшные, что никто ему их не отпустит — и его все равно похоронят без отпевания. А в итоге и на них может пасть тень позора. Впрочем, умирающий обещает им помочь. На исповеди он лжет, изображая из себя праведника. В итоге его причисляют к лику святых.
  • «Гарри Поттер» — Северус Снейп. Впрочем, здесь случай с прикрученным фитильком, потому как откровение произошло уже после его смерти, но с совсем небольшим отрывом. Мария Спивак с её переводом «Злодеус Злей» на этом моменте капитально прогорела, а прежде незначительная ветка снейпоманов в фэндоме усилилась настолько, что даже пошли слухи, будто настоящий отец Гарри — это именно Снейп.
  • «Проклятые короли» — фишка Мориса Дрюона в том, что он проводит вскрытие практически с каждый персонажем, и практически все после такого чуть «обеляются», кроме, пожалуй, Матильды Бургундской.
  • Инверсия в одном из первых и самых знаменитых иронических детективов Иоанны Хмелевской, «Что Сказал Покойник». С этого фактически начинается книга. Лояльный работник мафии, единственный обладатель шифра к местонахождению утаённых от Интерпола сокровищ оной, спешит в Данию, дабы там, в подпольном казино, встретиться с доверенным лицом Шефа — платиновой блондинкой по имени Мадлен, которую он ранее лично не встречал, и передать ей шифр. А далее… фатальное стечение обстоятельств… Ведь в конце концов:
    •  — Кто мог знать, что проигравшийся в пух и прах наркоман вытащит пистолет и начнёт от огорчения палить куда попало… в том числе прямо в лояльного работника мафии?
    •  — Кто мог знать, что датская полиция выберет именно этот момент, чтобы устроить налёт на подпольное казино, и что присутствующим сотрудникам мафии придётся срочно делать ноги в Бразилию, прихватив с собой в частном самолёте (а поскольку сопротивлялась в переполохе, то спешки ради под хлороформом) платиновую блондинку, которая, видимо, руководимая состраданием, бросилась на колени рядом с умирающим и единственная, в шуме и панике, расслышала его последние, отчаянные слова?
    •  — Кто мог знать, что преступная кудесница Мадлен задержится в аэропорту и не успеет в казино на встречу с беднягой Бернардом?
    •  — Ну и наконец кто, ну кто мог знать, что именно в *этот* холодный весенний день, направляясь на скачки и выбирая между тёплой, но дурацкой меховой шапкой и изящной, но непрактичной в такой погоде шляпкой, взбалмошная пани Иоанна решит утеплиться, надев под изящную шляпку красивый платиновый парик?!? И всё заверте…
  • Жюль Верн, «Таинственный остров» — капитан Немо перед смертью открывает, что он не маньяк-мизантроп, а неоднозначная личность, принц Даккар, который за родину мстит жестоко, но если увидит достойного человека — достойно ему поможет.
    • И кто бы поверил подобному откровению, помимо разве что допущения, что перед смертью не лгут, обыгранной выше в примере из «Декамерона»? На самом деле, Немо раскрыл свою неоднозначность с благотворительной стороной еще задолго до смерти профессору Аронаксу сотоварищи в ходе «путешествия в 20000 льё» и часть поселенцев острова уже читали ранее изданные записки профессора, в том числе, и об индийском происхождении (здесь имеется фактологический и хронологический разрыв канвы с предыдущей книгой). В плане тропа, он раскрывает две вещи — тождественность таинственного благодетеля капитану Немо aka Даккару (ещё до разговоре — «робинзоны» поняли это, когда увидели субмарину) и что остров скоро погибнет — позволив им выиграть сколько-то времени и спастись.

Телесериалы[править]

  • «Тюдоры» — в сериале довольно мало однозначных личностей, а этот троп применяется довольно часто, и потому буревестников очень много.
  • «Сыны анархии» — Клэй Морроу, находясь в тюрьме в шестом сезоне, постепенно всё чаще показывает свои хорошие стороны. Во-первых, он дважды отказывается полиции сдать клуб Сынов анархии в свою пользу, несмотря на то, что все в клубе отвернулись от него, и именно из-за них он сейчас сидит. Во-вторых, когда старый знакомый предлагает ему выбраться из тюрьмы, он спрашивает разрешение Джекса, прежде чем согласиться. Да и вообще им больше не движет жажда власти и денег, к нему возвращается вся прежняя харизма, и зрителю уже не хочется, чтобы Клэй умирал. Но уже слишком поздно, ибо Клэй натворил чрезмерно много делов в прошлом.
  • «Бойтесь ходячих мертвецов» — Трой Отто. Из-за него погибло целое поселение, он ставил опыты над людьми, и всё же к своим последним сериям Трой становится более адекватным, а его чарующий броманс с одним из главных героев, Ником, был одной из изюминок шоу. Неудивительно, что его внезапная смерть всполошила целую армию фанатов, которые до сих пор пишут петиции с просьбой вернуть Троя в сериал и устраивают огромные дискуссии на форумах.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — Кловис. В лицо смерти он смотрит жалко и трусливо, но больше, чем страх воздаяния за собственные военные преступления принца переполняет удивление. Как? КАК его сводный брат, против которого Кловис не имел абсолютно ничего, может ненавидеть его настолько, что готов расстрелять на месте?
  • Bleach — Ичимару Гин. Факт его нападения на Айзена ещё не обеляет Ичимару в глазах зрителя — в конце концов, он мог сделать это ради единоличного захвата власти. Настоящее откровение случается позже, в душераздирающей сцене смерти на руках у любимой Рангику.
    • С прикрученным фитильком — Бьякуя в финале арки Сообщества Душ. Умереть-то не умер, но был достаточно близок к смерти, чтобы засчитать разговор с Рукией за полноценную исповедь с отпущением грехов.