Упасть в воду

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Soft Water. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

О нет! Наши герои падают в пропасть! Ещё две-три секунды — и они разобьются насмерть!

Спокойствие, граждане. С героями все будет в порядке, потому что на дне пропасти протекает река! Они упадут в воду и вынырнут целыми и невредимыми.

На символическом уровне такое падение в воду нередко знаменует переход героя в новое состояние, переживание символической смерти и возрождения.

В реальности после достижения предельной скорости падения удар о воду мало чем отличается от удара об асфальт[1]. Даже если человек и выживет, то будет тяжело ранен и оглушен и быстро утонет. Умение приводняться ласточкой или солдатиком — то есть принимать перед ударом о воду максимально обтекаемую форму — помогает, но не гарантирует выживания. Однако в искусстве сплошь да рядом герои, воткнувшись в воду после падения с моста, небоскреба или самолета, лишь уходят на глубину метров на пятнадцать и затем выныривают здоровыми и бодрыми. Самое большее, что им грозит — это набрать воды в нос, но они вычихнут её и мощными гребками поплывут к берегу. Герои, по-видимому, прекрасно осведомлены об этому чудесном свойстве монооксида дигидрогена, поэтому любят уходить от преследования трижды безумным прыжком.

А если свалиться в водопад, прибавляется ещё такой фактор, как мелкие водяные брызги. Нахватавшись их, реально повредить легкие, если совсем не задохнуться.

Во многих видеоиграх педаль вообще уходит в пол — слой воды в метр толщиной (или просто пол синего цвета, на котором написано «вода») мгновенно прерывает падение и не наносит ни малейшего урона.

Что характерно, этот троп гораздо реже срабатывает для злодеев (раньше в фильмах с «детским» рейтингом считалось признаком хорошего тона угробить злодея именно через «моментально в море», но позже приелось) и почти никогда — для краснорубашечников и головорезов.

Инверсия тропа — Поплыл, как топор, когда вода в количестве больше двух вёдер убийственно смертельна для упавшего в неё персонажа.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • У Тесея есть обоснование — как сын Посейдона, он может спокойно сигануть в бурный океан с какой угодно скалы и выплыть — с помощью меньших водяных божеств. А в промежутке еще и к папе на чай заглянуть.
  • Русская народная сказка «Матюша Пепельно́й» — царь отрубил спящему герою ноги и бросил в море-океан. Тот, конечно, доплыл до берега, потому как очень сильный.

Литература[править]

  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — Дантеса зашивают в мешок с ядром и бросают со скалы в море, он распарывает мешок и уплывает. Возможный обоснуй — первым с водой встретилось ядро, да и мешок чуть-чуть рассеял последовавший удар. Ещё один обоснуй — благодаря ядру он мог войти в воду более или менее вертикально.
  • «Капитан Сорвиголова». «…Он ринулся вниз головой в реку Моддер. Сорвиголова так и врезался в нее пулей, однако вода уменьшила скорость падения».
  • Виталий Губарев, «Королевство кривых зеркал» — Оля выпрыгивает из окна замка Нушрока (что-то около «чуть больше чем дофига» метров в высоту) в протекавшую внизу бурную реку. И выживает! Впрочем, некоторые читатели придумали такой обоснуй: судя по реакции Нушрока и его слуг, предположивших, что «паж» вполне мог после такого остаться жив, автор просто не знает физики в мире Королевства просто другая физика. А в экранизации всё ещё страннее: Оля выпрыгивает, Нушрок наблюдает, как она долетает до воды, и сразу успокаивается, явно решив, что «паж» благополучно отправился к праотцам. То есть в фильме физика Королевства сходна с нашей… А было бы занятно увидеть реакцию дражайшего министра на то, что «паж» взял да и выжил неведомым образом!
  • «Сердце меча» — спасаясь от погони, Дик прыгает в воду с высокого моста. Обоснуй — он заранее точно рассчитал падение и прыгнул в набежавшую волну. За счет аэрации воды и меньшего перепада высот удар смягчился. Дальше по книге он прыгает в фонтан, притормозив падение флордом и силовыми полями фонтана. Ударился чувствительно, но не опасно — а вот прыгнувший следом морлок покалечился.
  • Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов». Когда Виктору приходится прыгать из поезда в реку (едут по мосту), он думает: «Только бы не ногами вперёд, а то будет ногами вперёд в буквальном смысле». В итоге все обходится благополучно, но сам факт подсветки — дело необычное.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — оный архимаг однажды упал в лаву. В обнимку с вампиршей. С которой, пока падал, успел еще подраться и побеседовать. Итог — вампирша, будучи нежитью, (правильнее сказать — живой дочерью человека и архидемона Гелала, но смысл от этого не меняется) сгорела, архимаг вылез из лавы, отряхнулся и обратно наверх полетел.

Кино[править]

  • «Неуловимые мстители» (пополам с Самоубийственно выглядящий прыжок):
    • Во втором фильме Яшка сиганул в воду с обрыва, уходя от преследователей. Вскоре он выплыл и отправился в табор к соплеменникам.
    • В третьем фильме Ксанка прыгнула с борта парохода «Глория» в открытое море.
    • Опять же с парохода «Глория» со штага пионерской ласточкой в море прыгнул Валерка.
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» — Каюм пытается столкнуть Шилова с обрыва, а в итоге сам падает в реку.
  • «Кавказская пленница» — Шурик в застёгнутом спальном мешке скатился с обрыва, зацепился за дерево, но в конце концов упал в горную реку и поплыл по ней как в спасательном жилете. Нина выловила его.
  • «Без лица» — Шон Арчер, находящийся под личиной Кастора Троя в тюрьме типа Алькатраса, прыгает с крыши тюрьмы в море и остаётся цел и невредим.
  • «Пираты Карибского моря» — сначала Элизабет падает в воду чуть ли не со стометровой скалы без фатальных последствий для себя, потом таким же способом совершает побег Джек Воробей (простите, капитан Джек Воробей!)…
  • «Смерть ей к лицу» — спасаясь от Мэдлин и Хелен, Эрнест свалился с крыши — прямо в бассейн с водой. А по пути еще и стеклянную крышу проломил. В реальности ему бы это дорого обошлось, а так дело кончилось только легкой истерикой, связанной скорее с пережитыми событиями.
  • «Наблюдатель»: герой и спасаемая им девушка спокойно переживают прыжок из горящей квартиры на надцатом этаже в реку. А когда за ними пытается последовать маньяк (Киану Ривз, кстати), за его спиной взрывается газ и его убивает ударной волной.
  • «Звёздные войны» — в «Мести ситхов» Оби-Ван так переживает приказ 66. Обоснуй: он мог затормозить себя телекинезом.
    • В предыдущем фильме Энакин прыгает даже не в воду — а из спидера в другой, летящий ниже, спидер наёмницы за головами, то есть, мягкое приземление исключается в принципе.
  • «Мушкетёры» (2011) — Миледи падает в океан с высоты полёта дирижабля. Выживает.
  • «Беглец» — прыжок главного героя с внушительной плотины. Спокойно выплыл и побежал дальше, но всё-таки считался погибшим.
    • Его российская адаптация, «Побег» — главный герой прыгает в воду с вертолёта.
  • «Первый мститель» — подсвечено в «Зимнем солдате»: «Он надел парашют?» — «Неа, не надел». Кэпу можно, он сверхчеловек.
    • Эта сцена заодно служит обоснуем для финальной сцены, где Капитан Америка падает в воду с хеликарриера без сознания. Если уж он с нескольких километров скачет в воду без парашюта, то что ему падение, хотя бы и мешком, с пары сотен метров… А что мешком, что мешком… Младенцы, которым случается навернуться с серьезной для их габаритов высоты, травмируются не так часто, как кажется, как раз потому что шмякаются мешком, не выставляя руки-ноги-головы.
  • «Шесть дней, семь ночей» — преследуемые пиратами, герои выбегают к обрыву. Находчивый пилот целует свою спутницу и сбрасывает её со скалы, затем прыгает сам. Педаль в пол — с вершины прекрасно видно, что уровень воды не превышает нескольких сантиметров.
  • «Апокалипто» — субверсия, главный герой и его преследователи прыгают со скалы в воду, и один из них таки расшибает череп.
  • «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» — спасаясь от преследователей, герои прыгают в бассейн с крыши отеля.
  • «Побег из Вегаса» («Get Him to the Greek») — также наличествует сцена «в бассейн с крыши отеля». Субверсия: хронически упоротый рок-музыкант не вполне точно рассчитал траекторию, приземлился рукой на бортик бассейна и получил перелом. Но если бы он удачно упал в воду, троп, видимо, отыгрался бы прямо.
  • «Кредо Убийцы» — совершая Прыжок веры герой, в последний момент перед встречей с водой, бросает в нее клинок, возможно, таким образом удар смягчается.
  • «Мистер няня» с Хоганом — зигзаг «Он упал с крыши — О боже! — В соседский бассейн — Фух, слава богу — Он был без воды»
  • «Три икс 2: Новый уровень» — вообще ГГ по сюжету прошёл спецподготовку и даже поставил рекорд по прыжкам в воду (76 метров), так что ничего удивительного, раз после финальной битвы он спрыгнул с железнодорожного моста в реку и остался жив. Более того, в прыжке он умудрился разрядить гранатомёт в водную гладь, так что, кажется, и обоснуев никаких не надо.
  • «Уланская баллада» — герои падают из корзины дирижабля в фонтан(!) и остаются целы и здоровы.
  • Обе экранизации «Узника Зенды»: Руперт выпрыгивает из окна в ров под стенами замка.
    • В пародирующей этот фильм сцене из «Больших гонок» барон ювелирно приземляется головой в лодку и ломает её.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», серия «В Ад сошедший». Неизвестно, что было бы после ТАКОГО прыжка с человеком, но сверхживучий Доктор предпочел кинуться в воду с невесть скольки метров (на глаз — порядка пятидесяти), нырнул идеальной ласточкой и выплыл с глубины этак тридцати метров. Ну, что поделать, человек удирал от очень жуткого монстра, и не такое бывает...
    • И да, это был филигранно рассчитанный хитрый план.
    • А Ривер однажды прыгала с крыши, зная, что ТАРДИС поймает её в свой бассейн.
  • Castle: Джерри Тайсон тоже вроде бы упал в воду и утонул… но нет!

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Звёздные войны: Войны Клонов» — гунганы, прилетевшие с подмогой на Мон-Каламари, десантируются, спрыгивая прямо со звездолёта. Который висит в сотне примерно метров над поверхностью воды. Выпрыгивают в чём были, без никаких защитных средств — просто сигают вниз головой, как капитан Врунгель из горящего беличьего леса. Нет, мы и раньше знали, что эти ушастые лягухи суровы, как обух индейского томагавка, но если они способны после подобного не расшибиться в уху, а выжить и сражаться, то должны были ещё в первом эпизоде раскидывать танки голыми руками.

Аниме и манга[править]

  • Koutetsujou no Kabaneri — главному герою эпично отрезали руку, его грудь проткнули мечом, он выпал из идущего на полном ходу поезда, пролетел не меньше сотни метров, и, наконец, упал в море. А уже в следующей серии поправился и даже нашёл время покосплеить Синдзи. Обоснуй: главный герой «не до конца мертвый», потому для него это не так уж и страшно. Наверное.
  • Sun Ken Rock — Главный герой Кен после того, как его возлюбленная Юми разрядила в него пистолет, выпал из небоскреба и упал в залив. Плашмя. И его умудрились откачать.
  • Candy Candy — Кэнди, убегая из дома Нила, срывается с откоса и падает в воду, после чего выбирается на берег. Обоснуй: она прекрасная пловчиха, вошла в воду вертикально, да и падала все-таки не с самой вершины обрыва, а примерно с середины, куда спустилась по лозам.
  • Sailor Moon: в 98 серии Митиру падает в водопад и выживает. Потому что не только отличная спортсменка, но и воин воды, притом в момент падения она была в форме воина.
    • В 3 арке манги Ами (которая тоже на «ты» с водной стихией) выпрыгивает из окна школы Муген в бассейн, выныривает и перевоплощается.
  • Берсерк — Гатс и Каска падают с обрыва в реку во время одной из стычек Столетней войны, причём в доспехах, а Каска была без сознания! Впрочем, по крайней мере в аниме 1997-го года, пополам с аверсией, потому что высота была не такой уж большой, а без последствий не обошлось, особенно для Каски.
  • Grisaia no Kajitsu: протагонист такое делал неоднократно
  • «Плачущий убийца»: так финале первого тома поступил Йо

Видеоигры[править]

  • Half-Life: слой воды «по щиколотку» полностью останавливает падение. Особенно заметно в пещере финального босса, которая высотой с хороший небоскреб. Даже при слабой гравитации мира Зен, падение с четверти такой высоты размазало бы доктора Фримена по полу, но здешний пол залит водой (или отходами жизнедеятельности босса) и можно спокойно прыгать-падать вверх-вниз.
  • «Морровинд» — удар о воду снимает хиты, если шлепнуться с большой высоты — но не насмерть.
    • В «Skyrim», однако, всё зависит от глубины. Падая с огромной высоты, Довакин обязан приземлиться туда, где глубина составляет хотя бы два-три его собственного роста, иначе ударится об дно и умрёт. Ну-ка признавайтесь, кто не прыгал утёса, где стоит Коллегия Винтерхолда? В «Скайриме» даже есть локация «Пик Прыжок Барда», в которой за удачный прыжок игрока встретит призрак того самого барда.
  • Игры серии Quake.
  • Serious Sam — с прикрученным фитильком: вода замедляет падение, но не останавливает сразу, и можно ушибиться об дно.
  • Minecraft — метр воды и раньше-то останавливал падение с 16 метров, а с какого-то момента начал полностью прерывать падение с любой высоты. Причем если вы особо круты и везучи, вы можете в полете достать из кармана ведро воды, вылить его на землю и успешно приводниться.
  • GTA San Andreas: первая игра серии, в которой игрок научился плавать. Прыжок в воду останавливает падение и не снимает здоровье (притом, что как раз с этой игры прыжки на твердую поверхность стали снимать здоровье куда более реалистично, и можно разбиться, упав с третьего этажа). Подсвечено в одной из миссий, где в катсцене протагонист прыгает в залив с высокой плотины, чтобы уйти от полиции.[2]
  • Gothic — можно махнуть с высоченного обрыва в речку по грудь, и спокойно продолжить свой путь. На этом тропе строится своеобразный способ быстрого путешествия из старого лагеря в болотный, лезешь в речку между ними, после чего героя выносит быстрым течением к водопаду, и если не убиться об пороги, то по инерции Безымянный долетает почти до болотного лагеря, влетая на приличной скорости и с высоты этажа 5-6, в болото по пояс, без урона для себя.
    • Во второй части автор правки однажды пропустил удар кулачищем от чёрного тролля и свалился в ущелье рядом, но речушка внизу спасла жизнь.
    • Elex давит педаль в пол: если спрыгнуть с любой высоты и приземлиться в маленькую лужицу (в которой уровень воды — где-то по щиколотку герою), то Джакс просто отряхнется и пойдет дальше, не потеряв ни единого процента здоровья. В дальнейших патчах это, скорее всего, исправили, но впечатление осталось у многих.
      • Возможный обоснуй использование джетпака на рефлексах.
  • World of Warcraft — как и в прочих примерах, падение с любой высоты (это видно при спешивании с летающего маунта в полете) останавливается водой. На очки здоровья это никак не влияет.
  • Assassin's Creed — с какой бы высоты герой ни навернулся в воду — уцелеет (кроме первой части, где герой не умел плавать). А вот об землю размазаться проще простого. Педаль в пол — телега с сеном, несмотря на никакую глубину, тоже работает.
  • Space Quest IV — спасение Роджера на Эстросе из гигантского гнезда местной крылатой фауны. Метров с двухста — вниз в залив.
    • Вилко вообще любит прыжки в воду — в Space Quest V на Киз Уразгуби (Большой Садовой) можно вдоволь напрыгаться, играя в салочки с киборгом-убийцей WD-40.

Реальная жизнь[править]

  • В хай-дайвинге максимальная высота прыжков на регулярных соревнованиях составляет 27 метров (то есть высота девятиэтажки), а в воду ныряльщик входит со скоростью 96 км/ч. Рекордный прыжок был сделан с высоты 52 метра (если не считать прыжков, после которых ныряльщики ломали себе руки-ноги). Разумеется, подобные результаты требуют специальной подготовки.
    • Есть идея, что если воду насытить пузырьками воздуха (аэратор), то эту высоту можно и увеличить.
    • В вингсьюте уже приземлялись без парашюта, в гору коробок. На воду глиссером-блинчиком пока не пробовали, но физика не запрещает. Потребуется что-то типа длинной водяной горки с уклоном, близким к минимальному достижимому вингом углу спуска. Ну, или как-то заставить винг с набранной скорости перейти строго в горизонталь перед касанием хотя бы на секунду, но эта ачивка пока вроде бы не взята.
      • Эта ачивка как неуловимый Джо — нафиг никому не сдалась. Потому что горизонтальная скорость будет ой-ой-ой, и есть риск убиться на фиг об волну. А вывести винг в горизонталь не так сложно — аэродинамическое качество винга лучше чем у того же Спейс Шаттла, а шаттл в горизонт таки выводили.
        • Но тогда, при такой схеме, можно вывести и в набор высоты, используя её для гашения скорости, и плавно сесть вертикально. Птицы используют такой трюк (делают «горку» у земли перед посадкой, чтобы погасить скорость снижения).
    • Взять в руки гирю-обтекатель, оттормозиться сначала ей, а потом выпустить её из рук и всплывать (ага, «Монте-Кристо-стайл») — а вот тут любой смелый спортсмен может поэкспериментировать, начиная метров с пяти и увеличивая высоту, пока не заманается каждый раз поднимать со дна гирю или не обнаружит, что дальнейший рост даётся слишком тяжело. Ну, или не звезданёт гирей на дне кафель, после чего её ему засунут очень глубоко. Ну, или ещё что-то пойдёт не так — в общем, всё на свой страх и риск под свою ответственность. И над формой гири придётся хорошо поработать — если она будет слишком обтекаемая, наш герой будет проживать на дне океана, а если недостаточно — она слишком быстро затормозится и он эпично блямкнется об неё тыквой. То и другое сильно уменьшит высоту, на которой наступают болезненные эффекты.

Где не встречается[править]

« Я так боюсь упасть
В морскую воду…
»
— Б. Гребенщиков
  • Return to Castle Wolfenstein — сиганув с плотины, Блажкович ожидаемо убьется.
  • «Марш Турецкого» — в одной из серий злодей падает на мотоцикле с набережной, вырубается от удара и тонет.
  • «Час пик» — злодей погибает, упав в фонтан с тридцати метров.
  • «Том и Джерри», выпуск Cat Napping. Том падает в океан с высоты птичье-самолётного полёта. Зверски-больно ушибся о воду. Не погиб (он и от худших бедствий не погибал, это же Tom the Cat!)… но развалился на куски. Буквально. И куски порознь затонули.
  • «Мегамозг» — зигзаг: Мегамозг падает с неба в фонтан, но понимает, что вода ему не поможет. Так что он стреляет в себя из собственного пистолета-обезвоживателя, превращаясь в кристаллический кубик, способный выдержать падение. А упав в воду — просто разуплотняется обратно.
  • «Титаник» — когда Роза собиралась прыгнуть за борт, Джек сказал что при падении с такой высоты она разобьётся о воду.
  • «Монстры на каникулах» — когда монстр Франкенштейна сигает с вышки в бассейн, он плашмя шлёпается в воду и разваливается на куски.
  • Терри Пратчетт, Carpe Jugulum: вампир летит на большой высоте вместе с ведьмой Агнес. Внутренний монолог Агнес упоминает, что с такой высоты всё равно, на землю падать или в воду.
  • Джек Вэнс, цикл «Властители зла» (The Demon Princes), роман «Дворец любви» (The Palace of Love): в финале персонаж падает в океан из летательного аппарата, летящего на высоте трёх километров. И, конечно, разбивается насмерть.
  • Clive Barker's Undying: прыжок в горный поток — один из способов скриптово сыграть в ящик. При том, что вода в целом безвредна.
  • Kerbal Space Program — чрезмерно быстрое приводнение так же разрушает ракеты и убивает кербалов, как и чрезмерно быстрое приземление (ну, может быть, позволяет уцелеть при немного большей скорости).
  • Grand Theft Auto — в играх вселенной HD (сиречь в последних двух частях) вполне реально убиться об воду даже после падения с относительно небольшой высоты.
  • Майн Рид, «Охотники за жирафами»: зигзаг с итоговой аверсией. Вися над водопадом, Гендрик отказывается от идеи отдаться на волю течения, чтобы доплыть до берега внизу. Как выяснилось, правильно сделал, что отказался — разбился бы всмятку.
  • Golden Kamuy — свалившись с обрыва в реку, Огата раздробил себе челюсть (да так, что зашивать обратно пришлось) и едва не умер от переохлаждения. Спасло только то, что высота была не такая уж и большая, но нашли его в ужасном состоянии, с синюшной кожей и отёкшим лицом.
  • Сериал «Вечность», второй эпизод — расследуя гибель девушки, то ли спрыгнувшей, то ли сброшенной с моста в воду, герой-судмедэксперт популярно разъясняет, что происходит с костями и внутренними органами при вхождении в воду со скоростью 110 км/ч.

Примечания[править]

  1. «Разрушители легенд» проверяли — с точки зрения физики разница всё же заметная, но с медицинской точки зрения — труп получается в обоих случаях.
  2. Впрочем, автору данного примечания однажды случилось вместо мягенькой водички приземлиться точно на единственный в радиусе нескольких километров кораблик…