Путь героя

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Универсальная фабула, в которой герой уходит за чем-то потусторонним, переживает смерть и перерождение, обретает единение с женской и мужской энергиями и спасает свою общину.
«

Люк Скайуокер живёт, как чмо. Приходит Оби-Ван и говорит: «Ты не чмо, а джедай».
Гарри Поттер живёт, как чмо. Приходит Хагрид и говорит: «Ты не чмо, а волшебник».
Бильбо Бэггинс живет, как чмо. Приходит Гэндальф и говорит: «Ты не чмо, у тебя особая миссия».

»
— Генрих Лиговский шаржирует

Если говорить о штампах и клише, то есть одна универсальная фабула, которую вы видели тысячи раз за свою жизнь и увидите ещё столько же. Имя ей «Мономиф» или «Путь героя», или путь Избранного.

Джозеф Кэмпбелл, автор исследования, положенного в основу статьи, и сам не знает, откуда один и тот же сюжет живёт в истории человечества. То ли юнгианское коллективное бессознательное, то ли древняя мудрость, которую нельзя нам забыть, то ли эхо самого первого мифа. Неизвестно, потому и прикольно. Хотя Пропп ещё за 3 года до него писал об основных фичах сказки (научить уму-разуму, переврать пересказать какие-то реальные обряды, объяснить непонятные вещи) как о чём-то давно известном. В общем, всё было понятно, пока не появились философы…

Итак, что нам нужно для мономифа? Это очень сложная и интересная тема, так что позволим себе останавливаться только на общепризнанных ориентирах.

  • Жил-был обычный парень с недоразвитым суперэго. Знакомо, да? Ну ладно, не совсем обычный. На самом деле ему всегда было предначертано. Это сказочный элемент. Суперэго — это установки родителей и наставников, термин из психоанализа. Считается, что герой не может действовать, если он кровь от крови своих родителей. Он должен быть Не Таким (хотя и не обязательно — Бильбо вполне себе Такой, если забыть, что его далёкий предок ездил на лошади и рубил орков). Тогда герой не привязан к догматам и способен быть героем. Ну, вспомните Гарри Поттера, у которого вместо родителей Дурсли. Или Энакина Скайуокера — безотцовщину. Или Люка Скайоукера — круглого сироту. Или Бэтмена. Или Супермена. Или Спайдермэна. Они плохо социализированы и посему могут стать Кем-То Большим.
  • Дальше простой парень (или девушка, что тоже возможно) получает Зов. Зов всегда идёт из-за Вуали, разделяющей миры — Обычный и Магический, Обыденный и Опасный. «Проснись, Нео» — получает будущий Спаситель послание извне Матрицы. «Добро пожаловать в школу Магии и Волшебства!»
  • Следующий шаг непонятен современным инфантильным школьникам, но очевиден их родителям. Отказ. Герой должен отказаться от зова, сам или с помощью своего окружения в реальном мире. «Нет, Оби-Ван, я должен помогать своему дяде на ферме!» — говорит Люк. Серьёзно? Да, серьёзно. У героя слабое, несформировавшееся суперэго, но он хороший и ответственный человек. Он пытается быть хорошим для тех, кто его взрастил. Да хоть бы и для соседей. Что подумают хоббиты Шира, если достопочтенный пятидесятилетний Бильбо (что аналогично людским 38 годам) сорвётся грабить дракона?! Это, конечно, если следующий шаг наступит позже предыдущего, а не как у Сары Коннор.
  • Дальше герой получает живительного пинка, которого часто не хватает в реальной жизни: «Очнись, олух! Эта жизнь лучше той, которой ты жил! Опасней, да, но у тебя и выбора-то нет!» Либо героя бьёт сама судьба, либо пинает его проводник в царство теней. Кого бы вы предпочли — выжившего из ума старика-отшельника, вычурного негра или заросшего байкера? Оби-Ван, Морфеус, Хагрид. К счастью, есть Магическая Помощь, которая подскажет, что этот странно выглядящий старик — не просто старик.
  • Герой всё же подчиняется и идёт к Порогу. Всё, мастер Фродо, дальше этого кукурузного поля мы не ходили. За ним — магия. Это может быть платформа 9¾, покидание родной планеты или падение в кроличью нору. Всё, черта проведена. Дальше будет другая, героическая жизнь.
  • Страж Порога (или Границы) — это существо, которое нужно одолеть, чтобы переступить Порог. Совсем не обязательно это агрессивное существо, которое нападает и пытается героя выпотрошить. Что обязательно — так это то, что встреча со Стражем испытывает решимость Героя.
  • Что ожидает героя за порогом? Первое перерождение, конечно же! Лучше всего будет, если героя сожрёт кит. Ну знаете, книжка такая, Библия называется? Иона в Чреве Кита? Нет? Ну, тогда поверьте на слово. Сработает точно так же и просто погружение в воду с последующим оттуда изыманием. Естественно, вода и смерть для обыденного мира символизируют роды в мире героическом. Нео после перехода порога переживает самое фактическое рождение из ёмкости с биогелем. Протагонист Far Cry 3 падает в воду и чуть ли не погибает, что спасает его от хранителей порога и помогает родиться уже героем. Во многих религиях вода символизирует перерождение: христианское крещение или омовение в Ганге — всё это вобрал в себя мономиф.
    • Чрево Кита может и не быть напрямую связанным с водой — но оно будет связано с символическими смертью и перерождением.
  • Дальше героя настигают, барабанная дробь, Испытания! Ну, это то, ради чего мы читаем книги и смотрим фильмы. Герой поначалу показывает себя конченым хлюпиком, но со временем… Даже Будда в начале своего великого пути делал что попало, чего уж говорить про киногероев!
  • Тут очень сложно, но можно попытаться. Герой встречается с Матерью. Мать — это олицетворение женских сил. Это может быть сестра, реальная богиня, любовница. Она обычно доброжелательна к герою, но любит его немного помучить. Вспомните монолог Галадриэль, жуткий характер принцессы Леи, странный культ Цитры (сестра Вааса в Far Cry 3). Как и любая женщина — просто так не дастся, но истинному герою старается помочь советом или артефактом.
  • Встретились с мамкой? Пошли к папке! Уж этот персонаж олицетворяет вселенский закон и справедливость. Он проверит, что герой способен принять бразды правления, чтобы не получилось как у Гелиоса и Фаэтона (вкратце — избаловал батя сынка и дал погонять на своей тачке без прав). Бог-отец — это серьёзная опасность для героя, он и убить может во время своих проверок. Моисей, спорящий с Богом, Люк Скайоукер, встречающий Дарта Вейдера, Джейсон Броуди, ведущий диалог с Ваасом — всё это очень опасное общение. Бог-отец предлагает взять бразды правления, но и шею сынку свернуть он не против, если сынок недостаточно хорош.
  • Дальше герой должен Победить что-то вовне. Внутри он уже гармоничен. Он — мамина радость и папина гордость. Он знает, что герой. Финальная битва. Злодеем должен быть кто-то, кто угрожает общине. Джокер подойдёт. Или сам Сатана, если ты Сын Божий. От масштаба мифа зависит и главный оппонент.
    • Бывает две разновидности победы над злодеемБитва с Родичем, чем-то поганым, но всё же из знакомого герою мира (как вариант — внутренняя борьба с частью себя самого), и Битва с Драконом — чем-то совершенно чуждым и куда более опасным, превосходящим Героя по силам. Шепард в Mass Effect 3 сражается с «Цербером», которые всё же люди, и со Жнецами, которые уже полные Чу-Чу.
  • Возвращение — сложный этап. Казалось бы, герой уже всё, победил. Но есть одно маленькое «но». Он окончательно потерял связь с миром людей. Тут три варианта:
    • Герой сливается со светом. Сделал своё дело и вознёсся. Не обязательно буквально. Пример: Фродо Бэггинс. Он уже не способен вернуться в обычную жизнь, мир чудес окончательно его забрал, поэтому он уходит с эльфами на запад.
    • Герой возвращается в свою деревню и живёт с новым опытом, как простой смертный. Пример: Бильбо Бэггинс. Да, он навсегда получил репутацию чудака, но кому есть дело до репутации, если ты видел ТАКОЕ?
    • Он становится хранителем двух миров и спокойно ходит между ними. Пример: Джон Константин. Вознестись не удалось, да. Или, если брать всё тот же «Властелин Колец» — Арагорн, наследник Исильдура, ставший королём Гондора и защитником всего Средиземья.

Всё, цикл завершён. При желании можно повторить в сиквеле, хотя это будет крайне нелепо смотреться.

Четыре стадии развития героя[править]

По ходу мономифического сюжета герой проходит четыре стадии:

  • Сирота. До того, как услышать Зов и какое-то время после, герой пребывает в состоянии, в котором пассивно реагирует на происходящее с ним. На него валятся ништяки или тумаки, а он не понимает, что к чему, и надеется как-нибудь пересидеть в сторонке.
  • Странник. Герой решил-таки отозваться на Зов, но знаний/умений ему пока не хватает, и он пользуется помощью своих союзников и совершает ошибки. Занять окончательно активную позицию ему не удаётся. Он уже не плывёт по течению, как Сирота, но ещё не перешёл в наступление, он не перехватил инициативу и только реагирует на удары, блокируя их и иногда огрызаясь контратаками.
  • Воин. Герой набрался опыта и заматерел. Возможно, в облегчённом «тренировочном» варианте отыграл свою главную драму, которая ему ещё предстоит. Он достиг того уровня, когда можно выходить на финишную прямую, он перехватил инициативу и несёт мешок люлей возмездия в логово противника.
  • Мученик. Герой ставит на кон всё, что у него есть, и саму жизнь. Пан или пропал. Грудь в крестах или голова в кустах. Разница с Воином в том, что Мученик готов к поражению и смерти. Он больше не ищет победы и успеха, просто делает то, что должен сделать, и плевать на последствия.

Вариации на тему мономифа[править]

« Однажды кто-то постучит
В захлопнутую дверь…
»
— Fellowship, именно об этом