Голоса в голове

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Убей всех людей! Убей всех людей! »
— Голоса в голове Бендера
« Гарри начинал беспокоиться о том, не сходит ли он с ума. Обычно его голоса в голове так себя не вели. »
— HpMoR
« — …и у меня с тех пор в голове какие-то голоса! Я — шизофреник?!
— Ты гарнитуру-то с уха сними…
»
— Анекдот
Алия Атрейдес и невидимый для всех остальных барон Владимир Харконнен

Если герой слышит голоса в голове, обычно это значит, что либо он сошел с ума, либо с ним разговаривают какие-то высшие силы — добрые или злые (как вариант — находящиеся поблизости носители сверхспособностей; в этом случае герой сам может быть невыявленным обладателем таковых). Самый циничный вариант — кто-то подшучивает над ним с помощью портативного радиоприемника, или магии.

Простейший способ убедить аудиторию в том, что персонаж сумасшедший — это упомянуть, что он слышит голоса, которые велят ему что-то сделать. С другой стороны, если персонаж — телепат, то голоса могут быть не симптомом, а причиной безумия. Иногда сумасшедший слышит голоса других личностей, живущих внутри него. В «Дюне» такое состояние называлось «мерзостью» и каралось смертью[1]. Долгое время советником Алии Атрейдес был ее предок, барон Владимир Харконнен.

Источником нехороших голосов может быть множество вещей — одержимость демонами, призраки, артефакты, древние запрещенные книги. Голос может стать искушающим ангелом на плече, который будет нашептывать персонажу о том, как замечательно быть злым и подталкивать его совершать недостойные поступки.

Добрые голоса могут быть гласом Божьим, ангелов или духов-покровителей. Вместо призывов к убийствам и предложений по захвату мира добрые голоса буду давать хорошие советы и, скорее всего, предостерегать персонажа от применения насилия.

Для научной фантастики возможен вариант с имплантатом, но может оказаться, что разумный паразит.

Связанный троп — раздвоение личности.

Голос по рации[править]

Подвид штампа из высокотехнологичных компьютерных игр с той разницей, что говорящий — обычно реальный… ну, как бы человек, да. Или таковым хочет казаться. Или не хочет казаться. В любом случае протагонист всегда делает то, что говорят голоса по рации, иначе по сюжету не продвинется и с локации далеко не уйдет. В BioShock идея подвергнута деконструкции — протагониста там натурально зомбировали на выполнение любых команд, начинающихся с «будь любезен». Будь любезен, устрой авиакатастрофу, убей кучу людей и выстрели себе в голову!

Ещё больше веселья, когда голос из рации принадлежит S.H.O.D.A.N.. В любом случае, если персонаж выполняет всё, что ему говорит рация — то он либо служит в армии, либо в спецназе, либо в корпорации, либо в другой структуре с жесткой субординацией, либо психически ненормален, либо просто хороший человек, не оставляющий в беде маленьких девочек, инвалидов и других хороших людей. Ну или ему просто нечем заняться, а ещё у него стальные яйца и офигенно большая пушка.

Примеры[править]

История[править]

  • Жанна д’Арк. Утверждала, что голоса нашептали ей пойти и освободить страну от англичан. Чьи голоса? Она точно знала — это архангел Михаил и святая Екатерина!
    • И таки освободила и спасла. Бы. Если бы ещё король оказался королём.

Литература[править]

  • Белгариад — в течение всех томов первой арки некая вышняя сила выступает в качестве одного из менторов протагониста — Белгариона. Она не показывается живьём — предпочитает играть роль голоса в голове. На вопрос «Кто ты такой?» — она достаточно туманно отвечает: «Я и есть то пророчество, в котором ты предсказан».
  • Сага о Форкосиганах — в голове у Марка Форкосигана после пыток в джексонианском плену поселился целый зоопарк alter ego — от безжалостного Убийцы до озабоченного Пыхтуна.
    • Сержант Ботари во время службы денщиком у Джеса Форратьера страдал от слуховых и зрительных галлюцинаций («говорил» с «демонами»).
  • Хроники странного королевства — прежняя личность Кантора, бард Эль Драко проявляет себя как внутренний голос, «ехидный озабоченный засранец». Позже Кантор ещё раз подвинулся рассудком и в его голове появился второй голос — жестокий и хладнокровный убийца.
  • В цикле книг К. Баштовой и В. Ивановой «Тяжело быть младшим» с главным героем мысленно общается его меч, который оказывается с кусочком души первого представителя его рода.
  • Гарри Поттер во второй части саги слышит голос Василиска, и только он один. «Даже в мире волшебников… …слышать голоса — плохой признак». Кроме того, в этом Мире опытный легилимент может помещать свои видения в чужое сознание и заставлять слышать свой голос, этим Волдеморт изводит Поттера в «Ордене Феникса».
  • Мифы Ктулху — Все Древние и сам Ктулху в их числе.

Фанфики[править]

  • Встречается в голове у каждой уважающей себя Мэрисьи. В 99 % случаев характеризуется как ехидный голос, сдабривающий едкой подколкой любую фразу, но непременно признающий, что Мэри, бесспорно, само совершенство и идеал.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — супергерой Огненный Шторм возникает в результате объединения подростка Рональда Реймонда и пожилого профессора Мартина Стейна. Управление берёт на себя Рональд, профессор в качестве голоса в голове наблюдает и даёт советы.
  • The Superior Spider-Man — личность Питера Паркера, сотканная из остатков его воспоминаний, периодически как помогает, так и мешает Отто. Вскоре Октавиусу удалось стереть из головы личность Паркера. Когда Отто понимает, что не справился с ролью Человека-Паука, он возвращает разум Питера и стирает себя.
    • Октавиус считал Паркера личностью, сотканной из остатков воспоминаний, на деле же это была именно душа Паркера, так как умер он в чужом теле.
  • Дедпул. У него даже пузыри с текстом от лица разных голосов разноцветные.
    • Как оказалось одним из этих голосов был злодей-регенератор Сумасброд который слился с Дэдпулом воедино после неудачного восстановления обоих из пепла. После того как разделились - голоса пропали.

Аниме и манга[править]

  • Kino no Tabi — главная героиня разговаривает со своим мотоциклом (хотя есть намеки на то, что он может разговаривать и с другими персонажами).
  • One Piece — так и называется: Голос всех вещей. По сути, эта врожденная способность позволяет слышать в голове голоса таких существ, как Морские Короли и Зунеши. А некоторые могут «слышать» голоса вещей, скорее всего, лишь тех, что при создании наделены некой внутренней силой и желаниями сотворивших их людей, например Понеглифы и именные мечи — заключается в основном знанием того, где они находятся, если их не видно, и, в случае с Понеглифами, пониманием смысла написанного на них, не зная языка.
  • SukaSuka — Уиллем слышит в голове голос Альмерии, "Дочери", умершей более 500 лет назад. Нет, ему не чудится. А позже, в момент, когда сам Уиллем близок к смерти, он слышит голос погибшей Ктолли Ноты Сеньорис.

Видеоигры[править]

  • В игре «Lionheart» главный герой постоянно общается с духом, который когда-то служил его предку — Ричарду Львиное сердце. Тот отпускает едкие комментарии по поводу умственных способностей протагониста и иногда советует что-нибудь.
  • Dark Messiah of Might & Magic — в главного героя вселилась демонесса, и он это видел и знает.
  • «Ведьмак 3» — если помогать Кейрис ан Крайт, то предстоит избавить ярла Удальрика от сабжа в виде «воли богов». Разумеется, никакие это не боги, а злой дух — хим, вселяющийся в людей, сделавших что-то очень плохое (по слухам, ярл убил собственного брата).
    • Немного не так. Хим цепляется на чувство вины и начинает тщательно его расчесывать, подпитываясь страданиями, но и не давая носителю, как правило, дойти до суицида. Удальрик же считал себя виноватым в том, что как минимум не спас брата в шторм (а уже говорили, что сознательно и не пытался)
  • Hellblade: Senua’s Sacrifice — главная героиня слышит их постоянно. Будете слышать и вы, особенно если играть в наушниках. Один из голосов говорит также с вами и намекает, что вы тоже голос.
  • Игра «Фобос 1953». Тот самый голос из громкоговорителя. Впрочем, на фоне творящегося в игре сумасшествия, далеко не факт, что он главному герою не кажется.
  • Warcraft — легендарные мечи Ледяная Скорбь (Frostmourne) и Осквернённый Испепелитель (Corrupted Ashbringer) имеют побочный эффект в виде голосов в голове для владельца. Кинжал Ксал’Атат обладает тем же эффектом.
    • Древние боги — признанные мастера в насылание голосов в чужие головы.
  • Divinity 2 — в главного героя вселилась (пред)последняя Пламенная Рыцарь Талана, в результате чего он сам стал пламенным рыцарем и стал слышать её голос у себя в голове. В конце оказалось, что главного героя жестко обманули, и голос в голове принадлежал злодейке Игрейне
    • В дополнении главный герой избавился от одного голоса в голове и получил другой — теперь он слышит древнего саркастичного тёмного мага Берилина.
    • Divinity: Dragon Commander — Сибилла, сестра протагониста. В детстве отрезала себе язык, так как слышала голоса в голове и хотела, чтобы они заткнулись.
  • Prince of Persia: The Two Thrones — до самого конца игры личность Тёмного Принца проявляется как голос в голове протагониста.
  • Fallout 3: Point Lookout — антагонист, профессор Кэлверт, таким образом общается с дикарями, отдавая им приказы, и Одиноким Странником (после операции на мозге). Ничего мистического, просто довоенная технология.
  • Might and Magic: Heroes VI — Антон, протагонист кампании Альянса Света(людей) слышит голоса, которые то обвиняют во всех бедах безликих, то просят о помощи, как оказалось, он слышит голоса мёртвых ангелов.
  • Disco Elysium — главный герой часто разговаривает с внутренними голосами. Эти голоса — его мысли, чувства и ощущения, а подобные беседы хоть и могут показаться долгими, на самом деле занимают не так много времени. Хотя протагонист с развитым и диковатым воображением сможет наделить разумом свой галстук и болтать уже с ним. Нет, сам по себе галстук не разговаривает. Его слышит только детектив и только в собственной голове.
  • Star Wars: The Old Republic. С голосами в голове может познакомиться практически каждый, прогулявшись по Темному храму в имперской столице. В этом же храме можно встретить других несчастных, кого голоса смогли свести с ума — некоторые бедняги полностью лишились разума и стали вместилищем для беспокойных духов местных ситхов. А вот Инквизитору придется прочувствовать все прелести этого тропа. Заработав нового и влиятельного врага, бывший раб, взлетевший по карьерной лестнице, решает поднять собственный уровень крутизны и подселить в свое тело призраков известных адептов силы. К сожалению, не все идет по плану, так что голова инквизитора превращается в проходной двор, а сам Каллиг начинает слышать аж несколько голосов одновременно. Без возможности их как-либо заткнуть.
    • А вот голос в голове Сайфера имеет более приземленное происхождение. Голос Наблюдателя Х, который слышит агент — результат работы импланта, установленного тому в позвоночник.
    • Император Ситхов не раз проворачивал подобное. Чего только стоит ритуал, проведенный на Зиосте, который сначала свел с ума огромное количество людей таким способом (в том числе и многих сильных адептов силы), а позже опустошил всю планету.
  • Mass Effect: Andromeda — первопроходцы используют имплант, позволяющий работать в симбиозе с искусственным интеллектом. Слышать и взаимодействовать с СЭМом придется постоянно.
  • For Honor — шаманка викингов, судя по своему трейлеру, слышит весьма кровожадные голоса. Что характерно, она мелкая, с большими глазами и боевой раскраской на морде и в дополнение к топору машет пиктским ножиком.
  • Stellaris – в происхождении "Разогнанные" можно взять биологическую черту "улучшенные синапсы". Её описание гласит, что в теле существа понапихано много мозгов где надо и нет, и они не всегда соглашаются друг другом во мнениях.
    • Псионики могут заключить договор с Шепчущими в пустоте, и теперь голоса в голове - это обыденность. Ах да, оба этих варианта можно совместить.

Музыка[править]

  • Десятки песен про Voices in My Head.
  • Celldweller, «Kill the Sound» — «Two voices in my head, I want one of them dead».
  • Combichrist, «Blut Royale» — «Come hear the voices in my head, they say you wanna hurt me and they want you dead».
  • Бездна Анального Угнетения, "Шишки-Телепаты" — стёба ради, как и все песни этой группы.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

  • Люди могут разговаривать с воображаемыми собеседниками и быть при этом совершенно нормальными. Это называется «фантазия».
  • На самом деле пока голоса в голове именно голоса — это ещё не фатально; такие галлюцинации бывают при депрессии и переутомлении. Проблемы начинаются, если люди начинают всерьёз прислушиваться к собеседникам в голове, а те приказывают делать что-то вредное для себя или окружающих.
    • Также имеет разница, что это за голоса. Если они мужские/женские/детские/синтезированные — это т.н. истинные галлюцинации, скорее всего пациенту надо хорошенько выспаться. А если пациент с через пень-колоду пытается объяснить, что у голосов нет принадлежности, он «слышит их внутренним слухом», они невероятно громкие, и это скорее мысли, которые появляются прямо в голове, а злодеи насылают их с помощью колдовства или специальной машиной — это т.н. ложные галлюцинации и с ними надо к врачу как можно скорее, ибо симптом крайне тяжёлых психических заболеваний.
  • Практически любой человек сталкивается с такими при отходе ко сну непосредственно в тот момент, когда прекращается бодрствование и начинается первая фаза сна, но мозг ещё не отключился полностью. Это — абсолютно нормальное явление, не нуждающееся в медицинском вмешательстве, и уж точно не означающее, что испытывающий его индивид страдает психиатрическим расстройством. По сути, это те же сновидения, просто без картинки.
  • В то далёкое время, когда ещё работало радиовещание на длинных волнах, аудиотехника иногда случайно ловила обрывки этих передач. В наушниках это выглядело как потусторонний шёпот в голове, особенно в паузах между треками. Автор правки на полном серьёзе сперва подумал о галлюцинациях.
  1. Технически неверно, мерзость — не «слышать голоса». Во-первых, Мерзость — это любое деторождение после употребление Воды Жизни; во-вторых, такие дети имеют особенно высокие шансы «подчиниться голосам» — и вот это уже Мерзость во втором смысле. Лето II и Ганима тоже «мерзость», но только в первом смысле. Им хватило силы воли не стать копией своих отца и матери, хотя в одном из эпизодов третьей книги и было сильное искушение.