Преступность — это кошмар: различия между версиями
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} | {{q|Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.|Леонардо да Винчи}} | ||
Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения [[Благородный разбойник|чисты и непорочны]], как слеза младенца, или не тот, кого [[Империя зла|Тоталитарный Режим]] загнал в настолько тесные рамки, [[К чёрту закон, я делаю добро!|что остается только бунтовать]]. [[Злодеи-бандиты|Обычного преступника]], который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более? | Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения [[Благородный разбойник|чисты и непорочны]], как слеза младенца, или не тот, кого [[Империя зла|Тоталитарный Режим]] загнал в настолько тесные рамки, [[К чёрту закон, я делаю добро!|что остается только бунтовать]]. [[Злодеи-бандиты|Обычного преступника]], который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более? | ||
Строка 13: | Строка 12: | ||
Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка: | Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка: | ||
* [[Непоколебимая чистота| | * [[Непоколебимая чистота|Не все полицейские продажны]], а некоторые из них ещё и [[Крутой полицейский|чертовски круты]]; | ||
* кроме того, крутой парень с жетоном [[Полицейский-ковбой|не всегда будет действовать по закону]] (если, конечно, герой [[Полицейский под прикрытием|вообще успеет узнать, что у него есть жетон]]); | ** кроме того, крутой парень с жетоном [[Полицейский-ковбой|не всегда будет действовать по закону]] (если, конечно, герой [[Полицейский под прикрытием|вообще успеет узнать, что у него есть жетон]]); | ||
* | * Гражданские, которых герой обидел по работе, могут и выследить. [[Вигилант|Причём не затем, чтобы повести в суд]]; | ||
* | * И это не говоря уже о войнах банд, в ходе которых его жизнь и вовсе обесценится в нули; | ||
* | * Если герой не конченый подонок, ход вещей может поставить перед сложной [[Садистский выбор|моральной дилеммой]]; | ||
* [[Пожертвовать любимыми| | * [[Пожертвовать любимыми|Близкие]] [[Оттолкнуть, чтобы спасти|люди]] будут находиться под перманентной угрозой — а они ведь куда более уязвимы, чем сам герой; | ||
* | ** Если близкие — хорошие люди, то [[Твой близкий — злодей|правду]] от них придется [[Оно из грузовика выпало|скрывать]]. В противном случае дорожки разойдутся; | ||
* | ** А если близкие занимаются тем же, чем и ты, то никогда не знаешь, в какой момент [[друг или золото?|триста процентов прибыли окажутся им дороже тебя]]; | ||
* Ну и главное — обратной дороги не будет. Выйти из игры удастся, только [[Дорогой ценой|уплатив большую цену]]. | |||
Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом [[Война — это кошмар]] он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд. | Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом [[Война — это кошмар]] он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд. | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
* «Чёрная месса». | * «Чёрная месса». | ||
* «Потому что мы банда». | * «Потому что мы банда». | ||
* «Выбивая долги» — главный герой и его дружбан-отморозок собирают «дань» с криминала для своего босса… пока их бизнес не пытаются отжать совсем уж отбитые мексиканцы. Несмотря на условный хэппи-энд фильм хорошо показывает, что бандитизм это не круто. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 71: | Строка 72: | ||
** «Крот». | ** «Крот». | ||
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами. | ** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами. | ||
** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». Причём если в примерах выше, среди преступников можно найти персонажей даже вызывающих сочувствие, у Куликова преступные элементы (особенно профессиональные преступники) как правило конченные мрази. На фоне которых даже такие лютые волки в собачьей шкуре как подполковник | ** Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». Причём если в примерах выше, среди преступников можно найти персонажей даже вызывающих сочувствие, у Куликова преступные элементы (особенно профессиональные преступники) как правило конченные мрази. На фоне которых даже такие лютые волки в собачьей шкуре как подполковник Карпов — ангелы, пусть и смерти. | ||
* «Бригада». | * «Бригада». | ||
* «След». | * «След». | ||
Строка 77: | Строка 78: | ||
==== Зарубежные сериалы ==== | ==== Зарубежные сериалы ==== | ||
* [[Breaking Bad| | * «[[Breaking Bad|Во все тяжкие]]». | ||
* «Подпольная империя». | * «Подпольная империя». | ||
* «Барыги». | * «Барыги». | ||
* «C.S.I.: Место преступления». | * «C.S.I.: Место преступления». | ||
* «[[Сопрано]] | * «[[Сопрано]]» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, ''чуть лучше'' чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком - "кошмаром" это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь - и их это полностью устраивает. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === |
Версия 06:44, 10 мая 2024
« | Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. | » |
— Леонардо да Винчи |
Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения чисты и непорочны, как слеза младенца, или не тот, кого Тоталитарный Режим загнал в настолько тесные рамки, что остается только бунтовать. Обычного преступника, который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более?
Малиновый пиджак, цепь в палец толщиной и похожий на кирпич мобильник? Полосатый костюм, федора, усики и футляр из-под виолончели с Томмиганом? Свободная гавайская рубашка, джинсы и дорогая сигара?
Так или иначе в немалой доле произведений образ преступника излишне романтизирован. Всегда можно создать себе хорошую репутацию, войти в круги общества с уровнем общей эрудиции и знаний этикета и просто рубить денежки в обход закона. Государство все равно прогнило, правоохранители берут на лапу или сами меняют сторону Силы, а котлеты валюты помогут и слона запихнуть в холодильник, сложив пополам сотворить что угодно в рамках разумного.
Ну и что же… Герой доволен выбором, все радужно?
Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка:
- Не все полицейские продажны, а некоторые из них ещё и чертовски круты;
- кроме того, крутой парень с жетоном не всегда будет действовать по закону (если, конечно, герой вообще успеет узнать, что у него есть жетон);
- Гражданские, которых герой обидел по работе, могут и выследить. Причём не затем, чтобы повести в суд;
- И это не говоря уже о войнах банд, в ходе которых его жизнь и вовсе обесценится в нули;
- Если герой не конченый подонок, ход вещей может поставить перед сложной моральной дилеммой;
- Близкие люди будут находиться под перманентной угрозой — а они ведь куда более уязвимы, чем сам герой;
- Если близкие — хорошие люди, то правду от них придется скрывать. В противном случае дорожки разойдутся;
- А если близкие занимаются тем же, чем и ты, то никогда не знаешь, в какой момент триста процентов прибыли окажутся им дороже тебя;
- Ну и главное — обратной дороги не будет. Выйти из игры удастся, только уплатив большую цену.
Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом Война — это кошмар он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд.
Если персонаж еще и не скрывается, вслед за чем наступают последствия — это троп Зло — это отстой.
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. Наркотическая зависимость, беспорядочная половая жизнь, недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают оперативник уголовного розыска и офицер спецназа из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
- В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
- А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
- Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.
На других языках
- Марио Пьюзо, «Крестный отец» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно оттолкнул, чтобы спасти. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
- Стивен Кинг «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
- И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
- Роберт Вегнер «Сказания Меекханского пограничья» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.
Кино
Отечественные фильмы
- «Бумер».
- «Жить».
- «Восьмерка»
- «Скольжение»
- «Линия жизни».
Зарубежные фильмы
- Дилогия «Рейд».
- «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
- «Кровный отец».
- «Легенда».
- «Путь Карлито».
- «Однажды в Америке».
- «Американский гангстер».
- Трилогия «Пушер» Николаса Виндинга Рефна
- «Чёрная месса».
- «Потому что мы банда».
- «Выбивая долги» — главный герой и его дружбан-отморозок собирают «дань» с криминала для своего босса… пока их бизнес не пытаются отжать совсем уж отбитые мексиканцы. Несмотря на условный хэппи-энд фильм хорошо показывает, что бандитизм это не круто.
Телесериалы
Отечественные сериалы
- Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
- «Улицы разбитых фонарей».
- «Бандитский Петербург».
- «Крот».
- Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
- Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». Причём если в примерах выше, среди преступников можно найти персонажей даже вызывающих сочувствие, у Куликова преступные элементы (особенно профессиональные преступники) как правило конченные мрази. На фоне которых даже такие лютые волки в собачьей шкуре как подполковник Карпов — ангелы, пусть и смерти.
- «Бригада».
- «След».
- «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон.
Зарубежные сериалы
- «Во все тяжкие».
- «Подпольная империя».
- «Барыги».
- «C.S.I.: Место преступления».
- «Сопрано» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, чуть лучше чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком - "кошмаром" это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь - и их это полностью устраивает.
Комиксы
- «Город грехов».
Аниме и манга
- «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.
Видеоигры
- Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
- Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
- Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
- Sleeping Dogs — полицейский под прикрытием внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, идут на заклание.
- Made Man.
Музыка
- Disturbed — Criminal.
- Dope — Blood Money.