Зло ради самого зла: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|ForTheEvulz|For the Evulz}} {{q|Что до меня, брожу я по ночам,<br />Больных я убиваю возле стен<br />И отравляю иногда колодцы.|Кристофер Марло. «Мальтийский еврей»}} {{q|Убийцам не нужна причина убивать. Такова их сущность. Само ваше существование для них достаточное...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|ForTheEvulz|For the Evulz}}
{{TVTropes|ForTheEvulz|For the Evulz}}
{{Вкратце|Злодей совершает зло чисто ради удовольствия}}
{{q|Что до меня, брожу я по ночам,<br />Больных я убиваю возле стен<br />И отравляю иногда колодцы.|Кристофер Марло. «Мальтийский еврей»}}
{{q|Что до меня, брожу я по ночам,<br />Больных я убиваю возле стен<br />И отравляю иногда колодцы.|Кристофер Марло. «Мальтийский еврей»}}
{{q|Убийцам не нужна причина убивать. Такова их сущность. Само ваше существование для них достаточное оскорбление.|[[Малазанская книга павших]], книга «Охотники за костями»}}
{{q|Убийцам не нужна причина убивать. Такова их сущность. Само ваше существование для них достаточное оскорбление.|[[Малазанская книга павших]], книга «Охотники за костями»}}
Как вы думаете, зачем [[злодей|злодеи]] творят зло? Есть много вариантов. Одни любят получать прибыль путём грабежей или наёмничества. Другие исповедуют [[Красно-коричневая сволочь|какую-нибудь]] [[Буржуазно-коричневая сволочь|людоедскую]] [[Национал-каннибализм|идеологию]], согласно которой для всеобщего счастья надо кого-нибудь непричастного взять и перевешать. [[Злодей по должности|Третьи]] [[Я просто исполнял приказ|просто выполняют приказы]]. Но бывает и четвёртый вариант: '''зло ради самого зла'''.
Как вы думаете, зачем [[злодей|злодеи]] творят зло? Есть много вариантов. Одни любят получать прибыль путём грабежей или наёмничества. Другие исповедуют [[Красно-коричневая сволочь|какую-нибудь]] [[Храмовник|людоедскую]] [[Ряженые под Рейх|идеологию]], согласно которой для всеобщего счастья надо кого-нибудь непричастного взять и перевешать. Третьи [[Злодей по должности|просто]] [[Я просто исполнял приказ|выполняют приказы]]. Но бывает и четвёртый вариант: '''зло ради самого зла'''.


Проходишь мимо детского дома? Подожги его, он будет так прикольно гореть! Старушка переходит через дорогу? По фану дай ей пинка, чтобы полетела прямо под колёса! Если можешь делать ЗлоЪ, делай его, потому что [[Зло — это круто|ЗлоЪ — это круто]]! Такому персонажу не нужно никакой дополнительной мотивации, чтобы злодействовать: у него в карточке написано «[[Хаотичный злой|Chaotic Evil]]» (или «[[Тупой злой|Stupid Evil]]», в особо запущенных случаях), и этого вполне достаточно.
Проходишь мимо детского дома? Подожги его, он будет так прикольно гореть! Старушка переходит через дорогу? По фану дай ей пинка, чтобы полетела прямо под колёса! Если можешь делать ЗлоЪ, делай его, потому что ЗлоЪ — это круто! Такому персонажу не нужно никакой дополнительной мотивации, чтобы злодействовать: у него в карточке написано «[[Хаотичный злой|Chaotic Evil]]» (или «[[Тупой злой|Evil Stupid]]», в особо запущенных случаях), и этого вполне достаточно.


Можно разделить на три подтропа:
Можно разделить на четыре подтропа:
# Злодей банально убивает/грабит ради [[Зло — это приятно|развлечения или удовольствия]].
# Злодею чем-то неприятен вот этот вот конкретный субъект или группа, и конкретно им хочется навредить любой ценой. Прочие просто под руку попались.
# У злодея вызывают неприязнь на уровне «аж кушать не могу» вообще все, кто рискнёт попасться ему на глаза.
# У злодея вызывают неприязнь на уровне «аж кушать не могу» вообще все, кто рискнёт попасться ему на глаза.
# У злодея есть обоснованная философия, почему нужно увеличивать количество зла в мире.
# У злодея есть обоснованная философия, почему нужно увеличивать количество зла в мире.
# Зло нужно отнюдь не злодею, а автору — у которого без этого конфликт не раскручивается. Прописать злодею хотя бы простейшую мотивацию на уровне одного из вышеперечисленных подтропов он поленился.


Не комедийный персонаж, у которого данный троп — ''определяющая черта'', вероятнее всего превратится в [[Полное чудовище]], которому, в свою очередь, свойственна [[Именно то, что написано на упаковке|полная чудовищность]] — полное отсутствие оправданий для злодеяний и такое же отсутствие очеловечивающих качеств (например, [[Благонамеренный экстремист|благих намерений]] или [[Антизлодей|угрызений совести]]). Однако, следует помнить, что эти два тропа не эквивалентны — ПЧ определяется не бессмысленной жестокостью, а бесконечной гнусностью; им может стать и [[злодей-прагматик]], желающий заработать денег.
Важно! Под троп не попадают персонажи-садисты, которые наслаждаются чужими страданиями, а также всякого рода инфернальные хищники, которые питаются болью/ненавистью/прочими отрицательными эмоциями. Первые получают от процесса удовольствие, а вторые пользу. Соответственно, в понятие абсолютно бескорыстного злодейства они не укладываются.
 
Чаще всего под троп попадают [[Псих с топором|психи с топором]], [[Псих-наёмник|психи-наёмники]], [[садист]]ы, [[Серийный убийца|маньяки]], [[Ницшеанец-самоучка|ницшеанцы-самоучки]] и прочие [[Хаотично-злой|хаотично-злые]] персонажи.
 
Важно! Под троп не попадают всякого рода инфернальные хищники, которые питаются болью/ненавистью/прочими отрицательными эмоциями и которые получают от процесса пользу. Такие существа в понятие абсолютно бескорыстного злодейства не укладываются.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Де Сад любит этот троп. Его герои убивают, калечат, насилуют, ломают психику и делают прочие неприятные вещи с другими людьми? Только чтобы приумножать зло в этом мире. Даже те, кто получают финансовую выгоду, видят в них побочное приятное явление.
* Де Сад любит этот троп. Его герои убивают, калечат, насилуют, ломают психику и делают прочие неприятные вещи с другими людьми? Только чтобы приумножать зло в этом мире. То есть как раз садистами в традиционном смысле они не являются. Даже те, кто получают физиологическое удовольствие и/или финансовую выгоду, видят в них побочное приятное явление.
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «[[Руслан и Людмила]]» — поведение Наины. Зачем она гадит Руслану? Неужели только потому, что ему хочет помочь Финн, с которым у волшебницы [[Отвергнутая женщина — это страшно|непростые отношения]]?
** Откровенно десадовский подход ко злу наблюдается и у Свидригайлова в «[[Преступление и наказание|Преступлении и наказании]]».
* Чарльз Диккенс, «Лавка древностей» — Дэниел Квилп собственной персоной, пример из палаты мер и весов. Он садист по натуре и живёт по принципу: [[Что бы такого сделать плохого]]? В те редкие моменты, когда не творит большого зла, развлекается мелкими пакостями. Например, завидев издали в глухом переулке случайного прохожего, подкрадывается к нему сзади и испускает пронзительный вопль, нагоняя на беднягу «смертельный ужас». «Тут карлик окончательно приходил в хорошее, бодрое настроение, и на душе у него становилось удивительно легко». А ещё он любит проглатывать варёные яйца целиком, со скорлупой, сидеть на спинке стула и спать на столе, но эти чудачества окружающим людям кажутся не смешными, а страшными. В своём ли он уме? Человек ли он, или живое воплощение Дьявола? Этими вопросами задаются многие герои романа, да и его читатели.
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «[[Руслан и Людмила]]» — поведение Наины. Зачем она гадит Руслану? Неужели только потому, что ему хочет помочь Финн, с которым у волшебницы непростые отношения?
* «Встречи на „Красном смещении“» Джона Стица: Недди Палмертоу, главная антагонистка романа, даже создала культ, члены которого считают, что боли во вселенной определённое количество, и чем больше больше боли испытывают другие, тем меньше остаётся членам культа.
* «Встречи на „Красном смещении“» Джона Стица: Недди Палмертоу, главная антагонистка романа, даже создала культ, члены которого считают, что боли во вселенной определённое количество, и чем больше больше боли испытывают другие, тем меньше остаётся членам культа.
* Том Клэнси, Марк Грени, «Последняя инстанция» (Command Authoriry) — зачем было травить полонием-210 Сергея Головко? Обоснования, кроме «Головко катил бочку на siloviki и Пути… Володина» так и не было представлено.
** Зачем во время вторжения в Эстонию российская танковая рота долго и упорно ровняла с землёй городок Пыльва, намереваясь «стереть это место с лица земли», вообще не сказали и даже не намекнули. Ведь все предыдущие деревни российские танки только чуть-чуть обстреливали, после чего их начинали грабить идущие за армейскими частями ополченцы на пикапах.
** Уже только Грени, «Верховный главнокомандующий» — как вывести Володинские 40 миллиардов за рубеж, так чтобы никто не узнал? Перегнать в Биткоин. А что для этого нужно? Конечно, похитить основателя «Биткоина», захватить в заложники его жену и сына, и заставить его это сделать, явно давая при этом понять, что их всех всё равно убьют.
* Анджей Сапковский, «[[Сага о ведьмаке]]» — действия Нильфгаарда во время войны. Судя по тому, как персонажи относятся к увиденному, это намного превосходит «нормальный уровень средневекового зверства». Вот только в погоне за навозностью эпохи, [[На тебе!]] в события Второй Мировой и копании в польских исторических обидах Сапковский забыл обеспечить Нильфгаарду одно — мотивы. «Война всему…» — а во имя чего? Такое можно творить только на почве расовой либо религиозной ненависти, хотя расизма в Нильфгаарде нет, а культ Великого Солнца более мирный, чем Культ Вечного огня, да и просто религиозных мотивов за нильфгаардцами замечено не было. А в итоге получается, что жгут и режут просто по фану, переходя к мануфактурному производству за каким-то чёртом нуждаются в массовом захвате рабов, одновременно массы населения устремляются на север за новыми наделами, что говорит о том, что с землёй негусто и недостатка производственных сил нет.
* Анджей Сапковский, «[[Сага о ведьмаке]]» — действия Нильфгаарда во время войны. Судя по тому, как персонажи относятся к увиденному, это намного превосходит «нормальный уровень средневекового зверства». Вот только в погоне за навозностью эпохи, [[На тебе!]] в события Второй Мировой и копании в польских исторических обидах Сапковский забыл обеспечить Нильфгаарду одно — мотивы. «Война всему…» — а во имя чего? Такое можно творить только на почве расовой либо религиозной ненависти, хотя расизма в Нильфгаарде нет, а культ Великого Солнца более мирный, чем Культ Вечного огня, да и просто религиозных мотивов за нильфгаардцами замечено не было. А в итоге получается, что жгут и режут просто по фану, переходя к мануфактурному производству за каким-то чёртом нуждаются в массовом захвате рабов, одновременно массы населения устремляются на север за новыми наделами, что говорит о том, что с землёй негусто и недостатка производственных сил нет.
** Причины, обратившие вчерашний Союз Четырёх королевств из благородного союза, в едином порыве вставшего против Нильфгаардских захватчиков в первую войну (и, кстати, готовивших объединённую уже наступательную операцию по освобождению Цинтры), в сборище думающих только о себе и предающих направо и налево сволочей тоже лежат скорее в плоскости погони за аллюзиями на Вторую Мировую.
** Причины, обратившие вчерашний Союз Четырёх королевств из благородного союза, в едином порыве вставшего против Нильфгаардских захватчиков в первую войну (и, кстати, готовивших объединённую уже наступательную операцию по освобождению Цинтры), в сборище думающих только о себе и предающих направо и налево сволочей тоже лежат скорее в плоскости погони за аллюзиями на Вторую Мировую.
*** Причины подробно и достоверно представлены в книгах, от старых территориальных притязаний королей, до работы нильфгаардских агентов.
*** Причины подробно и достоверно представлены в книгах, от старых территориальных притязаний королей, до работы нильфгаардских агентов.
** Вообще-то обозначить мотивы зверств нильфгаардцев пан Сапек не забыл. Это Lebensraum, обогащение империи путем разграбления захваченных областей, создание буферной зоны «выжженной земли» и запугивание противника. Неоднократно дается в примерах распространённая в Нильфгаарде теория превосходства нильфов над нордлингами. К тому же не раз и не два демонстрируется готтентотская мораль персонажей, возмущающихся нильфгаардскими зверствами. М.б. за исключением Геральта, который эту готтентотскую мораль наблюдает — что и становится мотивом его стремления сохранять нейтральность.
** Вообще-то обозначить мотивы зверств нильфгаардцев пан Сапек не забыл. Это Lebensraum, обогащение империи путем разграбления захваченных областей, создание буферной зоны "выжженной земли" и запугивание противника. Неоднократно дается в примерах распространенная в Нильфгаарде теория превосходства нильфов над нордлингами. К тому же не раз и не два демонстрируется готтентотская мораль персонажей, возмущающихся нильфгаардскими зверствами. М.б. за исключением Геральта, который эту готтентотскую мораль наблюдает - что и становится мотивом его стремления сохранять нейтральность.
*** В том-то все и дело, что он соединяет мотивацию нацистской германии, крымского ханства и среднепотолочной средневековой империи в одной социально экономической формации.
 
**** Ну если разговор о формациях, то Нильфгаард уже вполне дорос до состояния, когда пора строить колониальную империю (старая аристократия по факту подчинена, нарождается буржуазия со своими интересами, местами даже мысли о народовластии появляются. Экономика требует новые рынки сбыта и новый приток ресурсов для дальнейшего роста, ибо внутрь уже проросла, как только можно). Америку с туземцами в этот мир пока не завезли, вот и приходиться на роль колоний применять соседний Север, который как раз удобно застрял на уровне развитого феодализма. А то, что аборигенам такие планы не очень нравятся и у них мир на глазах рушится... Как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют.
=== [[Кино]] ===
***** А кто будет рынком сбыта? Выжженные и вырезанные территории? Индейцев загубили не за рынки сбыта, а как раз за источники ресурсов.
****** Если принимать во внимание концовку Владычицы озера, то мануфактуры Нильфгаарда заполонили своими дешёвыми товарами рынки Севера (по крайней мере, как это описывается). Так что, в начале разрушаем ремесленное производство у потенциального противника, а недостаток товаров восполняем собственным производством. В целом, вполне укладывается в концепцию могучей метрополии и ее колоний. Не эстетично, но дёшево и практично. Другое дело, что рынок быстро насытится, надо будет искать другой... И тут либо откроют свой Китай, который на некоторое время решит проблему, либо погрузятся в псевдосредневековый вариант мировых войн. С блекджеком и колдуньями.
******* Во-первых, мануфактуры и так задавят ремесленное производство. Во-вторых, кто будет покупать продукцию Нильфгаардских мануфактур - разоренное и частично вырезанное население, у которого просто средств не будет, не говоря уже о всяких там патриотизмах и т.д.? Автору просто захотелось свалить в кучу все плохое, что он только смог выдумать о врагах Польши. Колонии в классическом виде это источники ресурсов, и только в самую последнюю очередь рынки сбыта, основной рынок сбыта - собственное население метрополии и соседи, у которых производство менее развито.
******** Дешевизна вполне компенсирует обеднение населения (не все же время оно будет бедным). А без поставок таких товаров (которые, напомню, по книгам таки заполонили Север - значит, было на что покупать) пойдет лесом вся уже налаженная экономика. Мануфактуры на Севере не развиты, а с таким мощным экономическим давлением ещё и навряд ли появятся ближайшие лет пятьдесят - Нильфгаард за счёт своего положения все же сможет какое-то время этот процесс контролировать. Что же касаемо патриотизмов и прочего - это в целом логичное завершение любой подобной империи. Аборигенам тоже хочется быть на месте империи, в самой империи тоже начнутся проблемы, появится местный Карло Маркосо, его идеи подхватит местный Владо Ульиан и пойдет полное веселье национализаций мануфактур на фоне очередной войны Нильфгаарда с кем-нибудь (возможно, что и с самим с собой). Плюс учитываем, что на войне нехило поднимутся производители доспехов, оружия, коней - и это само по себе увеличит их капиталы. Ну и если совсем строго исторически - формационный подход описывает уже имеющиеся формации и не обязательно эта пятичленка во всех ее проявления соблюдается (до сих пор не решён вопрос по азиатскому способу производства, к примеру. Плюс, ведутся между сторонниками этого подхода споры - считать ли феодализм отдельной формацией или продолжение докапиталистической-рабовладельческой (как считал, внезапно, сам Маркс)). Говоря проще - не обязательно формации принимают конкретно те формы, что нам известны. Нужно смотреть именно на то, какие формы они приняли - в данном случае, на события книг про Ведьмака. И тут выходит примерно то, что описано выше. Не состыкуется с реальным миром, но, с другой стороны, кто сказал, что обязательно должно?
*** Но только до второй войны: потом Геральт переживает совершенно ванильное «пока добро бездействует, зло бесчинствует» и тоже начинает считать Нильфгаард источником чистого зла. Империя резко [[ряженые под Рейх|наряжается под Рейх]] при полном отсутствии для того экономических предпосылок, а конфликт окончательно переходит в разряд «[[Королевства — хорошо, а империи — плохо]]». Потому что иначе непонятно, чем северный гадюшник лучше южного и почему отбиваться от прогрессивного, в общем-то, Нильфгаарда — такая святая обязанность каждого разумного существа, что даже битый и тёртый ведьмак присоединяется. «[[А я сказал — негодяй!]]» в чистом виде.
**** Резня в Цинтре же! Нет, дело даже не в том, что устроив оную, Нильфгаардцы подстегнули весь Север выступить в едином порыве, да так, что после войны засланца можно опознать по фразе "Битва за Цинтру" - любой северянин скажет "Резня в Цинтре". Просто - нафига? Потом еще и оказывается, что Нильфгаардский император желает сочетаться браком с Цири, чтобы узаконить свои притязания на Цинтру (не задолбается он так жениться на наследнице каждого завоеванного королевства?). И вот в конце - вотэтоповорот - император Нильфгаарда это Дани, он же Йож, он же отец Цири! Вопрос: что мешало мирно объявить о своих правах, предъявив кучу свидетелей и Цири, кинувшуюся с криком "Папка, родненький, где ж ты пропадал"? Какая задача при этом решается вырезанием и сжиганием Цинтры до основания, понять нереально.
***** Мешает хотя бы то, что официально для всего мира батя Цири помер вместе с матерью в шторме. Да, мало кто знает, что Дани и Эмгыр вар Эмрейс одно лицо, что поделать, суровое средневековье, интернета нет. И вот представьте себе - возвращается тут такой блудный отец, спустя десять лет, весь красивый на коне, в окружении своей нильфгаардской гвардии и такой "ну, доча, встречай папаню!". Да там Калантэ первая вопрос задаст - как ж так вышло, что все на корабле погибли, а ты выжил, да ещё и императором стал? Не будет же суровый император рассказывать про сделку с Вильгефорцем, а более-менее адекватной истории такого внезапного (и весьма неудобного для Калантэ) возвращения не придумать. Так что, устроить в Центре резню по всем канонам местного мира, а потом легитимировать себя во власти, как мужа местной королевы вполне толковый план, учитывая остальные планы Эмгыра на Цириллу. Остальные же короли... Ну, зачем сразу убивать? Это конкретно на Цириллу у Эмгыра были особые планы, ради чего всю резню и устроил, а эти то что? Блокировать в замках, пока сами вассальной присяги не попросят и дело с концом, главное военной мощью задавить. Или вообще с местной недовольной знатью договориться.
* «[[Понедельник начинается в субботу]]» — вампиры. Дело в том, что по правилам сеттинга прагматичный злодей не может обладать высокими магическими способностями. Маг-эгоист очень скоро перестанет быть магом. Поэтому истинно великим и могучим способен стать только чародей, всецело и бескорыстно преданный Идее. Вот только кто сказал, что эта Идея должна быть доброй?
* [[Сказки темного леса]]: часть философии Грибных Эльфов — зло следует творить бескорыстно. Хотя иногда они и собирают «продовольственные взносы».


=== [[Фанфик]]и ===
Очень, очень часто этим <s>страдают</s> наслаждаются злые рюсские из клюквенного пантеона американского кинематографа, особенно характерно это явление для старых фильмов 50-60-х годов. Почему русские грабят, убивают, насилуют? Потому что они чертовы коммуняки, очевидно же!
* [[MLP/Fallout: Equestria|Fallout: Equestria]] — основной мотив действий рейдеров.


=== [[Кино]] ===
* «Марс атакует!» — троп является основным мотивом действий марсиан.
Очень, очень часто этим <s>страдают</s> наслаждаются [[Эти злобные русские|злые рюсские]] из клюквенного пантеона американского кинематографа, особенно характерно это явление для старых фильмов 1950-60-х годов. Почему русские грабят, убивают, насилуют? Потому что они [[Красная угроза|чёртовы коммуняки]], очевидно же!
* «[[Морозко]]» — [[Баба-Яга]], к которой обратился за помощью Иван, пытается погубить его и Настеньку чисто из злодейской вредности.
* «Марс атакует!» — троп является основным мотивом действий [[Злобные пришельцы|марсиан]].
** Тут в некотором роде пародируется кино 1950-х. Тогда хватало фильмов «про тарелочки» (особенно [[Фильм категории Б|категории Б]]), относительно которых был актуален вопрос: что пришельцы забыли на Земле? И часто напрашивался вывод, что ради процесса.
** Тут в некотором роде пародируется кино 1950-х. Тогда хватало фильмов «про тарелочки» (особенно [[Фильм категории Б|категории Б]]), относительно которых был актуален вопрос: что пришельцы забыли на Земле? И часто напрашивался вывод, что ради процесса.
* «[[Kick-Ass 2|Пипец-2]]» — Крис Д’Амико, напялив костюм Мазафакера, отправляется злодействовать в своё удовольствие.
* «[[Kick-Ass 2|Пипец-2]]» — Крис Д’Амико, напялив костюм Мазафакера, отправляется злодействовать в своё удовольствие.
* «Бессердечный» — Папа Би (аватара [[дьявол]]а) устраивает в [[Великий Смог|Лондон]]е хаос именно с такой мотивацией.
* «Бессердечный» — Папа Би (аватара дьявола) устраивает в Лондоне хаос именно с такой мотивацией.
* «[[Тёмный рыцарь]]» — Джокер является эталонным примером. Его не интересуют ни власть, ни богатства. Он живёт совсем без правил и обожает показывать бессмысленность жизни с правилами. Он получает огромное наслаждение, нарушая любые социальные и моральные нормы просто так. И каждый раз, когда он совершает очередное преступление, он пытается убедить людей оставить все стандарты и наслаждаться хаосом.
** Под троп, возможно, также подходит бирманский бандит из рассказа Альфреда, который, по мнению дворецкого, воровал камни ради развлечения.
* «Исполнитель желаний» (да в общем-то, и большинство примеров архетипа [[Злой джинн|злого джинна]], но этот самый показательный). Тем, собственно, злой джинн и отличается от [[Джинн-буквалист|джинна-буквалиста]], что старается причинить максимум зла, даже когда дать человеку то, чего он хотел, было бы очевидно проще.
* «Исполнитель желаний» (да в общем-то, и большинство примеров архетипа [[Злой джинн|злого джинна]], но этот самый показательный). Тем, собственно, злой джинн и отличается от [[Джинн-буквалист|джинна-буквалиста]], что старается причинить максимум зла, даже когда дать человеку то, чего он хотел, было бы очевидно проще.
* «Красный рассвет» 1984 — именно этим принципом руководствуются советские орки. Высадили десант в тылу врага — конечно же, нужно стрелять из пулемётов по школьникам!
* «Красный рассвет» 1984 — именно этим принципом руководствуются советские орки. Высадили десант в тылу врага — конечно же, нужно стрелять из пулемётов по школьникам!
* Франшиза «[[Halloween|Хэллоуин]]» — Майкл Майерс, безмолвный убийца без личности и мотива. По замыслу Карпентера, чистое зло, которое нельзя понять и которому невозможно сочувствовать.
* «Морозко» — Баба Яга, к которой обратился за помощью Иван, пытается погубить его и Настеньку чисто из злодейской вредности.
* «Меркурий в опасности» — АНБ создает супер-шифр и в качестве проверки «на дурака» помещает шифрограмму в раздел головоломок в газету. Головоломку решает мальчик-аутист, после чего АНБ пытается ликвидировать его, убив предварительно родителей. Во-первых, родителей-то за что? Чтобы второго такого же не родили? Во-вторых, а как бы «вражеские разведки» узнали бы об этом мальчике? Если бы в ответ ему оператор сказал «молодец, вот тебе приз — годовая подписка на журнал „Мурзилка“», этим бы всё и закончилось. А так вопрос, зачем это отдел АНБ, занимающийся шифрами, охотится за ребёнком-аутистом? Что они могут уметь? При синдроме саванта решать математические задачки быстрее компьютера? Совпадение? Не думаю! Ну и в-главных: чего вы в этого мальчика-то вцепились? Шифр показал уязвимость, где гарантия, что его не крякнет другой савант?
** Один человек пошутил, что АНБшникам просто кровь в башку стукнула — типа они там над этим шифром ночей не спали, тонну бабла угрохали, а какой-то пацан-аутист их всех поимел просто мимоходом.
*** Учитывая, что за ликвидацией стоит не всё АНБ, а конкретно явный карьерист Николас Кадроу (который этот шифр расхваливал начальству на все лады и которому за шифр до этого светило повышение), так, скорее всего, и есть.
* «Охота на Золушку» — ситуация, почти аналогичная предыдущей. В руки главной героини попадает запароленная дискета с компроматом. За ней приходит замаскированный под милиционера бандит. Он спрашивает о дискете, девушка честно отвечает, рассказывает про пароль, отдаёт дискету… Если бы он, не выходя из образа милиционера, поблагодарил её, взял под козырёк, развернулся и ушёл, фильм бы закончился. Но… надо же зачистить концы!
* Франшиза «Хэллоуин» — Майкл Майерс, безмолвный убийца без личности и мотива. По замыслу Карпентера, чистое зло, которое нельзя понять и которому невозможно сочувствовать.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериал]]ы ===
* «Декстер» и «Ганнибал» — полностью об этом. Заглавные и эпизодические персонажи, в ассортименте. Но всё же делают зло самоцелью. Возможно, [[с прикрученным фитильком]] в случае Декстера, поскольку герой пытается пойти на компромисс и сделать необходимое ему [[Сделать добро из зла|зло не таким злым]].
* «Ментовские войны», одна из арок: девочка из многодетной семьи, учащаяся в художественной школе, нарисовала Кандинского так, что не отличишь от настоящего, чем определённые люди решили воспользоваться, чтобы стырить картину, подменив на подделку. В процессе заметания следов были убиты: девочка со всей семьёй, директор художественной школы, всё отделение милиции, выезжавшее на непонятное мелкое хулиганство в музее — собственно подмену, и ещё куча народу. В конце арки Шилов прямо спрашивает главного злодея, зачем все эти явно лишние трупы, получая в ответ муть в духе «я злой, я такой злой, что никого ни в грош ни ставлю, всех убью, один останусь».
** Почти за каждым убийством, совершенным Ганнибалом, стоит какая-то цель: то Грэма повоспитывать в очередной раз, то избавиться от кого-нибудь чрезмерно назойливого или просто глупого. Так что абсолютно беспричинным немотивированным злом его вряд ли можно назвать.
** Если в серии каким-либо образом фигурируют наркотики, будьте уверены, что во всём виноваты будут замешанные в наркоторговле «гестаповцы из наркоконтроля» с просаженными веществами мозгами, которые будут творить полный бред во вред всем и себе в том числе.
* «[[Fargo|Фарго]]» — [[главгад]] первого сезона, [[Наёмный убийца|киллер]] Лорн Малво, в качестве хобби, [[Совратитель|любит соблазнять на преступления и убийства]] забитых жизнью неудачников, вроде Лестера Найгаарда. И проводит вечера, слушая аудиозаписи с их признаниями. Судя по некоторым фразам, серьезно считает себя воплощением зла.
« [[Отец Браун]]» - Мадам Чания. Она получала удовольствие от убийства людей и делала это ради развлечения, приравнивая к охоте на животных. В итоге [[Кармическая справедливость|пала жертвой собственных ловушек]].


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Кот Леопольд]]» — мыши достают Леопольда чисто из желания напакостить.
* «[[Кот Леопольд]]» — мыши достают Леопольда чисто из желания напакостить.
* «Чертёнок номер 13»: сабж — основа школьной программы у представителей адских сил. Протагонист не соглашается…
* «Чертёнок номер 13»: сабж — основа школьной программы у представителей адских сил. Протагонист не соглашается…
** Впрочем, прагматичного эгоизма там тоже хватает. Дома должен сидеть старый чёрт, а не шляться чёрт знает где!
* «Голубой щенок» — пират. «[[Что бы такого сделать плохого]]?! Эх, как я зол! Ух, как я зол!»
* «Голубой щенок» — пират. «[[Что бы такого сделать плохого]]?! Эх, как я зол! Ух, как я зол!»
* «[[Мегамозг]]» — Для [[антизлодей|антизлодея]] Мегамозга борьба с супергероем Мачоменом и похищения журналистки Роксаны уже давно стали привычкой. Есть же герой, [[злодей по должности|должен быть и злодей]]. После исчезновения заклятого врага Мегамозгу быстро становится скучно.
* «[[Мегамозг]]» — Для суперзлодея Мегамозга борьба с супергероем Мачоменом и похищения журналистки Роксаны уже давно стали привычкой. Есть же герой, должен быть и злодей. После исчезновения заклятого врага Мегамозгу быстро становится скучно.
* «[[Кошмар перед Рождеством]]» — для обитателей города Хэллоуин запугивания других — нормальный образ жизни. Впрочем, из них по-настоящему злой разве что Бугимен.  
* Также во вселенной «Гадкого я» злодейство стало чем-то вроде профессии. У злодеев даже есть свой банк и свои конвенты.
* «[[Кошмар перед Рождеством]]» — для обитателей города Хэллоуин запугивания других — нормальный образ жизни.
* «Игорь»: в стране Малярии изобретения злых гениев — настоящий бизнес.
* «Игорь»: в стране Малярии изобретения злых гениев — настоящий бизнес.
* «[[Inspector Gadget|Инспектор Гаджет спасает Рождество]]» — Доктор Кло пытается испортить [[Рождество]] и разрушить репутацию Санты Клауса. Зачем-то.
* Доктор Коготь в мультфильме «Инспектор Гаджет спасает Рождество» пытается испортить Рождество и разрушить репутацию Санты Клауса. Зачем-то.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[MLP/Discord|Дискорд]] в «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Моих маленьких пони]]» сеет хаос развлечения ради.
* [[MLP/Discord|Дискорд]] в «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Моих маленьких пони]]» сеет хаос развлечения ради.
** Даймонд Тиара и Сильвер Спун, задирающие Метконосцев без особых на то причин.
** Даймонд Тиара и Сильвер Спун, задирающие Метконосцев без особых на то причин.
*** Кхм, а как же то, что у них вообще нет кьютимарок? (А Скута вообще даже летать не умеет.)
* «[[Самурай Джек]]» — Аку. Как-никак, он — само воплощение зла.
* «[[Самурай Джек]]» — Аку. Как-никак, он — [[Полное чудовище|само воплощение зла]].
* «Jimmy Cool» — Люциус, правитель Мизервилля, недвусмысленно напоминающего [[Ад]]. Его жизненная цель — сделать существование своих поданных как можно более омерзительным (ну что ожидать от Сатаны, даже если он карлик?). Также Элоиза, помощница Люциуса, отличающаяся большей, по сравнению с боссом, компетентностью.
* «Jimmy Cool» — Люциус, правитель Мизервилля, недвусмысленно напоминающего [[Ад]]. Его жизненная цель — сделать существование своих поданных как можно более омерзительным (ну что ожидать от Сатаны, даже если он карлик?). Также Элоиза, помощница Люциуса, отличающаяся большей, по сравнению с боссом, компетентностью.
* «Волшебные родители» — Анти-феи. Приносят людям неудачу. Их любимый день — Пятница, 13-е.
* «Волшебные родители» — Анти-феи. Приносят людям неудачу. Их любимый день — Пятница, 13-е.
** Викки, злая нянька Тимми Тёрнера, частенько над ним издевающаяся.
** Викки, злая нянька Тимми Тёрнера, частенько над ним издевающаяся.
* «[[Wander Over Yonder|С приветом по планетам]]» — Лорд Доминатор уничтожает планеты чисто ради развлечения.
* «[[Wander Over Yonder|С приветом по планетам]]» — тролль из одноимённой серии. Не кормите троллей!
** Тролль вообще-то грабить пришёл. Выводить из себя для него просто способ вырасти и достичь своей цели. А вот мисс экстерминатус уже более похожа на этот троп.
* Спародировано в «[[Смешарики|Смешариках]]» в серии «Добро, зло и девочки». Пытаясь покорить Нюшу, Бараш делает добрые дела — ничего хорошего не получается. Тогда он приходит к выводу, что [[добро — это паршиво]], после чего решает стать злодеем, надеясь, что творимое им бескорыстное зло будет гораздо лучше (обаятельнее — по его же словам) неумелого добра.
* Спародировано в «[[Смешарики|Смешариках]]» в серии «Добро, зло и девочки». Пытаясь покорить Нюшу, Бараш делает добрые дела — ничего хорошего не получается. Тогда он приходит к выводу, что [[добро — это паршиво]], после чего решает стать злодеем, надеясь, что творимое им бескорыстное зло будет гораздо лучше (обаятельнее — по его же словам) неумелого добра.
* «Тедди Ракспин» — Лига Монстров и Негодяев. Начисляет членам баллы за злодейства.
* «Тедди Ракспин» — Лига МОнстров и Негодяев. Начисляет членам баллы за злодейства.
* «[[Аладдин]]» — Мираж только тем и занимается, что творит зло ради зла и пытается победить Аладдина и Ко, чтобы никто не мешал ей творить зло. [[Субверсия]] с Хаосом, который творит дичь чисто по фану. И с Мозенратом, который жаждет власти над миром, но, на свою беду, зациклился на убийстве Аладдина.
* «Супер Зак» — [[Культурный мерзавец|Доктор]] [[Безумный взрослый ребёнок|Лео]]. Испытывает свои изобретения, чтобы вредить жителям городка и получать от этого удовольствие. Неизвестно почему этот лис стал таким плохим, но ясно, что он творит зло ради веселья. В серии «Доктор Лео больше не плохой» пробовал исправится, но из-за несчастных случаев на празднике [[Добро — это отстой|не выдержал и взялся за старое]].


=== [[Комикс]]ы ===
=== [[Комикс]]ы ===
* [[Вселенная DC]] — этим руководствуются [[Джокер]] (клоун с весьма чёрным юмором) и многие другие.
* [[Вселенная DC]] — этим руководствуются [[Джокер]] (клоун с весьма чёрным юмором) и многие другие.
* [[Вселенная Marvel]] — этим же принципом руководствуется Карнаж, декларируя философию, строящуюся на извращённой смеси [[анархист|анархизма]] и [[социальный дарвинизм|социального дарвинизма]].
* [[Вселенная Marvel]] этим же принципом руководствуется Карнаж, декларируя философию, строящуюся на извращённой смеси [[анархист|анархизма]] и [[социальный дарвинизм|социального дарвинизма]].
* «[[Crossed]]»: именно этим, и ничем иным занимаются пресловутые «Крестоносцы». Зачем им максимально извращённо насиловать, пытать, убивать ещё живых, а нередко и мёртвых людей, не заботясь более ни о чём, в том числе о гигиене, питании и самосохранении? Потому что им это нравится!
* «[[Crossed]]»: именно этим, и ничем иным занимаются пресловутые «Крестоносцы». Зачем им максимально извращённо насиловать, пытать, убивать ещё живых, а нередко и мёртвых людей, не заботясь более ни о чём, в том числе о гигиене, питании и самосохранении? Потому что им это нравится!
* «Жар Меркурия»: двое «учёных» искусственно воссоздали «Крестоносцев» из примера выше. Из-за садистских наклонностей.
* «Жар Меркурия»: двое «учёных» искусственно воссоздали «Крестоносцев» из примера выше. Из-за садистских наклонностей.
* «13 карт» — Вару издевается над Зонтиком просто потому что ему это нравится, да и над другими злостно подшутить не против. А в «Землях королей» так вообще строит тоталитарное государство для удовлетворения собственного самолюбия.
* [[Wanted]] — мистер Риктус лично говорит, что для него деньги и власть — лишь приятный бонус, а злодейство ценно само по себе.


=== [[Аниме]], [[манга]] и [[ранобэ]] ===
=== [[Видеоигра|Видеоигры]] ===
* [[Hataraku Saibou]] — именно такая мотивация у Псевдомонады: эта бактерия мучает и убивает клетки организма не ради своего выживания, а просто потому, что ему это нравится делать.
* The Rise of a King — лорду Фелкону совсем необязательно было сжигать ''всё'' королевство (в крайнем случае мог ограничиться Стормгардом), убивать принцессу Леану и короля. Вся страна и так была у него в руках.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 105: Строка 88:
Перед собою хочу видеть пустоту,
Перед собою хочу видеть пустоту,
В ней я построю мой замок — мою мечту.|…свой modus operandi}}
В ней я построю мой замок — мою мечту.|…свой modus operandi}}
** А это разве не злодейская версия фразы: «Мы старый мир сотрем до основания, а на его обломках уже построим демократию/коммунизм/мир под началом высшей расы/империю имени себя»?
** Забавно, что при этом она претендует на «холодный расчет», который в ее мотивах не рассмотришь даже под микроскопом.
** Забавно, что при этом она претендует на «холодный расчет», который в ее мотивах не рассмотришь даже под микроскопом.
** Вообще в следующем куплете она говорит, что хотела отомстить за позорный плен, но кто, где и когда ее пленял — совершенно непонятно, этого нет ни в тексте, ни в либретто. Возможно, просто обоснуй подбирает, чтобы не казаться сабжем.
** Обстебано в пародийной метал-опере «Эльфийская Ногопись 2: Лопата Силы»:
{{q|pre=1|
У меня нет цели, кстати, я не тупая,
Просто у меня нет никакой цели, я хочу лишь все вокруг уничтожать!
У меня нет цели, я не наслаждаюсь, убивая,
Просто я хочу весь мир уничтожить, а потом над этим поржать!.| демонесса [[Не повезло с ФИО|Адалалилида]]}}
** При желании, мечту о замке можно считать позитивной программой Минатрикс, так что [[с прикрученным фитильком]].


{{Nav/Villains}}
=== [[Фанфик]]и ===
* [[MLP/Fallout: Equestria|Fallout: Equestria]] — основной мотив действий рейдеров.
 
{{Nav/Goodevil}}

Версия 02:20, 27 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья For the Evulz. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Что до меня, брожу я по ночам,
Больных я убиваю возле стен
И отравляю иногда колодцы.
»
— Кристофер Марло. «Мальтийский еврей»
« Убийцам не нужна причина убивать. Такова их сущность. Само ваше существование для них достаточное оскорбление. »
— Малазанская книга павших, книга «Охотники за костями»

Как вы думаете, зачем злодеи творят зло? Есть много вариантов. Одни любят получать прибыль путём грабежей или наёмничества. Другие исповедуют какую-нибудь людоедскую идеологию, согласно которой для всеобщего счастья надо кого-нибудь непричастного взять и перевешать. Третьи просто выполняют приказы. Но бывает и четвёртый вариант: зло ради самого зла.

Проходишь мимо детского дома? Подожги его, он будет так прикольно гореть! Старушка переходит через дорогу? По фану дай ей пинка, чтобы полетела прямо под колёса! Если можешь делать ЗлоЪ, делай его, потому что ЗлоЪ — это круто! Такому персонажу не нужно никакой дополнительной мотивации, чтобы злодействовать: у него в карточке написано «Chaotic Evil» (или «Evil Stupid», в особо запущенных случаях), и этого вполне достаточно.

Можно разделить на четыре подтропа:

  1. Злодею чем-то неприятен вот этот вот конкретный субъект или группа, и конкретно им хочется навредить любой ценой. Прочие просто под руку попались.
  2. У злодея вызывают неприязнь на уровне «аж кушать не могу» вообще все, кто рискнёт попасться ему на глаза.
  3. У злодея есть обоснованная философия, почему нужно увеличивать количество зла в мире.
  4. Зло нужно отнюдь не злодею, а автору — у которого без этого конфликт не раскручивается. Прописать злодею хотя бы простейшую мотивацию на уровне одного из вышеперечисленных подтропов он поленился.

Важно! Под троп не попадают персонажи-садисты, которые наслаждаются чужими страданиями, а также всякого рода инфернальные хищники, которые питаются болью/ненавистью/прочими отрицательными эмоциями. Первые получают от процесса удовольствие, а вторые пользу. Соответственно, в понятие абсолютно бескорыстного злодейства они не укладываются.

Примеры

Литература

  • Де Сад любит этот троп. Его герои убивают, калечат, насилуют, ломают психику и делают прочие неприятные вещи с другими людьми? Только чтобы приумножать зло в этом мире. То есть как раз садистами в традиционном смысле они не являются. Даже те, кто получают физиологическое удовольствие и/или финансовую выгоду, видят в них побочное приятное явление.
  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — поведение Наины. Зачем она гадит Руслану? Неужели только потому, что ему хочет помочь Финн, с которым у волшебницы непростые отношения?
  • «Встречи на „Красном смещении“» Джона Стица: Недди Палмертоу, главная антагонистка романа, даже создала культ, члены которого считают, что боли во вселенной определённое количество, и чем больше больше боли испытывают другие, тем меньше остаётся членам культа.
  • Том Клэнси, Марк Грени, «Последняя инстанция» (Command Authoriry) — зачем было травить полонием-210 Сергея Головко? Обоснования, кроме «Головко катил бочку на siloviki и Пути… Володина» так и не было представлено.
    • Зачем во время вторжения в Эстонию российская танковая рота долго и упорно ровняла с землёй городок Пыльва, намереваясь «стереть это место с лица земли», вообще не сказали и даже не намекнули. Ведь все предыдущие деревни российские танки только чуть-чуть обстреливали, после чего их начинали грабить идущие за армейскими частями ополченцы на пикапах.
    • Уже только Грени, «Верховный главнокомандующий» — как вывести Володинские 40 миллиардов за рубеж, так чтобы никто не узнал? Перегнать в Биткоин. А что для этого нужно? Конечно, похитить основателя «Биткоина», захватить в заложники его жену и сына, и заставить его это сделать, явно давая при этом понять, что их всех всё равно убьют.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — действия Нильфгаарда во время войны. Судя по тому, как персонажи относятся к увиденному, это намного превосходит «нормальный уровень средневекового зверства». Вот только в погоне за навозностью эпохи, На тебе! в события Второй Мировой и копании в польских исторических обидах Сапковский забыл обеспечить Нильфгаарду одно — мотивы. «Война всему…» — а во имя чего? Такое можно творить только на почве расовой либо религиозной ненависти, хотя расизма в Нильфгаарде нет, а культ Великого Солнца более мирный, чем Культ Вечного огня, да и просто религиозных мотивов за нильфгаардцами замечено не было. А в итоге получается, что жгут и режут просто по фану, переходя к мануфактурному производству за каким-то чёртом нуждаются в массовом захвате рабов, одновременно массы населения устремляются на север за новыми наделами, что говорит о том, что с землёй негусто и недостатка производственных сил нет.
    • Причины, обратившие вчерашний Союз Четырёх королевств из благородного союза, в едином порыве вставшего против Нильфгаардских захватчиков в первую войну (и, кстати, готовивших объединённую уже наступательную операцию по освобождению Цинтры), в сборище думающих только о себе и предающих направо и налево сволочей тоже лежат скорее в плоскости погони за аллюзиями на Вторую Мировую.
      • Причины подробно и достоверно представлены в книгах, от старых территориальных притязаний королей, до работы нильфгаардских агентов.
    • Вообще-то обозначить мотивы зверств нильфгаардцев пан Сапек не забыл. Это Lebensraum, обогащение империи путем разграбления захваченных областей, создание буферной зоны "выжженной земли" и запугивание противника. Неоднократно дается в примерах распространенная в Нильфгаарде теория превосходства нильфов над нордлингами. К тому же не раз и не два демонстрируется готтентотская мораль персонажей, возмущающихся нильфгаардскими зверствами. М.б. за исключением Геральта, который эту готтентотскую мораль наблюдает - что и становится мотивом его стремления сохранять нейтральность.

Кино

Очень, очень часто этим страдают наслаждаются злые рюсские из клюквенного пантеона американского кинематографа, особенно характерно это явление для старых фильмов 50-60-х годов. Почему русские грабят, убивают, насилуют? Потому что они чертовы коммуняки, очевидно же!

  • «Марс атакует!» — троп является основным мотивом действий марсиан.
    • Тут в некотором роде пародируется кино 1950-х. Тогда хватало фильмов «про тарелочки» (особенно категории Б), относительно которых был актуален вопрос: что пришельцы забыли на Земле? И часто напрашивался вывод, что ради процесса.
  • «Пипец-2» — Крис Д’Амико, напялив костюм Мазафакера, отправляется злодействовать в своё удовольствие.
  • «Бессердечный» — Папа Би (аватара дьявола) устраивает в Лондоне хаос именно с такой мотивацией.
  • «Исполнитель желаний» (да в общем-то, и большинство примеров архетипа злого джинна, но этот самый показательный). Тем, собственно, злой джинн и отличается от джинна-буквалиста, что старается причинить максимум зла, даже когда дать человеку то, чего он хотел, было бы очевидно проще.
  • «Красный рассвет» 1984 — именно этим принципом руководствуются советские орки. Высадили десант в тылу врага — конечно же, нужно стрелять из пулемётов по школьникам!
  • «Морозко» — Баба Яга, к которой обратился за помощью Иван, пытается погубить его и Настеньку чисто из злодейской вредности.
  • «Меркурий в опасности» — АНБ создает супер-шифр и в качестве проверки «на дурака» помещает шифрограмму в раздел головоломок в газету. Головоломку решает мальчик-аутист, после чего АНБ пытается ликвидировать его, убив предварительно родителей. Во-первых, родителей-то за что? Чтобы второго такого же не родили? Во-вторых, а как бы «вражеские разведки» узнали бы об этом мальчике? Если бы в ответ ему оператор сказал «молодец, вот тебе приз — годовая подписка на журнал „Мурзилка“», этим бы всё и закончилось. А так вопрос, зачем это отдел АНБ, занимающийся шифрами, охотится за ребёнком-аутистом? Что они могут уметь? При синдроме саванта решать математические задачки быстрее компьютера? Совпадение? Не думаю! Ну и в-главных: чего вы в этого мальчика-то вцепились? Шифр показал уязвимость, где гарантия, что его не крякнет другой савант?
    • Один человек пошутил, что АНБшникам просто кровь в башку стукнула — типа они там над этим шифром ночей не спали, тонну бабла угрохали, а какой-то пацан-аутист их всех поимел просто мимоходом.
      • Учитывая, что за ликвидацией стоит не всё АНБ, а конкретно явный карьерист Николас Кадроу (который этот шифр расхваливал начальству на все лады и которому за шифр до этого светило повышение), так, скорее всего, и есть.
  • «Охота на Золушку» — ситуация, почти аналогичная предыдущей. В руки главной героини попадает запароленная дискета с компроматом. За ней приходит замаскированный под милиционера бандит. Он спрашивает о дискете, девушка честно отвечает, рассказывает про пароль, отдаёт дискету… Если бы он, не выходя из образа милиционера, поблагодарил её, взял под козырёк, развернулся и ушёл, фильм бы закончился. Но… надо же зачистить концы!
  • Франшиза «Хэллоуин» — Майкл Майерс, безмолвный убийца без личности и мотива. По замыслу Карпентера, чистое зло, которое нельзя понять и которому невозможно сочувствовать.

Телесериалы

  • «Ментовские войны», одна из арок: девочка из многодетной семьи, учащаяся в художественной школе, нарисовала Кандинского так, что не отличишь от настоящего, чем определённые люди решили воспользоваться, чтобы стырить картину, подменив на подделку. В процессе заметания следов были убиты: девочка со всей семьёй, директор художественной школы, всё отделение милиции, выезжавшее на непонятное мелкое хулиганство в музее — собственно подмену, и ещё куча народу. В конце арки Шилов прямо спрашивает главного злодея, зачем все эти явно лишние трупы, получая в ответ муть в духе «я злой, я такой злой, что никого ни в грош ни ставлю, всех убью, один останусь».
    • Если в серии каким-либо образом фигурируют наркотики, будьте уверены, что во всём виноваты будут замешанные в наркоторговле «гестаповцы из наркоконтроля» с просаженными веществами мозгами, которые будут творить полный бред во вред всем и себе в том числе.

Мультфильмы

  • «Кот Леопольд» — мыши достают Леопольда чисто из желания напакостить.
  • «Чертёнок номер 13»: сабж — основа школьной программы у представителей адских сил. Протагонист не соглашается…
  • «Голубой щенок» — пират. «Что бы такого сделать плохого?! Эх, как я зол! Ух, как я зол!»
  • «Мегамозг» — Для суперзлодея Мегамозга борьба с супергероем Мачоменом и похищения журналистки Роксаны уже давно стали привычкой. Есть же герой, должен быть и злодей. После исчезновения заклятого врага Мегамозгу быстро становится скучно.
  • Также во вселенной «Гадкого я» злодейство стало чем-то вроде профессии. У злодеев даже есть свой банк и свои конвенты.
  • «Кошмар перед Рождеством» — для обитателей города Хэллоуин запугивания других — нормальный образ жизни.
  • «Игорь»: в стране Малярии изобретения злых гениев — настоящий бизнес.
  • Доктор Коготь в мультфильме «Инспектор Гаджет спасает Рождество» пытается испортить Рождество и разрушить репутацию Санты Клауса. Зачем-то.

Мультсериалы

  • Дискорд в «Моих маленьких пони» сеет хаос развлечения ради.
    • Даймонд Тиара и Сильвер Спун, задирающие Метконосцев без особых на то причин.
  • «Самурай Джек» — Аку. Как-никак, он — само воплощение зла.
  • «Jimmy Cool» — Люциус, правитель Мизервилля, недвусмысленно напоминающего Ад. Его жизненная цель — сделать существование своих поданных как можно более омерзительным (ну что ожидать от Сатаны, даже если он карлик?). Также Элоиза, помощница Люциуса, отличающаяся большей, по сравнению с боссом, компетентностью.
  • «Волшебные родители» — Анти-феи. Приносят людям неудачу. Их любимый день — Пятница, 13-е.
    • Викки, злая нянька Тимми Тёрнера, частенько над ним издевающаяся.
  • «С приветом по планетам» — тролль из одноимённой серии. Не кормите троллей!
    • Тролль вообще-то грабить пришёл. Выводить из себя для него просто способ вырасти и достичь своей цели. А вот мисс экстерминатус уже более похожа на этот троп.
  • Спародировано в «Смешариках» в серии «Добро, зло и девочки». Пытаясь покорить Нюшу, Бараш делает добрые дела — ничего хорошего не получается. Тогда он приходит к выводу, что добро — это паршиво, после чего решает стать злодеем, надеясь, что творимое им бескорыстное зло будет гораздо лучше (обаятельнее — по его же словам) неумелого добра.
  • «Тедди Ракспин» — Лига МОнстров и Негодяев. Начисляет членам баллы за злодейства.

Комиксы

  • Вселенная DC — этим руководствуются Джокер (клоун с весьма чёрным юмором) и многие другие.
  • Вселенная Marvel — этим же принципом руководствуется Карнаж, декларируя философию, строящуюся на извращённой смеси анархизма и социального дарвинизма.
  • «Crossed»: именно этим, и ничем иным занимаются пресловутые «Крестоносцы». Зачем им максимально извращённо насиловать, пытать, убивать ещё живых, а нередко и мёртвых людей, не заботясь более ни о чём, в том числе о гигиене, питании и самосохранении? Потому что им это нравится!
  • «Жар Меркурия»: двое «учёных» искусственно воссоздали «Крестоносцев» из примера выше. Из-за садистских наклонностей.

Видеоигры

  • The Rise of a King — лорду Фелкону совсем необязательно было сжигать всё королевство (в крайнем случае мог ограничиться Стормгардом), убивать принцессу Леану и короля. Вся страна и так была у него в руках.

Музыка

  • Эпидемия — «Без сердца и души». В первых же строках демоница Минатрикс излагает:
«

Страх, разрушение, голод, страдания, Смерть, истребление живого — вот цель моя. Перед собою хочу видеть пустоту, В ней я построю мой замок — мою мечту.

»
— …свой modus operandi
    • Забавно, что при этом она претендует на «холодный расчет», который в ее мотивах не рассмотришь даже под микроскопом.

Фанфики