Эскапизм — это плохо: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|AntiEscapismAesop|Anti-Escapism Aesop}} {{noirl}} {{q|Довелось видеть замечательный эрратив — «сцыреал». Так ведь и вправду просмотр сериалов обычно является попыткой сбежать от пугающей реальности.|С Баша}} Как известно, эскапизм — это сознательный уход человека...»)
Строка 6: Строка 6:
В фантастических случаях персонаж погрузится в [[Машина лотофагов|машину лотофагов]], где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом [[Басня|объясняет публике]], что '''эскапизм — это плохо'''. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.
В фантастических случаях персонаж погрузится в [[Машина лотофагов|машину лотофагов]], где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом [[Басня|объясняет публике]], что '''эскапизм — это плохо'''. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.


Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что, впрочем, не является жизненной необходимостью и нужно далеко не каждому. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.
Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.


К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.
К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.
Строка 13: Строка 13:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Театр]] ===
* Максим Горький, «На дне» — собственно, заголовок статьи и есть вся идея вкратце. Эскапизмом (при поддержке заботливого Луки) наслаждаются... нет, всё-таки страдают ВСЕ персонажи. И никто из них не оказывается счастливым.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 24: Строка 21:
* [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности.
* [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности.
* М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование.
* М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование.
* «[[Обломов]]» — та самая обломовщина и есть троп. Становится для главного героя смыслом жизни и причиной смерти.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Matrix|Матрица]] — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.
* [[Matrix|Матрица]] — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.
* «Сестра оборотня» — девочка по прозвищу Призрак, воображая себя не то супергероиней, не то светлой сверхъестественной сущностью, почти что сожгла заживо родную бабушку, а потом обрекла Бриджит на существование в виде безумной оборотнихи.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 37: Строка 32:
* [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
* [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
* [[Over the Garden Wall]] — {{spoiler|В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было эскаписткой фантазией старшего брата, едва не повлекшей за собой смерть младшего}}


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 54: Строка 50:
*** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
*** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
* [[We Happy Few]]- Вся игра про это, пополам с  [[Антиреклама наркотиков|наркотики ]] и [[Подлый трус|трусость]] это плохо.
* [[We Happy Few]]- Вся игра про это, пополам с  [[Антиреклама наркотиков|наркотики ]] и [[Подлый трус|трусость]] это плохо.
* [[Fallout 3]] - убежище 112, обитатели которого были погружены в виртуальную реальность. Смотритель убежища и разработчик программы виртуальной реальности, доктор Станислас Брон, постепенно сошел с ума от положения бога в собственном мироздании и принялся раз за разом мучительно убивать виртуальные аватары жителей, после чего стирал им память и снова помещал в уютный, на первый взгляд, виртуальный мир, не отличимый от реального.


{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}

Версия 16:46, 9 апреля 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Anti-Escapism Aesop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Довелось видеть замечательный эрратив — «сцыреал». Так ведь и вправду просмотр сериалов обычно является попыткой сбежать от пугающей реальности. »
— С Баша

Как известно, эскапизм — это сознательный уход человека от реальности. Человек, не находя силы преодолевать препятствия на своём пути, уходит в эскапизм. Является ли это решением проблем? Нет, потому что проблемы у персонажа останутся нерешёнными. Вместо того, чтобы сделать мир чуточку лучше, персонаж уединяется в своём домике и полностью погружается в свой выдуманный мир. Пока его друзья зовут на помощь, наш ге… кхм-кхм, слабовольный лоботряс перечитывает в десятый раз старый комикс, ибо новые комиксы, как известно, уже не торт. Хотя, если бы он вышел на улицу и, наконец, превратил мир-помойку в лучшее место, то, может быть и комиксы стали бы лучше. В тяжёлых случаях он и вовсе подсядет на наркоту и позорно умрёт в стенах своего дома, пока его отважные товарищи ведут борьбу с системой.

В фантастических случаях персонаж погрузится в машину лотофагов, где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом объясняет публике, что эскапизм — это плохо. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.

Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть художественная правда: полностью погруженные в себя хикикомори, как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. С другой стороны, эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.

К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.

Соседний троп — Неформал, значит — лузер. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для окружающих — то перед нами Житель Страны Тёмных Эльфов.

Примеры

Литература

Кино

  • Матрица — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.

Мультфильмы

  • «Коралина в Стране Кошмаров» — заглавной героине надоело, что её жизнь после переезда стала скучной, а родители перестали уделять ей внимание. Но потом она обнаруживает в доме маленькую дверь в альтернативную реальность, похожую на родную, за исключением того, что там все её мечты сбываются, а альтернативные версии её родителей и соседей имеют пуговицы вместо глаз. Но загвоздка в том, что это всего лишь ловушка злой ведьмы (или демонессы?), которая питается душами детей. С трудом одолев Другую Маму, Коралина поняла, что ей следует принять свой настоящий мир и сделать его хотя бы чуточку лучше.

Мультсериалы

  • Gravity Falls — в одном из последних эпизодов второго сезона Диппер и Ко отправляются в воображаемый мир Мейбл, построенный Биллом Шифром. Чтобы спасти реальный мир, Дипперу придётся убедить свою сестру, что нужно убраться из воображаемого мира.
  • The Owl House — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
    • Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь машины лотофагов. Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
  • Over the Garden Wall — В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было эскаписткой фантазией старшего брата, едва не повлекшей за собой смерть младшего

Аниме и манга

  • .hack//SIGN — Цукаса не смогла вытерпеть издевательств своего адского папаши и, испытывая тяжёлые психологические проблемы, сбегает в виртуальный мир. Однако это не помогло ей избавиться от душевных ран. Напротив, пребывание в виртуальном мире только усугубили её проблемы с психикой и только преодолев саму себя она возвращается в реальный мир, подняв свой уровень крутизны.
  • Neon Genesis Evangelion — на протяжении всего сериала Синдзи время от времени пытается сбежать от своих проблем. То он катается на поезде в течение всего дня, то отправится на природу подальше от начальства или просто впадает в ГЭС, слушая музыку в аудиоплеере.
    • В End of Evangelion, во время Третьего Удара, у него появилась возможность решить судьбу человечества. Будет ли человечество объединённым в огромный организм, где они не будут испытывать страданий? Или всё таки лучше обратить процесс, и дать людям возможность обрести свои тела обратно? Понимая, что убегать от проблем и страданий является не самым лучшим вариантом, он выбирает второе.
  • Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? «Дайте мне всё забыть!»
  • Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки.
  • НарутоПлан "Глаз Луны" заключался в погружении всего человечества в иллюзорный мир.

Видеоигры

  • Persona 5 — В переиздании Royal, доктор Маруки хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую машину лотофагов, благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста.
    • А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной.
  • Final Fantasy Tactics Advance — группа школьников каким-то чудным образом находят волшебную книгу, которая не только превращает их мир в фэнтезийный, но исполняет их сокровенные желания. В новом мире Ритц получила красные волосы, инвалид Донед стал здоровым человеком, а Мьют и вовсе стал принцем целого королевства, получив вдобавок свою умершую мать. И только главгерой Марш считает, что лучше вернуться домой. И поэтому на протяжении всей игры он занимается поиском волшебных кристаллов, благодаря которым Ивалис существует. Как итог, он не только разорвал отношения со своими друзьями, но и стал врагом номер один во всём Ивалисе. И пожалуй этот пример является яркой деконструкцией тропа:
    • С одной стороны, Ивалис является вполне осязаемым миром, а не иллюзией. И своими же действиями Марш разрушает жизни своих друзей и обрекает весь мир на гибель. М-да, выходит, что мы всё это время играли за злодея, да ещё апокалиптического маньяка. Сефирот с Кефкой точно бы оценили его подвиги.
    • Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является антизлодеем, у которого есть своя правда. Серо-серая мораль во все поля.
      • В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
  • We Happy Few- Вся игра про это, пополам с наркотики и трусость это плохо.