Школьные наказания: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
(Чистим-блистим(ц)Джеральд Даррел, «Поймайте мне колобуса») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Школьные наказания''' — это разрешённые и не очень способы, которыми школы пытаются поддерживать дисциплину среди учеников. В определенных условиях это могут быть даже [[Порка|физические наказания]], но чаще всего это действия, которые покажутся наказанием только неусидчивому школьнику — оставить после уроков, привлечь к общественной работе, дать нудное\большое домашнее задание. В общем, любыми силами отвлечь ученика от проказ и шалостей. Ещё можно [[Опозорить на публике|унизить ученика]]. Некоторые, если можно так выразиться, учителя практикуют | '''Школьные наказания''' — это разрешённые и не очень способы, которыми школы пытаются поддерживать дисциплину среди учеников. В определенных условиях это могут быть даже [[Порка|физические наказания]], но чаще всего это действия, которые покажутся наказанием только неусидчивому школьнику — оставить после уроков, привлечь к общественной работе, дать нудное\большое домашнее задание. В общем, любыми силами отвлечь ученика от проказ и шалостей. Ещё можно [[Опозорить на публике|унизить ученика]]. Некоторые, если можно так выразиться, учителя практикуют «[[Коллективная ответственность|коллективную ответственность]]», в смысле наказывают всех за проступки некоторых, чтобы коллектив сам научил виноватых дисциплине. С точки зрения педагогики это практически преступление. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[ | === [[Фольклор]] === | ||
* Грустный анекдот: | * Грустный анекдот: | ||
{{Q|pre=1| | |||
{{Q|1 | |||
В первом классе школы дети учатся писать. Учительница: | В первом классе школы дети учатся писать. Учительница: | ||
— Танечка! Что ты вчера делала после школы? | — Танечка! Что ты вчера делала после школы? | ||
Строка 19: | Строка 18: | ||
— Я пытался поиграть с ними, но они назвали меня чучмеком и забросали камнями. | — Я пытался поиграть с ними, но они назвали меня чучмеком и забросали камнями. | ||
Учительница: | Учительница: | ||
— Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Муталиб Саид, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА». | — Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Муталиб Саид, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА».Наказание без преступления}} | ||
}} | |||
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба|Тарас Бульба]]» и «[[ | === [[Литература]] === | ||
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба|Тарас Бульба]]» и «[[Вий]]» — бурсаков пороли регулярно. | |||
* [[ | * Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы» — подробно описана существующая в [[Школа-интернат|училище]] практика [[Порка|телесных наказаний]] и страх бурсаков перед ними. Один из персонажей даже рассказывает легенду об ученике, пытавшемся [[Сделка с дьяволом|продать душу]] за избавление от порки. | ||
* [[Марк Твен]]: | |||
** «Приключения Тома Сойера» — герой «остановился поговорить с Гекльберри Финном», и «одной линейки мало за такой проступок. Снимите вашу куртку. — Рука учителя трудилась до полного изнеможения, пока не изломались все прутья». И это только [[Момент характеристики|момент характеристики]]. Подставить спину под розги Тому и некоторым другим ученикам пришлось ещё не раз и не два. | ** «Приключения Тома Сойера» — герой «остановился поговорить с Гекльберри Финном», и «одной линейки мало за такой проступок. Снимите вашу куртку. — Рука учителя трудилась до полного изнеможения, пока не изломались все прутья». И это только [[Момент характеристики|момент характеристики]]. Подставить спину под розги Тому и некоторым другим ученикам пришлось ещё не раз и не два. | ||
** «Принц и нищий» — сыграно своеобразно: за «скудоумную работу» полагается порка, но никто не имеет права поднять руку на сына августейшей особы. Поэтому при королевском дворе существует должность пажа для порки, которого и секли за ошибки принца. | ** «Принц и нищий» — сыграно своеобразно: за «скудоумную работу» полагается порка, но никто не имеет права поднять руку на сына августейшей особы. Поэтому при королевском дворе существует должность пажа для порки, которого и секли за ошибки принца. | ||
* Гарин-Михайловский, гимназический период в автобиографической тетралогии — и учителя-садисты, и [[Маленькие гадёныши|маленькие гадёныши]] (хотя откровенные редиски в меньшинстве). А вот такой метод, простихоспади, самоуправления, как «тёмная», остался только в легендах, в отличие от Помяловского. | * Гарин-Михайловский, гимназический период в автобиографической тетралогии — и учителя-садисты, и [[Маленькие гадёныши|маленькие гадёныши]] (хотя откровенные редиски в меньшинстве). А вот такой метод, простихоспади, самоуправления, как «тёмная», остался только в легендах, в отличие от Помяловского. | ||
* [[ | * [[Редьярд Киплинг]]: | ||
** «Мэ-э, Паршивая овца» — протагониста высекли в школе за то, что он «посмел приносить домой ложные сведения о своих успехах». На глазах у евреев и хубши [негра]. [[Изменившаяся мораль|Последнее обстоятельство значительно усилило душевные муки]]. | ** «Мэ-э, Паршивая овца» — протагониста высекли в школе за то, что он «посмел приносить домой ложные сведения о своих успехах». На глазах у евреев и хубши [негра]. [[Изменившаяся мораль|Последнее обстоятельство значительно усилило душевные муки]]. | ||
** | ** «Сталки и компания» — из предложенных ректором наказаний три друга-одноклассника сами выбирают порку розгами, а потом в туалете перед зеркалом сравнивают, у кого задница краснее. Различий они не находят и приходят к выводу, что это является признаком высокого мастерства ректора. | ||
* А. И. Куприн: | * А. И. Куприн: | ||
** «На переломе» («Кадеты») — порка протагониста в кадетском корпусе за пустячную, с его точки зрения, шалость: взял воспитателя за прядь волос. | ** «На переломе» («Кадеты») — порка протагониста в кадетском корпусе за пустячную, с его точки зрения, шалость: взял воспитателя за прядь волос. | ||
** «Храбрые беглецы» — на протагониста-фантазёра классная дама надела бумажный колпак с написанным словом «лгун». Поркой в пансионе, где живёт главный герой, также не гнушаются. | ** «Храбрые беглецы» — на протагониста-фантазёра классная дама надела бумажный колпак с написанным словом «лгун». Поркой в пансионе, где живёт главный герой, также не гнушаются. | ||
** «Механическое правосудие» — об учителе гимназии, который изобрёл машину для автоматической порки учащихся. Карма настигла изобретателя моментально — он стал [[Не рой другому яму|первой и единственной жертвой своего детища]]. После чего его характер значительно изменился к лучшему: | ** «Механическое правосудие» — об учителе гимназии, который изобрёл машину для автоматической порки учащихся. Карма настигла изобретателя моментально — он стал [[Не рой другому яму|первой и единственной жертвой своего детища]]. После чего его характер значительно изменился к лучшему: [[оздоровительная порка]] в своём самом прямом смысле. | ||
* [[Похождения бравого солдата Швейка|Ярослав Гашек]], [[Антиклерикализм|«Урок закона Божьего»]] — «Короуповские ребята знали из закона Божьего только то, что Господь Бог в неизречённой благости своей создал прутья. Вслед за тем он создал [[Педагог-садист|законоучителя Горачка]]. Оба эти предмета [[Пастырь недобрый|взаимно друг друга дополняли]]». Когда ребята, которых он регулярно порол буквально ни за что, додумались подкладывать в штаны бумагу, Горачек сначала раздобыл более толстые розги, [[Гонка вооружений | * [[Похождения бравого солдата Швейка|Ярослав Гашек]], [[Антиклерикализм|«Урок закона Божьего»]] — «Короуповские ребята знали из закона Божьего только то, что Господь Бог в неизречённой благости своей создал прутья. Вслед за тем он создал [[Педагог-садист|законоучителя Горачка]]. Оба эти предмета [[Пастырь недобрый|взаимно друг друга дополняли]]». Когда ребята, которых он регулярно порол буквально ни за что, додумались подкладывать в штаны бумагу, Горачек сначала раздобыл более толстые розги, [[Гонка вооружений|а когда бумагу заменили картоном — взялся за палку]]. | ||
* [[ | * [[Лев Кассиль]], «[[Кондуит и Швамбрания|Кондуит и Швамбрания]]» — целая система, от простого «вон из класса!» до фактических пыток (заставить стоять пару часов или оставить после уроков, чтобы поголодали). Ну и собственно «кондуит» это журнал с записями провинностей. | ||
** И разумеется [[Пастырь недобрый|батюшка]] с корешком от Евангелия, которым он бьёт нерадивых учеников, и фразой «стой столбом, балда». | ** И разумеется [[Пастырь недобрый|батюшка]] с корешком от Евангелия, которым он бьёт нерадивых учеников, и фразой «стой столбом, балда». | ||
* Николай Островский, «[[Как закалялась сталь | * Николай Островский, «[[Как закалялась сталь|Как закалялась сталь]]» — отец Василий, [[Пастырь недобрый|преподаватель закона Божия]] в шепетовской школе, [[Педагог-садист|избил Павку головой об стенку]] за вопрос [[Неадекватное возмездие|«Почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в законе Божием?»]]. | ||
* А. Пантелеев, Г. Белых, «Республика ШКИД» — юных правонарушителей сажали в изолятор, оставляли без обеда или чая, лишали прогулки или «отпуска» (права выхода в город). Или «Еонин, ты сегодня будешь мыть уборные. На этом обе стороны примиряются». | * А. Пантелеев, Г. Белых, «Республика ШКИД» — юных правонарушителей сажали в изолятор, оставляли без обеда или чая, лишали прогулки или «отпуска» (права выхода в город). Или «Еонин, ты сегодня будешь мыть уборные. На этом обе стороны примиряются». | ||
** Но это цветочки по сравнению с порядками в Сергиевской колонии, откуда в ШКИДу попали несколько воспитанников. В Сергиевской излюбленным наказанием было запирать провинившихся в нужнике на несколько суток, предварительно раздев их догола, без возможности спать и без пищи. | ** Но это цветочки по сравнению с порядками в Сергиевской колонии, откуда в ШКИДу попали несколько воспитанников. В Сергиевской излюбленным наказанием было запирать провинившихся в нужнике на несколько суток, предварительно раздев их догола, без возможности спать и без пищи. | ||
* Александра Бруштейн, «[[ | * Александра Бруштейн, «[[Дорога уходит в даль]]» — институток в наказание оставляют после уроков сидеть в пустом классе. Однажды оставляют и Сашу, и она в этот день находит дневник их классной дамы. | ||
* [[ | * [[Астрид Линдгрен]], «Мадикен» — старший учитель бьёт попавшуюся на воровстве Мию тростью, а потом заставляет извиниться. Правда, Мия вместо этого обзывает его засранцем и убегает. | ||
* В. Ян, «Никита и Микитка» — хоть школа предназначалась для боярских сынков, основным методом воспитания был «козёл» (скамейка, на которую наказываемый ложился животом и обхватывал руками и ногами, после чего его драли ременной плетью). «А коли молчит на козле, значит, упорствует во зле» — втолковывал детям учитель. На первом уроке для острастки Кузьма Демьяныч драл Микитку — он ничем не провинился, но на ком же, [[Сословная мораль|если не на холопском сынке]], демонстрировать порку? | * В. Ян, «Никита и Микитка» — хоть школа предназначалась для боярских сынков, основным методом воспитания был «козёл» (скамейка, на которую наказываемый ложился животом и обхватывал руками и ногами, после чего его драли ременной плетью). «А коли молчит на козле, значит, упорствует во зле» — втолковывал детям учитель. На первом уроке для острастки Кузьма Демьяныч драл Микитку — он ничем не провинился, но на ком же, [[Сословная мораль|если не на холопском сынке]], демонстрировать порку? | ||
* Нина Соротокина, «[[Гардемарины|Трое из навигацкой школы]]» — розги в этой самой школе запасали в промышленных масштабах. Корсак получал чаще других. | * Нина Соротокина, «[[Гардемарины|Трое из навигацкой школы]]» — розги в этой самой школе запасали в промышленных масштабах. Корсак получал чаще других. | ||
Строка 55: | Строка 53: | ||
** Долорес Амбридж заставляла учеников писать одну фразу много раз. Вернее, при помощи особого волшебного пера вырезать слова на своей же руке со всеми болевыми ощущениями, причём порез до поры до времени моментально заживал. У Гарри, который делал это две недели по многу часов в день, шрамы остались на всю жизнь. В пятой книге Амбридж своим распоряжением возвращает порку в Хогвартсе, но неизвестно, применялась ли она впоследствии. | ** Долорес Амбридж заставляла учеников писать одну фразу много раз. Вернее, при помощи особого волшебного пера вырезать слова на своей же руке со всеми болевыми ощущениями, причём порез до поры до времени моментально заживал. У Гарри, который делал это две недели по многу часов в день, шрамы остались на всю жизнь. В пятой книге Амбридж своим распоряжением возвращает порку в Хогвартсе, но неизвестно, применялась ли она впоследствии. | ||
** А после прихода к власти Волдеморта были возвращены, к вящей радости Филча, такие дисциплинарные наказания, как подвешивание учеников на цепях и порка, а также активно использовались пытки различными заклятиями, причём вплоть до «Круциатуса». | ** А после прихода к власти Волдеморта были возвращены, к вящей радости Филча, такие дисциплинарные наказания, как подвешивание учеников на цепях и порка, а также активно использовались пытки различными заклятиями, причём вплоть до «Круциатуса». | ||
* Ник Перумов, «[[ | * Ник Перумов, «[[Приключения Молли Блэкуотер]]» — в школах наказания розгами допустимы (с письменного разрешения родителей), но Молли никогда не били. | ||
* Ольга Громыко, [[ | * Ольга Громыко, [[Белорский цикл]] — любимое наказание директора Старминской школы магов Ксандра Перлова — телепортировать провинившегося студента в кухонный чулан чистить картошку. По оценке главной героини Вольхи Редной, за количество картошки, перечищенной ею за 10 лет обучения, можно было бы построить новое здание школы. | ||
* Фрэнк Маккорт, автобиографический роман «Прах Анджелы» — в школе в Лимерике, где учится ГГ, практикуются физические наказания по любому поводу. Например, если ученик задает учителю вопрос, даже по теме урока. | * Фрэнк Маккорт, автобиографический роман «Прах Анджелы» — в школе в Лимерике, где учится ГГ, практикуются физические наказания по любому поводу. Например, если ученик задает учителю вопрос, даже по теме урока. | ||
=== [[ | === [[Кино]] === | ||
* «Клуб „Завтрак“» — пять очень разных учеников вынуждены провести субботний день в школе, и при этом от них ещё требуют написать эссе. | * «Клуб „Завтрак“» — пять очень разных учеников вынуждены провести субботний день в школе, и при этом от них ещё требуют написать эссе. | ||
* Также спародировано в «Совсем недетском кино». | * Также спародировано в «Совсем недетском кино». | ||
* «[[ | * «[[Пеппи Длинныйчулок]]» — «Кто отлично успевает, Уважение тому! Кто упрямая невежда, Тот немедленно к столбу!». Упрямой невеждой оказывается заглавная героиня, и еще на нее надевают позорный колпак. | ||
* «Схватка с демонами» — директриса-садистка устраивает одной из героинь жестокую порку указкой перед всем классом. В следующей сцене девушка, плача от боли, лежит на животе на скамейке в раздевалке с располосованными досиня ягодицами, и одна из её однокашниц демонстрирует на ней способность исцелять свежие раны. | * «Схватка с демонами» — директриса-садистка устраивает одной из героинь жестокую порку указкой перед всем классом. В следующей сцене девушка, плача от боли, лежит на животе на скамейке в раздевалке с располосованными досиня ягодицами, и одна из её однокашниц демонстрирует на ней способность исцелять свежие раны. | ||
* «Тёмный лес» — снятие баллов с провинившихся учениц. | * «Тёмный лес» — снятие баллов с провинившихся учениц.{{Q|pre=1| | ||
{{Q|1 | |||
— Подтяни гольфы, или получишь отрицательный балл за форму. | — Подтяни гольфы, или получишь отрицательный балл за форму. | ||
— А потом что? Выпорют? | — А потом что? Выпорют?|Диалог главной героини с однокашницей. До рукоприкладства дело, все-таки, дошло, но ограничилось ударом по лицу тыльной стороной ладони.}} | ||
}} | |||
=== [[Телесериал]]ы === | |||
* «Институт благородных девиц» — тот самый ношеный чулок (см. Реальная жизнь). | * «Институт благородных девиц» — тот самый ношеный чулок (см. Реальная жизнь). | ||
* «Михайло Ломоносов» — в Славяно-греко-латинской академии учеников регулярно порют розгами, объясняя им, что «Розга ум бодрит и возбуждает память». | * «Михайло Ломоносов» — в Славяно-греко-латинской академии учеников регулярно порют розгами, объясняя им, что «Розга ум бодрит и возбуждает память». | ||
* «Юнкера» — порка протагониста в кадетском корпусе. | * «Юнкера» — порка протагониста в кадетском корпусе. | ||
=== [[ | === [[Мультсериал]]ы === | ||
* «[[Симпсоны]]» — типичная заставка сериала начинается с того что Барт пишет одно и то же предложение на доске десятки раз. | |||
* «[[ | * «[[Южный Парк]]» — в третьей серии 7-го сезона четверку ГГ оставляют после уроков и заставляют лепить посуду за то, что они на уроке слепили из глины половой орган. Потом в финале этой же серии за то, что они в отместку за наказание закидали дом учительницы туалетной бумагой, их на 2 недели заставляют оставаться после уроков (кроме Картмана, который хитростью снизил себе срок до недели). | ||
* «[[ | * [[Американский папаша]] — здесь за драки в школьном коридоре (особенно за нападение на девочек) сам директор школы бьёт кофейником по голове. С горячим кофе внутри. | ||
* Американский папаша — здесь за драки в школьном коридоре (особенно за нападение на девочек) сам директор школы бьёт кофейником по голове. С горячим кофе внутри. | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | |||
* Во многих аниме (особенно прошлого века) можно видеть, как провинившихся учеников выставляют из класса в коридор, выдав в руки одно или два ведра с водой. Это отражение реального наказания, применявшегося в Японии примерно до 70-х годов. В настоящее время в реале сошло на нет, а в аниме встречается редко и в основном для юмора. | * Во многих аниме (особенно прошлого века) можно видеть, как провинившихся учеников выставляют из класса в коридор, выдав в руки одно или два ведра с водой. Это отражение реального наказания, применявшегося в Японии примерно до 70-х годов. В настоящее время в реале сошло на нет, а в аниме встречается редко и в основном для юмора. | ||
* [[ | * [[Made in Abyss]] — в [[Школа-интернат|школе-интернате]], где живет главная героиня, детишек за малые провинности (например, невнимательность на уроках) подвешивают на веревках к потолку в раздетом виде. А за более серьезные грехи вроде воровства можно схлопотать и кое-что похлеще. | ||
=== [[ | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[ | * [[Bully]] — если ГГ накосячит и попадется, его заставят стричь траву или убирать снег. А совсем уж зарвавшихся хулиганов отчисляют. | ||
* [[ | * [[Dragon Age: Origins]] — за практикование магии крови ученика-мага Йована храмовники сначала приговаривают к Усмирению (разрыву связи с Тенью и полному избавлению от чувств и эмоций), а когда тот пытается сбежать из Круга Магов, хотят казнить. Пример [[С прикрученным фитильком|с прикрученным фитильком]], поскольку Круг является в первую очередь тюрьмой для магов всех возрастов, и только во вторую очередь школой. | ||
** В принципе тяжесть наказаний от Круга к Кругу разнится и напрямую зависит от степени адекватности храмовников его охраняющих. В особо запущенных случаях, как в [[Dragon Age II|Киркволле]] например, Усмирение (которое в качестве наказания вообще-то применяется сравнительно редко) применяют даже за самые незначительные проступки, а то и для избавления от всякого рода «неудобных» персон. | ** В принципе тяжесть наказаний от Круга к Кругу разнится и напрямую зависит от степени адекватности храмовников его охраняющих. В особо запущенных случаях, как в [[Dragon Age II|Киркволле]] например, Усмирение (которое в качестве наказания вообще-то применяется сравнительно редко) применяют даже за самые незначительные проступки, а то и для избавления от всякого рода «неудобных» персон. | ||
* [[ | * [[South Park]]: The Stick of Truth — Крэйга за неприличный жест в адрес учителя оставили после уроков под присмотром психолога Маки и целой бригады рыжих дежурных по школе. | ||
* [[Little nightmares | * [[Little nightmares]] 2 — Учительница в местной школе гуманностью к ученикам не отличается. В одной из комнат можно обнаружить привязанного, как собаку, хулигана к доске, на которой он вынужден рисовать глаза, а в следущей Моно будет наблюдать, как Учительница [[Порка|бьет хулигана тяжелой линейкой]]. Правда это показано через тень. | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* «Городок» — В школу надо вернуть линейку… Линейкой их, паршивцев, линейкой! | * «Городок» — В школу надо вернуть линейку… Линейкой их, паршивцев, линейкой! | ||
=== [[ | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* В советской школе наказания были гуманными — двойка по поведению и «завтра без родителей в школу не приходи!». А уж родители сами решали, оставить им дитечку без сладкого или выпороть. | * В советской школе наказания были гуманными — двойка по поведению и «завтра без родителей в школу не приходи!». А уж родители сами решали, оставить им дитечку без сладкого или выпороть. | ||
* [[Протестантская мораль|Протестанты]] возвели розгу в абсолют воспитания как дома, так и в школах. В школах Великобритании (причём престижнейших, типа Итона и иже с ним) телесные наказания были окончательно отменены только в 1980-е (не без сопротивления со стороны педагогов и части политиков), а в США они до сих пор совершенно легально применяются в школах 20 штатов! | * [[Протестантская мораль|Протестанты]] возвели розгу в абсолют воспитания как дома, так и в школах. В школах Великобритании (причём престижнейших, типа Итона и иже с ним) телесные наказания были окончательно отменены только в 1980-е (не без сопротивления со стороны педагогов и части политиков), а в США они до сих пор совершенно легально применяются в школах 20 штатов! | ||
Строка 107: | Строка 97: | ||
** Точнее говоря, телесные наказания ''до сих пор не запрещены'' в двадцати штатах США (а ещё точнее — разрешение или запрет остаётся в компетенции каждой отдельной школы). Насколько часто педагоги пользуются такой возможностью — уже другой вопрос. | ** Точнее говоря, телесные наказания ''до сих пор не запрещены'' в двадцати штатах США (а ещё точнее — разрешение или запрет остаётся в компетенции каждой отдельной школы). Насколько часто педагоги пользуются такой возможностью — уже другой вопрос. | ||
** После появления смешанных классов в Англии перестали пороть девочек, чтобы на это не смотрели мальчики, а порку им заменили на удары тяжёлой линейкой по рукам. | ** После появления смешанных классов в Англии перестали пороть девочек, чтобы на это не смотрели мальчики, а порку им заменили на удары тяжёлой линейкой по рукам. | ||
* В [[Средневековье|Средние века]] самого худшего ученика в школе наказывали, заставляя носить ослиные уши. В XIX—XX веках в Англии и США на провинившегося надевали бумажный колпак безо всяких украшетельств (и очень напоминающий праздничный), но с надписью «Dunce» | * В [[Средневековье|Средние века]] самого худшего ученика в школе наказывали, заставляя носить ослиные уши. В XIX—XX веках в Англии и США на провинившегося надевали бумажный колпак безо всяких украшетельств (и очень напоминающий праздничный), но с надписью «Dunce».<ref>Слово происходит от фамилии английского философа-схоласта Иоанна Дунса Скотта.</ref> | ||
** После [[Англо-бурская война|англо-бурской войны]] в свежеприобретённых колониях ввели преподавание на английском для бурских детей. Если ребёнок, забывшись, говорил во время занятий на родном языке, его ставили в угол и вешали на шею доску с надписью «Осёл». | ** После [[Англо-бурская война|англо-бурской войны]] в свежеприобретённых колониях ввели преподавание на английском для бурских детей. Если ребёнок, забывшись, говорил во время занятий на родном языке, его ставили в угол и вешали на шею доску с надписью «Осёл». | ||
** Аналогичное наказание было предусмотрено и в британских школах Уэльса. Говорить по-валлийски в классах категорически запрещалось. За что так буров — понятно, а валлийцев-то за что?.. Чтобы национальное самоопределение не мешало целостности империи? Ну, как-то такие суровые меры не особо помогли… | ** Аналогичное наказание было предусмотрено и в британских школах Уэльса. Говорить по-валлийски в классах категорически запрещалось. За что так буров — понятно, а валлийцев-то за что?.. Чтобы национальное самоопределение не мешало целостности империи? Ну, как-то такие суровые меры не особо помогли… | ||
Строка 114: | Строка 104: | ||
** «Ослиная скамья» для говоривших на родных языках практиковалась и в учебных заведениях Австро-Венгерской империи. В соседней Российской на шею вешался более мягкий текст: «Я сегодня говорил по-польски (литовски, латышски)». | ** «Ослиная скамья» для говоривших на родных языках практиковалась и в учебных заведениях Австро-Венгерской империи. В соседней Российской на шею вешался более мягкий текст: «Я сегодня говорил по-польски (литовски, латышски)». | ||
** Были еще варианты, когда аналогичным образом принуждали говорить на латыни. | ** Были еще варианты, когда аналогичным образом принуждали говорить на латыни. | ||
* Как учили студенток Смольного: | * Как учили студенток Смольного: {{Q|pre=1| | ||
{{Q|1 | |||
Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно. | Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно. | ||
Например, за сквернословие и дерзость воспитаннице надевали на шею огромный картонный красный язык. Носить заставляли от одного дня до семи. | Например, за сквернословие и дерзость воспитаннице надевали на шею огромный картонный красный язык. Носить заставляли от одного дня до семи. | ||
Ношенный чулок как знак позора был, пожалуй, самым распространённым методом наказания. Его прикалывали к платью за небрежную причёску (прядь выпала), чуть мятую или небрежно залатанную одежду, чернильное пятно на пальце. | Ношенный чулок как знак позора был, пожалуй, самым распространённым методом наказания. Его прикалывали к платью за небрежную причёску (прядь выпала), чуть мятую или небрежно залатанную одежду, чернильное пятно на пальце. | ||
Наказания были и едой. Точнее, так — голодными официально девушек не позволялось оставлять, но им могли запретить садиться за стол. А стоя есть было неприлично («как падшая женщина»). | Наказания были и едой. Точнее, так — голодными официально девушек не позволялось оставлять, но им могли запретить садиться за стол. А стоя есть было неприлично («как падшая женщина»). | ||
Наказания были даже, если девушка во время урока повернулась к окну или просто что-то искала. За это к одежде прикалывали «бумажку позора» — просто обрывок бумаги. | Наказания были даже, если девушка во время урока повернулась к окну или просто что-то искала. За это к одежде прикалывали «бумажку позора» — просто обрывок бумаги.|[https://life.ru/p/1113863 Холод, строевая и в любовницы к императору. Как учили студенток Смольного]}} | ||
}} | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/School}} | |||
{{Nav/Криминал}} | |||
Текущая версия на 15:42, 17 февраля 2024
Школьные наказания — это разрешённые и не очень способы, которыми школы пытаются поддерживать дисциплину среди учеников. В определенных условиях это могут быть даже физические наказания, но чаще всего это действия, которые покажутся наказанием только неусидчивому школьнику — оставить после уроков, привлечь к общественной работе, дать нудное\большое домашнее задание. В общем, любыми силами отвлечь ученика от проказ и шалостей. Ещё можно унизить ученика. Некоторые, если можно так выразиться, учителя практикуют «коллективную ответственность», в смысле наказывают всех за проступки некоторых, чтобы коллектив сам научил виноватых дисциплине. С точки зрения педагогики это практически преступление.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Грустный анекдот:
« | В первом классе школы дети учатся писать. Учительница: |
» |
Литература[править]
- Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» и «Вий» — бурсаков пороли регулярно.
- Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы» — подробно описана существующая в училище практика телесных наказаний и страх бурсаков перед ними. Один из персонажей даже рассказывает легенду об ученике, пытавшемся продать душу за избавление от порки.
- Марк Твен:
- «Приключения Тома Сойера» — герой «остановился поговорить с Гекльберри Финном», и «одной линейки мало за такой проступок. Снимите вашу куртку. — Рука учителя трудилась до полного изнеможения, пока не изломались все прутья». И это только момент характеристики. Подставить спину под розги Тому и некоторым другим ученикам пришлось ещё не раз и не два.
- «Принц и нищий» — сыграно своеобразно: за «скудоумную работу» полагается порка, но никто не имеет права поднять руку на сына августейшей особы. Поэтому при королевском дворе существует должность пажа для порки, которого и секли за ошибки принца.
- Гарин-Михайловский, гимназический период в автобиографической тетралогии — и учителя-садисты, и маленькие гадёныши (хотя откровенные редиски в меньшинстве). А вот такой метод, простихоспади, самоуправления, как «тёмная», остался только в легендах, в отличие от Помяловского.
- Редьярд Киплинг:
- «Мэ-э, Паршивая овца» — протагониста высекли в школе за то, что он «посмел приносить домой ложные сведения о своих успехах». На глазах у евреев и хубши [негра]. Последнее обстоятельство значительно усилило душевные муки.
- «Сталки и компания» — из предложенных ректором наказаний три друга-одноклассника сами выбирают порку розгами, а потом в туалете перед зеркалом сравнивают, у кого задница краснее. Различий они не находят и приходят к выводу, что это является признаком высокого мастерства ректора.
- А. И. Куприн:
- «На переломе» («Кадеты») — порка протагониста в кадетском корпусе за пустячную, с его точки зрения, шалость: взял воспитателя за прядь волос.
- «Храбрые беглецы» — на протагониста-фантазёра классная дама надела бумажный колпак с написанным словом «лгун». Поркой в пансионе, где живёт главный герой, также не гнушаются.
- «Механическое правосудие» — об учителе гимназии, который изобрёл машину для автоматической порки учащихся. Карма настигла изобретателя моментально — он стал первой и единственной жертвой своего детища. После чего его характер значительно изменился к лучшему: оздоровительная порка в своём самом прямом смысле.
- Ярослав Гашек, «Урок закона Божьего» — «Короуповские ребята знали из закона Божьего только то, что Господь Бог в неизречённой благости своей создал прутья. Вслед за тем он создал законоучителя Горачка. Оба эти предмета взаимно друг друга дополняли». Когда ребята, которых он регулярно порол буквально ни за что, додумались подкладывать в штаны бумагу, Горачек сначала раздобыл более толстые розги, а когда бумагу заменили картоном — взялся за палку.
- Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — целая система, от простого «вон из класса!» до фактических пыток (заставить стоять пару часов или оставить после уроков, чтобы поголодали). Ну и собственно «кондуит» это журнал с записями провинностей.
- И разумеется батюшка с корешком от Евангелия, которым он бьёт нерадивых учеников, и фразой «стой столбом, балда».
- Николай Островский, «Как закалялась сталь» — отец Василий, преподаватель закона Божия в шепетовской школе, избил Павку головой об стенку за вопрос «Почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в законе Божием?».
- А. Пантелеев, Г. Белых, «Республика ШКИД» — юных правонарушителей сажали в изолятор, оставляли без обеда или чая, лишали прогулки или «отпуска» (права выхода в город). Или «Еонин, ты сегодня будешь мыть уборные. На этом обе стороны примиряются».
- Но это цветочки по сравнению с порядками в Сергиевской колонии, откуда в ШКИДу попали несколько воспитанников. В Сергиевской излюбленным наказанием было запирать провинившихся в нужнике на несколько суток, предварительно раздев их догола, без возможности спать и без пищи.
- Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» — институток в наказание оставляют после уроков сидеть в пустом классе. Однажды оставляют и Сашу, и она в этот день находит дневник их классной дамы.
- Астрид Линдгрен, «Мадикен» — старший учитель бьёт попавшуюся на воровстве Мию тростью, а потом заставляет извиниться. Правда, Мия вместо этого обзывает его засранцем и убегает.
- В. Ян, «Никита и Микитка» — хоть школа предназначалась для боярских сынков, основным методом воспитания был «козёл» (скамейка, на которую наказываемый ложился животом и обхватывал руками и ногами, после чего его драли ременной плетью). «А коли молчит на козле, значит, упорствует во зле» — втолковывал детям учитель. На первом уроке для острастки Кузьма Демьяныч драл Микитку — он ничем не провинился, но на ком же, если не на холопском сынке, демонстрировать порку?
- Нина Соротокина, «Трое из навигацкой школы» — розги в этой самой школе запасали в промышленных масштабах. Корсак получал чаще других.
- Владислав Крапивин:
- «Мальчик девочку искал» — зигзаг. Прогрессивный император вопреки возражениям учителей запретил в школах телесные наказания. Учителя в знак протеста вовсе перестали следить за порядком, и дисциплина покатилась вниз. В качестве компромисса некая баронесса, желавшая получить государственный пост, была официально назначена Всеобщей Доброй Тётушкой, и теперь нарушителей могли отправить к ней «в гости»: ведь закон запрещает порку только в школах, а не в семьях! (И это ещё не конец зигзага, но дальше уже спойлеры.)
- «Портфель капитана Румба» — учитель Шпицназе с нескрываемым удовольствием порол учеников тростью за реальные и мнимые нарушения дисциплины… пока не нарвался на Гвоздика, который «хотя и был тонкий и маленький, знал кое-какие приёмы».
- Джоан Роулинг, «Гарри Поттер»: «Десять баллов с Гриффиндора!» и отработки — делать что-то нужное учителю, леснику или завхозу. Иногда — опасное.
- Завхоз Филч с ностальгией вспоминал о временах, когда учеников пороли и могли подвесить за большие пальцы (ещё хорошо, что рук).
- Аполлион Прингл, предшественник Аргуса Филча, однажды выпорол Артура Уизли так, что у того остались шрамы на всю жизнь.
- Макгонагалл — лже-Грюму: «Мы не применяем превращение в качестве наказаний». Так что шутила, когда в первом фильме предлагала превратить опоздавших Гарри и Рона в часы или карту.
- Долорес Амбридж заставляла учеников писать одну фразу много раз. Вернее, при помощи особого волшебного пера вырезать слова на своей же руке со всеми болевыми ощущениями, причём порез до поры до времени моментально заживал. У Гарри, который делал это две недели по многу часов в день, шрамы остались на всю жизнь. В пятой книге Амбридж своим распоряжением возвращает порку в Хогвартсе, но неизвестно, применялась ли она впоследствии.
- А после прихода к власти Волдеморта были возвращены, к вящей радости Филча, такие дисциплинарные наказания, как подвешивание учеников на цепях и порка, а также активно использовались пытки различными заклятиями, причём вплоть до «Круциатуса».
- Ник Перумов, «Приключения Молли Блэкуотер» — в школах наказания розгами допустимы (с письменного разрешения родителей), но Молли никогда не били.
- Ольга Громыко, Белорский цикл — любимое наказание директора Старминской школы магов Ксандра Перлова — телепортировать провинившегося студента в кухонный чулан чистить картошку. По оценке главной героини Вольхи Редной, за количество картошки, перечищенной ею за 10 лет обучения, можно было бы построить новое здание школы.
- Фрэнк Маккорт, автобиографический роман «Прах Анджелы» — в школе в Лимерике, где учится ГГ, практикуются физические наказания по любому поводу. Например, если ученик задает учителю вопрос, даже по теме урока.
Кино[править]
- «Клуб „Завтрак“» — пять очень разных учеников вынуждены провести субботний день в школе, и при этом от них ещё требуют написать эссе.
- Также спародировано в «Совсем недетском кино».
- «Пеппи Длинныйчулок» — «Кто отлично успевает, Уважение тому! Кто упрямая невежда, Тот немедленно к столбу!». Упрямой невеждой оказывается заглавная героиня, и еще на нее надевают позорный колпак.
- «Схватка с демонами» — директриса-садистка устраивает одной из героинь жестокую порку указкой перед всем классом. В следующей сцене девушка, плача от боли, лежит на животе на скамейке в раздевалке с располосованными досиня ягодицами, и одна из её однокашниц демонстрирует на ней способность исцелять свежие раны.
- «Тёмный лес» — снятие баллов с провинившихся учениц.
« | — Подтяни гольфы, или получишь отрицательный балл за форму. |
» |
— Диалог главной героини с однокашницей. До рукоприкладства дело, все-таки, дошло, но ограничилось ударом по лицу тыльной стороной ладони. |
Телесериалы[править]
- «Институт благородных девиц» — тот самый ношеный чулок (см. Реальная жизнь).
- «Михайло Ломоносов» — в Славяно-греко-латинской академии учеников регулярно порют розгами, объясняя им, что «Розга ум бодрит и возбуждает память».
- «Юнкера» — порка протагониста в кадетском корпусе.
Мультсериалы[править]
- «Симпсоны» — типичная заставка сериала начинается с того что Барт пишет одно и то же предложение на доске десятки раз.
- «Южный Парк» — в третьей серии 7-го сезона четверку ГГ оставляют после уроков и заставляют лепить посуду за то, что они на уроке слепили из глины половой орган. Потом в финале этой же серии за то, что они в отместку за наказание закидали дом учительницы туалетной бумагой, их на 2 недели заставляют оставаться после уроков (кроме Картмана, который хитростью снизил себе срок до недели).
- Американский папаша — здесь за драки в школьном коридоре (особенно за нападение на девочек) сам директор школы бьёт кофейником по голове. С горячим кофе внутри.
Аниме и манга[править]
- Во многих аниме (особенно прошлого века) можно видеть, как провинившихся учеников выставляют из класса в коридор, выдав в руки одно или два ведра с водой. Это отражение реального наказания, применявшегося в Японии примерно до 70-х годов. В настоящее время в реале сошло на нет, а в аниме встречается редко и в основном для юмора.
- Made in Abyss — в школе-интернате, где живет главная героиня, детишек за малые провинности (например, невнимательность на уроках) подвешивают на веревках к потолку в раздетом виде. А за более серьезные грехи вроде воровства можно схлопотать и кое-что похлеще.
Видеоигры[править]
- Bully — если ГГ накосячит и попадется, его заставят стричь траву или убирать снег. А совсем уж зарвавшихся хулиганов отчисляют.
- Dragon Age: Origins — за практикование магии крови ученика-мага Йована храмовники сначала приговаривают к Усмирению (разрыву связи с Тенью и полному избавлению от чувств и эмоций), а когда тот пытается сбежать из Круга Магов, хотят казнить. Пример с прикрученным фитильком, поскольку Круг является в первую очередь тюрьмой для магов всех возрастов, и только во вторую очередь школой.
- В принципе тяжесть наказаний от Круга к Кругу разнится и напрямую зависит от степени адекватности храмовников его охраняющих. В особо запущенных случаях, как в Киркволле например, Усмирение (которое в качестве наказания вообще-то применяется сравнительно редко) применяют даже за самые незначительные проступки, а то и для избавления от всякого рода «неудобных» персон.
- South Park: The Stick of Truth — Крэйга за неприличный жест в адрес учителя оставили после уроков под присмотром психолога Маки и целой бригады рыжих дежурных по школе.
- Little nightmares 2 — Учительница в местной школе гуманностью к ученикам не отличается. В одной из комнат можно обнаружить привязанного, как собаку, хулигана к доске, на которой он вынужден рисовать глаза, а в следущей Моно будет наблюдать, как Учительница бьет хулигана тяжелой линейкой. Правда это показано через тень.
Прочее[править]
- «Городок» — В школу надо вернуть линейку… Линейкой их, паршивцев, линейкой!
Реальная жизнь[править]
- В советской школе наказания были гуманными — двойка по поведению и «завтра без родителей в школу не приходи!». А уж родители сами решали, оставить им дитечку без сладкого или выпороть.
- Протестанты возвели розгу в абсолют воспитания как дома, так и в школах. В школах Великобритании (причём престижнейших, типа Итона и иже с ним) телесные наказания были окончательно отменены только в 1980-е (не без сопротивления со стороны педагогов и части политиков), а в США они до сих пор совершенно легально применяются в школах 20 штатов!
- Кстати, про английские школы. Это может показаться странным, но против отмены порки выступали не только учителя, но и многие ученики. Причин тому было много, но главные из них — это замена более быстрого, хотя и болезненного наказания более растянутыми и неприятными, а также уход старинного элемента «студенческой бравады»: порка у английских школьников, особенно в привилегированных школах, считалась дополнительным испытанием характера, и шансом проявить свою крутизну, не сломавшись и не закричав под жестокими ударами. Воистину, Англия — страна непобедимых традиций!
- Точнее говоря, телесные наказания до сих пор не запрещены в двадцати штатах США (а ещё точнее — разрешение или запрет остаётся в компетенции каждой отдельной школы). Насколько часто педагоги пользуются такой возможностью — уже другой вопрос.
- После появления смешанных классов в Англии перестали пороть девочек, чтобы на это не смотрели мальчики, а порку им заменили на удары тяжёлой линейкой по рукам.
- В Средние века самого худшего ученика в школе наказывали, заставляя носить ослиные уши. В XIX—XX веках в Англии и США на провинившегося надевали бумажный колпак безо всяких украшетельств (и очень напоминающий праздничный), но с надписью «Dunce».[1]
- После англо-бурской войны в свежеприобретённых колониях ввели преподавание на английском для бурских детей. Если ребёнок, забывшись, говорил во время занятий на родном языке, его ставили в угол и вешали на шею доску с надписью «Осёл».
- Аналогичное наказание было предусмотрено и в британских школах Уэльса. Говорить по-валлийски в классах категорически запрещалось. За что так буров — понятно, а валлийцев-то за что?.. Чтобы национальное самоопределение не мешало целостности империи? Ну, как-то такие суровые меры не особо помогли…
- Наверное потому что все валлийцы дикари и недочеловеки, ага. В метрополии. Дикари.
- Уэльс, равно как и Шотландия с Северной Ирландией с самого присоединения к империи яростно отстаивали свои вольности, права и самоидентификацию. Фактически, если бы не самые жесткие меры, многие валлийцы и далее по списку просто отказывались бы разговаривать на английском и игнорировали любые обращения — не понимаю, мол, в школе не научили.
- «Ослиная скамья» для говоривших на родных языках практиковалась и в учебных заведениях Австро-Венгерской империи. В соседней Российской на шею вешался более мягкий текст: «Я сегодня говорил по-польски (литовски, латышски)».
- Были еще варианты, когда аналогичным образом принуждали говорить на латыни.
- Как учили студенток Смольного:
« | Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно. |
» |
— Холод, строевая и в любовницы к императору. Как учили студенток Смольного |
Примечания[править]
- ↑ Слово происходит от фамилии английского философа-схоласта Иоанна Дунса Скотта.