Екатерина II
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, она же Фике/Фигхен, она же Екатерина II Алексеевна Романова, она же Екатерина Великая, она же Матушка, она же Аби-Патша (тат. «Бабушка-царица») — саксонская принцесса, впоследствии императрица и самодержица всероссийская.
Чем прославилась[править]
- Тем, что удостоилась эпитета Великой едва ли не единственной из женщин-монархов (даже такой матёрый человечище, как королева Виктория, его не заслужила) и четвертой из русских правителей — вслед за киевским князем Мстиславом, московским князем Иваном III и Петром I, то есть если не превзошла их, то по меньшей мере не терялась на их фоне.
- Широким и разносторонним образованием. В детстве обучалась английскому, французскому и итальянскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия, параллельно гоняя с пацанвой по штеттинским улицам. Позже училась истории, философии, юриспруденции, любила охоту, верховую езду и танцы. Собственным образованием государыня не ограничивалась: при ней открываются учебные заведения, в том числе Смольный институт благородных девиц — первое женское учебное заведение в стране. Екатерина любила труды Вольтера, Дидро, Локка, Монтеня, Монтескьё и Фенелона, состояла с ними и многими другими деятелями Просвещения в переписке и активно способствовала утечке мозгов из Европы в Россию.
- Минутка критики: только вот собственные научные кадры даже при такой блистательной базе выращивались неохотно, и качество образования оставляло желать много лучшего. К тому же дворяне, освобождённые царицей от каких бы то ни было обязанностей, и сами особо не рвались учиться. А сама Екатерина, восторженно спонсировавшая иностранные умы, отечественных дарований как будто и не замечала.
- Привычой хаживать налево, которую царица приобрела с первых лет замужества: Пётр III был к ней исключительно холоден, называл «запасной мадам» и открыто изменял — однако и ей самой в этом не препятствовал. Результатом стал целый табун бастардов (задокументированы трое, один из которых стал родоначальником дворянского рода Бобринских). А вот происхождение цесаревича Павла — под вопросом: с очень небольшой разницей по времени Екатерина переспала с Сергеем Cалтыковым, который лишил её девственности, и с законным супругом, который страдал от фимоза (головки, не головы), был вусмерть напоен и подвергнут обрезанию[1]. Среди особо известных фаворитов:
- Граф (позже князь) Григорий Орлов, один из главных деятелей дворцового переворота, возведшего Екатерину на престол, и весьма разумный заместитель её впоследствии.
- Григорий Потёмкин — эпических масштабов казнокрад, лихой генерал-рубака, весьма компетентный великий визирь и, как считается, тайный муж императрицы. После разрыва с ней утешался «просвещением» собственных племянниц. Именно его стараниями Россия не просто завоевала Северное Причерноморье, но и обосновалась там всерьёз, основав по его берегам множество новых городов — прежде всего Одессу.
- Платон Зубов — последний фаворит, ослепительно прекрасный, но тупой, как дрова, вечный ребёнок. При том, что на момент романа ему было лет двадцать, а царице — в районе шестидесяти! Вывозил её на прогулки в сад в инвалидном кресле. Придворные шутили, что её величество наконец-то нашла свою платоническую любовь. Впоследствии нанёс её сыну апоплексический удар табакеркой в висок (по другим сведениям, это был его брат Николай — человек громадного роста и редкий силач).
- Изобилием выдающихся и даже гениальных деятелей, чья слава пришлась на её правление.
- Карл Фридрих Иероним, барон Мюнхгаузен. Был одним из первых людей, встреченных принцессой Софией в России — стоял в карауле у дома в Риге, где она останавливалась с матерью. Уже в её правление барон дослужился до ротмистра и оставил службу.
- Архиепископ Псковский Симон (Тодорский), переводчик и проповедник. Личный духовник сначала Петра III, а потом и Екатерины.
- Василий Ададуров, лингвист и геральдист, автор одной из первых русских (а не церковнославянских) грамматик на русском же языке. Учил принцессу Софию на нём изъясняться.
- Княгиня Екатерина Дашкова, придворная статс-дама, переводчица и писательница. Одна из лидеров дворцового переворота, возведшего Екатерину на престол, впоследствии — глава Академии наук. Подняла вопрос о необходимости обозначать в русской орфографии звук Ё[2]. Была такой же деятельной и энергичной интеллектуалкой, как и сама императрица, но при этом мелочно-скупой, нетерпеливой, раздражительной и явно рвавшейся встать вровень со своей царственной наперсницей, чем и вызвано последующее охладение их друг к дружке.
- Александр Сумароков — первый профессиональный русский литератор. Начал карьеру ещё при Елизавете Петровне, однако Екатерина высоко его ценила и даже присылала на рецензирование собственные сочинения.
- Денис Фонвизин — драматург-сатирик, автор знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» (и не только их). Последний косвенным образом поспособствовал отмиранию в русских войсках одноименного звания: носящий его персонаж был выписан так издевательски, что полковники, метящие в генералы, предпочитали оставаться полковниками, нежели быть ассоциированными с ним.
- Гаврила Державин — «царь поэтов», считавшийся гениальнейшим из таковых вплоть до возмужания Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Участвовал в перевороте, возведшем Екатерину на престол, простым гвардейцем.
- Александр Радищев — оппозиционер, которого императрица, прочтя «Путешествие из Петербурга в Москву», припечатала гневной характеристикой: «бунтовщик хуже Пугачёва» (ибо покушался не на личность монарха, а на монархию как институт).
- Иван Кулибин — нижегородский мещанин, инженер-самоучка, конструктор и механик, имя которого стало нарицательным.
- Леонард Эйлер — швейцарский математик, физик, теолог, физиолог и кто только ещё не. ЧСХ, до конца жизни сохранял швейцарское подданство, хотя, раз уехав, на родину так и не вернулся.
- Александр Суворов, ходячее полное собрание военных наград европейских держав XVIII в.
- Фёдор Ушаков, непобедимый адмирал и православный святой.
- Хосе Мигель (Осип Михайлович) де Рибас — каталанский мигрант, основатель Хаджибейской крепости, вокруг которой впоследствии вырастет Одесса, и тоже эпический казнокрад.
- Дмитрий Бортнянский — украинский композитор, писавший по большей части хоровые произведения вроде религиозных гимнов, автор неофициального гимна Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе».
- Победоносным расширением России на юг и запад. Поучаствовала в трёх разделах Речи Посполитой, отвоевала у османского султана Крым и Причерноморье, планировала точно так же разделить и Турцию, а перед смертью направила завоевательный корпус в Персию, но не срослось.
- Есть, правда, мнение, что поляки, немцы и евреи, в одночасье сделавшиеся русскими подданными, принесли стране больше геморроя, нежели пользы — конфликт культур-с! А с татарами конфликта культур не было — у них, в отличие от европейцев, инокультурность видна «не по паспорту, а по морде», так что они сразу воспринимались как «другие».
- Отношением к своему сыну-наследнику постольку-поскольку — свергнув мужа, она не поторопилась дать ему каких-то важных полномочий до самой своей смерти. Павел Петрович просидел в Гатчине вечным сидельцем и вступил на престол самым пожилым русским царевичем — в 42 года! Нетрудно догадаться, что к матушке и её соратникам он особой любовью не пылал — тем более, что та гораздо больше интересовалась внуками и готовила к правлению уже юных Сашу и Костю.
- Мягким, неназойливым лицемерием — в том смысле, что на словах выступала за Просвещение и всецело соглашалась со своими знаменитыми корреспондентами, а на деле всю жизнь оставалась автократкой и несомые просветителями демократические новшества ничуть не приветствовала. Как следствие, процветала сословная мораль, дворянство получало вкусные плюшки под соусом модных идей, а сиволапое мужичьё — только прибавку к весу ярма на шее (екатерининская эпоха считается апофеозом крепостничества, которое тогда мало отличалось от рабства негров в Новом Свете). Вылилось это всё в бессмысленный и беспощадный бунт под водительством Емельяна Пугачёва, приобретший такой размах, что его уже тогда без стеснения именовали Крестьянской войной, а царица держала готовым к отплытию корабль, готовая спасаться в союзной Англии. Когда же бунт был подавлен, Екатерина вместо того, чтобы вылавливать приведшие к нему баги, только крепче закрутила полицейские гайки. При том, что на словах она, опять же, высказывалась о крепостничестве отрицательно — но против дворянства (не отдельных неугодных, а именно дворянства как системы) не смела и пикнуть, вовсе не желая, чтобы её преемник/-ца пришёл к власти тем же путём, что и она сама. Прагматизм и здравомыслие или цинизм и лицемерие?
- К тому же царица, при всей широте её взглядов, не поняла значения промышленной революции и презирала механизацию, считая, что та уменьшит количество рабочих мест. Как следствие — экономика, может, и росла, но количественно, а не качественно, и это, возможно, первый в истории бенефис России как «сырьевой сверхдержавы», экспортирующей лишь ресурсы, а не готовый продукт. Конец немного предсказуем: дефолт и обесценивание денег. Педивикия утверждает: «Внешние займы Екатерины II и начисленные на них проценты были полностью погашены только в 1891 г».
- Пугачёвский бунт был, кстати, не единственным. За два года до него случился Чумной бунт: после двухлетней эпидемии толпа с вилами прокатилась по Москве, громя карантинные посты и больницы, убила архиепископа Амвросия, запретившего молебны у иконы, как считалось, исцелявшей от чумы (потому что учёный пастырь, в отличие от них, понимал опасность заражения в толпе).
- Помимо самозванного «чудом выжившего Петра III», была ещё и самозванная княжна Тараканова. Утверждала, что бастард Елизаветы Петровны и пользовалась некоторым успехом в Европе, потом была похищена Алексеем Орловым и провела остаток жизни в казематах Петропавловки.
- Кофеманией, причём требовала заваривать напиток предельной крепости — круче было бы только жевать сухие зёрна. На пять маленьких утренних чашечек с сахаром и сливками уходил целый фунт кофе (лакеи потом дважды доваривали для себя). Угостила пару раз министров — им поплохело и пришлось сесть, такое было сердцебиение. Только к старости врачи уговорили её уменьшить дозу до двух чашек.
- Мантией до пола из меха аляскинских каланов, самого густого, тёплого и роскошного. Ни по качеству, ни уж тем более по цене никакие соболя и песцы не могли с этим сравниться.
- Напоследок, пикантный исторический факт. Из всех императоров и императриц России только обе Екатерины Алексеевны (Первая и Вторая) принципиально не имели прав на престол. До закона Павла I о престолонаследии этот вопрос регулировался соборной клятвой 1613 года, той самой, по которой царем стал Михаил Романов. Согласно ей, государем всероссийским может стать только православный потомок Михаила Романова. Неважно, по какой линии, какого пола, какого возраста — лишь бы имел в предках Михаила Романова и был православным. И если с православием вопрос при необходимости решался банальным перекрещиванием, то родство — это серьёзнее, оно уж либо есть, либо нет. И вот как с этим обстояли дела:
Император/императрица | Кровная линия к Михаилу Федоровичу Романову |
---|---|
Петр I Алексеевич | Сын Алексея Михайловича. Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Екатерина I Алексеевна | отсутствует |
Петр II Алексеевич | Сын Алексея Петровича. Алексей Петрович - Пётр I - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Анна Иоанновна | Дочь Ивана V. Иван V - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Иван VI Антонович | Сын Анны Леопольдовны. Анна Леопольдовна - Екатерина Иоанновна - Иван V - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Елизавета Петровна | Дочь Петра I. Пётр I - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Петр III Федорович | Сын Анны Петровны. Анна Петровна - Пётр I - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
Екатерина II Алексеевна | отсутствует |
Павел I Петрович | Сын Петра III. Петр III - Анна Петровна - Пётр I - Алексей Михайлович - Михаил Федорович |
все последующие | Прямые потомки Павла I по мужской линии. |
В сухом остатке получается живое подтверждение старой шутки о том, что значение имеет не тема диссертации, а фамилия научрука. «Великой» Екатерину прозвало дворянство (как служилое, так и не очень), переживавшее при её правлении свой поистине золотой век, и покуда оно обладало монополией на грамотность и культуру, сомневаться в величии государыни не приходилось. Если же взглянуть не с точки зрения аристократов, то всё становится далеко не так однозначно. Екатерина, как любой достаточно долго процарствовавший автократ, органически не выносила несогласия лично с собой, а мерилом полезности считала личную преданность себе. В конце концов это способствовало отдалению от её двора более умных людей, чем она — это критически сузило число точек зрения, с которых власть могла бы посмотреть на проблемы и решить их прежде, чем пепел жареного петуха застучит в её гузно. Однако государыня и сама не была дурой, так что, как водится в таких случаях, благополучно проправила до смерти, а трон зашатался только под наследниками…
Где воспета[править]
Фольклор[править]
- Популярное заблуждение гласит, будто Аляску продала США именно Екатерина. Поспособствовала этому, видимо, песня группы «Любэ». На самом же деле Екатерина Аляску как раз колонизировала — и, видимо, «была неправа» именно в этом. ;-)
- Ряд исторических анекдотов, связанных с царицей и её великими современниками:
- Выкупив библиотеку Дени Дидро, императрица сохранила за философом право пожизненного пользования ею, а самого Дидро назначила её хранителем. Естественно, появляясь в высшем обществе, великий вольнодумец активно и с большим успехом проповедовал, и это даже вызывало тревогу Екатерины. Однажды на одном из приёмов случился Леонард Эйлер (вариант: его пригласили нарочно, так как он заявил, что обладает алгебраическим доказательством бытия Божия). Подойдя к разглагольствующему Дидро, швейцарец торжественно произнёс: «Мсье, frac{a+b^n}{n}=x, следовательно, Бог существует! Имеете что возразить?» Дидро (математикой владевший, но далеко-о не на эйлеровском уровне) покраснел, вскипел, хлопнул дверью и выбежал вон, а после спешно исхлопотал у императрицы позволения покинуть Россию.
- Когда Александр III вступил на престол, то спросил Победоносцева, кто же был отцом Павла I. Победоносцев сначала сказал, что мог быть граф Сергей Салтыков, на что молодой император перекрестился и ответил — «Слава Богу, мы — русские!» Позднее тайный советник нашёл документы, говорящие в пользу отцовства Петра III. Император и на этот раз обрадовался, перекрестился сказав: «Слава Богу, мы — законные!»
- По количеству легенд о происхождении того или иного топонима Екатерина на втором месте за Петром.
- Якобы существовавшая во Франции пьеса про то, как императрица спала с конём (и оттого погибла, переоценив свою мощь). И якобы на эту пьесу разгневанный внук Николай I пригрозил Франции «прислать несколько тысяч зрителей в серых шинелях, чтобы они её лично освистали», если постановку не закроют. Скорее всего, такой же миф, как сама физически невозможная оргия с конём (о которой, тем не менее, упорно вспоминают, потому что... ну, сами понимаете: непристойно — значит, интересно).
Театр[править]
- Сама государыня любила и умела владеть пером. Как, впрочем, и подряжать себе на подмогу книггеров.
- «Голубая камея» — мюзикл посвящён инциденту с княжной Таракановой, и царица — второй после неё по важности женский голос.
Литература[править]
- Г. Р. Державин написал оду «Фелица», начинающуюся со строк «Богоподобная царевна…», и получил в подарок от Екатерины золотую табакерку с 500 червонцев и честь лично с императрицей познакомиться.
- Наше Всё не мог обойти столь яркую персоналию стороной.
- «Капитанская дочка» — здесь государыня выступает как бог из машины, в финале принимая ходатайство Маши об оправдании Гринёва.
- Николай Гоголь, «Ночь перед Рождеством»: царица, к которой Вакула мотался за черевичками — именно Екатерина, а придворный с перламутровыми пуговицами, утверждавший, что не справится с описанием Вакулы и «сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена» — не названный по имени Фонвизин.
- Валентин Пикуль «Фаворит» - про Потёмкина, его жизнь, про Екатерину и её двор. И просто про Россию от прибытия юной Фике и до того что было сразу после неё.
- Его же «Пером и шпагой» - про елизаветинскую эпоху. Но Екатерина уже - один из ключевых игроков в придворных интригах.
- В. Я. Шишков, «Емельян Пугачёв» — этот роман-учебник рассказывает не только о пугачёвском восстании, но и об истории дворцового переворота 1762 г. и первых годах царствования Екатерины II. Несколько сцен во время самой крестьянской войны проходят во дворце Екатерины.
- Борис Акунин, «Внеклассное чтение» — действие сюжетной линии в прошлом происходит в последний год правления Екатерины; без её личного участия, разумеется, не обошлось.
- Николай Дубов, «Колесо Фортуны» — историческая часть романа описывает дворцовый переворот, приведший к власти Екатерину, увиденный глазами небезызвестного графа Сен-Жермена. Екатерина показана с иронией, даже сарказмом, а вот Григорий Орлов — с большой симпатией.
- Александр Горбов «Дядя самых честных правил» — альтернативно-исторический цикл с швейцарскими цвергами, британскими эльфами и магами-дворянами. События разворачиваются в последние годы местной елизаветинской эпохи и Екатерина принимает в них активное участие.
Музыка[править]
- Хрестоматийное «Екатерина, ты была не права», от группы «Любэ»
- «Екатерина Алексеевна» группы «Аэлла», рок-ода императрице.
- «Императрица» группы «RADIO TAPOK, песня, посвященная войнам екатерининской эпохи
- «Гвардейский вальсок» Александра Городницкого. События песни охватывают период от прихода к власти Екатерины до восстания декабристов, но первая половина песни - как раз о ней...
Кино[править]
- «Адмирал Ушаков» (1952, «Мосфильм», Ольга Жизнева).
- «Емельян Пугачёв» (1978, «Мосфильм», Вия Артмане).
- «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины — III» (в роли царицы — Кристина Орбакайте) — часть про совсем юную Фике, которой ещё только предстоит стать императрицей.
- «Царская охота» (1990, Светлана Крючкова) — об истории княжны Таракановой.
- Экранизации Пушкина и Гоголя:
- «Капитанская дочка» (1958, «Мосфильм», неизвестная актриса, лицо не показано).
- Телеспектакль «Капитанская дочка» (1978, Наталья Гундарева).
- «Русский бунт» (2000, по мотивам сочинений «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва», Ольга Антонова).
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961, Зоя Василькова).
- «Пропавшая грамота» (1972, Лидия Вакула).
- И экранизации Пикуля.
Телесериалы[править]
- Американско-британско-советский телефильм «Молодая Екатерина» (1991, в роли Екатерины — Джулия Ормонд)
- Российский байопик «Екатерина» («Россия-1», 3 сезона — 2014, 2016 и 2019, Марина Александрова).
- «Великая» — ещё 1 российский исторический байопик («Первый канал», 2015, Юлия Снигирь).
- «Великая» (The Great) — намеренно псевдоисторический комедийный сериал: граф Орлов — индиец, граф Ростов — чернокожий. Но на фоне сюжетных поворотов эти детали вполне вписываются в происходящее.
- «Кровавая барыня» (Северия Янушаускайте) — царица помиловала помещицу, заменив наказание на пожизненное заключение.
Телевидение[править]
- Ну и как же без рекламы банка «Империал» — «Звезду Суворову АлексанВасильичу!»
Видеоигры[править]
- Civilization — Екатерина II присутствует в четвёртой и пятой играх серии как императрица России, и в «пятёрке» у неё очень крутой бонус к производству и стратегическим ресурсам..
Аллюзии, копиркины и кванки[править]
- Александр Рудазов, цикл «Архимаг» — элементы екатерининского правления имеются в образе покойного рокушского короля Заричи II Великого, при котором просияли инженерный гений Драво Стузиана (намёк на Кулибина) и военный — Бокаверде Хобокена (неприкрытого копиркина Суворова). Также местами её сильно напоминает вступившая-таки на престол Гвениола IV, с той лишь разницей, что у неё с мужем всё-таки стерпелось-слюбилось.
- Zero no Tsukaima — здешняя версия Екатерины Второй носит имя Кирхе Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст и является волшебницей. Как и оригинал, умна, влиятельна и неимоверно распутна.