Любэ
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Любэ (иногда пишется капсом: ЛЮБЭ) — советская, впоследствии российская поп-рок-группа с элементами и фолка, и бардовской песни, и чего только не — всё как у нас любят. Выступает с 1989 года и по настоящее время, хочется верить, что нескоро перестанет.
Основные деятели[править]
- Игорь Матвиенко — основатель и главный композитор.
- Николай Расторгуев — бессменный вокалист, фактическое лицо группы именно по этой причине.
Магистральные темы в творчестве[править]
- Священная наша держава. «Любэ» — одни из немногих оставшихся на современной эстраде патриотических исполнителей здорового человека, не перекашивающихся радикально ни в розово-сахарные берёзоньки-кокошнички, ни в политруковское обгавкивание инакомыслящих. И в любэшном творчестве найдётся доброе слово в адрес почти любой прослойки российского населения: и белых, и красных, и военных, и гражданских, и правоохранителей, и правонарушителей…
- Россия, которую мы потеряли — «Тулупчик заячий», «Старый барин».
- С трёхлинейкой и Георгием/С нами Бог и Андреевский флаг — «Помилуй, Господи, нас грешных», «Мой адмиралЪ» (к выходу одноименного кинофильма).
- Гражданская война в России — «Батька Махно».
- Белая эмиграция — «Там, за туманами».
- Светлое советское прошлое — «Люберцы», «Улочки московские».
- Красные с ракетами/Триколоры с ракетами — «Скоро дембель», «Самоволочка», «Давай за жизнь», «Солдат», «После войны».
- Великая Отечественная война — «Комбат», «Сталинград».
- Милиция — «Атас!», «Мент», «Прорвёмся, опера» (к т/с «Убойная сила»).
- Перестройка — «No More Barricades». С учётом нынешнего публичного имиджа группы то, что когда-то она славила перестройку и радовалась, что «мы — будущее демократии», может крепко надорвать шаблон.
- Православие — это круто — с прикрученным фитильком. Лирические герои частенько взывают к Богу («Помилуй, Господи, нас грешных») или задумываются о Нём («А заря», «Всё зависит от Бога и немного от нас»), но конфессиональная привязка по тексту песен не подсвечена, просто русская религия «по дефолту» — именно православие.
- Пейзажи Родины, без привязке к эпохе и режиму, тоже не обойдены стороной: «Берёзы» (те самые, которые «отчего так шумят», дуэтом с Безруковым), «Издалека долго» (тоже дуэтом, но уже с Людмилой Зыкиной), «От Волги до Енисея», «По высокой траве» и многое-многое другое.
- Ханы, виноградники и курорты — «По мосту». А вот тут привязка к эпохе очень даже есть, хотя и чисто на подтексте.
- Большая нерезиновая деревня - «Улочки московские», «Станция Таганская», «Москвички», «трамвай Пятёрочка».
- Россия, которую мы потеряли — «Тулупчик заячий», «Старый барин».
Тропы и штампы[править]
В творчестве[править]
- Война — это кошмар — Многие песни: «Давай за», «Солдат», «Комбат».
- Всё пошло слишком так — «Тётя доктор». Лирический герой после отравления пельменями и рыбными консервами вызвал неотложку, и ему на помощь пришла заботливая и похожая на ангела тётя доктор. Ну как в такую не влюбиться? О, счастье: прекрасная докторша вышла за героя замуж, вот только чего же он не рад? Столь желанная забота в режиме 24/7 оказалась для него пыткой; он называет свою жену стервозной врачихой и мечтает о тех самых пельмешках и консервах.
- Зелёный лейтенант — «У мента и жены-то нет, / Да какая ещё жена у мента, /Когда менту всего двадцать лет?»
- Немного переделанная песня «Был пацан» более известная по исполнению «Лесоповала» и Кобзона.
- Зловеще-пафосное песнопение — варяжская песня для мультфильма «Князь Владимир». Причём пафосное в данном случае — не религиозно-протяжное, а боевое и драйвовое, сразу показывающее, что лирические герои — крутые, но ни фига не положительные. Пожалуй, даже отчасти перекашивается в тяжёлый мифрил.
- Монооксид дигидрогена — губит людей, а вовсе не пиво, согласно одноименной песне.
- Музыкальный символ (однако не альфа, для этого группа всё-таки слишком старая и часто выстреливавшая вирулентными хитами) — «Атас!», «Батяня-комбат» и «Мы пойдём с конём». А из раннего творчества — «Дуся-агрегат» и «Ребята с нашего двора».
- По отношению к сериалам и фильмам многие песни также стали музыкальным символом: «Давай за» — т/с «Спецназ», «Прорвёмся» и «Позови меня» — т/с «Убойная сила», «Берёзы» — т/с «Участок», «Краса» — т/с «Граница. Таёжный роман», «А заря..» — х/ф «Каникулы строгого режима» и т.д.
- Настоящий полковник — батяня-комбат из одноименной песни. Конечно, ещё не полковник, а как максимум подполковник, вернее даже, что майор — но самый что ни на есть настоящий. Станет и полканом, дайте срок, если привычка «сердце не прятать за спины ребят» не сыграет злую шутку.
- Ногомяч — «Мы любим футбол».
- Песня о дружбе - «Старые друзья», «Ребята с нашего двора».
- Песня о пути домой — «Там, за туманами», «За бортом».
- Песня про железную дорогу — «Дорога», «Полустаночки»
- Тупые американцы — «Не валяй дурака, Америка». Однако, тупые-то тупые, но добрые, для лирического героя они — свои, «братва», которым он обещает пошить рубахи.
- Эффект «Реквиема по мечте» — Песня «Еду с армии домой» группы «Гуляй поле». Да и песня про армию, и стиль, и голос вокалиста отдалённо похож. Но это не «Любэ», хотя услышав эту песню случайно по радио можно так подумать.
- Я с синим завязал наглухо — «Дядя Вася». Герой песни, алкаш с золотыми руками, бросил пить после того, как от него ушла жена, забрав с собой всё имущество.
Вокруг творчества[править]
- Колебаться с линией партии — инверсия. Как сказал музыкальный критик Борис Барабанов об альбоме 2015 г. «За тебя, Родина-мать!», «тут не столько группа сочиняет на злобу дня, сколько жизнь догоняет её песни». И вцепляется так, что теперь хрен отдерёшь…
- Поэт и воин — зачётная аверсия. Анекдотом стало напоминание о том, что гламурный до гееподобия Сергей Зверев в армии служил (уволен в запас в звании старшего сержанта), а образцово-мужикастый и регулярно выступающий в камуфляже и тельнике Николай Расторгуев — нет (хотя очень хотел, но не взяли по здоровью).
- Уже не торт — на заре творчества представляли субкультуру «люберов» — этакие жёсткие романтики, мечтавшие сохранить Советский Союз, на почве этого ненавидящие «прозападников»-неформалов и лезшие в драку не из корыстных соображений, как типичные гопники, а из идейных — и выглядели соответственно: клетчатые штаны, гимнастёрки, странные причёски, значок Ленина, и пели разухабистые песни: «Клетки», «Дуся-агрегат», «Батька Махно», «Атас». Современному поколению известно только, что это группа, полная квасного патриотизма, песен про берёзки и она нравится Главному, что, в принципе, недалеко от правды.
- Троп был актуален, пока эти самые гопонормисы-любера не выросли в солидных пузатых дяденек и не воссели в высоких креслах, для чего любовь ко всему патриотичному, включая творчество «Любэ», весьма пользительна.
Культурное влияние[править]
- Звирьмариллион — «Мелькору из всех Аинур были даны самые мощные усилитель и колонки, и те, кто плавали в пространстве рядом, невольно тоже подхватили истошные вопли: „Атас! Веселей, рабочий класс!“. Уловив лажу, Илюватор поднялся и с отеческой улыбкой завел новую песню, и в ней была новая сила и новая красота. Но прекрасные звуки темы про белые розы в злые морозы вновь были заглушены криками: „Танцуйте мальчики, любите девочек!“ — и хотя среди аинур не было ни мальчиков, ни девочек, Мелькор вновь стал побеждать»
- Метавселенная Рудазова — Олег Бритва творчество «Любэ» весьма котирует, хотя и не так сильно, как, скажем, Кипелова. И был очень рад на Земле (+10) услышать по радио голос местного Расторгуева — «у него даже репертуар не изменился. Еще бы — настоящее искусство ценится при любом режиме…»