Return of the Obra Dinn
Return of the Obra Dinn | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | Квест (жанр) |
Год выхода | 2018 |
Разработчик | 3909 LLC |
Издатель | 3909 LLC |
Платформы | PC, macOS |
Режимы игры | Одиночная |
Return of the Obra Dinn — детективная адвенчура с во-о-о-от таким вот налётом мистики от создателя Papers, Please Лукаса Поупа.
Extra! Extra!
Торговое судно Британской Ост-Индской Компании «Обра Динн», спущено на воду в Лондоне в 1796 г. Капитан — Роберт Уиттерел, 51 душа экипажа, 9 душ пассажиров. Вышло из Фалмута в 1802 г. В точке рандеву у мыса Доброй Надежды не появилось. Вернулось в Фалмут в 1807 г. Для расследования причин произошедшего на судно направлен старший инспектор по страхованию.
Как нетрудно догадаться, инспектором управляет играющий. Корабль-призрак мерно качается на прибрежных волнах, недовольный лодочник бурчит, мол «чаво там смотреть, и так все помёрли», полная луна сквозь лёгкую облачность серебрит верхнюю палубу. На шканцах, у входа в капитанскую каюту, лежит истлевшее тело. В сундучке инспектора обнаруживаются книга и странные часы…
Собственно, мистика начинается уже здесь, ибо часы «memento mortem» позволяют переживать последние секунды жизни найденных людей, а так же «выдёргивать» из небытия трупы, которые по каким-либо причинам физически отсутствуют на борту. Также в распоряжении играющего имеется весьма сподручная книга, в которую записываются произошедшие события злополучного плавания. Книга оборудована судовой ролью, парой рисунков, изображающих экипаж и пассажиров и схемой палуб судна. Вооружившись всеми этими чудесами довикторианской эпохи, игрок приступает к методичному распутыванию сложного клубка событий, в котором будут заговоры и предательства, отвага и трусость, а так же корова и кракен.
Распутывание работает так: инспектор находит труп, воздействует на оный часами, сморит застывшую сцену гибели в полном тридэ. Можно побродить по месту события, подметить про себя всякие детали, осмотреть свидетелей и послушать звуковую картину произошедшего. Далее книга открывается на одной из страниц, куда заносится расшифровка фраз, план места произошедшего и изображение преставившегося. Задача инспектора — сопоставив все полученные данные, верно поименовать покойника, указать причину его гибели и, если произошедшее не несчастный случай, его убийцу.
Лютой атмосферности игре добавляет, во-первых, её визуальный стиль — однобитный, монохромный и контурный, имитирующий графический вывод древних «Макинтошей» (хотя в настройках доступно ещё с полдесятка фильтров, от «Коммодора», до «ZVM 1240»), а во-вторых, весьма привязчивые музыкальные темы, традиционно написанные самим Поупом.
Good ol' tropes for ya, lad
- Анатомия Кена — её можно наблюдать у художника Эдварда Спратта, который был убит со спущенными штанами.
- Антизастревательная фича — игра учитывает вариативность в определении причин некоторых смертей. Автозакладки в книге позволяют отмечать только те ситуации, в которых присутствовал выбранный персонаж. Также, при осмотре места смерти, можно подойти к любому человеку, подсветить его по правому клику мыши и увидеть его на рисунке из книги. Эта неочевидная фича страшно помогает при определении рода занятий персонажей.
- Античитерская фича — для того, чтобы играющий не увлекался брутфорсным перебором вариантов, игра проверяет правильность заполнения книги тройками.
- Артефакт — содержимое сундука формозских аристократов. Магнит для сверхъестественного и жуткое оружие в придачу.
- Безымянный герой — святой рандомий даже пол инспектора генерирует случайно. Максимум безликости. Бездушная компания бездушна. Отчёты предоставлять в лондонскую канцелярию.
- Бой-баба — пассажирка Мэри Джексон, мстя за гибель стюарда первого помощника, укладывает выстрелом из «браун бесс» марсового Волкова.
- Бонус для гениев — если вы знаете, кто такие «ласкары» (для тех, кто не знает — матросы-индийцы, в большом количестве обитавшие в портовой части Лондона) или что носили французские моряки, идентифицировать некоторых членов экипажа будет проще.
- В общем, все умерли — здесь почти все, кроме четверых беглецов, умерли ещё задолго до начала игры, а один из четвёрки выживших скончался незадолго до её конца. Узнать, КАК они все отправились на тот свет — это и есть цель игры.
- Воссоединиться в смерти — перед тем, как застрелиться, капитан Уиттерел просит у своей покойной жены прощение за убийство её брата и выражает надежду на свою скорую встречу с ней.
- Героическое самопожертвование — третий помощник Перротт и пассажир Ит-Бен-Ся.
- Герой с плохой репутацией — судьба капитана Уиттерела. Для Компании не существует понятия «самооборона». Если же во всех графах «убийца» проставить его имя, можно даже заработать особую ачивку.
- Ну, прямо скажем, герой из капитана так себе. Если бы судно всё же куда-то прибыло, ему как минимум пришлось бы отчитываться за расстрел иностранного подданного. Да и вообще, особо приятным человеком капитан никак не является.
- Он же — крутой капитан и амбидекстр (из пистолета предпочитает стрелять с левой руки, что заметно в сценах смерти Пауля Росса и Леонида Волкова)
- Графон не нужен — достаточно посмотреть на скриншоты или, прости господи, летсплеи. Контраст, дизеринг и вайрфрэймы.
- Гуро — судьба марсового Мабы, канонира Вольфа и его помощника Виатера. Некоторые смерти, не показанные так графично, имеют крайне неприятное звуковое сопровождение.
- Дойти до самоубийства — капитан Роберт Уиттерел, потерявший любимую жену, застреливший своего лучшего друга и вообще оставшийся последним живым человеком на «Обра Динн», застрелился их пистолета.
- Доктор Поц — доктор Эванс не спас ни одного больного или раненого. Во всяком случае, такие выводы можно сделать, имея доступ только к просмотру сцен смертей персонажей и ни к чему другому. Да и то, кто-то же подлечил раненого в ногу рулевого.
- Досрочная концовка — можно уйти практически сразу же, заполнив всего пару страниц. Компания, разумеется, будет недовольна, всей истории мы так и не узнаем, а доктор Эванс умрёт разочарованным и не облегчившим душу.
- Золотая концовка — а вот если верно заполнить книгу целиком, через некоторое время инспектору предоставится возможность узнать недостающую часть истории.
- Злодей — однозначно второй помощник Николс. Ослеплённый жадностью, сначала убил невинного человека, обрёк на смерть другого, затем подбил на преступление ещё пятерых. В общем итоге одиннадцать трупов, включая виновника. Да и большинство последующих смертей тоже можно списать на последствия действий этой сволочи.
- Из последних сил — плотник Уинстон Смит. Уже пронзённый когтями чудовища, нашёл силы в упор садануть в оное из мушкетона.
- Кракены и спруты, Инсектоиды и Морской народ — во всей своей красе. Мистика же.
- Красная сельдь — причин смерти, доступных для выбора, заметно больше, чем тех, что реально имели место на на борту «Обра Динн». Например, никто из членов экипажа и пассажиров не умирал от старости, не замерзал насмерть (несмотря на то, что одна из глав называется «Лютый холод»), не был сожран или застрелен из лука. А среди появлявшихся в игре чудовищ нет ни одного, способного нанести смертельный удар копытом или крыльями[1], по причине отсутствия таких частей тела. Как нет и таинственного «врага извне» — все убийства совершены либо людьми, которые есть в судовом журнале, либо чудовищами.
- Круто, но опасно — ракушки, похоже, накапливают или вырабатывают энергию и при открывании сундука разом её высвобождают. Как минимум двое из открывших сундук погибли от ожогов.
- Лжерусские — АЛАРКУС Никишин?! В локализации его переименовали в Александра.
- Летучий Голландец — «Обра Динн». Вояж не задался с самого начала, дальше же всё было только хуже.
- Месть за близкого — перед тем, как дезертировать с корабля, матрос Натан Петерс забил до смерти матроса Ларса Линде, считая того виновным в гибели своего брата Сэмюэля Петерса. И уверения свидетелей о том, что Сэмюэль погиб в результате несчастного случая, мстителя не убедили.
- Мочить в сортире — первой жертвой кракена стал художник Эдвард Спратт, раздавленный щупальцами прямо в гальюне во время справления большой нужды.
- Надмозги — текст переведён вполне неплохо, но вот момент с «убит из пистолета» запутывает. Имелось в виду просто «огнестрельное оружие», «gun». Уже исправлено патчем.
- Нелинейное повествование — регулярно. Первый же найденный труп оказывается одним из самых «свежих» по хронологии событий. Каждый следующий труп швыряет нас в разные временные точки, не запутаться в которых помогает книга — в неё волшебным образом всё записывается строго «как оно происходило».
- Нет, не тот — плотник Уинстон Смит. Хотя может это и намеренно.
- Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным — после заполнения книги нам дают на подпись страховой отчёт, в котором рассчитываются суммы взысканий или поощрений семьям погибших. Даже в том случае, если убийца действовал из лучших побуждений, например, предотвращал мятеж, или пытался уничтожить монстра, но случайно попал в человека, с семьи покойного удержат пару десятков фунтов.
- Опознавательная татуировка
- Торс марсового Мабы покрыт необычными татуировками, указывающими на то, что этот товарищ родом из каких-то экзотичных мест. Таких, например, как Новая Гвинея.
- Марсового Тимоти Бьютмента можно опознать по женщине, вытатуированной на его руке. В первой части второй главы он спит в гамаке с номером 37, с головой накрытый одеялом, из-под которого свешивается рука с татуировкой. Заглянув в список команды, получаем соответствующее этому номеру имя. А в сцене с его гибелью этого персонажа видны и татуировка, и лицо.
- Откровение у холодильника — обратите внимание на странное сияние в воде, видимое на левом траверзе. После золотой концовки поневоле задумываешься о последней просьбе третьего помощника, и о том, как она была исполнена…
- Побег пополам с дезертирством — аж три раза. Удачными оказались далеко не все.
- Посмертный персонаж — кажется, абсолютный рекорд: пятьдесят шесть человек давят педаль прямиком в логово Кракена.
- Разнообразить униформу — капитан, его помощники, гардемарины и стюарды одеты как раз по форме, а вот матросы — наш троп. Как минимум троих можно легко идентифицировать буквально с первого взгляда.
- Рубашка не нужна — жизненное кредо новогвинейского марсового Мабы. И то верно, носи он рубашку, никто не увидел бы его крутые татуировки.
- Русским всегда достается пополам с Эти злобные русские… — из трех русских (между прочим, самые здоровенные моряки на борту!) двое примкнули к Николсу и пали от рук русалок, а третий, пытаясь сбежать с корабля, убил безобидного стюарда и получил пулю от одной из пассажирок. Ничуть не лучше оказался и поляк — намеревался дезертировать с корабля и всадил нож в спину услышавшему его план гардемарину. Впрочем, в этой игре «досталось» практически всем персонажам вне зависимости от их национальности или морального облика.
- Сарказм — на вопрос перевозчика «И как мне поднять этот сундук на борт?» инспектор отвечает: «Аккуратно».
- Удивительно правильный иностранный язык, который заодно ласкает слух — во втором эпизоде три карточных игрока говорят на чистейшем русском.
- Что стало с мышонком? — обезьянка доктора, стюард капитана, третий помощник. Куда они подевались? Станет ясно только при полном прохождении.
- Шок и трепет — думаете, причина «скончался от удара током» добавлена в список шутки ради и вообще анахронизм? А вот и нет! Марсовый Хян Ли погибает от удара молнии.
One big fat spoiler, mate
Практически с самого начала плавания всё идёт не так. Сорвавшимся грузом убивает матроса Петерса, равно как и неизвестного «зайца», пытавшегося пробраться на борт в бочке. На полпути к Канарам от лёгочной болезни умирает пара матросов-индусов.
У Канар начинает претворяться в жизнь первый заговор — вторпом Эдвард Николс планирует похитить у формозских аристократов загадочный сундук и сбежать с ним на ближайшие острова. Пытаясь осуществить задуманное, он оглушает охранника Лана, но привлекает шумом мимопроходящего пассажира Нунцио Паску, которого и убивает. Желая улучшить шансы, Николс подговаривает одного из китайских моряков неправильно перевести показания Лана, чем подписывает тому смертный приговор. Лана казнят через расстрел (эту сцену мы видим на одном из рисунков в книге). После этого Николс с группой соучастников похищает сундук, берёт в заложники аристократов, убивает одного из честных моряков и пытается скрыться на паре шлюпок. Из моря появляются русалки с ракушками и убивают практически всех беглецов. Ит-Бен-Ся убивает стюарда вторпома и открывает сундук, погибая в процессе. Из сундука вырываются струи пламени, оглушающие русалок. Выживший вторпом грузит русалок на лодки, собирает ракушки, возвращается к судну, но гибнет от выстрела последнего формозца.>
При попытке поднять тела на борт, недобитые русалки убивают ещё четверых членов экипажа. Стюард капитана Филипп Даль, уверенный в том, что судно теперь проклято, нападает с тесаком на одного из матросов и отсекает несчастному ногу. Даля запирают в лазарете с телами русалок. Туда же относят сундук, стюард открывает его и гибнет, извлекая оттуда таинственную светящуюся раковину.
Во время страшной грозы разрядом молнии убивает одного из марсовых. В этот же самый момент на судно нападают паукообразные чудовища со всадниками. Экипаж отчаянно сражается и, понеся тяжёлые потери, уничтожает нападающих.
После этого на несчастное судно обрушивается кракен. Корабельного художника утаскивает прямо с гальюна, канонира и одного из матросов убивает выстрел в упор из сорвавшейся пушки, ещё одного матроса и стюарда третьего помощника давит сорвавшимися пушками, один из гардемаринов взрывается вместе с пороховой бочкой, троих дезертиров в лодке топит чудовищное щупальце, другие щупальца утаскивают рулевого, разрывают на части одного из марсовых и помощника боцмана, а самому боцману отрывают руку. Жена капитана, неосторожно вышедшая на верхнюю палубу, гибнет под тяжестью упавшего рангоута.
В это время капитан спускается в лазарет и убивает двух оживших русалок, требуя от них избавления от кракена. Не добившись ответа, он уходит и выбрасывает раковины русалок за борт. Третий помощник Перротт забирает последнюю раковину у мертвого Даля, отдаёт её выжившей русалке и подставляется под её удар, прося взамен благополучного возвращения «Обры Динн» в Англию. Русалку уносят и выпускают в море стюарды. Доктор не может попасть в лазарет и убивает свою ручную обезьянку, чтобы получить возможность в будущем получить доступ к произошедшим с лазарете событиям через её оторванную лапку.
Эванс вместе с парой пассажирок и стюардами бегут с судна на шлюпке, один умирает в потасовке. Тем временем, помощник канонира Виатер пытается поднять мятеж против капитана, но терпит неудачу из-за слишком внимательного гардемарина. В ходе потасовки в живых на корабле остаются четверо: капитан, первый помощник Хоскат, матрос Бреннан и марсовый Уокер. Капитан запирается в каюте, в то время, как трое прочих моряков пытаются выкурить его наружу, в надежде найти таинственную раковину. Их попытка проваливается — капитан убивает всех в порядке самообороны. После этого он перезаряжает пистолет, садится у тела погибшей жены и кончает с собой.
Уцелевшие беглецы успешно добираются до берегов Африки, где и живут, стараясь забыть о произошедшем. Доктор Эванс же, узнав о том, что «Обру Динн» видели неподалёку от берегов Англии, отправляет на имя старшего инспектора пустую книгу и странные часы. Получив по почте от инспектора заполненную книгу, Эванс отсылает её обратно вместе с мумифицированной лапой убитой обезьянки, чтобы вся правда о том, что случилось на «Обре Динн», увидела свет.
Примечания
- ↑ Чисто теоретически убить кого-нибудь копытом могла бы корова. И в сцене с её забиванием мясник даже выражает подобные опасения. Но во-первых, ничего подобного так и не произошло, а во-вторых, называть корову чудовищем — это явны перебор. Тем не менее само наличие таких вариантов намекает на то, что в мире игры водятся копытные и крылатые монстры.