Полицейский-ковбой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cowboy J-Pop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Не всё можно разрешить с помощью твоей стратегии сначала мириться, потом стрелять, пострелять ещё много, а затем, когда все мертвы, может быть, подумать о том, чтобы задать вопрос-другой. »
— Президент Улисс Грант, «Дикий, дикий Вест»
«Кобра» с Сильвестром Сталлоне

Полицейский-ковбой защищает закон, но в основном занят восстановлением справедливости. Справедливость и закон обычно находятся в сложных неоднозначных отношениях, так что ратующему за, разумеется, в первую очередь справедливость ковбою часто приходится закон нарушать. Оправдывается он обычно тем, что только так и можно поступать с отбросами общества, подлыми мошенниками, убийцами-психопатами и прочей подобной публикой. Часто ковбой занимается борьбой с организованной преступностью или маньяками-убийцами, а также раскрывает различные заговоры, масштабные и не очень.

Термин появился в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984) и был популяризован «Крепким орешком» (1988).

Ковбои обожают погони. Нет ничего веселее перестрелки на скорости сто миль в час или беготни по пожарным лестницам, кухням мелких забегаловок и станциям метро.

Как правило, ковбой с самого начала является антигероем, что вполне естественно — в средствах он не стесняется. С другой стороны, это не мешает ему быть симпатичным — в конце концов, он делает правильное дело так, как умеет, грубо и по-мужски, просто плюёт на формальности. Коллеги его терпеть не могут и слушать не хотят, однако в конечном итоге оказывается, что ковбой всё-таки был прав.

Полицейский-ковбой не заботится о возможном разрушении собственности. Его главная задача — поймать преступника. Стреляют ковбои много и метко и очень не любят, когда им грубят. После очередного разрушительного рейда (с трупами и миллионными убытками) шеф полиции просит ковбоя вернуть полицейский значок. После этого ковбой превращается в обычного вигиланта — в конце концов, он нарушал закон, будучи полицейским, какой смысл останавливаться теперь? Главное — восстановить справедливость. Вылазка, естественно, заканчивается успешно, а героя берут обратно на работу — до следующего, довольно скорого, раза.

Иногда ковбоя переводят на другое место работы, где его методы уместней — например, к людям в чёрном или ФБР.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Даниил Корецкий «Антикиллер». Майор милиции Филипп Коренев, известный по прозвищу Лис, выжимает педаль в пол. Убийцу и насильника он под угрозой расправы заставляет признаться в содеянном и показать, где закопан труп последней жертвы. Преступник же с помощью связей переводит стрелки на Лиса, обвиняя того в превышении должностных полномочий, после чего гибнет от его руки.
  • Романы Фредерика Дара: Сан-Антонио, один из ярчайших представителей тропа. Автор даже имя ему дал в честь города в Техасе.
  • «Архимаг» — Ванесса Ли. Правда, в полную ширь американо-китайской души развернулась уже после увольнения, но и до того не стеснялась воспользоваться личным магом, чтобы угостить подозреваемого сывороткой правды или допросить убитого.

Кино[править]

  • Ещё до появления термина вышли ранние фильмы из пенталогии «Грязный Гарри».
  • Трилогия «Полицейский из Беверли-Хиллз».
  • Жан-Поль Бельмондо в нескольких фильмах («Страх над городом», «Вне закона», «Одиночка») воплотил такого на экране, с поправкой на европейскую специфику.
  • Успешный румынский клон героев Бельмондо — комиссар Тудор Миклован из фильмов Серджиу Николаеску. В семидесятых — восьмидесятых был эталоном тропа для зрителей социалистических стран. Миклован настолько полицейский-ковбой, что вооружён «смит-и-вессоном».
  • «Безумный Макс» — собственно Безумный Макс в первом фильме, пока ещё была полиция.
  • Цикл «Крепкий орешек» (Die Hard). Весь первый фильм Ганс так и называет МакКлейна ковбоем с его же подачи.
  • «Кобра» с Сильвестром Сталлоне. Согласно фильму, там целое подразделение таких для борьбы с особо отмороженными.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз.
    • «Заряжённое оружие, фильм первый» (Loaded Weapon 1) — пародия на «Смертельное оружие» и ещё много на что до кучи. Сабж обстебали как могли.
  • Трилогия «Робокоп» (1987—1993) — квази-киберпанковое переосмысление сабжа.
  • «Последний киногерой» — пародия на сабж.
  • The Hard Way (надм. «Напролом», а то даже и «Трудный путь»; правильно: «По-плохому») — стёб над сабжем.
  • «Traxx» (1988) — и ещё одна, совсем уж малоизвестная даже в Америке, но тоже смешная пародия на сабж.
  • Два главных героя трилогии «Час пик» — тоже, в общем, соответствуют, но если китайца это тяготит, то чернокожий откровенно прётся.
  • «Детсадовский полицейский» — Джон Кимбл как раз такой: «Я — гроза вечеринок!»
  • В первых четырёх фильмах с собой в главной роли («Над законом», «Смерти вопреки», «Помеченный смертью», «Во имя справедливости») Стивен Сигал, в общем, это и играет.
  • Лоренцо Ламас именно такого копа сыграл во многих своих фильмах (в трилогии «Пожиратель Змей» — педаль в пол).
  • «Буллит» — собственно сам Френк Буллит.
  • «Осмосис Джонс» — заглавный герой.
  • «Жестокий полицейский» Такеши Китано — японский взгляд на сабж.
  • «Круто сваренные» и «Убийца» Джона Ву — гонконгский взгляд на сабж.
  • «В погоне за Бонни и Клайдом» Дж. Ли Хэнкока — главные герои являются техасскими рейнджерами, то есть полицейскими и ковбоями одновременно.
  • «Вендетта по-корсикански» — аверсия. Вся Ницца подозревает комиссара полиции — этнического корсиканца — в том, что это он убивает одного за другим братьев-бандитов в отместку за расстрелянную ими сестру. Но комиссар, как принципиальный страж правопорядка, с самого начала отказался от такой заманчивой идеи: на самом деле мстители — его престарелые тётки.
  • «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» — шериф Хартман, который потерял дочь из-за семьи маньяков. После того, как будущий любитель побегать по Техасу с бензопилой сбежал из психушки, страж порядка рассмотрел это как хорошую возможность поймать и убить его, а заодно всех остальных психов. Как покажет серия «Техасская резня бензопилой», он был прав в своей ненависти.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • В каком-то смысле Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Города не крушит, но отношение к закону, скажем так, гибкое. Главное, чтобы вор сидел в тюрьме, а детали не важны. Благодаря прикрученному фитильку — чуть ли не самый реалистичный из примеров в статье. В крутого качка, взрывающего машины, поверить трудно, а вот в хитрого и жестокого мужика, умеющего повернуть закон как дышло во имя справедливости, — вполне.
  • Первый сезон «Улиц разбитых фонарей». Поначалу «ковбойствовали» почти все. Постепенно стало сходить на нет.
    • Казанова (Казанцев) «ковбойствовал» до конца.
  • «Ментовские войны» — Шилов и Иванов-«Джексон».
  • «Мент в законе» — Степан Круча.
  • «Последний мент» — Леха Дивов.
  • «Балабол». Протагонист Александр Балабин — яркий образчик сабжа, причем местами с деконструкцией и прочими играми с тропом (хоть те и едва обозначены). Люди любят такие боевики и такие типажи, и авторы сумели обыграть это ничуть не пошлым образом.
    • В данном случае имеет место быть даже не сколько деконструкция, сколько ироничность. Которая в целом неплохо держится на актёрском таланте Юшкевича. Всем остальным актёрам достаточно было отыграть «всего лишь натурально». Каждый из семи сезонов (на подходе восьмой) намеренно снимали «слишком жёстко для курьёза, слишком стёбно для серьёза».

Зарубежные[править]

  • «Лютер» — Джон Лютер, главный герой. При этом оружие не носит.
  • «Крутой Уокер» собственной персоной.
  • «Настоящий детектив» — Растин Коул.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз.
  • «Старски и Хатч» — оба детектива часто сами ведут себя, как преступники. Их методы ведения дел, помимо ковбойства, включают в себя шантаж, вымогательство, взятки и запугивание.
  • «Третья смена» — сержант Марица Круз давит педаль в пол. С прикрученным фитильком — офицер Морис Луис Боскорелли.
  • «Без следа» — Джек Мэллоун живёт, руководствуясь принципами: «К чёрту закон, я делаю добро!» и «Я хороший, мне всё можно». Непонятно, как его за иные выходки не посадили в тюрьму, не выгнали и из ФБР и даже не понизили в должности.
  • «C.S.I. Место преступления: Майами» — лейтенант Горацио Кейн.
  • «C.S.I. Место преступления: Нью-Йорк» — детектив Мак Тэйлор, с прикрученным фитильком. Он никогда не пересекает черту законности, но часто скользит по самому её краю.
  • «Gotham» — Джим Гордон, с прикрученным фитильком. По мере продвижения сюжета фитилёк постепенно выдвигается, и к середине третьего сезона это уже почти кристальный пример тропа: взял в заложнике одного мэра и пристрелил второго, принимал участие в мафиозных войнах, выбивал долги для Пингвина, отсидел в колонии строго режима, откуда сбежал при содействии мафии, напал на тюремный фургон, перевозящий опасного заключённого, дабы этого заключённого освободить, шантажировал комиссара полиции и арестовал собственного капитана, а под конец и вовсе убил мужа своей бывшей у неё на глазах. Впрочем, так было надо и Гордон убивает лишь в крайних случаях, когда иного выхода нет(мужа бывшей например убил потому, что того заразили вирусом безумия, и он мог убить девушку).
  • «Касл» — деконструкция: трое копов-ковбоев похитили двух бандитов и убили одного из них, а тот возьми да окажись их коллегой, работавшим под прикрытием! Недолго думая, они решили свалить вину за убийство на оставшегося в живых бандита. Адвокат Джоанна Беккетт, мать Кейт, соглашается защищать этого человека и в итоге сама становится жертвой убийства.
    • а вот детектив Слотер - как раз яркий пример тропа, но подается как отрицательный персонаж.
  • «Кувалда» — инспектор Следж Хаммер, пародия в режиме педаль в асфальт.

Мультсериалы[править]

  • Gargoyles — Элиза Маза.
  • Fillmore! — Корнелиус Филлмор, в меньшей степени его напарница Ингрид Фёрд. Мультсериал пародирует полицейские фильмы и сериалы — неудивительно, что и главный герой — ходячий штамп с поправкой на возраст.

Комиксы[править]

  • «Майор Гром» — собственно, главный герой.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — Гаррус Вакариан. Увидев возможность поприключаться по Галактике в компании Спектра и без унылых полицейских правил, тут же ухватился за такой шанс обеими руками и в полицию больше не вернулся.
  • «Mortal Kombat» — Кёртис Страйкер.
  • Hotline Miami — детектив Мэнни Пардо, лично уничтожающий бандитов пачками. Пленных брать не любит. А ещё является маньяком, которого сам же и разыскивает.

Overwatch — изначально таковым был Габриэль Рейес, до превращения в Жнеца, а так же Джесси МакКри, которого в своё время тот же Рейес в Овервотч и притащил.