Вольнодумец

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Либертин»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Как добродетелен! Какого полн смиренья!
Себе же самому вменяет в преступленье,
Ничтожнейший пустяк, безделку, чепуху.
Вот — за молитвою поймал на днях блоху,
Так Небу приносил потом он покаянье,
Что раздавил её без чувства состраданья!
Как вам не совестно? Что за галиматья?
Вы, верно, шутите? Ушам не верю я.
Так может поступать лишь плут или безумец!
— Опасные слова. Вы, шурин, вольнодумец.
»
— Мольер, «Тартюф». Спор сабжа с диаметральной противоположностью

Вольнодумец (просторечное «фармазон», подразумевалось «франкмасон»[1], зарубежное - либертин) — персонаж эпохи Просвещения, являющий собой противоположность борца за нравственность. Либертин — за все свободы, включая сексуальные и, зачастую, даже свободу от морали. Любить друг друга во все отверстия и в разных сочетаниях, принимать всевозможные вещества, свергать тиранов, убивать неприятных людей на дуэлях, переходить дорогу в неположенном месте — всё это, по его мнению, должно быть дозволено. Как минимум ему подобным аристократам, а если либертин революционно настроен — то и всему народу.

Реальные моральные качества этого персонажа могут быть самыми разными: это может быть как в принципе положительный персонаж, просто любящий демонстративно нарушать нормы приличия и эпатировать публику, так и злодей или козёл, выступающий в амплуа Я плохой, мне всё можно.

Примеры[править]

(link)

Libertine часть 1

Литература[править]

  • «Опасные связи» Шодерло де Лакло. Главные герои — виконт де Вальмонт и маркиза де Мертёй — именно либертины, он открыто, она тайно.
  • Многие персонажи маркиза де Сада. Начинают как троп, кончают как зоонекропедофилы.
  • «Простофиля Вильсон» Марка Твена. Главный герой вольнодумец, что очень нетипично для глухого городка на американском Юге XIX века. Но также вольнодумцем является самый уважаемый (!) житель города.
  • «Интервью с вампиром»: Лестат, похоже, отыгрывает именно имидж сабжа.
  • Все положительные герои Панкеевой. Все они. Наиболее показательно:
    • Эль Драко, «золотой голос Мистралии», эпический гуляка и бабник, продвигавший в своём творчестве идеи сексуальной революции (на фоне околосредневекового[2] сеттинга, на минутку). Не до конца перестал радовать публику даже в ипостаси Кантора — одни пробежки по дворцовому парку с голым торсом чего стоят.
    • Орландо — ученик Эль Драко, бард, раздолбай, травокур, полуэльф. И король. Несчастная страна Мистралия, за что ей всё это…
    • Шеллар, несмотря на внешнюю чопорность и стоическое следование традициям, в душе считает их дремучим пережитком и как может пытается реформировать жизнь королевства в более прогрессивную сторону.
    • Ольга и Жак по понятным причинам.

Кино[править]

  • Одноимённый фильм, целых два:
    • Распутник /Le libertin (2000) — про создание первой французской энциклопедии. В красках и лицах описана не только личная позиция Дидро, но и представленный церковники того времени. Да и про столкновение систем ценностей.
    • «Распутник» с Джонни Деппом — главный герой, поэт и либертин Джон Уилмот, граф Рочестер, как и в реальной жизни, дохнет от сифилиса.

Настольные игры[править]

Музыка[править]

  • Два одноимённых клипа Милен Фармер.

Реальная жизнь[править]

  • Вольтер. И тот самый де Сад.
  • Теофиль де Вио, Жак Валле де Барро и Дени Санген де Сен-Павен. Три поэта, три либертина, две пары любовников.
  • Алистер Кроули, любитель сексуальной магии и всевозможного эпатажа и просто толстый (во всех смыслах) тролль; называл себя «зверем 666» и очень любил, когда его считали «чёрным магом». В итоге получил от «приличной публики» титул «самого плохого человека в мире», чем очень гордился. А ещё абсент употреблял в годы «чернушной» компании и всеобщего запрета.
  • А также Антон ЛаВей, основатель сатанизма как философского движения.
  • Уильям Берроуз, а также движение битников в целом.

Примечание[править]

  1. Осторожно: это словоупотребление XVIII—XIX веков! (См., например, роман-эпопею «Война и мир».) На блатном жаргоне XX—XXI веков «фармазон» означает мошенника, который избегает насильственных действий, а целей своих достигает, втираясь к людям в доверие (Остап Бендер именно таков; а словоупотребление см., например, в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»).
  2. Как по техническому развитию, где дыры в технологиях успешно затыкаются магией, так и по социальному развитию страны мира Дельта ближе к эпохе Реформации или Просвещения.