Голливудская нищета: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 74: Строка 74:
* «[[Friends|Друзья]]» — Рэйчел и Моника живут в просторной квартире в престижном районе Нью-Йорка под названием West Village. Квартира эта досталась Монике от бабушки, но какую сумму подруги вынуждены тратить на квартплату? Моника работает поварихой, а Рэйчел — официанткой в городской кофейне, но при этом они живут на широкую ногу, регулярно закупаясь в лучших универмагах города. Не стоит забывать и о дорогостоящих гастрономических предпочтениях Моники. Традиция собираться по вечерам в кофейне с прочими друзьями тоже отнимает немалую часть бюджета девушек. Откуда средства?
* «[[Friends|Друзья]]» — Рэйчел и Моника живут в просторной квартире в престижном районе Нью-Йорка под названием West Village. Квартира эта досталась Монике от бабушки, но какую сумму подруги вынуждены тратить на квартплату? Моника работает поварихой, а Рэйчел — официанткой в городской кофейне, но при этом они живут на широкую ногу, регулярно закупаясь в лучших универмагах города. Не стоит забывать и о дорогостоящих гастрономических предпочтениях Моники. Традиция собираться по вечерам в кофейне с прочими друзьями тоже отнимает немалую часть бюджета девушек. Откуда средства?
** Квартира не в собственности, а по договору, который в данном случае не пересматривается и не индексируется — Моника платит столько же, сколько платила бабушка на момент заключения договора. Моника не повариха, а вполне себе шеф (хотя им она работает не всегда). Что же до Рейчел… Ну, симпатичная девушка получает хорошие чаевые, да и Гантер к ней неровно дышит.
** Квартира не в собственности, а по договору, который в данном случае не пересматривается и не индексируется — Моника платит столько же, сколько платила бабушка на момент заключения договора. Моника не повариха, а вполне себе шеф (хотя им она работает не всегда). Что же до Рейчел… Ну, симпатичная девушка получает хорошие чаевые, да и Гантер к ней неровно дышит.
*** В одной из серий друзья разделились на две группы: обеспеченные Росс, Моника и Чендлер, живущие на широкую ногу, и Джо, Фиби и Рейчел, еле сводящие концы с концами. Поэтому Моника точно не нищая, да и как дочь богатых родителей она явно имеет сбережения. Ну а Рейчел, по всей видимости, в их с Моникой тандеме выступает в роли женской версии Джо для Чендлера. Ну, в лайт-версии: через раз скидывается на коммуналку и продукты, подолгу не отдает взятые в долг деньги, но в целом себя прокормить может и в ставшее общим жилье худо-бедно вкладывается. А потом и вовсе устроилась на хорошую работу и присоединилась к "клубу обеспеченных". Про Джо же постоянно подчеркивается, что Чендлер его практически содержит.
* «[[w:В Филадельфии всегда солнечно|В Филадельфии всегда солнечно]]» — все члены банды имеют весьма скромные заработки, но Ди живет одна в очень просторной квартире и не парится по поводу большой квартплаты. Кроме того, кажется, ни у кого из банды не бывает недостатка в средствах для воплощения в жизнь тех сумасшедших схем, которые они придумывают каждую неделю.
* «[[w:В Филадельфии всегда солнечно|В Филадельфии всегда солнечно]]» — все члены банды имеют весьма скромные заработки, но Ди живет одна в очень просторной квартире и не парится по поводу большой квартплаты. Кроме того, кажется, ни у кого из банды не бывает недостатка в средствах для воплощения в жизнь тех сумасшедших схем, которые они придумывают каждую неделю.
* «Детектив Нэш Бриджес» — автомобиль главного героя «Плимут Барракуда» 1971-го года (нет данных, что в его машине стоит 7-литровый Hemi) для лейтенанта полиции уж больно крут: на момент съемок сериала стоимость оригинальной «Хемикуды» могла доходить до миллиона долларов.
* «Детектив Нэш Бриджес» — автомобиль главного героя «Плимут Барракуда» 1971-го года (нет данных, что в его машине стоит 7-литровый Hemi) для лейтенанта полиции уж больно крут: на момент съемок сериала стоимость оригинальной «Хемикуды» могла доходить до миллиона долларов.

Версия 02:11, 18 февраля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Informed Poverty. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Дочь «нового русского» вернулась домой из лицея, где ей дали задание написать рассказ про бедную семью. Она начала так: «Жила-была бедная семья, папа с мамой были очень бедными, их шофер был еще беднее, а садовник был совсем беден…» »
— Анекдот
« Ем сыр с плесенью, пью старое вино, езжу на машине без крыши, звоню по телефону без кнопок. »
— Ещё анекдот

Явление, схожее с голливудским уродством: персонажи, которые по сюжету крайне стеснены в средствах, а то и вовсе находятся за чертой бедности, живут в условиях, которым может позавидовать и представитель среднего класса.

Ясно, что благосостояние и нищета — понятия крайне относительные. То, что богатый восточный шейх сочтёт «халупой для нищебродов», для жителя бедной африканской деревушки может показаться сказочным дворцом. Поэтому под троп подпадают только те случаи, когда наш «голодранец» прилично живёт по меркам сеттинга. Например, в фильме показаны навозные века, массовка сплошь состоит из голытьбы, а у главного героя, перебивающегося с хлеба на воду, откуда-то есть одежда и обувь на все случаи жизни.

С прикрученным фитильком, если упоминается, что раньше персонаж был обеспечен, но к моменту основных событий разорился. Вариант: упоминается, что текущий уровень жизни он поддерживает за счёт влезания в долги/кредиты.

Если прибеднение обусловлено не неумением авторов изобразить нищету, а внутримировой логикой (например, персонаж по характеру любит ныть и напрашиваться на жалость), то это — троп мелкий жемчуг.

Троп долгое время был характерен для семейных американских фильмов и сериалов. Основные его признаки и причины:

  • Фанерные хоромы для удобства операторов.

Тесные комнатёнки и кухоньки очень трудно снимать из разных ракурсов, намного проще построить в павильоне широкие. В США дома и квартиры обычно больше, чем во многих других странах, поэтому данное несоответствие не так бросается в глаза. Но в России или, например, в Японии оно выглядит просто сюрреалистично.

В попытке заработать на рекламе автомобилей, бытовой техники, электроники и дизайнерской одежды создатели фильмов и сериалов забывают, что согласно сюжету их персонажи не могут себе позволить эти вещи.

  • Социальные причины.

В развлекательном кино неудобно показывать реальных бедняков, которые выживают на пособия, ютятся в хостеле, пользуются дышащим на ладан общественным транспортом — это уже социальная драма будет. Поэтому герои, имеющие две новенькие машины на семью и живущие в отдельном двухэтажном доме, считаются бедняками, чтобы целевой аудитории было легче себя с ними ассоциировать. Из-за таких примеров у зрителей за пределами США нередко рождалась иллюзия, что там вся страна с жиру бесится. Жестокое разочарование при попытке эмигрировать не заставляло себя долго ждать…

Это явление изжило себя в середине 2000-х — теперь киношные бедняки живут в маленьких съёмных квартирах (или в трейлерах) и ездят на развалюхах. Или берут обременительную ипотеку. Зато троп с опозданием просочился в российские мыльные оперы и азиатские дорамы, где студенты и представители офисного планктона живут в новомодных лофтах, часто двухэтажных[1], и разъезжают на внедорожниках.

Примеры

Литература

  • Троп часто обыгрывается в исторической и попаданческой литературе как разница мировоззрений жителей 21 века и древних эпох. То, что для нашего современника — беспросветная бедность, для его прапрадедушки — невиданная роскошь, доступная лишь барину. Речь идёт не о технологических новинках, а, например, о регулярном трехразовом питании и работе сидя в тепле.
    • Яркий пример: Морис Дрюон, «Дневники Зевса». Очнувшийся ото сна в 20 веке Зевс изучает человечество и с удивлением отмечает, что жалующиеся на жизнь бедняки живут, в бытовом плане, лучше древнегреческих царей.
  • «Гарри Поттер» — семейство Уизли. Хотя много раз упоминается, что они бедны, и сыновья вынуждены донашивать вещи друг за другом, однако мать может позволить себе не работать, дети живут в комнатах максимум по двое и еды хватает на 11 человек. Вероятнее всего, они бедны, только если сравнивать с более состоятельными чистокровными семействами Поттеров, Блэков и Малфоев. Или магия компенсирует заметную часть расходов, вынужденных для маглов, — к примеру, приличная часть видов ремонта. «Репаро» — и не надо покупать новый свитер или сервиз.
    • Нередко вообще замечают, что, исходя из должностей кормильцев, их семья должна довольно неплохо зарабатывать.
    • Вообще, из кормильцев в семье Уизли вроде бы только Артур. Старшие сыновья живут отдельно, и в тексте нет упоминаний, что они как-то помогают семье. Что же касается бедности — Уизли живут практически на самообеспечении, как реднеки из американской глубинки или крестьяне. Да, у них нет проблем с едой или предметами быта, которые они могут изготовить/починить сами, но вот с живыми деньгами туговато, и купить товары, сделанные кем-то другим, им непросто, а товары эти нужны им постоянно, учитывая, сколько их детей учится в Хогвартсе. Миссис Уизли может навязать свитеров на всю семью, но ведь для школы нужны форменные мантии. А еще палочки, ингредиенты, учебники и всё прочее, что не вырастишь у себя в огороде и не сделаешь в домашней мастерской.
    • А вконец деградировавшее семейство Гонтов живёт в нищете самой настоящей. Потому что трудиться своими руками и даже своими чарами панский гонор не позволяет, а домовиков на всех не напасёшься.
  • Лидия Чарская, «Лесовичка» — приятельница ГГ по театру, актриса третьего плана, после смерти мужа осталась в такой нищете (об этом говорится прямо), что жила в небольшом доме на окраине города и держала всего одну служанку.
  • Люси Мод Монтгомери, сериал про Энн Ширли. Ближе к концу книги Энн много раз предостерегают от брака с Гилбертом, потому что он простой врач без копейки за душой. После свадьбы с этим бедным врачом Энн уходит с работы, они переезжают в двухэтажный дом, когда появляются дети (шесть штук) — перебираются в дом побольше, а муж периодически ездит на острова пострелять вальдшнепов.
  • Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» — много раз подчеркивается, что семья Сашеньки — бедная, что ее папа лечит бедняков, с которых не берет платы, в какой-то момент Юзефа говорит, что единственный дом, который будет у пана доктора, — это «дом в три аршина»[2]. При этом мама Сашеньки не работает, но и домом не занимается — у них есть служанка, у маленького брата Сашеньки — няня, у самой Сашеньки — учительница немецкого и приходящий учитель, готовящий ее к экзаменам, потом она учится в гимназии и у нее появляется учительница-француженка, которая живет в их семье. Одновременно в книге присутствуют персонажи (например, Юлька и ее мама Анеля), которые реально живут в нищете и голодают.

Кино

  • «Один дома» — в фильме никак не объясняется, каким образом Питер Маккалистер сумел купить дорогой двухэтажный дом на семью из жены и пяти детей, и накопил на новогодние каникулы в Париже. Возможно, ему в этом помог его брат, с которым они поехали в Париж вместе. У него-то всего четыре ребенка…[3]
    • А когда это о Маккалистерах говорилось как о бедных? Напротив: из того факта, что они богаты, и вытекает главный сюжетный ход — их захотели ограбить.
  • «В постели с врагом» — Лаура в состоянии арендовать ОГРОМНЫЙ и красивый дом за 700 долларов в месяц, хотя до побега от мужа-тирана она работала на полставки в библиотеке, а уйдя от него, какое-то время не работала вообще нигде. Даже для Айовы, одного из самых дешевых рынков жилья в США, это довольно странная ситуация. Кроме того, она может позволить себе множество предметов роскоши и кушает вкусную разнообразную пищу, хотя в книге говорилось, что ей пришлось месяцами питаться кашей на воде и консервированными бобами.
  • «Погоня»/«Схватка» (1995). Макколи знакомится и начинает роман с молодой женщиной по имени Ида, которая работает в книжном магазине и подрабатывает графическим дизайном, чтобы скопить денег на учёбу. При этом Ида живет в шикарной квартире с видом на город. В реальности такую себе может позволить не всякий миллионер. Все члены банды Макколи тоже живут в огромных квартирах и шикарных личных домах с бассейнами — уровень жизни верхней части среднего класса. Конечно, их криминальные делишки приносят существенную прибыль, но они не финансовые воротилы или главы наркобизнеса, вроде Ван Занта, а всего лишь налётчики, их прибыли не исчисляются десятками миллионов, да и подготовка налёта требует немалых средств. Налоговая служба США, к тому же, имеет манеру интересоваться, откуда гражданин взял деньги на приобретение имущества и лучше, чтобы у гражданина нашелся убедительный ответ. Нелегальные средста, разумеется, можно «отмыть», но при этом сумма еще больше, на десятки процентов, похудеет.
  • «Тройной Форсаж: Токийский дрифт» — Шона Бозвела представляют как обычного школьника, которому нечем даже с таксистом расплатиться, вот только у него откуда-то нашлось 45 000 долларов за мотор Merlin Hardcore 632 LE от Билла Митчелла. Впрочем, это скорее сюжетообразующая дыра.
  • «Она» — главный герой зарабатывает на хлеб тем, что пишет любовные письма и поздравления на заказ. При такой неквалифицированной работе он, как ни странно, живёт в роскошных апартаментах класса «люкс», расположенных в центре города, имеет кучу современных гаджетов, огромное количество свободного времени и возможность взять отпуск, когда ему вздумается. В реальности он жил бы в убогой однушке на окраине или вообще в трейлере, а при попытке взять отпуск был бы тут же уволен и заменён конкурентом. Он не единственный человек, умеющий писать поздравления.
  • «Мальчишник в Вегасе» — за разгромленный номер в отеле, разбитый «Мерседес», обращение в службу экстренной медицинской помощи и прочее друзья оказались должны в общей сложности 60 тысяч долларов, однако никого из них это не волнует. Фильм заканчивается свадьбой Дага и Трейси, а также взаимным обещанием героев никогда не вспоминать о сумасшедшем мальчишнике. В реальной жизни такой долг нарушил бы их покой лет на пять как минимум. Им пришлось бы долго расплачиваться за безумную вечеринку.
  • «Голодные игры» (экранизация) — Китнисс Эвердин вроде бы из нищего дистрикта, где с голоду едят крыс и сорняки. При этом и сама она пухленькая, и с едой обращается как пресыщенный американский подросток.
    • Масштабы голода в книгах тоже местами вызывают сомнения: в дистрикте в изобилии растут одуванчики и не обглодана кора на деревьях, кругом бегают бродячие собаки, а сама Китнисс под влиянием момента вышвырнула в окно подаренное отцом Пита печенье.
  • «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019) — в крайне стеснённой в средствах семье Марч у всех девочек свой гардероб, ни одна не донашивает за старшими, ни один наряд не выглядит заношенным. К тому же их семья держит слуг.
  • «Эрагон» — герой, обычный крестьянин, живёт в доме размером примерно с авиационный ангар, хотя его семья изображена настолько бедной, что ему приходится спать в сарае вповалку с животными, а не в спальне.

Телесериалы

Отечественные

  • «Счастливы вместе» — ярчайший пример. Даже в оригинале (американском сериале «Женаты… с детьми») жильё подчёркнуто бедных главных героев в каноничном для сеттинга белого заборчика двухэтажном домике вызывало вопросы, а уж в адаптации это тем более ввергает в недоумение.
  • «Простые истины» — зигзаг: жизнь простых российских школьников передана вполне достоверно. Зато слишком богато и ухоженно выглядит сама школа (по сюжету совершенно обычная, не какая-нибудь элитная гимназия). Зрители, особенно настоящие учителя, когда-то очень возмущались.
    • На самом деле школы-новостройки бывают даже вычурными, если попадётся богатый спонсор.
    • Действие происходит в Москве, школа не выглядит нереалистичной. Сериал снимался в реальной московской школе № 1240.
  • «33 квадратных метра» — а здесь инверсия: сосед Звездуновых, сыгранный Сергеем Сивохо, подан как типичный «новый русский», однако его дача — не дворец с удобствами, а та же деревянная халупа с умывальником во дворе, просто очень большая, двухэтажная с пристройками. Дача самих Звездуновых — вообще жиза жизненная.
  • «Люба, дети и завод» — с прикрученным фитильком: по сюжету главная героиня едва сводит концы с концами и хватается за любую работу, чтобы прокормить детей, но при этом живёт в благоустроенном коттедже с немаленьким ухоженным садом, дети одеты с иголочки и на дефицит игрушек не жалуются.
    • Справедливости ради заметим, что свидетельствует это только о её заботливости. Дети сыты, одеты и не знают, что у мамы финансовые трудности? Так и должно быть. Тем более, что зарегистрировавшись на разных сайтах взаимопомощи и безвозмездного дарения, получить бесплатно хорошие игрушки и почти неношеную детскую одежду совершенно реально. А что мама себе при этом отказывает во всём… ну да. Иначе не стоило заводить детей, вообще-то.

Зарубежные

  • «Секс в большом городе» — вопиющий пример тропа: журналистка Кэрри Брэдшоу живёт в дорогом районе Нью-Йорка, в квартире, битком набитой дорогой дизайнерской одеждой и обувью, и питается исключительно в кафе и ресторанах. В одном из эпизодов она отмечает, что никогда не пользуется своей кухней, а в духовке хранит свитера. Учитывая, в довершение всего, её нелюбовь к использованию общественного транспорта, выливающуюся в бесчисленные поездки на такси (которое в США, в отличие от России, отнюдь не дешёвое), можно подсчитать, что для того, чтобы поддерживать подобный уровень жизни, по местным меркам ежемесячный чистый доход Кэрри должен быть не менее 4000-5000 $, а это совершенно невозможно для колумнистки колонки о сексе из глянцевого журнала.
  • «Дефективный детектив» — Натали, будучи помощницей детектива на довольно низкой зарплате, меняет машины чаще, чем многие люди — перчатки. Сперва она каталась на джипе Гранд Чероки, потом пересела в Бьюик Люцерн, следующей её машиной был Форд Эскейп, потом Ауди А3, затем Ниссан Сентра, и наконец — Хендай Генезис. А вы тоже меняете свой автомобиль на новый каждые полгода? В сериале и так много «ляпов», делающих его недостоверным, вот и ещё одно лыко в строку.
  • «Все любят Рэймонда» — на зарплату спортивного обозревателя Рэй может позволить себе двухэтажный дом на Лонг-Айленде, а также содержать неработающую жену и троих детей.
  • «Как я встретил вашу маму» — с прикрученным фитильком: хотя Тед Мосби работает простым архитектором, он живёт в квартире площадью около 100 квадратных метров. Одной его зарплаты едва ли хватило бы на оплату этого жилья, даже если бы он ничего не ел, не покупал одежду и не пользовался транспортом. Но квартиру он делит с Маршалом, видимо и платят они за всё вскладчину, не бог весть что, но уже дешевле. Там же: Лили, работающая учительницей начальной школы, покупает много дорогой одежды, особенно когда она чем-то расстроена. На какие деньги? Вскоре выясняется, что она исчерпала весь лимит по кредитным картам и у неё куча долгов, что доставляет ей и Маршаллу большие проблемы.
  • «Две девицы на мели» — зигзаг. Макс и Кэролайн работают официантками в небольшой закусочной, ничтожные чаевые не позволяют им даже лишний раз приобрести пару новых колготок, но из своей прошлой обеспеченной жизни Кэролайн прихватила любимого питомца — коня Гнедого, содержание которого требует ни много ни мало 300 долларов ежемесячно. А посещение престижной кулинарной школы, куда отправилась Макс, отнимало ещё как минимум полторы тысячи баксов месяц. Правда, в итоге деньги ей вернули. С одной стороны — троп о голливудской нищете тут нещадно высмеивается и регулярно отыгрывается с полной инверсией, но с другой — одна из двух главных героинь, которая «прекрасно знает цену деньгам и привыкла экономить каждый цент», то и дело покупает всякую дорогостоящую ерунду.
    • А бедные люди, одномоментно разжившись деньгами, бывают и покупают всякую дорогостоящую ерунду — иначе откуда бы взялся троп «без штанов, но с айфоном»? Можно конечно пенять на глупость и неумение распоряжаться деньгами, но человек — существо загадочное, выживает порой без самого необходимого, но помирает от тоски и безысходности без чего-нибудь ненужного.
  • «Живая мишень» — игра с тропом: в первом сезоне Уинстон постоянно жаловался на отсутствие денег, однако содержать двухэтажный офис в Сан-Франциско, иметь кучу высокотехнологичного оборудования и рассекать на новеньком «Шевроле Камаро» это нисколечко не мешало. Возможно, дело именно в том, что все эти статусные и служебные расходы съедают много средств, а на остальное остается негусто.
  • «Во все тяжкие» — снова игра с тропом: глядя на дом с тремя спальнями, камином, бассейном и гаражом с двумя автомобилями, трудно поверить в то, что на варку метамфетамина Уолта толкнула нищета. Правда, дом у них взят в ипотеку, выплачивать которую сложно, а машине Скайлер немало лет, но многие живут и похуже, а наркотой не торгуют.
    • Вот только дом этот — дешёвая, фактически щитовая постройка, частично — без подведённых к ней коммуникаций, например, водогрей — свой, и это НЕ собственность семьи Уайтов, они выплачивают за него рассрочку. Автомобили: у Скайлер — «Джип» середины 1980-ых годов, (на секундочку, действие сериала происходит в конце 2000-ых), у Уолтера — потрепанный жизнью «Понтиак Ацтек» (выпуск 2001—2005 гг), который нередко называют в топе «самых уродливых автомобилей в истории автомобилестроения». А ещё у них сын-инвалид, которому предстоит колледж, и только что появившийся новорожденный ребенок, что делает ситуацию ещё пикантнее. В общем, социальные язвы реальной жизни края «белых заборчиков» сериал вскрывает просто космическим образом.
  • «Сестра Рэтчед» — главная героиня неоднократно подчёркивает, что работа медсестры — одна из самых недооценённых и низкооплачиваемых. А после того, как её выгнали из армии за липовый диплом и подозрительное количество умерших от асфиксии на её сменах, она вообще работала официанткой в забегаловке. При этом у Милдред есть личный автомобиль в прекрасном состоянии, а гардероб настолько яркий, разнообразный и изысканный, как будто она в своём чемодане целую швейную фабрику перевозит. И ни один из нарядов не выглядит старым или заношенным.
  • «Друзья» — Рэйчел и Моника живут в просторной квартире в престижном районе Нью-Йорка под названием West Village. Квартира эта досталась Монике от бабушки, но какую сумму подруги вынуждены тратить на квартплату? Моника работает поварихой, а Рэйчел — официанткой в городской кофейне, но при этом они живут на широкую ногу, регулярно закупаясь в лучших универмагах города. Не стоит забывать и о дорогостоящих гастрономических предпочтениях Моники. Традиция собираться по вечерам в кофейне с прочими друзьями тоже отнимает немалую часть бюджета девушек. Откуда средства?
    • Квартира не в собственности, а по договору, который в данном случае не пересматривается и не индексируется — Моника платит столько же, сколько платила бабушка на момент заключения договора. Моника не повариха, а вполне себе шеф (хотя им она работает не всегда). Что же до Рейчел… Ну, симпатичная девушка получает хорошие чаевые, да и Гантер к ней неровно дышит.
      • В одной из серий друзья разделились на две группы: обеспеченные Росс, Моника и Чендлер, живущие на широкую ногу, и Джо, Фиби и Рейчел, еле сводящие концы с концами. Поэтому Моника точно не нищая, да и как дочь богатых родителей она явно имеет сбережения. Ну а Рейчел, по всей видимости, в их с Моникой тандеме выступает в роли женской версии Джо для Чендлера. Ну, в лайт-версии: через раз скидывается на коммуналку и продукты, подолгу не отдает взятые в долг деньги, но в целом себя прокормить может и в ставшее общим жилье худо-бедно вкладывается. А потом и вовсе устроилась на хорошую работу и присоединилась к "клубу обеспеченных". Про Джо же постоянно подчеркивается, что Чендлер его практически содержит.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — все члены банды имеют весьма скромные заработки, но Ди живет одна в очень просторной квартире и не парится по поводу большой квартплаты. Кроме того, кажется, ни у кого из банды не бывает недостатка в средствах для воплощения в жизнь тех сумасшедших схем, которые они придумывают каждую неделю.
  • «Детектив Нэш Бриджес» — автомобиль главного героя «Плимут Барракуда» 1971-го года (нет данных, что в его машине стоит 7-литровый Hemi) для лейтенанта полиции уж больно крут: на момент съемок сериала стоимость оригинальной «Хемикуды» могла доходить до миллиона долларов.
    • По сюжету эта машина у Нэша где-то с начала 70-х. Это был прощальный подарок его брата Боба, прежде чем он отправился служить во Вьетнам. С учетом того, что было где-то в 1971—1972-м, тогда машина стоила совсем других денег.
    • Собственно эта машина была личной идеей самого Дона Джонсона, сыгравшего Нэша Бриджеса и причиной нешуточных разборок с продюсерами. На момент съемок машина стоила 450-700k USD (с учетом инфляции можете смело помножать на 3). А Джонсон отнюдь не отличался водительскими талантами Г. Б. Галицки. Поэтому мало того, что пришлось купить 5 машин[4], так еще и регулярно тратиться на недешевый ремонт. К счастью для продюсеров, деньги были отбиты продажей ставшего знаменитым реквизита. На сегодня осталось всего 11 «Плимут Хемикуда» 1971. Стоимость каждой может доходить до 3-4 млн USD.
  • «Клиника» — с прикрученным фитильком. В одной из серий молодые врачи бросили всё и дружно укатили на Багамы, чтобы там отпраздновать свадьбу уборщика. И у всех внезапно нашлись деньги на билеты, включая самого уборщика! Обоснование — во-первых, происходит это в восьмом сезоне, основные персонажи уже давно опытные специалисты на полной ставке, у Элиот частная практика, а Терк в этом сезоне вообще станет главным хирургом. Во-вторых, зарплата врачей в США одна из самых высоких в мире благодаря тому, что медицина там платная. Уборщик же с его слегка криминальными наклонностями вполне мог накопить денег за счет своих мелких афер, тем более, что в быту он весьма неприхотлив.
  • «Брод сити» — двадцатитрёхлетняя Илана, пребывающая в бедственном финансовом положении, находясь под действием марихуаны, делает большую глупость: заходит в супермаркет и покупает там совершенно случайные вещи на общую сумму полторы тысячи долларов, оплатив покупку кредитной картой. Когда наркотический дурман рассеивается, она совершенно не сожалеет о произошедшем, и утрата значительной суммы денег не понижает её жизненный уровень в следующих сериях.
  • «Доктор Хаус», 8 сезон, 10 серия «Беглецы» — девочка-подросток сбежала от матери-наркоманки, создающей ей одни проблемы. Правильная девочка, насмотревшись на непутёвую маму, не курит, не пьёт и не употребляет наркотиков, ходит в школу, записавшись туда под чужим именем по поддельным документам, и отлично учится. Живёт она в приличной меблированной квартире, почему-то брошенной её предыдущими хозяевами, и совершенно непонятно, откуда она берёт деньги на жизнь.
  • «Большая маленькая ложь» — на фоне своих подруг, которые живут в двухэтажных домах с панорамным видом на залив Монтерей и носят вещи от люксовых брендов, Джейн действительно может показаться невзрачной. Тем не менее её сын ходит в ту же крутую частную школу, что и дети подружек, а Джейн со своего дохода бухгалтера на фрилансе (сотрудника океанариума во втором сезоне) может позволить себе снимать вполне приличный одноэтажный коттедж, и ещё на «Приус» останется.
  • «13 причин почему» — родители Ханны открыли в кредит небольшой хозяйственный магазинчик, и дела идут не очень хорошо, учитывая, что по соседству скоро начнёт работу большой торговый центр. В то же время они легко покупают Ханне джип, просто чтобы она могла попонтоваться перед одноклассниками.
    • Пополам с Что за идиот!: через пару серий Ханна забывает на крыше машины конверт с платежом по какому-то родительскому кредиту, который должна отвезти в банк, и, естественно, теряет его, когда трогается с места, за что получает нагоняй. Раз вы так стеснены в средствах, зачем тогда спускать их на машину и доверять большие суммы рассеянной дочке?
  • «C.S.I. Место преступления» — внутримировой пример в эпизоде-кроссовере с комедийным сериалом «Два с половиной человека» под названием «Две с половиной смерти», где персонажи расследуют убийство, произошедшее на съёмочной площадке ситкома, главной героиней которого была бедная мать-одиночка, водившая Феррари. Сценаристы ситкома пытались объяснить несоответствие, говоря, что она выиграла автомобиль в радиоконкурсе, но учитывая высокий налог на призы и затраты на содержание Феррари, отыгрыш заглавного тропа и насмешка над ним всё равно очевидны.

Телевидение

  • Нестандартно обыграно в «Делах семейных». Мать-одиночка, прикрываясь якобы бедностью, в обычной жизни одевала дочь-подростка в одежду из секонд-хендов, отказывалась покупать ей компьютер и мобильный телефон, и жила семья в квартире со старой техникой и без ремонта. Но при этом у девочки были платья из последних коллекций известных брендов, множество украшений, и мать два раза в год возила её на курорты, которые могут позволить себе лишь олигархи. А всё потому что родительница решила, что дочь в России не сможет найти себе образованного и воспитанного парня, и пыталась таким образом выдать её замуж за богатого иностранца. Только добилась она лишь того, что девочка сбежала к бабушке и отказывается возвращаться, пока мать не скорректирует свои методы воспитания.

Мультсериалы

  • «Симпсоны» — у них большой дом, две машины, у каждого ребёнка по отдельной большой спальне, Мардж не работает, Симпсоны регулярно путешествуют. При этом Мардж жалуется, что кормит семью на 12 долларов в неделю.
    • Обоснуй: они много откладывают на путешествия. Вполне правдоподобно, учитывая, что в семье трое детей и престарелый дедушка, которого Симпсоны периодически берут с собой. Плюс расходы на содержание кота и собаки во время отъезда.
    • Не забываем о закредитованности современных американцев среднего класса. Если за дом и машины ещё не выплачено, да плюс за всякую бытовую технику, там выплат ежемесячно набежит столько, что за голову схватишься.
      • Подсечено в одной из серии, где Сипмсоны таки обращаются к финансовому советнику. Тот проверив их финансы заявил, что для поправки финансового положения им придется объявить себя банкротами минимум 4 раза.
      • Не забываем, сериал является пародией на реальность предыдущего поколения. Он совершенно естественно смотрелся бы в 60-х, когда один работяга без университетского образования совершенно спокойно мог купить такой дом и содержать в нём неработающую жену, троих детей и двух животных. К концу 80-х, когда сериал начался, это было уже практически невозможно. А сегодня — просто невообразимо.
  • «Закусочная Боба» — мультсериал повествует о семейном ресторанном бизнесе, который регулярно переживает плохие времена. Боб работает с утра до ночи, однако вырученных средств не хватает даже на оплату налогов, не говоря уже об арендной плате, покупку оборудования, расходах на проживание и так далее. В реальной жизни он вместе со своей семьёй уже давно оказался бы на улице.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — хотя зарплата Боба меньше десяти центов В ГОД, он всё же может на эти гроши покупать не только еду для себя, но и корм для Гэри, и ещё Патрика угощать!

Аниме и манга

  • City Hunter — в аниме и манге подчеркивается, что у героев постоянный напряг с деньгами, но они живут в одном из самых престижных районов Токио, Синдзюку (к слову именно в Синдзюку и расположены офисы японского правительства), где единолично владеют многоквартирным домом, имея полный гараж автомобилей и крайне внушительный арсенал в подвале (у героев например имеется доступ к тяжелому пехотному вооружению, например к гранатометам, пулеметам и в одной из серий мелькал миномёт) со стрельбищем. К слову, цены на недвижимость в Токио одни из самых кусачих в мире, отсюда и компактность японских жилищ, так что пример особенно вопиющий.
  • «Благословение небожителей» — вполне возможна сознательная опора на троп, подчёркивающая бытовую беспомощность и непрактичность бывших монарших особ. Когда Се Лянь с семьёй и телохранителем вынуждены скрываться и жить как селяне простые люди, они постепенно распродают все имеющиеся ценности, вроде коллекции дорогих мечей, после чего страдают от нищеты и безденежья. При этом в их хижине полно вещей, включая весьма ценные (например — большое бронзовое зеркало, для предполагаемой эпохи штука, мягко говоря, недешёвая), а на столе регулярно случаются куры, из которых Её Величество готовит нечто совершенно ужасное.
  • Puella Magi Madoka Magica — Мики Саяка говорит про себя «рада, что не родилась богатой», однако живёт в двухэтажной хате, что в Японии очень дорого. А кто там по-настоящему бедный? Фанаты, шутки ради, разглядели в классе героинь единственную девочку без ноутбука, назвали её Бедно-тян и сочинили массу историй про её жизнь на свалке.
  • Hai to Gensou no Grimgar — вся интрига первых серий завязана на том, что главные герои очень стеснены в средствах и вынуждены буквально выживать от охоты до охоты. При этом они живут отнюдь не в сарае, а в довольно просторном и уютном доме, с двором и даже купальней. Снять жилье попроще гордость не позволила?
    • Кто сказал, что он не достался им от лучших времён, а потом они не смогли продать его достаточно дорого?
    • Далеко этот дом от сарая ушёл? На кроватях даже не маты, а прямо солома. Да и снимают они не дом, а пару комнат на ночь, и всё имущество носят с собой днём, поскольку эта гостиница без замков..
  • Sailor Moon — с натяжкой Усаги Цукино. По сюжету неоднократно подчёркивается, что она самая обычная девушка из простой токийской семьи: папа — репортёр, мама — домохозяйка. Однако если копнуть глубже, то выяснится, что что-то господин Цукино нам недоговаривает. Анализ рынка недвижимости в районе, где по сюжету живёт семья, показывает, что в те годы за двухэтажный дом им пришлось бы ежемесячно платить ипотеку в почти два миллиона иен, что превышает годовой заработок папы Усаги.
  • Great Teacher Onizuka — зигзагом. В одной из серий Онизука сталкивается с тем, что одна из его учениц недоедает до голодных обмороков и планирует бросить обучение (что ставит крест на её будущей карьере). При этом её семья живет в дорогом двухэтажном особняке с полным оснащением. Разгадка проста — её отец банкрот и все их имущество арестовано за долги. Кроме припрятанных раритетных скрипок, которые её эстету-папане даже не приходит в голову продать. После «предметного разговора» с Онизукой, отец девочки быстро продает скрипки, рассчитывается с долгами и сохраняет будущее своей дочери.
  • Маньхуа «Я не потерплю девчонок» (экранизация) — с одной стороны всячески акцентируется, что заработков отца протагониста (владельца небольшого онлайн-магазина манги, фильмов и сопутствующих товаров) едва хватает им обоим на проживание (герою приходиться подрабатывать секретарём у богатого одноклассника). С другой герой ходит в очень престижную частную школу, обставленную по последнему слову техники с высококлассным преподавательским персоналом, где практически все одноклассники героя выходцы как минимум из состоятельных семей, да и его квартира обставлена просто шикарно.
    • В комиксе-первоисточнике была совершенно обычная средняя школа безо всяких наворотов. Главный герой постоянно совмещал несколько подработок, а его дом мало чем отличался от бомжатника.
  • Аниме по роману «Little Women»: Подчерикивается, что персонажи считают каждый доллар и даже цент, но, когда им понадобилось жилье, они въезжают в несуразно большой дом.

Видеоигры

  • В играх такое встречается постоянно, как прямо, так и инверсией. В домах крестьян можно находить драгоценные камни, ювелирные изделия, редкие ресурсы и артефакты. А в это время у дворян можно находить две морковки и ржавый меч, которым и сражаться стыдно. РПГ-условности такие условности.
    • Педаль в пол прожимает Ведьмак 3: Дикая Охота, где абсолютно в каждом сюжетном диалоге твердят о нищете местных крестьян, но в домах этих крестьян по углам валяется аметистовая пыль. Неудивительно, что Нильфгаард с маниакальным упорством лезет на Север…
  • Нередко никому не нужные сокровища идут рука об руку с данным тропом.
  • Darkest Dungeon — Предок уверяет, что полностью разорился на оккультных предприятиях. Именно поэтому в каждом из 100500 коридоров его Поместья валяются сундуки с золотом и рубинами.
  • Skyrim — бывает, что по квесту Гильдии Воров нужно вынести ценные вещи из дома персонажа, нищета которого подсвечивается в каждом диалоге города.
  • Yakuza 0 — просто триумфальный пример. Бывает, пристают гопники к какому-нибудь бомжеватого вида мужчине, а денег у него, разумеется, нет. Спасает наш Кирю бедолагу, а он благодарит его платиновой тарелкой, стоящей сотни тысяч иен.
  • Disgaea — инверсия. По сюжету Лахарл нападает на Хоггмайзера именно потому, что у него полно бабла. И это «полно бабла» он видимо заблаговременно потратил, ибо сумма уже по меркам следующей главы совсем несущественная, и прилично снарядить ей армию не получится.
    • Disgaea 2 — а вот здесь троп играется прямо. Семья Акселя испытывает большие трудности из-за того, что шоу, в котором выступал Аксель, закрылось. При этом он за бой может зарабатывать сотни тысяч.
  • Fast & Furious: Crossroads — Себастьяну нужно достать сто тысяч долларов, чтобы расплатиться с долгами и в игре это подается как большая проблема, вот только ездит он на Chevrolet Yenko Camaro 1969 года, цена которых доходит до 400 000 долларов.
    • Все куда проще — ему тупо не приходит в голову пожертвовать своей тачкой.
  • Dishonored — в обеих играх мы, в основном, бываем в роскошных особняках и помпезных заведениях, пусть нередко пришедших в упадок и полузаброшенных. Однако есть и локации, подразумевающиеся как небогатые кварталы и жильё не самых состоятельных, граждан. Художник-татуировщик, явно не из числа обласканных знатью, обитает в отдельной квартире с персональной мастерской, водопроводом, канализацией и электрическим освещением. Однако сеттинг является СФК Британской Империи времен королевы Виктории, где постоянную работу и заработки, позволяющие обеспечить семье квартиру в несколько комнат, еду и одежду, с минимальным остатком на форс-мажорные обстоятельства, имели порядка 15 % населения. Остальные жили куда хуже: в одной комнате лондонских трущоб запросто могло проживать несколько десятков человек, со всеми вытекающими и пахнущими последствиями. Ни о каких удобствах в таких домах не могло быть и речи до последней трети-четверти XIX столетия. Причём в сеттинге игры это должно быть выражено даже ярче: единственный крупный континент расположен в нескольких месяцах пути, и колоний, эксплуатация которых может повысить уровень жизни в метрополии, у Империи Островов на момент событий игры не имеется.

Музыка

  • Ария, «Пробил Час». По тексту герой — безбашенный байкер, у которого за душой только «Харлей». С точки зрения США — это чистая аверсия. Купить «Харлей» по силам многим. А вот для СНГ, где «Harley&Davidson» редкий и дорогой товар, песня смотрится странно. Равно как и то, что в России субкультура байкеров в основном состоит из представителей среднего класса, даже если те нашивают себе знаки «1 %».
    • Для трибьюта Harley-Davidson, коим является как сама песня, так и весь альбом, всё смотрится вполне органично.

Примечания

  1. Винтажные газогенераторы не могут не вспомнить, что в двухуровневой квартире обитала ещё бабуля Юли Грибковой. Правда, эта бабуля — явно не рядовой пенсионер, так как у нее имеются знакомства, как минимум, в столичных цирковых кругах! А это уже хоть и невысокого полёта, но творческая интеллигенция.
  2. То есть могила.
  3. Впрочем, кое-какие обоснования натянуть все же можно. В новеллизации 1990 г. подвох поняли и объявили отца успешным бизнесменом. У зрителей есть также предположение, что мать — дизайнер одежды. Это объясняет, откуда у Кевина нашлась куча манекенов для поддельной вечеринки. Наконец, не исключено, что Питеру помогает богатенький брат Роб, в чьих нехилых ремонтируемых апартаментах в Нью-Йорке Кевин устроит ловушки во второй части. На Реддите как-то высказывалось предположение, что папа Кевина занимается отмыванием денег мафии.
  4. причем все трюки исполнялись на более распространенных модификациях