Внезапная смена характера

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Тип персонажа мгновенно меняется на резко констрастирующий.

Итак, вы смотрите фильм, читаете книгу или играете в видеоигру, но в любом случае — перед вами персонажи с проработанными чертами характера и манерой поведения. Внезапно один из персонажей полностью меняет свой характер или наиболее заметные его черты. Всю дорогу бывший отрядным клоуном вдруг начинает вести себя рассудительно и разумно, спокойный и рассудительный напротив — пускается во все тяжкие и делает глупости, храбрец забивается в угол и дрожит от страха, а вчерашний трусишка с бодрым рыком крушит набегающие орды врагов, ну а лидер команды и ментор становится беспомощней котёнка и его вчерашние подопечные нянчатся с ним. В случае участия живых актёров меняется и вся манера отыгрыша: щеголявшей выправкой несгибаемый герой начинает суетиться и заискивать, говоривший чётко и по делу — мямлить. Нет, персонаж не поймал идиотский мяч, не сотворил незнамо что на ровном месте, авторы не забыли о роли и прописанном характере персонажа, актёры не разучились играть. Просто авторы намеренно резко поменяли амплуа героя в каких-то художественных целях.

Причиной и обоснованием такого поворота событий может быть тяжелое потрясение или смертельная опасность, пережитые персонажем, воздействие неизвестного науке препарата или чудо-агрегата, оздоровительная порка или еще что-нибудь. Иногда играется без внятных обоснований и это не обязательно плохо, если сыграно умело, ибо внезапный проблеск ума у обычно не отличающегося этим качеством персонажа может подсветить те или иные моменты повествования.

Чаще всего троп играется в комедийном ключе, особенно если хотя бы один из типажей и так откровенно комедийный, поэтому обычно встречается в жанрах с высокой степенью условности — комедии, особенно абсурдной или буффонадной, мультфильмах и детском кино. Чаще встречается в визуальных видах искусства — опять-таки кино и мультфильмах. Нередко происходит в финале, давая возможность посмотреть на события под другим углом. Даже если в целом произведение не юмористическое, некий оттенок комизма от такой внезапной перемены ролей всё равно возникает. Но может играться и трагически, к примеру, если талантливый персонаж утрачивает свои способности, бывший храбрец в силу пережитой травмы начинает бояться каждой тени и так далее.

Важный момент. Меняется не мировоззрение персонажа или сторона конфликта, за которую он выступает. Для этого есть другой троп — поворот кругом с вариантами «направо кругом», «налево кругом», «поворот на шпильках». Также не следует путать данный троп со случаем, когда персонаж намеренно носил маску, даже если та со временем приросла к лицу, окозлился, устроил негодяйский моральный стриптиз, или изначально был не тем, кем казался. И другими подобными. В этих случаях персонаж либо просто скрывал свою настоящую суть, либо его трансформация имела постепенный характер под воздействием обстоятельств, либо изменились второстепенные, в общем-то, черты. Скажем, козел в каких-то отношениях стал вести себя мягче и деликатней.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Анатолий Мошковский, «Семь дней чудес» — Детская повесть, целиком построенная на данном приёме. Школьник находит чудо-приборчик, который каким-то таинственным излучением полностью меняет одну из черт характера человека. Например — внушает панический страх. При этом обычный не страдающий избытком смелости, школьник в ужасе убегает, а мужественный военный лишь неуверенно отступает, в недоумении пытаясь понять, в чём вообще дело и что его напугало. Умник-учёный, под воздействием другого режима прибора, начинает себя вести как легкомысленный глупец и так далее. В целом, повесть скорей нравоучительная с весьма незамысловатым посылом, так что комедийный элемент выражен слабо.
  • Джек Вэнс, «Большая планета» — интеллектуал Бишоп, имевший до того амплуа рассеянного профессора, надышавшись наркотическим дымом местного растения внезапно становится человеком эпохи возрождения, легко разделывается с захватившими героев солдатами и голыми руками убивает местного Аттилу («Да читал как-то одну брошюрку по дзю-до…» ©). Да и впоследствии проявляет себя гением широкого профиля, причём не только в чисто интеллектуальных областях. Что характерно, солдаты, которые дышали тем же дымом в целях развлечения, суперменами не становятся и даже наоборот, испытывают потом слабость и похмелье. Всё дело в витаминах, которые Бишоп употреблял каждое утро, считая, что это укрепит его здоровье. Наркотик подхлестывает обмен веществ, в том числе и скорость работы мозга, но приводит к быстрому, почти мгновенному, авитаминозу. Ну а сочетание избытка витаминов с наркотиком дало такой вот эффект.
  • Марина и Сергей Дяченко «Шрам» — основа сюжета. Главный герой, записной дуэлист, получает в качестве оздоровительной порки проклятие трусости.
  • Владимир Савченко «Похитители сутей» — весь об этом. Если характер можно оцифровать, то определённые циферки можно и украсть. (Почему их нельзя синтезировать искусственно и хотя бы залить взамен украденных — тайна сия великая есть.)
  • Вениамин Каверин «Много хороших людей и один завистник» — таблетки от трусости (плацебо) — Петьке они помогли.
  • И. Николаев и Е. Белаш, «1919» — роман в жанре «альтернативная история», описывающий сражения на полях Первой Мировой Войны, которая в этой реальности затянулась и стала действительно мировой. Эмилиан Кальтнер, угодивший на фронт домашний мальчик, не способный преодолеть страх, после особо жестокого рукопашного боя и тяжелого ранения резко меняется, становясь настоящим солдатом и бойцом.
  • М. Харитонов, «Факап». Именно так действует на большинство людей вирус реморализации, заставляющий человека вести себя в соответствии со своим чувством долга, попросту убивая удовольствие от любых действий, которые не лежат в русле его исполнения. И если фанатик науки, добровольно введший вирус себе, просто становится еще чуть большим фанатиком науки («человеческого в нем и так было не много»), то распустёха и пьяница становится образцовым служакой, вороватый чиновник — образцом честности и добросовестности. Бывают, правда, и неожиданные эффекты: искренне убежденные в правильности и справедливости криминального образа жизни профессиональные преступники становятся еще более закоренелыми и фанатичными преступлниками, вплоть до голодной смерти в тюрьме из нежелания притрагиваться к не ворованной еде.

Кино[править]

  • «Необычайные приключения итальянцев в России» — Антонио, весь фильм бывший антиподом порывистого, эмоционального и всё время влипающего в истории Джузеппе, в финале вдруг заболевает золотой лихорадкой и собирается отправиться в Америку на поиски индейского клада, потратив на покупку карты долю от уже найденных сокровищ. Но обретший рассудительность Джузеппе отвечает: «Иди ты знаешь куда?!»
  • «Бей первым, Фредди!» — главный герой, недотёпа-коммивояжер, торгующий игрушками, типа накладных носов, и предметами для розыгрышей, типа подушек-пердушек, весь фильм служит мальчиком для битья, оттеняя действия настоящего агента Смита — несгибаемого железного человека, мастера рукопашного боя, стрельбы и тайных операций. В финале агент Смит начинает вести себя как игривый ребёнок лет пяти, а понабравшийся навыков Фредди в одиночку разносит гнездо ГлавГада.
    • У Смита не такая уж внезапная — ПТСР.
  • «Айболит-66» — играется шутки ради. Бармалей, якобы пытаясь исправиться, начинает изображать лапочку. Покольку фильм в заметной степени экспериментальный и (не)слегка абсурдный, то лапочка получается примерно такая же, как до этого — злодей.
  • «Приключения жёлтого чемоданчика» — на этом приёме построен весь фильм. Отведав волшебных таблеточек из докторского жёлтого чемоданчика, трус становится храбрецом, плакса начинает смеяться и так далее. Но чемоданчик попадает не в те руки и таблеточки начинают применяться неправильно…
  • «Ночь живых придурков» — ох, не зря «ботаник» записывал все обиды в Маленькую Чёрную Книжечку… Однажды он станет зомби и всем всё припомнит.

Телесериалы[править]

  • «Дефективный детектив» — поведение главного героя под воздействием ударной дозы антидепрессантов в серии «Мистер Монк принимает лекарство» резко контрастирует с тем, как он ведёт себя обычно.
  • «АйКарли» — в эпизоде «iКосмос!» у Карли ВНЕЗАПНО обнаруживается тяжёлая клаустрофобия, она разбивает окно учебного модуля космической станции и убегает прочь, несмотря на то, что ранее девочка совершенно нормально чувствовала себя во в два раза меньших помещениях.

Мультфильмы[править]

  • «Приключения кота Леопольда», серия «Месть кота Леопольда». Интеллигентный и мягкий котик, наевшийся озверину — это страшно! Мыши соврать не дадут.
    • Если рассматривать отдельные мультфильмы как одно целое, то Серый из заводилы и лидера превратился в ведомого, а зашуганный Белый резко стал локальным альфой.
  • «Ну, погоди!», выпуск 7, «Свистать всех наверх!». Волк, во всех выпусках являющийся развязным хулиганом, мечтающим съесть Зайца, сначала по-дружески с ним отдыхает после совместной борьбы с затоплением корабля, а потом и прогуливается по палубе под ручку. Правда, хватает его ненадолго.
  • «Утиные истории»:
    • Серия «Великое прозрение Бабби». Пещерный утёнок Бабби при помощи думающей шляпы, очередного изобретения Винта Разболтайло, обретает не просто ясный, а выдающийся интеллект и становится советником Скруджа в делах. Вот только заодно он становится холодным, бесчувственным, зацикленным на деньгах и напрочь забывает свои пещерные навыки. Когда нужда в этих навыках снова появляется при столкновении компании героев с агрессивным монстром и Скрудж выражает сожаление, что с ними нет прежнего Бабби, бывший пещерный утёнок со вздохом сожаления снимает шляпу и привычно хватает дубину…
    • Серия «Жемчужина мудрости». Герои и злодеи всю дорогу гоняются за названной жемчужиной, но взяв её в руки, то бишь крылья, Скрудж понимает, что и без того сказочно богат, и жемчужину лучше вернуть законным владельцам, а вор осознаёт, что его криминальная карьера приведёт его разве что за решётку, и добровольно возвращает жемчужину. Поведение прикоснувшихся к жемчужине персонажей при этом выглядит в духе тропа.

Мультсериалы[править]

  • «Transformers: Beast Wars»: вирус Скорпонока, по замыслу создателя, должен был сделать Оптимуса уязвимым и трусливым. Но, как подсвечивает Динобот, робоскорпион редко добивается желаемого результата. Вирус сработал с точностью до наоборот, и осторожный Оптимус стал агрессивно-воинственным, что ему тем более несвойственно.