Головорезов не считают

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья What Measure is a Mook?. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Пришлось убить много поганцев, чтобы добраться сюда. Серьезно, я счет потерял. Ладно, убью еще одного. »
— Измотанный Ронин готовится к бою с Мандрейком, вождем поганцев. (Эпик)
« …и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород. »
— Новгородская летопись о Ледовом Побоище.

Шанс на поворот кругом? Искупление, пусть даже равносильное смерти? Бросок геройского мяча, в результате которого недопустимо добрый или неуместно честный герой пощадит злодея — потому что он дал слово, а может, и просто так?

Это всё для ГлавГадов и/или их «драконов»! Обычные головорезы могут рассчитывать максимум на быструю и безболезненную смерть. Герои косят их без счёта. Тем более, что у них и лиц-то нет.

Вам не кажется, что это отдаёт лицемерием?

Но бывает и хуже: герои масскульта нередко точно так же относятся к своей собственной «массовке». Скольких бы простых смертных ни положил злодей в ходе столкновения — это никак не повлияет на решение героя пощадить гада.

Родственные тропы: Нелюдей не считают, Миллионы — это статистика.

Кроме того, если в сеттинге имеентся супер-броня, то скорее всего, её получат только Главгад и его драконы, а вот обычные головорезы обойдутся без неё и будут обречены дохнуть пачками. Верно и обратное: скорее всего, супер-броня будет у главных героев, а вот красные рубашки, как и головорезы противника, окажутся без таковой.

Возможный обоснуй:

  1. Герой-идеалист убивает головорезов при самозащите, они нападают первыми, причём с намерением именно убить, а не просто отлупить. Главзлодей же является некомбатантом, так что напасть на героя не может, а ударить первым принципы герою не позволяет.
  2. Герой-прагматик понимает, что перевербовывать головорезов просто нет смысла — они люди подневольные, делают то, что им скажут, и к тому же каждый по отдельности слишком слаб, чтобы принести значимую пользу. А вот перевербовка или хотя бы пленение главзлодея позволяет развернуть в нужную сторону всю его организацию (в том числе и тех из головорезов, что останутся в живых к этому моменту).
  3. На войне, как на войне. Когда перед тобой армия, а за спиной — другая, тут не до сантиментов, и дубинкой-«выключателем»/усыпляющим заклинанием/транквилизаторным дротиком каждого супостата не отоваришь при всём желании, особенно если обе стороны пользуются оружием массового поражения, тогда как с главзлодеем герой обычно бьется один-на-один в куда более «спокойной» обстановке. С другой стороны и цели непременно убить каждого солдатика перед нормальным героем обычно не стоит, так что «косить без счёта» он может условно-гуманно. Главное — ранить, вывести из строя, а дальше уже как повезёт — проверять-добивать каждого, преследовать убегающих или мешать медикам герой не будет.

Примеры[править]

Поскольку в большинстве произведений массовое истребление рядовых головорезов — вполне обычное явление, приводим в примеры особые случаи истребления головорезов или же напротив, сведения такового к минимуму.

Литература[править]

  • «Властелин колец» — классика из палаты мер и весов: хоббиты при очищенни Шира, не думая дважды, мочат полуорков Сарумана, но самого Сарумана Фродо решает пощадить. Так что ему приходится самоубиваться о прихвостня.
    • инверсия тропа: Сэм задерживается у трупа южного солдата (человеческой расы) и рассуждает о том, что этот человек мог и не быть злодеем, а просто его обманом или угрозами загнали в армию… Однако орков положительные герои мочат без счёта (Арагорн даже представляется Эомеру как «охотник на орков»). Хотя в целом посыл понятен: нефиг людям воевать друг с другом, если тут всякие орки беспредельничают. Да и потом: банальный средневековый шовинизм же! Во времена Карла Великого к тем же маврам относились, как к оркам, а тут они вообще отдельный биологический вид, причём действительно злой и нечестивый по природе своей.
  • Романы про Джеймса Бонда — инверсия: Бонд, не моргнув глазом, убивает ГлавГадов и их Драконов; но вот рядовых подручных он убивать не любит, а если уж пришлось — нередко переживает по этому поводу. (Бывают, правда, и исключения.) Например, роман «Голдфингер» начинается с того, как Бонд сегодня же убил посланного по его душу наёмного убийцу, и теперь, подавленный из-за этого, сидит в баре и квасит.

Кино[править]

  • «Белое солнце пустыни» — педаль в пол: Чёрный Абдулла готов пожертвовать собственными головорезами, чтобы уговорить Саида присоединиться к нему.
  • «Брат-2» же! Данила Багров перестрелял кучу людей, добираясь по зданию до американского гада. И явно досталось не только телохранителям (которые просто выполняли свою работу), но и обслуживающему персоналу (который выполнял свою работу, да к тому ж и угрозы особой не представлял). Напоследок пришил без объяснения причин партнёра злосчастного американца (может, тот хотел всего-то помещение в аренду взять под приют для мокрых бездомных котят). С главным же гадом демонстративно поговорил за правду, в которой сила, брат. Нужно же было просто деньги для пострадавшего хоккеиста взять — зачем проливать кровь.
    • Ватсонианский обоснуй: Данила и так ожесточился за последнее время, а тут ему наступили на кнопку берсерка: он увидел, как приспешники злодея смотрят снафф-видео с изнасилованием. Вы же помните по первому фильму, как он к насилию над женщинами относится? Вот он и впал в амок на время, считая, что в этой компании все такие мерзавцы.
  • «Матрица» — сыграно зигзагом: с одной стороны, герои беззастенчиво крошат полицейских, с другой — любой из полицейских, ФБРовцев, а также невинных обывателей может стать вместилищем для агентов Матрицы, сверхбыстрых, сверхсильных, сверхловких и практически неубиваемых.
    • И силовики в матрице и солдаты Зиона - воины на войне. Одни воюют за систему, другие за Зион, у одних присяга (они люди всё таки, живущие "в нашей" реальности) у других клятва. Ничего личного как говориться, на войне как на войне.
    • С третьей стороны, Нео не собирается сентиментальничать с главгадом Смитом.
  • Игра со штампом в фильмах про Остина Пауэрса. Когда Пауэрс или кто-то из его коллег убивает головореза доктора Зло (обычно в духе фильмов про агента 007), то родственникам погибшего приходит бумага, что головорез погиб на работе (с описанием случившегося).
  • «Почтальон»: заглавный герой без всяких сомнений хладнокровно расстреливает из засады солдат Бетлехема, но в конце решает пощадить своего главного врага. В итоге бесноватого генерала пристрелил ближайший помощник, когда Почтальон показал «поверженному» противнику спину.
  • «Отчаянный» — весьма достойная аверсия с обоснуем: обнаружив, что главный злодей — его родной брат, Музыкант поначалу переживает, но в ходе шоудауна говорит: «Каждый, кого я убивал, был чьим-то отцом, чьим-то братом, чьим-то сыном… Чем же я лучше других людей, которых обездолил?» — и мочит братишку.
  • «Оз: Великий и ужасный» — аверсия: Глинда просит Оскара Оза завоевать Изумрудный город, соблюдая одно условие — никаких убийств. Вы удивитесь, но он придумал способ победить врагов хитростью, обойдясь при этом без истребления таковых.
  • Звёздные войны — в «Возвращении Джедая» рядовые штурмовики без разговоров уничтожаются бойцами Сопротивления и эвоками (есть намеки, что эвоки еще и пообедают трупами). Зато душу массового убийцы Дарта Вейдера непременно нужно попытаться спасти. Эх, Люк, не смотрел ты «Десперадо»…
    • После этого данный троп стал лейтмотивом всей франшизы. В фильмах, в книгах, в играх… Когда речь заходит об убийстве сюжетно-значимого персонажа, то какие бы злодеяния тот не совершил, вам обязательно прочитают лекцию о ценности жизни и о том, что любой заслуживает шанса на искупление. Скольких статистов герои покрошили световым мечом, пока добирались до злодея? Никто и не вспомнит.
  • «300» — Педаль в земную кору до полного абсурда. Рядовых персов спартанцы именно что косят без счёта, не щадя раненых. Но когда в финале Леониду выпадает возможность ценой собственной жизни убить самого Ксеркса, без которого его армия вполне возможно потеряет стимул воевать, он… легонечко царапает Живому Богу физиономию (только не говорите, что этот супер-солдат не смог бы попасть Ксерксу в грудь). Чтоб значит уяснил, сволочь, что он тоже смертный.
  • «Черепашки-ниндзя»: горе-злодей пускает в расход собственного головореза, чтобы показать перспективы своего хитрого плана… черепашкам, которых собирается казнить через минуту. Что за идиот!
  • «Снегоуборщик» — в перестрелке между двумя бандами погибли все, кроме главаря одной из банд, Белого Быка. Который эту перестрелку и организовал, но цели своей, в отместку за убийство своего сына, убить сына "Викинга", так и не достиг.
  • «Открытый простор» — аверсия. В пылу финальной схватки герои убивают членов банды Дамблдора Бакстера без разбора. Но когда Чарли Уэйт собирается хладнокровно добить раненого и обезоруженного бандита, Босс Спирмэн запрещает ему делать это.

Телесериалы[править]

  • «Легенда об Искателе» — Сестры Тьмы, при том, что их называют поименно, мрут они пачками, но их становится только больше.
  • «Однажды в сказке» — сколько солдат своей мачехи Белоснежка с прекрасным принцем убили, пока отвоёвывали престол? Тем не менее, сердце Белоснежки остаётся чистым! Головорезы-то не считаются.
  • «Вавилон 5» — инверсия. Когда обстоятельства вынуждают их восстать против Земли, Шерридан с командой из кожи вон лезут, чтобы минимизировать потери в рядах земного флота, с которым приходится воевать. А вот президента Кларка, не пусти он себе, по примеру старших коллег, пулю в лоб, вряд ли ждало бы снисхождение.
    • Когда Синклер формирует Рейнджеров, он объявляет новобранцам, что цель организации — бороться за жизнь. Любую жизнь, даже Теней! Поэтому они будут стремиться к мирному решению конфликта, а тем, кто записался ради мести или священной войны на истребление, лучше сразу выписаться.
    • В эпизоде «Вид с галёрки» станция готовится к налёту инопланетных захватчиков. Доктор Франклин сетует, что, поскольку враги принадлежат к невиданной доселе расе, непонятно, как их штопать. Случившийся рядом техник возмущается, мол с какой это стати доктор собрался тратить драгоценные медицинские ресурсы на агрессоров. В ответ Франклин рассказывает историю о том, как его, Франклина, отца в свое время выходил после тяжелого ранения вражеский врач. Которого потом «свои» расстреляли как предателя.
  • «Power Rangers: Megaforce» — Аверсия: в одной из ранних серий рейнджерам пришлось противостоять монстру Вироксу, который, чихая на людей, превращал их в Луги, рядовых солдат в данном сезоне. Рейнджерам, которые обычно лупят вражеских солдат направо и налево, на этот раз пришлось собирать Луги в одну кучу для дальнейшего излечения.
  • «Мандалорец» — Великолепное «На тебе!» от безымянного имперского пилота Каре Дьюн (да и части зрителей тоже, будем честны). Сколько-сколько людей погибло сначала на первой, а потом и на второй Звезде Смерти, говоришь? Несколько миллионов? В то время как вся галактика радовалась и аплодировала повстанцам? Самое печальное, что каждая из сторон права по своему — безымянный пилот служил на Звезде Смерти, а Кара Дьюн родилась и жила на Альдеране…

Мультфильмы[править]

  • «Камуфляж и шпионаж» — Лэнс Стерлинг, Джеймс Бонд в данном мультфильме, но в отличие от настоящего Джеймса Бонда, привык убивать рядовых головорезов направо и налево. Как оказалось, в этом и была причина желания его заклятого врага, Киллиана, отомстить лично Лэнсу. По ходу мультфильма Уолтер Беккет, которого Лэнсу волей-неволей пришлось взять в напарники, сумел убедить Лэнса, а потом и все агентство, что надо стараться обходиться с минимумом жертв среди врагов.
  • Madness Combat — в первых сериях в уголке даже счетчик был выведен, сколько именно безликих головорезов укокошил протагонист. Потом, когда число трупов на одну серию перевалило далеко за сотню и появились непростые головорезы, убрали.
  • «Бэтмен против Черепашек-Ниндзя» — зигзаг. Шреддер головорезов своих противников и конкурентов не щадит, но в то же время отпустил Пингвина. После битвы на химзаводе Черепашки и Бэткомпашка вытаскивают из огня головорезов. О Шреддере никто даже и не подумал позаботиться. Его безжалостно сбрасывают в чан с химикатами.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — инверсия. Бездушных грим и роботов расчленяют кто во что горазд. Если же сражение идёт с людьми, даже рядовыми головорезами, то тех просто избивают до потери ауры (только лишившись ауры, человек может получить физический урон, но аура это одновременно и «стамина», так что без ауры и пошевелиться сложно) и оставляют так лежать. Неудивительно, что несколько сезонов мульт продержался без единого убийства… человека (грим убивали пачками) при таком количестве огнестрела и колюще-режущего… Когда убийство всё же происходит, у неподготовленного человека случается шок.
    • Впрочем, не все так радужно: Джуниор открытым текстом сообщает, что никто из его «братков», отправившихся с Торчвиком на то злополучное ограбление магазина «От дуста до рассвета», назад не вернулся, из чего можно сделать вывод, что бой с Руби не пережил ни один бандит. Нефиг приставать к девушке, которая мастерски владеет противотанковым ружьем!
      • С другой стороны, в городе и полиция имеется и, судя по сиренам, спешила к месту ограбления. Поэтому, бандиты, вероятно, живы, но не вернулись из-за того, что отправились в тюрьму.
    • Опять же, кто считает головорезов из Белого Клыка, выпинутых с поезда под обвал (хотя формально это не люди, да). Впрочем, их никто из девушек специально не убивал, просто так получилось, и спасти бы они никого даже при желании не смогли.

Аниме и манга[править]

  • One Piece: убийство в этом аниме — явление редкое (до казни Эйса) и показывается либо во флэшбэках, либо за кадром. Только совсем уж мерзкие типы, вроде Арлонга, Беллами или Энеля действительно убивают кого-то в кадре, а мугивары, хоть и всегда готовы измордовать очередного злодея, но всегда оставляют его в живых. А на то, что Зоро то и дело вламывается в ряды вражеской шушеры с мечами наголо, всем как-то пофиг.
    • По мере привыкания к сеттингу зритель всё одно перестаёт верить, что мечи Зоро, молнии Нами или разрывные заряды Усоппа хоть кого-то укокошат. Здесь же можно и огромный взрыв пережить, находясь в эпицентре. К тому же, мечники тут (при наличии квалификации, правда) разбрасывают толпы скорее не лезвиями, а какими-то волнами, которые их удары создают. Да и вообще, скилл Зоро не резать, а мутузить мечами безликих головорезов, если и не так заметно в манге, то в аниме показано явно.
  • Fist of the North Star: субверсия. Головорезы дохнут, даже не успев понять, что они уже мертвы, а злодеи (кроме совсем отмороженных) перед смертью успевают раскаяться. Повторяем: перед смертью.
  • Legend of Galactic Heroes — главные герои по обе стороны конфликта по-джентльменски высоко оценивают храбрость и тактическую смекалку друг друга… Совершенно не задумываясь о том, что командуют они десятитысячными флотами, и каждое проявление «храбрости» убивает тысячи своих, а «тактики» — тысячи чужих экипажей.
    • Вовсе нет. Ян Вэньли то и дело говорит, что быть хорошим командиром — это, по сути дела, быть эффективным массовым убийцей.
  • «Титания» от того же автора — подсвечено. На шутливый вопрос симпатичной девушки, заинтересовавшейся, почему он скрывается в глухомани, «Скольких убили, господин киллер?», протагонист абсолютно правдиво отвечает — «Около ста тысяч». А он к тому моменту за всю жизнь провёл всего-то одно сражение, причём по местным меркам совершенно незначительное.
  • Kagaku Ninja-tai Gatchaman: в каждой серии герои выносят здоровенную меху и — опционально — очередную базу «Галактора», солдаты синдиката при этом мрут пачками. Хотя затем выясняется что и с ними все непросто — у кого-то есть семьи и они вынуждены заниматься тем, чем занимаются.
  • City Hunter — в сериале герои пачками ложат бандитов, наемников и террористов. Учет которых просто не ведется.
  • Space Pirate Captain Harlock — протагонист из каких-то личных тараканов очень не хочет убивать Кируту и Раффлезию. Если с первым еще понятно (они на одной стороне, как бы друг-друга не ненавидели, плюс, хоть Кирута и больной на голову, лучше него управленца на Земле не найти), да и в итоге это оказалось к лучшему, то со второй — совсем непонятно, какого черта. Намекается, что Харлок не захотел убивать человека, каким — не очень обосновано — считает Раффлезию но он убивал людей, хоть и не в восторге от этого; к тому-же, Раффлезия ему однозначно враг, вне зависимости от видовой принадлежности, а земных солдат он считает союзниками, хоть это и не взаимно.

Видеоигры[править]

Практически все компьютерные игры в жанре action, где есть хоть какой-то ролевой элемент. С главгадом можно побеседовать, простить его, отпустить, дать шанс на исправление, арестовать, убедить перейти на вашу сторону… но только после того, как вы к нему прорвётесь, покрошив для этого изрядную порцию рядовых боевиков.

  • 4X-стратегии, в отличие от всяких Стратегия в реальном времени, полноценно освещают уровень государств, так что переквалификация трудоспособного населения в «головорезов» и последующая их потеря имеет вполне конкретные последствия… иногда положительные.
    • Total War Warhammer ничего такого не имеет (в отличие от ранних частей серии), но до смешного прямо отыгрывает троп при игре за скавенов по методу клана Скрайр: в расход отправляется с десяток юнитов кланокрыс, призываемых в качестве мясного щита непосредственно на тактическую карту с помощью заклинания или способности фракции, а ценные орудийные расчёты остаются нетронутыми, и армия после боя считается не понёсшей потерь вообще.
  • Deus Ex: Human Revolution: вы прорываетесь через подземную базу китайской мафии, глушите или убиваете боевиков одного за другим, наконец входите в кабинет главного мафиози, готовясь к схватке с боссом... Босс вас встречает как родного, только что не обнимает, и тут же даёт задание спасти его сына. Куча тел его товарищей за дверью, по которой вы до него добрались (и среди которых запросто оказался бы тот самый сын, не будь он на тот момент похищен)? Ой, ну какие мелочи! Об этом не пикнут даже сами головорезы.
  • Mirror's Edge. На нас с сестрой пытаются повесить убийство! Срочно нужно доказать невиновность... в процессе перебив пару десятков полицейских. Это ведь не сюжетные персонажи, это героиню не смущает. И если убийств избегать, на концовку это не влияет.
  • «Tales from the Borderlands»: главные герои за первую половину игры выкашивают порядка двух десятков безликих (в прямом смысле слова, в масках) головорезов. Красавчик Джек даже подстёбывает Риза, когда тот называет его маньяком: «А ты хоть сам считал, скольких ты убил? Десяток? Два?» Протагонист невнятно пытается оправдаться, но у него выходит не очень убедительно, так что, это уже субверсия.
  • Spec Ops: The Line — инверсия прямо на экране загрузки: «Скольких американских солдат ты сегодня убил?»
  • Bulletstorm: генерал Саррано с удовольствием подсчитывает, сколько народу угробил ГГ во время своей мести, пока тот его не затыкает, напомнив, что он бросил подчиненных, спасая свою шкуру.
  • Tyranny — аверсия: каждый убитый повстанец идёт в зачёт репутации соответствующей группировки и влияет на шансы договориться с очередным хоть сколько-то значимым отрядом.
  • Vampyr — на концовку влияют только убитые игроком NPC, рядовые враги-люди не считаются. Доходит до смешного: если поглотить человека, то это окажет негативное влияние, но если поглотить другого, связанного с этим и первый уйдет в охотники на вампиров, его гибель в бою ничего значить не будет.
  • Rimworld — аверсия, ведь у каждого убитого человека есть своя предыстория, проблемы/отсутствие проблем со здоровьем, родня, друзья, враги. Убитый во время защиты от очередного рейда бандит вполне может оказаться братом, отцом или бывшим супругом одного из ваших колонистов, и тот впадёт в депрессию.
  • Dishonored — инверсия, убитых Корво стражников (и не только их — бандиты, ассассины, просто мирные жители и даже безнадежно зараженные чумой плакальщики повышают уровень хаоса) ещё как считают. Если игрок при прохождении решит идти по трупам, то и друзья, и враги будут это отмечать и ещё сильнее его бояться, а мир станет ещё более жестоким (как и игровая концовка). Бескровное устранение целей влияет на реплики некоторых персонажей, но даже если убить их всех, не трогая при этом стражников (и остальных ноунеймов), концовка будет положительной.
  • Uncharted 2 (?) — инверсия. В финальной битве Лазаревич (?) задает вопрос Нейту: скольких ты убил только сегодня? Нейт не знает, что ответить.
    • Учитывая, что Лазаревич террорист и военный преступник, по ходу игры уничтоживший целый город — уж кто бы говорил!
  • Saints Row: The Third — В одной из концовок Святые предотвратили взрыв памятника и оказались невиновны в подрыве моста. Ура! Теперь КАБАН можно убрать. Всмысле они точно виновны в подрыве авианосца, многочисленных жертвах со стороны военных и гражданских? Всмысле из-за них произошёл локальный зомби-апокалипсис? Всмысле они взорвали и убили на десяток таких мостов и памятников? Ой, да отстаньте вы, зато памятник цел.
  • Metal Gear Rising: Revengeance. Зигзаг: изначально гг сам подсвечивает нам, мол все головорезы — террористы сами выбрали свой путь. Поэтому он всего лишь жнец (Reaper), несущий правосудие. После мозгопромывательной беседы с Минуано и Муссоном «- А чем ты лучше них? Рубишь невинных людей направо-налево. — Они сами выбрали свою судьбу. — Конечно же они сами выбрали, а не от отчаяния подписали военный контракт, наполненный мелким шрифтом, и по велению злого дядьки были напичканы аугментациями и направлены на мясорубку. ТВОЮ мясорубку.» герою резко становится совестно, аж до головной боли, и в таком состоянии его и ловят тепленьким все те же вышеупомянутые глав. гады. Гг пытается отнекиваться, мол это все же вы негодяи, закрываетесь ими, как щитом, но потом все же принимает свою вину. После чего включает режим Джека - Потрошителя (Jack the Ripper) и начинает кромсать всех подряд уже без тени сомнения и сожалений.
  • Robin Hood. The legend of Sherwood. В зависимости от того, сколько врагов вы убиваете по ходу игры будет зависеть прирост последователей. Не забывайте, что вы играете за благородных разбойников, старайтесь лишь оглушать и связывать — тогда к вам присоединится большее число последователей.
  • The Last of Us Part II — всю игру Элли пачками выкашивает головорезов Главной Гадини (в том числе беременных женщин), постепенно приближаясь к мести за убитого Джоэла. Не то чтобы этого можно было хоть как-то избежать: даже если попытаться пощадить сдающихся злодеев, они всё-равно попытаются напасть на Элли, когда та уже отвела от них взгляд. В итоге, столкнувшись с человеком, жестоко убившим Джоэла… Элли просто прощает её, увидев как та ухаживает за маленькой девочкой, хотевшей родиться парнем… Эх, жаль, что у других головорезов под рукой детей не было… Может, Элли и их пощадила бы.
  • Call of Juarez: Bound in Blood- внутримировой пример и подсветка. Когда Рей собирается прикончить Девлина (главаря банды) ,Уильям уговаривает Рея пощадить его, и тогда бог его простит. На что Рей с усмешкой замечает «Ты серьезно ?, оглядись вокруг» фокус камеры на трупах головорезах, что они с братом убили чтобы до Девлина добраться.
  • GTA IV — Нико Беллик разыскивает предателя, из-за которого на войне погиб его отряд. Ближе к концу игры он его находит, после чего игроку дается выбор — убить гада или пощадить его. Если выбрать второй вариант, друзья начнут звонить Нико, восхищаясь его поступком и тем, что после всего пережитого он сохранил человечность. А то, что по ходу игры Нико убивает несколько десятков человек — это ничего. И ведь его жертвами становятся не только головорезы из местных банд. Некоторые миссии просто невозможно пройти, не убивая полицейских!

Реальная жизнь[править]

  • Старше, чем феодализм — триста спартанцев. Триста там было спартанских аристократов. Помимо них, в сражении при Фермопилах участвовали также спартанские периеки, кроме того вместе со спартанским отрядом стояли воины других греческих полисов общей численностью от пяти до семи тысяч человек, о которых как правило забывают…
  • Старше, чем печать. Типичное для средних веков явление — считать в качестве потерь только благородных рыцарей. Например, во время Ледового побоища погибло всего двадцать рыцарей. Полноправных членов ордена, которых орден в лучшие времена насчитывал от силы сотен пять. Сколько полегло рядовых искателей славы с пиками, хронист писать не стал.
    • Правда, именно при феодализме это зачастую было оправдано: гибель рыцаря на поле боя означала и выход из войны его "копья" ("вспомогательных" воинов, которыми этот рыцарь командовал). Рыцарь тем самым олицетворял собой целое подразделение.
  • В Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского сражалось, вопреки воле князя Олега, рязанское ополчение. Сколько — неизвестно, но погибло 70 рязанских бояр. Сколько там было «сынов боярских» и ниже, приходится экстраполировать.
  • Существует точный список убитых войсками Ивана Грозного при подавлении новгородского мятежа — точный список убитой новгородской знати. Убитых «малых людей» летописец упомянул только приблизительным числом (справедливости ради, он вряд ли сам имел более точные данные).
  • Подавление восстания декабристов — насчитали свыше тысячи убитых офицеров и солдат, а случайных зевак, которым тоже прилетело картечью, считать не стали.
  • На стенах Храма Христа-Спасителя перечислены поименно убитые и раненые в войне 1812 года офицеры. Рядовые и нижние чины — просто числом.
  • Аналогично — памятные доски погибшим морякам в кронштадтском Морском соборе. Сословная мораль, чтоб ей пусто было.
    • Ну и реализм: все просто не поместятся.