Вид глазами робота

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вид глазами робота — художественный приём, заключающийся в демонстрации картинки от первого лица какого-либо робота/киборга, снабжённой как правило, неким цифровым подобием HUD (Head-Up Display) и подобными подсказками. Популярный способ показать мотивы, мышление и способ функционирования разумной машины. Можно считать частным случаем показа От первого лица.

Возможный первопример — сценарий «Дюны» Ходоровского, где именно таким образом описывается вид из глаз тренировочного робота-фехтовальщика. По крайней мере, такая мысль высказывается в документальном фильме 2013 г.

Nota bene: этот приём имеет смысл в случае с киборгами (живой глаз и мозг плюс визор с дополненной реальностью) и лишён всякого смысла для робота с управляющим ИИ (он точно не будет воспринимать окружающее так же, как человек). Толковые режиссеры это интуитивно ощущают и HUD, как правило, удостаивается «условно одушевлённая техника», то есть такая, чье поведение внешне напоминает человеческое, неважно, антропоморфная или нет. «Тупые железяки» вида из глаз иметь не должны. Или возможен вариант, что ради шутки.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Космоолухи» — неоднократно описывается вид от лица боевого киборга. Подсветка целей, разнообразные отчеты программ и встроенный «чатик» с другими киборгами прилагается.

Кино[править]

  • «Робот-полицейский»: плюс датировка по электронике — на одном из «тестовых прогонов» Робокопа-Мёрфи по экрану ползёт лог загрузки DOS.
  • «Терминатор»: таковым снабжены обычные металлические киборги — T-800, T-X, довоенные T-1. По-видимому, отсутствует у киборга-Маркуса и T-1000. Здесь также присутствует датировка по электронике: для усиления эффекта свободные места «робо-видения» заполняет всякая электронная тарабарщина, в которой дотошные фанаты, однако, разобрали то листинг команд какого-то древнего процессора Intel, то исходный код одной из ранних версий ОС компании Apple.
    • А ещё в первом фильме таким образом показали, как он просчитал траекторию движения полицейского, выбежавшего из комнаты через другую дверь, и застрелил его через стену.
    • А в третьем — изобразили «внутреннюю борьбу» между нанитами T-X и CPU модифицированного Т-850 за команду помножить на ноль или спасти Джона Коннора. В итоге дядя Боб заглючил и решил уйти в шотдаун.
  • «Обитель зла. Апокалипсис»: примерно так видит окружающий мир Немезис.
  • «Газонокосильщик» — кибернетизированный шимпанзе
  • «Западный мир» («Мир Дикого Запада») — пикселизированная картинка, которую видит робот. Между прочим, первый компьютерный спецэффект в кино (1973 год). 10-секундный эффект потребовал от тогдашних ЭВМ 8 часов просчёта и обошёлся в 20 000 долларов.
  • Фильмы Marvel — доспехи Тони Старка, причём показано это главным образом не глазами сидящего внутри человека, а проецированием всяких графиков ему на лицо.
    • Просто такой эффект когда-то любили во всяком кино про военных — очень яркие проекционные экраны, которые аж высвечивают изображение на мордах тех, кто на них смотрит.
      • Даже в первой «Матрице» не удержались: ЭЛТ экран компьютера высвечивает строки кода на лице спящего Нео. В реальности так умеют разве что проекторы.
  • «Дознание пилота Пиркса» — вид глазами Кальдера и просмотр «черного ящика»
  • Отчасти робот Читти из индийского «Робота»
  • «Хищник» — картинка с тепловизора и пометки для прицеливания, отображаемые шлемом охотника.
  • «Класс 1999» — по сюжету, в 1999 году (фильм снят в 1990!) учителя не справляются с разгулом молодёжного насилия в школах и тогда МинОбр США решается на эксперимент с передачей учительских функций андроидам. Но проклятые мега-корпорации опять попилили весь бюджет, а для эксперимента поставили тройку боевых андроидов с криво допиленной прошивкой; понемногу в них начинают самопроизвольно восстанавливаться «боевые опции». Представлено это очень забавно: на HUD-экране андроида начинает мигать надпись EXTERMINATE KILL, когда же боевой режим врубается на всю катушку, то пресловутое KILL ДУБЛИРУЕТСЯ ТРИЖДЫ И КРАСНЫМ ШРИФТОМ! Нафига? Для поднятия боевого духа, видимо…
  • «Tomb Raider» 2002 года. В самом начале у нападавшего на Лару робота (по факту — тренировочный инвентарь)в интерфейсе балы надпись «Убить Лару Крофт». После того, как Лариса его вырубила и заменила компакт диск надпись сменилась а «вечеринка у Лары».

Телесериалы[править]

  • «В поле зрения»: как Машина, так и Самаритянин имеют подобный интерфейс.
    • Обоснуй: интерфейс явно делался для разработчиков, и просто не был выпилен.
  • Sherlock — игра с тропом — так видит других людей Чарльз Огустус Магнуссон, только он, конечно, не робот. И даже очки у него самые обычные, это просто его фантазия. Сам Шерлок в отдельных сценах тоже, хотя это скорее иллюстрация присущего ему образа мышления. Отдельно используется для разрядки смехом в сцене с Шерлоком, пьяным в драбадан.
    • Опять же штуки ради - восприятие им Ирен Адлер, "одетой в рабочий костюм" (полностью обнаженной). Одни вопросы...

Аниме и манга[править]

  • Onepunchman — Генос и, вроде, некоторые другие.
  • Pokémon — метагроссы воспринимают мир именно так, хотя они вообще ни разу не машины и даже не артефакты, а просто существа на металло-электромагнитной основе.
  • Аниме Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume, в отличие от визуального романа, где мы смотрели только глазами протагониста.
  • «Время Евы» — 4-я серия («Безымянный») демонстрирует вид глазами робота, к тому же устаревшей модели и с частично стёртой памятью, который при этом пытается вести себя как человек в соответствии с правилами кафе. Впечатления от комического до грустного.
  • Волчий дождь — большую часть времени мы видим главных героев как людей (хотя они только кажутся ими), но на робота волчьи чары не действуют, поэтому бесстрастная камера показывает не симпатичного паренька, а молодого волка.

Видеоигры[править]

  • В целом такое поведение HUDа называется Diegetic Interface, по смыслу означающий «внутримировой интерфейс» и не имеющий (пока что) своей статьи. Ближайший аналог — видимый интерфейс. С прикрученным фитильком — потому что совершенно необязательно, что он «из глаз», голограммы в Dead Space это тоже diegetic interface.
  • «Монти Пайтон и поиски Святого Грааля» — пародия: вид из шлема Черного Рыцаря по время мини-игры.
  • PARKAN: Хроника империи — HUD протагониста в абордажном боевом костюме и заменяющий его кокпит Паркана в полёте.
  • Unreal Tournament — вид с ракеты Редимера. Но ракетой управляем всё-таки мы.
  • Серия Deus Ex — собственно, индикатор количества патронов и прочий интерфейс там есть не только у игрока, но и у протагонистов, ибо их зрение усилено компьютерными аугментациями. В «Human Revolution» несколько раз дополнительно подсвечивается по сюжету (в самом начале после таймскипа, и если не внимать текстам и диалогам и установить «обновление» на кибернетику в Tai Yong Medical, при бое со следующим боссом интерфейс барахлит).
    • Да и практически во всех играх жанра киберпанк подразумевается, что интерфейс видит/воспринимает сам персонаж.
  • Quake 4 — после попадания в плен и частичной киборгизации протагонист обретает способность читать надписи на языке строггов.
  • DOOM (2016) — только после того, как протагонист находит и одевает Преторианскую броню, на экране «расцветает» HUD. До этого и прицел то увидеть проблематично (а сражаться и подавно).
  • Battlefield — в современных играх серии интерфейс расположен под заметным углом и реагирует на события в игре, например, взрывы рядом. Подразумевается что проецирует его устройство на шлеме персонажа.
  • Crysis — тоже проецируемый интерфейс.
  • «Battletoads» — примерно так смотрит на мир первый босс игры — гигантский робот (такой гигантский, что полностью не помещается на экране). Игрок видит при этом своих же амфибоидных протагонистов «глазами» их врага, которого требуется уничтожить для дальнейшего прохождения, поэтому управление на этом этапе выглядит несколько забавно.
  • Mortal Kombat 9 — троп демонстрируется дважды, от лица Кибер Саб-Зиро. Первый раз — когда его встречает Кабал, и у киборга демонстрируется интерфейс, где он сопоставляет героя с базой данных. Во второй раз — когда земные защитники перепрограммируют Саб-Зиро, чтобы вернуть его прежнюю личность.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — есть возможность смотреть на мир глазами 47-го и астромеханика.

Музыка[править]

  • Клип Snap! — «Rame». Мальчик, укравший (или освободивший?) принцессу не прост, у него есть продвинутая авионика, которая выводит на окуляр не только авиагоризонт и вариометр, но и отчёты о наличии пыли и моли в ковре-самолёте, а также парочка дронов, чтобы видеть себя со стороны. Зачем это нужно в сеттинге восточной сказки — непонятно, но тогда это было модно. А вот что станет с принцессой, когда он покинет атмосферу и отправится на Луну?

Реальная жизнь[править]

В нашей реальности такой вид имеют всевозможные системы распознавания лиц и другие программы которые анализируют окружающую среду через видеокамеры (например автопилоты). Точнее так выглядит интерфейс для пользователей и отладочные вставки самих программистов.