Промах с аудиторией

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Uncertain Audience. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ответное письмо я переписывал троекратно, пока не привел тон к нормам делового этикета, а весь мат вычистил до единого слова. Получилось в итоге что-то красивое. Про архитектуру. Про то, что представляется довольно пожалуй что технически слегка затруднительным выстроить 100-этажный небоскреб на готовом фундаменте, если тот был спроектирован когда-то под здание детского сада... »
Леонид Каганов об одной адаптации "Щелкунчика"
Наглядно

Промах с аудиторией — случай, когда из-за ошибки позиционирования произведение не набрало того успеха, на который рассчитывали. И обычно это приводит к тому, что Не хватило сборов. Правда, в случае сериалов иногда сериал буквально «на ходу» переделывают из сёдзё в сёнэн, или наоборот.

Также может иметь место не столько промах, сколько случайное попадание: вроде бы целевой аудитории зашло, но также очень заметно зашло ещё одной группе, о которой вроде бы при создании особо не думали.

См. также Детям это смотреть нельзя! и Определённо не для детей. А также Целевая аудитория. И именно по этой причине никогда не доверяйте трейлеру.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Практически вся классика школьной программы, которая писалась, вообще-то, для взрослого читателя, а не для школьников. Особенно писатели вроде Толстого и Достоевского, у которых значительную часть произведений занимают философские рассуждения героев или самого автора (а у Достоевского произведения ещё и не по-детски мрачные). Вплоть до того, что пытаясь «показать искусство в процессе исторического развития» детям в 7-ом классе предлагалось начинать постижение всемирного искусства с непривычных по форме и непонятных по содержанию трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и «Песни о Роланде» (странно, почему не с эпоса о Гильгамеше: детишкам будет очень интересно узнать, кем работала Шамхат и как ей удалось привести Энкиду в цивилизованный вид).[1] Уйма пейзажной лирики (детям она обычно неинтересна), отбор прозы тоже странный: даже если в учебнике нет традиционных советских комментариев, которые сводили практически любой текст к критике социальных устоев того времени, современному читателю обычно тяжело понять, насколько обычно или необычно поведение героев, потому что ему не с чем сравнивать (на балах он не бывал и вообще с трудом представляет, насколько тесным и ритуализированным было тогдашнее высшее общество), авторские намёки непонятны (многие ли поняли, что в первой главе «Войны и Мира» Пьер Безухов оскандалился на первом же светском рауте, заработал репутацию бонапартиста и вольнодумца и больше его в салон г-жи Шерер не пригласят?), проблемы, стоящие перед героями, неясны даже в силу возраста (современном школьнику не объяснить, почему Анна Каренина бросилась под поезд — она ведь уже ушла к любимому, и даже муж великодушно дал ей развод, ну, казалось бы, живи да радуйся), и даже сюжет может быть непонятен (например, все примерно знают, что Чичиков скупал мёртвые души, и практически никто — в чём был смысл этой аферы, не перепродавать же он их собирался)[2].
    • Штука в том, что задачей школьной программы является не вложить в головы учеников проблематику классических произведений (это действительно невозможно), а наскоро ознакомить учеников с наиболее выдающимися произведениями, историей развития и основными вехами литературы - грубо говоря объяснить, чем Гоголь от Гегеля отличается.
  • Кроме того в советское время стабильно путали литературу для детей и литературу про детей. Хотя казалось бы — зайди в библиотеку и убедись, что дети разбирают в первую очередь всяких Дюма, Скоттов и Лондонов — взрослые приключения взрослых людей. Но нет, если произведение детское — оно обязано рассказывать про героев детей. А то и вовсе про приключения в школе, дворе, пионерлагере, которые интересны сугубо взрослым, вспоминающим молодость, а дети подобное и так каждый день видят и еще и читать про это не хотят.
    • Даже сейчас это заметно по жанру young adult — несмотря на успех «Гарри Поттера», «Бесконечной истории» и «Волшебника Земноморья», большая часть жанра — истории про девушек, которые открыли в себе магические способности. Мальчики-подростки начиная лет с 12-13 спокойно отождествляют себя с просто молодым главным героем или даже с суровым взрослым воякой. Для девочек это не характерно: всё-таки образ жизни взрослых женщин им не особенно близок.
    • Ещё одна беда с попытками создания серьёзной детской литературы: взрослый начинает писать о своём детстве и в итоге постоянно ударяется в ностальгию и социальную драму. Детям и подросткам ностальгия не понятно, просто потому, что им пока ещё не о чем ностальгировать.
  • «Приключения Оливера Твиста» часто позиционируют, как книгу для детей, ибо «приключения сиротки». При том, что сам Диккенс в своём предисловии упоминал, что он пишет отборную чернуху, именно с прицелом во взрослую аудиторию. Сам Оливер Твист тут вообще нечто среднее между мебелью и поводом закрутить повествование. Всё самое интересное происходит со взрослыми, а в центре обсуждения коррупция и преступный мир, пусть даже поданные ироническим языком, нарочито восхваляющим каждого мерзавца в книге. Так что сам Диккенс знал, для кого пишет, но вот издательства часто допускают эту самую ошибку.
  • А. Полярный и А. Сопкин, «Юпи» — тут больше подойдёт слово «ни для кого». Книгу написали, чтобы оправдаться перед издательством и читателями за затяжной хиатус, и изначально позиционировали как детскую, однако основная аудитория Полярного — это подростки, которым литература для дошколят уже неинтересна. Да и весьма сомнительно, что детям уместно давать читать этот плод халтуры и литературной лени с пустым сюжетом, депрессивными мотивами и картонными персонажами. Конечно, МТА потом пытался всячески переобуться в полёте: от заявлений, что книга на самом деле не детская, до более сомнительных способов пиара.
  • Внутримировой пример — Ираклий Андронников, «Первый раз на эстраде».
    • «Недавно был запланирован симфонический утренник для ленинградских школ, точнее, для первых классов „А“ и первых классов „Б“. Но по ошибке билеты попали в Академию наук, и вместо самых маленьких пришли наши дорогие Мафусаилы. Об этом мой помощник узнал минут за пять до концерта. И, не имея вашей способности учесть требования новой аудитории, он рассказал академикам и членам-корреспондентам, что скрипочка — это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат… Почтенные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна!»
  • Рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова, который проходят в девятом классе, сам по себе вполне понятное и доходчивое произведение для данной аудитории однако один эпизод выбивается — в котором Андрей Соколов «пьёт за свою погибель» несколько рюмок водки без закуси сохраняя при этом выдержку чем и завоёвывает уважение коменданта концлагеря. Для школьников девятого класса, ведущих здоровый и законопослушный образ жизни, не будет в полной мере ясно насколько главному герою было в тот момент тяжко и вообще в чём идея такого испытания (дело в не в навыке пить много и не закусывать, а как раз напротив: комендант хочет увидеть, действительно ли главный герой настолько морально устойчив, или просто ломает комедию и в хмелю начнут дурачиться).
  • Эдуард Успенский «Новые порядки в Простоквашино», она же «Лихие девяностые в Простоквашино» — детям непонятна социальная сатира, взрослым неинтересно Простоквашино.

Кино[править]

  • «Капитан «Пилигрима»» — для детишек вышло мрачновато, и открытый финал детская аудитория в целом не одобрила. Взрослая аудитория и критика не приняла принесения проблематики в жертву зрелищности.
  • «Он — дракон» — в российском прокате фильм денег не собрал, а прокат в Китае даже не планировался. И потому авторы очень удивились невероятному успеху фильма у китайских пиратов и кусали локти, что не было китайского проката.
    • Прокат в Китае таки стартовал 23 августа 2016 года и уже зародил мысли о второй серии.
  • «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — в трейлерах к фильму не было ни одной песни, а в постерах и рекламе не было никакого упоминания о том, что это киномюзикл. Не сказать, что фильм провалился (у него были средненькие сборы в США и хорошие сборы по миру), но зрители были изрядно удивлены, что что больше половины фильма занимают песни.
    • Если бы зрители знали, что есть такой мюзикл Стивена Сондхейма, очень известный в США, они бы не удивлялись (для сравнения, идя на фильм «Призрак оперы», вы скорее ожидаете мюзикл, а не экранизацию Гастона Леру, верно?). Но да, в Европе Сондхейма знают мало.
  • «Шпионы по соседству» — позиционировался как комедия, по факту неплохой боевичок, с минимумом шуток.
  • «Драйв» — тот случай, когда стоит привести аннотацию целиком:
« Великолепный гонщик — при свете дня он выполняет каскадерские трюки на съёмочных площадках Голливуда, а по ночам ведет рискованную игру. Но один опасный контракт — и за его жизнь назначена награда. Теперь, чтобы остаться в живых и спасти свою очаровательную соседку, он должен делать то, что умеет лучше всего — виртуозно уходить от погони… »
— Так фильм позиционировали прокатчики
Уже представили себе боевик в стиле «Перевозчика»? На него народ и шёл в кинотеатры — и оказывался сильно разочарованным, ибо это ни разу не боевик, а нуар. Неудивительно, что фильм был принят довольно прохладно — при том, что релевантная публика оценила его очень высоко.
  • «Август. Восьмого» — очень странная идея изначально в представлении войны глазами ребенка как сражении ОБЧР. В итоге еще до начала войны мальчик предстает законченным эскапистом, не воспринимающим толком мать, и весь фильм сидит в разрушенном доме и фантазирует. К тому же, мультяшная анимация роботов слабо сочетается с попыткой показать действия военных, тем более руководства России и уж совсем не сочетается с дикой сценой, где героиня в офисном лифте при ухажере и всем честном народе ни с того ни с сего начинает изображать постельные стоны и крики (после этого ухажер, само собой, бросает ее, а она едет к сыну в еще мирную Южную Осетию).
    • Вероятно, авторы решили с педалью в пол эксплуатировать популярную идею о поколении, которое бóльшую часть времени проводят за компьютерными играми, так что настоящая реальность для них уже становится вторичной. Но вышло странно.
  • «Запрещённый приём» (2011, Зак Снайдер) — интеллектуальные снобы и нуарщики полфильма смотрели на милых девочек, нарезающих ломтями фэнтезийных вражин. Малолетние фетишисты самого разного возраста полфильма смотрели на угнетение несчастной девочки злодеями, а также превращение ГГ в овощ. Естественно, что обе категории оказались не в восторге.
  • «Сказка странствий» — для детей фильм слишком сложный и мрачный, взрослых отпугнул заявленный прямо в названии сказочный жанр, понятия «фэнтези» в советском культурном обиходе не было, тем более не было аудитории для фэнтези, поклонниц Андрея Миронова разочаровало то, что Миронов в непривычном амплуа… В результате фильм очень популярного Митты с мегапопулярным Мироновым был быстро снят с проката из-за никакой посещаемости. Впрочем, позже был в некоторой степени отомщён временем.
  • «Хищные птицы» — «Отряд самоубийц», несмотря на некислую противоречивость, всё же нашёл и почитательниц парочки Джокера и Харли, и почитателей обтянутых короткими шортами ягодиц Марго Робби. Вот только мало кто учёл, что возрастная группа данных категорий редко достигала шестнадцати лет, тем, кто постарше, в небольшой довесок нужен вменяемый сюжет, нормальный юмор и некартонные персонажи. Дать следующему фильму с появлением безумной арлекинши рейтинг R, не сильно-то и оправданный достаточным объёмом жести и нецензурщины… Конец немного предсказуем.
  • «Кровь и шоколад» — «от продюсеров „Другой мир“, от сценариста „Звонок 1, 2“, „Крик 2“», да еще и позиционировавшийся сразу и как фэнтезийная мелодрама, и как фильм ужасов. Как фэнтезийная мелодрама фильм, провалившись в прокате, смог получить небольшую фан-базу, которая потом почти вся забыла о нем, стоило выйти куда более успешным «Сумеркам», при том что сюжетно, да и по уровню актерской игры «Кровь и шоколад» намного крепче и логичнее «последователя». А вот те, кто ждал именно что чего-то в духе «Другого мира» или, хотя бы, сюжета закрученного не хуже «Крика» или «Звонков», исплевались и предали фильм анафеме.
  • «Повелители снов» — можно было бы подумать, что это детское кино, если бы не марафон траха после.

Телесериалы[править]

  • «Капитан Пауэр и солдаты будущего» — несерьёзен до детскости, но жесть вполне недетская. Ну и на кого это было рассчитано? Оказалось — на забвение, закрытие и плёнки на полках.
  • Игра в кальмара — откровенно чернушный и жестокий триллер про то, как взрослые дяди и тёти вынуждены играть в детские дворовые игры с летальным исходом. Несмотря на наличие маркировки 18+, этот сериал завоевал огромную популярность среди подростков и детей, которые после просмотра повторяют увиденное в каком нибудь Roblox...

Мультфильмы[править]

  • «Князь Владимир». Опять-таки — для детишек местами жестковато: например, сцену (с остальным сюжетом, кстати, никак не связанную) со штурмом и последующим захватом положительными героями города (а там старики, женщины и дети!) малыши навряд ли одобрят — мы-то с вами понимаем, мол, что поделать, такие уж были времена… В то же время для взрослой аудитории конфликт слишком уж примитивен и сказочен. Вдобавок при продвижении фильма немалое внимание уделялось тому факту, что он повествует не о ком ином, как Крестителе Руси. Однако христианства в конечном итоге в фильме оказалось не так уж много — оно есть, но воспринимается как одна из культурных особенностей, а не какая-то направляющая идея. И вообще победить злодея в финале помогает не христианский Бог, а… языческий Род, воплощённый в виде дерева. Или это Единый Бог «под прикрытием»? Тема же крещения Руси не раскрыта вовсе.
    • Её собирались раскрыть в сиквеле, но на сиквел не нашлось денег, и из всех ре-релизов мультфильмов просто убрали начальный титр «Фильм первый».
    • Идея была предложена авторам мультфильма давным-давно, кажется, Д. С. Лихачёвым. В 1980-е интерес к теме был понятен (тысячелетний юбилей крещения киевлян), но на излете эпохи официального атеизма тогдашняя столичная интеллигенция зачастую воспринимала такой вот православно-родноверческий «экуменизм» вполне нормально. Зато сейчас мультфильм, при неплохом, в сущности качестве продукта, рискует скатиться в троп. Для христианской аудитории в сюжете слишком положительный образ язычества (причём не людей, а конкретно культа). Для неоязычников же наоборот, князь Владимир — слишком неудобный главгерой
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» от «Мельницы» — примерно то же самое, но с ещё бóльшим фейспалмом взрослых от того, во что превратили знакомый с детства оригинальный сюжет. А дети, даже знакомые с книгой, не сильно поймут, чем мульт отличается от творений Диснея и Пиксара.
    • «Крепость: Щитом и мечом», очень взвешенный, красивый и качественный мультфильм об осаде Смоленска поляками в Смутное время, не окупился — в первую очередь из-за смутной целевой аудитории. Взрослых не цепляет мультипликационная форма, детей - сложность деталей и необходимость знания исторической матчасти.
  • «Hey, Arnold! The jungle movie» — долгострой, который должен был выйти в 2003—2004-м. Аудитории, которая смотрела оригинальный мультсериал к моменту выхода второй полнометражки уже 25-30 лет, да и в свете последних тенденций ожидалось, что мультфильм должен уже отрастить бороду. Тем более что в самом оригинальном сериале встречались очень серьёзные драматические эпизоды. И даже начало полнометражки, пропитанное ностальгией по сериалу обещало удовлетворить старых фанатов, но по приезду в Сан-Лоренцо мультфильм становится больше похож на детскую сказку по канонам начала 00-х. Естественно, детская аудитория ничего не знает об оригинальных персонажах, а старые фанаты жалуются на скомканный сюжет, упростившиеся характеры и натянутую на глобус концовку, скатывающуюся в магический реализм, который бы сошёл за байку дедушки Фила.
  • Titan A. E. — для кого вообще предназначен этот мультфильм? Для детей он слишком серьёзный и жестокий, а для взрослых всё-таки недостаточно серьёзный. Данный мультфильм, собственно, и погубил карьеру Дона Блута.
    • Вообще, не только «Titan A. E.», а и прочие полнометражные научно-фантастические (в очень широком понимании НФ) мультфильмы, вышедшие на рубеже XX—XXI веков, слишком детские для взрослых и слишком взрослые для детей: «Атлантида», «Планета сокровищ», «Стальной гигант». Все они провалились в прокате, хотя и получили культовый статус в узких кругах. Похоже, что целый ряд авторов предпринял тогда попытку открыть для западной анимации новые горизонты, но… не взлетело.
    • А также — не научно-фантастическая, но идейно близкая, имеющая те же самые проблемы и тоже провальная «Дорога на Эльдорадо».
  • «Конфликт» Гарри Бардина про войну спичек. Необычный пример: упустили то обстоятельство, что у большинства простых граждан телевизоры пока ещё чёрно-белые! А с контрастностью у спичек плоховато. Рассчитаны они явно на просмотр в цвете.

Мультсериалы[править]

  • «Захватчик Зим» — что курил (траву или грибы?) автор этого безумного и гротескного мультика, когда решил пойти с этим проектом на детский канал Nickelodeon? Всё закончилось тем, что сериал закрыли на середине 2-го сезона из-за «низких рейтингов и жалоб зрителей на излишнюю жесткость мультфильма».
  • «Южный Парк» — субверсия. По стилистике похож на детский мультик, но это очень большая ошибка, о чем догадываются и сами авторы. А вот некоторые родители — нет.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — создатели уверены, что делают сериал для маленьких детей, хотя тут полно и взрослых тем. Да и раз на то пошло, сообразительность детей они явно преуменьшают.
  • «MLP» — с фитильком, мультсериал про дружбу и разноцветных поняш изначально был рассчитан на маленьких девочек, однако обзавёлся фанатами всех возрастов и полов. А причина проста, авторы, в частности ведущий сценарист Лорен Фауст, подошли к созданию очень ответственно, дабы мультфильм был интересен далеко не только целевой аудитории. Здесь намного лучше прописаны персонажи, их взаимоотношения и лор чем в предыдущих поколениях которые были не более чем нишевыми продуктами.
  • «Юная Лига Справедливости» — авторы надеялись, что парни среднего и младшего школьного возрастов будут в восторге от мультсериала и ринутся в магазины сметать с прилавков игрушки по мотивам. Однако большинством зрителей оказались девушки, предпочитающие вместо покупок мерча рисовать арты и писать фанфики. А так как мерч плохо распродавался, то шоу закрыли после второго сезона. Позже всё-таки сняли третий сезон и видимо, чтобы отпугнуть женскую аудиторию, начали третий сезон с довольно жестоких сцен вроде убийств детей-мутантов или ранения Вика Стоуна с показом его внутренностей.
  • Перезапуски «Утиных историй» и «Чипа и Дейла» — подчёркнуто примитивная графика, сильно уступающая не то что версиям 1987—1990 годов, но даже и первым появлениям бурундуков на заре диснеевской мультипликации — а это, на минуточку, 1943 год! И если «Утиные истории» 2017 года берут сюжетом и осовремененными персонажами, то «Жизнь в парке» у олдфагов вызывает ярость, а новых зрителей и вовсе не привлекает.
  • «Трансформеры» же! Первоначально рассчитаны на аудиторию мальчиков лет десяти, а по факту и девушек среди фанатов сейчас изрядно, и игрушки и фигурки нередко покупают не детям, а себе взрослые коллекционеры (учитывая стоимость и доступность этих игрушек, особенно в РФ, оно и не удивительно). А вот фанатеющего по трансформерам маленького мальчика еще поди найди. Впрочем, владельцы франшизы об этой тенденции в курсе и регулярно выпускают серьезные (или типа сурьезные) произведения с рассчетом на взрослую аудиторию, как ту, которая выросла на старых мультсериалах, так и на новую. Получается… когда как.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — Харли Квинн и особенно Найтвинг гораздо популярнее среди женщин, чем среди мужчин.
  • «The Far Side» Гари Ларсона снискал огромную популярность среди биологов и даже был неоднократно увековечен фанатами в этой профессии (например, шипастая колотушка на конце хвоста стегозавра называется «тагомизатор» именно поэтому).

Аниме и манга[править]

  • Традиция японской культуры явно обозначать намеренную аудиторию ещё на этапе публикации позволяет легко подмечать этот феномен.
    • Практически любой сёнэн, помимо намеренной аудитории (мальчики-подростки), собирает ещё ощутимую прослойку девочек, особенно любительниц фантазировать об однополой любви между персонажами. Особенно это заметно в работах, посвящённых спорту.
    • Махо-сёдзе, предназначенное чуть ли не для девочек начальных классов, регулярно собирает аудиторию взрослых мужчин.
      • А иногда и просто сёдзё внезапно собирает аудиторию взрослых мужчин.
  • Eureka Seven — сериал был сильно пропиарен, ещё до завершения трансляции игрофицирован, обласкан критиками и считался не менее перспективным, чем этот ваш «Евангелион», однако для хардкорных евафагов он оказался слишком затянутым и слишком обычным, для фанатов классических мех — слишком странным, а тех, кого должны были привлечь многочисленные отсылки, отпугнули мехи (ещё и гоняющие на досках!). Итог — коммерческий провал, отмена последних серий, приведшая к сливу концовки, никому не нужная премия за лучший сценарий и практически полное забытье. Чрезвычайно показателен контраст с Гуррен-Лаганном, который выступил в очень похожем жанре, но при этом по-другому расставил акценты и в итоге сумел привлечь всех, а не отпугнуть и который помнят и любят до сих пор.
  • Fairy Tail — взрослая аудитория, даже если привыкла к здешнему юморку и атмосфере, начинает плеваться где-то с середины саги. Сыплются жалобы на унылую непобедимость героев, роялепад, погребающий под собой несчастных Могучих Тёмных Магов, и неожиданные, но нелепые сюжетные повороты. Защитники пытаются пискнуть что-то вроде «Не относитесь так серьёзно к сказке» и апеллируют к игре слов в словосочетании «Fairy Tail» («fairy tale» — «волшебная сказка»)? Замечательно! И что это за сказочка такая: с труселями крупным планом, полу- или совсем обнаженными девицами и двусмысленными шуточками почти в каждой серии? На каких, говорите, детей ориентировался автор?
    • Скорее аудитория находится где-то посередине, между детьми и взрослыми. Данное аниме явно рассчитано на подростков 13-19 лет, которым нравится фансервис и фэнтези-приключения с романтикой. Так что Fairy Tail — это произведение жанра young adult.
  • Goblin Slayer знают именно за то, что там суровый, прагматичный и бескомпромиссный главный герой, а его заклятые враги — гоблины — имеют в хвост и в гриву всех подряд (мужчин — фигурально, женщин — буквально). Какой вывод сделали поклонники фэнтези и аниме, начитавшись анонсов? «Ура! Грядет идейный продолжатель Berserk!» Подразумевался, конечно же, старый «Берсерк» — с чернухой, кровякой, изнасилованиями (в том числе при помощи монстров) и жестоким миром — а не «полусёнэн» последних лет. Однако «Goblin Slayer» задал высокую планку жестокости в «пилоте», чтобы уронить её буквально через пару серий, сведя всё к красочно умирающим гоблинам. С появлением мультирасового отряда приключенцев сюжет вовсе начал напоминать посредственный модуль для D&D. Со временем выясняется, что и мир тут благополучный, несмотря на заявленные демонические нашествия, и зелёные вредители не так ужасны, как их начало истории малюет, и опасность они представляют в основном для мелких фермеров и зелёных юнцов. Поэтому половина сюжета — пляски вокруг социопатичного и помешанного на своей идее фикс Убийцы Гоблинов, которого надо вразумить, вернуть в общество и научить радоваться жизни. В итоге получилось, что угодно, но точно не второй «Берсерк», и поклонники тёмного фэнтези быстро охладели к новому сериалу.
    • Тут скорее субверсия: хоть Гобс и не зацепил фанатов Берсерка, он всё еще берет свое с молодежи, которая — после моря апокалиптичных фентэзи и бесконечных всемогущих попаданцев — видит в его приземленности что-то свежее.
  • Многие аниме в жанре этти. Например, известное High School DxD — девицы здесь трясут оголёнными телами направо-налево, по поводу и без, да и рейтинг R+ предполагает, что несовершеннолетним такое смотреть не подобает. Но при этом сама по себе история и её подача будто для 12-летних. Конечно, некоторые могут возразить, мол, «ну а что вы хотели от этти», да только вот ничего не мешает совместить и показ голых сисек, и хоть какой-то занимательный сюжет с адекватными персонажами, благо, и такие примеры можно найти.
    • Ирония в том, что конкретно ДхД в аудиторию и не целилось, этти в нём чисто из-за любви к сиськам что автора ранобэ, что редактора.
    • Здесь ещё проблема разного понимания рейтинга. Для запада полуголые девицы с акцентом на сиськах — однозначно для совершеннолетних, а вот в Японии большая часть целевой аудитории — подростки в пубертате, на которых незамысловатый сюжет и рассчитан.
  • Hataraku Saibou — создавался для детской и юношеской аудитории в качестве познавательного произведения. Кто его смотрит? В основном взрослая аудитория, особенно врачи и специалисты по биологии.
  • Фэндом франшизы Gundam, по словам Ёсиюки Томино, состоял из женщин если не полностью, то процентов на девяносто. Мужчины подключились много позже, уже после закрытия оригинального сериала.

Видеоигры[править]

  • Серии X-COM и их подражателям хронически «везёт» на данный троп.
    • X-Com: Interceptor — Хотя сама идея «X-Com в космосе» была очень оригинальная и свежая, подкачала реализация. Также подвело то, что игра позиционировалась как «сиквел для фанатов X-Com», хотя сама она фактически была «спин-офф для фанатов космосимов» — что, собственно, и дало сабж.
    • X-COM: Enforcer. Сам по себе милый аркадный шутер про всех победившего человекоподобного робота был бы очень неплохой игрой, но при чём здесь вообще X-COM, атмосфера которой выдержана совсем в других канонах? Вот и фанаты так решили.
    • Xenonauts — с прикрученным фитильком. Здесь с гнетущей атмосферой и уровнем сложности как раз всё в порядке. Однако сама идея тыкать «реализмом» фанатам франшизы, прославившейся своими голливудскими пришельцами, штурмовыми летающими восьмиугольниками и учёными, которые за недельку разбираются как устроена плазмопушка…
  • Серии Fallout тоже «повезло»:
    • Fallout Tactics — стильные роботы, давящая атмосфера, неплохие уровни… только на фоне самих Фоллаутов всё это выглядит как дешевая нелицензионная китайская подделка в духе «Чип и Дейл во Вьетнаме» или новеллизация фильма восьмидесятых. И то что она как раз лицензионная погоды не меняет.
    • Fallout 3, которой для многих фанатов 1 и 2 частей как бы и не было. С фитильком, так как коммерчески был успешен. Претензии можно разнести на два класса: то, что она не очень-то Fallout, и то, что она не очень-то «3». Давать цензурированный шутер с поголовно одетыми в бельё персонажами, которые ругаются как маленькая девочка фанатам вселенной пошаговой RPG, пестрящей чернухой и пошлыми шуточками — не лучшая идея.
      • А вот ветеранам Oblivion-а[3] игра в целом зашла.
      • Ну это можно было описать короче: Fallout 3 является хорошей игрой от Беседки[4], но не является хорошей Fallout.
  • Heroes of Might and Magic — изначально сама франшиза строилась на базе техномагической вселенной, где злобные инопланетяне косили под демонов, а героям помимо подготовки заклинаний было можно и нужно метко стрелять из бластера. Однако если в восьмидесятых это выглядело вполне логично и соответствовало тогдашнему мейнстриму[5] (не плевались же люди от Wizardry и Thunderscape), то ближе к двухтысячным стало смотреться очень… органично, что совсем не устраивало маркетинговый отдел, который нацелился на новую аудиторию. Как следствие начались финты ушами вроде заходов о том, что Heroes и сама Might and Magic — немного разные вселенные, потом старичков прокатили с техномагическим замком, старый мир грохнули и принялись ваять вселенную с нуля, на этот раз уже чисто фентезийную. В результате старички плюнули и ушли, а новички просто не поняли где смеяться и чем вселенная новых Героев отличается от Стандартной Фентезийной Вселенной.
    • Весьма талантливо написанным бэком, и, на своё время, совершенно крузисным для стратегии графоном. Но разочаровавшихся полным сюжетным перезапуском фанатов старых частей понять легко. А потом старые и новые фанаты сошлись на ненависти к убившим серию недофинансированием Юбисофт, ибо на кого рассчитана седьмая часть с застывшими катсценами и обрубком от геймплея — решительно непонятно. Наверное, на тех, кто покупает абсолютно всё, на чём стоит лейбл их любимой франшизы, подобно фанатам фифы.
  • Spore — позиционировалась как серьезный биологический симулятор эволюции. Правда, в самой студии сторонники такого подхода оказались в меньшинстве, и в итоге получилась игра пусть и замечательная, но научностью там и не пахнет. Поэтому многие любители твердой научной фантастики, ждавшие игру, оказались недовольны конечным результатом.
  • Zanzarah: The Hidden Portal — рекламировалась строго как покемоны для младшеклассниц, что в итоге только ускорило сползание студии «Funatics Development» в банкротство. Сейчас моды на «Занзару» и даже попытки фанатских сиквелов клепают вполне серьёзные бородатые дядечки, так что авторы здорово проглядели с потенциалом игры.
  • Diablo Immortal — ещё до выхода его анонс на Blizzcon уже вызвал целую волну негодования со стороны фанатов. А всё дело в том, что пришедшие на Blizzcon фанаты ожидали увидеть релиз игры для ПК, а не на мобильную платформу. Если бы Blizzard не так громко рекламировала бы игру, то обошлось бы без скандалов.
    • Игра вышла, в том числе на ПК, и оказалась очередной мобильной донатной помойкой.
  • Battletoads (перезапуск 2020-го) — игру делали с расчетом на детскую аудиторию, которая знать не знает, что за жабы такие, а не на взрослых, которые с радостью вернулись бы в классику их детства.
  • Conker's Bad Fur Day — эпичный зигзаг. Первоначально игра про бельчонка Конкера должна стать детской (причём, даже более детской, чем Banjo Kazooie) с геймплеем аля время собирать камни. Но так как на рынке подобных игр было достаточно, разработчики решили оторваться по полной, и решили превратить свой проект в игру для взрослых. Правда, теперь никто больше не воспринимает игру всерьёз. Ну серьёзно, как в игре про милого бельчонка могут оказаться пошлые шутки, кровь и отсылки к поп-культуре? Как итог, игра потерпел финансовый провал, но зато стала культовой классикой.
  • Marvel’s Avengers — игра была разработана студией Crystal Dynamics под издательством Square Enix. Разработчики явно хотели подзаработать денег на Мстителях, выкатив на свет довольно скучный кооперативный Beat’em Up с ужасной монетизацией. В итоге игроки быстро покинули игру, а Square Enix потерпела огромные убытки. Что самое смешное, спустя непродолжительное время вышла другая игра с микротранзакциями и лутбоксами, которая таки смогла получить огромную фанбазу.
    • Другой провальный проект издательства Square Enix — The Quiet Man от Human Head Studios, которая должна была стать игрой с крайне интересной задумкой. Дело в том, что в этой игре вы играете за глухого человека, и, соответственно, это должно отразиться на восприятии игры. При первом прохождении игрок не будет слышать ни одного звука. Никаких субтитров в диалогах не будет, так что игроку придётся прочесть по губам и жестам, дабы наконец понять сюжет игры (впрочем, куда легче перепройти игру на Новой игре+, в которой включается звук). В итоге оказывается, что сюжет игры довольно банален — получился скучный Beat’em Up, где глухота героя вообще не отражается на геймплее и лишь добавлена в игру для галочки. Хотели сделать глубокую игру про трудную жизнь бойца-инвалида, а получилась лажа.
  • С фитильком — Undertale. Игра была рассчитана скорее на людей, которые в детстве играли в Earthbound на SNES. То есть, по задумке это должна быть совсем нишевая игра для своих. Но в итоге игра обрела бешеную популярность по всему интернету. В рунете большая часть фэндома составляют школьники, которые знают про Dendy и Sega Mega Drive только из уст олдфагов. Хотя казалось бы, игра выглядит так, как будто она приехала из 90-ых.
  • Genshin Impact — будучи первой ААА игрой в жанре гача, позиционировалась на публике как «Breath of the Wild для анимешников», и поэтому многие люди не догадывались, в чём подвох. Некоторые игроки начали строчить негативные оценки на Метакритике, поскольку они не ожидали, что им придётся выбивать персонажей из лутбоксов. Впрочем, тут получилась субверсия, поскольку это не помешало игре набрать огромную армию поклонников.
  • It Takes Two — исключительно кооперативный action-adventure, сюжет которого содержит довольно большое количество романтических элементов мелодрамы, повествуя о находящейся на грани семейной паре с весьма… спорными характерами. Учитывая, что средний образ игроков — два геймера-друга, запустившие игру ради экшн-геймплея и головоломок, а вовсе не семейная пара, способная найти в истории что-то жизненное, и не две впечатлительные домохозяйки, часами напролёт смотрящие мелодраматические сериалы, игра вряд ли с сюжетной стороны зайдет большому количеству в неё играющих. И это не помешало данной игре получить звание Лучшей Игры 2021 года по версии Game Awards.
    • Тем не менее, среди геймеров часто находятся и семейные пары, но они там найдут внезапную и слишком жестокую садистскую сцену, которая напрочь убивает сопереживание героям и желание проходить игру дальше (бессмысленное убийство слонихи, любимой игрушки дочери главгероев). Зато сцена зашла бы геймерам-друзьям.
  • City of Gangsters (2021) — это неторопливый пошаговый тайкун, где нужно выстраивать довольно сложные производственные цепочки, добиваться кумулятивного эффекта и организовывать свой сбыт. Столкновения с другими бандитами редки, боевая механика очень условна, полиции достаточно раз в году сунуть взятку. Но в названии зачем-то упомянуты gangsters, что привело к множеству негативных отзывов в духе «я хотел как в Gangsters 2: Vendetta, а тут унылая производственная драма вместо лихих перестрелок». Назвали бы Prohibition, допустим, и этих отзывов можно было бы избежать.
  • Senran Kagura — серия игр про (очень условных) ниндзя-девочек с минимум пятым размером груди, дерущихся до полного оголения, гейм-дизайнер которой постоянно отпускает скабрезные комментарии. Казалось бы, аудиторией будут в основном спермотоксикозные школьники, но нет, женщины составляют большинство покупателей этой серии, и довольно значительное.
  • Epic Games Store, господа и дамы! На бумаге идея кажется волшебной! Наконец-то у Steam появился достойный конкурент, да еще с портированными на ПК консольными эксклюзивами! И там есть модерация, которая будет допускать только качественные инди-игры, пока Steam наполнен низкокачественным мусором. Однако Epic Games, несмотря на достижения в области технологий и Fortnite, не учли несколько важных нюансов. В Epic Games Store отсутствует большая часть функционала Steam, включая моды, достижения, отзывы, корзинка и т.д. Иначе говоря, люди покупают лицензионные игры в Steam во многом благодаря наличию функционала. То есть они создали урезанный Steam. А ПК-порты, ставшие эксклюзивами магазина, оказались забагованными. В итоге это привело к тому что Sony начала больше выпускать игры в Steam, и Epic Games Store стал просто лаунчером для игры в Fortnite, гле можно только игры с раздачи брать. А инди разработчики по прежнему отдают предпочтение Steam, несмотря на недостатки.

Музыка[править]

« Егор долго и яростно убеждал Манагера, что негоже коллективу, участвующему в национал-патриотическом проекте "Русский прорыв", носить имя "Ужас в коробочке с калом". »
— Роман Неумоев вспоминает
  • В конце 70х в британском Шеффилде появилась рок-группа «Deaf Leopard» («Глухой леопард»). Вот только такое название было типичным для панк-групп того времени, поэтому на концерты к ним приходили преимущественно панки — и уходили с них разочарованными. Музыканты сделали выводы и исказили название. Сработало: группа «Def Leppard» навечно вписала своё имя в историю рока.
  • В начале нулевых жила-была московская группа «Цитадель Ветров». Несмотря на романтически-фэнтезийное название, песни группы в основном были посвящены не рыцарям-эльфам-единорогам и прочему, а общефилософской тематике. Нет, свой круг поклонников образовался, но крайне небольшой. В 2006 году группа переименовалась в «Коrsику», заодно и звучание поехало в чуть более тяжёлую сторону — и с тех пор коллектив уверенно набирает обороты и фанатов.
  • Возможно, готические песни Кирилла Рыбьякова охватили бы большую аудиторию, если бы группа называлась более мрачно и готично, а не «Кооператив Ништяк».

Прочее[править]

  • «Галилео» — рассчитывали на взрослую аудиторию, в первом выпуске есть сюжет про то как делают купальники. Но после просмотра рейтингов оказалось, что их смотрят совсем дошколята — что неудивительно, учитывая, что передача шла по телевизору по будням примерно в 16:00 — в это время как раз дома только дети, а не их родители, которые на работе. Поэтому в последующих сезонах часто присутствуют не всегда смешные шутки и кривляния ведущего. Но за это его и полюбили.
  • Частый промах в социальной рекламе: плакаты для автомобилистов развешивают на афишных тумбах и автобусных остановках, а для пешеходов и велосипедистов — на билбордах над трассами и медиаэкранах. И вместо того, чтобы призывать X не быть м..ками, они намекают Y, какие же м..ки эти X!
    • Или этот плакат — разглядеть, что кривые полоски зебры — на самом деле больничные каталки, можно только подойдя вплотную, что сидящему за рулём, который тут вроде главная ЦА, сделать очень непросто.
  • Microsoft BOB делался совершенно непонятно для кого. Из развлечений для детей в нём (кроме самой оболочки, где можно расставлять предметы мебели и тыкать собачку-помощника) только игра GeoSafari, основная часть встроенного в систему ПО — это различные чек-листы, планировщики задач и шаблоны официальных писем. Те, кто впервые пользуются компьютером узна́ют на экране часы и календарь, а про всё остальное расскажет собачка-помощник, которая то же самое, что система справки Windows, только с собачкой-помощником. И уж тем более не нужен он тем, кто работает с компьютером профессионально: он целиком состоял из ненужных фич с возможностью потерять нужную программу на экране за предметами обстановки.
  • Microsoft XP Professional создавался именно для офисных компьютеров и профессиональных задач, для домашних ПК был предназначен XP Home Edition. В итоге именно первый стоял на каждом домашнем компьютере, особенно после того, как после четвёртого «Пентиума» многоядерные процессоры перешли из категории «суперкомпьютер в лабораториях» в «стандартное решение даже для дешёвых нетбуков», а их XP Home Ed. поддерживает примерно никак.
    • В ту же степь: сравнительно малочисленная группа людей, которые ставят серверные версии Microsoft Windows на домашние компьютеры. Если правильно настроить Windows Server 2019, то функционал будет минимум идентичный, плюс из коробки вырезана всякая телеметрия.
  • Ваз 2121 «Нива» же! Планировалась как лёгкий вездеход для сельской местности. Но для села была дороговато и не блистала вместимостью. Посему труженики села больше любили ЛуАЗ (простенький вездеход на двигателе от «запорожца») и списанные из армии УАЗы. Что не помешало Ниве стать родоначальником класса «паркетных вседорожников».
  • «Кадиллак» очень долго с этим мучался. В конце 60-х, после проведенных маркетинговых исследований, оказалось, что берут их, в основном, старики. На протяжении 70-х и 80-х пытался «понизить» возраст своей целевой аудитории, для чего на рынок выпустили более компактную модель «Севилль». Следующее исследование показало, что возраст покупателей не упал, зато выросло число женщин то есть вместо дедушек «Кадиллаки» стали брать бабушки, но никак не более молодые покупатели, на которых компания так рассчитывала.
  • В конце 1968 начале 1969 модельного года каким-то «светлым умам» в руководстве «Додж» пришло в голову оснастить топовую спортивную модель «Чарджер» рядным шестицилиндровым двигателем в 150 л. с. В итоге этих самых дешевых модификаций было выпущено 900 машин за два года (из суммарного количества в 181 тысячу машин). Больше таких идей ни у кого не было.

Примечания[править]

  1. Автор заметки изучал Гильгамеша в средней школе, в рамках предмета «Мировая Художественная Культура». Авторы курса отлично вывернулись, сведя большую часть мифа к отцензуренному пересказу, а в стихотворном виде предьявив только Великий Потоп.
  2. Чичиков буквально проговаривает суть свой довольно несложной аферы: взять под залог своих несуществующих крестьян большой кредит и скрыться с деньгами. Другое дело, что схемы экономических преступлений и мошенничества и взрослым многим непонятны (у кого у самих нет авантюрной житейской смекалки), не говоря уже о детях. Тем более если они основаны на исторических реалиях другой эпохи, тех же «ревизских сказках», которые сами по себе требуют пояснения.
  3. не Morrowind. С ним Обла и близко не стояла по сюжетной и внутримировой проработке.
  4. ролевая песочница в открытом мире
  5. Всеми нами любимая ваха, так-то, тоже наследует этим трендам…