Самое главное не показали

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В деревню приезжает лектор и привозит с собой лекцию под названием «Руководство по любви (с цветными слайдами)». На лекцию приходит вся деревня. Подростки висят на деревьях, заглядывая в окна. Лектор: — Бывают разные виды любви. Возьмём, например, любовь мужчины к женщине. Она вам всем хорошо известна, ничего интересного не представляет… — Слайды, слайды давай! — кричат колхозники. — Подождите… Другой вид любви — это любовь мужчины к мужчине, очень плохая любовь… — Слайды, слайды! — Понимаю ваше нетерпение, будут и слайды. Бывает также любовь женщины к женщине. — Слай-ды! Слай-ды! — Но существует и высшая форма любви — это любовь народа к Партии… А теперь слайды, пожалуйста.

»
— Анекдот времён застоя
« Добрая и наивная девочка Люся подходит к взрослым дядям и спрашивает: «А где же, собственно, эльфы?» Взрослые дяди лопаются от стыда, так как эльфов в сериале нет. »
— Абсурдопедия об Elfen Lied[1]

Зритель смотрит фильм/читает произведение/играет в игру, в названии, синопсисе и трейлере которого заявлено некое событие, персонаж или явление. Зритель может видеть подготовку персонажей к этому явлению, его поиск, или ожидать этого явления с самого начала фильма — но оно НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ либо вообще, либо далеко не в том виде, каким должно быть как по жанровой принадлежности, так и по мнению зрителя. Что касается последних, троп иногда может играться и проблемой зрительской оценки, если событие не заявлено напрямую, но на него намекается — мол, я ждал поединок Лорда Вейдера с Чиррутом Имве, а они не сразились.

Этот троп сильно злит зрителя, который справедливо вопрошает — что за фигня, автор? Автор же начинает валить «на скудный бюджет и малое время на разработку» (если он криворукий балбес или жизнь пишет сюжет), или на «это не главное, вы смотрели не туда, вы не правильно поняли мысль и вообще, история не про Х, а про людей!», если автор — очередной косун косец косарь под Тарковского, Нолана и других режиссёров с «уникальным» видением. Родственник Никогда не доверяйте трейлеру, Никогда не доверяйте постеру, Никогда не доверяйте обложке, и близкий друг королевского жирафа. Пересекается и сливается со всеми тропами о разрыве канвы с адаптациями. Уродливый брат тропа Неизвестность пугает больше. Противотроп — «Слона-то я и не приметил».

Nota bene: если самое главное показали в продолжении — это уже не этот троп, а клиффхэнгер! Если же самое главное ждали в кульминации или в конце — то троп автоматически становится слитым финалом.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • На этом основаны претензии романтиков к классической драме. Оно, конечно, понятно, что эпическое сражение на театральной сцене, тем более с техническими средствами XVIII—XIX века, не поставишь (в наше время хоть спроецировать что-нибудь можно), но когда на сцене герои только произносят возвышенные речи, а любые действия вынесены за сцену и даются только в пересказе — как верно подметил Виктор Гюго, зрителю уже хочется возопить: «Да отведите же нас туда, ведь там так интересно!». А не отведут. Законы жанра.

Литература[править]

  • «Сказание о Ёсицунэ» - средневековый японский роман о великом полководце, в котором военные победы Ёсицунэ описываются всего несколькими фразами в духе «А потом Ёсицунэ пошел воевать с домом Тайра и победил в битве такой-то и такой-то». Судя по всему роман изначально рассматривался как спинофф «Повести о доме Тайра» и предполагалось, что подробности сражений войны Гэмпэй читателю и так известны. К слову, на русский язык «Сказание» шикарно перевел Аркадий Стругацкий, снабдив его кратким изложением пропущенных эпизодов.
  • Хроники странного королевства — большая часть боев и сражений либо описывается в самых общих чертах, либо вовсе мельком упоминается в диалогах героев. Оно и к лучшему — с описанием боёв у Оксаны Панкеевой проблемы, так что после вымученной битвы с драконом даже редакторы согласились, что не стоит пытать автора и читателей.
    • В книге «Песня на двоих» Шеллар готовит операцию против мистралийских заговорщиков, для которой в своём излюбленном стиле подставляет Кантора и скармливает Артуро ложную информацию. За Кантором даже охрана ходит. Читатели с интересом ждут, чем же закончится эта провокация… и в какой-то момент узнают о том, что всё уже в прошлом.
  • «Шерлок Холмс» — Артур Конан Дойл так торопился избавиться от великого сыщика, что в «Последнем деле» все его собственно детективные усилия по разоблачению Мориарти остались за кадром. Более того, устами Холмса автор еще и троллит: «Право же, друг мой, если бы подробное описание этой безмолвной борьбы могло появиться в печати, оно заняло бы свое место среди самых блестящих и волнующих книг в истории детектива».
  • Двенадцать стульев — как именно Остап Бендер отыскал последний стул, читателям остаётся только гадать.
    • Тут скорее закадровый момент крутизны — находчивость и изобретательность Великого Комбинатора нам уже хорошо известна. А может даже и этого не было — уже сразу после покупки нанятые Бендером мальчишки отследили, что стул попал к железнодорожникам.
  • «Бойня номер пять» Курта Воннегута — бомбардировка Дрездена, вокруг которой вертится половина сюжета книги, так и не описана, и лишь мельком описаны последствия. По словам автора — совершенно намеренно: ему она запомнилась как нечто невыразимо чудовищное, а неизвестность, как известно, пугает больше всего
  • История про школьника, который прочитал «Мёртвые души» Гоголя и удивился, почему ничего не написано о том, как Чичиков будет их воскрешать. Так же есть шутка, что второй том, которой Гоголь сжёг был именно об этом.

Кино[править]

  • «Александр» Оливера Стоуна — «взрослая» линия начинается с битвы при Гавгамелах, а «юношеская» заканчивается воцарением Александра. Большая война Македонского с Персидским царством осталась в промежутке, а вторая батальная сцена — куда менее масштабная битва при Гидаспе - будет только под конец. Фитилек, конечно, прикручен — сама битва при Гавгамелах показана весьма эпично, — но то, что главный боевой эпизод имеет место в начале фильма, а не в конце, изрядно сбивает с толку.
  • Большинство современных фильмов про войну — что наши, что западные — собственно войну-то и не показывают (ибо реальность очень многим не понравится). Вместо этого нам суют неубедительные страдашки-переживашки картонных болванчиков, осточертевшую ЛЮБОФФЬ и тому подобное, а боевые сцены сняты так, что непонятно, кто, за что и против кого воюет.
    • «Танк Клим Ворошилов 2» — основанный на известной легенде (в оригинале был КВ-1), фильм весь хронометраж готовит нас к бою этого танка и его на скорую руку набранного экипажа против фашистов, которые вот-вот появятся. Увы, но бой не покажут — о нём рассказчик поведает в самом конце, парой предложений.
    • «Сталинград». Нет-нет, фильм, названный в честь одной из кровопролитнейших битв Великой Отечественной, ничего об этой самой битве показывать не будет. Вместо этого нам подсунули фильм про любофф пятерых советских солдат к Кате. А про Сталинградскую битву скажут в конце, что она только предстоит.
    • «1941. Крылья над Берлином» — после долгой и упорной борьбы с политруками и чекистами летчики поднимают бомбардировщики в воздух и берут курс на Берлин, монтажная склейка, и они уже летят обратно, успешно отбомбившись где-то за кадром.
    • «Мария. Спасти Москву» — если бы не вторая половина названия, вопроса о том, почему не показали оборону Москвы, хоть бы на фоне летающего вокруг столицы самолета с иконой и не стояло, поскольку фильм-то исключительно о спасении души главной героини.
    • Хотя некоторые «шедевры» отличаются, наоборот, чрезмерной натуралистичностью. Автору правки после снятого в конце 60-х сериала «The Rat Patrol» и фильма «Desert Rats» с молодым Ричардом Бертоном захотелось посмотреть еще про войну в Северной Африке. Зря… старая «Сахара» еще более-менее (новая — переснятая почти покадрово, но со Стивеном Сигалом и более кроваво — хуже), но вот итало-немецкие фильмы двухтысячных… оторванное ухо, оставшееся от персонажа, в которого прилетел какой-то снаряд — это еще ничего. Но дальше были весьма натуралистичные (впрочем, может, и не очень — в жизни такого видеть не доводилось, тьфу-тьфу-тьфу…) вывернутый взрывной волной глаз, ранение в живот с частично вывалившимися внутренностями и ампутация ноги…
  • «Годзилла» (2014) — «Шла сороковая минута фильма „Годзилла“… без Годзиллы». Весь фильм об отношениях, а монстр появляется совсем ненадолго: первый бой показан очень коротко и по телевизору, второй — фоном во время операции и в самом конце. Особо циничен эпизод, где монстры наконец-то начали сражаться, но прямо перед носом зрителя закрылись двери какого-то ангара, и дальше пошла история о скучной семейной жизни. На фильм также заманили Брайаном Крэнкстоном, тогда популярным, но и того слили очень быстро, чем сам актёр был недоволен.
    • По счастью, в последующих фильмах MonsterVerse авторы прислушались к фанатскому мату и исправились.
  • «Бэтмэн. Начало» — субверсия: сам супергерой всё же появится, но нескоро. Критики Нолана ехидно подмечают — классического Бэтмэна вообще мало/нет, вместо него какой-то нытик-косплеер.
    • Похожая ситуация с индийским супергеройским фильмом «Крриш». Кто или что это? Уменьшительное от Кришна — имени главного героя? Или еще от чего-то. Собственно протагонист становится супергероем примерно после того, как пройдет один час и сорок минут с момента начала. Сам фильм — длится без пяти минут три часа.
  • «Дурак» Юрия Быкова. Дом не упадёт, чего бы там ни обещал нам постер этого фильма.
  • Соперник предыдущего фильма, «Левиафан», основан на двух событиях — дело Марвина Химейера и дело об убийстве мэра Кировска, а также истории о Михаэле Каалхасе, где герои мстили за наезд на имущество, и отомстили сурово. В фильме же никакой мести не было, что и послужило закономерной причиной его провала.
  • «Чужие против Хищника: Реквием» — все бои Чужого и Хищника показываются по несколько секунд и в темноте, большую часть фильма мы смотрим на тупых подростков. Короче этот фильм считается одним из худших в истории обеих франшиз.
  • Power Rangers 2017 года. Собственно рейнджеры — последние 20 минут фильма, а до того затянутое становление из трудных подростков героями-защитниками и подростковые метания разного толка (тут тебе и любовь, и дружба, и предательства, и бунтарство — само по себе неплохо, но это не совсем то, чего ожидают от командной супергероики).
  • «Ключ Саламандры». Павел Делонг, Фёдор Емельяненко и перековавшийся из труса хакер против Майкла Мэдсена и его наёмников? Фёдор говорит мощную молитву в качестве кэтч-фразы — но сам бой вы не увидите, вместо него крупным планом лицо ревущей биологички, которую герои спасали. И это одна из причин провала фильма в прокате.
  • «Бруно» — пародия на троп и субверсия. Эксклюзивное интервью мит Харрисон Форд таки состоялось, но совсем не так, как ожидала фокус группа и зрители. И тем не менее, смешно!
  • «Робот против мумии ацтеков» (1958) — собственно «эпичная» битва происходит в самом конце и длится пару минут. По современным меркам выглядит очень уныло.
  • «Атака/Нападение гигантской женщины» (Attack Of The 50-ft. Woman, 1958). Нэнси, ставшая великаншей, в своем новом виде действует последние десять минут фильма. При общем хронометраже час и 5 минут. До этого после резкого увеличения роста Нэнси в кадре целиком не показывают — только руку.
  • «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (англ. Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943) — с фитильком, поскольку «встречает», а не «против». Хотя на постере была изображена драка монстра Франкенштейна и волка-оборотня. Драка в фильме была, но минут на пять, в самом конце, при общем хронометраже час десять. То есть как в примерах выше.
  • «Война между планетами» (Il pianeta errante, War between the planets, Италия, 1966 г.). Вроде бы название для стереотипного фильма о вражеских инопланетных тарелочках, которые вторгаются на Землю, обычно современную на момент съемок. Целыми сервизами летают и под звуки «пиу-пиу» уничтожают все, до чего дотянутся. Похоже на сознательную деконструкцию. Тут нет ни «тарелочек», ни приычных битв, ни прочего. Тут к Земле движется живая планета и устраивает на ней стихийные бедствия. А спасители человечества — астронавты, которые сначала выясняют причину катастроф, а потом стараются ее ликвидировать.
  • Главное не спели и даже не сыграли инструментально. Французский фильм «Bang bang» 1967 г. (В русскоязычных источниках именуют «Пиф-паф») назван в честь популярной тогда песни, суть которой сводилась «Пиф-паф, милый(-ая), ты „убил(-а)“ меня…». Началось все с Шер, но потом кто только ее не пел. В том числе и Шейла (А.Шансель), исполнившая главную роль. Песня в фильме «Bang bang» не звучит, нет там ее инструментального исполнения. И вообще, там главная тема «L’heure De La Sortie» (то есть «Время выхода» или литературно — «Конец рабочего дня») В прочем, в процессе работы было много вариантов названия и окончательный был выбпвн чуть ли не в последний момент.

Телесериалы[править]

Часто, в сериалах причиной тропа является клиффхенгерность сценаристов и их же жадность с выпрашиванием денег на следующий сезон. Однако денег не дают.

  • «Боец» — Азов и Немой наконец то встретились один на один, вот он — час финального боя! Оба прошли через десятки красиво поставленных поединков… а хрена лысого — Азова застрелит главная героиня. Раз и всё! Азова, кстати, играл Андрей И, ведущий «Искателей», о которых ниже.

Телевидение[править]

  • «Искатели» — была такая передача на первой кнопке, где ведущий искал разные артефакты древности (и не только). Малолетние зрители (в их числе и автор правки) следили и надеялись, что они вот-вот найдут библиотеку Ивана Грозного и другое — но в основном ничего не находили. То им люди в чёрном мешали, то охрана, и т. д., после чего ведущий извинялся, и передача заканчивалась.
  • Передачи Рен-ТВ и ТВ-3 — по каждой исторической загадке проводилось «как бы расследование» с доводами, порезанными и искажёнными мнениями известных и не очень экспертов, но, естественно, ни одну тайну так и не раскрыли, лишь изредка вставляя компьютерную графику и самопальные видео в качестве доказательств. Педаль в пол — хождение Дружко к гномам.
  • Любые стандартные ток-шоу, когда темой вместо звёздных разборок становятся дела о неразгаданных тайнах. Ведущий заявляет — сегодня тайна будет максимально раскрыта, а оставшиеся в живых свидетели и участники тех загадок поделятся неизведанными открытиями. Тем не менее, этого не происходит: всё сказанное давно уже в виде домыслов лежит в интернете уже десятки лет или является недоказанными домыслами. Плюс воспоминания участников «таинственных» событий в передаче задолго до эфира не раз озвучивались и ранее во всевозможных интервью, а то и в мемуарах.
  • Автор правки помнит чуть ли не двухчасовой выпуск КВН, открывающий новый (кажется Сочинский) сезон, и состоящий лишь из представления команд. На каждую команду отводилось около минуты. Искромётных шуток автор правки не запомнил, зато чувство разочарования было долго.
  • Рестлинг — зрители любили смотреть бои колоритных с кучей приёмов, командных атак и применения оружия с перлами смешных комментаторов. Однако чем дальше, тем больше времени от передачи занимали тупые и ненужные диалоги, перекрикивания в микрофон и «сюжетка», в ущерб, собственно боям, вплоть до отмен главных боёв дня. Это послужило одной из причин падения популярности передачи в России. Разгадка простая — за границей зрители любят именно сюжет, споры и словесные разборки, все эти гиммики, фейсы и хилы, русский же зритель ещё во времена показов устал от споров в политических передачах и хотел посмотреть на зрелищные драки.

Мультфильмы[править]

  • «В порту» (1975) — настоящее разочарование постигало тех советских детей, кто всерьёз ждал обещанной в начале мультфильма «истории про порт и акваторию», которая к тому же «будет безусловно интересна». Действующие лица, то есть морские суда, по очереди представляются, исполняют песню про себя, и зритель всё ждёт, когда же начнётся история. Может, сейчас корабли начнут бороться с бурей, или поплывут кого-то спасать, или ещё в какие-то приключения ввяжутся… А вот индейская национальная изба: прощальная песенка и титры.

Мультсериалы[править]

  • «Гриффины» — в серии «Yacht Rocky» Гриффины с друзьями путешествуют на лайнере, который начинает тонуть. Герои направляются к нижней части корабля, чтобы пробить корпус и выбраться с запертого судна, но когда добираются, то выясняется, что ни у кого нет подходящих инструментов. Все в ужасе понимают, что смерть неминуема… а потом в следующем кадре все живые оказываются в доме Гриффинов и радуются, что им удалось спастись.
  • «Юные титаны, вперёд!» — циничным нарочитым примером является эпизод «The Return of Slade», созданный лишь ради плевка в лицо фанатам оригинального сериала. В начале серии Робин сообщает титанам, что тот самый страшный Слэйд вернулся, чтобы свести счёты, и что всем нужно немедленно отправиться на бой с ним. Надпись на экране: «Три эпизода и ТВ-полнометражку спустя». Титаны возвращаются и рассказывают, что Слэйд побеждён раз и навсегда, а эпизоды о сражении с ним были великолепны, но зрители всё это никогда не увидят — но это даже хорошо, так как для них это слишком эпично! Остальная серия посвящена тому, как титаны готовят вечеринку по случаю победы над Слэйдом и подбирают для неё подходящего клоуна.
  • Незнайка в Солнечном городе — совершенно не переданы технические новшества и особенности города. Ни разнообразных машин всех форм и расцветок, ни сельскохозяйственной техники, ни автоматов с напитками, ни подвижных домов. И это в экранизации книги состоящей на 90 % из технического порна (!). Если вы не могли/не хотели передать футуризм Солнечного города в своём мультфильме, то зачем было вообще браться за него!?

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — в первой экранизации в конце третьего сезона так и не показали атаку Death Reborn Revolution Сейлор Сатурн, во второй экранизации этот момент исправили.
  • Fairy Tail: ВСЯ последняя арка — практически король данного тропа. Ждали интересных боёв других гильдий, кроме протагонистов? Им уделили буквально по несколько страниц (а некоторых ещё и слили заочно). Годами ждали боя Четырёх Богов Ишгара? Сам бой остался за кадром. Ждали гранд-финального противостояния величайшего чернокнижника Зерефа и его гвардии против Дракона Апокалипсиса Акнологии? Простите-извините, вот вам надоевший ГГ, который просто навешал всем люлей. Зато роялей для героев и идиотских мячей для их противников отвесили с лихвой. Серьёзно, это было хуже финала Хлорки.
  • Кстати, финальная арка Bleach плоха ещё и потому, что страдает от этого тропа. Автор детально расписывал поединки между каждым шинигами и квинси (тех и других набралось с избытком), пока не получил мотивирующего пинка под зад от редактора указание «сворачиваться побыстрее». И даже тогда он плохо расставил приоритеты. В итоге четверых из пяти членов нулевого отряда валят за кадром (Ичибею всё-таки дали покрасоваться, но только для того, чтобы его потом эпично порвал Яхве), долгожданное столкновение Урью и Хашвальта превратилось в клиповую нарезку (грандмастер только-только начал разогреваться и раскрывать свою букву, как вдруг его прихлопнуло Аусвеленом), Барро с Жераром ухитрились получить кучу глав на бои и при этом не заслужили внятной концовки (одного шандарахнуло Аусвеленом за компанию с Хашвальтом, когда он был на пике неуязвимости; другой зачем-то выжил, упав в Общество Душ, и его где-то там за кадром долго добивал Кира)… Но фанатов не так сильно печалит судьба недавно введённых персонажей, как недостаточное развитие старых. Где целая куча нераскрытых банкаев? Где хоть какая-нибудь заточка у Йоруичи, и почему она — бывший капитан — упорно дерётся врукопашную, отказываясь от меча? Где второй релиз Гриммджо (фанатки неистовствуют)?!
  • Tears to Tiara — вторая битва с отрядом Рубрум проходит за кадром, показана только дуэль их лидера с перебежчиком. А ведь эти воины в прошлый раз без труда надрали галлам задницы, и по логике следовала эпичная месть. Да как они вообще их одолели-то?
  • Five Star Stories, полнометражка: в экранизации манги с если не самыми красивыми, то точно самыми навороченными в плане дизайна мехами уделить боям этих мех две-три минуты в самом финале — это просто преступление.
  • Neon Genesis Evangelion: сколько нагнали саспенса и интриг вокруг «Ангелов» и сеттинга вообще, но ничего в итоге не объяснили. А если брать только сериал без End of Evangelion, то и финальной битвы не было.
  • Medaka Box: Abnormal — опенинг засветил как истинную главную злодейку всего сюжета, дав ей лишь пару минут в бонусной серии, так и более чем наполовину состоял из сцен, ВООБЩЕ не представленных в сериале. С Мисоги Кумагавой вышло и вовсе интересно — в опенинге он мелькнул на последнем кадре, в сериале засветился на последней минуте основного сюжета, но именно одному из его «обычных» дней была посвящена бонусная серия, без чтения манги в которой не разобраться в особенностях героев (и да, сюжет этой серии в манге не описан).
  • K-On! — вероятно, именно из-за этого тропа аниме в свое время и невзлюбила едва ли не половина его посмотревших. При заявленном жанре «про музыку», собственно, сцен, где главные героини что-то репетируют, показано исчезающе мало. Даже зритель, не подкованный в части музыки, зачастую удивляется ходу повествования: куча сцен про распитие чая и про прочие веселые деньки, и вдруг они (особенно главная героиня, в жизни гитары в руках ранее не державшая) начинают исполнять песни так качественно, что не снилось не просто школьным группам, а и некоторым профессиональным. Как же они всего этого добились? Что и как репетировали? Как обстоял процесс создания? Нам это покажут? Ага, щас. «Увиденное на экране вы примете. А я говорю, примете».
  • Assassin’s Pride — в аниме уникальный сеттинг стимпанкового мира-фонаря, где скрытые под куполами поместья и города едва светят в море тьмы, полном монстров, не играет ровным счетом никакой роли. Не показаны НИКАК тренировки героев — вот героиня соглашается на тренировки, а вот она спустя неделю готовится впервые навалять соперницам.
  • Shaman King — в аниме не показали, как главные герои проходят испытание во время падения с самолёта, которое смотрелось весьма круто. Показали только уже разбитый в лепешку самолёт и уматывающих от него парней
  • Conception — одновременно зрительский и внутримировой пример. Главный герой попадает в другой мир, где он — избранный и нужно, чтобы некие девы зачинали от него детей. Круто? Ан нет: вот перед ним две голые девы, но не успел он приступить — а дети уже появились на свет! И тут нашему герою объясняют, что зачатие происходит на духовном уровне! Как сказал по этому поводу один зарубежный аниме-ютубер, «если вы хотели делать хентай — делайте блин хентай!» В играх-первоисточниках хентая тоже нет.
  • Gamers! — собственно игры занимают довольно мало времени. В основном это сериал про отношения школьников и высосанные из пальца проблемы, которые, как сказал один пользователь Findanime, «можно было бы решить, если бы персонажи просто собрались в одной комнате и поговорили».

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat Armageddon — а где же классические фаталити и концовки? Нате вместо них кастомные, сказал Бун, а на остальное у нас не хватило возможностей приставки. После чего его ткнули лицом в пятый Теккен и Гилти Гиры, вдобавок написав петицию. Бун отвернулся от фанатов, не став ничего менять и те отвернулись от него, что привело к банкротству и закрытию Мидвея.
  • Подземелья Припяти в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо».
  • С прикрученным фитильком — 3d-римейк Yume Nikki от KADOKAWA под названием YUME NIKKI -DREAM DIARY-: в знаменитом ивенте Убоа в версии 1.0 не было ни страшного звука, ни мира Убоа, ни самого Убоа. В версии 2.0 стало получше, но всё равно не сильно страшно. Но монстр в небе получился хорошо, и на том спасибо.
  • Culpa Innata — Феникс Уоллис расследует убийство Василия Богданова…но найдет лишь причастных к этому в Адрианополисе. Собственно поиски на местности в Одессе оставили на так и не вышедший сиквел.
  1. В конце манги «Песенку эльфа» таки исполнили