Нестандартные приемы съёмки
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Процесс съемки фильма с технической точки зрения подчиняется массе писаных и неписаных правил. Но однажды, кто-то из технических или творческих работников случайно нарушает правила, либо режиссер нарушением таких правил выражает свою идею. Или задумка сценариста не может быть реализована в связи с недостаточно развитыми технологиями и оператору с режиссером приходится изворачиваться, чтобы получилось максимально близко к придуманному сценарию. И внезапно, такая ошибка становится яркой отличительной особенностью фильма, позволяет эффектнее раскрыть сюжет или даже признается общепринятым художественным приемом.
Примеры[править]
Кинопленка[править]
- Номер ноль — чёрно-белая плёнка! Просто раньше другой и не было. В качестве багофичи символизирует или воспоминания (особенно очень старые), или древность как таковую (можно еще и дефектов пленки добавить, будет подобие старой-старой кинопленки), или просто безэмоциональную серость, депрессию. А еще визуально разделить, например реальное от нереального, как это сделано в «Иван Васильевич меняет профессию» или отделить прошлое от настоящего как в в «Перевале Дятлова». Так же смена съемки с цветной на черно-белую пленку позволяет органично вписать в фильм документальную кинохронику, чаще всего военную. Именно поэтому «Семнадцать мгновений весны» 1973 г. и «В бой идут одни «старики»» 1973 г. сняты на монохромную пленку. «Дядя Ваня» Кончаловского снят на двух типах плёнки: цветном «Кодаке» и чёрно-белой, так как запасов «Кодака» не хватало, а советская плёнка не давала нужного качества изображения. Потом некоторые критики нашли художественное обоснование для перехода цветного изображения в чёрно-белое.
- Её родной брат — немое кино. Если актёры изо всех сил работают мимикой, безмолвно грызя реквизит — применяется и по сей день, потому что никакие звуки, кроме музыки, там уже не нужны. Бывшая вынужденная мера, тоже ставшая стилем, а кто вспомнил «Деревню дураков» — тот правильно вспомнил[1]. В эпоху Интернета такое решение является популярным еще и из-за того, что не нужно переводить на другие языки.
- Съемка на пленку в эпоху цифрового видео. Да, раньше фильмы снимали на пленку и никого это не удивляло — альтернатив не было. С появлением цифровых кинокамер большинство режиссеров перешли на цифру, ведь она упрощает работу, в первую очередь — пост-продакшн. И пленка стала анохронизмом, хотя и иногда применялась. Думаете для какого-нибудь артхауса? Да для него тоже, даже черно-белая. Но и более массовые продукты снимали на кинопленку. Например, все 5 сезонов Во все тяжкие Гиллиган снимал на 35 мм пленку. Трижды оскароносный «Операция «Арго» 2012 тоже снят на пленку, чтобы передать атмосферу времени и органично вписать документальную хронику. Или «Оппенгеймер» 2020 г. хоть и частично, но снят на пленку.
- Slit Scan (щелевое сканирование). Суть метода заключается в том, что во время съемки затвор камеры открыт полностью, но перед объективом находится пластина с узкой горизонтальной или вертикальной щелью. Во время экспонирования кадра пластина движется, например сверху вниз, и неподвижные предметы на снимке получаются реалистичными, а движущиеся принимают весьма психоделичную форму. Кинематографисты обратили внимание на этот метод и добавили от себя еще и движение камеры, что позволило получать еще более фантастические эффекты. Однако и возросла сложность выполнения такой съемки: для кадра длительностью 10 секунд необходимо сделать порядка 240 снимков. Джон Уитни разработал этот метод для начальных титров фильма Хичкока «Головокружение» 1958 г. После того, как он отправил несколько тестовых сцен на пленке Стэнли Кубрику, этот метод был адаптирован для фильма «Космическая одиссея 2001 года». Щелевая развертка использовалась так же для создания заставок в «Докторе Кто» 1973 года. А в «Звездном пути: Следующее поколение» (1987—1994) для создания «растяжения» звездолета «Энтерпрайз», когда он включал варп-двигатель. Из-за дороговизны и сложности этой техники одни и те же три кадра входа в варп, созданные для пилотной серии сериала, повторно использовались каждый раз, когда корабль входил в варп. В «Интерстеллар» 2015 г. таким образом создавалась текстура для сцен в Тессеракте в конце фильма. Забавный факт: Лукас сымитировал щелевую съемку в титрах «Давным-давно в далекой-далекой галактике…», просто напечатав текст на стекле и отсняв его движением камеры с соответствующей перспективой. Сейчас такие эффекты легко создаются при помощи компьютерной графики, но на момент появления это выглядело очень фантастично.[2]
(link)
Вступительная заставка «Фильма недели» телеканала ABC, снятая методом щелевого сканирования
Виновата техника[править]
- Lens Flare (внутриобъективные блики). Сколько оптику ни просветляй, а отражать что-то всё равно будет. Считались техническим браком и шли в корзину до 1969 года, когда Деннис Хоппер в «Беспечном ездоке» сделал их фичей. А теперь их добавляют даже в видеоигры, где никаких объективов нет. А при съемках любительского фильма бликами можно «скрыть» какие-либо дефекты.
(link)
Блики в объективе как они есть - Проявка киноплёнки по «ошибочному» техпроцессу (перепутали с другим типом плёнки). Или оставить кадры цветными, но качество и яркость цветов «подкрутить» и добавить дефектов кинопленки. Получится подобие кинохроники, но не очень старой.(Тоже добавить, у кого это было).
- Великолепные спецдефекты. Нереалистичность эффектов очевидна — но, парадоксальным образом, это работает на историю и добавляет сцене реализма. Яркий пример — кукла-терминатор в первой части: да, она действительно выглядит не как живой Арни. Она выглядит как безэмоциональный терминатор, у которого начинает отмирать и гнить органическая часть. Сопутствующий эффект зловещей долины вышел очень атмосферным.
Так не делают, но мы сделаем[править]
- Длинный кадр. Считается, что статическая сцена длиной более 10 секунд становится для зрителя скучной и часто ее оживляют сменой плана или ракурса. С другой стороны непрерывный кадр, длящийся дольше обычного, позволяет усилить драматичность действия, хотя и требует слаженной работы актеров, оператора и всей съемочной площадки. Первые фильмы, зачастую и снимались одним кадром, а разбиение фильма на сцены появилось позднее. Технически, до появления цифровой съемки длина кадра ограничивалась количеством пленки (обычно около 10 минут), но и это ограничение пытались обходить. Ярким примером может служить 80-минутный фильм Хичкока «Веревка» 1948 г, состоящий из 9 монтажных сцен, переходы в которых маскировались различным реквизитом. Режиссеры будто соревновались, кто сможет сделать наиболее длинный план в своем фильме. Педаль в пол утопил Сокуров, снявший полнометражный фильм «Русский ковчег» одним кадром от начала и до конца!
(link)
Трейлер «Русского ковчега», где монтажа больше, чем в самом фильме
- Поликадр (разделение экрана). Одновременный показ нескольких действий в одном кадре. В чем баг? Зрителю некомфортно отслеживать два параллельных (или даже более) события на одном экране. Фича как раз в том, что талантливый режиссер умеет эту технику правильно использовать. Например, фильм «Таймкод» 2000 г. — это поликадр из четырех непрерывных 90-минутных планов.
- А в 1950-е годы эта техника использовалась как способ обойти требования кодекса Хейнса и создать иллюзию одновременного пребывания влюбленных вместе. (Хотя это уже ближе к тропу протащить под радарами).
- Мультиэкспозиция. При съемке на пленку один и то же кадр можно экпозировать несколько раз. Это распространенная ошибка у новичков, использующих фотоаппарат с ручной перемоткой пленки: сфотографировал, забыл перемотать пленку на чистый кадр, снова сфотографировал и получил две наложенных друг на друга картинки. Опытные же фотографы превратили это любительский промах в художественный прием, комбинируя в одном кадре несколько объектов. После этот прием перекочевал и к кинооператорам, позволяя получать спецэффекты при минимальных затратах. Да-да, это один из видов комбинированных съемок.
- Съемка с рук. Уважающий себя и свое дело оператор старается удерживать камеру ровно, насколько это возможно. Чтобы картинка была стабильной, а движения камеры наиболее плавными. В этом ему помогает штатив, монопод и подобное оборудование. Для динамичной съемки применяется стедикам — система стабилизации камеры, позволяющая избегать тряски. В эпоху домашнего видео, когда непрофессионалы снимали на ручную камеру, удерживаемую одной рукой, характерным было именно трясущийся кадр. Добавьте сюда автоматический, вечно промахивающийся, фокус и недорогую оптику. Это было допустимо для непубличной записи, но в профессиональной среде материал, отснятый с таким качеством считался однозначным браком. И когда такого качества видео вынуждено приходилось ставить в эфир новостей или телепередачу, на нее стыдливо вешалась плашка «Любительская съемка». Однако, именно благодаря возможности работать с непрофессиональным оборудованием возник отдельный жанр псевдодокументалистика и масса мистификаций типа «страшная найденная видеокассета». Самый известный пример: «Ведьма из Блэр» 1999 г.
- Вдогонку еще можно указать поделие[3] уровня «Горько!» 2013г, где съемка хоть и ведется на довольно приличное оборудование, но манера съемки вбирает в себя все ошибки непрофессионального оператора: съемка с руки, постоянные дерганья камеры влево-вправо и отвратительный наезд-отъезд. Любое содержание, снятое таким образом, приводит к тошноте при просмотре примерно через полчаса. Но здесь это — авторский прием.
Примечания[править]
- ↑ Впрочем, не совсем: конкретно в «Деревне» персонажи разговаривают ускоренной тарабарщиной, но часто можно разобрать, что именно они говорят (как правило, когда ради дополнительного юмора нужно, чтобы зритель это расслышал). А вот в «Маски шоу» любили стилизацию под немое кино. Не в каждом выпуске, но все же.
- ↑ Для желающих почувствовать себя «типаякубриком» — небольшой хелп тут, видеоредактор тут и самое главное (сам плагин для этого эффекта) — тут.
- ↑ Автор упорно отказывается считать ЭТО фильмом