Искусство требует жертв

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dyeing For Your Art. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Для того, чтобы убедительно сыграть роль, хорошие, профессиональные актёры часто меняют внешность, изучают нужные по сценарию умения и проходят специальные тренировки, это в порядке вещей. Но есть гиперответственные актёры, утапливающие своей самоотверженностью педаль в пол: такие ради вживания в роль не то что волосы перекрасят и на пару курсов сходят, а полезут в пасть крокодилу, если роль этого потребует. Сбросить за месяц двадцать кило? Сдать разряд на кандидата в мастера спорта? Изучить с нуля новый язык? Прыгнуть с двадцатиметровой вышки без дублёра? Пф, ерунда какая! Искусство требует жертв!

Подобные самоотверженные усилия редко остаются незамеченными режиссёрами и критиками. Чем больше актёр готов вложиться на съёмочной площадке, тем большим уважением он пользуется.

А ещё бывает, что актёру даже не требуется специально чему-то учиться, потому что он и так это умеет (например, это хобби или природная способность). Но это уже другая история.

Примеры[править]

Реальные увечья и травмы на съёмочной площадке[править]

  • На заре Голливуда гробить каскадёров на съёмках было нормой, и не всегда даже у них была страховка. На съёмках военного фильма «Пленник» (1919) режиссёр раздал актёрам боевые патроны — чтобы реалистичнее было. А уж животных вообще никто не считал.
  • Педаль в асфальт и земную кору утапливает король этого тропа — Джеки Чан. В ранние годы не работал с дублёрами, все свои трюки придумывал и исполнял сам и несколько раз чуть не расстался на съёмках с жизнью (самый известный случай произошёл на съёмках фильма «Доспехи Бога», когда Джеки получил травму головы и был в прямом смысле на грани жизни и смерти). А уж сколько своих костей он переломал ради искусства, даже не поддаётся подсчёту: наверное, все, имеющиеся в человеческом теле. Почётный «Оскар» за вклад в киноискусство он заработал в буквальном смысле потом и кровью. Не говоря уж про «Таурус», почётную премию для каскадёров, которые тоже ежегодно вручают свой аналог «Оскара» в разных номинациях, одна из которых — актёру за вклад в индустрию (Джеки получил этот приз вторым в истории, после Арнольда Шварценеггера, которого, конечно, наградили вовсе не за трюки, а за развитие жанра боевика в целом).
    • Однако, в фильмах XXI века Джеки уже не все трюки исполняет сам. Есть предел даже у Джеки Чана! Тем более, одно дело — просто получить по лицу во время драки/прыжка, совсем другое — пробежать по скатывающимся с железнодорожной платформы брёвнам. Ну и возраст, конечно, тоже берёт своё. В любом случае, молодец!
  • Знаменитый комик времён немого кино Гарольд Ллойд сильно пострадал от взрыва на съемках (пиротехник по ошибке установил взрывное устройство вместо дымовой шашки). Рвануло так, что были ранены несколько человек, а Ллойд потерял указательный и большой пальцы и едва не ослеп. Тем не менее, продолжил сниматься и даже выполнять трюки.
  • Александр Маслаев для роли в фильме "Зеленый слоник" действительно повесился.
  • Любовь Орлова получила сильнейшие ожоги на съёмках фильма «Цирк». Плёнку тогда экономили, и от актёров требовалось играть идеально с первого дубля. Любовь Петровна мужественно спела песню «Я из пушки в небо уйду», сидя на раскалённом софите (да ещё в наряде, расшитом пайетками, которые расплавились и намертво прилипли к обгорелой коже), после чего была отправлена прямиком в больницу.
  • Сильвестр Сталлоне на съёмках «Рокки» все тумаки получал лично. Удары были смягчены, «фиксированы» (т. е. те, кто бил, напрягали и задерживали руку в момент нанесения каждого удара, и выходило гораздо слабее, чем кажется с виду) — но тем не менее.
    • Хотя случалось вообще всякое. К примеру, Сильвестр пригласил профессионального боксёра-супертяжа Эрни Шейверса на роль Клаббера Лэнга в «Рокки-3». И провёл с ним спарринг. Сперва всё было хорошо, но скучно. И после фразы «Ну же, Эрни, покажи что-нибудь стоящее» Шейверс ударил так, как ему это было свойственно. А ведь его называли обладателем самого сильного удара в истории бокса (абсолютные чемпионы Мохаммед Али и Ларри Холмс подтверждают, а уж им-то было с кем сравнивать). Сталлоне после одного удара по рёбрам от души проблевался, а потом не менее от души пожелал несостоявшемуся коллеге никогда не попасть в кино (что в итоге и вышло).
    • Похожая ситуация с «Рокки-4». Слай потребовал настоящего спарринга от исполнителя роли Ивана Драго, Дольфа Лундгрена — капитана шведской сборной и двукратного победителя открытого британского турнира по Кёкусинкай-Каратэ (это ещё не говоря про их разницу в весе). Дольф долго отказывался. А когда согласился… что ж, Слай попал в больницу, Дольф его навещал и извинялся. Правда, роли они вместе таки сыграли.
    • Александр Кайдановский в роли ротмистра Лемке в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» тоже просил бить его по-настоящему, пусть и с прикрученным фитильком по сравнению с предыдущим примером. Дело в том, что добрейший Юрий Богатырёв с рождения не мог никого ударить, поэтому сцена избиения раз за разом выходила крайне неубедительной. Дошло до того, что Кайдановский едва ли не умолял ударить его посильнее. С N-ного дубля все-таки получилось снять сцену так, как надо.
  • Леонардо Ди Каприо после роли страдавшего обсессивно-компульсивным расстройством Говарда Хьюза в «Авиаторе» получил сильнейшее обострение своего собственного обсессивно-компульсивного расстройства.
    • Он же в «Джанго освобождённый», по сценарию лупя по столу рукой, зацепил стакан и порезал руку. Доиграл с раной, а еще вроде как умудрился вымазать кровью лицо другой актрисы, пришедшей в ужас. Надо ли говорить, что это вошло в фильм?
      • Речь с порезанной о стакан рукой — да, случайная импровизация. Сцену же с вымазыванием лица рабыни «кровью» снимали уже специально.
  • Актёр Джеймс Кэвизел, исполнивший роль Иисуса в фильме «Страсти Христовы», испытывал практически реальные муки. Во-первых, съёмки путешествия Иисуса к месту казни проводились при минусовой температуре, а из одежды на нём был только хитон. Во-вторых, из-за сложного грима всё его тело покрылось волдырями. И в-третьих, крест, который он тащил, был не бутафорский, а весил 70 кг. Так что ему и играть муки практически не пришлось. Кроме того, во время сцены порки актёра два раза ударили по-настоящему. Первый удар свалил его с ног, а от второго он вывихнул себе плечо. Вдобавок ко всему этому в него ударила молния (!), хотя и не причинив вреда (!!). Неудивительно, что после съёмок его госпитализировали.
  • Юрий Никулин в концовке «Бриллиантовой руки» получил крюком по голове на полном серьёзе, но «шоу должно продолжаться».
  • Во время съёмок фильма «Про Красную Шапочку» в один из дней неожиданно испортилась погода, температура упала почти до нуля и пошёл мелкий, противный дождь. Однако Яна Поплавская и Ролан Быков мужественно согласились играть сцену на открытом воздухе, в лёгкой летней одежде. И сцена была отснята. На следующий день их положили в больницу: Быкова — с двусторонней пневмонией, Поплавскую — с тяжелейшим бронхитом.
  • Актёр Лев Перфилов на съёмках фильма «Конотопская ведьма», будучи уже пожилым, искупался зимой в проруби, простудился и скончался от пневмонии.
  • Александр Абдулов, похоже, искал приключения на пятую точку, вовсю старался ради роли. Так, в фильме Убить Дракона во время первой встречи с Драконом герой Александра Абдулова Ланцелот по сценарию поперхнулся и закашлялся. На съёмках всё прошло великолепно, а вот во время озвучания кашель получался каким-то неестественным. После нескольких неудачных дублей Абдулов попросил перенести работу на следующий день. На дворе зима, снег, мороз. С утра актёр довольно продолжительное время стоял на улице без пальто и шапки и усиленно дышал холодным ветром, чтобы по его словам: «немножко простыть для роли». Потом пришлось пить лекарства, но кашель записали с первого раза.
    • В фильмё Романа Балаяна «Филёр» Абдулов выскакивал из бани на снег в одних кальсонах и босиком. Вот только баня была киношная, в ней не было натоплено, а лишь стояла машина, делающая «пар». А вот зима была настоящая. И дублей было много.
    • А в фильме «Тот самый Мюнхаузен» можно увидеть кадры, на которых Абдулов бодро бежит и заскакивает на лошадь со сломанной ногой. Нет, не с загипсованной, а только что, в кадре сломанной.
  • Александра Захарова на съёмках фильма «Формула любви» должна была сниматься босиком, но во время съёмки первой своей сцены, в которую входил танец в её исполнении, принялась плясать так вдохновенно, что сломала палец ноги, и была вынуждена весь фильм проходить в лаптях.
  • Георгий Милляр, играя чёрта, с разгону вкатился в прорубь зимой! Не будучи моржом!
  • Во время съёмок фильма «Крепкий орешек», а точнее, той сцены, где главный герой перестреливается со злодеем, ползая под столом, перестарались с громкостью выстрелов, и у Брюса Уиллиса с тех пор очень плохо слышит левое ухо.
  • В фильме «Все умрут, а я останусь» все сцены избиений и драк были настоящими, и Ольга Лапшина в сцене драки Кати и её матери в школе действительно больно ударилась спиной. Хотя бы немного было смягчено лишь финальное избиение Кати Настей, потому что Полина Филоненко и Юлия Александрова отработали эту сцену заранее, да и то у Полины в итоге остались настоящие синяки.
  • Маргарет Хэмилтон на съёмках «Волшебника страны Оз» (1939). В сцене с исчезновением в клубах дыма невовремя сработало пиротехническое оборудование, и актриса получила серьёзные ожоги, выйдя на несколько недель на больничный. Отказалась от судебных претензий, и по выздоровлению вернулась на съёмочную площадку.
  • Во время съёмок сцен на катке в фильме «Мама» на Людмилу Гурченко случайно упал Олег Попов, игравший Медведя, и сломал ей ногу (из-за чего впоследствии очень переживал). В результате работать актриса продолжала в гипсе, а камера почти всё время снимала её выше пояса — чтобы не было заметно.

Изменение внешности[править]

Яркий пример.

Похудение, набор веса (в том числе и мышечного), радикальное изменение причёски.

  • Хоакин Феникс для роли Джокера сбросил 24 килограмма. Кроме этого он долго репетировал смех Джокера и прочитал книгу о политических убийствах, чтобы лучше понять мотивы персонажа.
  • Кэрри Фишер, играющая принцессу Лейю Органу в «Звёздных войнах», в реальной жизни далеко не так хрупка, как её кинообраз, и склонна к полноте. Поэтому к каждой части франшизы ей приходилось сгонять 10-15 кг веса и подолгу сидеть на диетах, чтобы его удержать. В шестом эпизоде у неё были сцены в бикини, и на съёмках выяснилось, что в своём обычном для фильма весе — 50 кг при 155 см роста — она смотрится нефотогенично, поэтому Кэрри пришлось похудеть ещё на 5 кг и съёмки провести практически на грани голодного обморока. То же самое ей пришлось проделать и для 7-го с 8-м эпизодами уже в возрасте около 60 лет. По мнению многих, именно чрезмерные усилия по сгонке веса и злоупотребление медицинскими препаратами, чтобы его контролировать, могли подорвать здоровье актрисы и быть причиной её преждевременной смерти в 2016 году.
  • Наталья Андрейченко, для роли Мэри Поппинс в фильме «Мэ́ри По́ппинс, до свида́ния» (1983) менее чем за месяц умудрилась похудеть на 20 кг.
  • Наталья Крачковская для роли в «Иван Васильевич меняет профессию» вынуждена была, напротив, сильно поправиться. Просто ради сцены, где её героиня бежит по лестнице вниз. А иначе Гайдай не соглашался снимать!
  • Микки Рурк для роли алкоголика в фильме «Пьянь» удалил себе передние зубы. С прикрученным фитильком: они у него сильно портились.
  • Кристиан Бэйл известен своим издевательством над организмом талантом менять внешность: для фильма «Машинист» он сбросил 30 килограмм, превратившись в ходячий скелет, потом набрал мышечную массу для роли Бэтмена в фильме «Бэтмен: начало», потом снова похудел на 24 кг для фильма «Спасительный рассвет», потом опять набрал мышц для очередной роли Бэтмена в «Тёмном рыцаре», опять похудел для драмы «Боец», опять не вылезал из спортзала для «Тёмного рыцаря: восхождение» и, наконец, набрал лишние 20 кг, чтобы сыграть толстяка в «Афере по-американски». В последнее время все-таки внял словам родственников и фанатов: решил, что таких изменений с него хватит, однако для фильма «Форд против Феррари» сбросил 30 килограмм. У фанатов актёра долго ходила шутка: если ему предложат сыграть женщину, пойдёт на операцию по смене пола. Хотя чего уж там, фанаты шутят, про то, что он готов сменить биологический вид, для очередной роли.
  • Крис Хемсворт достойно идёт по стопам Бэйла: для роли Тора он регулярно набирает мышечную массу, а в перерывах между маханием молотом так же регулярно худеет. Педаль в пол для фильма «В сердце моря»: для того, чтобы убедительно сыграть умирающего от голода моряка, голодал по-настоящему и похудел до почти скелета.
  • Крис Эванс для роли Капитана Америка регулярно садится на мясную диету по принципу «съешь сколько сможешь, а потом впихни в себя ещё столько же». В чём тут жертва, скажете вы? Крис вегетарианец, и попросту не любит мясо.
    • А то, что избыточное содержание белков в крови опасно для почек, это так, мелочь.
  • Шарлиз Терон для роли злобной уродливой психопатки-маньячки в фильме «Монстр» сильно поправилась, сбрила брови, испортила волосы и вообще изо всех сил старалась спрятать свою природную красоту. Не зря мучилась: эта роль принесла ей «Оскар». А для роли воительницы Фуриозы в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» актриса по собственной инициативе обрила голову. Для роли же несчастной замотанной матери троих детей в фильме «Талли» (2018) снова поправилась аж на 22 (!) кг. Потом, кстати, похудела до своих обычных модельных форм. И это в 43 года, когда метаболизм уже не тот, что в юности!
  • Карен Гиллиан обрила голову для роли Небулы в «Стражах Галактики».
  • Деми Мур в фильме «Солдат Джейн» действительно сбрила свои длинные волосы в кадре. И интенсивно тренировалась, конечно.
  • Натали Дормер (которая Маргери Тирелл из «Игры престолов») для роли главы съёмочной группы Крессиды в последних двух частях «Голодных игр» действительно обрила часть головы и обзавелась рисунком.
    • Для своей первой большой роли — Анны Болейн в «Тюдорах» — Дормер настояла на том, чтобы перекраситься в брюнетку (что соответствовало облику исторической Анны), вопреки мнению создателей.
  • Линда Хэмилтон жёстко тренировалась для роли Сары Коннор в «Терминаторе-2». Причём по настоянию Джеймса Кэмерона качалась честно, без использования стероидов. Помните ту сцену, где она одной рукой стреляет из дробовика, перезаряжает его на весу и снова стреляет? Она действительно стала настолько сильной, что могла это сделать.
  • Хилари Суонк для роли боксёрши в фильме «Малышка на миллион» набрала 10 кг мышц. Для фильма «Парни не плачут», где она играет трансгендерного юношу, она остригла волосы, похудела, носила утяжку груди и вообще вела себя как мужчина и в жизни. Даже соседи не узнали её и решили, что к ней приехал брат.
  • Индийская актриса Шабана Азми в 59 лет для фильма «Эта замечательная загробная жизнь» (It’s a Wonderful Afterlife) чтобы играть обычную упитанную домохозяйку, поправилась за три месяца на 25 кг, но в процессе съёмок набрала ещё 10. Из-за набора столь большого веса в короткий срок у неё спровоцировался сердечный приступ, диабет и нарушение обмена веществ.
  • Tomb Raider (film): Алисия Викандер заметно накачала мышцы.
  • Брюнет Александр Демьяненко сыграл блондина Шурика в двух гайдаевских комедиях (и предстал в том же облике в фильме-ревю с песнями и музыкой А. Зацепина из гайдаевских фильмов). Потом рассказывал: «Краска, по тем временам, была ужасно токсичная. Вся кожа на голове потом воспалилась, волосы чуть не умерли, я их в панике спасал всякими снадобьями, а также отваром крапивы. Только чудом не облысел — но потом шевелюра была уже не та, прежней силы и здоровья себе не вернула никогда».
    • Братьям Торсуевым («Приключения Электроника») повезло меньше − от регулярной покраски волос в яркий блонд и завивки мальчики начали стремительно лысеть уже через несколько лет.
    • Та же беда случилась с Маргаритой Тереховой на съёмках «Д’Артаньяна и трёх мушкетеров». Актриса так хотела эту роль, что загубила свои прекрасные каштановые волосы ядовитой краской «блонд» и неоднократной химической завивкой. «Ещё не кончились съёмки, а я с ужасом увидела, что волосы выпадают целыми пучками! Для сцены, когда казнят Миледи, даже фальшивые пряди потребовались. Плакала… С тех пор я всё больше в париках, и только в своей „Чайке“ 2005 года я предстала с жалкими остатками шевелюры, потому что таков был мой замысел как постановщика и исполнительницы роли» (с) Терехова.
  • Винсент Д’Онофрио ради роли рядового Кучи в «Цельнометаллическое оболочке» Кубрика набрал 31 килограмм.
  • Александра Бортич ради фильма «Я худею» сначала набрала лишних 20 кг, отсняла сцены в начале фильма с героиней-пампушкой, потом сбросила вес и отсняла оставшиеся сцены. «Я худею» стал первым в мире фильмом, где актёр последовательно толстеет и худеет в рамках одной роли.
  • В фильме «Батальон» актрисы действительно обрили головы на камеру, включая Марию Кожевникову.
  • Рене Зеллвегер набрала 11 килограмм для съемок в фильме «Дневник Бриджет Джонс», сбросила их после съемок и набрала обратно для съемок сиквела.
  • Том Фелтон, будучи обладателем каштановых волос, для роли Драко Малфоя, травил себе волосы светлой краской перед каждым новым фильмом. По окончании съёмок «Поттерианы» актёр вернулся к родному цвету и впоследствии во всех контрактах прописывал отказ от перекрашивания.
  • Энн Хэтэуэй, и так отнюдь не пухлая, для роли умирающей от туберкулёза Фантины в «Отверженных» за две недели сбросила более 11 килограммов и позволила другой актрисе лишить себя в кадре почти всех волос — причём не сбрить или состричь машинкой, как в паре других примеров здесь, а буквально обкорнать острым ножом[1] и с указанием не осторожничать, если случайно заденет кожу. Причем всё это в преддверии собственной свадьбы актрисы. Единственным «прикрученным фитильком» было то, что ей не стали удалять передние зубы согласно первоисточнику.
  • Турецкий актёр Халит Эргенч для роли султана Сулеймана в «Великолепном веке» несколько лет носил длинную и пышную бороду, хотя вне съёмок предпочитает её отсутствие. Изменение может не показаться радикальным, если не знать, какие неудобства может причинять такая бородища и какого ухода требует. А ещё борода очень раздражала его жену, так что тут ещё и угроза семейному благополучию.
    • И вдогонку к нему турецко-немецкая актриса Мерьем Узерли, сыгравшая в том же сериале его жену Хюррем-султан. Единственная из претенденток согласилась набирать ради роли вес, чтобы лучше соответствовать историческому прототипу, и перекрашивать волосы в рыжий. А ещё вместе со своей героиней выучила турецкий от «моя твоя не понимай» до свободного владения языком.

Освоение нового навыка[править]

  • Для фильма «Я — это любовь» Тильда Суинтон выучила русский и итальянский языки. Нет, серьёзно.
  • Аналогично — Николь Кидман для «Именинницы», где играла русскую Надю.
  • Дэнни де Вито озвучивал Лоракса из одноимённого мультфильма не только в оригинальной английской версии, но и также в испанском, итальянском, немецком и русском дубляжах. В отличие от примеров выше, он языки не учил, лишь освоил их фонетику, дабы правильно зачитать все реплики с бумажки.
  • Офра Хаза спела за Иохаведу в «Принце Египта» на восемнадцати языках, включая родной иврит, греческий, финский и по нескольку германских, романских и славянских языков! (естественно, по крайней мере, на половине фонетически)
  • Ольга Аросева, в фильме «Берегись автомобиля» сыгравшая Любу (возлюбленную протагониста), научилась водить троллейбус.
    • А Олег Ефремов для съёмок в «Три тополя на Плющихе» выучился водить машину всего за месяц. Опыта вождения не хватало, и в ряде эпизодов автомобиль ставили на платформу и возили по Москве.
  • Для фильма «Переступи черту» о Джонни Кэше и Джун Картер исполнители главных ролей Хоакин Феникс и Риз Уизерспун научились с нуля играть на гитаре и автоарфе и петь практически неотличимо от настоящих Джонни Кэша и Джун Картер. Это при том, что в реальной жизни голос Феникса заметно выше, чем баритон Кэша.
  • Том Круз для съёмок фильма «Миссия невыполнима. Последствия» освоил пилотирование вертолёта.
    • А для «Последнего самурая» выучил японский с нуля (!) и научился обращаться с катаной.
    • А для «Соучастника» выучился очень неплохо стрелять.
  • Киану Ривз для съемок в «Джоне Уике» освоил стрелковое троеборье.
  • Райан Гослинг для роли Себастьяна в «Ла-ла-ленде» научился танцевать степ и играть на пианино. За три месяца. Именно играть, а не имитировать игру. Все сцены, где Себастьян играет, снимались одним длинным дублем, и шансов схалтурить и прикрыть халтуру монтажом у Гослинга не было.
    • Для фильма Драйв он самолично привёл в порядок купленную на свалке старую машину. Никакой необходимости в этом не было, но Райан захотел полностью вжиться в роль — и сделал это безупречно. Машина, к слову, тоже вписалась идеально: с первого взгляда на неё понятно, что она была восстановлена из хлама заботливыми руками — что добавило выразительности образу Водителя.
  • Брэдли Купер для съёмок в фильме «Звезда родилась» год занимался с преподавателем вокала и учился убедительно играть на гитаре (музыку играет всё-таки профессиональный гитарист, но актёр имитирует игру хорошо).
  • Помните, как управляется со стрелковым оружием терминатор? Арнольд Шварценеггер неделями тренировался в тире.
    • …и так натренировался, что жмурится, нажимая на спусковой крючок.
    • Роберт Патрик для роли Т-1000 натренировался так, что не только стрелял из пистолета с пулемётной скоростью и перезаряжал не глядя, а мог сохранять ровное дыхание сразу после быстрого бега, чтобы выглядеть настоящей машиной. И кстати, вот он умеет не мигать при стрельбе, как и Клинт Иствуд.
  • Анджелина Джоли для роли Лары Крофт освоила стрельбу и рукопашный бой.
  • Джонни Деппу пришлось осваивать новый навык в более чем авральном режиме: на съёмках «Проклятия „Чёрной Жемчужины“» изображавшая корабль баржа перестала слушаться внешнего управления. Актёру пришлось браться за настоящий, а не бутафорский штурвал, и он благополучно удержал корабль на безопасном курсе, пока техспецы не поправили дело.

Комплексные примеры[править]

Актёры, которых можно внести сразу в несколько предыдущих разделов.

  • Притча во языцех — Роберт Де Ниро, для роли боксёра Джейка Ламотты в байопике «Разъярённый бык» сначала накачавший мышцы, а потом набравший вес, чтобы сыграть потолстевшего Ламотту. А для фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк» он научился играть на саксофоне.
  • Адам Драйвер тоже предпочитает погружаться в роль по-максимуму: для роли иссушённого постом иезуита в фильме «Молчание» сбросил 23 кг; для главной роли в фильме «Патерсон» закончил курсы водителей автобуса и получил лицензию, а также впервые в жизни пытался писать стихи.
  • Эдди Рэдмейн для роли Эйнара Вегенера в фильме «Девушка из Дании» похудел на 10 килограммов, учился ходить на каблуках и прочим другим дамским прелестям, чтобы максимально вжиться в роль обеих сторон личности его героя.
    • Для роли Стивена Хокинга он долго тренировался с хореографом, действительно сидел часами в искривленной позе в инвалидной коляске и в итоге едва не заработал настоящие проблемы с позвоночником.
  • Натали Портман, как и Дэми Мур, тоже обрила волосы на камеру в фильме «V значит Вендетта». А перед фильмом «Чёрный лебедь» она год занималась балетом.
  • Джейми Фокс, чтобы убедительно сыграть Рэя Чарльза в «Рэе», несколько недель носил на глазах тёмные повязки, делавшие его слепым на целых 14 часов в день, а также выучился читать по Брайлю.
  • В инди-игре Hellblade: Senua’s Sacrifice от студии Ninja Theory главную героиню Сенуа сыграла[2] видеоредактор студии Ninja Theory — Мелина Юргенс. Она потратила полгода, чтобы похудеть, накачаться и даже брала уроки фехтования для более реалистичной передачи движений.
  • Дип Рой сыграл всех умпа-лумп в фильме "Чарли и шоколадная фабрика", для чего научился петь, танцевать и играть на нескольких музыкальных инструментах. Результат - каждый умпа-лумп (а в фильме их были десятки, а то и сотни) выглядит не как под копирку, а индивидуально. За свои таланты актёр получил премию в один миллион долларов.
  • Энтони Куинн, игравший грека Зорбу в одноименном фильме, во время съемок сломал ногу. По сюжету его персонажу необходимо было танцевать, но Куинн обнаружил, что все же может передвигаться, подволакивая ногу, и придумал танец, с движениями которого смог справиться. Музыку адаптировали... так появился сиртаки.

Прочее[править]

  • Дэниэл Дэй-Льюис этим славится — ему например ничего не стоит для подготовки к не такой уж и большой роли Мясника Билла в «Бандах Нью-Йорка» взаправду отработать несколько месяцев мясником... или прожить дикарём в лесу, научившись стрелять, охотиться и даже собственноручно разделывать животных для роли Натаниэля Бампо в «Последний из могикан».
    • Иногда больше достаётся тем, кто работает с ним — например, в фильме «Моя левая нога» он настолько вжился в роль, что действительно ездил на инвалидной коляске, поэтому на съёмочной площадке его периодически приходилось переносить. Впрочем, к себе он всё-таки более требователен — играя того же Билла, отказывался лечить пневмонию средствами, которых не было на момент событий фильма, а однажды даже попросил посадить его в тюремную камеру вне съёмок, когда играл заключённого. Ещё и длинный допрос попросил провести, а просьбы к коллегам по съёмочной площадке бить его и оскорблять... Никто не отказался. Для роли боксёра не просто просил бить его, но и заодно учить, и в конце вполне мог бы стать профессиональным боксёром. Языки тоже учил. Собственно, люди боялись давать ему роль серийного убийцы, мало ли что...
  • Хит Леджер для роли Джокера в «Тёмном рыцаре» изолировал себя в запертом номере на 43 дня, во время сцены допроса попросил Бейла бить его по-настоящему, вёл специальный дневник Джокера, сам придумал образ и внешний вид персонажа (который пугал многих коллег по цеху). Есть мнение, что именно эти жертвы для роли и подкосили актёра (он умер незадолго до премьеры фильма).
    • Джаред Лето тоже так пытался делать, но... не пригодилось.
  • Клаус Кински — в «Агирре, гнев божий» у Кински в роли заглавного героя деформированная походка. После съёмок фильма актер долго отвыкал ходить с одним плечом выше другого.
  • Хлоя Морец, играя не любящую обувь вампиршу Эбби в фильме «Впусти меня», честно снималась босиком на заснеженной зимней улице.
  • Сисси Спейсек, исполнительница роли Кэрри Уайт в фильме 1976 года, всегда была перфекционисткой, поэтому просила во время съёмок облить её настоящей свиной кровью, а для финальной сцены фильмы закопать в землю её вместо каскадёра. Первую её просьбу не удовлетворили, а вот второе позволили сделать.
    • И хорошо, что просьбу про кровь не удовлетворили — в «Кэрри» 2013 года Алекс Расселл, исполнитель роли Билли Нолана, так вошёл в роль, что поцеловал кувалду, которой его персонаж убивал свинью (в сценарии этого не было, но для образа психопата подошло). Поскольку съёмки были на настоящей свиноферме, актёр подцепил тяжелейшую кишечную инфекцию и долго болел.
      • А вот Владимир Епифанцев набирал в рот свиную кровь, протухшую на летней жаре во время съемок, специально для эффектного кадра.
  • Анатолий Солоницын молчал четыре месяца, чтобы сыграть Андрея Рублева, заговорившего после обета молчания.
  • Михаил Пуговкин в комедии Гайдая «Спортлото-82» играл после недавнего инсульта и на грани нового (Бог миловал). И сыграл так, что очень трудно что-либо заметить.
  • Накануне начала съёмок «Двенадцати стульев» того же Гайдая у Сергея Филиппова, который должен был играть Ипполита Матвеевича, обострился рак мозга (диагностированный за шесть лет до этого). Гайдай, узнав об этом, вместо Филиппова пригласил на роль Ростислава Плятта. Однако Филиппов заявил, что сниматься будет в любом случае. Плятт, узнав об этом, сам уступил ему роль.
  • Наталья Гундарева накануне съёмок фильма «Дульсинея Тобосская» сломала правую голень и носила на ноге гипсовый ботинок. Тем не менее, всё равно решила сниматься. Перед сценами, где должны были быть показаны ноги Гундаревой ниже колен, гипс снимали. Однако наматывали эластичный бинт, который виден в некоторых кадрах.
  • В «Гусарской балладе» Шура Азарова прыгнула со второго этажа без дублёра и страховки. Чтобы мотивировать актрису Ларису Голубкину на этот трюк, толстяк Эльдар Рязанов перед съёмкой дубля рявкнул на неё: «Лариса, ты трусиха! Я старше тебя и вешу значительно больше, чем ты, однако я сейчас легко оттуда спрыгну, смотри!». Подбежал к краю (чуть не умерев от страха, по его собственному позднему признанию)... Не замешкавшись, прыгнул... Чудом ничего себе не сломав, приземлился точно на ноги, как бывалый каскадёр... Произнёс во всеуслышание: «Вот видишь, бояться тут нечего! Прыгай давай, не задерживай группу». И Лариса прыгнула. Дважды, потому что снимали два дубля. Первый прошёл без сучка без задоринки, во время второго слегка растянула лодыжку. Свезли в больницу, наложили тугую повязку — и вскоре играла дальше, потому что «натура уходила», ещё немного — и не успели бы, съёмки накрылись бы медным тазом по погодным причинам (а сдать фильм нужно было, кровь из носу, к 150-летней годовщине Бородинского сражения).
  • А ещё Рязанов много и проникновенно рассказывает подобные истории об Андрее Миронове. Одна только сцена со львом в «Невероятных приключениях итальянцев в России» для актёра (который даже больших собак побаивался) обернулась адским стрессом. А ведь был ещё спуск из окна гостиницы, который Миронов выполнял без дублёра и без спецэффектов, всё по-честному... и да, панический страх высоты у него тоже был всю жизнь. И это только одна его роль! А сколько их было всего, таких примеров...
  • «Trailer Park Boys» — персонаж Майка Смита, Бабблз, носит смешные очки с толстыми линзами. Так как франшиза снималась с 90-х годов, Майк Смит из-за этих очков натурально испортил себе зрение.
  • Ирина Мирошниченко перед началом съёмок «Старого нового года» попала в больницу с аппендицитом. И вышла на съёмочную площадку со свежим швом на животе.
  • Вячеслав Невинный играл в том же фильме со сломанной ногой. Тот же фокус повторил Нодар Мгалоблишвили, играя в фильме «Формула любви».
  • Но это ещё что, вот Павел Луспекаев играл своего легендарного Верещагина вообще без ног, на протезах...
  • А Виктор Авилов на съёмках «Узника замка Иф» самолично нырял в ледяную воду: сцену побега снимали поздней осенью.
  • Роман Курцын для роли быдловатого провинциального качка в фильме «Гуляй, Вася!» просмотрел 130 часов «Дома-2», откуда почерпнул многие манеры поведения своего персонажа. Вот жертва так жертва!
  • Эмилия Кларк начала играть Дейенерис в «Игре престолов», только-только пережив инсульт. За время съемок в сериале схлопотала и второй, пусть и прошедший менее травматично.
  • Майкл О’Хара (капитан Джеффри Синклер из «Вавилон 5») страдал от тяжёлого психического заболевания, вызывавшего галлюцинации и приступы паранойи. Майкл Стражински (режиссер сериала) хотел отложить съёмки на несколько месяцев, что актёр мог подлечиться, но О’Хара отказался, не желая ставить под удар шоу и других актёров. Он доиграл первый сезон и только тогда отправился на лечение, которое помогло лишь частично. Также Стражински хотел сохранить факт его болезни в тайне, но О’Хара попросил объявить о ней после его смерти, чтобы привлечь внимание к этой проблеме.
  • Во время съёмок фильма «Визит к Минотавру» выяснилось, что Валентин Гафт, играющий бывшего скрипача Иконникова, работающего в серпентарии, панически боится змей. Сниматься не отказался, но потребовал у режиссёра Эльдора Урузбаева разрешения выпивать для храбрости перед каждой сценой со змеями. В итоге всё было снято как надо.
  • Антон Комолов, готовясь к дубляжу ленивца Сида в «Ледниковом периоде», сутки провёл в клетке с этими животными.
  • Кира Аллен действительно инвалид, почти не способный ходить, но все трюки в фильме «Взаперти» выполняла сама, включая побег из запертой комнаты и продвижение ползком по крыше дома.

Внутримировые примеры[править]

  • «Солдаты неудачи» — Кирк Лазарус сменил цвет кожи для роли чернокожего сержанта Осириса в фильме про войну во Вьетнаме.
  • «Друзья» — в одной из серий Джо получил роль умирающего отца и как назло перед съёмками заработал грыжу, однако на съёмки всё же пришёл. Более того, чтобы развести совершенно деревянного (в смысле игры) мальчика на слёзы, он эту грыжу ему показал.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. На самом деле, приделанными к ножу лезвиями — сам по себе бытовой нож оказался неспособен срезать волосы.
  2. Именно сыграла — у героини её лицо, голос, мимика и движения, снятые при помощи motion capture.