Дешёвая драма
Дешевая драма — это когда драмы слишком много, в произведение ее завозят оптом, отгружают грузовыми контейнерами и она перестает работать. Герои на протяжении произведения только и делают, что сталкиваются с огромными проблемами, теряют близких пачками, расследуют дела, страдают невыносимо важной любовью, а автор истории выжимает педаль слезогонки в асфальт.
Нет, произведение может показывать всякие ужасы, персонажи могут гибнуть пачками, главный герой терять близких друзей, но это не будет дешевой драмой, если это например, фильм или книга про войну. Другое дело произведения про обычную жизнь, где на героев, как из рога изобилия, валятся проблемы и смерти, а герои значительную часть текста страдают и наматывают сопли на кулак в разговорах друг с другом.
Проблема кроется в переизбытке драматических ситуаций, и в том что герои никак не меняются после этих ситуаций. Нет, они могут об этом говорить, занимая экранное/книжное время своей болтовней, но по факту это никак не отражается в поведении, образы не развиваются. Во-вторых, при излишне частом эксплуатировании таких сильных тем, как потеря близких или спасение всего мира от ужасного злодея, сопереживание постепенно притупляется, и драматические сцены не вызывают уже былого отклика. Более того — начинается реакция как на бафос-нежданчик.
Если же дешёвой драмы становится так много, что она превращается в единственное предназначение истории — велика вероятность получить на выходе Анти-Сью.
Если дешёвая драма выражается в избыточных тр-рагических стр-раданиях персонажа от невзгод, которые валятся на него в изобилии и с перебором — это называется Одноногая собачка.
А если все эти невзгоды должны показать нам, как страшно жить — это уже чернуха.
Где встречается[править]
Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Литература[править]
- В. П. Беляев, «Старая крепость» — внутримировой пример в виде песни Кашкета:
« | Надену я черную шляпу, Поеду я в город Анапу И сяду на берег морской Со своей непонятной тоской... ...В тебе, о морская пучина, Погибнет роскошный мужчина, Который сидел на песке В своей непонятной тоске... Останется черная шляпа, Останется город Анапа, Останется берег морской Со своей непонятной тоской. И всякий, увидевший гроб, Поймет, что страдалец утоп. |
» |
Телесериалы[править]
- Культовые в своё время (по крайней мере в нашей стране) латиноамериканские телесериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Просто Мария».
- Опора на троп в третьем сезоне сериала «Карпов»: сериал пора было закрывать (да и вся франшиза в целом начала выдыхаться), и Илья Куликов нагнал дешёвой драмы преднамеренно, почти до самопародийности.
- «Стрела» — сериал давит педаль в пол. Дешевой драмы здесь не просто много, а очень много. Чего тут нет! И смерти героев, которые потом оказываются живыми, и герои которые погибают, но потом их воскрешают с помощью встроенного в канон способа, и герои, которые погибают навсегда. Фоновая смерть головорезов, которых здесь не считают. Даже злодеев и то здесь сливают по паре штук за сезон — непонятно, что в этом бедном и замученном городе все забыли. Одну из героинь сажают в инвалидную коляску после нападения, но через некоторое количество серий она поправляется. Герой превозмогает кучу страданий во время своей жизни на островах, его берут в плен, бьют, пытают, режут ножом, заставляют убивать других, он сбегает, и потом это вновь повторяется по кругу раз за разом. Сериал больше всего похож на мыльную оперу, только более чернушную, разбавленную драками и с конкретными злодеями. Супергероика на фоне всего этого просто не заметна. И проблема тут в том, что в каждом сезоне по двадцать две серии, а значит сценаристам надо что-то придумать, вот они и придумывают, чтобы рейтинги не падали. Общего канона у сериала нет, как он есть у Марвел, поэтому герои вынуждены то и дело спасать мир, и противостоять уж совсем страшным врагам, с которыми простыми крутым смертным, как они, тягаться по всем фронтам сложно.
- «Стрела» — вообще очень шаблонный сериал. Чуть ли не в каждой серии повторяется один и тот же сюжетный ход: для нормализации отношений с кем-либо главный герой что-то очень-очень обещает (обычно вовремя прийти куда-то и что-то сделать), но именно в это самое время очередной дежурный злодей выходит на тропу войны, и герою приходится забить на обещание и идти биться «не на жизнь а на смерть». Естественно в конце серии тот кому обещали бросает ему в лицо пачку обвинений, а герой уползает в свою нору — переживать изо всех сил. Честное слово, когда такое больше пятнадцати раз за сезон — оно немного утомляет.
- «Сверхъестественное» — рак, медленно убивающий сериал. Некоторые поздние сезоны состоят из дешёвой драмы целиком.
Музыка[править]
- Дворовая песня «Любит, не любит?» — пародия на троп.
« | Горели свечи восковые. В большом гробу девчонка спит. Рыдали все ее родные. Гроб чёрным бархатом обшит. А перед гробом на коленях Любит — не любит… Когда в могилу гроб спускали, Любит — не любит… |
» |
— Финал песни |
- Дворовая песня (или авторская?) «По пути из Гвианы в Гвинею…» — педаль в асфальт и земную кору. Хотя, скорее всего, просто обстебывание тропа.
- Фольклорный жанр жестокого романса как таковой: в середине XIX века — гнали дешевую драму всерьез, лет сто спустя — утрировали и пародировали.
Где НЕ встречается[править]
- «Гарри Поттер» — просто как пример того, что драма хорошо, когда ее немного. Каких-нибудь трагических происшествий — одно-два на книгу, и даже седьмая не выглядит так плохо, потому что там происходит война.
- ПЛиО и телесериал «Игра престолов» — сделано грамотно. Трагических событий ОЧЕНЬ много, но они органичны (идёт несколько войн одна за другой), они сбалансированы, а порой — там, где это полезно — поданы чуть ли не буднично, отчего эффект сопереживания только усиливается.
- «Агенты Щ. И. Т.» — слезогонки тут хватает, но сериал не скатывается в дешевую драму. Причин несколько:
- Единый канон Марвел заставляет сериал подстраиваться под события фильмов, что сильно сужает маневры сценаристов.
- Вторая причина — наличие общесериальной темы, начиная со второго сезона: «Нелюди и как и им жить на одном земном шарике с людьми», а первый сезон это прелюдия и знакомство зрителей с миром. Общая тема сериала позволяет проработать историю глубоко, показать историю мира, раскрыть характеры героев через эти события.
- Третья причина — это злодеи. Первый сезон — производители опасного стимулятора-модификатора и Гидра под конец сезона. Второй-третий сезон это все та же Гидра, такая же многоловая и которую разом не уничтожишь и внутренний раскол команды. В третьем сезоне появляется великолепный злодей Улей, который заставляет совершить поворот кругом даже положительных героев. У него есть мотивация, цель, средства и идеи. Он не введён механически, «только для того, чтобы герои в очередной раз попревозмогали».
- Четвертая причина — общая связность сезонов и персонажей между собой.
- Герои меняются. Скай из сиротки и крутого хакера, но все же слабой девочки, медленно апгрейдится до крутого агента, а потом и до человека со сверхспособностями, и то, она не сразу учится ими управлять.