Просветлённый антагонист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Enlightened Antagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Вы работаете над новым произведением, и уже примерно понимаете, какой персонаж сыграет в сюжете какую роль: вот это будет протагонист, вот его возлюбленная, вот его друзья и помощники… Так, а это у нас кто?

Одевается в простую одежду с капюшоном вроде монашеской или, наоборот, в хипповские цветастые наряды. Верит, что миром правит Любовь, непременно с большой буквы. Умеет читать в сердцах людей, так, что это напоминает телепатию, и даёт им мудрые советы. Имеет мистические способности, часто связанные с природой, занимается медитацией и говорит загадками, похожими на дзенские коаны. Ну это, наверное, наставник главного героя или персонаж, который поддерживает его в трудную минуту… Стоп, вы сказали — АНТАГОНИСТ?! Да как же это так?

Ну, во-первых, возможно, что у вас протагонист-злодей. Если вы сделали главным героем опасного преступника, мраккультиста или самого Дьявола — то не стоит удивляться, что мудрый и просветлённый персонаж будет ему противостоять, а не встретит его с распростёртыми объятьями.

Во-вторых, у него с ГГ может быть просто несовпадение ценностей. Скажем, если ваш протагонист — убеждённый материалист, трансгуманист и технократ, который мечтает о полётах в далёкие галактики и превращении человечества в бессмертную расу киборгов и считает, что людям негоже пресмыкаться перед Богом и иными высшими сущностями, то персонаж, который проповедует возвращение к природе, разговаривает с ангелами и считает смерть естественным порядком вещей, может быть для него только антагонистом.

Ну и наконец, возможен вариант, когда просветлённый — не значит хороший. Например, персонаж видел прекрасный загробный мир, и это не сделало его лучше, а вывернуло ему мозги наизнанку: теперь он думает, что убивать человеков можно, ведь никто же на самом деле не умирает (или вообще нужно убить побольше человеков, чтобы отправить их в Рай и избавить от земных страданий). Или этот герой умеет говорить с животными и растениями и чувствует их боль, когда их убивают — и это сделало из него фанатичного экотеррориста, готового истребить людей как вид, лишь бы только «боль Природы» утихла. Или, наконец, у него просто финансы поют романсы, и он, несмотря на всю свою духовность, не готов умирать с голоду — поэтому решает использовать свои способности в мошеннических целях.

Если противник протагониста наиболее разборчив в своих добродетелях и тщательно избегает применения «драконовских» методов достижения цели, а условной «просветлённости» авторы уделяют второстепенное внимание — это уже Героический антагонист.

Смежный троп — культурный мерзавец. Неплохие шансы отыграть сабж есть у религиозных фанатиков

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Анекдот, позже воспроизведённый Лемом в «Звёздных дневниках Ийона Тихого»: к неким дикарям явился миссионер и обратил их в христианство, после чего они его убили с предельной жестокостью. Потому что были очень благодарны наставнику и хотели обеспечить ему попадание в рай — а он сам же рассказал им, что самый короткий путь — мученическая кончина. Юмор, собственно, в том, что горе-проповедник просветлил своих антагонистов сам и к тому же не очень грамотно.
    • Есть похожая история у Гарри Гаррисона — только там инопланетяне убили миссионера, что бы увидеть, существует ли бог…
    • А вот в «Руси изначальной» Валентина Иванова — наоборот, русичи отпустили восвояси фанатичного византийского священника, который приехал проповедовать им христианскую веру, в надежде принять мученическую казнь, и тем сравняться со святыми апостолами. Убраться ни с чем для него стало большим разочарованием.

Литература[править]

  • К. С. Льюис, «Письма Баламута» — первый вариант. Поскольку главный герой-адресат писем (и его дядя, отправляющий их ему) оба бесы, в роли антагонистов для них выступает и Господь Бог, и ангелы, и все искренние христиане вроде возлюбленной главного героя.
  • Мэри Кери, детский детектив «Тайна пса-невидимки» — Сонни Элмквист, молодой человек, увлекающийся индуизмом и медитацией, и действительно обладающий паранормальными способностями (пока он спит, его астральное тело может бродить и видеть, что происходит вокруг). Тем не менее, с моральными нормами у него не очень, и он пытается использовать свои способности, чтобы украсть драгоценную статуэтку Карпатского пса и раздобыть денег на поездку в Индию.
  • Дарья Донцова, «Камасутра для Микки-Мауса» — один из персонажей, Руслан, владеет какими-то таинственными китайскими практиками на грани мистики, с помощью которых он может как исцелить, так и убить человека. Преступники пользуются тем, что он сильно «не от мира сего», и используют его в качестве орудия убийства, убеждая его, что некоторые люди «потеряли душу» и несут миру лишь зло. В конце концов он понял, что его использовали, и что он сам принёс людям зло, и покончил с собой.
  • Запрещенная реальность — большинство главгадов как раз являются просветлёнными, как и главне герои.
  • Создатели — одним из главных противников героев становится буддийский монах Субаху, попавший в посмертие добровольно через медитацию в пещере. Вот только герои и местном мире или живут, пытаясь создать видимость настоящей реальности, или пытаются воздействовать на реальный мир — а вот Субаху стремится к нирване, абсолютной пустоте, и считает всё, что видит вокруг себя лишь отвлекающими грёзами. Которые он стремится стереть, превращаясь в де-факто апокалипсического маньяка для околосмертного сообщества.
  • «Паргоронские байки» — учитывая, что один из рассказчиков демолорд и повествует главным образом о своих соотвечественниках, а другой — Тёмный Властелин, то сабж всплывает постоянно в лице небожителей, героев и просто неравнодушных.

Мультсериалы[править]

  • «Что новенького, Скуби-Ду?» — эпизод «Большой аппетит в маленьком Токио»: призрак, похожий на восточного мага, предупреждает учёных на фабрике в Токио, чтобы они не строили новую пристань для фабрики, потому что это будет угрожать традициям старой Японии. В конце выясняется, что призрак, похоже, настоящий, учёные решают, что он был прав, и отказываются от проекта.
  • «Приключения Джеки Чана» — пародия на троп в эпизоде «Храм Лотоса»: вечно медитирующий монах, который говорит пословицами и обладает мистическими способностями, в итоге оказывается злодеем.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — Захир.

Аниме и манга[править]

  • Dragon Ball Super — Замас когда-то был частью божественного аппарата, управляющего вселенной, но однажды понял, какую угрозу представляют смертные с их силой и, как ему показалось, как раз-таки отсутствием просветления. Он воспользовался своими знаниями и знаниями оракула, чтобы получить огромную силу в свои руки.
    • Бирус в общем-то ещё больше понимает о мироздании и планету готов уничтожить как раз потому, что не воспринимает её чем-то большим, чем любопытным муравейником.

Видеоигры[править]

  • God of War — Зевс на Олимпе создаёт оплот культуры, боги покровительствуют искусствам и ремёслам, но главный герой решает своими руками учинить расправу над ними из-за нанесённых оскорблений — вполне, строго говоря, заслуженных. Тот самый случай, когда протагонист-злодей бросает вызов всему святому.
  • Silent Hill — все части, где антагонистами были культисты, что первая, что третья и далее. Они верят, что ужасы, которые вызывают к жизни, являются частью божественного промысла. Кто-то даже считает, что так наступит рай на земле.
  • Loop Hero — один из боссов, жрица Сигма, вообще воплощение самой идеи святости и веры в теле особо выдающейся монахини. Вот только местный бог перестал творить и начал уничтожать — и слуги божьи могут только помогать его воле.

Реальная жизнь[править]

  • На идейном уровне авраамические и дхармические религии воспринимают друг дружку именно так. Признать за оппонентом добродетельность и даже святость способен любой, кто обладает достаточным интеллектуальным уровнем, но это не отменяет того, что буддист посчитает пагубным желанное для христианина единение с Богом, так как не считает того Единым и уверен, что и Он подвержен сансаре, а христианина ужасает буддийская идея безличного кармического закона, от которого спастись возможно лишь в небытии паранирваны.