Цутому Нихэй

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Собственной персоной. «А не пост-человек ли ты часом?» — Как будто бы спрашивает его взгляд.

Нихэй Цутому (弐瓶 勉) — добрый японский сказочник, тяготеющий к эстетике урбанизма и техногеники. Родился в городе Корияма префектуры Фукусима в Японии в 1971 году. Учился в Парсонской школе дизайна в Нью-Йорке в США. Около года работал в США, после чего вернулся в Японию. В 1995 году участвовал в конкурсе «Four Seasons», организованном журналом «Afternoon», куда представил свою первую коротенькую мангу «Blame» (без восклицательного знака), которая на конкурсе и победила. Два года спустя начал выпускать сюжетно связанную со своей первой работой мангу «Blame!» и выпускал её ещё шесть лет. Первая коротенькая работа позже вошла в один сборник вместе с приквелом «NOiSE». Буквально с первого же произведения наработал характерный авторский стиль составления сеттинга и ведения повествования. С художественным стилем тут несколько сложнее, потому как сам графический стиль в каждой его манге фактически уникален, а вот по части композиций узнаваемый почерк опять же появился буквально с первых страниц первого произведения.

А что же он собственно написал такого большого?[править]

Нихэй умеет делать конкретные многотомники, а читатели его за это любят.

Blame! и Blame-verse[править]

Первая из больших работ автора. Конец света — это ещё не конец. Если надежды больше ни на что нет, можно просто продолжать идти вперёд, не задумываясь о смысле. Здесь Нихэй впервые развёрнуто опробовал на бумаге целый ворох разных типажей. При этом нельзя сказать, что типажи стали кочевать из манги в мангу неизменными — от манги к манге они продолжают развиваться: персонажи сменяются — типаж продолжает расти. Серия получили приквел «NOiSE» и сиквелы «Blame!²» и «NSE: Net Sphere Engineer», а также целый ворох коротеньких «ваншотов» — манг-рассказов на одну небольшую главу каждая.

Biomega[править]

Вторая большая работа автора. Характерная стилистика узнаётся с ходу без подсказок. Персонажи тоже кажутся знакомыми. Но при дальнейшем ознакомлении прямых соответствий становится всё меньше и меньше. Нет больше неспешного пешего путешествия — есть стремительные погони. Нет больше попыток скрыть эмоции за стиснутыми зубами и плотно сжатыми губами — персонажи не стесняются выражать свои чувства. Нет больше атмосферы отчаяния — теперь персонажами движет не только решимость, но ещё и надежда. Автор буквально растёт на глазах вместе со своими персонажами.

Knights of Sidonia[править]

Третья большая работа автора. Теперь у протагониста есть предыстория — теперь его определяют не только те поступки, что изображены на страницах манги, но и его прошлое. Манга удостоилась масштабной, но слегка противоречивой экранизации.

Aposimz[править]

Четвёртая большая работа автора. Вы думаете, волшебные феи, помогающие отважным героям бороться с приспешниками тёмных властелинов — это про классическое высокое фентези с лесами, лугами и замками? Добро пожаловать в заснеженный техногенный мир одичавших механизмов. Здесь протагонисту предстоит пройти нелёгкий путь, чтобы многому научиться и попытаться разгадать, что же стоит за конфликтом, в который его втянули. Повествование регулярно перемежается умеренными дозами довольно подробной экспозиции. Имеет короткую мангу-пролог «Ningyō no Kuni», которую обычно даже не отделяют от остального произведения, хотя вышла она отдельно.

Раз есть большие работы, наверно должны быть и маленькие?[править]

Да, они есть, причём их немало.

Blame-verse[править]

  • «Blame» — дебютная работа автора, в которой впервые появляется Килли. Небольшое детективное приключение. Протагонист выслеживает маньяка-убийцу, работающего весьма специфическими методами.
    • У тебя нет преимущества — преступнику так и не удаётся запутать Килли, который в свою очередь прямо говорит, что будет стрелять в настоящий мозг, если тот не сдастся. Как он догадался, где же настоящий? Ну отчасти его наличие именно там было как минимум логично, а отчасти протагонист всё же сыщик со стажем.
  • «NOiSE» — приквел Blame!. События происходят до начала бесконтрольного роста города, но уже после того, как с техносферой что-то пошло не так. В центре событий полицейское расследование. Объяснений ищите у холодильника.
  • «Blame!²» — сиквел Blame!. Повествует о постигшей кремниевую жизнь судьбе после остановки бесконтрольного роста города.
  • «NSE: Net Sphere Engineer» — сиквел Blame!. Повествует о жизни простых людей после того, как техносфера перестала их атаковать, но была при том фактически обесточена.
  • «BLAME! Fort of Silicon Creatures» — события происходят где-то на неопределённом этапе совместного путешествия Килли и Сибо. Автор пытается экспериментировать как с визуальной стилистикой, так и с сюжетом. Манга не была продолжена, но послужила прообразом для «Ningyō no Kuni», в итоге выросшего в «Aposimz».
  • «Blame! Academy» — короткая комедийная переделка оригинала, в которой основные персонажи становятся школьниками. Сибо в школьной форме прилагается. Позже часть сцен в менее дурашливом виде повторится в «Рыцарях Сидонии».

Abara[править]

Эту мангу стоит выделить отдельно. Её часто включают в список больших работ, хотя в ней всего два тома. Здесь впервые появляются гауны, впрочем гауны из других произведений на этих гаун похожи только отдалённо. Один мальчик и две девочки под надзором воспитательницы должны бороться с чужеродными чудовищами. Ничего не напоминает? НИ КА-ПЕЛЬ-КИ! Если не пытаться разбирать сюжет на составляющие, вы даже намёков на параллели не заметите.

Остальные работы россыпью[править]

  • «Dead Heads» — начинающийся зомби-апокалипсис, загадочная девушка и незадачливый парень, которому теперь надо бежать не только от зомби, но и от людей.
  • «Digimortal» — лёгкая тоталитарная антиутопия. Как в произведениях Нихэя может работать запрет на трансгуманизм? Очевидно, приблизительно никак!
  • «Halo: Breaking Quarantine» — Нихэй любит серию HALO и не удержался сделать по ней небольшую мангу.
  • «Sabrina» — коротенькая страшилка с лёгким привкусом пионерского фольклора.
    • Конечность или жизнь — именно по этой причине маленькая девочка благодарит незнакомца за оказанную им «услугу», ещё не зная его секрета.
  • «Wolverine: Snikt!» — а тут Нихэй добрался до марвелловского Логана. Хронопутешественник просит Росомаху помочь решить проблему с киборгами, которые захватили и загадили Землю будущего. Почему именно его? Потому что киборгов ничто не берёт, кроме адамантия.
    • А что, так можно было? Выслушав, зачем именно он понадобился людям будущего, Логан закономерно интересуется: а пулями из адамантия не пробовали? Оказалось, пробовали, но пуль осталась ровно одна обойма.
  • «Winged Armor Suzumega» — небольшая манга-зарисовка о борьбе с чужеродными чудовищами в космосе. По некоторым версиям могла предполагаться связь с «Abara». Послужила прообразом для «Knights of Sidonia».
  • «Zeb-Noid» — коротенькая манга о войне двух видов (людей и неких космических мух) из-за их непохожести. В погоне за превосходством зашли настолько далеко в использовании средств противника, что до героев манги (солдата-человека и операторши-мухи, причём очень человекоподобной) доходит, что они стали фактически одним видом, тем самым устранив изначальную причину конфликта.
  • «Parcel» — уже не молодой мужчина получает посылку для своего брата, с которым долго не общался, и решает разыскать родственика.
    • Смехотворно дешёвый подкуп — медсестра в регистратуре соглашается перерыть архив в поисках сведений о брате персонажа в обмен на всего лишь точилку для карандашей ручной работы. Правда с другой стороны не уточняется, а не входит ли в обязанности регистраторши работа с архивом по каждому запросу от любого посетителя. Художественная ценность точилки тоже не уточняется.
    • Ели мясо мужики… — ели мясо вообще все: брат главного героя работает на фабрике по производству продуктов питания — сырьём, из которого производятся продукты питания.
  • «Pump» — нет, с головой у автора всё в порядке — он не свихнулся, а вот чувство меры применительно к количеству юмора ему явно отказало: автор решил поиграть с хуманизацией и выбрал её объектом глубоководных рыб-удильщиков — не надорвите живот от смеха над самой идеей.
  • «Numa no Kami» — мужик рубил дерево около озера и так размахнулся, что топор выскочил из рук и улетел в воду — в общем топор он в итоге получил обратно, только вот легче ему от того не стало.

Краткий сборник рецептов Нихэя[править]

Верхний ряд слева направо: Килли, безымянный ассасин, Денджи Кудо. Нижний ряд слева направо: Зоичи Каноэ, Нагатэ Таникадзэ, Эсро. Шесть совершенно не похожих друг на друга протагонистов.
Корнелия Гиллманн[1], косплеящая Санакан, на фоне Цутому Нихэя, придумавшего Санакан. Холст, масло. Фестиваль AniNite, Вена, Австрия, сентябрь 2011 года. Отчёт о поездке был выпущен коротким приложением к манге Knights of Sidonia. Там Нихэй жалуется, что организаторы поначалу спутали косплей с Ganz, а также прикладывает собственноручно нарисованный портрет собственно самой барышни. И да, для обоих это был сюрприз: мангака не ожидал увидеть косплей по собственному произведению, а модель не ожидала лично встретиться с автором оригинала.

Мы уже не раз упоминали запоминающийся стиль. Давайте пройдёмся по его простым составляющим.

  • Авторские неологизмы — Нихэй не очень любит сочинять новую терминологию с нуля, потому единожды использованные названия начинают кочевать из произведения в произведение, хотя сами обозначаемые ими объекты могут иметь расхождения в свойствах от произведения к произведению.
    • Адамантиум — мегаструктура. Очень прочный материал, из которого делается то, что ломаться не должно.
    • Инатор — гравитационное что-то-там.
      • Шутки ради — в торговых автоматах на «Сидонии» персонажи покупают «гравитационную лапшу» — конструкция упаковки не предусматривает употребления продукта в условиях отсутствия гравитации.
    • Мана — частицы Хиггса. В том числе может использоваться для обеспечения энергией техники.
    • Серая слизь — плацента. В отличие от классической серой слизи не самостоятельна и требует внешнего управления.
    • Чужеродное чудовище — гауна.
      • Гауны вызвали всплеск СПГС среди переводчиков, потому как созвучное слово нашлось в санскрите. Позже один переводчик отметил, что это название подозрительно похоже на исковерканное японское «рак-отшельник», которое при переводе будет значить «дитя-отшельник» или дословно «причудливое дитя».
  • Антиутопия — не по Оруэллу и не по Хаксли, а чисто бытовая. То, что обычно называют дистопией, чтобы отделить от классических антиутопий.
  • Архитектурное порно — хорошей архитектуры много не бывает, потому что архитектура тем лучше, чем она больше.
  • Молчаливый крутой — в спокойной обстановке персонажи могут болтать сколько угодно, но в экстренной ситуации болтливость строго обратно пропорциональна крутизне.
  • Монументальная гигантомания, да и не только монументальная. Если в манге Нихэя на стене висит ружье, то эта стена простирается на многие километры в любую сторону, а из ружья можно сбивать космические корабли на орбите.
  • Правда о слоне — персонажи знают ровно столько, сколько знают — всеведение тут в большом дефиците.
  • Регенерация — если персонажей без регенерации много сильно бить, они очень быстро закончатся, потому у тех, кому регулярно достаётся (а достаётся тут обычно сильно), она есть.
    • Чудесное воскрешение — обычно зарезервировано для хороших девушек, которых в решающий момент не спасает регенерация, дабы оными хорошими девушками лишний раз не разбрасываться.
  • Ружьё Чехова — прежде чем выкатить из кустов рояль, его туда весьма демонстративно закатят, правда не поясняя, что это именно рояль.
  • Ствол — великий уравнитель — здесь встречаются персонажи, способные гулять под огнём пулемётов, как под дождём, но и стволы тут встречаются на таких рассчитанные, а в правильных руках даже самая задрипанная пукалка в решающий момент может помочь вырвать преимущество.
  • Страшная маска — так обычно выглядят антагонисты. Хотя у них не поймёшь, маска это или морда лица.
  • Техногенное месиво — встречается там, где коммуникации не было необходимости куда-то скрыть. При том провода и трубопроводы совсем не декоративны, а при необходимости могут использоваться по прямому назначению.
  • Транс-человеки и пост-человеки всех сортов, размеров и обликов. Во-первых, у Нихэя тут отдаленное будущее, во-вторых, простые смертные с задачами, которые ставит перед героями Нихэй, банально не справятся — или надорвутся, или помрут, не пройдя и сотой части какой-нибудь длинной лестницы.
  • Фансервис — без него Нихэй не Нихэй. При том подаётся обычно довольно органично, не выбиваясь из общей канвы, несмотря на его объёмы.
  • Хайнлайнинг — если давать всю экспозицию целиком и подробно в самом начале, то, во-первых, читатель не сможет открывать мир произведения вместе с персонажами, а во-вторых, она займёт пару-тройку глав, если не томов.
  • Хорошая девушка — Нихэй просто любит просто хороших девушек и очень любит очень хороших девушек.
  • Хэппи-энд — Нихэй пишет мангу для того, чтобы её читали, а не для того, чтобы над ней рыдали.

Теперь давайте посмотрим на самые яркие комплексные элементы.

Антизлодейка по-нихэевски[править]

Зло с женским лицом? Ну лицо-то женское, но злодейскими замашками тут и не пахло. Суровая вражеская тётя? К противнику при исполнении суровая, но не более, чем того требуют обстоятельства, даже не приказы, а в остальном наоборот очень мягкая. Вряд ли будет драконом главгада и вряд ли будет стремиться им стать. Максимум будет драконом приспешника или напарницей дракона главгада. Но какая ни есть, а она за злодеев. Если обстоятельства сложатся удачно, может сходить направо кругом, но без шпилек, а чисто по доброте душевной.

Антиутопия по-нихэевски[править]

Декоративная антиутопия? Да чёрта с два! Тут всё по-настоящему и всерьёз. Антиутопия по Оруэллу? Местами некоторые персонажи могут пытаться такую выстроить, но уже поверх существующей и с весьма скромными шансами на успех. Антиутопия по Хаксли? Даже не близко — тут даже её отдельных элементов нет. А как же тогда? А вот так, просто люди занимаются своими ежедневными делами, а мир катится в тар-тарары, вернее уже докатился и встал в конце пути. Это мир постапокалипсиса, независимо от того, имела ли место одна большая катастрофа, или же это была длинная череда маленьких событий.

Добро и зло по-нихэевски[править]

Тупой — это зло? Ну наверно да, но в далёком трансгуманистическом будущем настолько тупых попросту не осталось. Амбиции — это плохо? Да в общем нет — многие позитивные достижения выросли из весьма амбициозных начинаний, хотя и обратных примеров хватает. Наука — это плохо? Только когда кто-то делает с ней то, чего с ней делать не стоит. А в этой трансгуманистической морали вообще какие-то закономерности прослеживаются? Как ни странно, прослеживаются и более чем отчётливо: плохо, когда разум не поспевает за амбициями — тогда амбиции перевешивают, и персонаж сам себя загоняет в ситуацию, для разрешения которой он оказывается недостаточно умён, хотя вне неё на фоне других может быть гением. Амбиции — это хорошо, когда они подталкивают разум шагать вперёд и постигать, а не просто слепо гнаться за призрачной мечтой. Плохо, когда разуму приходится сдерживать амбиции, чтобы они не вышли из-под его контроля, вместо того, чтобы «оседлать» их и так двигаться вперёд.

Производственный ад по-нихэевски[править]

Нихэй делает много зарисовок. Причём не только отдельные образы, а сразу целиком небольшие манги-прологи. Многим из них так и не суждено увидеть прямое продолжение, однако заброшенные работы становятся прообразами для последующих работ, где Нихэй использует созданные ранее элементы. Так «Winged Armor Suzumega» переродился в «Knights of Sidonia», а «BLAME! Fort of Silicon Creatures» переродился в «Ningyō no Kuni» и вырос в «Aposimz». Если же написанный пролог оказывается удачным, начинается новая серия манги. Даже и сам «Blame!» вырос из коротенького «Blame», написанного к конкурсу.

Разрушение четвёртой стены по-нихэевски[править]

Компания TOA Heavy Industries существует в реальности, потому как оный брэнд был самим Нихэем зарегистрирован. Поэтому запоминающийся характерный глиф, которым творения одноимённой мегакорпорации отмечены в манге, можно увидеть в реальности не только на непосредственно связанном с мангой мерче, но и просто на той продукции, к дизайну которой Нихэй приложил руку. Также у компании имеется весьма характерно оформленный сайт, ссылку на который можно найти в самом начале статьи.

Примечания[править]

  1. Известна под псевдонимами Cirkane и Ichi.