Техногенное месиво

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Техногенное месиво - более продвинутый вариант "Непонятной штуковины", когда ленивый либо не разбирающийся в технике автор пытается изобразить какой-либо сложный механизм (например, робота или суперкомпьютер). Особенно ярко троп проявляется, когда автор изображает не "наружность" механизма, а его "начинку".

Техногенное месиво представляет из себя заведомо неработоспособное нагромождение разнообразных технических элементов, которые могут разниться в зависимости от типа изображаемой системы. Если система электронная, то будет сочетание всевозможных плат, проводов, шин, микросхем и вентиляторов. Если система механическая, то будет нагромождение зубчатых колёс, валов, осей, ремённых и цепных передач и прочей механики. Если система гидравлическая или пневматическая (в особенности, паровая), то будут разнокалиберные трубы, вентили, клапаны, манометры и цистерны. Для полноты картины всё это добро должно гудеть, трещать, стучать, шипеть, искрить, булькать, мигать лампочками и плеваться паром. Естественно, техногенное месиво может представлять из себя не только систему конкретного типа, но и сочетание различных систем (например, электрической и механической). Отдельного "плюсика за старания" автор заслуживает, если он потрудился совместить несовместимые предметы (например, электричество и булькающие колбы с непонятным содержимым в машине времени Шурика).

Чаще всего данный троп встречается в фильмах и видеоиграх. В литературе он тоже встречается, однако в меньшей степени, поскольку по текстовому описанию часто невозможно понять, работает описываемая система в реальности или нет. Троп получил довольно широкое распространение, потому что авторы произведений зачастую не обладают достаточными знаниями, чтобы создать полностью правдоподобную и работоспособную систему. Зачастую, это доступно только специалистам, и, соответственно, чтобы понять, что перед нами "не техногенное месиво" нужно также быть специалистом.

Данный принцип работает и в реальной жизни. Снимите крышку с любого электроприбора и посмотрите на его начинку: если вы не разбираетесь в устройстве конкретно этого электроприбора, то вы не знаете назначение той или иной платы, шины, микросхемы и т.д. и распознаете, скорее всего, только две-три наиболее узнаваемых детали. В этом и суть данного тропа: "техногенное месиво" должно быть похоже на техническую систему, при этом оно не обязательно должно быть работоспособно, поскольку читатели/зрители/игроки всё равно не будут пытаться понять логику его работы. Более того, некоторые технические приспособления, встречающиеся в культуре, вообще не существуют в реальном мире, и никто не знает, как они должны быть устроены.


Где встречается[править]

Литература[править]

  • Гарри Гаррисон «Фантастическая сага» — профессор Хьюитт собирает свой времеатрон на базе киношных декораций, оставшихся от фильма о Франкенштейне. Его очень раздражают лишние тумблеры, налепленные для эффектности.
  • Мюррей Лейнстер «Данайцы, дары приносящие» — все чудо-аппараты на 90 % состоят из техномесива, дабы убедить землян в неимоверной сложности и невоспроизводимости аппаратов. Оставшиеся 10 % — работающая фигулька и защита от реинжениринга.
  • Владимир Савченко «Открытие себя» — управляющая схема машины-матки получена путём тщательного создания техномесива. Для того, чтобы хаос самоорганизовался в порядок, нужно сперва создать хаос…
  • Игорь Николаев, «Город Тьмы и Дождя» — человек, не имеющий за плечами по десять часов информатики начиная со второго класса, технологии альтернативного 2007 освоить почти не в состоянии (так, вместо компьютерной мышки тут полусфера а-ля марсиане из старого «Вспомнить всё» с кучей детекторов, причем порой требуется активировать их определенную комбинацию).
    • Кажется похоже на Бонус для гениев. Первая мышка, придуманная, ЕМНИП, Дугласом Энгельбартом в 1960-х, и состояла из гладкой «каталки» для правой руки и «аккордной клавиатуры» для 5 пальцев левой руки. Красивая концепция, но на практике абсолютное «не взлетело», так же как не взлетела боковая панель действий (charms bar) из Windows 8. Мало того, что обучение «аккордной клавиатуре» довольно сложное, так ещё и 20-120 разных нажатий оказываются малоприменимы: продумать логический «аккордный» набор связанных действий, чтобы они имели почти одинаковый смысл в применении к любой программе, весьма не просто. Получается «курица и яйцо». Да и какие ещё «аккорды», у кого сегодня хотя бы включено «управление жестами» в WWW-браузере? Но «в альтернативном 2007» всё случилось иначе.

Кино[править]

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — машина времени, которую пытается собрать и отладить маньяк мекбой инженер Шурик Тимофеев.
    • Принцип, на котором должна работать машина времени Шурика нам неизвестен, так что вполне может быть. А вот если придираться, в другом известном фильме о путешествиях во времени нужно было всего лишь заменить сгоревшую японскую микросхему чем-то, что можно было бы достать в 1955-м. Скорее всего Док из 1985-го применил какой-нибудь распространённый микроконтроллер, наподобие нынешних ардюинок, а значит его замена должна выглядеть как-то так плюс горсть релюшек и жгуты проводов. К чему там несколько разнокалиберных радиоламп, мощные реостаты и два больших конденсатора при довольно скромном количестве проводов — непонятно.
      • Как вариант — преобразователь для питания каких-то цепей: радиолампы — кенотроны для выпрямления, конденсаторы — для сглаживания пульсаций, то, что приняли за реостаты — на самом деле селеновые выпрямители… но такие мощные цепи питания и сегодня вряд ли поместились бы в маленькую микросхему, тем более в 1985 году.
        • Скорее, это генератор колебаний. Его как раз уместить в микросхему (еще и со встроенным кварцем, если неохота припаивать внешний), равно как и выполнить на лампах — запросто. Конденсаторы используются по назначению, как и в микроконтроллерной схеме - для задания периода колебаний и в формирующих фильтрах. А вот микроконтроллер ламповой машиной не заменить — тот, кто это написал, слабо представляет, сколько элементарных транзисторов, заменяемых лампой «штука за штуку» содержит даже самый дохлый микроконтроллер вроде PIC12 или какой-нибудь древней Моторолы.
          • Только какой период должен быть у колебаний, что ему требуются такие огромные банки? Такой как раз проще сделать механически, по принципу небезызвестного органа Хаммонда.
  • «Назад в будущее 3» — схема, которую доктор Браун собрал на капоте «ДеЛореана». По сюжету, Док из 1955-го года должен был заменить сгоревшую японскую микросхемку из 80-х чем-то, что можно достать в 55-ом. Скорее всего, Док из 85-го применил какой-то микроконтроллер, наподобие нынешних «Ардуинок», поэтому замена должна выглядеть как-то так, плюс немного проводов, релюшек, технических знаний и фантазии. Зачем в собранной схеме несколько разнокалиберных радиоламп, мощные реостаты и два больших конденсатора при довольно скромном количестве проводов — непонятно.
    • Обоснуй — данная схема является преобразователем напряжения для питания каких-либо схем: радиолампы кенотроны для выпрямления переменного тока, конденсаторы для сглаживания пульсаций, то, что приняли за реостаты — селеновые выпрямители. Но это довольно слабое объяснение, поскольку такие мощные цепи питания даже в наше время вряд-ли поместятся в маленькую микросхемку, не говоря уже о 1985-ом.
    • Ещё один обоснуй: схема, заменяющая непосредственно микросхему спрятана где-то в машине (возможно, в салоне или под капотом), а схема, которую Док собрал на крышке капота — какая-то вспомогательная цепь, необходимая для правильной работы «схемы замещения микросхемы».
      • От автора: лично мне такое объяснение нравится больше. Во-первых, раньше электроника потребляла гораздо больший ток, чем аналогичная современная, и нет ничего удивительного, что для неё потребовались более мощные электронные компоненты. Во-вторых, сами электронные компоненты были больше, и даже если потребление тока такое же, как у современной схемы, то схема всё равно имеет больший размер. Собранная на капоте схема, скорее всего, является каким-то преобразователем (возможно, понижающим), служащим для питания «схемы замещения микросхемы». Скорее всего, во время работы он сильно нагревается, поэтому Док и поместил его на капоте, для лучшего охлаждения, надо понимать (с другой стороны, размещать на капоте довольно хрупкие радиолампы - такая себе затея, ведь они могут разбиться от любого мусора, летящего навстречу).

Видеоигры[править]

  • Stellaris — именно так работает бонус за развитие «загадочные технологии». Для всех остальных рас ваша техника выглядит как непонятное месиво электронных и механических деталей, абсолютно непостижимых и работающих на магии и «флогистонах». В результате реверс-инжиниринг становится невозможен для всех других оппонентов (но соглашения об исследованиях с союзниками все еще работают).
  • Техногниль из «Seven: The Days Long Gone»
  • Полно таких вещей в играх от Amanita Design. К примеру, в первом Samorost механизм, с помощью которого предстоит увести астероид с опасного курса, состоит из ржавых шестерней и газового холодильника.
  • Factorio — «Макаронные фабрики». Громоздкие (как правило) и непонятные нагромождения конвейеров, тоннелей, разделителей, манипуляторов и производственной техники, где все распределяется либо при помощи громоздких и сложных с виду систем из манипуляторов и конвейеров разных видов, либо все едет тупо вперемешку друг с другом, или просто непонятно, немасштабируемо. Получается, если:
    • 1) Игрок неопытный или не продумал схему;
    • 2) Игрок делает «спагетти» как «временную меру», и дальше он или снесет их, или выйдет, что «нет ничего более постоянного, чем временное»;
    • 3) Игрок пытается вывернуться и «натянуть сову на глобус», выкручиваясь из крайне малого количества места на фабрике (помните внутриигровую головоломку «Transport Belt Mandess»?) или того, что нормальные схемы ещё не изобретены.
    • 4) Игрок хочет сделать «красиво», ну по своим представлениям.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — тапка в пол с техножрецами и их механизмами. Бонусные очки добавляет внешний вид и арты самих жрецов с техномесивом из кабелей и проводов торчащих наружу.
    • Педаль ещё дальше вбивают орки мекбои, ведь большая часть их технологий, это месиво из разномастного металлолома, скрепленное соплями гретчинов, и работает это всё, в основном, за счёт силы веры орков что это работает. Если очень постараться, то небольшой процент их технологий всё же можно повторить и использовать.

Интернет[править]

  • Фонд SCP имеет на содержании множество таких объектов, да и пожалуй, любой механизм по тегу «устройство» имеет хорошую вероятность оказатся таким, самые точно соответствующие этому тропу:
    • SCP-914 — то, что написано на упаковке.
    • SCP-882 — самореплицирующееся техническое.

Реальная жизнь[править]

  • Во Вторую мировую британцы использовали такую военную хитрость, чтобы сбивать с толку немецких ученых и инженеров и тормозить их работу: собирали случайные, неработающие электронные схемы, повреждали их пулями, нагреванием и механической деформацией, и устанавливали на самолёты. По задумке, немцы должны были, сбив самолёт и найдя их там, ломать головы, что же делают эти детали, и терять время.
  • Старинные шахматные «автоматоны», вроде знаменитого «Турка» Вольфганга фон Кемпелена. Большинство колес и шестеренок внутри устройства были нужны для того, чтобы «пустить пыль в глаза» и отвлечь зрителей от прятавшегося внутри человека, который и управлял автоматом.