Неправильное использование науки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Прикрутить изобретение к реальному миру или отработанному антуражу, не задумываясь, какие ещё будут последствия.
« Все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие. »
—  Инверсия от Станислава Лема
Так забивают гвозди микроскопом

Наука может многое. Техника, построенная на основе еще неизвестных нам знаний, может радикально изменить образ жизни людей и само общество. Многие изобретения порождали новые отрасли и уничтожали старые буквально за десятилетия, а то и быстрее. В ходе промышленной революции XVIII века Западная Европа за 3-5 поколений использования машин и станков перешла от сельского аграрного общества к современной городской индустриальной цивилизации.

Естественно, в жизни новые изобретения всегда стараются применять максимально широко там, где это выгодно. Но в фантастике автор произведения зачастую сам не видит последствий описанных им открытий, которые в его мире почему-то используются только в какой-то узкой нише, но не оказывают эффекта на все остальные сферы жизни. Иногда оказывается, что весь сюжет строится вокруг преодоления искусственных ограничений, наложенных автором, хотя использование им же придуманной технологии мгновенно решило бы проблему.

Примеры[править]

  • Путешествия быстрее скорости света
    Тут вообще может получиться все, что угодно. От оружия массового поражения до путешествий во времени.
    • Закон Джона: любой практичный межзвёздный двигатель является по совместительству оружием судного дня. Даже если это досветовой двигатель (будь то безопорный или просто сверхвысокоэффективный реактивный, вроде фотонного), он по определению может разгонять объекты до релятивистских скоростей. А объект, разогнанный до релятивистских скоростей, при столкновении с планетой организует на ней апокалипсис местного значения[1]. Впрочем, зачем сразу фотонный? При тех требованиях к запасу характеристической скорости, которые необходимы хотя бы для межпланетных перелетов внутри одной системы, запасы рабочего тела (криогенного водорода, например, для вполне реальных ядерных движков вроде NERVA) на межпланетном корабле гарантируют гигантский бада-бум в случае падения на любую планету с окислительной атмосферой. Педаль в пол давят ядерные взрыволеты по проекту «Орион», «двигателем» которых являются сотни взрываемых за кормой термоядерных зарядов. Приберечь парочку для планеты назначения совсем не сложно, не надо даже изменений в конструкцию вносить[2].
      • В этом смысле смешная история с «Страной Багровых Туч» Стругацких. Для пущей героики, согласно книги прототип термоядерно-фотонного звездолёта потерпел загадочную катастрофу при испытании на полигоне. Несложный расчет показыват, что мощность «выхлопа» для одного отрыва звездолёта от земли должна составлять килотонны в секунду. Действительно, крайне загадочная катастрофа.
        • У того же «Ориона» взлётная мощность составляла, в оригинальном замысле Фримена Дайсона и Станислава Улама, порядка одной полуторакилотонной бомбы в секунду.
    • В ту же степь — малораспространенная в научной фантастике идея использования раскаленного рабочего тела, вылетающего из сопла двигательной установки, в качестве оружия, хотя бы на «кинжальной дистанции», в рамках предотвращения попыток абордажа. Разворачиваем корабль хвостом к супостату и давим педаль в пол на пару минут, после чего останется выйти в открытый космос и собрать в совочек пыль, остающуюся от вражеского корабля. Причем чем более эффективен у нас двигатель, тем больше будет скорость истечения газов из сопла и их температура, а как следствие — выше эффективность в качестве оружия.
      • Насколько возможно быстро развернуться на месте?
        • Сильно зависит от корабля. Проблема в другом — это всё же двигатель, и при работе он толкает корабль, в данном случае от цели, а выхлоп реактивных двигателей быстро рассеивается. Эффективность будет очень быстро падать с расстоянием, а способность выдержать поток раскаленных частиц является базовой для любого корабля, способного входить в атмосферу.
          • Собственно говоря, в весьма редких ситуациях это возможно. Пример — уничтожение Иветтой Кендалл эсминца Чужих в «Лучшем экипаже Солнечной» Олега Дивова. Там удар двигателями случился чуть ли не с нулевой дистанции, а последовавший залп из 4 лазеров был уже вишенкой на торте.
            • Или «Только обгон» Георгия Гуревича, где выхлопом сожгли собственно станцию, к которой была пришвартована угнанная героями фотонная ракета, и с которой вот-вот попытались бы её сбить.
    • Но, с другой стороны, Обратный закон Джона: любая практичная система поддержки жизни является по совместительству системой ЗОМП. Так легко раскокать только землеподобную планету с кислородом и жизнью, где никаких систем поддержки жизни не требуется. Серый лунообразный булыжник, где люди живут под поверхностью, намного более устойчив ко всякого рода бомбёжкам. А Венеру, где люди живут в атмосферных городах-аэростатах, вообще невозможно кокнуть каким бы то ни было ударом по поверхности. По газовому же гиганту с аналогичными колониями вообще хоть из Звезды Смерти пали — ничего не будет. Да и если заранее заставить всех людей не пользоваться атмосферой и биосферой, отправив в бункеры или атмосферные города — бомбить будет сложнее, чем менее жизнепригодные планеты — на этих просто населения больше.[3]
  • Телепортация и транспорт.
    • Если уж у вас есть луч, способный рематериализовывать объекты в другом месте, и таким образом дающий возможность перемещать команду корабля с орбиты на поверхность планеты и обратно без использования шаттла, то почему бы вместо того, чтобы бомбить врага ракетами, просто не переместиться на капитанский мостик вражеского корабля, отрубить злодею-капитану голову, а потом вернуться в уютную кают-компанию пить чай?[4]
      • Потому что он может набить вам морду. Зачем перемещать человека, когда можно переместить бомбу?
    • Обоснуй: ограниченная дальность. Или ограничения по точности — попасть точно на мостик, не «впечатавшись» в элементы интерьера — рискованная задача. Впрочем, вместо штурмового отряда туда можно просто материализовать пару бомб помощнее да попрочнее, вместо запуска ракет-торпед в сторону цели, заодно получим полный игнор брони и щитов, если ими не закрыли/забронировали корабль изнутри.
      • Это при условии что взрывчатку вообще можно переносить. В том же «Звездном пути» есть нестабильные материалы, которые приходится таскать шаттлом.
    • Кроме того, если убрать часть, ответственную за рематериализацию, можно получить отличный дезинтегратор. Если нельзя просто дезинтегрировать, можно отправлять на солнце или в открытый космос (систем, которые просто мгновенно меняют области пространства местами, это тоже касается)! Или просто телепортировать противника по частям. Или наоборот, телепортировать что-то прямо в его тело (телефраг классический). При достаточно низкой стоимости телепортации, межпланентные перелеты (и космические корабли) вообще становятся ненужными. А еще можно восстанавливать тела после ранения или смерти. Или осуществлять массовое копирование объектов по одному образцу. Какие перспективы открываются, кроме банальных перемещений из точки А в точку Б! А какое раздолье открывается если применить постулаты СТО касательно инерциальных систем отсчета и разного течения времени в них — легким движением руки телепорт превращается в машину времени!
    • Обоснуй: законы сохранения. Если тело дематериализовано в одном месте и материализовано в другом, то оно в принципе просто переместилось и законы сохранения нарушены лишь временно. А если оно переместилось со скоростью света, то законы сохранения вообще не нарушены, так как на этой скорости можно считать оба процесса одновременными. Но как только вы начнёте по единственному слепку материализоваться копии, то вам сразу понадобится где то взять для этого не только массу, но, судя по всему, и лептонный и барионный заряды. А при дезинтеграции массу и заряды надо куда то деть — иначе будет взрыв не уступающий таковому у бомб с антиматерией (но с точки зрения некоторых это даже плюс, а не минус — можно не запускать во врага ракеты, а просто «выстрелить» в него из телепорта, и дальше у них все разнесет в пыль). В том же время в звёздном пути есть репликаторы, создающие предметы даже не по снятому в начале телепортации единственному слепку, а по проекту. Но при этом расходуется сырьё.
    • А если доступна технология, которая позволяет что-то разобрать по атомам и собрать в другом месте, то почему не доступна технология, которая только собирает с единожды сделанного «слепка», не обязательно даже разобранного? Это ли не то клонирование, которое представляет себе большая часть фантастов? Или хоть банальный «резурект-пойнт» для гладиаторских боев. А чудесное лечение, когда оторванную руку/ногу/да хоть голову не протезом заменяют, а «отращивают заново»?
    • Если же телепортация позволяет перемещать не только материю, но и энергию, то с этого момента какие-либо ограничения в физике могут спокойно идти лесом: с этого момента можно разбирать атомы, как конструктор, создавать искусственную гравитацию на пустом месте, уменьшать и увеличивать объекты в обе стороны с полным игнорированием закона квадрата-куба и много чего ещё.
    • Всё вышеперечисленное относится исключительно к телепорту молекулярного принципа действия, если он работает по принципу соединения точек пространства, то проблем нет.
    • Проблема широкого наличия телепортов и телепортации в сеттинге (будь она магической или технологической по своей природе) — теряется ощущение риска, безнадежности ситуации. Действительно, если герои каждые пять минут телепортируются по миру, то в какой бы угол их ни загнали злодеи, в какую бы засаду они ни попали, всегда остается возможность «просто свалить отсюда». Для борьбы с этим приходится придумывать обоснуи, почему безупречно работающая система телепортации отказывает каждый раз аккурат в тот момент, когда героям грозит опасность, и, по идее, она нужнее всего, что с какого-то момента начинает требовать сильного подавления недоверия со стороны читателей. Особенно чувствуется в длительных сериалах, вроде «Стар Трека» или «Доктора Кто».
      • Решается столь же массовым введением изобретений на подавление телепортации. Если телепорт стоит на каждом углу, то и девайсы на его запрет распространены не менее широко. В таком случае любые обоснуи почему герои успели телепортироваться или не успели решаются просто и логично — злодеи не успели развернуть методы подавления. Ну, или успели.
  • Искусственная гравитация:
    • Если космический корабль способен генерировать и управлять гравитацией, то притягивающие лучи (используются для захвата чужих кораблей, предметов в космосе, а также похищения коров), отражающие щиты, компенсаторы инерции (позволяют разгонять и тормозить корабль, не заботясь о том, какое ускорение почувствует человек) или даже сами двигатели могут оказаться просто не нужны. Оружие, кстати, теперь тоже не обязательно.
      • Не надо думать что доступность одного аспекта управления гравитацией (условные гравипластины) делает доступными все остальные аспекты. Но да, если доступно произвольное управление пространством… Тут вопрос эффективности.
    • Обоснуй: статическая связь гравитации с её источником. Притянуть корабль к станции, или экипаж к палубе ещё можно, но падать в собственном поле корабль не может. Мало того, притягивающие лучи — та же самая искусственная гравитация, только в иной конфигурации. Используется, когда ронять на станцию все микрометеориты в округе не охота, а конкретный кораблик притянуть надо.
  • Наномашины. Фактически это маленькие роботы, способные манипулировать атомами (проблему предельно малых размеров микросхем оставим за кадром). Проще перечислить, что вы не можете сделать, манипулируя атомами. Как только в произведении появляются такие нанороботы — это значит, что автор разрешил всем пользоваться магией без затрат маны. Люди теперь практически бессмертны, города вырастают из-под земли в течение минуты, в общем, доступны самые удивительные формы преобразования окружающей материи.
    • Обоснуй из того же закона куба-квадрата: наномашины работают только в приповерхностном слое заготовки толщиной также в один атом и медленно. Поэтому они полезны там, где необходима высокая точность и избирательность. Например, при сборке из атомов экстремально маленького даже по меркам своего класса MISC-процессора. Но дом из атомов будет расти медленнее, чем если его отлить в форму из расплава.
      • Вот только никаких физических законов, разрешающих нанитам работать только в поверхностном слое заготовки, не существует. Наноассемблеры могут одновременно присутствовать в любой части перестраиваемой материи и даже составлять 100 % перестраиваемой массы одновременно являясь и сырьём. Ограничений на скорость и масштаб работы всего два — подвод энергии и отвод тепла.
        • Банальные размеры и то, что наномашины не являются химически инертными. Проще говоря, очень вряд ли соразмерный атомам наноробот сможет изменить что-то в глубине стального слитка. Разумеется, есть способы обойти это.
          • Вот только при появлении наномашин «стальные слитки» и прочие монолитные конструкции скорее всего уйдут в прошлое, уступив свою роль тем самым мономолекулярным конструкциям, нанотрубкам, графену и прочим кардинально превосходящим «обычные» материалам. И однозначно отпадёт необходимость в кислотах, щелочах и прочих химически не энертных побочных методов промежуточной переработки.
          • А что мешает создавать объекты по принципу 3Д-печати, слой за слоем?
    • Ведите любое произвольное ограничение, и проблемы как не бывало. Почему бы наномашинам не работать только в очень ограниченном спектре условий. Или только в специфическом поле, которое создает контролирующая производство машина. Буквально шаг наружу, и они разрушаются (пока серая слизь). Или наномашины состоят из очень специфического экзотического материала, и в любой момент времени этой конкретной горстки наномашин не может быть больше. Или что угодно еще, если автор подумает над проблемой больше пяти минут.
  • Виртуальная реальность. Возможность целиком заместить поток впечатлений от органов чувств человека на поток, генерируемый компьютером. Все чувственные наслаждения сразу обесцениваются, все гастрономические, сексуальные и иные подобные удовольствия либо сдаются в утиль, либо остаются лишь как вопрос престижа — «А я зато ем красную икру по-настоящему, а не в виртуале!». Характерно, что у многих МТА, использующих виртуальную реальность лишь как сюжетное средство для более глубокого погружения героя в ту или иную компьютерную игру, этот аспект совершенно игнорируется. В описываемых ими мирах близкого будущего всё так же продолжают ценить деликатесы, длинноногих блондинок и отдых на Кипре, как если бы их нельзя было обеспечить себе за пять минут простым втыканием штыря в мозг.
    • Обоснуй: не считая их цены, деликатесы зачастую не отличаются особой вкусностью. Параметры красоты напрямую связаны с тем, что в обществе трудно получить: раньше красивой считалась бледность (не пашешь на поле с утра до вечера). Отдых на Кипре за исключением сервиса мало отличается от Турции или даже речки около дачи. Всё это ценится только в контексте социального общества, которое сформировало стремление к этому. Не сразу (как раз массовое кидание в виртуалку ради всего этого описано у многих авторов ЛИТРПГ), но виртуальные вещи в итоге обесценятся, так как владение ими никак не влияет на социальный статус человека. Кстати, данное явление может служить обоснуем для социальной системы киберпанка. Зачем поднимать бунт против богачей, если в любое время можно уйти из low life в виртуальный мир, где тебе доступны любые удовольствия?
    • Тот же пример с икрой. Допустим, человек на языке ощутит вкус икры, или во вкусовой зоне мозга, но в желудке у него по-прежнему будет пусто. И, даже если его накормить эрзац-икрой из пальмового масла, то он не получит тех самых полиненасыщенных жиров, белков и углеводов. Но если накормить его репликой икры, полностью идентичной по химическому составу, то тогда и виртуальная реальность не нужна.
      • Никаких незаменимых веществ в икре нет, люди способны за всю жизнь ни разу не попробовать икру но оставаться здоровыми. А уж то что поев здоровой пищи можно одеть шлем и «отправиться на шашлыки» с заведомо вредной пищей так вообще бесценно.
        • Есть версия что несоответствие вкуса еды ее составу (в реальности — с помощью ароматизаторов) нарушает правильное распознавание чувства голода (и маскировать здоровую пищу нельзя, даже если есть это нет никаких сил). Если это действительно так, виртуальная пища все-таки будет вредна для здоровья… Но с другой стороны, почему в мире с доступной виртуальной пищей люди должны относиться к этому серьезнее, чем в нашем?
      • Вводим в книгу систему жизнеобеспечения, которое заботится о том, чтобы твой желудок не был пуст, и высосанной из пальца проблемы как не бывало.
    • Вариант у Сергея Лукьяненко в Диптауне. Чтобы полноценно ощутить вкус деликатесов в виртуале, надо знать его в реале. Поэтому герой с сожалением думает, что пить редкое дорогое вино ему бесполезно — все равно не отличит от молдавского каберне — простого столового вина среднего качества. Так что статусность деликатесов сохраняется. Ах, да, если курить в виртуале очень хорошие, дорогие сигареты, в реале уже не сможешь курить что-то попроще.
    • Аналогично с блондинкой — от естественных стимуляторов эрекции, вырабатываемых слизистой влагалища и опорожнения семенных пузырьков, до физической нагрузки на определенные группы мышц. Сидя в кресле виртуальной реальности, мышцы не накачаешь, в отличие от атлетических упражнений в постели. Для этого к виртуальной реальности понадобится как минимум дополнение в виде компенсационного костюма. А если есть такой костюм, старший брат пояса body shaper, то зачем его комбинировать со сну-сну? Надел пояс, включил электромиостимуляцию, а мозги можно занять изучением конструкции огнемёта или чтением фанфиков по WH40K. Это не говоря уже о размножении или социальной стороне вопроса. Виртуальная девушка тебе носки штопать не будет, мясо на шампур не насадит и спинку не потрет.
      • Никаких влагалищных стимуляторов эрекции не существует. Максимум эрекцию усиливают приятные ощущения от увлажненности.
    • Если на примере популярных фантастических вселенных, то в Mass Effect EDI была самым настоящим живым существом: антропоморфная платформа лихо крошила врагов из пистолет-пулемёта, а корабельная — из масс-драйвера; во втором же «Бегущем по лезвию» виртуальная девушка оказалась совершенно бесполезной и ни на что не пригодной бесплотной голопроекцией, чью платформу раздавили ногой как таракана. Эта же проблема является краеугольным камнем во многих фильмах о приведениях (не ужастиках), когда человек, ставший бестелесным призраком, страдает от невозможности взаимодействовать с материальным миров. Очень наглядно это показано в фильме Ghost (1990) с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг. В сеттинге 'Мира Тьмы' также призраки являются самыми никчёмными и несчастными существами, но стоит им стать ревенантами, как их даже старейшины Сородичей начинают побаиваться…
    • Призраки не совсем по теме — призрак вообще-то не может дать именно сексуального удовлетворения, если мы не говорим о чистом вуайеризме, на чём и строится обычно коллизия подобных произведений. «Полиненасыщенные» же «жиры» и «напряжение определённых мышц» как таковые никому не нужны — нужны ощущения от них, которые возникают в мозгу и могут эмулироваться полноценной виртуальной реальностью. Реальная девушка может «заштопать носки» и «насадить мясо на шампур»? Простите за цинизм, но, кажется, в отрыве от функций сексуального удовлетворения это само по себе мало кого интересует, а если даже и интересует, то аппетит к этому приобретается лишь задним числом уже во время еды. «Потереть спинку»? Вполне достижимо в виртуальности. Даже аспект удовлетворения тщеславия в общем-то достижим — если взаимодействовать не с компьютерной NPC, а с живой геймершей, которая, однако, при этом не будет иметь никаких проблем с внешностью. То есть — в любом случае получается, что Полноценная Виртуальная Реальность должна сильно изменить систему ценностей человечества — либо люди во имя сохранения прежних социальных пирамид примутся пылко ценить именно Базовую Реальность за саму её базовость, с почти религиозным рвением педалируя концепцию «настоящести», либо на первый план выступят не столь легко эмулируемые в ВР вещи — вроде интеллектуального контента или медицинских инноваций. Уж продление жизни как минимум — вещь объективно ценная даже в виртуальном «раю».
    • Хорошим, годным примером могут быть осознанные сновидения, которые сейчас практикует все больше людей. Практики постоянно отмечают, что тот же секс нужно попробовать в реальности, прежде чем трахать райских гурий в осознанном сне, иначе ощущения будут аналогичны, пардон, трению члена об одеяло. И все равно любые удовольствия в ОС рано или поздно надоедают именно потому, что лишены социального аспекта. В реальной жизни он присутствует в любых развлечениях, даже сингловых компьютерных играх: вы можете похвастаться ачивками в Стиме, например.
  • Суперэнергия. Неограниченную, дармовую энергию (например, термоядерную, получаемую при аннигиляции материи и антиматерии или извлекаемую из черных мини-дыр) можно использовать не только для строительства искусственных миров, гигантских звездных разрушителей и терраформированных планет. Её, на минуточку, можно использовать для такого развития производительных сил, при котором буквально можно будет каждому — по потребностям (особенно если есть лёгкий доступ к практически неисчерпаемым ресурсам экзопланет). Тем не менее, в космооперах чаще всего капитализм, а иногда феодализм — общественно-экономические формации, заточенные под общество, в котором всем всего не хватает. Может быть, правительство нарочно держит общество в состоянии искусственного дефицита?
    • Также не следует забывать, что использование суперэнергии таким образом приведёт к кризису Луддса, ибо людям теперь не нужно работать, а значит и нечего делать. Так что приходится либо воспитывать людей как деятелей искусства и науки, либо убивать эту энергию в проектах вроде «озеленения Сахары».
    • Обоснуй: к тому моменту, когда человечество достигнет подобного уровня по шкале Кардашева, что сможет повелевать такими огромными энергиями, психология и мотивация человека (а может быть, уже транс- или даже пост-человека) изменится настолько кардинально, что терраформирование планет или игра в маджонг континентальными плитами иных миров будет сродни хобби или праздного времяпровождения. Для дошкольников.
    • Люди разные, и жизнь овоща для многих будет просто скучна. Никогда не работающие представители аристократии не были поголовно обломовыми, а порождали тех же самых деятелей науки и искусства. Можно вспомнить и древнегреческих философов. Утверждение «людям теперь не нужно работать, а значит, и нечего делать» — не более чем проекция мышления современного человека, устающего на работе и потому тратящего свободное время на отдых и развлечения вместо саморазвития.
  • Репликаторы. Создание аппарата, способного копировать или просто создавать «из чистой энергии» предметы, наподобие того, что показан в «Звездном Пути»
    • Помимо очевидных морально-философских вопросов (копирование людей), это приведёт ещё и к краху мировой капиталистической экономики, поскольку дефицит ресурсов и понятие неповторимости товара исчезнут как явления. Любой ресурс потеряет всякую ценность, будь то ком грязи, тонна золота, сверхсовременный квантовый процессор или самая дорогая картина в мире. Следом за этим любые экономические расчёты, основанные на физических товарах, исчезнут как класс. Накопления обесценятся, часть рабочих места пропадет (ведь производства как такового больше не будет, кроме производства самих репликаторов (педаль в пол: репликаторы могут воспроизводить сами себя), а значит, простые рабочие и офисный планктон, обеспечивающий производство и движение товаров окажутся просто не нужны). Единственное, на чем получится чинить подобие экономики, что будет иметь хоть какую-то уникальность — это нереплицируемые предметы (при их наличии как явления в сеттинге) и результаты интеллектуальной деятельности (чертежи для репликаторов, программы, да даже просто художественные произведения для развлечения. Ну и энергия для работы самого репликатора, собственно. Педаль в пол — если он еще и закон сохранения энергии нарушать может, копируя заряженные батареи. Зато будет Бездефицитная экономика, исчезнут рабочий класс и офисный планктон, и это хорошо. Непонятно почему это вас пугает, ведь люди могут заняться чем-нибудь другим, чем-нибудь к чему у них лежит душа. К тому же, это изменит само понимание ценности чего-либо. Грубо говоря, любой материальный и интеллектуальный объект будет невозможно превратить в товар, что тоже хорошо. Как говорят у нас, в будущем — делись хорошим, и чаша твоя не оскудеет.
  • Магия. Это, конечно, не наука (хотя не все согласны).
    • Но большинство фэнтези-миров страдает от того, что автор совершенно не просчитывает влияние магии на общество, где процветает кондовое средневековье с крестьянами, пашущими на полях дедовской сохой, ремесленниками, вручную ваяющими примитивную утварь, вооружением и тактикой, не рассчитанными ни на что круче мечей и стрел, и королями-простыми смертными, у которых всесильные чародеи находятся всего лишь в услужении. Складывается впечатление, что магия нужна только для борьбы с Темным Властелином и ярмарочных фокусов, а использовать ее для каких-либо иных целей никому не приходит в голову. Да что там иные цели, банальное эффективное заклинание/зелье лечения/исцеления болезней, немыслимое в любом фэнтези-мире (ну какая пати без клерика с хилом?) кардинальным образом изменит социальный строй мира (меньше смертности, больше рождаемости, отсутствие эпидемий из-за скученности проживания => демографический взрыв и мальтузианская катастрофа в худшем случае (если магических удобрений не завезли), в лучшем случае — социальная картина мира будет кардинально отличаться от «стандартного фэнтезийного средневековья»). Всё вышеперечисленное также может касаться псионики или иной формы нестандартного воздействия на материю в научной фантастике.
    • Маны на всех не напасешься, если она есть в сеттинге.
    • Магия Вэнса как таковая: одним заклинанием лечения в день эпидемию не остановишь.
      • Но можно сработать на опережение и обучать низкоуровневых магов-целителей промышленными партиями. Эпидемии в урбанистических цивилизациях до появления антибиотиков и современного уровня гигиены были скорее нормой жизни. Как, кстати, и голодные годы — кроме магов-целителей можно было бы обучать магов-агрономов. Едва ли образованные волшебники не понимали, как работают закономерности и что такое статистика, хотя бы самая примитивная.
  • Абсолютно объективный кармоизмеритель. Это может быть как магический артефакт (да не коснётся его нечистая рука!), так и технологический прибор. Важно, что он способен отличать хороших/добрых людей/нелюдей от плохих/злых. Вот так вот просто, хотя и не всегда очевидно, по каким критериям. И хотя это свойство редко остаётся совсем невостребованным, как правило, оно считается побочным и применяется пару раз в соответствии с сюжетом. Почему-то почти никогда не находится пламенного идеалиста, который, вооружившись кармоизмерителем, начинает глобально переустраивать общество, отделяя «агнцев» от «козлищ». Например, Феанор мог бы провести «сортировку» нолдоров, просто заставив их потрогать Сильмарилл…
    • Технически, конкретно с сильмариллами это не лучший пример, в местном Раю просто некого проверять, никто грехами запятнать свои лапки не успел, а после этого Феанор камни больше не видел. Можно было бы что-то делать после доставания Береном одного из сильмариллов, но тоже польза сомнительная, да и свора феаноровых детишек на хвосте обычно не сильно вдохновляет на нанесение добра и справедливостию.
      • Не говоря уже о том, что самому Феанору эта мысль могла попросту не придти в голову — он, похоже, был уверен, что ему все про всех понятно без каких-либо проверок. В Средиземье же в силу определенных событий вопрос чаще ставили не как «хороший-плохой», а как «свой-чужой», и ответить на него чаще всего можно было просто по принадлежности к конкретному народу. То есть все понимали, что Феаноринги в целом плохая компания, но Моргот и его прислужники все равно в любой ситуации оказывались хуже.
    • Иногда это объясняется неочевидностью тех самых критериев (слушаешь хард-рок — уже злодей!). Иногда — высокими погрешностями измерения (допустим, «хорошими» людьми считаются только ярко выраженные святые, а 99,9 % населения записываются в «плохие»). Иногда — непонятным происхождением кармоизмерителя и, как следствие, — недоверием к его показаниям.
    • Скажем, в «Гарри Поттер и методы рационального мышления» открыто ставится вопрос: а почему, если фениксы прилетают только к Настоящим Героям и вообще Хорошим Людям, а Дамблдор — хозяин феникса, у него в принципе есть политические противники? Они не боятся открыто выступать против явного Добра? И даётся ответ: поскольку у абсолютного большинства волшебников фениксов нет, им будет выгодно и, следовательно, получит общественную поддержку любое, сколь угодно слабое и сомнительное, обоснование того, что наличие феникса не является объективным критерием качества политической позиции его обладателя.
      • В теории. На практике же выяснилось, что «откровенное добро» (в понимании фениксов) это непрактично узкое понятие. Да и, опять же, наличие на плече Фоукса НЕ останавливало Дамблдора от совершения неэтичных поступков (и несовершения необходимых, казалось бы, этичных). Включая такие ситуации, когда никакие высшие цели его уже не оправдывали — ну или давайте последуем логике до конца и оправдаем Гриндевальда.

Конечно, лучшие из писателей придумывают причины, по которым все эти прекрасные изобретения нельзя использовать на полную мощность (Еще лучше — полностью интегрировать изобретение в сеттинг, но то же фентези от этого может скатиться в манапанк и потерять весь свой псевдосреденевековый шарм). Иногда эти объяснения даже непохожи на фальшивые трудности, которыми пичкают читателей писатели плохие. Но в любом случае, многие просто берут фантастическую технологию и вставляют ее в свое произведение как есть, даже не задумываясь о последствиях и возможном влиянии на общество. В результате получаются фантастические басни, когда писатель хотел описать ситуацию, похожую на реальную, в фантастическом антураже, но запутался.

Частным случаем неверного использования науки являются запрет на трансгуманизм и запрет на ГМО.

Интересные, особые и уникальные примеры[править]

  • Schlock Mercenary ― хорошая, годная аверсия тропа. Изобретение терапорта приводит далеко не только к разрушению монополии народа Хранителей Врат на межзвёздные перелёты. С терапортом появляются тера-бомбы и тера-торпеды, поля блокировки терапорта и системы пробоя или обхода полей блокировки, и конфликт постепенно разрастается до галактического и затем межгалактического масштаба.
  • Как ни странно, инверсия присутствует в сериале про черепашек-ниндзя 2003 года в арке про трицератонов. Сии диназавры напали на Землю и захватили её только ради отжатия технологии телепортации, которой владеет сбежавший на Землю робот-ученый. Данная технология позволит, например, перенести бомбу сразу же в реактор коробля, например. Такую возможность показывают в мыслях некоторых персонажей.
  • Космические рейнджеры. Наличествующие дыры: ракетомет появляется под середину игры, хотя он вообще первое оружие для космоса за историю. И вообще, легче сделать так, чтоб снаряд летел сам в цель, чем попасть в корабль вооооон там за тысячи километров. Вы тютелька в тютельку в нужный электрон на другой стороне земли попасть не пробовали? Вот! А лепить ограничитель скорости (ракета летит с постоянной скоростью, не ускоряясь и не замедляясь под воздействием планет и звёзд, даже когда ей это выгодно), и самоуничтожение при пролете энного расстояния (по уму она должна лететь за целью пока не будет сбита или не влетит во что-либо, но по балансу она пролетает некоторое расстояние и взрывается. Топливо и энергия закончиться не может: из-за новых технологий «затраты топлива при полете в звездной системе почти нулевые», а генератор переменного тока на двигателе будет давать ток до тех пор, пока топливо не кончится, то есть — всегда. И от чего это вообще защищает: шанс попасть в корабль почти равен 0, а от прочего спасет ПРО или корабль-мусорщик.) (Защищает от кучи ракетного мусора.), а также сложность изобретения торпедомета (то же самое, но вместо 3 маленьких ракет 1 большая, что париться) — вообще маразм. Да и кораблю не мешало бы совершать гравитационные маневры, так ведь быстрее получалось бы летать. Есть ли у разрабов представление о том, с какой прытью можно летать при отсутствии ограничения на delta V (топливо же по лору при перелете по системе не расходуется) и скорости изменения скорости т.е. УСКОРЕНИЕ (один ход- это день, а в KSP можно маневр совершить и за минуту, и это при современных, а не футуристичных движках…). (Похоже, это не сюда, но куда же тогда? Перенесите в другое место.) Ещё в качестве вооружения можно использовать перепиленный захват (то захватывает цель, то отпускает, и начинает её колбасить, разрывать, крутить, плющить, растягивать и прч.), перепиленный генератор защитного поля (тоже самое), перепиленный генератор защитного поля (накладываещь его на стволы орудий и сопла дивигателя врага, тот застопорился), перепиленную гипер-половину двигателя (в цель выстреливается вход в гиперпространство, после чего последняя ускоряется во времени и улетает в будующее, а значит-нейтрализеутся), другую половину двигателя (попорачиваем двигатель на врага и врубаем полный ход, враг сгорает), топливо (раз уж оно такое эффективное, что вообще при перелетах в системе, то можно просто стрелять из масс-драйвера сферами с топливом или чем-то подобным), а бои велись бы так: у кого пушка стреляет дальше и компьютер вычисляет точнее — тот и победил, а у того, у кого эти компоненты хуже нет шансов, а жрать игра будет процессора очень много. И гипердвайв работает не так: почему корабль должен пролететь все расстояние за один присест, если топливо есть? Рачехан вообще находился в гипре на постоянной основе, значит корабль неразваливаетя, так если в баке 80 единиц топлива, а двигло бьет на 19 парсек, то 70 парсек буде преодолено за 3,6 дня (и да, время надо делить не на дни, а хотя бы на минуты или даже на секунды), останется 10 единиц топлива (Т. Е. корабль летит от одной «достопримечательности» к другой, по прямой, а длина отрезка не может быть больше мощности двигателя), и каждый день будут гоп-стопать гиперпространственные пираты/неизвестные корабли, а каждое скопление материи должно быть отдельной локацией размером в звездную систему. Если топливо кончилось вне звездной системы, то так и будешь столбом торчать, пока новое не найдешь. И ещё для перелетов требовалась бы пища, без неё герой быстро умирал бы от истощения.
    • Проблемы «жидкого вакуума» решаются если представить скорость безынерционной, например когда движение — по факту множество микротелепортаций. Инерция отсутствует, максимальная скорость ограничена, когда кончается топливо — корабль останавливается (в масштабах звездной системы конечно). Гравитационные маневры при скоростях «пролететь систему за 3 дня» достаточно незаметны.
      • Ну предположим, это так. Но тогда почему нельзя в нормальной ситуации летать через эти самые «микротелепортации», а в бою вполне обычно скакать обычными телепортациями по системе, пускай и тратя за каждый прыжок 0,0000000000001 (1 единица топлива на парсек, а если рассматривать прыжки внутри системы, которые по дальности по сравнению с расстояниями между звезд так — рукой подать) грамм топлива, зато уворачиваясь от всех атак, пока бак не иссякнет. А врагам, соответственно, придется абсолютно также телепортироваться. И особенно — вражеским снарядам, они должны уметь что-то вроде самонаводки, но не лететь в корабль-цель, а телепортироваться в него, либо все пространство в космосе придется специально засорять всяким хламом, дабы противнику было некуда прыгать. А тому же при окончании топлива, даже во время поломки двигателя, в игре корабль не останавливается, а сильно сбавляет ход, но лететь все равно продолжает, причем на постоянной скорости, хотя гравитационный маневр тут уже будет к месту, из-за малой скорости корабля. Астероиды в игре летят с переменной скоростью, и на них гравитация влияет. Причем на ранних этапах игры астероиды будут побыстрее кораблей, но все равно могут быть значительно замедлены или ускорены гравитацией, а также из-за неё изменить направление. Так что гравитацию не выбрасываем.
    • Ракеты в таком сеттинге по сути не классические ракеты с низкими скоростями, а мини-корабли с варп-двигателями, но и с соответствующей ценой. Поэтому дешевые ракеты доступны не сразу. Когда кончается топливо, такая ракета сразу теряет полезность и самоуничтожается, чтобы не замусоривать космос оружием (вы в реальной жизни на гражданских свалках много оружия и взрывчатки находили?).
      • Несомненно, космос лучше замусоривать разлетающимся облаком всяких винтиков и обломков, чем одним большим куском.
        • Лучше, потому что их не придётся просчитывать.
          • Учитывая космические скорости, в виде винтиков и обломков ракета даже опаснее. Для кораблей это, может быть, не опасно, а вот орбитальные структуры вроде спутников и малых станций может разбить очень много.
            • Масса винтиков и обломков гораздо ниже чем масса целой ракеты. Натолкнуться на винтик или на ракету целиком? Которая ещё и взорвётся?
        • Ага. Так можно таймер поставить так: при освобождении системы все ракеты и торпеды взрываются, а до этого они захламляют вражеское пространство, притягиваясь к вражеским кораблям при помощи специального, сверхмощного, футуристического магнита. Это превращает оставшиеся без топлива ракеты/торпеды в мины. А поскольку они буквально ничего не весят (даже зубная щётка в этой игре весит больше, полный БК к 5 ракетомётам/торпедомётам), их можно было бы набрать полный трюм и сбросить на вражеские позиции, уничтожая все, что попадет в облако из ракет и торпед.
      • И почему тогда в начале игры, когда технологии устаревшие, не используются старые, добрые, дешёвые, примитивные ракеты с «низкими скоростями»? На начальных этапах игры в качестве орудий используются промышленный лазер, для боя не предназначенный, и, в первой части, использовавшаяся несколько веков назад фотонная пушка. По сравнению с ними старые ракеты — очень годное вооружение.
        • Да потому что низкие скорости "старых добрых ракет" по меркам сеттинга просто смехотворны. На те расстояния, которые местные корабли преодолевают за дни, "старые добрые ракеты" тратят многие месяцы да еще и траекторию менять практически неспособны, куда разогнали туда и летим, максимум что можно это отклонить траекторию на несколько градусов. А те двигатели которые позволяют скорости существенно увеличить имеют такую низкую тягу, что тратят те же месяцы на разгон.
    • Почему в начале второй части не используется старое оружие из первой части, которое ещё могло быть достаточно сильным для начала войны (а отдельные экземпляры из конца войны могли бы использоваться и в середине войны), которое из-за своей простоты и примитивности могло легко производиться в сложных условиях (из отходов переработки, на станциях, где все детали на счету, а производить можно лишь из сломанных деталей, брака, металлолома и вторсырья; системы Пиратского Клана, где весьма большую дою производства составляет кустарные самоделки, производимые «мирным» населением; планеты с низким ТУ, где техники и промышленности мало, а что-то производить для нужд фронта надо), и которое после войны лежало что на складах, что в трюмах кораблей в огромных количествах (что, кстати, касается и расходников (запчасти, БК, смазка) к нему, и станков для его производства).
      • Автор правки слышал от знакомых, что в Space Rangers: Quest есть следующий обоснуй этого явления: после войны с клисанами Коалиция запретила технологии, использовавшиеся в то время, потому что они «ломали» Вселенную, заставляя её сворачиваться в чёрную дыру, а также жрали очень много энергии и были дико дорогие (в основном относится к двигателям). А к 3300 году изменился принцип работы прыжковых двигателей и поменялась система энергоснабжения корабля, из-за чего теперь можно навесить только 4 артефакта и нельзя подключить старые шмотки, а переделка под современные стандарты сложна, дорога и не гарантирует успеха.

См. также[править]

  • Вся игра Portal устроена вокруг этого штампа. Устройство, которое ломает закон сохранения энергии, которому интернет-тролли придумали тысячу применений, вроде брать пиво из холодильника, который в другой комнате? Только для бесчеловечных экспериментов над людьми.
    • А если говорить про более серьёзное применение, то можно было бы, поставив портал сверху и снизу сделать вечный двигатель. По-крайней мере в качестве небольшого электрогенератора.
      • Хотя, учитывая, что портальная пушка запитана от чёрной дыры, возможно это тоже наш троп. Или нет, так как ГЛаДОС, будучи картошкой, получила от пушки всего лишь полвольта к своим 1,1 вольт.
  • Сериал «Eleventh Hour» — доктор Джейкоб Гуд[5] борется с неправильным использованием науки различными подонками — и не важно, кто они, просто жадные подонки, или же бесчеловечные ученые вроде Джепето — доктор Гуд считает, что использовать науку ради низменных целей, не думая о последствиях — это очень, очень плохо.
  • Вторая серия мультфильма «На задней парте» — как бороться с наукой при помощи науки же, и, главное, зачем. Чтобы помешать ЗаЗнайкиной отвечать у доски, БармаЛейкин отправился в прошлое и начал предотвращать разные научные открытия, истреблять динозавров… Пусть ей не о чем будет говорить! Не помогло — история не исчезла, а изменилась, и одноклассница, теперь уже разумная медуза, настолько же хорошо разбиралась в этих реалиях.
  • Аверсия эпиграфа в «Основании» Азимова — атомная энергия используется (на Основании, сохранившем технический уровень былой Империи) настолько широко, что вспышкой атомного взрыва очищают пепельницу, после каждой сигары. Но капитана звездолета, который предложил устроить атомную бомбардировку мятежной планеты, повесил его же собственный экипаж.
    • А нельзя ли более подробно расписать подробности, с цитатами, сей студёной былины про мятежную планету? Потому что если речь идёт про «Венис», то там дело обстояло несколько иначе: не стоило приказывать верующим, мирянам и священникам, совершить святотатство — обратить пушки против Термина, святой земли, несущей народам благодать Галактического Духа. Тем более, когда никто, кроме священников, не умеет обслуживать атомную технику, а интердикт подкреплён ультраволновым реле.

Примечания[править]

  1. Блог «What if?» aka «Что если?», статьи «Релятивистский бейсбол» и «Алмаз» [1] [2].
  2. Собственно, в этом одна — хоть и не единственная, — из серьезных проблем проекта: в случае аварии как минимум будет не весело в месте падения, а если оно еще упадет над чужой территорией, и у того, на кого эта радость упала, есть свое ядерное оружие (или он находится под протекторатом кого-то, у кого оно есть)… Оно вам надо? Да и в целом, идея упрощения установленных правил использования ядерного оружия вызывает опасения.
  3. Некоторые сеттинги используют другой принцип: соединение точек пространства (гипер) и Варп. Первый тип можно перепилить, дабы он корёжил само пространство-время, что ещё мощнее релятивной торпеды. Варпом же можно стрелять в противника, какой кошмар после этого начнётся на том месте, где был противник, всё провалится в Варп и… Тоже мощнее релятивной торпеды.
  4. Ностальгирующий Критик в «To Boldly Flee» именно так и поступил, только там убили не капитана, всё ж таки генерал Зод, а незаменимого члена команды. В серии игр Space Quest или в «Звездном пути» есть обоснуй: на корабле можно включить защитное поле, закрывающее его от телепортации. Альфред Бестер «Тигр! Тигр!» — нужно точно знать, как выглядит место назначения. Впрочем, там телепортация чисто биологическая, без технических приспособлений.
  5. Не «Good», а «Hood», но это мелочи — читается почти идентично.