Слоу-мо
(link)
Та самая первая сцена, 1981 годБуллет-тайм (англ. bullet time) или также слоу-мо или эффект Матрицы — художественный приём в котором, время как бы замедляется/останавливается.
Если верить Википедии первопримером можно считать работу фотографа Эдварда Мэйбриджа, который с помощью 12 фотоаппаратов осуществил хронофотографическую съёмку скачущей лошади. И всё это было в 1878 году.
Минутка матчасти
(link)
Авторы приема объясняют сутьС точки зрения зрителя мы видим какое-то действие в замедленном воспроизведении. Это же слоу-мо! Да, но есть нюанс. Начнем с того, что в среде профессионалов такого термина нет. Эффект замедления времени правильно называется ускоренной съемкой, скоростной съемкой или даже высокоскоростной съемкой. А еще рапид-съемкой или цайт-лупой. Суть ее заключается в том, что при съемке действия частота кадров повышается до сотен, а то и сотен тысяч кадров в секунду. При воспроизведении такого материала при нормальной частоте кадров действие выглядит замедленным. Любители «Разрушителей мифов» кивают с пониманием. Снимают такое видео специальными камерами. Буллет-тайм по сути своей тоже является примером ускоренной съемки, но с существенным отличием. При съемке классического «замедленного времени» камера снимает действие быстрее обычного, но статично. А в случае буллет-тайма используется массив из камер, расположенных таким образом, что в моменте «замедления времени» происходит смена ракурса и в результате зритель видит не только замедленное действие, но и перемещение камеры относительно объекта или фона. Например, облёт замедленного персонажа или полёт пули. Знаменитая сцена из «Матрицы» 1999 г. снята на 120 фотоаппаратов, расположенных спирально, при этом для создания видео брались последовательные кадры с каждой последующей камеры и получался эффект трехмерного отображения замедленной сцены аналоговым способом. Потом научились делать эффекты на компьютере и понеслось... Вывод: любой буллет-тайм - это слоу-мо, но не любое слоу-мо - это буллет-тайм.
Так почему буллет-тайм?!
Изначально, под термином буллет-тайм подразумевалось, что съемка позволяет видеть относительно реалистичное поведение пули при ускоренной съемке, новаторский прием в кино от Вачовски братья или сестры, решайте сами.
Как можно приспособить буллет-тайм:
- Правило крутизны — это выглядит круто, не даром «Матрицу» знают в том числе и за это.
- Нагнетание драмы — замедлить съёмку перед трагическим событием ради саспенса/слезогонки? Почему бы и да.
- Размытие стоп-кадрового бонуса — просто, чтобы бонус поняло больше людей.
- Показать персонажа, который умеет замедлять время — для них выделена статья Замедление времени.
Как и любой приём, буллет-тайм требует умения его применять. Прост пихая слоу-мо куда ни попадя, можно всё похерить.
Связанные тропы
- Замедление времени — для случаев, время замедляется не условным режиссёром, а персонажем.
- Слоу-чмо — когда перестарались с буллет-таймом и вышла шняга.
- Bullet Hell ― жанр видеоигр, в котором троп должен отыграть сам игрок.
Примеры
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Кино
- Фильмы Джона Ву, много, со вкусом (местами правда с перебором) — но в целом, популяризовал в массовом западном кино, именно он.
- Матрица — думаю, комментарии излишни.
- 300 — используется в большинстве боевых сцен.
- Неприкасаемые (1987) — сцена перестрелки на вокзале.
Телесериалы
- Спасатели Малибу — знаменитая пробежка спасателей по пляжу. А кто сказал, что булеет тайм нельзя использовать для фансервиса?
Мультфильмы
- Шрек — игра с приёмом. Фиона в слоу-мо прикола ради поправляет причёску.
- Мадагаскар — встреча единения Алекса и Марти как раз в слоу-мо.
Музыка
- Bon Jovi - It's My Life клип и сцена прыжка главного героя с моста
Видеоигры
- Skyrim — при добивании время замедляется для большего экшена. Особенно заметно при выстрелах из лука/арбалета или добиваниях магией.
- Серия Max Payne же!
- Fallout 3 и дальше при стрельбе в режиме WATS
- Серия Red Dead Redemption в режиме Dead Aim
- F.E.A.R. - здесь нечеловеческие рефлексы позволяют
- Superhot - просто попробуйте
- Stranglehold - в игре по фильмам Джона Ву есть Tequila Time
- Dread Templar - DOOM с режимами Макса Пейна
- Dishonored
- Серия Sniper Elite - каждая пуля достойна своего кадра
- Metal Gear Rising: Revengeance - режим клинка, bullet-time для катаны
- Call of Juarez: Gunslinger - можно научиться уклоняться от пуль
- Need for Speed: Most Wanted