Понаехали тут: различия между версиями
Pphantom (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Чужестранцы достали…|NPC-данмеры, [[Morrowind]]}} | |||
{{Q|Всего два слова содержит эта простая, казалось бы, фраза. А сколько злобы и ненависти в нее вложено, сколько она таит в себе негативных эмоций. За версту разит от нее неприкрытым цинизмом, спесивой надменностью, высокородным чванством и тупой кичливостью, попахивающей откровенным шовинизмом. Всего двенадцать букв составили гнусное предложение, но и их с лихвой хватает, чтоб попрать честь и достоинство оппонента. Тот, кто хоть раз получал кинжальный удар ниже пояса этим смердящим словосочетанием, тот поймет, как жалит «Понаехали тут!».|Д. Правдин, «Записки городского хирурга»}} | |||
[[Файл:Immigration.jpg|300px|thumb|right|Американская карикатура «Оглядываясь назад». Зажиточные граждане — француз/итальянец, еврей, ирландец, голландец/немец и центральноевропеец — вероятно, поляк или украинец/русин из Австро-Венгрии — выступают против иммигрантов, Но за спинами этих граждан — тени их нищих отцов, таких же иммигрантов<ref>Карикатура нарисована в ответ на возмущение эмигрантов предыдущих волн, в основном протестантов, новыми эмигрантами — католиками, православными и иудеями. «Понаехавший», судя по белобрысым патлам, носу «картошкой», усам и фуражке — выходец из Российской империи или [[Руритания|другой восточноевропейской страны]].</ref>.]] | [[Файл:Immigration.jpg|300px|thumb|right|Американская карикатура «Оглядываясь назад». Зажиточные граждане — француз/итальянец, еврей, ирландец, голландец/немец и центральноевропеец — вероятно, поляк или украинец/русин из Австро-Венгрии — выступают против иммигрантов, Но за спинами этих граждан — тени их нищих отцов, таких же иммигрантов<ref>Карикатура нарисована в ответ на возмущение эмигрантов предыдущих волн, в основном протестантов, новыми эмигрантами — католиками, православными и иудеями. «Понаехавший», судя по белобрысым патлам, носу «картошкой», усам и фуражке — выходец из Российской империи или [[Руритания|другой восточноевропейской страны]].</ref>.]] | ||
'''Понаехали тут''' — сорт [[шовинизм]]а, проявляемый местным населением по отношению к иммигрантам. В первую очередь — горожанами (особенно столичными) по отношению к подавшимся на поиски лучшей жизни провинциалам. Во вторую — аборигенным населением по отношению к насаждающим свои порядки <s>канализ</s> колонизаторам. | '''Понаехали тут''' — сорт [[шовинизм]]а, проявляемый местным населением по отношению к иммигрантам. В первую очередь — горожанами (особенно столичными) по отношению к подавшимся на поиски лучшей жизни провинциалам. Во вторую — аборигенным населением по отношению к насаждающим свои порядки <s>канализ</s> колонизаторам. | ||
Первая причина описывается русской народной пословицей про чужой монастырь и свой устав. [[Капитан Очевидность]] услужливо подсказывает, что понаехавшие отличаются от местных в культурном (факультативно — также национальном и/или языковом) плане — и многие реалии, которые местные впитали с молоком матери, им оказываются [[комическое непонимание сути|не до конца понятны]] (как, впрочем, и наоборот). При столкновении понаехавших с этими реалиями [[получается смешно]]… первые несколько десятков раз. Потом понаехавший либо благополучно ассимилируется и перестаёт восприниматься как понаехавший (ну разве что совсем уж [[сноб]]ами), либо закукливается в среде себе подобных (диаспоре), и ему там вполне себе комфортно. Некомфортно от этого становится местному, периодически задающемуся вопросом: [[Идёшь и думаешь обо мне всякую гадость!|какие-то мысли бродят у этой диаспоры в головах в его, местного, адрес?]] У-у-у, понаехали тут! | Первая причина описывается русской народной пословицей про чужой монастырь и свой устав. [[Капитан Очевидность]] услужливо подсказывает, что понаехавшие часто отличаются от местных в культурном (факультативно — также национальном и/или языковом) плане — и многие реалии, которые местные впитали с молоком матери, им оказываются [[комическое непонимание сути|не до конца понятны]] (как, впрочем, и наоборот). При столкновении понаехавших с этими реалиями [[получается смешно]]… первые несколько десятков раз. Потом понаехавший либо благополучно ассимилируется и перестаёт восприниматься как понаехавший (ну разве что совсем уж [[сноб]]ами), либо закукливается в среде себе подобных (диаспоре), и ему там вполне себе комфортно. Некомфортно от этого становится местному, периодически задающемуся вопросом: [[Идёшь и думаешь обо мне всякую гадость!|какие-то мысли бродят у этой диаспоры в головах в его, местного, адрес?]] У-у-у, понаехали тут! | ||
Вторая причина — экономическая. Понаехавшие делают свою работу либо дешевле (гастарбайтеры и беженцы, готовые трудиться буквально за еду, на что местный работяга не согласится), либо эффективнее (колонисты, разрабатывающие машинным способом в шахтах и разрезах драгоценности, которые местные индейцы собирали голыми руками); в результате местным заниматься тем же трудом становится невыгодно. Кому нужно сказать спасибо за утраченные рабочие места? У-у-у, понаехали тут! | Вторая причина — экономическая. Понаехавшие делают свою работу либо дешевле (гастарбайтеры и беженцы, готовые трудиться буквально за еду, на что местный работяга не согласится), либо эффективнее (колонисты, разрабатывающие машинным способом в шахтах и разрезах драгоценности, которые местные индейцы собирали голыми руками); в результате местным заниматься тем же трудом становится невыгодно. Кому нужно сказать спасибо за утраченные рабочие места? У-у-у, понаехали тут! | ||
Строка 66: | Строка 68: | ||
* [[Morrowind]] — нет, данмеры в принципе изоляционисты, недолюбливающие чужаков (хотя, те же Хлаалу активно привлекают инородцев в свой Дом) и не гнушающаяся рабства (впрочем, король Хелсет после событий «Морровинда» его отменил), так что высоко''мер''ное отношение к инородцу-Нереварину в общем-то понятно<ref>Особенно после того, как он зарекомендует себя как Нереварина — у местных радикалов сама мысль о том, что легендарный герой может переродиться презренным н’вахом, рвёт шаблон от темени до копчика.</ref>. Если персонаж игрока сам является данмером, ситуацию это не улучшит — он в любом случае прибывает в Морровинд из Сиродила. | * [[Morrowind]] — нет, данмеры в принципе изоляционисты, недолюбливающие чужаков (хотя, те же Хлаалу активно привлекают инородцев в свой Дом) и не гнушающаяся рабства (впрочем, король Хелсет после событий «Морровинда» его отменил), так что высоко''мер''ное отношение к инородцу-Нереварину в общем-то понятно<ref>Особенно после того, как он зарекомендует себя как Нереварина — у местных радикалов сама мысль о том, что легендарный герой может переродиться презренным н’вахом, рвёт шаблон от темени до копчика.</ref>. Если персонаж игрока сам является данмером, ситуацию это не улучшит — он в любом случае прибывает в Морровинд из Сиродила. | ||
** Самое веселое, что эти данмеры-шовинисты как раз тоже понаехи, просто более ранние (см. шапку): активная колонизация Вварденфелла началась только 10 лет назад, до этого практически весь остров был под управлением Храма в качестве эдакой «Папской области». | ** Самое веселое, что эти данмеры-шовинисты как раз тоже понаехи, просто более ранние (см. шапку): активная колонизация Вварденфелла началась только 10 лет назад, до этого практически весь остров был под управлением Храма в качестве эдакой «Папской области». | ||
** После [[вот упал метеорит…|Красного Года]] им это аукнулось, и многие вварденфельцы были вынуждены сами понаехать в [[Skyrim|Скайрим]], где отношение к ним примерно такое же. | *** Подождите, а что тогда во Вторую Эру происходило на Вварденфелле? И Вивек, и Балмора, и Альд’рун, и Садрит Мора, и ещё с десяток поселений на месте, за восемьсот лет до событий «Морровинда», жителей там полно. | ||
** После [[вот упал метеорит…|Красного Года]] им это аукнулось, и многие вварденфельцы были вынуждены сами понаехать в [[Skyrim|Скайрим]], где отношение к ним примерно такое же. Однако сами понаехавшие своего мнения онордах не изменили и подумывают о том, как превратить Скайрим во второй Морровинд. | |||
* [[Horizon: Zero Dawn]] — карха периодически жалуются на понаехавших озерам, которые помогли нынешнему королю Аваду отбить трон у [[Безумный король|сумасшедшего отца]], при котором чужеземцев угоняли в рабство и бросали на гладиаторские арены. Когда священник из числа любителей старых порядков начинает причитать, что раньше «Меридиан был чист», Элой язвительно переспрашивает: «Чист, потому что чужаков сажали в клетки и приносили в жертву?» | * [[Horizon: Zero Dawn]] — карха периодически жалуются на понаехавших озерам, которые помогли нынешнему королю Аваду отбить трон у [[Безумный король|сумасшедшего отца]], при котором чужеземцев угоняли в рабство и бросали на гладиаторские арены. Когда священник из числа любителей старых порядков начинает причитать, что раньше «Меридиан был чист», Элой язвительно переспрашивает: «Чист, потому что чужаков сажали в клетки и приносили в жертву?» | ||
* [[Life is Strange 2]] — вообще у бездомного полумексиканца с американским гражданством сложности с тем, что он якобы «понаехал», на протяжении всей игры… | * [[Life is Strange 2]] — вообще у бездомного полумексиканца с американским гражданством сложности с тем, что он якобы «понаехал», на протяжении всей игры… | ||
** Его папашу воспринимали так же, хорошо видно в письме от соседа. | ** Его папашу воспринимали так же, хорошо видно в письме от соседа. | ||
* [ | * [[lm:Moswar.ru|Понаехали тут!]] — браузерная MMORPG о противостоянии «понаехавших» и «коренных масквачей». | ||
* [[Ex Machina]] — иногда махинист (водитель боевого грузовика) из группировки «Союз Независимых <s>Государств</s> Городов» может буркнуть фразу в названии статьи. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 81: | Строка 85: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Именно появление большого числа понаехавших рабочих привело к появлению наряду с изначально левыми скинхедами большого количества ультраправых. | Именно появление большого числа понаехавших рабочих привело к появлению наряду с изначально левыми скинхедами большого количества ультраправых. | ||
* В России стереотипный понаехавший — среднеазиат, причём настолько, что цель понаезда попала даже в [[ | * В России стереотипный понаехавший — среднеазиат, причём настолько, что цель понаезда попала даже в [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|заголовок статьи об их родном регионе]]. | ||
** На втором месте по стереотипности — понаехавший с гор [[Камаз Отходов|дэрзкий и чоткий Мага]]. Приехал сюда явно не работать, законы местные презирает, да ещё и при любом конфликте норовит притащить с собой половину родного аула и автомат в придачу, так что в нынешней культуре если среднеазиат-гастарбайтер ещё может быть положительным персонажем, то кавказец | ** На втором месте по стереотипности — понаехавший с гор [[Камаз Отходов|дэрзкий и чоткий Мага]]. Приехал сюда явно не работать, законы местные презирает, да ещё и при любом конфликте норовит притащить с собой половину родного аула и автомат в придачу, так что в нынешней культуре если среднеазиат-гастарбайтер ещё может быть положительным персонажем, то кавказец — почти всегда персонаж отрицательный. Справедливости ради, [https://www.kp.ru/daily/28353.5/4500369/ поводы дают очень уж регулярно]. | ||
** Этнические русские, понаехавшие в [[ | *** Не всё так однозначно. Автор правки слышал истории о реальных случаях, где кавказец является положительным героем, а русский — отрицательным. | ||
** Этнические русские, понаехавшие в [[Большая нерезиновая деревня|столицу]], заслужили отдельное прозвище — '''замкадыши''', антиподом их является [[маасквич]]. | |||
*** Хотя не так-то просто найти хоть одного по-настоящему коренного москвича. Даже легендарный основатель Москвы, Юрий Долгорукий, и тот понаехавшим был. | *** Хотя не так-то просто найти хоть одного по-настоящему коренного москвича. Даже легендарный основатель Москвы, Юрий Долгорукий, и тот понаехавшим был. | ||
*** И вообще, что Путин, что бо́льшая часть московской элиты — не коренные. И не все русские приезжают в Москву «на поиски лучшей жизни» — некоторые богатые люди, уже заработав приличное состояние, приезжают в столицу для дальнейшего развития своего дела. | |||
* В бывших республиках СССР — русские и приравненные к ним, даже если живут там со времён СССР. | * В бывших республиках СССР — русские и приравненные к ним, даже если живут там со времён СССР. | ||
* В [[США]] стереотипный понаехавший — [[сомбреро и текила|мексиканец]]. Дональд <s>Дак</s> Трамп планировал отгородиться от них [[ | * В [[США]] стереотипный понаехавший — [[сомбреро и текила|мексиканец]]. Дональд <s>Дак</s> Трамп планировал отгородиться от них [[Великая стена|стеной]], но планы успехом не увенчались. | ||
** Сами мексиканцы [[сам такой!|понаехавшими считают гринго]], то есть американцев, так как США в ходе нескольких войн отжало у Мексики немалую часть территории, выселив мексиканцев, а большая часть мексиканцев — это крещёные потомки оседлых индейцев, то есть коренные жители американского Юга. | ** Сами мексиканцы [[сам такой!|понаехавшими считают гринго]], то есть американцев, так как США в ходе нескольких войн отжало у Мексики немалую часть территории, выселив мексиканцев, а большая часть мексиканцев — это крещёные потомки оседлых индейцев, то есть коренные жители американского Юга. | ||
*** Тем более что очень многие мексиканцы никуда не «выселились», а остались где были, гордо сохраняя язык, веру и культуру — за что и терпели (и терпят) издевательства [как правило — исключительно] англо-говорящих, белых протестантов. Автор правки привечал в Калифорнии гостей из России, которые — презрительно | *** Тем более что очень многие мексиканцы никуда не «выселились», а остались где были, гордо сохраняя язык, веру и культуру — за что и терпели (и терпят) издевательства [как правило — исключительно] англо-говорящих, белых протестантов. Автор правки привечал в Калифорнии гостей из России, которые — презрительно поморщившись — спросили, откуда, дескать, они все понаехали? И извергали фонтаны отрицательного благовония, услышав в ответ, что эти «они», живут тут не первую и даже не вторую сотню лет, и как сидели на своей земле так и сидят, а «понаехали» тут именно мы. | ||
** В более ранние времена таковыми считались ирландцы, среди которых большинство было католиками. | ** В более ранние времена таковыми считались ирландцы, среди которых большинство было католиками. | ||
* В Испании и Франции — араб или [[негр]], причём [[мавр|из стран Магриба]] (Северной Африки), то есть ещё и мусульманин. | * В Испании и Франции — араб или [[негр]], причём [[мавр|из стран Магриба]] (Северной Африки), то есть ещё и мусульманин. | ||
* В Европе в целом явление обрело новую актуальность в конце 2000-х годов. Когда [[ | * В Европе в целом явление обрело новую актуальность в конце 2000-х годов. Когда [[Постоянная шутка|Запрещённое государство]] набрало силу, США вбомбили в каменный век пару-тройку относительно благополучных ближневосточных стран, и на Европу посыпался вал беженцев. Которые, переведя дух, принялись вести себя в новом толерантном окружении [[Одним миром мазаны|примерно как те, от кого они, собственно, бежали]], да ещё и [[хуцпа|изящно]] используя риторику проповедников мультикультурализма против них самих. | ||
** После распада СССР «понаехавшими» стали жители Восточной Европы в Западной, например, поляки в Англии. В Чехии таковыми считают русскоязычных, преимущественно украинцев. | ** После распада СССР «понаехавшими» стали жители Восточной Европы в Западной, например, поляки в Англии. В Чехии таковыми считают русскоязычных, преимущественно украинцев. | ||
* [[Бушмены, банту и буры|Южная Африка]] XIX в. — европейцы с точки зрения африканеров. Мнение коренных обитателей Африки, разумеется, никого не волнует, как проблемы индейцев того [[шериф]]а. | * [[Бушмены, банту и буры|Южная Африка]] XIX в. — европейцы с точки зрения африканеров. Мнение коренных обитателей Африки, разумеется, никого не волнует, как проблемы индейцев того [[шериф]]а. |
Текущая версия на 03:20, 20 февраля 2025
« | Чужестранцы достали… | » |
— NPC-данмеры, Morrowind |
« | Всего два слова содержит эта простая, казалось бы, фраза. А сколько злобы и ненависти в нее вложено, сколько она таит в себе негативных эмоций. За версту разит от нее неприкрытым цинизмом, спесивой надменностью, высокородным чванством и тупой кичливостью, попахивающей откровенным шовинизмом. Всего двенадцать букв составили гнусное предложение, но и их с лихвой хватает, чтоб попрать честь и достоинство оппонента. Тот, кто хоть раз получал кинжальный удар ниже пояса этим смердящим словосочетанием, тот поймет, как жалит «Понаехали тут!». | » |
— Д. Правдин, «Записки городского хирурга» |

Понаехали тут — сорт шовинизма, проявляемый местным населением по отношению к иммигрантам. В первую очередь — горожанами (особенно столичными) по отношению к подавшимся на поиски лучшей жизни провинциалам. Во вторую — аборигенным населением по отношению к насаждающим свои порядки канализ колонизаторам.
Первая причина описывается русской народной пословицей про чужой монастырь и свой устав. Капитан Очевидность услужливо подсказывает, что понаехавшие часто отличаются от местных в культурном (факультативно — также национальном и/или языковом) плане — и многие реалии, которые местные впитали с молоком матери, им оказываются не до конца понятны (как, впрочем, и наоборот). При столкновении понаехавших с этими реалиями получается смешно… первые несколько десятков раз. Потом понаехавший либо благополучно ассимилируется и перестаёт восприниматься как понаехавший (ну разве что совсем уж снобами), либо закукливается в среде себе подобных (диаспоре), и ему там вполне себе комфортно. Некомфортно от этого становится местному, периодически задающемуся вопросом: какие-то мысли бродят у этой диаспоры в головах в его, местного, адрес? У-у-у, понаехали тут!
Вторая причина — экономическая. Понаехавшие делают свою работу либо дешевле (гастарбайтеры и беженцы, готовые трудиться буквально за еду, на что местный работяга не согласится), либо эффективнее (колонисты, разрабатывающие машинным способом в шахтах и разрезах драгоценности, которые местные индейцы собирали голыми руками); в результате местным заниматься тем же трудом становится невыгодно. Кому нужно сказать спасибо за утраченные рабочие места? У-у-у, понаехали тут!
Третья причина имеет место, если диаспора (привлекаемая второй причиной) продолжает расти. Когда она достигает примерно 12 % от общего населения и не желает ассимилироваться, а демонстративно живёт по своим обычаям (и тем более — если и соседей понуждает их разделять, а то как же они раньше-то жили без нас, таких умных? Дикари! Плакать хочется!), то у местных начинает создаваться ощущение оккупации. И лишь вопрос времени, когда они попытаются восстановить статус-кво.
Давно замечено, что наиболее активный неприятель понаехавших — не действительно коренной житель, а такой же понаехавший более ранней волны или ближайший потомок такового. Если этих волн иммиграции было реально много, до неразличения, а кто же, собственно, коренной, то получается троп «Вас здесь не стояло!» В крупных туристических центрах жертвами тропа падают также руссо туристо; впрочем, этим-то как раз поделом, но вслед за ними и на более культурных соотечественников начинают смотреть косо.
Примеры[править]
- Визит в племя чудаков часто начинается именно с такого отношения. Позже герои могут реабилитироваться перед местными… ну или придётся спешно драпать.
Фольклор[править]
- Этнические анекдоты, в которых главный персонаж (чукча, грузин, шотландец…) действует не в естественной среде обитания, а в метрополии. Тысячи их!
- Ну и как же без инверсии, где понаехавший колонизатор (великоросс, английский сахиб…) пытается насаждать своё ви́дение мира?
- Вариации анекдота, в котором приехавший не может прочитать предупреждение («Холера!», «Выбросы завода», «Не заплывайте далеко», и т. п.) и гневно интересуется у местных «Что на вашем варварском языке тут написано»? И получает ответ «Тут лучшая вода для питья!», «Кто доплывёт до середины реки — получит приз» и т. п.
- «Сегодня в тайной пещере под Чистыми прудами умер последний коренной москвич».
Литература[править]
- «Гаргантюа и Пантагрюэль» — лимузинец, коверкавший французский язык, чтобы сойти за парижского студента, у которых было в обычае изъясняться на франко-латинском пиджине. Его речь переполнена собачьей латынью настолько, что Пантагрюэль называет его еретиком — ему кажется, что лимузинец «нарочно придумал какой-то дьявольский язык». К нормальной речи лимузинца приучили так же, как и гоголевского школяра — стрессотерапией.
- Джек Лондон:
- «Лунная долина» — главгерой не может конкурировать с понаехавшими на рынке труда и решает удалиться вместе с женой из города вести пасторальную жизнь на природе.
- В дилогии о Смоке Беллью (и не только) — высокомерное отношение старожилов к чечако, которых понаехало сверх всякой меры.
- В «северных» и «южных» рассказах много размышлений о понаехавших белых, усложняющих жизнь индейцам и полинезийцам.
- Легендариум Толкина:
- Тингол и Эол (можно предположить, что и многие другие синдар) именно так воспринимали прибывших из Амана нолдор.
- Дунландцы считают понаехавшими дунаданов и рохиррим.
- «Крестный отец» — здесь презрительно относятся к итальянцам, и за справедливостью приходится идти к Дону.
- «Волкодав» — Последняя война началась из-за перемещения народов на земли, где им были не рады. Её отголоски звучат и сейчас — в частности, в Галираде не любят сегванов.
- Ну, тут речь идет все-таки не о миграции, а о военной агрессии. Последняя война началась с того, что в Степь с родных островов пришли местные полинезийцы, выкуренные оттуда извержениями вулканов. А там уже понеслось-покатило, по ухабам под откос, и, судя по всему, конфликт назревал уже давно. Сегванов тоже выживали с родных островов ледники, а не любят их за то, что позиция «раз уж мы со своего острова не на дикий берег пришли, то надо вежество понимать» была скорее исключением. В частности, именно так было вырезано племя Серых Псов, а тот же Галирад они всего пять лет назад пытались завоевать. К слову, в результате Последней войны были и положительные примеры — в деревне с совершенно сольвеннским названием Ключинка на территори сольвеннов жили вельхи, и жили неплохо. Да и в самом Галираде тоже, это вообще по местным меркам крайне космополитичный город.
- Сергей Лукьяненко «Шестой дозор» — немного конфликта между новопонаехавшими и старопонаехавшими в Париж. Местные воспринимают конфликт как ссору между двумя, а потом тремя «голубками».
- Плоский мир — отношение несознательных граждан Анк-Морпорка к гномам, троллям, оборотням, гноллам, големам, вампирам, лепреконам и прочим видам, облюбовавшим Анк для жизни и бизнеса.
- «Сага о Ведьмаке» — эльфы считают (не без оснований) людей таковыми. При этом сами в своё время понаприплыли, потеснив гномов, краснолюдов и низушек.
- А те, в свою очередь, «понаехали» на места обжитые вранами.
- «Маджипур» — пьюривары. Между прочим, на планете вполне успешно сосуществуют с десяток рас, только коренные жители не желают вписываться к «понаехавшим» — и потому сидят в резервациях.
Кино[править]
- «Москва слезам не верит» (и смешной перевод «Москва не резиновая!») — трио главных героинь понаехало покорять Москву. Московский шовинизм проявляет несосоявшаяся свекровь Катерины.
- «Белые росы» — трагикомичный понаезд целой деревни, переселённой в новостройку-многоэтажку.
- «Столкновение» (2004) — в одной из сцен американка явно азиатского происхождения орет именно это на другую американку, внешность которой позволяет, конечно, заподозрить у нее мексиканские корни, но на взгляд нашего зрителя выглядит та как раз обычной белой женщиной, что вызывает немного комичный эффект.
- «Postal» — сцена с неспешной китаянкой на перекрёстке.
- «Строшек» — мелкий преступник, не вполне нормальный психически, неудачливый старый лавочник и немолодая проститутка отправляются отправляются из Западного Берлина за океан обретать белый заборчик. Беда в том, что если в благословенной Америке что-то и достаётся даром и без труда, то позже за это приходится платить, и с процентами — такова суть кредита.
- Gangs of New-York — коренные американские ирландцы против понаехавших ирландцев
- Притяжение — поналетевшие пришельцы тырят нашу воду.
Телесериалы[править]
- «Шерлок Холмс» (2013) — знаменитый монолог Шолто с индусами в роли «равшанов». Не в ладах с историей, но всем пофиг.
- «Отель Элеон» — в одной из серий беларус, не умеющий в английский, правдами и неправдами устраивается барменом, но к концу серии вылетает с работы нафиг. Свою неудачу объясняет тем, что «москвичи — гнилые люди».
- Warrior — исторически верное отношение ирландцев к китайцам.
- «Доктор Куин — женщина-врач» — потомки основавших Колорадо-Спрингс мигрантов первой волны с глубоким презрением относятся к поселившимся неподалеку мигрантам второй волны.
- Карнивал Роу — жители Бурга не очень любят «понаехавших» сказочных существ.
Мультсериалы[править]
- She-Ra and the Princesses of Power — именно такое отношение к неместным господствует в пустыне. Наряду с правом сильного, так что лечится поркой; в случае Хантары — оздоровительной, в случае её банды — увы.
- «Масяня» — эпизодический персонаж в Москве в ответ на расспросы Масяни, где Староколпакский переулок, со злобой произнёс: «Понаехали тут».
- South Park — стереотипные реднеки с фразой «Из за этих хадов мы сидим без работы!». Один раз гадами были пришельцы из будущего.
- Экстремальные охотники за привидениями — После победы над монстром бермудского треугольника к жизни вернулись все, кого он поглотил за эти годы. Эдуардо комментирует эту новость словами: «Только этой толпы Нью-Йорку не хватало».
Видеоигры[править]
- Morrowind — нет, данмеры в принципе изоляционисты, недолюбливающие чужаков (хотя, те же Хлаалу активно привлекают инородцев в свой Дом) и не гнушающаяся рабства (впрочем, король Хелсет после событий «Морровинда» его отменил), так что высокомерное отношение к инородцу-Нереварину в общем-то понятно[4]. Если персонаж игрока сам является данмером, ситуацию это не улучшит — он в любом случае прибывает в Морровинд из Сиродила.
- Самое веселое, что эти данмеры-шовинисты как раз тоже понаехи, просто более ранние (см. шапку): активная колонизация Вварденфелла началась только 10 лет назад, до этого практически весь остров был под управлением Храма в качестве эдакой «Папской области».
- Подождите, а что тогда во Вторую Эру происходило на Вварденфелле? И Вивек, и Балмора, и Альд’рун, и Садрит Мора, и ещё с десяток поселений на месте, за восемьсот лет до событий «Морровинда», жителей там полно.
- После Красного Года им это аукнулось, и многие вварденфельцы были вынуждены сами понаехать в Скайрим, где отношение к ним примерно такое же. Однако сами понаехавшие своего мнения онордах не изменили и подумывают о том, как превратить Скайрим во второй Морровинд.
- Самое веселое, что эти данмеры-шовинисты как раз тоже понаехи, просто более ранние (см. шапку): активная колонизация Вварденфелла началась только 10 лет назад, до этого практически весь остров был под управлением Храма в качестве эдакой «Папской области».
- Horizon: Zero Dawn — карха периодически жалуются на понаехавших озерам, которые помогли нынешнему королю Аваду отбить трон у сумасшедшего отца, при котором чужеземцев угоняли в рабство и бросали на гладиаторские арены. Когда священник из числа любителей старых порядков начинает причитать, что раньше «Меридиан был чист», Элой язвительно переспрашивает: «Чист, потому что чужаков сажали в клетки и приносили в жертву?»
- Life is Strange 2 — вообще у бездомного полумексиканца с американским гражданством сложности с тем, что он якобы «понаехал», на протяжении всей игры…
- Его папашу воспринимали так же, хорошо видно в письме от соседа.
- Понаехали тут! — браузерная MMORPG о противостоянии «понаехавших» и «коренных масквачей».
- Ex Machina — иногда махинист (водитель боевого грузовика) из группировки «Союз Независимых
ГосударствГородов» может буркнуть фразу в названии статьи.
Музыка[править]
- «Тараканы!», «Житель столицы» — довольно агрессивное На тебе! в адрес «понаехавших».
- «Ногу свело!», «Московский романс» — лирический герой всячески подчёркивает, что ему надо помочь материально, дабы он поуехал обратно.
- «Монгол Шуудан», «Москва колбасная» — понаезд из провинции в столицу за дефицитными ништяками (конец 1980-х, судя по всему).
- Сергей Трофимов, «Уважаемый Лужков-задэ» — поётся от лица клюквенного горца (по-видимому, азербайджанца), с подачи заглавного героя приехавшего в Москву устраивать бизнес на фруктах. Устроил в итоге хорошо.
- Не в ладах с именами — «задэ» дословно означает что-то вроде «родившийся благодаря» (например, шахзадэ — наследный принц). То есть лирический герой называет мэра буквально «Лужковичем». Правильно по отношению к нему было бы — «Микаил-задэ». А хотя... Михаил Андреевич таки тоже носил фамилию Лужков!
Реальная жизнь[править]
Именно появление большого числа понаехавших рабочих привело к появлению наряду с изначально левыми скинхедами большого количества ультраправых.
- В России стереотипный понаехавший — среднеазиат, причём настолько, что цель понаезда попала даже в заголовок статьи об их родном регионе.
- На втором месте по стереотипности — понаехавший с гор дэрзкий и чоткий Мага. Приехал сюда явно не работать, законы местные презирает, да ещё и при любом конфликте норовит притащить с собой половину родного аула и автомат в придачу, так что в нынешней культуре если среднеазиат-гастарбайтер ещё может быть положительным персонажем, то кавказец — почти всегда персонаж отрицательный. Справедливости ради, поводы дают очень уж регулярно.
- Не всё так однозначно. Автор правки слышал истории о реальных случаях, где кавказец является положительным героем, а русский — отрицательным.
- Этнические русские, понаехавшие в столицу, заслужили отдельное прозвище — замкадыши, антиподом их является маасквич.
- Хотя не так-то просто найти хоть одного по-настоящему коренного москвича. Даже легендарный основатель Москвы, Юрий Долгорукий, и тот понаехавшим был.
- И вообще, что Путин, что бо́льшая часть московской элиты — не коренные. И не все русские приезжают в Москву «на поиски лучшей жизни» — некоторые богатые люди, уже заработав приличное состояние, приезжают в столицу для дальнейшего развития своего дела.
- На втором месте по стереотипности — понаехавший с гор дэрзкий и чоткий Мага. Приехал сюда явно не работать, законы местные презирает, да ещё и при любом конфликте норовит притащить с собой половину родного аула и автомат в придачу, так что в нынешней культуре если среднеазиат-гастарбайтер ещё может быть положительным персонажем, то кавказец — почти всегда персонаж отрицательный. Справедливости ради, поводы дают очень уж регулярно.
- В бывших республиках СССР — русские и приравненные к ним, даже если живут там со времён СССР.
- В США стереотипный понаехавший — мексиканец. Дональд
ДакТрамп планировал отгородиться от них стеной, но планы успехом не увенчались.- Сами мексиканцы понаехавшими считают гринго, то есть американцев, так как США в ходе нескольких войн отжало у Мексики немалую часть территории, выселив мексиканцев, а большая часть мексиканцев — это крещёные потомки оседлых индейцев, то есть коренные жители американского Юга.
- Тем более что очень многие мексиканцы никуда не «выселились», а остались где были, гордо сохраняя язык, веру и культуру — за что и терпели (и терпят) издевательства [как правило — исключительно] англо-говорящих, белых протестантов. Автор правки привечал в Калифорнии гостей из России, которые — презрительно поморщившись — спросили, откуда, дескать, они все понаехали? И извергали фонтаны отрицательного благовония, услышав в ответ, что эти «они», живут тут не первую и даже не вторую сотню лет, и как сидели на своей земле так и сидят, а «понаехали» тут именно мы.
- В более ранние времена таковыми считались ирландцы, среди которых большинство было католиками.
- Сами мексиканцы понаехавшими считают гринго, то есть американцев, так как США в ходе нескольких войн отжало у Мексики немалую часть территории, выселив мексиканцев, а большая часть мексиканцев — это крещёные потомки оседлых индейцев, то есть коренные жители американского Юга.
- В Испании и Франции — араб или негр, причём из стран Магриба (Северной Африки), то есть ещё и мусульманин.
- В Европе в целом явление обрело новую актуальность в конце 2000-х годов. Когда Запрещённое государство набрало силу, США вбомбили в каменный век пару-тройку относительно благополучных ближневосточных стран, и на Европу посыпался вал беженцев. Которые, переведя дух, принялись вести себя в новом толерантном окружении примерно как те, от кого они, собственно, бежали, да ещё и изящно используя риторику проповедников мультикультурализма против них самих.
- После распада СССР «понаехавшими» стали жители Восточной Европы в Западной, например, поляки в Англии. В Чехии таковыми считают русскоязычных, преимущественно украинцев.
- Южная Африка XIX в. — европейцы с точки зрения африканеров. Мнение коренных обитателей Африки, разумеется, никого не волнует, как проблемы индейцев того шерифа.
- В Израиле, где большинство евреев — репатрианты и их ближайшие потомки, некоторые считают «понаехавшими» новых репатриантов. Особенно это распространено среди старожилов, приехавших из (бывшего) СССР.
Примечания[править]
- ↑ Карикатура нарисована в ответ на возмущение эмигрантов предыдущих волн, в основном протестантов, новыми эмигрантами — католиками, православными и иудеями. «Понаехавший», судя по белобрысым патлам, носу «картошкой», усам и фуражке — выходец из Российской империи или другой восточноевропейской страны.
- ↑ то есть такого же итальянца
- ↑ К предыдущей сноске: утверждение про "того же итальянца" оба участника истории искренне бы не поняли. Даже сейчас большая часть итальянцев отождествляет себя не со страной в целом, а с регионом, а уж век тому назад сицилиец и калабриец - совершенно разные люди.
- ↑ Особенно после того, как он зарекомендует себя как Нереварина — у местных радикалов сама мысль о том, что легендарный герой может переродиться презренным н’вахом, рвёт шаблон от темени до копчика.