По ту сторону добра и зла: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Строка 93: | Строка 93: | ||
* С немного прикрученным фитильком — инженеры-оружейники. Делать ракеты для фюрера, президента или генерального секретаря? Таким персонажам всё равно — лишь бы платили деньги. А уж кто там добро, кто зло — пускай историки победившей стороны потом разбираются… В эту же категорию попадают и всяческие [[Торговец оружием|оружейные дельцы]], аналогично действующие исключительно в своих корыстных интересах. | * С немного прикрученным фитильком — инженеры-оружейники. Делать ракеты для фюрера, президента или генерального секретаря? Таким персонажам всё равно — лишь бы платили деньги. А уж кто там добро, кто зло — пускай историки победившей стороны потом разбираются… В эту же категорию попадают и всяческие [[Торговец оружием|оружейные дельцы]], аналогично действующие исключительно в своих корыстных интересах. | ||
** Заявление как минимум спорное, если не сказать сильно грубее. Оружейники, особенно оружейники профессиональные, даже не смотря на изрядную профессиональную деформацию — в первую очередь работают на благо своей страны, в том виде в котором они его понимают. Простите пожалуйста, но человечество ещё не нашло способа избежать военных конфликтов, никаким иным способом кроме как вероятно запугать врага если не вероятностью уничтожения, то хотя бы страхом неприемлемых потерь. И не существует пока в мире иного способа защищать интересы и независимость своей страны — кроме как сделать всё возможное, что бы не твои соотечественники отдавали жизнь за свою страну, а что бы тот сукин сын из армии противника отдал её за свою. И желательно сделать это так, что бы у противников твоей страны в ближайшие лет 50 охоты не было больше проверять твою страну на прочность. | ** Заявление как минимум спорное, если не сказать сильно грубее. Оружейники, особенно оружейники профессиональные, даже не смотря на изрядную профессиональную деформацию — в первую очередь работают на благо своей страны, в том виде в котором они его понимают. Простите пожалуйста, но человечество ещё не нашло способа избежать военных конфликтов, никаким иным способом кроме как вероятно запугать врага если не вероятностью уничтожения, то хотя бы страхом неприемлемых потерь. И не существует пока в мире иного способа защищать интересы и независимость своей страны — кроме как сделать всё возможное, что бы не твои соотечественники отдавали жизнь за свою страну, а что бы тот сукин сын из армии противника отдал её за свою. И желательно сделать это так, что бы у противников твоей страны в ближайшие лет 50 охоты не было больше проверять твою страну на прочность. | ||
* Любой хороший политик. Для них понятия добра и зла существуют только как | * Любой хороший политик. Для них понятия добра и зла существуют только как пропагандистские штампы, главная и единственная цель политика — работать на укрепление и удержание власти. Каждый жест доброй воли и каждое проявление жестокости у таких людей — заранее спланированный ход, чтобы достичь этой цели. У плохих политиков целью становятся сами эти действия в отрыве от контекста удержания власти. | ||
{{Nav/Неоднозначные персонажи}} | {{Nav/Неоднозначные персонажи}} |
Версия 00:09, 6 января 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Above Good and Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Не путайте с игрой Beyond Good & Evil
« | Волдеморт и Квиррелл: Нет в мире ни добра, ни зла — Лишь воля есть к победам, Лишь сила, власть… Гарри Поттер: И два козла, Что мне поют об этом. |
» |
— Фольклор поттероманов |
По ту сторону добра и зла — самоидентификация персонажей, обычно довольно неприятных, отказывающихся признавать дихотомию добра и зла. Это может означать:
- Персонаж действительно искренне считает, что противостояние каких-то хороших и плохих — мелочь, гладить кошек или пинать собак — не для него, ведь его цели намного выше и значимее.
- На самом деле персонаж просто злой, но не хочет в этом сознаваться. Наиболее реалистичный вариант: в реальной жизни практически никто, кто может считаться злым, таковым себя не считает и в добро и зло не верит. Или же верит, но считает себя добром.
- Персонаж может заявлять, что нет объективного добра и зла, то есть нет максимы, за которой он признавал бы значение всеобщего закона. А поэтому хорошо всё, что идёт на пользу ему самому, и плохо всё, что ему в ущерб.
- Зло, Mk.2: сквернее, омерзительнее и страшнее, чем старое доброе зло дедовских времён. Типичная черта чужеродных чудовищ и других отрицательных персонажей во вселенских ужасах.
- Хаотичный голодный: это существо слишком тупое, чтобы понимать добро и зло, ему просто кушать хочется.
- Вариация: слишком безумное, чтобы его можно было относить как к осознанному злу, так и к добру. В этом смысле троп обычно употребляется в бытовой речи, чтобы описать происходящий где-нибудь не укладывающийся в голове бред.
- Абстрактные природные силы с антропоморфными персонификациями. Сложно назвать злыми или добрыми Время, Смерть или Стихии. Если, конечно, какая-нибудь сволочь не замаскировалась под эти силы, прикрываясь этой удобной «легендой».
- Бог-Творец какого-нибудь мира. Может по прихоти превращать райский сад в выжженную пустыню и обратно, но что ему предъявишь? Он и правда выше добра и зла, поскольку буквально сам же их и сотворил. По крайней мере он сам так заявляет. (Однако можно заподозрить безумие, «психопродукцию» — что стократ опаснее у такого могущественного существа.)
- Отрешённый разум, вроде игроков или дзен-буддистов, для которых эти понятия не имеют ничего существенного.
- И никогда, никогда вы не увидите никого, провозглашающего себя по ту сторону добра и зла и при этом переводящего бабушек через дорогу!
Смежный троп — Серобуромалиновая мораль
Примеры
Литература
- «Преступление и наказание» — именно этого пытался достичь Раскольников, убивая старуху-процентщицу. Не получилось. Свидригайлов тоже хотел, но превратился в полное чудовище с серобуромалиновой моралью.
- У Лавкрафта такое можно сказать абсолютно обо всех сверхъестественных сущностях и пришельцах. Они не просто по ту сторону добра и зла, к ним сами эти понятие неприменимы. Совершенно иной уровень бытия.
- В. Крапивин, «Дети синего фламинго» — Отшельник, который говорит, что не делает ни добра, ни зла, а ищет Истину, в книге представлен если не злодеем (фактически отправляет ГГ на смерть из-за страха перед людьми ящера), то однозначно отрицательным персонажем… В кошмарной экранизации предстает классическим мудрецом, открывшим Великую Истину: «Нужно не замечать ни добра, ни зла».
- «Гарри Поттер» — примерно такую тему пытался втереть Гарри Волдеморт в первой книге. «Это не добро и не зло, это просто сила» ©. Впрочем, в данном случае имеем кристально чистый второй пример — злодей, не желающий сознаться в том, что творит зло.
- А. Бушков:
- «Охота на Пиранью» — олигарх Прохор, устроитель охоты на людей, искренне располагает себя за гранью добра и зла. В реальности же он просто безумный отморозок.
- Сварога — в том же духе исполнен и король Хеллстада Фаларен, на землях которого живёт как отшельник Единого Творца, так и посещает сам Великий Мастер. Впрочем, у сего безумного монарха попросту съехала крыша на почве огромного могущества, вседозволенности и скуки. Всё-таки он прожил на свете больше 5,5 тысячи лет и даже сам протагонист из-за этого побаивается собственного ларского долголетия.
- Сергей Лукьяненко, «Атомный сон»: «драконы» намеренно воспитаны Элдхаузом как полные чудовища, не знающие понятий добра и зла — только собственные желания и собственную силу. Этому есть вполне прагматичная причина: Элдхауз считал, что людям с «устаревшей» моралью просто не выжить в постапокалиптическом мире.
- Но получилась субверсия. Да, он хотел воспитать их в таком роде, и сами «драконы» искренне считают, что именно так себя и ведут. На деле же — кодекс, которого они придерживаются, поощряет злое поведение и запрещает доброе. То есть никакого «по ту сторону» не вышло; de facto у них те же самые представления о добре и зле, просто поменялся знак допустимого.
- «Досье Дрездена» — все фэйри, а в особенности — Королева Мэб. А также сильнейшие драконы, Древние Боги и прочие сущности не от мира сего.
- Ирина Коблова aka Антон Орлов, цикл «Тина Хэдис» — эксцессеры «Перископа», папарацци будущего, не просто снимающие человеческие трагедии, но и намеренно их подстраивающие. Заявляют о себе, как о стоящих над добром и злом; на деле — полнейшие моральные уроды с просаженными наркотой мозгами.
- Там же есть один интересный персонаж, пилот Хинар, в мировоззрении которого действительно нет понятий добра и зла. В отличие от большинства героев этой статьи, сам он никогда не ставит себя вне этих понятий, он там реально находится. Формально он — преступник, он может убить, покалечить, но в его сердце нет зла. Он не откажется прийти на помощь (и бабушку он наверняка бы перевёл), но в его сердце нет добра. Существует не так много вещей, которые действительно имеют для него значение: гиперпространственные полёты, любовь к Лейле и кодекс воина-аристократа. А ещё он большой эстет, хотя это не сразу заметно.
- Олди, роман «Мессия очищает диск» — монахи Шаолиня. Первый этап обучения неофита — полностью уничтожить в нем обыденные представления о добре и зле. «Человеческая нравственность заканчивается у ног Будды, и не думай, что это плохо или хорошо. Это просто по-другому. Совсем по-другому». Впрочем, тут идёт ломка именно традиционных человеческих понятий добра и зла, необходимая, чтобы правильно воспринимать Закон Кармы, не знающий таких категорий. Главный антагонист даёт неплохое представление о том, что бывает, если попытаться заставить Карму творить объективное добро.
- «Хроники странного королевства» — с этого начинал наместник Харган. Повелителю нужен был слуга, способный выполнить любое поручение, а не задумываться, хорошо это или плохо.
- «Князь Пустоты» — дуниане, древний монашеский орден, тысячелетиями оттачивавшие свои физические и умственные характеристики в попытке познать абсолютную истину.
- Да и вообще, все происходящее в этой серии подходит под троп. Ибо при анализе произведения руководствоваться обычной шкалой добро-зло, все равно что пытаться мерить Эверест линейкой.
- «Маджипур» — драконоподобные морские короли. По сути — разумные животные, чего никак не хотят понять обожествляющие их пьюривары. Несмотря на высокий интеллект и колоссальные телепатические способности, упорно отказываются мыслить категориями добра и зла. Сейчас я помог пьюриварам: они меня попросили. А теперь меня попросили перестать им помогать. Почему бы и нет? Люди убивают моих сородичей в промысловых целях? Но это нормально! Я и мои сородичи топим корабли и кушаем людей? Да, конечно. Люди хотят убить и меня? Это тоже нормально! Нет, я буду сопротивляться — из любви к жизни и инстинкта самосохранения. И может быть, даже, сам их убью. Но делать из этого какие-то глобальные выводы? Нет. И, если все мы выживем, когда ситуация перестанет быть критической, я с удовольствием пообщаюсь с ними в спокойной обстановке. Месть? Нет, не слышали… Третий тип пополам с пятым (то есть существо, искренне считающее себя богом и при этом ведущее себя как голодное чудовище).
Кино
- Звёздные Войны — Палпатин, когда перетягивал на свою сторону Энакина, использовал такую аргументацию, отрицая наличие Тёмной и Светлой сторон Силы. На самом деле, давно и крепко сидел на Тёмной, а Скайуокеру попросту мыл мозг. С прикрученным фитильком, поскольку Светлая и Тёмная сторона Силы не являются воплощениями добра и зла.
- В случае Палпатина и Силы всё несколько сложнее. Сам он искренне считал себя адептом Единой Силы. То есть, по его мнению, единственное принципиальное различие, стоящее того, чтобы его заметить, состоит в том, что ситхи смотрят на Силу как на средство для достижения цели, тогда как джедаи смотрят на Силу как на саму цель.
- Твин Пикс — Уиндом Эрл пытался именно что встать по ту сторону добра и зла, отринув человеческие представления о них. С плачевным для себя исходом. А вот у агента Джеффриса, кажется, получилось.
- Avengers: Infinity War: конечная цель Таноса — установление баланса во Вселенной путём уничтожения половины её населения. При этом он не считает, что поступает хорошо, — он считает, что поступает правильно.
- Во имя короля: История осады подземелья — главгад старается быть выше и зла, и добра.
- «Бессмертные: Война Миров» — Гор (тот самый, древнеегипетский), божество тянущее на великолепного мерзавца, с очень серобурмалиновой моралью. С одной стороны, называет человечество своими смертными детьми (которые, ясное дело, имеют бессмертную душу) — а с другой, своих любимых «детишек» в процессе истории перещёлкал минимум с десяток. Но что гораздо более мерзко — склонил к соитию (фактически изнасиловал) девушку Джилл, что способна выносить от него ребёнка. Причём сделал это используя тело другого смертного Никопола, который от подобного был и в ужасе и в ярости одновременно. А Гору что? Он бог, ему осталось жить семь дней, нужно оставить потомство, всё остальное для него несущественно. При этом Гор в последствии проникается к Никополу уважением, стирает Джилл память и позволяет Никополу ухаживать за девушкой уже по своей воле и честно. А напоследок так и вовсе проявляет редкостное великодушие, спасая парочку от почти неубиваемого генномодифицированного охотника-наёмника, и оставляя Никополу часть своей силы (что бы он хотя бы мог нормально ходить, с ногой сплавленной иж железнодорожной рельсы).
Телесериалы
- Шерлок — Эвр Холмс.
Мультсериалы
- Aladdin — Хаос, котоподобный бог-трикстер. Предследует цель развеять скуку и привнести «разнообразие» везде, где появляется, а уж к добру это будет, или к худу — не его заботы.
Комиксы
- Вселенная DC — Ярким примером этого является Джокер. Бэтмен сам говорил, что Джокер, по сути, не различает правильное и неправильное, хорошее и плохое, в его голове нет таких категорий.
- Там же Думсдей. Учёный, создавший его, преследовал цель вывести существо, которое могло бы выжить в любых условиях. Одна проблема: Думсдей помнит каждую свою смерть, поэтому считает любое живое существо угрозой для себя и не отличает добро от зла.
- Marvel Comics — за гранью добра и зла мнит себя Апокалипсис, полагающий столь примитивные категории ниже своего достоинства.
- Доктор Дум полагает себя по ту сторону добра и зла и считает, что он один имеет право решать, что добро, а что — зло.
Аниме и манга
- Bleach — Соскэ Айзен. Полагал себя настолько выше всех прочих существ, что просто не считал нужным соблюдать хоть какую-то мораль. Сюда же и безумный учёный Маюри, для которого добро и зло — совершенно бессмысленные слова. В его мире существует лишь процесс познания.
- Berserk — Гриффит. Наглядная иллюстрация того, каким бы был Свидригайлов, если бы действительно был человеком наполеоновского типа, то есть с харизмой и способностями, а не просто хаотично-злым придурком.
- С другой стороны, он добровольно стал архангелом существа, именуемого Идеей Зла. Обоснование: посчитал, что такая перспектива будет куда лучше, чем остаться парализованным калекой.
- Made in Abyss — для Бондрюда важно лишь исследование Бездны, а всё остальное, включая анализ собственных поступков с точки зрения морали, ему малоинтересно. Ради своих экспериментов он не пожалеет никого и ничего, в том числе и себя.
- Shingeki no Kyojin — Эрен Йегер после таймскипа, собирающийся уничтожить всё живое за пределами Парадиза. Дело в том, что даже самые близкие его друзья не одобряют такое решение, из-за чего Эрен буквально противостоит всему миру. Эрен, повидавший будущее, уже понимает, что не может уже никого морально различать и просто должен выполнять предназначенную ему работу. В итоге так и получится: либо Эрен уничтожит все причины войны и конфликтов, либо объединит всех, плохих и хороших людей, чтобы те совместно справились с общей угрозой.
- Бакуган — Маска после того, как совершил Направо кругоми помог Дэну, он исчез по своей воле и передал своего Гидраноида Элис.
Видеоигры
- Манчкинство именно про это. Добрые и злые поступки совершаются не из личных симпатий или (отыгрышных) понятий добра и зла, а из соображений эффективности. Да и обычные игроки тоже могут быть склонны к этому, ну, с внутримировой точки зрения.
- Mass Effect — Жнецы. Вне понятий морали, поскольку представляют собой суперкомпьютер, мыслящий вселенскими категориями. Для них уничтожение триллиона живых существ — просто выполнение заложенной в них программы. Когда протагонист доказывает им, что они неправильно исполняют программу, они вполне добровольно соглашаются на собственное уничтожение или подчинение Шепард(у).
- DotA — такова природа Arc Warden. Третий осколок единой сущности, не признающий хаос и жестокость, которые несут два других осколка — Свет и Тьма. Арк планирует положить конец войне «братьев» одним из двух способов: либо принудительным объединением, либо полным уничтожением.
- Dragon Age: Inquisition — Корифей всерьёз надеялся стать богом и вовсю входил в новую роль.
- Собственно Beyond Good & Evil — одна из идей сюжета это насколько может быть перемешано добро и зло и как сложно в этом разобраться.
- Sonic the Hedgehog — Да, да, не удивляйтесь. Это подразумевается в одной из заглавных тем, «It Doesn’t Matter», что ему в принце плевать на добро и зло, и он действует «по зову своего сердца». К счастью, он — хороший парень и его сердце, как правило, заставляет его заниматься героизмом. Но иногда…
« | Соник: Думаю, я не могу быть героем всё время. | » |
— Sonic and the Black Knight |
- Шедоу. В большей степени, чем пример выше.
- Guilty Gear — в конечном счёте, в Strive выяснилось, что все проблемы шли от «Оригинала», находящегося на данный момент в Хэппи Хаосе. От избытка информации ему, мягко говоря, поплохело и тот, решив отойти от дихотомии… учудил почти всё происходившее, оставив виновным ученика Аску Р.Кройца
Визуальные романы
- Danganronpa — Нагито Комаэда, одержимый идеей «надежды». Ему всё равно на добро и зло, он принимает ту сторону, в которой больше надежды.
Настольные игры
- Warhammer 40 000 — Адептус Механикус. На всякие там моральные терзания существ из слабой плоти им глубоко плевать. Почини механизм, добудь новую базу данных, почини механизм ещё, помолись Богу-Машине!
- Впрочем, рядом с Тёмными Механикус и добрым доктором Фабием Байлом, машинопоклонники выглядят почти что моралистами. Даже когда предлагают пустить трупы солдат на белковую пасту, чтобы добро не пропадало.
- Да в принципе и Большая Четвёрка под сабж подходит. Им реально фиолетово, будут ли проявления их аспектов приводить к катастрофам, или нет — главное, чтобы проявлялись, и всё. Фитилёк можно прикрутить разве что у Кхорна, потому как черепа для трона должны быть добыты именно в битве и желательно с достойным противником — а вот по части льющейся крови ему нет разницы, истекают ли ей бойцы на поле боя, или же мясник барана забивает. Просто так уж повелось в мире Молота Войны, что всё делается через…
Прочее
- SCP Foundation — львиная доля живых объектов.
Реальная жизнь
- Диссоциальное расстройство личности, в разговорной речи также «социопатия», раньше употреблялся термин «моральное безумие» — неспособность усвоить принятые в обществе представления о добре и зле, а также испытывать чувство вины.
- Существует две морально-этической позиции — нигилизм и релятивизм, — которые сходятся на том, что объективных категорий хорошего и плохого не существует. Расходятся же они на вопросе о том, может ли мораль иметь субъективную истинность: релятивисты говорят «да», нигилисты — «нет».
- С немного прикрученным фитильком — инженеры-оружейники. Делать ракеты для фюрера, президента или генерального секретаря? Таким персонажам всё равно — лишь бы платили деньги. А уж кто там добро, кто зло — пускай историки победившей стороны потом разбираются… В эту же категорию попадают и всяческие оружейные дельцы, аналогично действующие исключительно в своих корыстных интересах.
- Заявление как минимум спорное, если не сказать сильно грубее. Оружейники, особенно оружейники профессиональные, даже не смотря на изрядную профессиональную деформацию — в первую очередь работают на благо своей страны, в том виде в котором они его понимают. Простите пожалуйста, но человечество ещё не нашло способа избежать военных конфликтов, никаким иным способом кроме как вероятно запугать врага если не вероятностью уничтожения, то хотя бы страхом неприемлемых потерь. И не существует пока в мире иного способа защищать интересы и независимость своей страны — кроме как сделать всё возможное, что бы не твои соотечественники отдавали жизнь за свою страну, а что бы тот сукин сын из армии противника отдал её за свою. И желательно сделать это так, что бы у противников твоей страны в ближайшие лет 50 охоты не было больше проверять твою страну на прочность.
- Любой хороший политик. Для них понятия добра и зла существуют только как пропагандистские штампы, главная и единственная цель политика — работать на укрепление и удержание власти. Каждый жест доброй воли и каждое проявление жестокости у таких людей — заранее спланированный ход, чтобы достичь этой цели. У плохих политиков целью становятся сами эти действия в отрыве от контекста удержания власти.