Свои собаки грызутся, чужая не встревай

Материал из Posmotreli
Версия от 13:46, 28 апреля 2022; Сказ (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{q|Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.|А. С. Наше всё}} {{q|Хохлом хохла ты можешь называть только в одном случае: если ты хохол.|2=[https://www.youtube.com/watch?v=GIkNTbq9f3w «Днепр»]}} {{q|Только рус...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. »
— А. С. Наше всё
« Хохлом хохла ты можешь называть только в одном случае: если ты хохол. »
— «Днепр»
« Только русский человек может по пьяни два часа внушать американцу, что мы страна придурков… и дать ему в морду, когда он согласится. »
— Задорнов в своём репертуаре

Свои собаки грызутся -- чужая не встревай (кстати, как исправить в заголовке запятую на тире для пунктуационной грамотности?) — это когда что-то, сказанное своим своему, считается нормальным, а то же самое, сказанное кем-то другим — оскорблением. Например, один негр может назвать другого «ниггером» или «ниггой», а человек другой расы — ни в коем случае (собственно, в честь чего и названа английская версия тропа). Или когда один еврей обзывает другого жидовской мордой — это личная неприязнь (или просто безобидное подтрунивание), а если гой — это уже юдофобия. Или, например, один русский другому может говорить, что в России одни пьяницы, воры <del>и медведи по улицам ходят</del>, а услышав такое от иностранца — оскорбляется.

Надо заметить, определенная логика в этом есть. Простейший пример: когда на «ты» обращается друг, это нормально, а когда посторонний человек — это уже хамство. Другой вариант — когда профессионала критикует профессионал, это повод прислушаться, а вот если те же самые слова за ним повторит невежда, резонным ответом будет «да ты-то что в этом понимаешь?!» Близкий троп — самоирония.

Также имеется соображение, что свои все-таки желают лучшего для своей общности и могут спорить о путях достижения оного, в то время как чужаки, влезая в спор, руководствуются своими интересами, но не благом общности. Или благом другой — их общности.

См. также

Где встречается

Фольклор

  • Есть в России такой анекдот. Двое русских стоят и ругают пиво, правительство и всю страну в целом. Подходит иностранец: «Ви соверьшенно прави! Ужьясная страна, ужьясное правьительство, ужьясное пиво»… «Чё ты сказал?!» Надавали с двух сторон, пихнули на лавку: «Запомни, короед, ругать Россию можно только тем, у кого ПОСТОЯННАЯ ПРОПИСКА!»
  • «Как мусульманин и просто как житель лагеря беженцев я не могу спокойно смотреть, как мою девушку бьет какой-то столичный выскочка из Восточного Иерусалима, только потому, что может заплатить больше калым. Я и только я имею право бить свою невесту». Останется только один живой!

Театр

  • «Ромео и Джульетта» — односторонний вариант: Джульетта, узнав о гибели Тибальта от руки Ромео, осыпает последнего гневными упрёками, но когда Кормилица поддерживает её — накидывается уже на Кормилицу. Потому что печаль печалью, а ей Ромео муж, и нечего тут.
  • Жорж Куртелин, «Супруги Буленгрэн» (французский одноактный водевиль 1898 года). Самоуверенный мерзавчик Дерийет ощущает себя чуть ли не пупом земли — хотя он всего лишь жулик, халявщик и приживал. На свою голову (пока что не ведая о том) он сделался другом семьи своих новых знакомых — супругов Буленгрэн. Они пригласили его к себе откушать и погостить (а ему только того и надо было), он уж думал, что минимум на пару суток попал в сытость, тепло и безопасность… Как бы не так! Месье Буленгрэн, экспансивный силач, и мадам Буленгрэн, сущая фурия, оказывается, очень не ладят друг с другом. По пустяковому поводу они принялись спорить, а затем и ссориться прямо в присутствии гостя. А гость, вместо того чтобы помалкивать, начал их «мирить», давать «ценные советы»… Лучше бы он этого не делал… Ему раз за разом прилетает от обоих, он в ужасе… Всё заканчивается «маленьким апокалипсисом в одном отдельно взятом семейном доме» — лампа опрокинута, царят потёмки, муж и жена дерутся (или только имитируют драку?), громят дом (кто знает, насколько серьёзным образом?) и «как бы невзначай» то и дело ходят прямо по валяющемуся на полу Дерийету.
    • Ряд театров традиционно ставит эту пьесу так, будто для обоих супругов это не только шанс выпустить пар, но единственный способ, каким они надеются избавиться от Дерийета.

Литература

  • Валентин Берестов, «Братья»:
«

Дом ходуном. Мать ужасом объята: — Опять дерутся! Брат идёт на брата.

И гонит нас во двор, В толпу ребят. Двор ходуном: Встаёт за брата брат!

»
— Ибо нефиг!
  • По сути, стихотворное переложение сомалийской пословицы: «Я против моего брата; я и брат против кузенов; я, брат и кузены против семьи; я и моя семья против клана; я и мой клан против Сомали; Я и Сомали против всего мира».
  • Сюда же Агния Барто, «Я свою сестрёнку Лиду никому не дам в обиду». Брат её лупить может, а остальным — ни-ни!
  • Юрий Томин, «Карусели над городом» — приёмом по-своему овладевает инопланетный гость.
  • Лоис Буджолд:
«

— Судя по количеству горцев, приехавших в Форбарр-Султан в поисках работы, в горах особенно делать нечего. У нас о них шутки ходят. «Как называется девушка-горянка, которая бегает быстрее своего брата? Девственница». — Мартин засмеялся. Майлз молча смотрел прямо перед собой. В кабине флайера внезапно повеяло холодом. Мартин покосился на хозяина и заерзал на сиденье. — Простите, милорд, — выдавил он. — Эту хохму я уже слышал. Я их все слышал. — Действительно, оруженосцы отца — все выходцы из провинции Форкосиганов, часто отпускали такого рода шуточки, но почему-то из их уст это воспринималось по-другому.

»
— Сага о Форкосиганах
  • Мария Семёнова, «Волкодав» — тропнеймер. Именно таковы отношения между «лесными дикарями» веннами и «распустёхами и бесстыдниками» сольвеннами, двумя близкородственными племенами. Друг друга они могут охаивать сколько угодно, но попробуй это сделать кто-нибудь другой — порвут.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант»:
«

— Ваша светлость, я слышал, как по пути сюда вы не раз выражали негативные чувства по отношению к Анк-Морпорку, мхм-мхм. — Да, но я там живу! Я имею право! Это патриотично.

»
— Ваймс объясняет суть
    • У него же есть описание семьи Яггов именно в этом ключе: разные ветви постоянно грызутся между собой, но не дай бог кому-то влезть в их свару — вся семья объединится против внешнего врага.
  • «МИФический цикл» Р. Асприна: когда ГГ пытается разнять двух спорящих джиннов, громила-телохранитель моментально выволакивает его из комнаты, как только узнает, что спорящие — муж и жена. И растолковывает Скиву, что никогда, никогда нельзя встревать между ссорящимися супругами, этого не делает даже полиция — иначе прилетит от обоих.
  • Хроники странного королевства: когда Артуро ищет врагов Кантора, сперва кажется, что это совсем несложно — его бывшие сослуживцы, не стесняясь в выражениях, рассказывают, какой он козёл. Но поддержав их в этом, неожиданно нарывается на суровую отповедь: «Какой бы сволочью он ни был, он отважно сражался вместе с нами на стенах Кастель Агвилас; а ты где был в это время!?». Предложив же выступить с обвинением против него, и вовсе получает в морду.
  • «ВШНБ» Сурена Цормудяна — Илья Крест, он же Людоед, проклинает убитую им Ирину Листопад, свою бывшую невесту, последними словами (искренне!), но никому больше не позволяет говорить о ней что-либо плохое.
  • Пушкин, «Клеветникам России»:
«

Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы.

»
— О выступлениях французских депутатов по поводу польского восстания 1830-31 годов

Кино

«Час пик»:<br /> — Как дела, черномазый?<br /> — Что ты сказал?!

  • «Обыкновенное чудо» — Охотник на дух не выносит других охотников, но когда Медведь начинает критиковать профессию, он тут же хватается за ружье. В оригинальной пьесе он даже произносил целый панегирик охотникам, после чего признавался, что это не от любви к ним, просто он терпеть не может, когда их ругают посторонние.
    • «Охотники — это самые достойные люди на земле! Это все честные, простые парни. Они любят свое дело. Они вязнут в болотах, взбираются на горные вершины, блуждают по такой чаше, где даже зверю приходится жутко. И делают они все это не из любви к наживе, не из честолюбия, нет, нет! Их ведет благородная страсть!»
    • Да-да, мы прямо верим и ничуть не сомневаемся, особенно пассаж об отсутствии честолюбия умиляет.
  • Сатирический «Анализируй это!». Главарь мафии: «Чтобы я такого больше не слышал!». Психотерапевт: «Но вы же так о себе и о своих говорите…». Главарь мафии: «Мне — можно. А когда то же самое говоришь ты, получается обидно!».
  • «Час пик» — Детективы Картер (Крис Такер) и Ли (Джеки Чан) приезжают в притон, где обитают информаторы Картера. Чернокожий Картер приветствует местного черного же вышибалу радостным «Как дела, ниггер?» и идет к информатору. Ли, оставшись один, по наивности повторяет фразу Картера… тут и началась драка.
  • Мел Брукс в своих фильмах отпускает такие шуточки про евреев, за какие любого другого разорвала бы критика.
    • То же делает Спайк Ли в своих фильмах о чёрных.
    • Собственно, Квентину Тарантино не раз доставалось от критиков за частое использование слова «ниггер». Особенно за знаменитый монолог о «Складе» в «Криминальном чтиве» в исполнении белого персонажа, сыгранного самим Квентином.
  • «Старперцы» (Last Vegas) — девиз главных героев: «Никто не смеет обзывать нас, кроме нас самих!».
  • «Охота на Пиранью» — Прохору можно ударить Синильгу. Другим — ни в коем случае.
  • «В движении». Герои Бондарчука и Хабенского яростно ругаются в баре. Дело уже идет к драке, но тут в негативном ключе упоминается «эта страна», с чем тут же соглашается оказавшийся рядом пьяный прибалт: «Говно страна, никто не работает!». Разногласия мгновенно забыты, и прибалт сотоварищи огребают люлей от обоих.
  • «Люди-Икс: Последняя битва» - после гибели Чарльза Ксавьера Пиро, юный подручный Магнето, презрительно отзывается о покойном профессоре и говорит, что, мол, жаль, не ему самому выпало того убить. Магнето тут же строго одёргивает наглеца и заявляет, что Чарльз был величайшим из мутантов, их с Магнето противостояние — прискорбная необходимость, а гибель Ксавьера — трагическая потеря для всего их рода.

Телесериалы

  • «Клиника» — диалог главного героя с его темнокожим другом в первой же серии. Да, тебе употреблять слово на «Н» нельзя. Да, мы друг друга так называем. Нет, нельзя!
  • «Игра престолов»: троп получился из-за сокращения книжных диалогов. Тирион, по сути, убил отца за то, что тот назвал Шаю шлюхой. Хотя она действительно шлюха, а защитник её чести её только что собственноручно убил.
  • «Последний из Магикян» — старомодный главный герой, автомеханик Карен Магикян реагирует на желание его дочерей заполучить айфоны, да и ему подарить такой на ДР: «Мне страшно, когда мой телефон умнее меня. …Телефон должен звонить, часы показывать время, фотоаппарат — фотографировать.» Проходит несколько часов, Карен скромно отмечает в обеденный перерыв с сотрудниками с собственном автосервисе — и тут приезжает какой-то мажор на иномарке и хочет проверить автокомпьютер, а на слова «Мы тут чиним старые добрые машины с двигателем внутреннего сгорания, а с этим тебе в Сколково или еще куда» отвечает «Понятно… Не ремонтируешь то, что умнее тебя?»
  • «Сваты» — диалог из первого сезона:
« Иван: Ой, не дай Бог, Женька в мою Вальку характером пойдёт…<br/>Юра: Да-а…<br/>Иван: (сердито) Шо — «да»?! А если в твою Ольгу — так вообще трындец! Дакает он!<br/> »
— Ибо нефиг критиковать Валю кому-то, кроме мужа.

Мультфильмы

  • Главная героиня «Зверополиса» упрекает сослуживца-хищника: «— Когда одна зайка зовет другую зайку „милой“, это нормально, но от другого это немного…»
    • В русском дубляже переиначили: «Уши — это больная тема, не-кроликам ее обсуждать неприлично».
  • «Король-Лев» — Пумба позволяет называть себя свиньёй только друзьям. От остальных это слово он воспринимает как оскорбление (ибо он МИСТЕР Свинья). Это отсылка к классическому фильму-драме о непростых взаимоотношениях белых и чернокожих в США 1960-х «Душной ночью в Каролине» (In the Heat of the Night).

Мультсериалы

  • В мультсериале «Кливленд» друг главного героя случайно называет чёрного «ниггером», за что местные чернокожие хотят его линчевать. Спасло его одно неписаное правило: если у белого есть чернокожий друг, то ему можно один раз произнести «слово на букву Н».
  • South Park — Рэнди Марш по глупости произнес слово «ниггер» в прямом эфире, из-за чего раздулся скандал.
    • Также, Баттерс использует это слово при разговоре с призраком рэпера Бигги Смолза.
  • My Little Pony — Старлайт Глиммер не нравится, когда кто-то шутит про то, что она сделала, до поворота направо, но сама шутит на эту тему.

Видеоигры

  • GTA IV: The Ballad of Gay Tony — аверсия. Протагонист игры Луис Лопес — темнокожий латинос. Когда на одной из вечеринок его встречает Юсуф Амир (белокожий араб) и на радостях приветствует, величая «ниггером», стоящий рядом Гей Тони задаёт закономерный вопрос: «Ты что, позволяешь ему себя так называть?», на что получает ответ: «…Ему можно».

Реальная жизнь

  • Многие русскоязычные израильтяне зовут Израиль «деревня Израиловка», но сильно оскорбляются, когда его так называют россияне.
    • Также многие светские израильтяне (не только русскоязычные) недолюбливают ортодоксальных евреев, и придумали им неприятные прозвища вроде «досы», «пингвины», и при этом становятся на их защиту, если на них наезжают антисемиты.
    • А ещё русскоязычные евреи полушутя могут называть друг друга и себя жидами.
  • Многие украинцы упрекают фильм «Тарас Бульба» (2009 г.) за то, что он выставляет украинцев в неприглядном свете. Все это было и в оригинале, вот только Гоголь родился в Украине. Ему можно, российскому гражданину Бортко нельзя (и не важно, что он 10 лет жил и работал в Киеве).
  • Ежи Гофмана и его «Огнём и мечом» в/на Украине тоже ругнули. Хотя одну из ключевых ролей сыграл великолепный Богдан Ступка и не поморщился.
  • Американцы могут сколько угодно ругать федеральное правительство и власти, до президента включительно: в США реальная федерация и каждый штат, в каком-то смысле, почти отдельное государство, а к федеральным властям отношение может быть достаточно прохладное. Но вот иностранцу делать то же самое не рекомендуется.
    • Когда критикуешь свое правительство — делаешь это для блага всего союза или родного штата (своей страны или региона), а для чьего блага это делает иностранец?
    • Уже черные американцы с их «n-word». В отношении друг-друга это вполне себе норма и даже не цензурируется. Но в устах любой другой расы n-word — маркёр злостного расиста (собственно, это и выстебали в «Южном Парке»).
      • Хотя существует правило «n-word pass»а — если чернокожий даст честное разрешение, то представитель любой другой расы сможет произнести это слово.
  • Некоторые жители провинциальных центров любят называть свой город «большой деревней» (варианты — «Тюмень — столица деревень» и т. п.). Однако это не значит, что и вам можно делать то же.
    • А самое страшное — обругать город, приведя в пример родной микрорайон собеседника. Да, свой город они ругают, но свою малую родину…
    • Может и не иметь негативной окраски, а подразумевать что-то вроде «ну надо же, такой большой город — а я то и дело натыкаюсь на совершенно незнакомых людей, с которыми у меня есть что-то общее!»
  • Ситуация с фильмами «Ребёнок 44» и «Смерть Сталина». Российский Минкульт отозвал прокатное удостоверение фильмов — вроде как из-за того, что они оскорбляют историческую память. При этом же ТОТ ЖЕ САМЫЙ Минкульт пропускает и даже финансирует фильмы отечественных режиссёров, с теми же точно антуражем и посылом. Более того, «Смерть Сталина» позиционируется как балаган (коим и является), а куда более оскорбительные ленты некоего режиссёра (не будем называть имён) поданы на полном серьёзе как «великое кино о великой войне».
  • Смешанные сёла молдавского юга (молдавско-украинские, молдавско-болгарские, молдавско-гагаузские). Земляки за милую душу оскорбляют друг друга по этническому принципу во время дружеского застолья. Но стоит сделать то же самое неместному — болгарин мигом вступится за молдаванина и наоборот.
  • Финны и финношведы. Финн в разговоре может поносить своих шведскоговорящих соотечественинков последними словами: и оккупанты они, и документы ради них на двух языках пишут, зря бумагу переводят, и водку они пьют неправильно, и в сауну ходят не так. Случись что — вступится первым.
  • Да многие студенты и выпускники вузов же. В разговоре между собой эпитетов для своей альма матер не жалеют — но не терпят, когда об этом говорит кто-то посторонний. Разумеется, кроме тех, кто либо действительно доволен своим вузом, либо настолько недоволен, что в любом контексте будет высказываться о нем негативно — но таких меньшинство.
    • Обычная ситуация: образование — отстой, наш ВУЗ — отстой, но любой другой ВУЗ — ещё больший отстой.
      • Пример ВПС: студент ЮФУ, кроет деканат за неорганизованность. «ДГТУ — дал господь тупым учиться! РИНХ — рассадник идиотов, научат хреново».
      • А вы таки умудрялись влезть в разговор выпускников псифака, с одного вуза, поносящих и свою специальность и ВУЗ?
  • Протодьякон Кураев, конечно, не особенно заботится тем, чтобы отгонять чужих собак, но сам неизменно утверждает: неприглядные стороны жизни церкви он без пощады вскрывает именно потому, что принадлежит к ней и болеет за неё.
  • Да, собственно, друзья, родственники и супруги, которые могут наедине гавкаться сколько угодно, но по отношению к внешнему миру выступают единым фронтом.
    • Именно по этой причине никогда не надо встревать в чужие семейные ссоры, даже если там кого-то убивают. С огромной долей вероятности вмешавшийся станет главным обвиняемым в последующем уголовном процессе, а обе стороны конфликта будут дружно свидетельствовать против него.
    • «Ты никогда не найдёшь более лучших друзей, чем твои родители. Только они за спиной говорят о тебе хорошее, а в лицо — какое ты говно». © Народное
  • Толкинисты, ролевики и реконструкторы. У них есть песня про "Крепость из говна и палок", есть сильно нецензурные стихи про то, что "Толкинист уродлив с виду//И внутри ничуть не лучше". Но только попробуйте не будучи одним из них упомянуть про "имбецилов в занавесках" или отругать творчество любимого писателя первых
«

О Тарасе Бульбе Не суди огульно, — Жизнь его построчно Знаем наизусть: Утопил жидочков, Застрелил сыночка, Сгинул, — это точно, За святую Русь.

»
— Александру Городницкому такое бы не простили, не будь он Моисеевичем