Полное погружение в атмосферу

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Game Come to Life, The Game Plays You. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В магазине вы покупаете новую книгу, диск с фильмом, компьютерную или настольную игру. На обложке стандартные рекламные слоганы: «Полное погружение в атмосферу! Эта вещь изменит вашу жизнь! Оторваться невозможно!» Ну да, знаем-знаем, ладно, попробуем… И вы обнаруживаете, что реклама нисколько вас не обманула, и произведение в буквальном смысле вторгается в вашу жизнь. Какие возможны варианты?

  1. Лобовой: при открытии книги/запуске игры появляется портал, и вас затягивает в мир произведения.
  2. Нелобовой: поначалу вроде бы ничего не происходит, почитали вы книжку, посмотрели кино, погеймились пару часиков и забыли… Вот только ваша жизнь постепенно начинает меняться и всё больше напоминать то самое произведение: вчера ходил в магазин за хлебом и видел там странного покупателя, как две капли воды похожего на врага из игры, сегодня прислали посылку без обратного адреса, а в ней перстень как у главного героя этой же игры…

Во втором случае возможен вариант без мистики, если кто-то намеренно подбросил вам эту вещь и устраивает такой спектакль.

Если речь не о старинной книге, а о современном комиксе/фильме/компьютерной игре, пересекается с тропом Мистический Сникерс.

Родственный троп: Попаданец в книгу.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Вельд» Рэя Брэдбери.
  • Леонид Влодавец, «В стране монстров» — собственно компьютерная игра «Монстры», которую получил именинник на ДР. Не стоило ему её запускать…
  • А. и К. Тенишевы, «Квакеры в зоне риска» — аналогично, одному из главных героев подарили компьютерную игру с на одном диске без продолжения; за продолжением предлагалось отправиться в показанное в игре место, которое оказалось реально существующим, со всеми опасностями. Оказалось, что это всё подстроено недругом героев, председателем банка, который они недавно хакнули.
  • Карлос Руис Сафон, «Тень ветра».
  • Пирс Энтони, «Демоны не спят». А в случае с игрой Companions of Xanth по мотивам книги — педаль в пол, потому что перед нами буквально игра в игре.
  • Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений». Дип-программа — это не полноценная виртуальная реальность, а скорее средство для ввода в гипнотический транс. Первый случай произошел именно с парнем, который посмотрев видеоролик сел играть в DOOM и «погрузился» в игру (на самом деле как сидел за компьютером, так и остался сидеть).
    • У него же, «Конкуренты». Подписавшиеся на промо-акцию новой ММО про космос остаются жить в реальном мире, а вот их копии с полным сохранением памяти и самосознания оказываются в мире игры (вернее, в реальном мире, в космосе и с выданными на руки космооперными технологиями).
  • Р. Л. Стайн, «Бойся, очень бойся» — волшебные карты способны как вызывать в наш мир драконов, рыцарей и злобных карликов, так и перебрасывать героев в ИХ мир. Что в разы хуже. Большой привет «Джуманджи».
  • Михаэль Энде — «Бесконечная книга» же!
  • «Принц Госплана» Виктора Пелевина. Большинство персонажей книги отождествляют себя персонажами разных популярных во время написания повести DOSовских играх: Арканоид, Будокан, авиа- (F-15, F-16, F-19) и танковые (Абрамс, М1) симуляторы, Попьюлос и так далее. Главный герой, как понятно из названия, живет в Принце Персии. Игровая реальность переплетается с постсоветской настолько, что сразу не понять, какая реальность более реальна. При этом, общеигровая реальность существует для всех, но конкретные игровые угрозы — нет; внутриигровые угрозы уникальны для каждого (эпизод с лезвиями-ловушками на эскалаторе, которые опасны только для протогониста, и эпизод с девушками, которые автоматически оттряхиваются от несуществующей для них пыли после обвала лестницы). Есть даже game over и перепрохождение уровня в виде повторения одной главы два раза, включая повтор рассуждений протагониста (привет одной инди-игре, которая дает внутриигровой обоснуй подобным условностям). Такой вот магический реализм отечественного производства.
  • Чарльз Бомонт «Квадриоптикон» — довольно невнятный рассказ, где главгерой-актёр в новаторском фильме с обещанным «полным погружением» пытается прекратить показ фильма — и попадает в космооперу, где сцену приходится проходить заново, если актёр начинает действовать не по сценарию. По мнению свидетелей, актёр просто стоял и смотрел фильм. Это что же, всем зрителям приходится угадывать сценарий и действовать в соответствии с ним?
  • Джиллиан Рубинстайн, трилогия «Космические демоны», «Небесный лабиринт», «Пленники компьютерной войны» — героев затягивает в мир игры, но каждый раз механизм различается. В первой книге необходимо было попасть под выстрел появившегося из игры бластера, во второй — пройти игру на компьютере, а потом спасаться от кого-то бегством в реальном мире, в третьей игра и вовсе затягивает игроков исподволь, поскольку постепенно дописывает сама себя.
  • Тамара Крюкова, «Ловушка для героя» — игра «Путь героя», в которую играет протагонист, позволяет ему приключаться в виртуальном фэнтези-мире. Его автоматически затягивает в игру всякий раз, когда он запускает ее с ярлыка на рабочем столе компьютера, если в дисководе есть диск с ключом.

Кино[править]

  • «Джуманджи» — собственно настольная игра из названия.
    • Фильм 1995 является нелобовым вариантом погружения в атмосферу, когда игра воплощает выпадающие события (заточение в себе является отдельным событием). А вот мультсериал и два последующих фильма является уже лобовым вариантом погружения в атмосферу, когда игра заточает игроков в себе. В конце третьего фильма игра, будучи поломанным консольным картриджем, таки начала воплощать в реальность события вместо того, чтобы заточить очередных игроков в себе
    • «Затура» — вроде бы самостоятельный фильм, а по факту Джуманджи в космосе.
      • Оба фильма сняты по книгам одного автора и изначально планировалось, что персонажи одного и другого фильмов будут вообще соседями, но из-за того, что атмосферы одного и другого формировались в большей степени тематикой и антуражем игр, нежели собственно самим фактом существования мистической настолки, продюсеры решили фильмы в единый сеттинг не объединять.
  • Brainscan — субверсия. Игра всего лишь загипнотизировала бедолагу и дальше он сам воображал, как вынужден после взятия первого игрового фрага убивать всех свидетелей, включая родных и любимых. В конце герой отказывается переходить моральный горизонт и… проигрывает, получив пулю. Игра определённо не являлась тестом на моральные принципы или проверкой на вшивость! В конце герой всё-таки видит какие-то вкрапления игры в свою жизнь, но они больше похожи на остаточные последствия того гипноза.
  • «Вельд» Назима Туляходжаева 1987 года — вывих мозга, объединяющий сюжетные линии «Вельда» и нескольких других рассказов Брэдбери.
  • «Студия звукозаписи „Берберян“» — про английского звукорежиссёра, который работает над звуковыми эффектами для джалло и постепенно теряет грань между фильмом и реальностью.
  • «Телемертвецы» — волшебный телевизор дает вам возможность пообщаться с кровожадными зомби вживую в самом прямом смысле.
  • «Видеодром» — Макс Ренн, директор маленького телевизионного канала СивикТВ случайно узнает о существовании некоего канала «Видеодром», по которому показывают пытки и убийства. Попытки Ренна найти источник его вещания приводят к тому, что реальность вокруг него и его собственное тело начинают гротескно искажаться, причем непонятно, прорывается ли реальность видеодрома в настоящую, или же это именно мир скатывается в нее.
  • «eXistenZ» — игра с полным погружением внутри игры с полным погружением. И далеко не факт, что третий («внешний») слой реальности — не игра. В комплекте отличный стёб над небрежно прописанными скриптами NPC.
  • }{0ТТ@БЬ)Ч ― в конце Хоттабыча в буквальном смысле переселяют из кувшина в интернет, а антагонист ибн Шайтан (по нашему Шайтаныч) «ныряет» в интернет сам (где происходит бафосная погоня, поединок в виде компьютерной игры и в результате Шайтаныча (так как он находится в интернете в виде файла) стирают).

Телесериалы[править]

  • «Чёрное зеркало» — один из эпизодов второго сезона рассказывает о человеке, застрявшем в виртуальной реальности настолько глубоко, что он перестаёт отличать реальных людей от фантомов. На самом деле, большая часть событий — это предсмертный бред главного героя, умершего во время теста.

Мультсериалы[править]

  • «Подземелья драконов»: главные герои пошли покататься на фэнтези-аттракцион в парке, а тот возьми да и окажись порталом в настоящий мир фэнтези. По какой-то непонятной причине создатели не рискнули использовать в качестве «телепорта» настольную ролевую игру, которую мультсериал, по идее, должен был рекламировать.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — большую часть времени с прикрученным фитильком: в виртуальный мир «Квест Ворлд» отправляется только сознание подключившихся к программе персонажей, хотя для них погружение по ощущениям предельно полное. В садистских модификациях доктора Серда «Квест Ворлд» начинает наносить пользователям реальные телесные повреждения. А в серии «Канун вчерашнего дня», после того как Джонни сотоварищи узнают деблокирующие возможность путешествий через программу во времени и пространстве скрытые драйвера, погружение становится уже и в самом деле полным. Сначала в виртуальный мир за ними прямиком из Мелового периода забирается тираннозавр, а потом их в нем преследует и желающий устроить конец света отмороженный террорист, ради противостояния которому они и рискнули играть со временем, чтобы вернуть угнанный ими квадроцикл-тягач с термоядерной бомбой.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — SBURB. Игра, чьей конечной целью является создание новой вселенной и становление игроков ее богами с побочным эффектом в виде гибели планеты играющих. По сути скорее служит порталом в собственно, игровой мир.
    • Впрочем тут всё очень быстро переворачивается с ног на голову, за счёт чего оказывается, что та реальность, в которой жили персонажи, была всего лишь малой составной частью реальности этой самой «игры», которая на самом деле и не игра вовсе, а жизненный цикл составляющих местную мультивселенную вселенных (да, тут вселенные — это такой биологический вид). За счёт путешествий во времени оказывается, что дети-игроки вообще родились в этой игре, а потом из неё попали в тихий-спокойный мир, где выросли, чтобы вернуться в игру и создать своих клонов, которые затем будут отправлены в прошлое.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — в центре сюжета мобильная онлайн-игра, где одна из десяти тысяч пользовательниц может по-настоящему превратиться в девочку-волшебницу с настоящими магическими силами.
  • The Gamer — сверхпопулярная РПГ в духе DnD на мобильных платформах, затягивающая игроков в слой реальности, обычно скрытый Маскарадом. Протагонист, имеющий туда доступ на основе собственных способностей, был весьма удивлён, когда пришлось спасать от мобов одноклассницу. Позже выясняется, что это не баг, а фича. Причём злонамеренная, наносившая урон (вплоть до летального) игрокам и приносившая выгоду создателям игры.

Видеоигры[править]

  • Assassin's Creed — эффект просачивания. После долгого пребывания в виртуальной реальности Анимуса испытуемый может начать видеть персонажей из восстановленных им воспоминаний предков в реальном мире. Можно как поехать крышей (что постигло Объекта 16), так и превратиться в реальной жизни в мастера паркура и фехтования (что произошло с Дезмондом).
  • COMIX ZONE — Главный злодей комикса меняется местами с автором/художником своего же комикса. Пририсовывание врагов и паркур из одного рисунка в другой прилагаются.

Интернет[править]

  • Частый сюжетоотбразующий элемент для крипипаст, где страшные игры (в основном, фанатские модификации, инди-игры или пиратские релизы) так и наровят просочится в реальный мир. Самые извесные — jvk1166z.esp (про мистический мод для Морровинда), Sonic.exe (про Соника-Сатану) и легенда про игру Sonic R (все про того же синебыстрого ежа) и связанного с ней Тейлз Долла, который с некоторых пор обособился.
    • Другой распространенный троп — полное погружение непосредственно в Интернет, правда очень закрытый и очень инфернальный. Концепт «параллельно-реального паранормального Интернета», по всей видимости, связан с культовым в определенных кругах аниме Эксперименты Лэйн.
    • Связанная тема — это жанр, который называется «паранормальные файлы», повествующий о всяких злонамеренных штуках, типа широко известного smile.jpg, которые можно в сети скачать, прочитать или посмотреть — с последствиями в виде просачивания файла в реальность и вероятной смерти чрезмерно любопытного пользователя. Фактически, последний — это субжанр полного погружения в сеть, включающий в себя демонические компьютерные игры. Также есть отдельный небольшой канон (по аналогии с SCP), который называется «Файлы 21». Как и с любым другим непрофессиональным сочинительством, по ссылкам можно найти весьма неплохие рассказы, но они теряются среди всего остального.