Крушение в пустыне

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Довольно распространённый способ локализовать действие некоего явления (обычно это вторжение инопланетян), ограничив его какой-то захолустной территорией. Герой или даже герой с командой могут показать себя, предотвращая глобализацию данного явления — и более компетентные товарищи, в особенности из госструктур, не будут им в этом мешать. А когда всё закончится, персонажи смогут спокойно вернуться к нормальной жизни, потому что обо всех чудесах, произошедших в таком богом забытом месте никто, кроме них самих, и не узнает.

С точки зрения инопланетян, высаживаться в медвежьем углу может оказаться не лучшей идеей. Особенно если поражение большого количества мирных жителей или операции под прикрытием — их конёк. Обоснуем обычно становятся разнообразные проблемы при посадке — от аварии на корабле захватчиков до принципиальной невозможности контролировать полёт. Однако проблемы при посадки у существ, способных преодолеть космические дали — так себе обоснуй, и, зачастую, прямая дыра в сюжете.

Примеры[править]

Полностью соответствующие штампу сценарии с приземлением и изоляции некоторого агрессивного, способного распространиться явления (инопланетных захватчиков, чудовищ, эпидемии, нанотехнологической чумы/серой слизи и т. д.).

Литература[править]

  • «Поединок разумов» Роберта Шекли. Инопланетный разумный паразит Квиддак опять-таки оказывается изолированным на небольшом острове.
  • «Пришельцы на чердаке» — инопланетяне приземляются во дворе у главных героев, а потом оккупируют чердак.
  • Хол Клемент «Огненный цикл» — потерявшийся космонавт и разбивший свой дельтаплан абориген из цивилизованной части планеты бредут по пустыне. Сначала оба думают «мой попутчик — местный, он знает, как здесь выживать». Позже космонавт решает, что абориген — тоже инопланетянин, так как навыками выживания в пустыне тот не обладает.
  • Первая половина романа «Эдем» Станислава Лема — агрессивные инопланетяне (которыми, с точки зрения аборигенов, здесь являются люди) совершают жёсткую посадку в необжитом засушливом районе и успевают устроить несколько пеших экспедиций и хорошенько поломать голову над загадками этого мира, прежде чем встретиться с первыми представителями здешней цивилизации. Впрочем с фитильком, так как ко второй половине аборигены всё же раскачиваются и начинается полный контакт с использованием электрических ружей, атомного танка с излучателем антиматерии и артиллерии с псевдоживыми снарядами.
  • «Ловец снов» Стивена Кинга — инопланетяне, покружившись над планетой, падают в лесу, чтобы с большими приключениями пытаться заразить систему водоснабжения одного мелкого городка. А сядь они изначально прямо, к примеру, в Нигер — всё было бы совсем по-другому.
  • Лавкрафт обожал запихивать всякую нечисть в подобные места и делать её максимально эндемичной.

Кино[править]

  • «Вирус» — какая-то часть энергетической формы жизни, перемещающейся в космическом пространстве без телесной оболочки, в результате столкновения с орбитальной станцией «Мир» оказывается заперта в бортовой сети российского научно-исследовательского судна. Обоснуй: при передаче инопланетянина со станции на судно оказались выведены из строя спутниковые тарелки, а выжившие члены экипажа первым делом уничтожили все передатчики.
  • «Полёт Феникса» — экранизации 1965 и 2004 гг. Самолет терпит крушение в пустыне. Остальное — спойлеры.
  • Нечто — собственно «нечто» умудрилось потерпеть крушение в Антарктиде, где из-за низких температур не смогло ассимилировать нашу биосферу во времена прибытия.
  • Человек из стали — согласно фильму, колонизационный корабль Криптона замёрз в Антарктике.
  • «Эволюция» — именно то, что написано на упаковке. С другой стороны, катакомбы, тянущиеся через половину материка…
  • «Арахнид» — представитель какой-то техногенной цивилизации, зараженный представителем какой-то паукообразной биологической цивилизации терпит крушение на тропическом острове на Земле. В итоге от НЛО остается только накрывающее весь остров защитное поле, блокирующее работу любой мало-мальски сложной техники, а инопланетные членистоногие путем каким-то хитро закрученным образом направленной эволюции пытаются найти форму жизни, пригодную к выживанию на Земле.

Комиксы[править]

  • «Вирус» — в отличие от экранизации, в комиксе из космоса на китайское научно-исследовательское судно попал именно компьютерный вирус, который создал на базе его вычислительных мощностей что-то вроде враждебного искусственного интеллекта. Почему-то, пока судно было достаточно исправно, он не пытался выбраться за его пределы и задумался об этом только после попадания на борт американцев. А спутниковые антенны к этом времени уже сгорели от перенапряжения, когда с их помощью он похимичил с пущенными китайскими военными по судну ракетами.

С прикрученным фитильком[править]

Сходное явление может встречаться не с крушением иноземного источника, а с возникновением явления по земным причинам. Остальные черты — локальность, неинформированность мира и быстрое разрушение явления остаются.

  • «Рой» Майкла Крайтона — наномашины изначально производились в пустыне, на засекреченном объекте. И, в итоге, не сумели его покинуть.
  • Превосходство — нанотехнологический интерфейс/наноассемблер Машины/Уилла Кастера создаётся в пустыне, проявляет себя открыто в заброшенном захолустье и разрушается раньше, чем оказывается замеченным остальным человечеством.

Не совсем примеры[править]

«Просто крушение в пустыне». Эндемичные формы не являются склонными к агрессивному распространению.

  • Сент-Экзюпери, «Маленький принц» — именно это случилось с протагонистом, а иначе бы Маленький принц с ним так и не встретился. Некоторые считают, что Маленький принц — просто его галлюцинация.
    • Да и сам Маленький Принц (если принять тезис о том, что он с другой планеты), в общем-то, подпадает под троп.
    • В документальной повести «Планета людей» автор описал такое же крушение. Вообще, Экзюпери был очень невезучим пилотом и постоянно бил самолеты, получив кучу тяжелых травм. И во всех авиакатастрофах умудрился выжить! А в последнем полете на «Лайтнинге» не то был сбит, не то совершил самоубийство.
  • «Враг мой».
  • «Лило и Стич» — последний потерпел крушение на Гавайских островах. Из-за слишком высокой молекулярной плотности он в принципе неспособен плавать, поэтому оказался там заперт. Неподалёку живут ещё десятки его собратьев, по непонятным причинам не стремящиеся перебраться куда-то ещё, хотя среди них полно плавающих и летающих.
  • «Последний изгнанник»: и крушение, и в пустыне, и… на пол-серии, после чего герои заводят свой драндулёт и улетают без последствий, не считая нервного срыва Татьяны.
  • Rimworld — коли угодно.