Затянутый пролог

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Prolonged Prologue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Пролог — это та часть композиции сюжета, которая должна ввести читателей в курс дела и примерно набросать общий рисунок повествования, общий замысел и так далее. Пролог обычно не занимает много времени. Максимум, пара десятков страниц в книге, половина серии или одна-две серии или полчаса-час игрового времени.

Но не в этом случае.

В некоторых произведениях пролог (или как минимум вводная часть сюжета) затягивается, затягивается, затягивается до тех пор, пока у читателя/зрителя/игрока не возникнет закономерный вопрос: «Мы когда-нибудь начнём уже или нет?».

Почему это может произойти?

  • Мы имеем дело с ну очень масштабным творением, в котором автору нужно очень много времени, чтобы полностью расставить все свои многочисленные фигуры на стол
  • Автор немного слишком любит лить воду, и вместо того, чтобы сразу перейти к делу, тратит время на различную ерунду
  • Автор плохо выстроил композицию сюжета и забыл, что зритель/читатель/игрок имеет довольно ограниченное терпение
  • Особенность композиции сюжета в том, что непосредственно события «пролога» более насыщены, чем «основные события»

Хорошо это или плохо? Разумеется, зависит от случая к случаю. Важно понимать, что затянутый пролог — это не приговор (если не сделан плохо), а особенность сюжета.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Жюль Верн, «Дети капитана Гранта» — это изрядно бесило некоторых читателей: только на то, чтобы додуматься использовать для путешествия собственный корабль, герои тратят пять глав!
    • Впрочем, по сравнению с объемом всего романа, даже такой пролог выглядит очень и очень маленьким.
  • Агата Кристи любит отыгрывать этот троп. До того как свершится убийство и детектив приступит к его расследованию, запросто может пройти четверть, а то и треть книги. Например, в «Тайне „Голубого поезда“» персонажи сели на этот самый «Голубой поезд» аж в десятой главе из тридцати шести.
  • «Властелин колец». Пролог, служащий скорее сборником информации о хоббитах и Шире, скорее затянут не по своей длине, а по сути — эта информация была бы уместнее в виде приложения в конце романа, а не в начале повествования.
  • «Песнь Льда и Пламени». Собственно, главы, которые называются «Прологом» в каждой книге небольшие. Но с точки зрения глобального сюжета прологом можно назвать весь первый том саги, «Игру престолов». А это больше восьмисот страниц и 10 часовых серий первого сезона из 10 серий!
  • Панас Мирный, «Разве ревут волы, когда ясли полны?» — роман состоит из четырёх частей: первая — рассказ о детстве протагониста, вторая — ответвление о жизни отца его будущей жены. Собственно завязка — отъём у протагониста участка земли — происходит только в начале третьей части.
  • Заметная часть повестей о Джеймсе Бонде Яна Флеминга начинается сравнительно медленно и спокойно, активный экшн начинается далеко не сразу (хотя вступительная часть существенна для последующего развития сюжета). Педаль в пол давят «Голдфингер» и особенно «Мунрейкер», в котором такое вступление занимает треть книги. Впрочем, это тот случай, когда троп вполне гармоничен и содержателен (в фильмах, к сожалению, от этих частей книг практически ничего не осталось).

Кино[править]

  • Знаменитые «азиатские вводные» — в фильмах Восточной Азии (Корея, Китай, Япония) иногда бывает множество затянутых и не всегда понятных моментов, зрителей порой бросают в кучу персонажей, у каждого из которых своя история. Однако к середине фильм (если режиссёр справился с этим) разматывается, сводит персонажей в одну точку и оттуда уходит в кульминацию, заканчиваясь очередной эпичной историей и внося фильм в список шедевров. Или нет.
  • Типично для советских (и польских) фантастических фильмов — они часто двухсерийные, и всё интересное происходит во второй серии, а в первой происходит медленная раскачка. Примеры — «Дознание пилота Пиркса», «Через тернии к звёздам», «Солярис».
  • Тарковский, просто Тарковский! «Сталкер» начинается с нескольких минут почти статичного кадра, в котором не происходит ничего, герои просто лежат в постели. Уже упомянутый «Солярис» — герои половину первой серии только сидят на даче, обсуждая будущий полёт.
  • Советский «Экипаж» — вся первая серия с её семейными драмами подводит к экшену во второй.
  • «Пятница, 13-е, часть 2» — сперва нам до-о-олго показывают кульминацию и развязку первого фильма, перебиваемую метаниями видящей всё это в кошмарах девушки по кровати. Потом она успеет проснуться, поговорить с мамой, поставить чайник, быть приконченной Джейсоном — и лишь тогда начнётся основное действие.
  • «Остров сокровищ» 1982 г. — пролог (до прибытия в Бристоль) растянут на верных 45 минут за счет отсебятины с хомячками, совами и раковинами, цитат из других произведений Стивенсона и театрально медленных диалогов.
  • Расширенная версия «Дюны» Линча сопровождалась огромным прологом, где, по мнению многих разжёвывают куда больше, чем надо.
  • Субверсия с «Джоном Картером»: история мужика, который читает про мужика, который получает по морде от шерифа, могла бы быть затянутым прологом, но перед ней поставили ещё один пролог, про Марс, который всё-таки заставляет ждать возвращения к фантастике.
  • Большинство фильмов про Годзиллу вдавливают педаль в пол. Из полутора часов фильма час нам показывают кучу людей, имена которых вы забудете уже на следующий день, они занимаются чем-то имеющим отношение к конфликту сюжета, преподносят зрителю МОРАЛЬ из разряда «берегите природу, мать вашу!» и «не бомбите друг друга атомными бомбами», и только потом появляется сам Годзилла и начинается интересная часть фильма.
  • «Особенности национальной охоты» - прибытие на кордон Кузьмича, баня с медведем и сопутствующая попойка в первый вечер составляют чуть ли не половину хронометража. События последующих трех дней (перевоз коровы в бомболюке на второй день, охота на уток на третий и охота на лосей в четвертый) занимают не больше часа.
  • «Иерусалим» (2015) — для псевдодокументалистики это вполне обычное дело. Пока герои поснимают друг-дружку в повседневной обстановке, пока доберутся до места событий, пока расставят камеры по дому, запросто может пройти треть фильма, самым ярким событием которой будет падение вазы с полки при отсутствии сквозняков («Ты заснял?! Заснял?!! Пожалуйста, скажи, что ты успел это занять!!!»). Вот и здесь всё веселье начинается на сорок седьмой минуте — то есть аккурат на середине фильма. А всю первую половину занимают обычные, в общем-то, приключения туристок в Израиле, иногда перемежаемые зловещими намёками на то, что «что-то страшное грядёт», и ложными тревогами. Впрочем, смотрится всё равно легко.

Телесериалы[править]

  • Общий троп для детективных сериалов низкого/среднего качества — унылые кабинетные диалоги.
  • «Калейдоскоп ужасов» — внутримироаой пример в истории «Семейные разборки». Главная героиня Лола заявляет школьному психологу, что её брат Эндрю хочет её убить, и рассказывает свою историю, но начинает откуда-то издалека и всё никак не может перейти к сути.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — в поздних сезонах «диванные гэги» из начальной заставки порой длится полторы-две минуты и имеют собственные мини-сюжеты. Это конечно, не пол сезона и даже не пол серии, но по сравнению с ранними двух-трёхсекундными «гэгами» вполне себе сабж.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — во втором сезоне к Хранителю присоединились новые зловещие рассказчики. А потому в первой серии подводка к байке растянулась на добрые шесть минут, в течение которых Хранитель воевал со Старой Ведьмой. Ещё столько же занял эпилог, в котором к их разборке присоединился ещё и Хранитель Подземелья. Таким образом сама байка заняла меньше времени, чем пролог с эпилогом.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк. Первая арка, «Чёрный мечник», идёт три тома, после чего начинается арка «Золотого Века», которая служит огромным прологом. Настолько огромным, что первый сезон аниме-экранизации завершился как раз концом этого «флэшбека», и до событий началасериала так и не добрался. И большая часть адаптаций только этот пролог и охватывают.
  • Re:Zero. Восемнадцать серий из двадцати пяти первого сезона — это, по сути, предыстория того, как Субару решил полностью изменить своё отношение к происходящему вокруг, перестать пытаться отыгрывать типичного главного героя, а изменить себя, чтобы стать достойным Эмилии. Словом, именно с 18-й серии Субару решил начать жизнь с нуля в альтернативном мире. Хотя до этого сюжет активно развивался, и 18-я серия — это середина третьей сюжетной арки.
  • Vinland Saga. 56-я глава из 170 вышедших и 24-ая серия экранизации из 24 называется «Конец пролога».
  • «Исчезновение Харухи Судзумии» — из почти трёх часов фильма первые двадцать минут — пролог к событиям, причём к самим событиям относящийся крайне косвенно.
    • Но особо вопиющий случай — это девятый том, «Разочарование Харухи Судзумии». Пролог занимает треть (!) тома. С прикрученным фитильком, так как это пролог к огромной трёхтомной арке.
  • «Rokujouma no Shinryakusha?!» Первый том вводит непосредственных «вторженок», а сама история полноценно начинается лишь после седьмого тома (аниме-экранизация экранизировала только семь томов).
  • Sword Art Online, арка «Алисизации». Вся первая половина первого тома арки — это огромный пролог.
  • Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works — первые две серии, которые длятся целый час. Последующие серии уже длятся намного меньше.
  • Tower of God — прологом здесь является весь первый сезон манхвы (79 глав).

Видеоигры[править]

Крайне нелюбимый троп среди геймеров. При прохождении игры в первый раз это хотя бы терпимо. Но мы то знаем, что из-за неправильного билда игрок нажмёт кнопочку «новая игра», чтобы исправить все свои косяки. А потом снова проходить этот долгий туториал, и снова… Вот реально начинает бесить. Причём настолько, что лучше поставить мод, сохраниться в определённом месте сразу после пролога или хотя бы прочесть гайды в интернете, лишь бы снова не оказаться в этой чёртовой повозке в окружении нескольких бородатых мужиков…

  • Kingdom Hearts II — Просто эталон. Пролог — это больше трёх часов игры за Роксаса с тонной странностей, которые будут объяснять всю игру.
  • Half-Life самый первый — немалая часть тогдашних любителей стрелялок не привыкших вообще к наличию какого-либо пролога… бросало эту игру… чтобы затем услышав восторги тех, кто всё же прошёл пролог, продолжить игру. Длинная поездка по монорельсу, разговоры с учёными и участие в эксперименте. Зато это отлично сыграло на руку атмосфере игры.
    • Аналогично во второй части.
  • Unreal самый первый — по тогдашним меркам, коротенький пролог казался «длинным».
  • Deus Ex самый первый — многим тогдашним игрокам в стрелялки, не привыкшим к наличию пролога, пролог с диалогами показался «затянутым и нудным», хотя там пролог короче даже, чем в Unreal.
    • Deus Ex: Mankind Divided — вступительная миссия в Дубае занимает изрядно больше времени, чем пролог с нападением на «Шариф Индастриз» из предыдущей части. А ведь за ней следует ещё и длинная сцена с терактом на станции метро
  • Thief: The Dark Project — обучающая миссия довольно простая и короткая. Но полноценный основной сюжет начинается с того, что Гаррет получает заказ на кражу меча из особняка загадочного и эксцентричного богача Константина, а это шестая миссия из двенадцати (седьмая из шестнадцати, если речь о Thief: Gold) — почти середина игры.
  • Серия Persona этим частенько страдает. В них «прологом» можно назвать ту часть игры, которая абсолютно линейна и не выпускает пока в открытый мир. В четвёртой и пятой части пролог занимает две-три недели внутриигрового времени (из примерно полугода), а геймплейно может растянуться на три-четыре часа.
  • Dragon Age: Inquisition. Полноценным главой Инквизиции вы станете приблизительно на 20-ом часу игры из 80-100 часов, задуманных разработчиками.
  • Assassin's Creed III — первые три-четыре часа мы играем за отца главного героя, а уже после этого действие переносится на самого главного героя, но даже в его шкуре мы ой как не скоро станем ассасином.
  • Metal Gear Solid V выделила пролог в отдельную игру! Metal Gear Solid V: Ground Zeroes — это огромная (около часа-полутора на одно прохождение) прелюдия-пролог к Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, и даже в «Фантомной боли» пролог займёт около часа времени.
  • Серия «The Elder Scrolls»
    • The Elder Scrolls: Arena по длине пролога уделывает четвёртую и пятую часть, вместе взятые. Мало того, что побег протагониста из тюрьмы является длинным, так ещё и очень сложным. Кен Ролстон, главный дизайнер The Elder Scrolls III: Morrowind, признался, что начинал игру двадцать раз, но выбраться из темницы ему удалось лишь один раз. Сама же третья часть — инверсия, героя отпускают на все четыре стороны какие-то три минуты спустя начала игры после заполнения бумаг.
    • The Elder Scrolls II: Daggerfall — похоже на прошлую: агент Клинков попадает в пещеру, из которой выбираться долго и непросто.
    • The Elder Scrolls IV: Oblivion — очень длинный пролог в тюрьме, который будет постоянно надоедать при каждом прохождении. К счастью, лечится модом Alternative Beginnings.
    • The Elder Scrolls V: Skyrim: аналогичная ситуация, только теперь всё это сопровождается скучной поездкой на телеге с несколькими Братьями Бури. Эта сцена уже стала отдельным мемом. Тоже лечится модом, Live Another Life.
  • Серия Fallout:
    • Fallout 2: по отзывам некоторых игроков, прохождение храма казалось либо им самим, либо знакомым очень долгим, а главное, непонятным: можно было без мануала и не догадаться, что ту металлическую стенку надо взорвать, для чего активировать взрывчатку в инвентаре и бросить. Некоторые прямо здесь игру и бросали.
    • Fallout 3: самый долгий пролог в играх Bethesda после 2000 года (до двух часов перед выходом в открытый мир!), а вот затянутый ли — как сказать. И сценаристы, и дизайнеры блестяще ввели в пролог множество вариантов пройти практически каждый этап каждого задания; игрок узнаёт о жителях Убежища 101, узнаёт каждого как личность, чувствует их мотивы и отношение к герою. А ведь потом он может вернуться на стартовую локацию, что даёт ещё одно задание с огромными возможностями выбора — и зачастую выбор не делится на верный и неверный.
    • Fallout 4: напоминает The Elder Scrolls IV: Oblivion тем, что долгий и почти без какой-либо вариативности. Но сама история пролога написана и поставлена блестяще, так что однозначно назвать этот пролог затянутым не получается.
  • Sangeki no Gear — до выхода в открытый мир (где и сосредоточен основной контент) события развиваются на протяжении почти часа.
  • Warframe — некоторые игроки шутят, что если считать прологом все, что происходит до выбора внешности персонажа, то в игре ОЧЕНЬ долгий пролог.
  • Nier: Automata — пролог длится пару часов, умереть в нем нетрудно, а чекпойнтов просто нет.
  • Gothic II — игра начинается того, что Ксардас подробно и обстоятельно рассказывает Безымянному, что произошло, пока тот был в отключке, какая новая угроза нависла над миром и что нужно предпринять для её устранения. Даже просто промотать этот диалог по-быстрому не получится, что очень «радует» игрока, случайно нажавшего на «Новую игру» вместо загрузки.
  • Dark Pictures — Man of Medan — по мнению многих пролог игры затянут.
  • Серия Far Cry, начиная со стартовой поездки во второй части этим грешит.
  • Ghosts’n Goblins — педаль в пол. После прохождения этой дьявольски сложной игры игроку сообщают, что всё происходящее было иллюзией Сатаны, а теперь надо пройти всё то же самое уже по настоящему на повышенной сложности. Так что всё первое прохождение, которое способны осилить не только лишь все, это и есть пролог.
  • Kingdom Come: Deliverance — пролог кончается после того, как герой попадёт на мельницу дяди Терезы, то есть после пары часов геймплея.
  • Genshin Impact — сюжетный пролог игры занимает примерно двадцать-тридцать часов игрового времени, включая фарм на необходимый для продвижения сюжета уровень. Игра этот факт подсвечивает, выдавая по окончанию пролога ачивку «Затянувшийся пролог».
  • В трилогии Ведьмака пролог увеличивается с каждой частью: от сравнительно небольшой крепости Каэр-Морхен к осаде замка Ла Валетт и довольно обширным окрестностям Белого Сада.
  • No One Lives Forever 2 — целая миссия в Японии по итогам которой Кейт Арчер получает сквозной удар катаной… как оказалось, не смертельный!
  • С оговорками — GTA: San Andreas. Первое время в Лос-Сантосе СиДжей будет гол как сокол: ни толкового оружия, ни брони, денег не дают и даже оружейные магазины закрыты! И тут придётся искать «секретки»,гриндить «побочки» вроде закраски граффити (а ништяки, не в пример предыдущим частям, дают только за ПОЛНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ задания!) или как-то прорываться через «забор» некоторых особо гадких миссий.
  • Серия игр Final Fantasy просто обожает этот троп, начиная с первой части. Но в отличие от многих примеров в данном списке, он не раздражает игрока. Потому что это линейная jRPG, где нельзя запорот прокачку персонажей, а прологи написаны хорошо.
    • Final Fantasy VII уже отдельный случай. В маркетинговых кампаниях очень часто ставили акцент на приключениях героев в Мидгарде, где они сражаются с могущественной мегакорпорацией. И поэтому это главе уделяется аж несколько часов геймплея. И уже потом после гонок на мотоцикле игрока отпускают в огромный мир. Также стало известно, что ремейк «семёрки» будет выпускаться эпизодами. И угадайте, чему будет посвящён весь первый эпизод?
  • The Legend of Zelda не отстаёт. Особенно начиная с Ocarina of Time.
  • Spellforce: The Order of Dawn — пролог представляет собой двухчасовую обучающую миссию на приличных размеров карте. Причина такой затянутости довольно проста — игра является смесью CRPG и RТS, и фактически обучений там два — сначала к ролевой составляющей, затем — к стратегической. Впрочем, его всегда можно пропустить, выбрав соответствующую опцию при создании персонажа.

Визуальные романы[править]

  • Fate/stay night. Первые три часа игры — это пролог от лица Тосаки Рин, которая не является протагонисткой. Аниме-адаптация от ufotable сохранила это, и первая серия идёт почти 50 минут. Следующая, к слову, тоже.
  • Hatoful Boyfriend. Можно сказать, что вся та часть, что про романтические ветки с героями — это огромный пролог
  • Danganronpa таки. В прологе происходит введение в курс дела и знакомство с персонажами (коих тут много и с каждым нужно познакомиться). И если в первой игре знакомимся мы со всеми персонажами в одной комнате, то в двух последующих нужно бродить по окрестностям и находить персонажей самим.
  • Uro no Shoujo — пролог, посвящённый детству Аято Хинагами, очень затянут: два часа чтения без единого выбора.
  • Higurashi no Naku Koro ni, первая глава Onikakushi: до того, как события начнут развиваться (появление Оиси и знаменитая сцена с «УСО ДА!»), проходит несколько часов. Педаль в пол, если считать прологом всю первую главу.

Музыка[править]

Очень часто имеет место быть в очень длинных песнях, в которых вступление может занимать длину обычной песни.

Реальная жизнь[править]

  • Пойдём по порядку. Вселенная возникла что-то около 13,8 миллиардов лет назад, а Земле всего 4,5 — хотя в принципе она могла бы появиться гораздо раньше.
  • Если считать прологом истории Земли весь период до Кембрийского взрыва, положившего начало той жизни, к которой мы более-менее привыкли, то получится, что из четырёх с половиной миллиардов лет первые четыре — одно огромное предисловие.
  • С точки зрения остальных существ царства животных, развитие человека — яркий тому пример. В то время, как очень многие животные достигают половой зрелости либо к концу первого года жизни, либо через два-три года, то у людей половое созревание наступает только в 13-14 лет.
    • Слоны и человекообразные обезьяны, к слову, тоже медленно зреют.
    • С другой стороны для насекомых характерна ситуация, когда личинка ползает себе много месяцев, а взрослая особь летает несколько дней, размножается и умирает. Частенько взрослые особи ничего не едят - хватает личиночных запасов.
  • Да и история человечества — яркий пример. Сколько лет люди жили в первобытном обществе — и сколько лет цивилизациям и государствам?
  • С развитием общества время окончания детства и наступления взрослой жизни у людей отдаляется всё дальше и дальше. Раньше детство было максимум до полового созревания. В наше же время детство обычно заканчивается в момент достижения совершеннолетия (обычно это 18 лет, что с учётом средней длительности жизни людей в 70-80 лет — почти что одна пятая жизни!). Правда, это можно ещё сильнее удлинить, так как многие люди после школы идут получать высшее образование, а этот процесс может затянуться от 2 до 6 лет.
    • Впрочем, сейчас многие считают, что самая интересная часть жизни относится именно к этому «прологу», а дальше начинается однообразная рутина.