Антисюжет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

На первый взгляд кажется, что перед нами идиотский сюжет, автор которого забил на всякий обоснуй косяк толщиной в полено и весь его скурил, пока сочинял. Педаль в пол — не только с сюжетом, но и с персонажами, деталями, даже языком полный раскосец! Автор — идиот?

А вот и нет! Автор просто создаёт антисюжет вместо нормального сюжета. Цель, которую он при этом преследует, чаще всего есть вывих мозга аудитории.

(Что никоим образом не исключает варианта с косяком.)

Основные отличительные признаки антисюжета:

  • Целенаправленный взлом жанровых конвенций. Произведение начинается как комедия? Приготовьтесь, что вам вскорости преподнесут расчлененный труп, и это ещё не худший вариант. Социальная драма? Не удивляйтесь, если в самый неожиданный момент с неба посыплются зелёные человечки и горящие собаки. Фэнтези? Герой узнает, что он Избранный, на радостях напьётся и утонет в ближайшей луже.
  • Не менее целенаправленный взлом структуры произведения. Три акта? Чего мелочиться, давайте пять, а лучше сразу восемь. Начинать положено с экспозиции, через завязку проводить аудиторию к кульминации? Не, мы сразу всех бросим в кульминацию, потом завяжем завязку через пуп на голове, а экспозиция — черт с ней, кто она вообще такая, чтобы приглашать на нашу вечеринку.
  • Причинно-следственные связи? Уныло. Пусть ничто ни от чего не зависит и ничем не будет обусловлено.
  • Оголтелая детализация и символизация. Навтыкаем как можно больше несвязанных друг с другом символов и деталей и заставим аудиторию отчаянно, мучительно СПГСить.
  • Сеттинг нередко выглядит как «возьмем коробку швейцарских паззлов, две коробки нормальных, Лего, колоду карт и домино, нарежем туда старых газет, смешаем, встряхнем, половину выкинем не глядя, а из оставшейся половины соберем какой-никакой мир». Время и место действия, продолжительность, последовательность — все кувырком.
  • Дополнительные эффекты: дикая музыка к фильму, дикие иллюстрации к тексту, дикие подписи к картинам и так далее…
  • Основная идея настолько жёстко задаёт ситуацию, что деформирует и мир, и характеры. Так работают классические пьесы абсурда у Хармса, Введенского, Беккета и Ионеско: это доведение до абсурда в общем-то понятных ситуаций. Например:
    • «Елизавета Бам» Хармса. Человека приходят арестовывать по абсурдному обвинению. Всё всё понимают, но машину уже не остановить.
    • «Ёлка у Ивановых» Введенского. С точки зрения вечности между убийцей, убитым и судьёй разницы нет, они все умрут, просто в разное время.
    • «Счастливые дни» Беккета. Женщина вспоминает своё прошлое. В первом действии она закопана в песок по пояс, во втором по шею.
    • «Бред вдвоём» Ионеско. Муж и жена постоянно ругаются, чтобы не слышать стрельбу на улице.

Не следует путать с Антисеттингом. В антисеттинге действия персонажей вполне могут быть логичны и понятны.

Не все антисюжеты объединяют все вышеперечисленные черты, но в большинстве из них большинство названных характерных примет имеет место быть.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Елизавета Бам» Даниила Хармса. Единственная поставленная при жизни пьеса автора, причём ровно один раз (в 1928 году). При всей буффонадности действия, саспенс выдержан образцово: до последней минуты зритель не знает, всё-таки арестуют или нет Елизавету пришедшие за ней оперативники-недоумки.
  • Любая пьеса Александра Введенского.
  • Пьесы Дмитрия Липскерова.
  • «Павлік Морозов» Леся Подервянского. Несмотря на то, что в подзаголовке обещана «Епічна трагедія», уже на перечислении действующих лиц становится ясно, что ждет нас абсурдистская комедия. И таки да! Она нас ждет! Генерал Власов вместе с ручным Филином выслеживает в тайге пионерский отряд, чтобы донести пионерские тайны до адмирала Канариса. Там они встречают любовницу генерала Власова Пелагею Ниловну, которая убежала в лес за ягодами, чтобы ее не избивали муж (Савва Морозов, похотливый куркуль) и сын (Павлик Морозов, эпичный герой). Пока она предается нежностям с Власовым, Савва и его приятель Щукин в пьяном угаре вызывают из болота храм Аполлона (избушку на курьих ножках), откуда появляется пророк Николай Островский и лупит куркулей и их любовниц. Пионеры при виде такого зрелища предаются покаянию, а Павлик душит отца и генерала Власова… И дальше в том же духе, причем за перипетиями этого бредового сюжета аудитория следит с огромным интересом и напряжением, потому что персонажи выпуклы и гротескны, диалоги просто искрят, все это фантастически смешно и написано разудалым русско-украинским суржиком.
    • Таковы более-менее все пьесы Леся, «Павлiк Морозов» просто самая монументальная.
  • «В ожидании Годо» С. Бэккета. Ровно то, что написано на упаковке: все ждут Годо, а его все нет и нет. Кто такой Годо и почему его все ждут? Очевидное предположение, что это, типа, Бог и он, типа, умер, сам Бэккет твёрдо отвергал.
    • По сравнению с «Нот» того же автора, «В ожидании Годо» — очень простое произведение.
  • Любая пьеса Эжена Ионеско.
  • Спектакль Ростовского театра кукол 1980-х «Цирк Принтинпрам». Кроссовер по стихотворениям Д. Хармса.
  • Пьеса Козьмы Пруткова «Опрометчивый турка». Театр абсурда до театра абсурда — сюжет проследить невозможно, персонажи ведут разговор, думая о чем-то своём и реагируя на случайное слово в реплике собеседника, никакой опрометчивый турка не появляется вообще, а в тот момент, когда сюжет вроде бы начался, пьеса просто обрывается.
    • Евгений Лукин «С нами бот» — также о реакции на случайное слово (да что там слово — на последовательность звуков, похожую на слово). Деконструкция: пока протагонист пытается доискиваться смысла в словах собеседников, все его презирают, а то и ненавидят; когда же начинает отвечать на случайные созвучия — мгновенно становится душой компании и делает карьеру.
  • Творчество Славы Полунина и его «театра». Так сказать пантомима и клоунада на сцене. С кучей аллегорий и аллюзий.

Литература[править]

  • Л. Кэрролл, Алиса в Стране чудес — пожалуй, можно считать основоположником направления. Аналогично и адаптации.
    • А вот в одноименном фильме Т. Бёртона сюжет есть. Но это продолжение той истории. Тем не менее логика чередуется с абсурдом. См. https://www.youtube.com/watch?v=A5cSqtvW4SA
    • Аналогично и в играх American McGee’s Alice и Alice: Madness Returns.
    • Впрочем, есть и другие альтернативные продолжения сказки (фильмы, сериалы), в которых более-менее нормальный сюжет при безумном сеттинге.
  • Владимир Сорокин вообще любит антисюжеты, но особенно выражен антисюжет в повести «Сердца четырех». Повесть качественно стилизована под конспирологический триллер с заговорами и спецслужбами, но при этом начисто лишена какого-либо вменяемого сюжета — смысл бурной деятельности персонажей совершенно непонятен, многочисленные чеховские ружья не стреляют, вроде бы важные персонажи исчезают, не оказав никакого влияния на события, и так далее. Не самое лучшее произведение Сорокина — все-таки нельзя построить объемное произведение целиком на антисюжете.
    • Смерть четырёх главных персонажей в финале — внутри(анти)сюжетный хэппи-энд. На протяжении всей книги персонажи бросают игральные кости ради некоей высшей цели… А в финале сами они становятся выбрасываемыми игральными костями.
    • Возможно что «Очередь» намного вернее служит делу вывиха мозга. В «Сердцах четырёх» хотя бы понятно кто и что делает (до конца остаётся неизвестно зачем). В «Очереди» же очевидно «зачем», но — кто все эти люди?
  • Хрестоматийный пример: «В лабиринте» Алена Роб-Грийе.
  • «Уловка-22» же! Каноничный пример абсурдизма.
  • Стихотворный вариант от Юрия Нестеренко на тему истории и литературы. Не имеет даже названия. Впрочем, в финале подводится итог всех «сюжетных линий».
  • Плоский мир Пратчетта — книга «Последний континент». Какого чёрта тут происходит, как одни события связаны друг с другом, почему всё в итоге разрешается, какие усилия герои для этого приложили? Пратчетт, конечно, мастер деконструкции, но в этот раз он деконструировал даже сюжет.
  • Берроуз — «Голый Завтрак», да и большая часть его работ в принципе. Мало того, что составлен по «методу нарезок», так еще и каких-то вменяемых логических связей там почти нет, а сама книга представляет из себя сборник наркотических трипов и отборного трешака, так что толком не понятно, где глюк, а где реальность
  • «Хромая Судьба» Стругацких. В каждой главе жизнь главного героя норовит сорваться в черт-знает-что, но в следущей главе об этих обстоятельствах просто забывается.

Кино[править]

  • Британский фильм 1970-х годов «О счастливчик». По ходу действия герой попадает из одних мест и жизненных ситуаций в другие, даже успел в тюрьме отсидеть. Истории, в которых он оказывается, начинаются без никаких предпосылок и резко обрываются. В большинстве из этих историй от действий героя ничего не зависит.
  • Немного антисюжета содержит фильм «Плетёный человек» с Николасом Кейджем: когда полицейский получает от бывшей жены известие о пропаже его дочери, ему является некое видение с участием дочери. Однако реальности это видение никак не соответствует и его сюжетная необходимость состояла, по-видимому, в нагнетании атмосферы.
  • Любой фильм того самого Алена Роб-Грийе.
  • Любой фильм Питера Гринуэя. Судя по всему, очень сильно повлиял на Курёхина.
  • «Левиафан (фильм)». С первых кадров прикидывается социальной драмой, которая грозит развиться в боевик. А вот фиг! Сюжет, на первый взгляд, целиком состоит из «левых» натяжек и допущений. На второй взгляд — все подчинено единому авторскому замыслу: показать, какой ППЦ и абсурд эта текущая российская реальность.
  • «Трудно быть богом» А. Германа. Здешний антисюжет даже нет смысла описывать, поскольку весь фильм — набор практически несвязанных эпизодов продолжительностью от пяти до тридцати минут. Главный герой фильма, без всякого преувеличения — фекалии. Они повсюду: растекаются по земле, сыплются с неба, плавают в воде, размазаны по лицам персонажей. Понять, что происходит в кадре совершенно невозможно: кто-то на кого-то кричит, кого-то лупит, кто-то куда-то бежит, иногда действие замирает на несколько минут на статичную картинку колодца, все издают странные, хрюкающе-визжаще-лающие звуки, в разгар сцены в кадр может влезть вообще левый мужик и начать что-то невнятно орать или бормотать. Картина шизофрении довершается абсолютной неадекватностью абсолютно всех персонажей, полным отсутствием логики и причинно-следственных связей, а также чёрно-белой картинкой.
    • Есть мнение, что режиссёр максимально гротескно передал на экране жизнь человечества. Дерьмо, в данном случае, художественная аллегория грязи, порока и насилия, а творящийся в кадре угар подозрительно похож на самую реалистичную попойку самых обычных людей.
      • Однако куда более популярно мнение, что режиссер был просто, кхм... малость не в себе.
  • «Два капитана 2» Курёхина. Вы начинаете смотреть документальный фильм о предпосылках Первой Мировой Войны. Кадры исторической хроники увлекательны. Закадровый голос рассказчика приятен. Но что это? Вам не кажется, что осмысленные по отдельности фразы рассказчика не имеют никакой связи между собой? Да что там! Он же вообще несёт полный бред. Никакого сюжета здесь нет. И это вообще не исторический и не документальный фильм. А мокьюментари, пародия, мистификация.
  • Третий сезон сериала Твин Пикс являет собой наглядный пример применения такого приёма в режиссуре.
  • На заре кинематографа, часть фильмов Жоржа Мельеса представляла кинофокусы и нагромождение спецэффектов ради самих же спецэффектов. Так сказать, перенос сценической магии на экран. Впрочем, другая часть фильмов имела более или менее привычный (хоть и местами гротескно-клюквенный) сюжет. Плюс, не надо забывать что тогда кинематограф был немым и еще не имел так много выразительных средств. См. мультик, посвященный юбилею
  • «Ты, живущий» — сюжет в этом кинофильме, состоящем из пятидесяти разрозненных сценок, отсутствует как таковой, а летящие в конце бомбардировщики вкупе с общей слегка чокнутой интонацией фильма как бы намекают, что мы все находимся на пороге конца света.

Телесериалы[править]

  • «Вовочка». Т. к. сериал является экранизацией анекдотов, а персонажи не столько личности, сколько архетипы, то и сюжетных линий в нем практически нет.
  • «Дело о мёртвых душах» Павла Лунгина. Что получится, если в одном сериале намешать все произведения Гоголя сразу?

Мультфильмы[править]

(link)

Но тут лиса бежала, А может не бежала, А может это страус злой, А может и не злой, А может это дворник был
  • «Пластилиновая ворона» — весь мультфильм об этом.
    • В сущности, не троп, а аверсия. За абсурдистскими вставками довольно легко разглядеть не отклоняющуюся от первоисточника экранизацию "Вороны и лисицы" И.А. Крылова
  • Элементы антисюжета часто встречаются в "Симпсонах", как например, побочные сюжетные линии, которые ведут в никуда, и сцены, нарушающие логику повествования.
  • «Жили-были» (Россия, 1994): шуточные вариации на тему известных сказок. При этом, чисто технически — событийная мешанина, абсолютно лишённая драматургии.
  • «Прогулка» (Союзмультфильм, 1986) — для знакомства детей с классической музыкой С. Прокофьева показана летняя прогулка детей.
  • Аналогично «Гномы и горный король» (Россия 1993 г.). Фантазии, стилизованные под наблюдения пастуха «из жизни» под музыку Э. Грига.
  • Независимый хоррор-мультфильм «Куда покойники уходят умирать» Джимми Кримера. Представляет собой антологию трех историй, вроде бы происходящих в одном мире. Периодически появляются одни и те же второстепенные персонажи, и даются намеки на связь историй и персонажей друг с другом, но по ходу повествования они начинают сами себе открыто противоречить. В итоге остается абсолютно непонятно, какая история хронологически следует после какой, да и как вообще в этом мире действует время. Следует добавить к этому бэд трипы, которые хоть раз ловит герой каждой из историй, хаотично разбросанные по фильму христианские и сатанистские символы (не значащие вообще ничего), монологи персонажей, абстрактно объясняющие систему работы данного мира (не очень полезные: информацию доносят либо откровенно сумасшедшие главные герои, либо манипулятор Лабби, которому доверять явно не стоит, либо другие сверхъестественные существа, не дающие к своим словам никакого пояснительного контекста) и получается во всех отношениях уникальный и незабываемый экспириенс.
  • Великое множество компьютерных мультиков 1980х и начала 1990х. Зачастую представляли собой «зарисовки из жизни», которая происходила в компьютере. Tipsy Turvy (1989), Vol Libre (1980), «Хромозавры» всевозможные американские горки, другие планеты и т. п. Создавались преимущественно для того, чтобы показать возможности компьютерной техники.

Манга[править]

  • Fujimura-kun Meitsu — первый том или даже полтора идет абсурдистская комедия про школу им. Кащенко, в которой герой непрестанно офигевает от действий своих одноклассников и других школьников, которые сплошь те еще шизофреничные личности (шлемоголовый староста, самозваная возлюбленная Эрико, пустоголовая президент школьного совета и пр.), диалоги кажутся бредом сумасшедшего. Дальше, впрочем, градус безумия все-таки снижается, сюжет обретает какую-никакую крышу и связность, превращаясь в более-менее удобоваримый школьный ромком.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — Эндрю Хасси обожает этот троп. Прервать эпичное полотно какой-нибудь шуткой юмора или наоборот, во время чего-то весёлого и яркого внезапно дать читателю просраться кирпичами? О, это ещё мелочи. Как насчёт того, чтоб одним махом убить сразу множество любимых (и в основном положительных) персонажей? Или, долго показывая злодея как значительную угрозу, в какой-то момент просто задвинуть его и вспоминать лишь по настроению? Или вставить кучу интересных и важных мелочей на задний фон, так что картинку, в лучших традициях квестов, приходится не просто смотреть, но и рассматривать? А ведь ещё можно проспойлерить сюжет в процессе повествования, и это не говоря уже о таких мелочах, как автор и читатель в качестве персонажей…

Видеоигры[править]

  • С прикрученным фитильком — в игре Who Shot Johnny Rock. Ну а чего вы хотели от помеси тира-стрелялки с квестом?.. Всё это ещё и сделано в стилистике голливудского нуара 1930-х, а также комиксов о Дике Трейси.
    • Троп используется совершенно осознанно, потому что подобные «who-done-it»-детективы тут ехидно пародируются. Заодно очень интересно обыгрывается видеоигровая (аркадная) специфика. Главный герой — частный сыщик, которого нанимает классическая роковая красотка, чтобы он выяснил, кто убил певца Джонни Рока, её жениха. Подозреваемых четверо, у всех были дела с Джонни, и у всех были мотивы для убийства. Убил, однозначно, кто-то из них. И что же нужно сделать? Допросить по очереди всех подозреваемых, предварительно В ОДИНОЧКУ разгромив их заведения и без всякой жалости постреляв толпы их приспешников и вооружённых клиентов (герой считает правильным нарушение закона ради его соблюдения, и при этом он настолько крут, что полиция боится иметь с ним дело, не крыть же его артобстрелом; а меньшими средствами ничего не сделаешь). После этого каждый из подозреваемых даст сыщику подсказку (а спрашивается, ЗАЧЕМ?), и на основании этих четырёх подсказок надо установить, каков шифр от личного сейфа Джонни. Добираться до сейфа придётся под градом пуль, сквозь особняк Рока, оккупированный чьими-то братками, причём как раз и предстоит выяснить, чьими же. А уж в сейфе обязательно будут данные о том, кому из четверых этот самый Джонни насолил крепче всего. Осталось только пойти в соответствующее заведение, перестрелять оставшуюся охрану, а главаря обезоружить не убивая. И вот он признаётся в убийстве, его уводит полиция… хэппи-энд!
    • Можно даже восстановить ход мысли того из четырёх подозреваемых (при каждом прохождении это рандом), кто действительно виноват. «Ну так и быть, я дам подсказку, которая, если этот хренов сыщик выживет, приведёт его в итоге прямиком ко мне, а мне обеспечит солидный срок на киче. Но ведь сыщика по дороге могут вальнуть, не супергерой же он — только на это вся моя надежда!».
    • Возможно также, что каждый из четверых гангстерских заправил надеялся, что в сейфе больше компромата на трёх конкурентов, чем на него самого. Но это слишком хилый обоснуй.
    • А если учесть, что протагониста-сыщика несколько раз пытались убрать ещё на стадии переговоров с невестой убитого Джонни, т. е. в прологе…
      • Наконец, не исключено, что эта самая невеста — Джилли Рэд — и стояла за всем этим, и настоящая убийца (или заказчица) тоже именно она. Для пародии на нуар — это было бы самое то. (Роберт Гриб, кажется, планировал сделать игру-сиквел, где в итоге выяснялось бы именно это, а Рэд была бы финальным боссом. Но не сложилось: сиквел так и не был создан.)

Музыка[править]

  • Боб Дилан, «Black Diamond Bay» — длинная баллада со многими персонажами, которая намекает то на любовный, то на криминальный, то на шпионский сюжет… а потом всех персонажей внезапно убивает извержение вулкана, а лирический герой читает об этом в новостях и думает «всё равно я не собирался туда ехать».
  • Ти Боун Бёрнетт, «There Would Be Hell To Pay» — песня, стилизованная под кантри murder ballad о том, как профессиональный игрок застрелил роковую женщину… которая потом оказывается живой, появляются какие-то другие персонажи и наконец становится невозможно понять, что вообще происходит.
    • Его же «The Strange Case of Frank Cash and the Morning Paper» — начинается как интригующая фантастика о гангстере, который начинает получать газету, почему-то печатающую спортивные новости из будущего, но вместо объяснения происходящего внезапно разрушается четвёртая стена, потом наступает ложный финал, потом четвёртая стена восстанавливается обратно, и слушатель остаётся с вопросом «Что это было?».
  • Фрэнк Тови, «Bridge St. Shuffle». Кто-то куда-то ходит, а в припеве предлагается посмотреть на азартную игру в самоубийства.
  • Аквариум, «Нога Судьбы» и «Афанасий Никитин Буги» — странные персонажи творят странные дела.

Субверсия[править]

Иногда особо ушлые авторы поступают наоборот: показывают вроде бы антисюжет, но по мере продвижения выясняется, что это нормальный сюжет, да еще и круто сделанный.

Примеры субверсии[править]

  • Уже практически классика: «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. В прологе парочка бандитов грабит кафе… и автор тут же о них забывает, переключившись на двух других бандитов, идущих на какие-то разборки. Разборки занимают две минуты, а перед этим бандиты долго рассуждают про европейские «Макдональдсы», массаж ног и семейную жизнь своего шефа, потом они приходят к этому шефу почему-то уже в трусах, а не в костюмах, потом один из них ведет жену шефа в ресторан… Мама, кто с кем и где чьи ноги?! Но уже к середине фильма четко выстраивается фабула, а финальный эпизод служит прекрасным завершающим арочным камнем.
    • «Убить Билла», по идее, тоже. НУЖНО УТОЧНЕНИЕ
  • Supernatural, шестой сезон — до последних трёх серий сезон воспринимается, как странное нечто без единой фабулы (невольно кажется, что сериал исчерпал себя). Но финал меняет всё: выглядевшие совершенно несвязными обрывки повествования на глазах выстраиваются в необычайно интересный сюжет с непередаваемым духом нуара. Возможно, это лучший сезон за всю историю сериала.
    • Однако, несмотря на атмосферу, в этом сезоне наличествует огромная дыра в сюжете, которая портит впечатление въедливым зрителям. Если коротко: на кой Кроули понадобилось Чистилище, если он мог просто поглотить половину душ Ада?
  • Веб-сериал «Внутри Лапенко» — двойная субверсия. Повествование постоянно скачет от застенчивого Инженера к параноидальному Журналисту, от «Багрового Фантомаса» к «Железным рукавам», внезапно вмешивается Катамаранов и переворачивает всё с ног на голову. К концу серии становится понятно, что стало причиной того или иного события в жизни героев и как они друг с другом взаимодействовали, но абсурд от этого только расцветает новыми высотами.
  • Комикс "Семь солдат победы" Гранта Моррисона. Лютый зигзаг. Изначально рассказывается о команде супергероев "Семь солдат победы" из 8 человек. Но в первом выпуске они все погибают. В дальнейшем начинаются истории различных семи героев так или иначе связанных с вторжением Шидов. Все эти события были вызваны Семерыми неизвестными с болот с помощью Затанны и приводят к победе над Шидами (сами герои так и не объединялись в единую команду). НО линия Скотта Фри - это настоящий вывих мозга слабо связанный с сюжетом и его можно не учитывать. Но это связано с уже другой серией "Последний Кризис".