Сюжет для галочки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Excuse Plot. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сюжет в игре, как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен. »
— Джон Кармак
«In the 21st century, evil mutants led by Magneto aim to destroy the world. Humans can do nothing against the power of the evil mutant. The only hope is… X-MEN» (игра X-Men для аркадных автоматов)

«Армия злых монстров во главе с Тёмным Властелином напала на наше королевство! И вдобавок ко всему они похитили принцессу! Ты герой, и ты должен спасти Принцессу и одолеть злодея!» — сказал король рыцарю. А дальше… герой приходит в логово Тёмного Властелина и надирает ему задницу, а затем женится на принцессе и жили они долго и счастливо. Конец!

Сюжет чисто для галочки — это сюжет, который можно описать одним предложением. Здесь вы не встретите глубокой проработки персонажей, философских рассуждений и развития сюжета вообще. Впрочем, это не мешает особым умникам искать в таком сюжете глубокий смысл. Чаще всего данный троп встречается в видеоиграх, где во главу угла ставится интерактивность, а не сюжет (хотя некоторые разработчики умудряются создать целый жанр интерактивного кино), особенно если игра вышла в 80-ые и 90-ые годы. С фитильком — многие голливудские боевики, где сюжет весьма посредственен, и ставка сделана на ЭКШОН, ВЗРЫВЫ и СПЕЦЭФФЕКТЫ. Особенно если фильм снял печально известный Майкл Бэй.

Однако вещи, где сюжет намеренно сделан простым, но при этом неглупые и качественно сделанные, под троп не подходят. Важно понимать разницу между сюжетом, который сделан простым специально, и сюжетом, который делался на «отцепись», потому что на него всем было плевать. Простой сюжет ≠ «идиотский». Пример — фильм «Судья Дредд» (2012). Там простой сюжет? Да. Это глупый фильм? Вовсе нет. В нём персонажи ведут себя вполне разумно, сюжет внутренне логичен и нет навязших в зубах клише. Стало быть, это не наш случай. Или инди-игра Hellblade: Senua’s Sacrifice. Её сюжет можно описать одним предложением? Да легко! Притом это одна из самых расхваленных за свою глубину и неординарность видеоигр.

Родственный троп — есть бюджет — не нужен сюжет, но в нашем тропе речь идет обо всех проектах с минимальным сюжетом, вне зависимости от размера бюджета.

Отдельный случай — это когда сюжет для галочки становится клише. Типичный пример в космических операх — «злой властелин угрожает поработить Галактику, ты должен защитить Галактику», после чего персонажу выдается космоистребитель и он начинает косплеить Люка Скайуокера. Причем это может быть и игра, и фильм, и в особо чудовищных случаях либо фильм по игре, либо игра по фильму.

Примеры[править]

Видеоигры[править]

«

xxx: В детстве у меня была игра Blaster Master, на денди.

xxx: сюжет: лягушка, сбежавшая из аквариума, наткнулась во дворе на СЛУЧАЙНО оказавшийся здесь ящик с обогащенным ураном, от голода захавала его и ушла под землю. хозяин полез за ней и спас мир.

xxx: до сих пор гадаю - зачем лягушка?!

»
— Баш, как обычно, в теме
  • Шутеры от первого лица с упором на стрельбу: многое говорят, что здесь главное, чтобы он был, как в порнографии, в их числе олдскульные шутеры вроде Quake и Serious Sam.
    • Собственно, многие видеоигры 80-ых и 90-ых годов были ярким воплощением тропа[1]. И речь заходит не сколько про технические ограничения тех лет, сколько факт того, что в те времена видеоигры были веселым аттракционом, а не отдельной ветвью искусства. А если был сюжет, то только в квестах и играх жанра jRPG. Да, именно jRPG, потому что в западных RPG тех лет сюжет сводился к квесту «убей дракона в том подземелье». А потом пришел Хидэо Кодзима
      • Эти олдскульные игры это как раз и есть игры "аркадного типа".
    • Многие игры на смартфонах тоже подходят под данный троп, ибо они созданы в первую очередь для того, чтобы игрок скоротал за ней время где-нибудь в метро. Отсюда и простой однокнопочный геймплей.
  • Doom — главный кодификатор тропа. Интересно, что первоначально сюжет в игре все-таки должен был быть, и даже была написан сценарий в виде книги «Библия Doom», которая раскрывает подробное описание мира игры. Но потом Джон Кармак сказал Великую Цитату (другая великая цитата Кармака, это «скорость света сосёт»), вынесенную в эпиграф к статье, и мы получили веселую мясорубку в марсианском аду, а сюжет — пара страничек мануалов (которые геймеры всё равно не читали) и небольшие текстовые вставки после эпизодов первой части и логических сегментов второй. А потом вышла пара новеллизаций, где сюжет уже был. И фильм, где сюжет был (правда, к сюжету игры он имел лишь отдалённое отношение).
    • В перезапуске серии 2016 года, видимо, нашли «золотую середину». Сюжет в игре снова хорошо проработан[2][3], однако основной упор сделан на отстреле всего, что шевелится (как в «старом добром Doom»), а сюжет раскрывается через эхо-голограммы, Скрижали и записи Кодекса, мимо которых можно смело пройти.
    • Тем не менее, в третьей части (где игру к тому же превратили в Survival-horror), сюжет детально проработан и разбросан по почтовым и аудио-сообщениям КПК сотрудников UAC. И ознакомиться с ним придётся, поскольку эти самые КПК обновляют уровни допуска, а из этих сообщениях можно ещё и узнавать коды к замкам.
  • Bad Dudes (vs. Dragon Ninja) для аркадных автоматов и NES — сюжет просто гениален. В заставке игроку говорится ровно две фразы: THE PRESIDENT HAS BEEN KIDNAPPED BY NINJAS. ARE YOU A BAD ENOUGH DUDE TO RESCUE THE PRESIDENT?
  • Аверсия в случае с Five Nights at Freddy's. По первоначальной задумке сюжета не должно было быть! Вы охранник, который должен защищаться от аниматроников в закусочном в течение пяти-семи ночей. Вот и всё! Но фанатов это не остановило. В конце концов Скотт все таки решил добавить в своё детище намеки на сюжет, которого даже нет на самом деле. Автор данной статьи чует задницей, что надо создать троп о сюжетах, которые поддаются через теории.
    • Учитывая то, что ещё в первой части записи с телефона уже представляют собой некие на первый взгляд бессвязные намёки на происходящие события, это всё-таки не этот троп. Тут, скорее, действительно случай, когда сюжет подаётся намёками с расчётом на то, что фанаты будут пытаться связать их между собой. По сути, только после прохождения четырёх частей игры можно собрать более-менее последовательную картину.
    • В Baldi’s Basics ситуация еще плачевнее, чем во FNAF. По задумке игра должна быть достойным На Тебе в сторону трешовых инди-хорроров вроде «Слендера» и жесткой пародией на низкокачественные обучающие игры 90-ых (поэтому игра и сделана Нарочито плохо). Даже секретная комната, где раскрывается вся правда об игре, является отсылкой к подаче сюжета маэстро Коутона. Но глупые игроки воспринимали игру всерьез и начали находить в ней отсылки к Библии…
  • Жесточайшая деконструкция в Shadow of the Colossus (необычной игре от создателей Ico). Вначале сюжет ясен: Вандер отправляется в храм, где проживает бестелесный дух Дормин. Вандер хочет воскресить свою возлюбленную. Дормин авторитетно говорит, что для её воскрешения нужно убить всех колоссов (единственных противников в игре). Вандер далее в течение всей игры занимается их истреблением… и только. Но в конце происходит ТАКОЕ! Впрочем, если внимательно прочесть диалоги и детально изучить мир игры, становится ясно, что Дормин явно использует Вандера в своих корыстных целях.
  • Марио же! Одна из самых лучших игровых франшиз до сих пор пользуется примитивным сюжетом о спасении Принцессы Пич от Боузера. Благо, что все это компенсируется геймплеем.
    • А в Super Mario Galaxy жесткая инверсия. Как вам, например, предыстория Розалины? Но самое эпичное — это концовка, которой позавидовал сам Хидеаки Анно! В конце всю Вселенную (включая героев) засасывает огромная Черная Дыра, уничтожающая все живое. Но Люмы жертвуют собой, чтобы спасти Вселенную. В итоге происходит Большой Взрыв. Таким образом «перезапускается» вся Вселенная, а герои воскресают. Welcome to the New Galaxy! Автор статьи даже разрыдался от такой трогательной концовки, особенно если собрать все 120 звезд.
  • В принципе, под этот троп попадают и многие другие игры Nintendo "в аркадном стиле".
  • Ну и игры их бывших конкурентов про Соника туда же. Начиная с Adventure в главной серии как правило инверсия (но встречается и прямой троп, например Heroes).
    • Одна из причин, почему ремастер классики Origins ругали - потому что он практически ничего не добавил.
  • Minecraft — никакого сюжета в песочнице по понятным причинам не планировалось, но по просьбам трудящихся, которым подавай сюжет, эндгейм и финальные титры, Нотч это всё добавил. Поэтому, при убийстве финального босса Эндер-дракона, игра, как и положено проектам с сюжетом, покажет закономерные титры. Что, впрочем, вовсе не означает конец самой игры. После обновления Энда убийство дракона открывает путь к городам Энда, где можно найти зачарованные алмазные инструменты и оружие, а также путь к получению двух самым полезных и крутых вещей в игре — панцирь шалкера (нужный для шалкер-боксов, работающих как ранец) и элитры (надкрылья, на которых можно летать, используя фейерверки).
    • Однако, его добавили в майкрософтовских спин-оффах, Dungeons и Legends, и он здесь именно что для галочки (по-крайней мере в первой игре).
  • Terraria, которую незаслуженно считают 2D-клоном предыдущего примера. С фитильком, потому что до 2019 года лор не раскрывался, но монстры, окружение и диалоги NPC давали игроку понять, что мир оказался не таким простым, чем кажется. Кстати, Финальный Босс игры — брат Ктулху!
  • Little Nightmares: сюжет в игре как бы есть — девочка по прозвищу Шестая пытается выбраться с огромного корабля. Также, на официальном сайте немного рассказывается о персонажах. Но в самой игре, ничего толком не объясняется. Впрочем менее увлекательной она не становится.
  • А также старшие братья предыдущей игры — LIMBO и INSIDE. В LIMBO просто заявлено, что герой должен спасти свою сестру из Лимба. А в сюжете INSIDE просто написано, что одинокий герой оказывается в центре мрачного проекта. Вот и всё — вам ничего не будут объяснять насчёт происходящего в игре, сами всё придумайте. Но опять же, играть интересно.
  • Wing Commander. Есть космоавианосец «Тигриный коготь», есть пилоты истребителей и сами истребители. А ещё есть злобные Кильрафи, от которых надо защищать галактику. Не смотря на то, что сюжет тут явно только для галочки, персонажи для тех времен были проработаны шедеврально, плюс у каждого была своя, особая манера пилотирования (что выливалось в «если Маньяк начнет гоняться за кильрафи в патруле — разрешаю пристрелить»). Это привело к тому, что в конечном счете у игры появились и бэк, и сюжет, и даже книжная серия по мотивам, но с каждой частью игра становилась всё хуже, а потом по ней сняли фильм.
  • Mount & Blade — отличный симулятор феодала с проработанной боёвкой (а конные бои тут и вовсе загляденье), однако сюжет завезли только в фанатских дополнениях «Огнём и мечом» и «Viking Conquest».
  • Шутемапы от компании CAVE отличались не только зубодробительной сложностью, но и субверсией типичного сюжета «ты хороший, они плохие, лети и стреляй». Взять хотя бы самый первых DonPachi, где бои, в которых мы участвуем, — просто тренировка, а уничтожаемые нами танки и самолёты являются управляемыми, то есть чтобы прокачаться и стать суперпилотами, пилоты корпуса DonPachi убивают, убивают и убивают собственных сослуживцев на протяжении семи лет. Это сейчас нам кажется, что получился идиотский сеттинг и «так мрачно, что уже пофиг», а для аркадных автоматов и 90-х это было неплохо. Наверное.
  • Жесточайшая аверсия в играх серии BioShock. Казалось бы, зачем шутеру сюжет? Тем не менее, сюжет есть, и он — просто офигенен. Своего апофигея данный подход достиг в BioShock Infinite. Автора правки даже где-то читала, что первый BioShock был этакой натебейкой от Кена Левина в сторону Джона Кармака!
    • Это boomer-шутеры (и pvp-шутеры) не имеют сюжета, а вот всякие там Call of Duty, Resistance и тд очень даже имеют. Да и среди boomer-шутеров сюжет тоже встречается, например Unreal и пограничная данному жанру Half-Life.
  • Почти все hack&slash RPG и прочие лутоцентричные игры — аналогично шутерам из примера выше. Все равно главное в таких играх — толпы мобов, гринд и задрачивание билдов. При этом в играх-прародительницах поджанра, первой и второй «дябле», сюжет и проработанный сеттинг все-таки есть, и он даже неплохой. Другое дело, что мало кто вообще обращал на него внимание.
    • В Sacred тоже есть крепкий сюжет с феодальными интригами и даже каким-никаким историческим анализом: Анкария — типичное позднесредневековое королевство, где идет противостояние между королевской властью, стремящейся к абсолютизму, и старой феодальной знатью в лице барона Де Мордри.
  • Hong Kong 97 — сюжет игры: надо уничтожить всё населения Китая. Все 1,2 миллиарда человек (на момент выхода игры). Потому что они все «fuckin' ugly reds»©.
  • Hitman Contracts — на протяжении всего сюжета 47-ой лежит раненный в номере отеля и вспоминает свои прошлые выполненные контракты.
  • Sniper Elite — во всех играх Карл Фейрбёрн занят одним и тем же: не даёт ценным технологиям попасть в руки (вероятного) противника или останавливает разработку очередной нацистской вундервафли.

Не из игр[править]

  • Пляжные эпизоды в аниме как явление. Сюда же относятся горячие источники.
  • 99 % сэнтай- и кайдзю-фильмов. У нас тут ОБЧР дубасит огромного монстра небоскрёбом, какой ещё сюжет?!
  • Фильмы Майкла Бея, которые на 90 % состоят из сплошного экшн-поноса. Стал кодификатором тропа Есть бюджет — не нужен сюжет. Однако если говорить по-честному, при обилии экшнпоноса в некоторых его фильмах сюжет таки был.
  • Совершенно особый случай — архетипичный сюжет космооперного типа, который выдается главгерою фильма «Последний звёздный боец». Смущает фраза? Главгерой (Алекс) живет обычной жизнью и рубится на игровом автомате в игру «Звёздный боец», где он — стрелок истребителя «Ганстар», защищающий оборонительную систему «Рубеж» звёздной федерации Райлан от злобного Зура и империи Ко-Дан, о чем автомат сообщает всей округе, пытаясь привлечь новых игроков. Внезапно Алекс, умудрившийся выиграть в игру, набрав миллион очков, узнает, что на самом деле этот автомат — тест для потенциальных новобранцев организации звёздных бойцов, причем райланцы и коданцы существуют взаправду, а так как базу райланцев взорвал Зур, то Алексу придётся в одну харю защищать Рубеж от империи Ко-Дан. Даблкилл: есть настоящая компьютерная игра — Star Riders II (1986 год, платформа Atari) и новеллизация. Фильм вышел после «Звёздных войн», что уже как бы говорит нам, что он вторичен, что ещё веселее, это то что делала фильм банда Роджера Кормана, который заслуживает отдельной статьи как своими «шедеврами» кинопродукции, так и внушительным списком воспитанников Кормана, ставших легендами кино. Кроме того, кино не смогло получиться плохим (во всяком случае, в прокате не провалилось, несмотря на то, что критики назвали его несколько вторичным). При этом впервые в кино была применена трёхмерная компьютерная анимация в размере «более чем дофига» (полчаса фильма — это спецэффекты, чего раньше не было нигде). Наработанная специалистами по компьютерным спецэффектам экспа привела к съёмкам фильма «Назад в будущее», где была применена точно такая же технология работы с летающим автомобилем. Хорошая работа!
  • Порнофильмы — за редким исключением в такого рода произведениях всегда положение, где все счастливы, делают приятные вещи и всегда наступает счастливый финал. Правда иногда встречаются исключения и попадаются фильмы с полноценным сюжетом. Потом такие ищут на всяких сайтах по описанию…
    • Примерно до середины 1980-х ситуация была диаметрально иная: в фильмах с тремя иксами присутствовали и некая драматургия, и простенькие сюжетные твисты, и прописанные диалоги, и юмор и/или конфликт… Но потом порнобароны спохватились и поняли, что их продукцию смотрят не ради системы Станиславского.
  • А также некоторые музыкальные клипы, в которых есть сюжет. Некоторые снимают полноценные полнометражные работы: «Interstella 5555», «Yellow Submarine».

Примечания[править]

  1. Но четвёртая часть Battletoads на игровых автоматах (1994 года; не путать с пресловутой первой частью на восьми битах, которая 1991 года) выделяется даже на этом фоне. Сияющий эталон тропа и педаль в асфальт! «Просто пошли, поколотили врагов, а потом отступили на базу!» И ВСЁ! Даже не спасали никого.
  2. Хотя и остались белые пятна — игра явно создавалась с расчётом на продолжение. И в грядущем Doom Eternal разработчики обещали расширить и детализировать мир игры.
  3. Что, собственно, и произошло — Doom Ethernal позакрывал многие белые пятна, оставшиеся после прошлой части, и даже умудрился отвесить поклон первым играм серии (рассказав о том, как, по сути, обычный морпех, которого мы знаем как Думгай, стал Палачом Рока и приобрел силы, заставившие и без того стремавшихся Думгая демонов бояться его еще сильнее)