Злодей пишет сюжет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villains Act, Heroes React. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Этот троп о ситуации, когда сюжет создаётся благодаря действиям злодея. Действительно, зачастую, если в начале произведения у кого-то есть план, то этот кто-то почти всегда злодей. Обычно это происходит, потому что:

  • Злодей, чтобы продемонстрировать свою природу, должен совершить что-либо предосудительное. Чтобы напряжение сохранялось, а у героев был повод для борьбы; должна также присутствовать угроза другого злодейства в будущем. То есть злодей должен действовать с самого начала произведения и иметь надежду продолжить в том же духе. На самом деле: если о ком-то известно, что он злодей, но он не делает ничего предосудительного сейчас и не планирует делать потом — в чём смысл действий героя? Отомстить за что-то, о чём зритель не имеет ни малейшего представления, потому что это ему не показали?
  • Новое в принципе часто воспринимается людьми как страшное и опасное, текущее состояние дел — как хорошее или хотя бы сносное. Поэтому большинство героев являются защитниками. Под это описание подходят полицейские, врачи, родители детей, которым угрожает какое-то (возможно, сверхъестественное) зло и просто люди, защищающие свою жизнь и благосостояние. В этом случае все их действия существуют только как реакция на возможную угрозу со стороны.
  • Бездеятельный злодей — это часто плохой ход. Если герой борется со злом, а главные силы зла игнорируют и его, и весь остальной описываемый автором мир — как объяснить это? Они что, не видят, как им приходит конец?
  • Проще показать героя героем, если всё происходящее от него не зависит. Даже если случилось что-то очень плохое — герой не виноват! Также легче представить злодея злодеем, если всё происходящее (включая множественные потери и лишения, в частности, повышение цен на шампуни) является последствием его действий. Почему парень, желающий построить справедливое общество, злодей? Так вот же: он сделал Х, и в результате ребёнок умер! (это может привести к улучшению в будущем, в частности, предотвратить множество детских смертей? Или же всё кончилось так плохо случайно, из-за других обстоятельств? Нет, не слышали) Почему герой, разнёсший пол города, по-прежнему герой? Да он же не хотел ничего делать — его злодеи заставили драться именно здесь!
  • Герои в произведениях обычно выигрывают. А ведь если герой хотел что-то изменить и у него получилось — весь мир произведения изменится! Автору придётся поставить жирную точку или же писать продолжения про совсем другие условия, а возможно, что и вообще в другом сеттинге. С другой стороны, если герой хочет оставить всё, как есть, и действует лишь в ответ на действия злодея — можно писать книгу за книгой про то, как очередной злодей пытается совершить очередные преобразования, а герой его в очередной же раз побеждает. И всё снова становится точно так же, как на первой странице книги.
  • Часто злодей умный, а герой — сильный. И простой способ показать умного злодея — дать ему разработать хитрый план и почти реализовать его, пару раз обманув героя в процессе.

Инверсия тропа может быть реализована через:

  • Простой переворот тропа — протагонист-злодей против героического антагониста. Остальное без изменений.
  • Герой — бунтарь, злодей — охранитель; мир устроен неправильно, победой героя становится революция и мироустройство, более похожее на наше. Получается типичный сюжет антиутоперы.
  • И герой, и злодей активно действуют и строят планы, сталкиваясь друг с другом. Зачастую это фатально оканчивается для обоих планов.
  • Произведение посвящено тому, как герой развивается, осваивая какой-либо навык. Он может сталкиваться с противниками, которых надо превзойти — но они не всегда злодеи, и в любом случае автору не требуется описывать какие-либо их действия. Герой растёт и сам по себе. Чем занимаются противники, чтобы противостоять ему? Растут ровно так же, как герой, только хуже.
  • Герой проходит путь наверх, или другим способом кардинально меняет обстановку в произведении.

Троп встречается настолько повсеместно, что писать длинную стену примеров, наверное, и не нужно.