Перипетия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перипетия — резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему.

Перипетия как основа развития фабулы была известна ещё древним грекам, так что это определение старше, чем феодализм.

Нота бене: улучшение и без того хорошей ситуации и ухудшение и без того плохой — не перипетия. Разве что оно настолько резкое, что по сравнению с этой переменой исходно хорошее положение дел кажется плохим, а исходно плохое оказывается очень даже ничего себе. Ну, например, если герой сидит в тюрьме, то досиживание до конца и выход на свободу — не перипетия, а вот побег — уже перипетия. Перевод в другую камеру — не перипетия[1], а вот казнь — перипетия.

Чтобы событие было полноценной перипетией, оно должно соответствовать ряду условий: «реальность („Изменение должно действительно произойти в фиктивном мире повествования, а не во сне героя, например“); релевантность; результативность; непредсказуемость; необратимость („Событийность имеется лишь тогда, когда новое состояние не поддаётся аннулированию“); неповторяемость; следственность. Изменение должно влечь за собой последствия в мышлении и действиях субъекта» [Шмид 1994; 156—157]

  1. У Альфреда Бестера в «Тигр! Тигр!» — вполне себе перипетия.