Перипетия

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перипетия — резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему.

Перипетия как основа развития фабулы была известна ещё древним грекам, так что это определение старше, чем феодализм.

Нота бене: улучшение и без того хорошей ситуации и ухудшение и без того плохой — не перипетия. Разве что оно настолько резкое, что по сравнению с этой переменой исходно хорошее положение дел кажется плохим, а исходно плохое оказывается очень даже ничего себе. Ну, например, если герой сидит в тюрьме, то досиживание до конца и выход на свободу — не перипетия, а вот побег — уже перипетия. Перевод в другую камеру — не перипетия[1], а вот казнь — перипетия.

Чтобы событие было полноценной перипетией, оно должно соответствовать ряду условий: «реальность („Изменение должно действительно произойти в фиктивном мире повествования, а не во сне героя, например“); релевантность; результативность; непредсказуемость; необратимость („Событийность имеется лишь тогда, когда новое состояние не поддаётся аннулированию“); неповторяемость; следственность. Изменение должно влечь за собой последствия в мышлении и действиях субъекта» [Шмид 1994; 156—157]

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  1. У Альфреда Бестера в «Тигр! Тигр!» — вполне себе перипетия.