Символ мечты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Льёт за окошком дождь осенний, В доме сижу одна, Верю в тебя, моё спасенье, Маленькая страна. Маленькая страна, маленькая страна Кто мне расскажет, кто подскажет Где она, где она.

»
— Наташа Королёва, «Маленькая страна»

Герой, как правило, переживающий какие-то невзгоды или живущий в тяжёлых условиях, черпает вдохновение в мыслях о чём-то недостижимом или труднодостижимом. Как правило, это какое-то место (сказочная страна, город Эльдорадо и др.), чуть реже — живое существо (например, прекрасная возлюбленная из снов или синяя птица удачи) или даже предмет (скажем, святой Грааль или голубая роза). Иногда герой предпринимает активные усилия, чтобы его найти, а иногда — просто устремляется к нему в мыслях.

Нередко бывает такое, что этого символа на самом деле не существует, либо — если он всё же существует — он сильно не оправдывает ожиданий.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Для средневековых английских и французских крестьян в этой роли выступала страна Кокань (немецкий аналог — Шлараффенланд).

Театр[править]

  • «Синяя птица» Мориса Метерлинка — заглавная синяя птица.

Литература[править]

  • Лавкрафт очень любил этот троп:
    • «Поиск Иранона» — прекрасный город Эйра, который всю жизнь разыскивает юноша Иранон, считающий себя сыном тамошнего царя. На самом деле он существует только в мечтах, а Иранон — мальчик из нищей семьи, сочинивший этот город ещё в детстве и с годами сам поверивший в него.
    • «Селефаис» — не менее прекрасный город Селефаис, который главный герой видит в снах.
    • «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» — закатный город из снов. Оказался коллажем из реальных мест, которые произвели влияние на Картера.
    • «Серебряный ключ» — а тут таковым уже прямо становится утраченное детство.
  • Умберто Эко:
    • «Баудолино» — для героя сабжем становится придуманное им же царство Пресвитера Иоанна, а для его друга Абдула — принцесса из дальней страны.
    • «Маятник Фуко» — негативный вариант тропа. Герой упоминает о том, что придуманная ими карта тамплиеров неизбежно станет таким символом для множества оккультистов и ультраправых террористов, которые в погоне за ней будут годами и десятилетиями идти по трупам.
  • Остап Бендер с его Рио-де-Жанейро, конечно же! Да и свечной заводик отца Фёдора в «Двенадцати стульях».
  • Хроники Нарнии — Нарния для тех, кто побывал там, или происходит оттуда, но оказался за её пределами. Вплоть до того, что в «Серебряном кресле» упоминание Нарнии сохранило память и разум жертвам злой колдуньи. «Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии.» А для самих нарнийцев такой мечтой служит Страна Аслана.
  • Дафна Дюморье, «Дом на берегу» — под воздействием некоего препарата герой, живущий скучной жизнью с женой и приёмными детьми, начинает видеть средневековое прошлое и влюбляется в прекрасную девушку из той эпохи. Хотя препарат, судя по всему, позволяет лишь видеть прошлое, но не взаимодействовать с ним, ГГ упорно пытается достучаться до возлюбленной и, судя по всему, ничем хорошим это для него не заканчивается.
  • Герберт Уэллс, «Дверь в стене» — герой в детстве находит очень странную белую дверь, ведущую в чудесный сад, и впоследствии всю свою жизнь мечтает туда вернуться. В конце концов, судя по всему, ему это удалось… ценой собственной жизни.
  • Андрей Саломатов, «Девушка в белом с огромной собакой» — аналогично. На дворе конец советских восьмидесятых со всей тогдашней чернухой и социальной энтропией, и один алкаш рассказывает другу, как он несколько раз встретил загадочную девушку в белом свадебном платье с флердоранжем, словно бы вышедшую из совсем другого мира (судя по всему, отсылка к эстетике декаданса и Серебряного века). В конце концов, погнавшись за девушкой, алкаш попадает под поезд… после чего его, уже мёртвого, уводит на тот свет та самая девушка с огромной собакой.
  • Юрий Никитин, «Далёкий светлый терем», в который мечтал перенестись главный герой, и который оказался… домом всем известной Салтычихи.
  • Александр Грин, «Алые паруса» — корабль под алыми парусами для Ассоль.

Кино[править]

  • «Бразилия» Терри Гиллиама — необычный пример, поскольку речь идёт о музыкальном символе. Для героя, живущего в бюрократической антиутопии, сабжем становится старая бразильская песня «Aquarela do Brasil», в которой Бразилия описывается как сказочная тропическая страна любви.
  • «Искусственный разум» Спилберга — мальчик-робот по имени Дэвид мечтает встретить Голубую Фею из сказки про Пиноккио, надеясь, что она сделает его настоящим живым мальчиком. Увы, он не в сказке, а в киберпанке, поэтому то, что он считал Голубой Феей, оказывается то голографической имитацией, то вообще статуей с аттракциона в парке развлечений.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • «Woodruff and the Schnibble of Azimuth» — для жителей постапокалиптической антиутопии таковым является Шниббл, загадочная сущность, открытая профессором Азимутом, которая может их спасти. Достоверно неизвестно, что это вообще такое, живое существо или предмет, однако существуют даже секты, ждущие пришествия Шниббла. Как выясняется, профессор его выдумал, чтобы дать людям вдохновение в жизни и борьбе. И по факту Шнибблом становится сам главный герой, который свергает тоталитарный режим и сам становится мудрым и справедливым правителем.

Музыка[править]

  • «Маленькая страна» Наташи Королёвой — см. эпиграф.
  • «Синяя птица» группы «Машина времени».
  • «Розовый фламинго» Алёны Свиридовой — этот самый фламинго выступает символом сказочной страны, «где закаты цвета вишни одуряюще прекрасны».
  • «Страна Дельфиния» Новеллы Матвеевой, особенно учитывая, что сама Матвеева была больна.
  • Клип Алана Бадоева на песню Лары Фабиан «Mademoiselle Hyde» — прекрасная женщина, которую герой видит в морфиновых грёзах.
  • «Uma2rman» — песня с говорящим названием «Куда приводят мечты». Лирический герой дружески общается с Уолтом Диснеем, Владимиром Высоцким, Андреем Мироновым, увлёкшись их творчеством, а напоследок беседует с самим Богом.
  • Техно-опера «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» от Complex Numbers — коммунистическое будущее: «Но чем наша цель нереальней, тем манит сильнее она, / Нас верить в себя заставляя, как будто и вправду верна».
  • Олег Медведев, «Алёха Боханский»: Алёха с детства мечтал попасть в Эльдорадо, но не ради богатства, а ради приключений. И в предполагаемом Эльдорадо его, революционера, и поныне ждут такие же, как он, герильерос: «Едет Лёха, едет пролетарский герой!»

Прочее[править]

  • BIONICLE — у Маторанов была одна не очень оригинальная мечта о том, что когда они добросовестно проработают определённый срок, их заберут в царство Артакхи, где их остаток жизни ждёт жизнь без невзгод (таких, как Гражданская Война Маторанов или дежурные происшествия с дикими зверьми Рахи, за 100000 лет существования наверняка каждому было что вспомнить). Кто-то верил в это, кто-то нет, но царство было вполне реальным, только противоположное местечко Карзахни со временем стало забирать себе всех без разбору.

Реальная жизнь[править]

  • Общее — переезд в большой город (желательно столицу) из провинции.
    • Это для молодых людей. А для людей в возрасте, наоборот, «маленький дом, на окнах — герани», «место, где не умолкают птицы ни днем ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин».
  • Америка (и не только Соединённые Штаты) ещё лет сто назад для множества людей в Старом Свете была местом, куда можно сбежать от невесёлых реалий родной страны и начать жизнь заново. У некоторых даже получалось.
  • Для части жителей СССР и стран соцлагеря таким символом стали страны Запада и особенно США. После развала СССР это вылилось в другой троп. Для некоторых в такой роли выступала и дореволюционная Россия.
  • Для евреев такой мечтой века и тысячелетия диаспоры была земля Израиля. Отсюда знаменитая фраза «На следующий год в Иерусалиме». Мечта осуществилась в двадцатом веке.
  • Алан Гарнер в детстве много и тяжело болел и на больничной койке путешествовал по родным холмам с созданиями из сказок, которые слышал от деда. Когда он вырос и поступил в университет, мечта всё ещё была так сильна, что он не стал преподавать, как собирался после выпуска, а посвятил себя писательству.
  • Для Адольфа Гитлера свастика была именно таким символом. В детстве он пел в церковном хоре бенедиктинского монастыря в Ламбахе, был очень привязан к этому месту и мечтал стать священником — и именно там он впервые увидел свастику на гербе местного аббата[1]. Но не сложилось, отец был против, а потом семья переехала - а много лет спустя уже взрослый Гитлер в память об этом сделал свастику своим атрибутом, превратив её из трогательного символа детства в синоним Мирового Зла.
    • Другим таким символом для него был город Линц, где прошли его подростковые годы, и который ассоциировался у него с умершей матерью. В годы своего правления Гитлер планировал перестроить Линц и сделать его культурной столицей Рейха, чтобы он затмил ненавистную ему Вену.

Примечания[править]

  1. Эта свастика называлась «хакенкройц» («крюкастый крест»), представляла собой стилизованное изображение христианского креста и не имела никакого отношения к азиатской свастике