Протагонист-ребёнок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В чём же прелесть, если главный герой произведения совсем ещё юное, не созревшее физически и морально, дитя?

  • Во-первых, ему ещё многое прощается в силу нехватки жизненного опыта;
  • Во-вторых, персонаж-ребёнок гораздо сильнее вызывает желание защитить его, успокоить, пожалеть, нежели взрослый;
  • В-третьих, если хорошо постараться, может получиться настоящая притча о взрослении (в зависимости от выбора жанра или постановки сюжета);
  • В-четвёртых, интересно показать что-либо глазами ребёнка, незамутнённым сознанием, часто получается интересная альтернативная точка зрения (устами младенца глаголет истина);
  • Да и в-пятых, детишкам ведь гораздо интереснее читать и смотреть о своих сверстниках, чем про скучных взрослых дядек и тёток!
    • С другой стороны, если ребёнок является протагонистом, то не надо сразу причислять его к детским. Может быть авторы хотят показать какой-то ужас (или еще что-то не детское), но глазами школьника/дошкольника.

Детёныши животных (особенно, говорящие) тоже вполне попадают под троп.

Примеры[править]

Литература[править]

Во многих странах[править]

Русскоязычная[править]

  • А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители».
  • Трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты» — истории взросления детей из разных слоёв общества (богатого дворянина и бедного необразованного мещанина).
  • А. П. Чехов, «Спать хочется», «Ванька», повесть «Степь».
  • А. Аверченко — «Блины Доди», «Смерть африканского охотника», «Трава, примятая сапогом», «Страшный мальчик».
  • Б. Пастернак, «Детство Люверс».
  • Э. Багрицкий, «Смерть пионерки».
  • А. Гайдар — «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и т. п.
  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Петя Бачей.
    • История взросления показана и в дальнейших книгах: «Хуторок в степи» (подросток), «Зимний ветер» (молодой человек) и «Катакомбы Одессы» (зрелый мужчина).
  • Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы» и «Гимназисты».
  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — хотя перед нами живые куклы, они ведут себя как настоящие дети.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», «Великое противостояние».
  • А. Мусатов, «Стожары».
  • А. Рыбаков, «Кортик», «Бронзовая птица» и т. д.
  • В. Каверин, «Два капитана».
    • Потом протагонист вырастает, становится взрослым, а автор показывает нам, что с ним было дальше.
  • Н. Островский, «Как закалялась сталь» — аналогично.
  • К. Булычёв, цикл про Алису Селезнёву.
  • Е. Велтистов, «Приключения Электроника».
  • Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали».
  • М. Алексеев, «Карюха» и «Драчуны».
  • Книги башкира Анвера Бикчентаева.
  • Р. Кошурникова, «Пусть тайга ко мне привыкнет».
  • А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена школьным годам героя.
  • В. Крапивин же! Практически во всех его произведениях, несть им числа, в центре внимания дети и подростки.
  • Владимир Высоцкий, мини-поэма «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного — Ваню Дыховичного».

На других языках[править]

  • Братья Гримм, «Гензель и Гретель».
  • Ш. Перро, «Красная Шапочка».
  • Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Ч. Диккенс, «Оливер Твист».
    • И «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда — туда же.
    • Тогда уже «Без семьи» и «В семье» Гектора Мало (это — отнюдь не дилогия, а два независимых произведения), а кроме него — «Маленькие женщины» с продолжениями и «Роза и семь братьев» тоже с продолжением Луизы Олкотт, а ещё можно вспомнить «Длинноногого дядюшку» Джин Вебстер, хотя это уже про студенток колледжа, а не про школьников.
  • М. Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также «Принц и нищий» (хотя там два главных героя).
    • Причем второй роман - яркий пример ситуации, где ребенок - и протагонист, и POV-персонаж, а книга совсем не детская.
  • Э. Портер, «Поллианна».
  • Т. Майн Рид, «Морской волчонок».
  • Г.-Х. Андерсен, «Снежная королева», «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды» и другие сказки. В большинстве из таких протагонист ещё и маленький ангел.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
  • Ф. Бёрнетт, «Маленькая принцесса» и «Маленький лорд Фаунтлерой».
    • И «Таинственный сад» её же.
  • Р. Киплинг, «Маугли».
  • «Остров сокровищ» же!
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова».
  • Шолом-Алейхем, «Мальчик Мотл».
  • Феликс Зальтен, «Бэмби» — начало романа про оленёнка (а также диснеевские мультадаптации и советские фильмы).
  • Произведения Астрид Линдгрен:
    • «Малыш и Карлсон».
    • «Эмиль из Лённеберга».
    • «Пеппи Длинныйчулок».
    • «Мио, мой Мио!».
    • «Приключения Калле Блумквиста».
    • «Расмус-бродяга».
    • «Братья Львиное Сердце».
    • «Рони, дочь разбойника».
  • Труди Канаван, цикл про Сонеа.
  • «Девушка напротив» Джека Кетчама.
  • К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — все Хроники, кроме «Последней битвы», где дети участвуют, но протагонист всё же король Нарнии.
  • «Хроники Края» — каждый главный герой.
  • Вся серия «Goosebumps/Ужастики» Р. Л. Стайна. Да и многие другие его книги.

Театр[править]

Кино[править]

  • «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо.
  • «Один дома».
  • «Про Красную Шапочку».
  • «Приключения Петрова и Васечкина…»
  • «Артур и минипуты»

Телевидение[править]

  • Сюжеты «Ералаша».

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • The Binding of Isaac.
  • Eco Quest.
  • Nier - главному герою в первой главе пятнадцать лет.
  • Undertale.
  • Ib.
  • The Girl and the Robot. Даже при наличии сильного друга-робота, здесь являться маленькой девочкой не круто...
  • Disneyland на NES (Dendy).
  • Walking Dead - второй сезон. Малышка Клем даёт прикурить взрослым.
  • South Park.
  • Pokémon.
  • Fran Bow.
  • Brothers: A Tale of Two Sons.
  • Limbo, стильная мрачнуха явно не для детей.
  • Inside, от авторов Limbo.
  • Little nightmares, мрачнуха уже про девочку.
  • Heart of darkness, олдскульная не-такая-уж-мрачнуха с хэппи-эндом. Vive la France!
  • Child of Light - название намекает.