Протагонист-ребёнок
Перейти к навигации
Перейти к поиску
В чём же прелесть, если главный герой произведения совсем ещё юное, не созревшее физически и морально, дитя?
- Во-первых, ему ещё многое прощается в силу нехватки жизненного опыта;
- Во-вторых, персонаж-ребёнок гораздо сильнее вызывает желание защитить его, успокоить, пожалеть, нежели взрослый;
- В-третьих, если хорошо постараться, может получиться настоящая притча о взрослении (в зависимости от выбора жанра или постановки сюжета);
- В-четвёртых, интересно показать что-либо глазами ребёнка, незамутнённым сознанием, часто получается интересная альтернативная точка зрения (устами младенца глаголет истина);
- Да и в-пятых, детишкам ведь гораздо интереснее читать и смотреть о своих сверстниках, чем про скучных взрослых дядек и тёток!
- С другой стороны, если ребёнок является протагонистом, то не надо сразу причислять его к детским. Может быть авторы хотят показать какой-то ужас (или еще что-то не детское), но глазами школьника/дошкольника.
Детёныши животных (особенно, говорящие) тоже вполне попадают под троп.
Примеры[править]
- Детский детектив как жанр.
- Поджанр в хорроре Мальчишечьи ужасы.
- Детские ужастики же!
Литература[править]
Во многих странах[править]
- Л. Ф. Баум, «Волшебник страны Оз» — Дороти Гейл.
- И её волковский аналог — Элли Смит, а потом Энни, младшая сестра Элли.
- Гарри Поттер — притча о взрослении. Протагонист-ребёнок становится подростком и юношей.
- А также Таня Гроттер, Порри Гаттер и остальные его производные.
Отечественная[править]
- А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители».
- Трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты» — истории взросления детей из разных слоёв общества (богатого дворянина и бедного необразованного мещанина).
- А. П. Чехов, «Спать хочется», «Ванька», повесть «Степь».
- А. Аверченко — «Блины Доди», «Смерть африканского охотника», «Трава, примятая сапогом», «Страшный мальчик».
- Б. Пастернак, «Детство Люверс».
- Э. Багрицкий, «Смерть пионерки».
- А. Гайдар — «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» и т. п.
- В. Драгунский — «Денискины рассказы» — главный герой и его друзья.
- В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Петя Бачей.
- История взросления показана и в дальнейших книгах: «Хуторок в степи» (подросток), «Зимний ветер» (молодой человек) и «Катакомбы Одессы» (зрелый мужчина).
- Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы» и «Гимназисты».
- А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — хотя перед нами живые куклы, они ведут себя как настоящие дети.
- Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», «Великое противостояние».
- А. Мусатов, «Стожары».
- А. Рыбаков, «Кортик», «Бронзовая птица» и т. д.
- В. Каверин, «Два капитана».
- Потом протагонист вырастает, становится взрослым, а автор показывает нам, что с ним было дальше.
- Н. Островский, «Как закалялась сталь» — аналогично.
- К. Булычёв, цикл про Алису Селезнёву.
- Е. Велтистов, «Приключения Электроника».
- Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали».
- М. Алексеев, «Карюха» и «Драчуны».
- Книги башкира Анвера Бикчентаева.
- Р. Кошурникова, «Пусть тайга ко мне привыкнет».
- А. Маркуша, автобиографический роман «Большие неприятности» — часть произведения посвящена школьным годам героя.
- В. Крапивин же! Практически во всех его произведениях, несть им числа, в центре внимания дети и подростки.
- Владимир Высоцкий, мини-поэма «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного — Ваню Дыховичного».
Зарубежная[править]
- Братья Гримм, «Гензель и Гретель».
- Ш. Перро, «Красная Шапочка».
- Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный Король».
- Ч. Диккенс, «Оливер Твист».
- И «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда — туда же.
- Тогда уже «Без семьи» и «В семье» Гектора Мало (это — отнюдь не дилогия, а два независимых произведения), а кроме него — «Маленькие женщины» с продолжениями и «Роза и семь братьев» тоже с продолжением Луизы Олкотт, а ещё можно вспомнить «Длинноногого дядюшку» Джин Вебстер, хотя это уже про студенток колледжа, а не про школьников.
- М. Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», а также «Принц и нищий» (хотя там два главных героя).
- Причем второй роман — яркий пример ситуации, где ребенок — и протагонист, и POV-персонаж, а книга совсем не детская.
- Э. Портер, «Поллианна».
- Т. Майн Рид, «Морской волчонок».
- Г.-Х. Андерсен, «Снежная королева», «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды» и другие сказки. В большинстве из таких протагонист ещё и маленький ангел.
- Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
- Ф. Бёрнетт, «Маленькая принцесса» и «Маленький лорд Фаунтлерой».
- И «Таинственный сад» её же.
- Р. Киплинг, «Маугли».
- «Остров сокровищ» же!
- Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова».
- Шолом-Алейхем, «Мальчик Мотл».
- Феликс Зальтен, «Бэмби» — начало романа про оленёнка (а также диснеевские мультадаптации и советские фильмы).
- Произведения Астрид Линдгрен:
- «Малыш и Карлсон».
- «Эмиль из Лённеберга».
- «Пеппи Длинныйчулок».
- «Мио, мой Мио!».
- «Приключения Калле Блумквиста».
- «Расмус-бродяга».
- «Братья Львиное Сердце».
- «Рони, дочь разбойника».
- Труди Канаван, цикл про Сонеа.
- «Девушка напротив» Джека Кетчама.
- К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — все Хроники, кроме «Последней битвы», где дети участвуют, но протагонист всё же король Нарнии.
- «Хроники Края» — каждый главный герой.
- Вся серия «Goosebumps/Ужастики» Р. Л. Стайна. Да и многие другие его книги.
Театр[править]
- С. Маршак, «Двенадцать месяцев». Героиня — подросток, которой, как пройдёт ещё пара лет, уже будет пора замуж. То-то Апрель ей своё колечко подарил…
Кино[править]
- «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо.
- «Один дома».
- «Про Красную Шапочку».
- «Приключения Петрова и Васечкина…»
- «Артур и минипуты»
Телевидение[править]
- Сюжеты «Ералаша».
Мультсериалы[править]
- «Тайны старого Лондона» (1994) — главными героями мультсериала являются одиннадцатилетние беспризорники Орсон и Оливия, выживающие и приключающиеся на улицах викторианского Лондона.
Аниме и манга[править]
- Наруто же.
- Асакура Йо из Shaman King.
- Гон Фрикс из HunterxHunter.
- Digimon Adventure.
- Многие фильмы Миядзаки.
- Boku dake ga Inai Machi. Только с прикрученным фитильком.
- Alien 9.
- Made in Abyss.
- Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) — Сама Илиясфиль. Хотя на момент событий анимэ ей должно быть 18. Но дефекта роста как в оригинале у неё быть не должно. Значит всё таки она ещё ребёнок.
Видеоигры[править]
- The Binding of Isaac.
- Eco Quest.
- Nier — главному герою в первой главе пятнадцать лет.
- Undertale.
- Ib.
- The Girl and the Robot. Даже при наличии сильного друга-робота, здесь являться маленькой девочкой не круто…
- Disneyland на NES (Dendy).
- Walking Dead — второй сезон. Малышка Клем даёт прикурить взрослым.
- South Park.
- Pokémon.
- Fran Bow.
- Brothers: A Tale of Two Sons.
- Limbo, стильная мрачнуха явно не для детей.
- Inside, от авторов Limbo.
- Little nightmares, мрачнуха уже про девочку.
- Heart of darkness, олдскульная не-такая-уж-мрачнуха с хэппи-эндом. Vive la France!
- Child of Light — название намекает.